Учебное пособие: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки
Название: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы составлены на основании ГОС ВПО. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «_______________________Информационные системы _____________________» (название кафедры) Протокол №_7 __ «_08 _» ____ноября ______2010 г. Зав. кафедрой В.М. Артюшенко Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы разработали: Преподаватели кафедры «Бытовая техника» В.М. Артюшенко В.М. Советов В.К. Душин Согласовано: Проректор по учебной работе Н.Г. Новикова ВВЕДЕНИЕ Информатика и электроника являются одними из главных отраслей, определяющих научно-технический прогресс в науке и ряде отраслей экономики. Их развитие позволяет ставить и решать совершенно новые задачи или предлагает новые, более эффективные решения для традиционных ситуаций в самых разных сферах человеческой деятельности. Эффективность применения современных технологий существенно зависит от уровня подготовки специалистов. В связи с этим инженер-специалист в области информационного сервиса должен: - глубоко понимать физические и логические основы построения технических средств информационных систем и их компонентов, происходящие в них процессы, потенциальные возможности и тенденции их развития; - уметь реализовывать модели явлений действительности и прикладные информационные системы современными аппаратными и программными средствами; - уметь формулировать основные технико-экономические требования к изучаемым объектам и знать существующие научно-технические и экономические средства их реализации; - уметь в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики переоценить накопленный опыт и приобрести новые знания. В связи с этим большое значение приобретает подготовка квалифицированных специалистов, владеющих современными методами расчета и проектирования информационных систем, а также эффективными методами их эксплуатации. Базой для дипломного проектирования являются знания, полученные студентом за годы обучения в высшем учебном заведении. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Являясь заключительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении, дипломное проектирование имеет следующие цели: - углубление, закрепление и систематизация теоретических знаний, полученных студентом при обучении в высшем учебном заведении; применение этих знаний при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач в соответствии с темой проекта; - развитие навыков самостоятельной работы по постановке задач, их технико-экономическому анализу, выбору конкретных решений и их реализации; - выявление степени подготовленности студента для самостоятельной работы по специальности. В процессе дипломного проектирования студент должен показать, что он владеет достаточными теоретическими знаниями и навыками самостоятельного творческого решения поставленных инженерных задач, способен четко формулировать существо задачи, принимать правильные решения и грамотно их обосновывать. Дипломный проект является выпускной квалификационной работой студента. На основании рассмотрения дипломного проекта и его защиты Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении автору проекта квалификации инженер . 2. ТЕМАТИКА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Разнообразие тем дипломных проектов определяется, с одной стороны, тем, что информационные системы включают в себя как аппаратные, так и программные компоненты, с другой – широтой области применения информационных систем. При выборе темы дипломного проекта особое внимание следует уделить ее актуальности, учесть перспективы развития электроники и информатики. Тема дипломного проекта должна быть связана с решением конкретной научной или практической задачи. В дипломном проекте должны гармонически сочетаться теоретические, расчетные, организационно-экономические вопросы. Желательно, чтобы дипломный проект, являющийся творческой работой студента, содержал элементы научно-исследовательской работы. Следует стремиться к отражению в нем результатов исследований, выполненных студентом на предприятии, в научном учреждении или на кафедре высшего учебного заведения. Темы дипломных проектов можно разделить на три группы: - проектирование (модернизация) информационных систем и сетей; - проектирование аппаратных и/или программных компонентов информационных систем; - исследовательские дипломные проекты. Дипломные проекты по информационным системам должны включать в себя проектирование программно-аппаратного комплекса . Соотношение между степенями проработки аппаратной и программной части зависит от конкретной постановки задачи. Ниже приводятся примерные направления дипломных проектов.
В проектах по компонентам информационных систем осуществляется разработка или модернизация различных аппаратно-программных средств. Ниже приводятся примерные темы таких проектов. · Разработка средств сопряжения разнородных аппаратно-программных систем и их компонентов. · Интеллектуальная подсистема информационной системы. · Повышение эффективности абонентского оборудования систем кабельного телевидения. · Разработка адаптера (датчика). · Подсистема работы с изображениями. · Повышение эффективности абонентского оборудования систем IP -телефонии. · Повышение эффективности оборудования мобильных систем. Студентам, работающим на кафедре, могут быть предложены темы, связанные непосредственно с их работой: · Автоматизация составления расписания занятий в ВУЗе. · Автоматизация работы библиотеки ВУЗа. · Автоматизация планирования нагрузки кафедр ВУЗа. · Автоматизация работы архива вуза. · Автоматизация тестирования знаний студентов. · Исследование защиты локальной сети учебной лаборатории с помощью межсетевых экранов. · Компьютерная поддержка изучения раздела «Борьба с ухудшением характеристик, вызванных эффектами замирания в канале» дисциплины «Организация мобильных систем связи». · Автоматизация работы приемной комиссии в МГУС. · Автоматизация учета кадров сотрудников и учащихся в МГУС. · Автоматизация работы методического отдела МГУС. · Информационная система в управлении учебным процессом вуза. · Мультимедийный курс по отдельным дисциплинам. · Разработка электронного учебника по отдельным дисциплинам. Студенты заочного обучения могут предложить свою тему, учитывающую интересы предприятия, на котором они работают. Ниже приведен примерный перечень тем. · Автоматизация бухгалтерии в негосударственном образовательном учреждении. · Автоматизация деятельности риэлторской фирмы. · Автоматизация маркетинговой деятельности фирмы. · Автоматизация поддержки принятия решения по ценовой политике предприятия. · Автоматизация учета отгрузки товара в условиях серийного производства. · Информационная поддержка конкретных технологических процессов. · Информационная поддержка трудоустройства и занятости молодых специалистов. · Обучающая система «Биржевые сделки с ценными бумагами». · Проект автоматизации документооборота товаропроводящей сети. · Проект автоматизации осуществления информационных услуг в строительстве. · Проект автоматизации планирования производственной деятельности коммерческой фирмы. · Проект автоматизации системы информационной поддержки материально-технического снабжения. · Проект автоматизации учета основных средств. · Проект автоматизации финансового анализа предприятия. · Проект автоматизации финансовой деятельности предприятия. · Проект автоматизация складского учета на предприятии. · Разработка программы оптимизации вычислительных сетей в условиях нечетко заданного графика. · Разработка системы поддержки принятия решений о распределении ресурсов. · Разработка экспертной системы для анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия. В исследовательских дипломных проектах, отличительной особенностью которых является углубленная теоретическая проработка вопросов, выполняются теоретические и экспериментальные исследования различных информационных технологий, систем и их компонентов, направленные на их совершенствование, разработку новых принципов построения и