Учебное пособие: Методические указания по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине «организация секретарского обслуживания» для студентов заочного отделения специальности 0611
Название: Методические указания по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине «организация секретарского обслуживания» для студентов заочного отделения специальности 0611 Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию РФ ФГОУ СПО Комсомольский – на – Амуре Техникум информационных технологий и сервиса
Рег. № 1052 23.04.2005
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ОРГАНИЗАЦИЯ СЕКРЕТАРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯСПЕЦИАЛЬНОСТИ 0611«Документационное обеспечение управления и архивоведение» 2006 Рассмотрено Утверждаю Кафедрой общеобразовательных дисциплин Зав.кафедры Зам.директора по УР ___________ В.А.Балаганская _______ Н.П.Медведева «___»____________ 2006 «_23 __»__04 ____ 2006 Соответствует требованиям ГОС СПО по специальности 0611 «ДОУ и архивоведение» Зам.директора по НМР ________________ Г.И.Пелевина «___»_______________ 2006 г. Составила: Преподаватель Комсомольского-на-Амуре техникума легкой промышленности С.В.Курченко Рецензенты: 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины «Организация секретарского обслуживания» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0611 Документационное обеспечение управления и архивоведение среднего профессионального образования. Учебная дисциплина «Организация секретарского обслуживания» является специальной дисциплиной, определяющей профиль подготовки специалиста. Целью изучения дисциплины является получение обучающимися практических умений и навыков секретарского обслуживания. В условиях становления современных рыночных отношений, повышения скорости информационных потоков, быстрота и правильность документирования информации становится все более важным фактором, напрямую влияющим на результаты деятельности организации. В результате изучения учебной дисциплины студент должен: Иметь представление:
Знать:
2
Уметь:
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов современного подхода к исполнению секретарских обязанностей. Учебная дисциплина «Организация секретарского обслуживания» связана с изучением таких дисциплин, как: «Документоведение», «Информатика», «Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Архивное дело», «Основы этики». При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. В процессе обучения целесообразно использовать лекционные, семинарские занятия, деловые игры, тренинги, разбор конкретных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам секретарского обслуживания и работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии в секретариаты, общие отделы учреждения и организаций. При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы Минобразования России. Для проверки знаний студентов в рабочей программе указано, по окончании изучения каких разделов проводится рубежный контроль. По окончании изучения дисциплины «Организация секретарского обслуживания» проводится общий контроль знаний в форме экзамена. 3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Организация секретарского обслуживани»
4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Студент должен иметь представление:
Содержание дисциплины «Организация секретарского обслуживания» и ее связь с другими дисциплинами общепрофессионального и специального циклов. Практическое значение дисциплины в системе документационно-информационного обеспечения управленческой деятельности. Исторические сведения об организации секретарского труда. РАЗДЕЛ 1. Секретарь в структуре управленияТема 1.1. «Нормативно-методическая база в области секретарского обслуживания» Студент должен знать:
уметь:
Конституция РФ, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об электронной подписи», ГСДОУ, ГОСТы, Типовая инструкция по делопроизводству, Основные правила работы ведомственных архивов, перечни документов, с указанием их сроков хранения, и др. законодательные акты и нормативно-методические документы, регламентирующие документационно-информационное и бездокументное обеспечение управленческой деятельности. Организационно-правовые и нормативно-методические документы организации (предприятия), регламентирующие деятельность секретаря. 5 Тема 1.2. «Нормирование труда в области секретарского обслуживания» Студент должен знать: · нормы времени и выработки, установленные на выполнение различных операций по документному и бездокументному обеспечению управленческой деятельности; уметь: · пользоваться нормативно-методическими документами в области секретарского обслуживания. Действующие нормы времени и выработки, содержащиеся в Межотраслевых укрупненных нормативах времени на работы по документационному обеспечению управления, в укрупненных нормативах времени на работы по делопроизводственному обслуживанию; нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления. Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы. Практическое занятие № 1. «Использование нормативно-методических документов в организации секретарского обслуживания» Тема 1.3. « Квалификационные требования, предъявляемые к секретарю» Студент должен знать:
