Учебное пособие: Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов ( очно-заочной) заочной формы обучения
Название: Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов ( очно-заочной) заочной формы обучения Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» ФГОУВПО «РГУТиС» Кафедра Философии и культурологии УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе __________д.э.н., профессор Новикова Н.Г. «_____»_______________________2008г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ для студентов ( очно-заочной) заочной формы обучения
Москва 2008г. Темы по философии Для студентов заочного отделения
1.Предмет философии. Философия как форма мышления и теоретическое знание. Понятие философской рефлексии. 2. Основной вопрос философии. Способы и формы его решения на разных уровнях индивидуального и общественного сознания. Критерии решения основного вопроса философии. 3. Структура философии как теоретического знания: философская антропология, онтология, гносеология, социальная философия. Категории философии /бытие и сознание, пространство, время, сущность и явление, причина и следствие и т.д./ Функции философского знания. 4. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения /мифологическое, религиозное, рациональное/. Мировоззрения как типы и как структуры. 5.Историко-культурная типология и основные типы философских традиций в истории мировой культуры. 6. Индийская философия: особенности, основные школы, современное значение. Взаимосвязь с индийской мифологией, религиями /буддизмом, индуизмом и др./ 7. Китайская философия – особенности, основные школы. Значение конфуцианства в философии и мировоззрении Китая. Философия даосизма. Буддизм и чань-буддизм в китайской культуре. 8.Арабская, латиноамериканская, японская и др. типы философских традиций, их особенности и современный вид. 9.Особенности европейского типа сознания и философии. Основные направления и этапы развития европейской философии. Место и роль науки и философии в истории европейской культуры и общества. 10.Ранняя античная философия /досократики, Пифагор, Демокрит, Гераклит, софисты и др./. 11. Высокая классика в античной философии. Сократ, его учение, значение его для античной философии и европейской культуры в целом. 12. Платон и его философская система: учение о идеях, мировой душе, о человеке, об обществе и государстве. Понятие Блага. Гносеология Платона. 13. Аристотель, его философское учение и система образования. Метафизика и учение о категориях. Логика Аристотеля и ее значение в истории европейской философии и науки. Аристотель как основоположник учения о науке. Социально политическое учение Аристотеля. 14. Философия эпохи эллинизма /стоицизм, эпикурейство, скептицизм, неоплатонизм/. Основные проблемы, главные представители. 15.Европейская философия Средневековья, ее особенности. Две основных линии развития - западная и византийско-славянская, их отличия. Схоластика /номинализм и реализм/, ее значение. 16. Фома Аквинский и его роль в средневековой и современной философии /томизм, неотомизм/. 17.Николай Кузанский, особенности его онтологии и гносеологии. 18.Западно-европейская философия эпохи Ренессанса, ее особенности. Философская антропология Данте, Петрарки, великих художников и ученых . 19.Френсис Бэкон, его философская система и наукоучение. Критерии научного типа мышления. Возникновение современной науки и методологии науки. 20. Рене Декарт, его система рационализма, учение о научном методе. Отличие рационализма и эмпиризма в методологии науки. 21.Философия Нового времени /Джон Локк, Томас Гоббс, Бенедикт Спиноза и др. Новые проблемы и отрасли философского знания в современную эпоху. 22.Философия Г.В.Лейбница, его логика, методология науки, его школа. 23.Философия европейского Просвещения / 11 –18 век/, ее образ мира и человека, влияние на культуру и социально-политическую историю Европы и всего мира. Вольтер и вольтерьянцы, Дидро, Руссо и др. Влияние французского «просвещения» на русское общество. 24. Немецкая классическая философия: главные представители, основные задачи, достижения, особенности, роль в дальнейшем развитии философии и общества. 25.