методов проектирования. Постановка исследовательской задачи должна вытекать из существующих в практической деятельности проблем. Направление разработки должно быть обосновано. Решением поставленной исследовательской задачи является анализ исходных данных и выбор оптимального варианта. К выполнению исследовательских дипломных проектов с разрешения декана факультета допускаются студенты, имеющие высокую успеваемость и участвующие в студенческих научно-исследовательских работах. Ниже приводятся примеры тем исследовательских дипломных проектов. · Исследование перспектив развития систем мобильной связи. · Разработка алгоритма распознавания текста. · Разработка алгоритма передачи речи и данных в сетях с коммутацией пакетов. · Анализ условий работы и перспектив развития беспроводных систем связи. · Анализ алгоритмов цифровой передачи речи в современных телекоммуникационных сетях. · Исследование методов интеллектуального анализа данных. · Разработка метода распознавания речи. · Разработка экспертной системы. · Разработка программного обеспечения мягкой коммутации сетей нового поколения. · Исследование методов повышения емкости в сетях связи. · Анализ методов управления трафиком в сетях связи. Перечень тем дипломных проектов составляется выпускающими кафедрами. Этот перечень периодически обновляется и утверждается Советом факультета. По согласованию с выпускающей кафедрой студент выбирает конкретную тему проекта. Тема проекта должна быть актуальной, соответствовать специальности студента и быть увязанной с характером его работы на предприятии. Определение темы дипломного проектирования и ее предварительное согласование с кафедрой целесообразно сделать в начале последнего семестра обучения, но не позднее, чем за месяц до выхода на дипломное проектирование . 3. ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 3.1 Общие вопросы После окончания теоретического курса обучения студент сдает в деканат зачетную книжку. Заведующий кафедрой (или назначенный им преподаватель) после детального обсуждения и уточнения со студентом темы и объема дипломного проекта, определяет руководителя из числа преподавателей кафедры. Задание на дипломное проектирование студенту выдается не позднее, чем за месяц до выхода его на дипломное проектирование. Задание на дипломное проектирование оформляется по личному заявлению студента, подписанного самим студентом и его руководителем. Задание на дипломное проектирование разрабатывается студентом-дипломником совместно с руководителем дипломного проекта. К разработке задания привлекаются консультанты по отдельным разделам и экономической части. Выход студента на дипломное проектирование и закрепление за ним темы дипломного проекта и руководителя по согласованию с заведующим выпускающей кафедрой оформляется заявлением студентом (приложение 1 ) и приказом по институту. Студенты, не выбравшие тему и не написавшие заявление до выхода приказа о дипломном проектировании, отчисляются из института. Титульный лист дипломного проекта оформляется в соответствии с приложением 2 . Задание на дипломное проектирование составляется на типовом бланке в соответствии с приложением 3 . При разработке задания и заполнении бланка необходимо руководствоваться ниже изложенными соображениями: Название темы проекта должно быть кратким и отражать суть разработки. В исходных данных к проекту указываются основные данные и технические требования на разработку. Перечень вопросов, подлежащих разработке, должен отражать содержание расчетно-пояснительной записки. Задание по экономической части должно быть увязано с темой проекта и составляется консультантом от соответствующей кафедры. В перечне иллюстративного материала указываются названия обязательных плакатов и их количество (в слайдах электронной презентации или в листах формата Al). Календарный график работы студента составляется на весь период проектирования с указанием этапов работы и времени, отводимого на их выполнение в неделях. Разработанное и оформленное задание на дипломное проектирование подписывается руководителем, консультантами и студентом. При этом указываются фамилия, имя, отчество, ученое звание и ученая степень, занимаемая должность и место работы руководителя и консультантов. Полностью оформленное задание утверждается заведующим кафедрой. Изменение утвержденного задания может быть произведено только с разрешения заведующего кафедрой, выдавшей задание. Задание на дипломное проектирование составляется и утверждается в двух экземплярах . Один экземпляр задания руководителем от кафедры сдается в деканат, второй экземпляр выдается студенту . Одновременно с выдачей задания руководитель (консультант) помогает студенту-дипломнику подобрать литературу по теме дипломного проекта. Время на дипломное проектирование исчисляется с момента подписания приказа, о чем делается соответствующая запись в задании на дипломное проектирование. 3.2 Примерное содержание отдельных пунктов задания на дипломное проектирование Исходные данные к проекту : - назначение разрабатываемого устройства, программы или системы; - основные технические параметры, включая электрические; - объект установки и условия эксплуатации; - особенности конструктивного исполнения и/или специфические эргономические требования; - структура информационных потоков предприятия (организации); - объем передаваемой информации; - территориальное расположение предприятия (организации) и среднесписочная численность сотрудников; - требования к среде передачи информационных потоков в соответствии с документами международных организаций по стандартизации; - экономические требования – стоимость разработки, себестоимость изделия, расходы на эксплуатацию; - требования по надежности; - объем выпуска, время изготовления. В задании необходимо указывать лишь те требования, которые существенно влияют на выбор принципа построения системы или устройства (компонента) и сказываются на особенностях реализации . Например, при проектировании (модернизации) локальных вычислительных (корпоративных) сетей следует указать следующие исходные данные: - тип и объем передаваемой информации; - максимально возможное расстояние между рабочими станциями;- производительность сети; - использование процедуры установления приоритетов при одновременном подключении РС к каналу: (требуется/не требуется); - план предприятия, для которого проектируется (модернизируется) сеть; - существование сегментов сети до проектирования (модернизации) и их производительность. Исходные данные должны служить для решения конкретной производственной (научно-технической, образовательной) задачи. Содержание пояснительной записки должно включать: - обоснование актуальности темы проекта; - обзор и сравнительный анализ современных отечественных и зарубежных систем и их компонентов, являющихся прототипом разрабатываемых дипломником, материалы патентного поиска; - требования, предъявляемые к системе; - обоснование направления разработки; - выбор варианта построения системы (компонента); - расчет (с применением ЭВМ) и обоснование выбранного варианта структурной схемы системы, компонента (с количественными данными); - экспериментальные исследования (для аппаратных компонентов) или тестирование (для программных компонентов); конкретно указываются проводимые эксперименты и выполняемые тесты; - расчет (с применением ЭВМ) основных аппаратных компонентов системы, составление алгоритмов и программ (дать конкретный перечень); - обоснование выбора элементной базы, аппаратно-программной платформы; - перечень функциональных узлов, компонентов и элементов, создаваемых в процессе дипломного проектирования; - особенности конструкции (для аппаратных компонентов) и (или) эргономические характеристики пользовательских интерфейсов программ; - анализ технико-экономических показателей системы, компонента; особенности внедрения и обслуживания; - разработка мероприятий по охране труда. Материалы пояснительной записки должны содержать до 30% расчетов. Примерный перечень иллюстративного материала с указанием объема в слайдах (листах): - структурная (или функциональная) схема