· категории секретарей; · соотношение работ по документному и бездокументному обслуживанию; уметь:
Понятие «секретарь». Роль и место секретаря в структуре управления. Организационное и информационно-документационное обслуживание – главная обеспечивающая функция управления. Категории секретарей: секретарь-референт, секретарь директора, секретарь структурного подразделения, секретарь-машинистка, секретарь коллегиального органа и др. Квалификационные требования, предъявляемые к различным категориям секретарей. Требования к деловым качествам секретаря. Соотношение творческих, логических и технических видов работ. Личные качества секретаря. Аттестация, повышение квалификации и возможности для карьерного роста секретаря. 6 Тема 1.4. «Должностная инструкция секретаря»Студент должен знать:
уметь:
Должностная инструкция секретаря. Ее структура, содержание. Порядок подготовки и оформления должностной инструкции. Практическое занятие № 2. «Составление должностной инструкции в зависимости от категории секретаря». Тема 1.5. «Профессиональная этика секретаря» Студент должен знать:
уметь:
Понятие этики. Общие нормы и правила культуры поведения. Деловой этикет. Особенности профессиональной этики секретаря. Требования к внешнему виду и поведению секретаря. Взаимоотношение секретаря с руководителем, партнерами и сотрудниками предприятия, посетителями. Практическое занятие № 3. «Имидж секретаря». 7 Тема 1.6. «Организация рабочего места и труда секретаря» Студент должен знать:
уметь:
Оборудование рабочего места секретаря. Основные эргономические нормы и требования по организации рабочего места секретаря. Правила технической безопасности при работе с компьютерной и другой офисной техникой. Режим труда и отдыха. Оборудование приемной. Требования к помещению (освещению, озеленению), расположению мебели и ее габаритам и т.п. Виды офисной техники и ее размещение на рабочем месте секретаря. Средства малой механизации. РАЗДЕЛ 2. Организация бездокументного секретарского обслуживания
Тема 2.1. «Планирование рабочего дня руководителя» Студент должен знать:
уметь:
Зависимость планирования рабочего дня секретаря от организации рабочего дня руководителя. Планирование ежедневно повторяющихся операций. Оперативное и долгосрочное планирование рабочего времени. Планирование и контроль выполнения 8 запланированных мероприятий. Формы, применяемые при планировании рабочего времени. Практическое занятие № 4. « Планирование рабочего дня»
Тема 2.2. «Ведение телефонных переговоров» Студент должен знать:
уметь:
Правила ведения служебных телефонных переговоров. Фильтрация телефонных звонков. Прием и передача телефонных сообщений. Оформление телефонограмм. Технические возможности и виды современных телефонных аппаратов. Использование миниАТС и мобильных телефонов в секретарском обслуживании. Практическое занятие № 5. «Организация и ведение телефонных переговоров. Составление и оформление входящей и исходящей телефонограммы» Тема 2.3. «Прием посетителей» Студент должен знать:
уметь:
9 Важность правильной организации приема посетителей. Оборудование помещения для приема посетителей. Информационно-документационное обеспечение приема посетителей. «Немая» справка. Прием сотрудников организации и сторонних посетителей. Определение часов приема. Организация процесса приема посетителей руководителем. Практическое занятие № 6. «Подготовка немых справок для приемной, запись граждан на прием» Тема 2.4. «Подготовка командировок» Студент должен знать:
уметь:
Документационное и информационное обеспечение командировок руководителя и сотрудников организации. Особенности и порядок оформления документов зарубежных командировок и командировок внутри страны. Составление и согласование программы командировки. Обязанности секретаря по организации транспортного и протокольного обеспечения командировок. Обработка материалов по результатам командировки. Практическое занятие № 7. «Оформление документов, необходимых для командировки»
Тема 2.5. «Подготовка и техническое обслуживание совещаний и конферентных мероприятий» Студент должен знать:
уметь:
10
Виды и значение конферентных мероприятий в управленческой деятельности. Обязанности секретаря по подготовке, организации и проведению совещания. Документационно-информационное обеспечение конферентных мероприятий. Технологические и технические вопросы обслуживания совещаний. Новые формы и методы проведения конферентных мероприятий (теле-, интернетконференции). Практическая занятие № 8 «Составление повестки дня, списка участников, письма-приглашения».
