Учебное пособие: Методические указания и задание на расчетную работу по дисциплине «Теория электрической связи» для студентов дневной
Название: Методические указания и задание на расчетную работу по дисциплине «Теория электрической связи» для студентов дневной Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» Кафедра защиты информации Методические указания и задание на расчетную работу по дисциплине «Теория электрической связи» для студентов дневной формы обучения Минск 2009 Составитель Клюев Л.Л. Приведены задания на расчетную работу и методические указания по ее выполнению. Рецензент Издание утверждено на заседании кафедры защиты информации Протокол № от 2009 г. Зав. кафедрой Лыньков Л.М. I.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫБОРУ ВАРИАНТА РАБОТЫ Вариант задания определяется формулой С каждой буквой связаны условия, приведенные в таблице 1. В каждом блоке содержится 32 варианта заданий, определяемых таблицами 2,3,4. Общее число заданий 512. Студенту может быть выдан любой из 512 вариантов или вариант из определенного преподавателем блока. Поскольку число блоков равно 16, то это число определяет число групп студентов, которым одновременно могут быть выданы разные варианты задания. II.КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ Пояснительная записка, включающая текст, рисунки и др. должна быть выполнена с использованием ПЭВМ и ГОСТ. Если приводятся расчетные зависимости в виде графиков функций, то оси x,y должны иметь разметку с указанием размерности. Текст пояснительной записки не должен содержать скопированного из технической литературы текста, а включать: -постановку задачи и обоснование пути ее решения; -необходимые для расчета формулы с указанием автора, названия книги и номеров формул; -пояснения хода решения задачи; -анализ полученного результата. Титульный лист пояснительной записки (см. приложение 1)должен содержать: - название ВУЗа и кафедры; - название работы (общей для всех вариантов); - фамилию, имя и отчество студента; -номер группы (букву блока) и номер студенческого билета. Работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее завершения. Текст и необходимые рисунки сшиваются в папку. Номера заданий: для группы 760801 – буква И; для группы 762901 – буква Д; для группы 730801 – буква З; для группы 730802 – буква М. III.СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ Задание 1. На вход АЦП системы передачи непрерывных сообщений поступает случайный первичный сигнал, мощность которого Случайный сигнал в АЦП подвергается дискретизации, а его выборки - линейному или нелинейному преобразованию в зависимости от заданного варианта (см. табл.1). Преобразованные выборки квантуются и кодируются. Число уровней квантования для всех вариантов равно 256. Определить: 1.Интервал дискретизации; 2.Интервал квантования (для линейного преобразования) и интервалы квантования (для нелинейного преобразования); 3. Мощность шума квантования; 4.Отношение мощности первичного сигнала к мощности шума квантования в Дб; 5.Производительность дискретного источника (на выходе квантователя); 6. Скорость цифрового потока на выходе квантователя; 7.Вероятности появления символов двоичных слов на выходе АЦП; 8.Скорость цифрового потока на выходе АЦП; 9.Вероятность реализации выборки, значение которой равно Перед выполнением задания рекомендуется изучить конспект лекций и содержание учебной литературы. Список учебников и учебных пособий приведен в конце данного методического пособия. Задание 2. Двоичные слова с выхода АЦП преобразуются в линейные сигналы. Исходные данные приведены в таблице 3. Определить: 1. Структурную схему формирователя линейного сигнала, включающего модуляторы и генераторы сигналов (носителей сообщения). Привести структурную схему и описание работы формирователя. Временные и спектральные диаграммы, поясняющие работу формирователя линейного сигнала, должны иметь информацию о параметрах сигнала, а также масштабные сетки с указанием размерности. Рассчитать: 1. Ширину спектра сигналов носителей информации. 2. Ширину спектра сигналов на выходах модуляторов. 3.Базу модулированного сигнала. Задание 3. При передаче линейного сигнала по линии связи с шириной полосы 66 МГц на этот сигнал накладывается нормальный шум. Мощность шума для всех вариантов равна 0,1 1.Выбрать и изобразить структурную схему оптимального приемника для заданного варианта линейного сигнала. Привести описание работы приемника и временные, спектральные диаграммы. 2.Выбрать уровни порогов в приемнике. 3.Определить вероятность ошибки. 4.Привести математическую модель двоичного канала связи. Задание 4. 1.Вычислить производительность источника непрерывных сообщений. 2.Вычислить пропускную способность канала и системы связи. 3. Вычислить частотную и энергетическую эффективность канала связи и сравнить эти характеристики с характеристиками идеальной системы связи. Литература 1.Клюев Л.Л. Теория электрической связи.- Мн.: Техноперспектива,2008, 423с. 2.Зюко А.Г., Кловский Д.Д., Назаров М.В., Финк Л.М., Теория передачи сигналов.-М.: Радио и связь,1986,304с. 3.Баскаков С.И. Радиотехнические цепи и сигналы.-М.: Высшая школа,1988,448с. 4. Кловский Д.Д., ШилкинВ.А. Теория электрической связи.- М.: Радио и связь,1990,208с. 5.Заездный А.М. Основы расчетов по статистической радиотехнике. М.: Связь,1969,447с. 6. Алексеев А.И., Шереметьев А.Г., Тузов Г.И., Глазов Б. И. Теория и применение псевдослучайных сигналов. - М.: Наука,1969. Таблица 1
Таблица 1 (продолжение)
Плотность распределения: РА - равномерная, КО - косинусоидальная; ТР - треугольная; НО - нормальная. Шкала квантования: Л - линейная; НЛ - нелинейная. Обработка сигнала в приемнике: СФ - согласованная фильтрация; КОР – корреляционная обработка. Таблица 2
Табл.2 (продолжение)
Табл.2 (продолжение)
Табл.2 (продолжение)
Таблица 3 ГСИТ - гармонический сигнал, известный точно,
Таблица 3 (продолжение)
Таблица 3 (продолжение)
Таблица 3 (продолжение)
ГСННФ – гармонический сигнал с неизвестной начальной фазой. Таблица 4
Продолжение таблицы 4
Продолжение таблицы 4
Продолжение таблицы 4
Приложение 1 УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ» Кафедра радиосвязи и радиовещания КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ» Расчет технических характеристик системы цифровой передачи непрерывных сообщений Вариант задания Допущен к защите ФИО преподавателя Группа Роспись преподавателя ФИО студента Дата Номер студ. билета Роспись студента Оценка Минск 200.. |