системы (компонента) 1; - общий вид системы, устройства 1; - структура проектируемой сети, ее расположение в соответствии с планом предприятия (организации) 1; - принципиальная схема устройства или блок-схема программного компонента 1-2; - эпюры напряжений, диаграммы (при разработке аппаратных компонентов) 1; - конструкции отдельных узлов системы, устройства (печатные платы, блоки, субблоки) или вид пользовательского интерфейса (основного) программного компонента 1-2; - конкретное расположение аппаратных средств защиты информации сети с четкой структурной схемой самой сети 1; - ER-модель «сущность-связь» (при проектировании информационной системы управления предприятием) 1; - экспериментальные характеристики и графики 1-2; - таблицы (диаграммы), поясняющие экономическую эффективность проекта 1. Общее количество слайдов (плакатов) должно составлять 6…9 листов формата Al. Календарный график работы дипломника с указанием продолжительности этапов в неделях: - изучение литературы, анализ существующих систем (устройств, программных компонентов), обоснование цели дипломного проекта 2-3; - выбор и обоснование критерия оптимальности и оптимального варианта построения системы (устройства, программного компонента) 3-4; - расчет выбранного варианта, разработка алгоритмов программ 2-3; - выполнение экспериментальной части, тестирование программ 1-2; - проектирование и оформление конструкторско-дизайнерской и эргономической части 2-3; - проработка экономической части 1-2; - оформление расчетно-пояснительной записки и иллюстративной части дипломного проекта 3-4; - просмотр материалов на кафедре, рецензирование, представление дипломного проекта заведующему кафедрой 1. Всего на дипломное проектирование отводится 16 недель. 3.3 Составление задания на исследовательский дипломный проект Содержание задания определяется руководителем дипломного проекта. Исходные данные: - назначение исследуемой системы (подсистемы) или компонента; - основные технические параметры; - постановка задачи теоретического исследования; - постановка задачи экспериментального исследования; - объем проводимого эксперимента и форма представления результатов; - применение результатов исследования; - экономические требования. Содержание пояснительной записки: - обоснование актуальности темы исследования; - анализ состояния вопроса, постановка задачи теоретического исследования и патентный поиск; - теоретическое обоснование оптимальности выбранного подхода и методов решения задачи; - аналитическая часть (включая моделирование с помощью компьютера); - описание эксперимента (тестирования), материалы по планированию эксперимента и анализ полученных результатов; - применение результатов исследования при разработке системы (подсистемы) или компонента; - возможные сервисные мероприятия; - оценка экономической эффективности внедрения полученных результатов; - проработка вопросов охраны труда при изготовлении и эксплуатации разработанной системы (подсистемы) или компонента. Перечень иллюстративного материала с указанием объема в слайдах (листах): - структурная схема исследуемой системы (подсистемы) или компонента 1; - принципиальная схема устройства или блок схема алгоритма 1; - математическая модель задачи 1-2; - структурная схема эксперимента (тестирования) 1; - расчетные и экспериментальные кривые, графики, номограммы 1-2; - таблицы (диаграммы) для экономической части 1. Всего 6…9 слайдов (листов формата Al). Календарный график с указанием продолжительности этапов в неделях: - анализ состояния вопроса (включая патентный поиск) и постановка задачи исследования 2-3; - проведение теоретических исследований и выполнение расчетов 3-4; - применение результатов исследований в разработке 2-3; - проработка экономических вопросов и разработка сервисных мероприятий и мероприятий по охране труда и технике безопасности 1-2; - оформление пояснительной записки и иллюстративных материалов 2-3; - просмотр пояснительной записки и иллюстративных материалов на кафедре, рецензирование и представление материалов заведующему кафедрой 1. Всего 16 недель . 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА 4.1 Общие вопросы Содержание дипломного проекта должно полностью соответствовать заданию. Дипломный проект включает: - пояснительную записку к проекту объемом 80…100 страниц печатного текста вместе с иллюстрациями (без приложений); - иллюстративные материалы, состоящие из 6…9 слайдов (листов формата Al). Ниже приводится рекомендуемый объем и последовательность отдельных разделов пояснительной записки в страницах. - Аннотация 1; - Содержание 2-3; - Список использованных сокращений (если есть сокращения) 2-3; - Введение 2-3; - Обзор и сравнительный анализ существующих информационных систем (компонентов информационных систем) 8-10; - Обоснование направления разработки и требования, предъявляемые к системе 2-5; - Анализ исходных данных и выбор варианта построения системы 8-10; - Составление технического задания 2-3; - Разработка и расчет структурной схемы системы (компонента системы) 20-25; - Расчеты устройств, разработка алгоритмов и программ 20-25; - Экспериментальные исследования и тестирование программ 5-10; - Особенности конструкции и эргономические характеристики 5-10; - Вопросы организации производства и экономики 8-12; - Заключение 1-3; - Список использованных источников 2-10; - Приложения (не обязательны). 4.2 Аннотация В аннотации приводится сведения о дипломнике и краткое содержание выполненной работы. Пример выполнения аннотации приведен в приложении 4 . 4.3 Содержание Приводятся названия пунктов дипломного проекта и соответствующие им страницы. 4.4 Список использованных сокращений Использованные сокращения и их расшифровка располагаются в алфавитном порядке, обычно сначала сокращения на английском языке, затем сокращения на русском языке. 4.5 Введение Обосновывается актуальность темы с точки зрения эффективности практической деятельности. Подчеркивается цель разработки , ее новизна и перспективность. В соответствии с целью дипломного проекта дается четкая постановка решаемых в дипломном проекте задач . 4.6 Обзор и сравнительный анализ существующих информационных систем (компонентов информационных систем) В разделе дается краткое описание известных в настоящее время по литературным источникам информационных систем (компонентов информационных систем), предназначенных для решения задач, аналогичных поставленным в задании. Приводятся результаты патентного поиска. Обзор проводится как по отечественной, так и по зарубежной литературе, в том числе с использованием научных периодических изданий. Анализируются и сравниваются параметры информационных систем (устройств, программных компонентов), отмечаются их достоинства и недостатки. Оценки должны проводиться для условий, оговоренных в задании на дипломный проект, или для условий, близких к ним. В разделе четко должно быть показано достоинство разрабатываемой системы (компонента) по сравнению с существующими системами (компонентами). 4.7 Обоснование направления разработки и требования, предъявляемые к системе После обзора и анализа существующих информационных систем (компонентов информационных систем) следует приступить к обоснованию технического решения объекта проектирования, то есть обоснованию целесообразности проектирования или модернизации базового варианта информационной системы (или ее компонента). Здесь непосредственно определяется потребность в создании нового объекта или модернизации базового и формируется цель проектирования. В основу должен быть положен прогноз развития самого объекта проектирования и его окружения. При этом необходимо учитывать такой фактор, как непрерывность процесса разработки, то есть, как только завершается работа над информационными системами одного поколения, а, возможно, и до завершения работы, формируются задачи, связанные с совершенствованием и разработкой нового поколения информационных систем. Необходимо учитывать опыт эксплуатации, тенденции спроса на рынке сбыта, моду на принципиальную схему, внешний вид, степень и характер автоматизации. Также необходимо помнить, что период появления новых информационных систем и информационных систем нового поколения не должен превышать период морального старения информационных систем предшествующего поколения. Технические требования к системе разрабатываются с целью проведения единой сертификационной деятельности при развертывании информационных систем в России. Единые технические требования определены на основе отечественных ГОСТ, норм, рекомендаций, международных стандартов и с учетом опыта существующих зарубежных систем. 