Философия И.Канта: система, главные проблемы. Гносеология И.Канта. Вклад Канта в развитие современной гносеологии, этики, эстетики. 26.Философская система И.Г.В.Гегеля: учение об абсолютном, объективном и субъективном духе . Учение об идеях. Учение о диалектике как методе познания и способе мышления мира. Диалектическая логика Гегеля. Философия права, этика, эстетика, учение о религии. 27. Философия Фридриха Шеллинга, ее особенности и главные задачи. Философия истории, искусства, религии, теория мифа. Влияние Шеллинга на современную философию. 28. Современные философские школы /19 – 20 век/: позитивизм, неокантианство и философия культуры, герменевтика, феноменология, экзистенциализм и др. Изменение предмета и структуры философского знания в 20 веке. 29. Позитивизм: предмет, задачи философии по представлениям позитивистов, этапы его развития. Основные проблемы и представители классического /первого/ позитивизма, второго /« махизма» или «эмпириокритицизма»/ и третьего /логического/ позитивизма. Постпозитивизм второй половины 20 века. 30. Феноменология: основные проблемы, предмет философии, значение. К.Дильтей, Э.Гуссерль, А.Бергсон. 31. Неокантианство, его задачи и достижения, его вклад в современную европейскую культуру. Баденская и Фрайбургская школы, русское неокантианство /символизм/. Философия культуры Э.Кассирера. 32.Экзистенциализм, его основные школы /русский, немецкий, французский, итальянский, латиноамериканский и др./. Философия М.Хайдеггера, Г.Гессе, Ж.П.Сартра, А.Камю, Г.Маркеса и др. Современный этап экзистенциальной философии. Экзистенциализм и художественная культура 20 века /кино, литература, театр и т.д./. Экзистенциализм и молодежные субкультуры. 33.Глобальные проблемы современности и их социально-философский анализ /теории «стадий роста», «постиндустриального общества», «философия жизни» и т.д./ . Проблема человека как субьекта информационного общества и мировой информационной цивилизации в современной социальной философии. 34. Особенности русской философской традиции, главные проблемы и цели на протяжении ее истории. Преемственность Античной, Византийской и Русской философии. Основные этапы развития русской философии с 10 по 20 век, особенности и представители каждого этапа. 35. Русская философия Средневековья – главные представители, особенности философского текста. 36. Проблемы Просвещения и традиционные задачи русской философии в 18 веке. 37. Русская философия 19 века: основные направления, крупнейшие представители. П.Я.Чаадаев, его философия истории, эстетика, антропология, философия культуры. Философская система А.С.Хомякова, его школа в 19 – 20 веке. «Славянофилы» и «западники». Философская система В.С.Соловьева. 38. Русская философия 20 века – в России и в эмиграции. Философия П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, П.А.Сорокина и др. Философские проблемы в трудах «евразийцев». Философия истории Л.Н.Гумилева. Русская эстетика и философия науки в советской России. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Введение в философию. Под ред Фролова. – М.,2008. 2. Философия: Учебник. Под ред Кузнецова В.Г.Миронова. – М.,2004. 3. Стрельник О.Н.Философия: конспект лекций. – М.,2008. 4. Алексеев П.В.Социальная философия. – М.,2008. 5. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт.- М.,2000-2001. 6. История философии. Энциклопедия.- Минск, 2002. 7. История философии. Под ред. Мотрошиловой Н.В. В 4-х кн. – М.,2001. 8. Зеньковский В.В. История русской философии. – М.,2001. 9. Евлампиев И.И. История русской философии. – М., 2002. 10. Антология русской философии. В 2 тт. – СПб., 2006. 11. Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. – М.,1997._ 12. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. – М.,2005. 13. Майоров Г.Г. Средневековая философия. – М., 1998. 14. Соколов В.В.Европейская философия ХУ – ХУ11 вв. – М.,2003. 15. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М,, 2001. 16. Западная философия Х1Х века. Под ред Зотова А.Ф. – М.,2005. 17. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. В 2-х тт.- М., 2004. Контрольную работу необходимо написать на 15- 20 листах формата А4. |