Практическая занятие № 9 «Оформление протокола»
Тема 2.6. «Работа с письменными обращениями граждан» Студент должен знать:
уметь:
Виды обращений граждан. Нормативно-методические акты, определяющие порядок работы с этой категорией документов. Особенности в технологии работы с обращениями: прием и первичная обработка, регистрация обращений, направление обращений на рассмотрение, контроль за сроками исполнения, информационно-справочная работа по обращениям (в т.ч. с использованием традиционной и компьютерной технологий), формирование дел. Сроки хранения обращений. Анализ поступивших обращений. 11 РАЗДЕЛ 3. Правила работы с конфиденциальной информацией Тема 3.1. «Принципы деятельности секретаря в обеспечении защиты конфиденциальной информации»
Студент должен знать:
уметь:
Законодательная и нормативная база в области защиты конфиденциальной информации: Закон РФ «О государственной тайне», Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене», Указ Президента «Об утверждении сведений конфиденциального характера», Постановление Правительства «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Конфиденциальная информация. Информационная безопасность. Коммерческая тайна. Сведения, не являющиеся коммерческой тайной. Принципы отнесения информации к конфиденциальной. Роль секретаря в решении задач защиты информации. Принципы деятельности и обязанности секретаря в организации работы с конфиденциальными документами. Тема 3.2. «Проведение проверок наличия документов, дел, носителей информации, порядок уничтожения»
Студент должен знать:
Назначение, виды и принципы проведения проверок наличия конфиденциальных документов. Регламентированные и нерегламентированные проверки наличия документов, дел и носителей информации, порядок их проведения. Проверки правильности проставления регистрационных данных конфиденциальных носителей, документов, дел и учетных журналов (картотек); отметок о движении конфиденциальных документов, дел, носителей. Основания для проведения служебного расследования. 12 Подготовка документов, дел и носителей конфиденциальной информации к уничтожению. Оформление акта на уничтожение. Уничтожение документов по акту. Уничтожение документов и носителей информации без составления акта. РАЗДЕЛ 4. Применение новых технологий в секретарском обслуживании Тема 4.1. Системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота Студент должен знать:
уметь:
Электронный оргблокнот (календарь руководителя – секретаря). Системы электронного документооборота (СЭД БОСС-РЕФЕРЕНТ, ДЕЛО и др.), их основные характеристики, принципы построения, назначение и возможности использования в секретарском обслуживании. Функции и технология работы секретаря по контролю исполнения документов и поручений руководителя. Настройка системы на организационную структуру предприятия. Эффективность автоматизации работы секретаря. Практическое занятие № 10. «Системы электронного документооборота» Тема 4.2. Технологические изменения в области коммуникативных функций Студент должен знать:
Комплексное организационно-техническое обеспечение работы секретаря. Применение новейших средств коммуникации в секретарском обслуживании. Факсимильная связь, особенности приема-передачи информации с использованием факсового аппарата. Локальные и глобальные компьютерные сети и их применение в секретарском обслуживании. Электронная почта. 13 Литература Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации. От 20 февраля 1995 г. Собрание Законодательства РФ, 1995, № 8, ст. 609. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. – М., 1991. ГОСТ Р 6.30-2003 УСД. ГОСТ Р 6.30-97 УСД. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М.: Госстандарт России, 1997, 2003. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работу по документационному обеспечению управления (утверждены Постановлением Министерства труда РФ от 25 ноября 1994 г. № 72). – М.: ЦБНТ Минтруда РФ, 1995. Кузнецова Т.В. Секретарское дело. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. Быкова Т.А. Кузнецова Т.В. Подготовка совещаний и собраний (практическое пособие). – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. Кузнецов С.Л. Делопроизводство на компьютере (компьютерные технологии в делопроизводстве). Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. Алексенцев А.И. Конфиденциальное делопроизводство. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. Теория и практика референтской деятельности. Учебное пособие. Под ред. проф. О.Я.Гойхмана. – М.: Инфра-М, 1996. Стенюков М.В. Справочник секретаря. – М.: Изд. ПРИОР, 2001. Веселов П.В. Профессия – секретарь. Учебное пособие. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1996. Степанов Е.А., Корнеев И.К. Информационная безопасность и защита информации. – М.: Инфра-М, 2001. Энциклопедия офиса: Практическое руководство для секретаря. Сост. И.В.Самыкина. – М.: БИНОМ, 1995. Журнал «Секретарское дело» (ежемесячный). Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера» (ежемесячный). |