4.8 Анализ исходных данных и выбор варианта построения системы (компонента системы) Указывается назначение разрабатываемой системы (аппаратного или программного компонента), объект установки, объемы передаваемой информации, требования к среде передачи информации, условия эксплуатации, особенности размещения и обслуживания, основные технические параметры . На основе сравнения с существующими системами выбирается та или иная структурная схема построения системы (компонента). Оптимизация схемы ведется по одному или нескольким заданным параметрам. Далее дается описание выбранной структурной схемы и подчеркиваются ее особенности, достоинства и недостатки. Должна быть показана также возможность ее реализации на базе современных аппаратно-программных средств. 4.9 Техническое задание В техническом задании должен быть отражен перечень аппаратных и/или программных средств, требующихся для реализации информационной системы (компонента системы), порядок расчета статических и динамических характеристик, показателей качества, параметров, элементов, устройств, схем. 4.10 Расчет структурной схемы В соответствии с выбранной структурной схемой производится расчет основных параметров. Исходя из заданных требований, определяются реально достижимые технические характеристики системы. По результатам расчета осуществляется уточнение структурной схемы. Рассматриваются возможные варианты построения системы (компонента), их ожидаемые характеристики, дается сравнение по параметрам с ранее разработанными системами. По результатам рассмотрения выносится решение об окончательном варианте системы (компонента) и приводятся ожидаемые параметры. Следует четко указать решения, которые были приняты дипломником самостоятельно. 4.11 Расчеты устройств, разработка алгоритмов и программ Расчету подлежат узлы системы (компонента), оговоренные в задании. Исходя из параметров, полученных при расчете системы, определяются основные технические параметры подлежащих расчету узлов и элементов. Элементная база выбирается в соответствии с требованиями к узлам (при необходимости проектируется дипломником). Выбор элементной базы производится с учетом использования унифицированных блоков из перспективных образцов. Выбор того или иного элемента должен быть всесторонне (электрически, конструктивно, технологически) обоснован. Для принятого к использованию элемента приводятся его основные паспортные данные. Для вновь разрабатываемых элементов системы обстоятельно формулируются технические требования с учетом их реализуемости. По результатам электрических расчетов определяются параметры всех элементов принципиальной схемы. Можно провести тестирование оборудования и сравнить результаты, полученные экспериментальным путем, с расчетными значениями. Для программных компонентов производится составление (выбор) блок-схем алгоритмов в соответствии с требованиями, определенными при расчете структурной схемы системы. Блок-схемы должны прорабатываться со степенью детализации, достаточной для показа особенности алгоритмов. При разработке блок-схемы должна быть учтена возможность тестирования программы. С учетом требований к совместимости с существующими системами, возможностей модернизации в будущем, особенностей алгоритма и решаемой прикладной задачи выбирается язык (инструментальная система) программирования. Производится составление программ. В пояснительной записке приводится описание процесса составления ключевых программных модулей, обоснование принятых решений и достигаемые с их помощью результаты. Указываются также решения, принятые в процессе отладки. Разрабатывается эксплуатационно-методическая документация (описание программы и руководство пользователя). 4.12 Экспериментальные исследования и тестирование Для аппаратных компонентов описывается цель эксперимента, дается методика и условия его проведения, используемые приборы и установки. Составляется план эксперимента и обосновывается число необходимых измерений каждого параметра. Приводятся результаты эксперимента, выполняется их статистическая обработка, даются анализ полученных данных и основные выводы, подтверждающие правильность решения и расчетов. Для экспериментальной проверки (или в дополнение) желательно использование моделирования на ЭВМ. Возможно и физическое моделирование с изменением масштаба (длины волны, величины напряжения и т.д.). Приводятся исходные данные, принятые при моделировании, алгоритмы и программа. Программа выносится в приложение к проекту. Результаты моделирования анализируются и сравниваются с теоретическими и экспериментальными кривыми. Дается оценка точностей моделирования. В приложение выносится перечень (с указанием паспортных данных) использованных при эксперименте приборов и другой аппаратуры. Для программных компонентов производится обоснование объема и технологии тестирования. При этом должны быть определены необходимая полнота тестирования, метод тестирования, тестовые наборы данных, число тестовых прогонов, необходимость сравнения с работой аналогов. Для информационной системы в целом определяется объем и технология системных испытаний, цель которых обнаружить основные ошибки в сопряжении компонентов систем. 4.13 Особенности конструкции и эргономические характеристики Приводится выбор и обоснование конструктивного выполнения системы (компонента), исходя из условий эксплуатации, обслуживания и, при необходимости, технологии изготовления. При необходимости выполняются предварительные расчеты для сравнительной оценки различных вариантов конструктивного исполнения. Дается конструкция одного или нескольких типовых узлов (плат, элементов). Приводятся данные по электромагнитной совместимости блоков и особенностям межблочных соединений. Для пользовательских программных интерфейсов приводится обоснование их вида с точки зрения эргономики. 4.14 Экономическая эффективность проекта Подробное содержание определяется консультантом соответствующей кафедры. Основные вопросы, подлежащие разработке: - расчет себестоимости и экономической эффективности внедрения в производство данной системы (компонента), сопоставление себестоимости с существующими аналогами; - организация и планирование опытно-конструкторских работ с применением сетевых методов и научной организации труда. 4.15 Заключение Кратко излагаются основные результаты разработки , отмечаются оригинальные решения , полученные дипломником. Приводятся основные характеристики и технико-экономические показатели разработанной системы или компонента системы, анализируется соответствие выполненной разработки заданию на дипломное проектирование . Отмечается возможность внедрения в производство разработанной системы или компонента системы, указывается степень завершенности разработки и ее готовности к предъявлению на конкурс (выставку) студенческих работ. Если разработка уже внедрена в производство, следует приложить акт о внедрении, подписанный на производстве и заверенный печатью. Также может быть отмечено, что материалы (указать, какие конкретно) дипломного проекта могут быть использованы в учебном процессе по соответствующей дисциплине. 4.16 Список использованных источников Приводится перечень литературных и электронных источников в порядке их использования в тексте пояснительной записки. Список использованных источников составляется по общепринятой форме: порядковый номер источника, фамилии и инициалы авторов, полное название книги, издательство, год издания, число страниц. При ссылке на статьи в журналах и сборниках указываются: фамилии и инициалы авторов, наименование статьи, название журнала или сборника, год издания, том, номер журнала или выпуска, страницы. Практика показывает, что для качественного выполнения задания на дипломный проект приходится пользоваться литературой не менее 25 наименований , в том числе на иностранных языках. 4.17 Приложения Приложения (если они есть) располагаются в конце пояснительной записки. Они включают технические характеристики оборудования, использованного в эксперименте, результаты расчетов на ЭВМ, данные компонентов и т.п. В приложениях помещаются перечни элементов к принципиальным электрическим схемам, таблицы рабочих режимов схемных элементов. 5. СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА Содержание исследовательского дипломного проекта должно полностью соответствовать заданию. Исследовательский дипломный проект включает: - пояснительную записку объемом 100…120 страниц печатного текста вместе с иллюстрациями (без приложений); - иллюстративный материал, состоящий из 6…9 слайдов (листов формата Al). Ниже приводится рекомендуемый объем и последовательность отдельных разделов пояснительной записки с указанием объема в страницах: - Аннотация (краткое содержание работы) 1-2; - Введение, обоснование актуальности темы 2-5; - Анализ состояния вопроса и постановка задачи исследования 10-15; - Выбор и обоснование методов исследования 5-10; - Теоретическое исследование вопроса 25-35; - Методика и результаты математического моделирования 5-10; - Цель экспериментальных исследований (тестирования), их методика и результаты 15-20; - Выводы по результатам выполненного исследования, применение результатов исследования при разработке системы (подсистемы) или компонента 3-5; - Вопросы организации исследования и его экономической эффективности 10-12; - Заключение 1-3; - Список использованных источников 1-2; - Приложения. 6. ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ И ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА Материалы пояснительной записки располагаются в следующей последовательности (см. приложение 3) : - титульный лист; - задание на дипломное проектирование; - аннотация; - содержание; - список использованных сокращений; - введение (не нумеруется, то есть перед словом «введение» номер раздела не ставится); - разделы проекта (нумеруются: «1. Аналитическая часть», «2. Проектная часть», «3. Экономическая часть»); - заключение (не нумеруется); - список использованных источников (не нумеруется); - приложения. Оформление пояснительной записки должно соответствовать требованиям Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 2, задание на дипломный проект – в соответствии с приложением 3, аннотация – в соответствии с приложением 4. Разделы и подразделы нумеруются только арабскими цифрами . Номер подраздела составляют номер раздела и собственно номер подраздела, номера разделены точкой (см. приложение 3) . Содержание должно включать названия разделов, подразделов и приложений с указанием страниц, на которых они помещены. Пояснительная записка пишется на одной стороне листа бумаги формата А4 (210х297 мм). Пояснительная записка должна быть отпечатана на принтере, а формулы вписаны с помощью редактора формул. На листах записки оставляются свободные поля шириной: слева – 30 мм (для подшивки), справа – 18…20 мм, вверху и внизу – 25 мм. На печатных листах междустрочный интервал 1,5 ; шрифт Times New Roman ; кегль 14 ; отступ для красной строки 1,27 . Каждый раздел пояснительной записки (содержание, список использованных сокращений, введение, аналитическая часть, проектная часть, экономическая часть, заключение, список использованных источников, приложение ) должен начинаться с новой страницы. Название раздела выносится на отдельный лист, основная надпись на этом листе имеет форму 2 (приложение 5 ). Подчеркивать и переносить слова в заголовках не допускается. Каждая страница пояснительной записки, содержащая текстовую информацию, должна иметь основную надпись текстовых документов по форме 2а (приложение 6 ). Условные штампы по формам 2 и 2а выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 2.301-68 (СТ СЭВ 1181-78). На каждом титульном листе раздела должна быть выполнена основная подпись по ГОСТ 2.104.68 (приложение 5 ). Порядок заполнения основной подписи следующий (номера граф на формах показаны в скобках). Графы: (1) название раздела; (2) – обозначение квалификационной работы (см. ниже); (3) – обозначение материала (на рабочих чертежах деталей, узлов; в дипломном проекте допускается не проставлять); (4) – обозначение литеры (для дипломной работы литера “У ” – учебная); (5) – масса изделия (оборудования, устройства, узла, приспособления, детали) в кг (в дипломном проекте допускается не проставлять); (7) – порядковый номер листа; (8) – общее число листов документа; (9) – наименование вуза и группы, в которой учится студент, (например, РГУТиС гр. ИС-54); (10) – должности лиц, подписавших дипломный проект; (11), (12), (13) – соответственно, фамилия, подписи данных лиц и дата подписи; (14), (15), (16), (17), (18) в дипломном проекте не заполняются. Обозначения квалификационной работы в условных штампах на титульных страницах разделов и на текстовых страницах пояснительной записки основаны на базе децентрализованного принципа (см. приложения 5,6): ДП .ХХХХХ .ХХХХ .ПЗ г в б а а – код документа (ПЗ – пояснительная записка); б – год выполнения работы; в – номер зачетки студента, выполнившего работу; г – код выполненной работы (ДП – дипломный проект). Все подписи в рамках для текстовых документов делаются шрифтом Times New Roman курсив (чертежным шрифтом). Изложение материала в пояснительной записке должно быть четким, лаконичным, технически грамотным. Сокращения слов и терминов, кроме разрешенных стандартами и общепринятых (все сокращения должны быть указаны в разделе «Список использованных сокращений»), не допускается. Справочные материалы, имеющиеся в литературе (а также общеизвестные положения и сведения), в пояснительную записку не включаются. При необходимости дается ссылка на источник. Поясняющие схемы, эскизы, графики и т.д. выполняются с помощью панели инструментов «Рисование» текстового редактора Word или с помощью любого графического редактора. Все рисунки и фотографии должны иметь двойную нумерацию – номер раздела и номер рисунка в разделе. При необходимости под рисунком дается подпись. Рисунки размещаются после ссылки на них в тексте или на следующей странице. Слово «Рисунок» и его наименование располагают посередине строки, например: Рисунок 1.1 – Структурная схема. Расчетные формулы приводятся в общем виде с последующей подстановкой в них численных значений величин и численных окончательных результатов расчетов с обязательным указанием размерности в системе СИ. Расчетные формулы должны быть написаны четко с использованием общепринятых обозначений. Впервые встречающиеся в тексте и формулах обозначения должны иметь достаточные пояснения. Формулы, на которые имеются ссылки в тексте, должны иметь номер, состоящий из номера раздела и номера формулы в этом разделе с точкой между ними, заключенный в круглые скобки, например, для первой формулы 2-го раздела – номер (2.1). При оформлении расчетов для нескольких однотипных вариантов в тексте записки приводятся промежуточные вычисления лишь одного из них с необходимыми подробными пояснениями. Результаты расчетов для всех остальных вариантов представляются в записке в виде таблиц с окончательными результатами. Таблицы в записке помещаются после первого упоминания о них в тексте или на следующей странице. Над левым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица» с указанием номера, состоящего из номера раздела и номера таблицы в разделе. После номера указывается название таблицы, например: Таблица 1.3 – Максимально допустимое затухание для разъемов, дБ. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», номер ее (и название) указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.3». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью. Все расчетные формулы или другие сведения, заимствованные из литературных источников, должны иметь ссылки на источник в виде указания его номера по списку литературы в квадратных скобках, например, [7]. В разделе «Список использованных источников», содержащем перечень источников, использованных при выполнении работы, ссылки допускается располагать в порядке появления ссылок в тексте работы (по ГОСТ 7.32-81) и оформлять согласно ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документов». Например: 1. Семенов А.Б., Стрижаков С.К., Сунчелей И.Р. Структурированные кабельные системы. 5-е изд. – М.: ДМК Пресс, 2004. 639 с. 2. Артюшенко В.М., Аббасова Т.С. Катастрофоустойчивость телекоммуникационных систем // Материалы 8-й Межвузовской научн.-техн. конф. «Современные средства управления бытовой техникой». – М.: МГУС, 2007, с. 111 – 114. 3. Расмуссен Н. Моделирование эффективности энергопотребления в центрах обработки данных. – LAN, 2007, №14/11, с. 40 – 47. 4. Deutsch B., Moohr S., Roller A., Rost H. Elektrische Nachrichtenkabel. Grundlagen, Kabeltechnik, Kabelanlagen. – Munchen: Publicis MCD Verlag, 1998. – 225 c. 5. Р. Усманов, «Протокол ICMP». Сервер Центра Информационных Технологий (http://www.citfornm.rn). Каждое приложение начинается с новой страницы и должно иметь заголовок. В правом верхнем углу делается надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера. Листы пояснительной записки, включая содержание (оглавление), листы текста, листы с рисунками, графиками и фотографиями, список литературы и все приложения должны иметь сквозную нумерацию . Номер страницы проставляется в правом нижнем углу . Пояснительная записка вкладывается в жесткую папку и должна быть переплетена в типографии . Плакаты могут быть представлены в электронной форме в виде презентации или быть выполнены с помощью плоттера. Диаграммы и графики допускается выполнять цветными. На экспериментальных диаграммах и графиках наносятся экспериментальные точки. На координатных осях дается масштабная сетка, указываются значения физических величин и их размерности (проставляются в круглых скобках). Временные диаграммы работы системы или устройства должны давать представление о соотношениях между циклами работы отдельных частей изделия (продукта). Все предъявляемые к защите плакаты должны иметь непосредственное отношение к теме проекта. Чертежи на приборы и установки промышленного производства, не разработанные студентом-дипломником , в состав дипломного проекта не включаются. 7. РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ 7.1. Общие вопросы Дипломный проект выполняется студентом на основе изучения литературы по специальности (учебников, монографий, периодической литературы и т.д.) и, в частности, литературы, рекомендованной руководителем и консультантами. Студент должен сам проявлять инициативу в подборе литературы – журнальных статей, технических условий, стандартов и т.д. Все сложные вопросы, встречающиеся при разработке темы, студент решает с руководителем и консультантами. При разработке темы студент должен проявить инициативу и самостоятельность . Ответственность за принятые решения и правильность всех данных несет сам автор дипломного проекта – студент-дипломник. Студентами очного обучения дипломный проект выполняется на базовых предприятиях или на кафедpax высшего учебного заведения. Студенты заочного обучения могут выполнять проект на предприятиях по месту работы. Студенты, проживающие на периферии, при наличии консультанта по месту работы выполняют дипломный проект под его непосредственным руководством. По мере выполнения отдельных разделов дипломного проекта и проверки их консультантом (что фиксируется подписью) материал высылается руководителю (можно использовать электронную почту) для просмотра и получения указаний по дальнейшей работе над проектом. В случае необходимости студент лично обращается к руководителю проекта. Дипломные проекты студентами выполняются под непосредственным руководством руководителя проекта и консультантов. Руководство дипломным проектированием имеет целью обеспечить качественное и своевременное выполнение проекта и полное соответствие его заданию. Руководство носит преимущественно методический характер. Руководители дипломных проектов назначаются заведующим выпускающей кафедрой и утверждаются приказом ректора высшего учебного заведения. Руководителями дипломных проектов назначаются, как правило, профессора, доценты и наиболее опытные преподаватели выпускающей кафедры. 7.2. Обязанности руководителя и консультантов Руководитель дипломного проекта: - совместно со студентом разрабатывает задание на дипломное проектирование; - рекомендует студенту литературу, справочные конструкторско-технологические и нормативные материалы, типовые дипломные проекты и другие источники по теме; - систематически контролирует выполнение отдельных этапов дипломного проекта в соответствии с календарным графиком; - дает консультацию по решению общих вопросов и оформлению дипломного проекта. По предложению руководителя дипломного проекта заведующему выпускающей кафедрой предоставляется право приглашать консультантов по специальным разделам проекта за счет времени, отводимого на руководство дипломным проектированием. Консультант дипломного проекта назначается преимущественно из числа ведущих специалистов промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и проектных организаций. Консультантами могут также назначаться наиболее опытные преподаватели других кафедр и научные сотрудники института, занимающиеся вопросами, связанными с темой дипломного проекта. Консультанты по специальным разделам проекта: - оказывают помощь студенту-дипломнику при решении конструкторско-технологических вопросов, возникающих в процессе дипломного проектирования, обеспечивая должный научно-технический уровень разработки; - помогают в подборе материала по соответствующим разделам проекта; - проверяют результаты расчета выполненных конструкторско-технологических расчетов и оформление иллюстративного материала. Консультанты по экономической части назначаются заведующим соответствующей кафедрой из числа штатных преподавателей кафедры. Консультанты по экономической части проекта выдают задание по соответствующему разделу проекта: - проверяют соответствие выполненной разработки заданию, правильность расчетов и обоснованность принятых студентом решений и технико-экономических показателей разработки. Выполнение дипломного проекта систематически контролируется деканом факультета и заведующим выпускающей кафедрой. Декан факультета по согласованию с кафедрой устанавливает сроки периодического отчета студента о ходе дипломного проектирования. В установленные сроки студент отчитывается перед руководителем дипломного проекта о выполнении календарного графика дипломного проектирования. Руководитель фиксирует объем выполненной работы и степень готовности проекта, о чем ставит в известность заведующего кафедрой. Заведующий кафедрой или специально выделенное лицо сообщает заместителю директора ИИТ о ходе выполнения дипломного проекта. При неявке студента в установленный срок или необходимости повторного вызова для беседы руководитель дипломного проекта заявляет об этом декану факультета, который дает указание о вызове студента. 8. ПРОСМОТР НА КАФЕДРЕ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Законченный дипломный проект, подписанный студентом и консультантами, представляется руководителю проекта. Руководитель проверяет соответствие выполненного проекта заданию на дипломное проектирование, качество оформления расчетно-пояснительной записки и чертежей. В случае несоответствия заданию, некачественного выполнения или небрежного выполнения проекта руководитель предлагает студенту доработать или переработать соответствующие разделы пояснительной записки или отдельные плакаты. При необходимости руководитель организует прослушивание студента-дипломника на кафедре по существу выполненной разработки с приглашением преподавателей кафедры. После просмотра и одобрения дипломного проекта (работы) руководитель подписывает пояснительную записку и чертежи и пишет отзыв о работе дипломника (приложение 7 ). Если дипломный проект выполняется на предприятии под непосредственным руководством консультанта, отзыв о работе пишется консультантом и визируется руководителем. Отзыв должен отражать работу студента над проектом, его теоретическую подготовку, зрелость его как инженера. В отзыве освещаются следующие моменты: - новизна разработки и ее сложность; - глубина проработки дипломником отдельных разделов проекта, наиболее интересные и оригинальные теоретические и практические решения, грамотность постановки расчетов и экспериментов, ценность полученных результатов, умение анализировать и делать выводы; - самостоятельность работы студента, проявленная инициатива при выполнении проекта, уровень теоретической и конструкторско-технологической подготовки, умение грамотно решать инженерные задачи, самостоятельно работать с литературой; - степень законченности работы и возможность использования материалов проекта в научно-исследовательских организациях и на предприятиях; - добросовестность и ритмичность работы студента в процессе выполнения проекта. В завершение отзыва дается мотивированное заключение о зрелости дипломника как специалиста и возможности присвоения ему квалификации инженера и указывается, при необходимости, практическое значение выполненной работы. Объем отзыва должен быть не менее 1,5 страницы машинописного текста. Отзыв подписывается руководителем (консультантом) с обязательным указанием занимаемой должности, места работы, ученого звания и ученой степени. Полностью оформленный дипломный проект, подписанный студентом, консультантами и руководителем, вместе с отзывом после предварительного просмотра заведующим кафедрой направляется на рецензирование. К рецензированию дипломных проектов привлекаются ведущие специалисты промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов, работающие в различных областях электроники и информатики. Состав рецензентов определяется заведующим выпускающей кафедрой и согласуется с деканом факультета. В качестве рецензентов могут привлекаться также профессора и преподаватели других учебных заведений или академий. Рецензирование дипломных проектов преподавателями кафедры, на которой выполнялся дипломный проект, не разрешается . В рецензии (приложение 8 ) на дипломный проект освещаются следующие вопросы: - актуальность темы дипломного проекта, его новизна и целесообразность разработки; - объем и содержание расчетно-пояснительной записки и иллюстративной части проекта, их соответствие заданию на дипломное проектирование; - полнота разработки отдельных разделов проекта; - глубина обоснований расчетно-теоретических, экспериментальных решений; - научно-технический уровень и полнота инженерных расчетов; - рациональность подхода к составлению алгоритмов и программ; - положительные стороны проекта: новизна технических идей, оригинальность принятых решений и методик расчета на ЭВМ, глубина проработки и макетирования, экономичность; - эффективность выполненного эксперимента и ценность полученных результатов; - соответствие выполненного проекта современному уровню науки и техники; - практическая ценность и возможность использования проекта или отдельных его частей в научно-исследовательских организациях или на предприятиях; - недостатки проекта - недостатки электрической схемы, конструкции, недостатки в расчетах, в изложении и оформлении дипломного проекта. В заключение рецензент оценивает качество оформления и стиль изложения расчетно-пояснительной записки и ее соответствие ЕСКД, качество выполнения иллюстративной части и дает оценку выполненного проекта (отлично, хорошо, удовлетворительно), а также делает вывод о возможности присвоения автору проекта квалификации инженера. Объем рецензии должен быть не менее 1,5 страниц печатного текста. Рецензия подписывается рецензентом с обязательным указанием должности, места работы, ученого звания и ученой степени. Вопрос о допуске проекта к защите решается заведующим кафедрой после его рассмотрения, ознакомления с отзывом руководителя и рецензией, беседы со студентом-дипломником по содержанию проекта. При положительной оценке выполненной работы, отсутствии серьезных замечаний в отзыве и рецензии заведующий кафедрой допускает дипломный проект к защите, о чем делается соответствующая запись на титульном листе. Дипломный проект, подписанный заведующим кафедрой, сдается в ГАК для защиты. Отзыв и рецензия вкладываются в пояснительную записку после титульного листа. 9. ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Дата, время и место работы ГАК определяется деканом факультета, о чем заранее уведомляются студенты-дипломники. Материалы дипломного проекта (пояснительную записку и плакаты) студент должен сдать не менее чем за неделю до защиты секретарю ГАК или лицу, его заменяющему. Списки студентов, допущенных к защите дипломных проектов, объявляются распоряжением декана факультета. В ГАК до начала защиты дипломных проектов представляются следующие документы: - справка о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках по теоретическим дисциплинам, курсовым проектам и работам; - дипломный проект, подписанный руководителем проекта, консультантом и рецензентом с письменным заключением заведующего кафедрой о допуске к защите; - отзыв руководителя дипломного проекта с подписью руководителя и печатью учреждения, в котором работает руководитель; - рецензия на дипломный проект с подписью рецензента и печатью учреждения, в котором работает рецензент. Желательно представление в ГАК также других материалов, характеризующих научную и практическую ценность выполненного дипломного проекта – документы, указывающие на практическое применение проекта, печатные статьи по теме проекта, макет/образец изделия и т.п. Защита дипломного проекта проводится на заседании ГАК. На заседании комиссии могут присутствовать профессора и преподаватели высшего учебного заведения, представители научно-исследовательских институтов и проектных организаций, работники промышленности и сферы обслуживания, представители фирм и корпораций, студенты. Защита дипломного проекта состоит из доклада студента (не более 6…10 минут ), ответов на вопросы членов ГАК, оглашения отзыва руководителя дипломного проекта и рецензии, ответа студента на имеющиеся в них замечания. В докладе студент должен в сжатой и четкой форме - изложить основные исходные данные (назначение системы, устройства, объект установки и условия эксплуатации), - кратко пояснить принцип действия модернизированной либо разработанной системы, - раскрыть содержание выполненного проекта, уделив основное внимание разработанной электрической (функциональной, логической) схеме, конструкции, - изложить основные результаты расчетов и выполненного эксперимента, - дать сравнительную оценку разработанной системы с аналогичными образцами, выпускаемыми промышленностью, отметить особенность разработанной схемы, ее практической реализации, конструкции, - кратко остановиться на экономической эффективности, отметить, если это необходимо, меры по технике безопасности, - отметить соответствие выполненного проекта заданию на дипломное проектирование. В докладе не должно быть подробностей принципа действия системы или устройства, взаимодействия элементов или повторения общеизвестных положений; не должно содержаться описания известных материалов и т.п. Если такие объяснения окажутся необходимыми, то они могут быть изложены при ответах на вопросы членов ГАК. При защите дипломного проекта студенту может быть задан любой вопрос по теме проекта как практического, так и теоретического содержания в объеме изученных учебных курсов. Результаты защиты дипломного проекта оцениваются простым большинством голосов членов ГАК , участвовавших в ее работе на закрытом заседании. При определении оценки принимаются во внимание глубина разработки темы проекта, ее новизна, научно-технический уровень инженерных расчетов, качество защиты и общий уровень теоретической, научной и практической подготовки студента. Студенту, успешно защитившему дипломный проект, решением ГАК квалификация «инженер» и выдается диплом установленного образца. Результаты защиты дипломных проектов объявляются в тот же день после оформления протоколов заседания ГАК. Дипломный проект после защиты хранится в высшем учебном заведении. Студент, окончивший теоретический курс обучения, но не выполнивший дипломный проект в установленный срок без уважительных причин или не защитивший его, отчисляется из высшего учебного заведения и может быть в течение трех лет зачислен по решению ректора в число студентов для работы над дипломным проектом и его защиты. Студентам, не выполнившим дипломный проект в установленные сроки по уважительной причине, ректором университета может быть продлен срок обучения. В случае, когда защита дипломного проекта признается неудовлетворительной, ГАК устанавливает, может ли студент представить к повторной защите тот же проект с соответствующей доработкой. Объем доработки определяется комиссией. В противном случае студент обязан разработать новую тему, которая выдается той же кафедрой, на которой выполнялся дипломный проект. В случае повторной неудовлетворительной защиты, а также при невыполнении дипломного проекта в течение трех лет после окончания теоретического курса обучения студенту выдается академическая справка установленного образца. Приложение 1 ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Заведующему кафедрой _____________________ (название кафедры) _____________________ (уч. степень, уч. звание, фамилия, и.о.) от студента группы_____ (номер группы) ______________________ (номер зачетной книжки) ______________________ (фамилия, имя, отчество)
Заявление Прошу разрешить разработку дипломного проекта под руководством _________________________по теме________________________________ (уч. степень, уч. звание, фамилия, и.о.) ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Я предупрежден(а) о том, что если я не представлю материалы дипломного проекта в указанные сроки (не менее чем за неделю до защиты), то буду не допущен(а) к защите дипломного проекта, что в дальнейшем может привести к отчислению из института. Дата Подпись студента Подпись руководителя Приложение 2 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТАФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГОУВПО «РГУТиС») Факультет сервиса Кафедра «Информационные системы» Специальность 230201 «Информационные системы и технологии» Специализация 230201.28 «Информационные системы и технологии в компьютерных сетях»
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ Студента ______________________________________________________ (фамилия, имя, отчество в родительном падеже) На тему: _______________________________________________________ (полное наименование темы) Состав дипломного проекта :
Москва 20___ г. Приложение 3 ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГОУВПО «РГУТиС») Факультет сервиса Кафедра ______________________________________________________ Специальность ________________________________________________ ( код, наименование) Специализация ________________________________________________ ( код, наименование)
ЗАДАНИЕ на выполнение дипломного проекта Студенту группы _________ ___________ формы обучения (номер группы) (очной, заочной) ___________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество в дательном падеже) 1. Тема дипломного проекта __________________________________________ утверждена приказом по Университету от «__» ________ 20___ г. № _____ 2. Срок сдачи студентом дипломного проекта: «__» _________ 20___ г. 3. Цели и задачи дипломного проекта: _______________________________ ___________________________________________________________________ 4. Исходные данные: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Продолжение приложения 3 5. Перечень вопросов, подлежащих разработке, или краткое содержание дипломного проекта: Аннотация Список использованных сокращений Введение 1. Аналитическая часть 1.1 Анализ методов повышения производительности корпоративной сети с помощью средств диагностики и администрирования 1.2 Сравнительный анализ существующей и планируемой конфигурации корпоративной сети предприятия 1.3 Техническое задание на подготовку технико-коммерческого предложения по модернизации сети 2. Проектная часть 2.1 Выбор технических средств для реорганизации сети 2.2 Оценка повышения производительности сети2.3 Техническая поддержка и сервисное обслуживание сети 2.4 Оценка надежности функционирования оборудования сети 3. Экономическая часть 3.1 Определение трудоемкости работ 3.2 Расчет затрат 3.3 Оценка экономической эффективности проекта Заключение C писок использованных источников Приложения 6. Перечень иллюстративного материала:
7. Консультанты по дипломному проекту : 1. Аналитическая часть проекта – (уч. степень, звание, фамилия, и.о.) 2. Проектная часть проекта – (уч. степень, звание, фамилия, и.о.) 3. Экономическая часть проекта – (уч. степень, звание, фамилия, и.о.) 8. Дата выдачи задания «___» _______ 20__ г. Руководитель (уч. степень, звание, фамилия, и.о.) 9. Задание принял к исполнению «___» _______ 20__ г. Подпись студента ___________________________________ Приложение 4 ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ АННОТАЦИИ
Аннотация
МихайловС.Н. Расчет и проектирование корпоративных вычислительных сетей. Дипломный проект студента гр. ИС-________ факультета сервиса. – М.: РГУТиС, 20__ г. – 100 с. Дан анализ современных технологий передачи данных. Описаны задачи корпоративной сети. Показано, что важными параметрами при выборе технологии передачи данных являются наличие механизмов контроля потока данных, системы управления трафиком, механизмов обнаружения и предотвращения перегрузок. Обоснованы критерии выбора технологии. Предложено в проектируемой корпоративной сети для связи АРМ в офисе выбрать технологию Ethernet, а для прокладки удаленных сетевых соединений – технологию АТМ. Показано, что иерархическая маршрутизация является наиболее эффективным способом проектирования крупномасштабной сети. Разработан алгоритм маршрутизации и произведен расчет схемы адресации сети. Рассмотрены принципы формирования сетевого трафика, контроля доступа сети; а также меры безопасности, реализуемые на уровне доступа. Приложение 5 ОСНОВНАЯ НАДПИСЬ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, ФОРМА 2, ДЛЯ ЛИСТА С НАЗВАНИЕМ РАЗДЕЛА
Приложение 7 ОТЗЫВ О работе дипломника _________________________________________ (фамилия, имя, отчество) руководителя проекта_____________________________ _____________________________________________________________ (должность, место работы, ученая степень, ученое звание, фамилия, и.о.) Руководитель ____________ (подпись) «___» ________________ 20__ г. Приложение 8 РЕЦЕНЗИЯ на __________________________________________________________________________________________ (наименование выпускной квалификационной работы ВКР) Студента (ки) ____________________________факультета_________________________ ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) ___________________________________________________________________ Тема:_____________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1. Актуальность темы:_______________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (наименование ВКР) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Отличительные положительные стороны ____________________________: (наименование ВКР) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.* Практическая значимость _________________________и рекомендации по (наименование ВКР) внедрению в производство_____________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Недостатки и замечания ____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Выводы и рекомендуемая оценка ____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ РЕЦЕНЗЕНТ ______________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Подпись ___________________ Ученая степень, ученое звание, должность, место работы _________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ * п. 4 заполняется при рецензировании дипломной работы (дипломного проекта) и магистерской диссертации. |