Учебное пособие: Методические указания обсуждены и одобрены на заседании. Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г
Название: Методические указания обсуждены и одобрены на заседании. Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СФЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА КАРАГАНДИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Компетентность: Навык научных исследований Караганда- 2010 УДК 61(07) ББК 74.58 ____ Д 70 РЕЦЕНЗЕНТЫ: Л.Е Муравлева – кафедра биологической химии КГМУ, заведующая кафедрой, д.б.н., профессор В.Н.Приз – проректор по научной и клинической работе КГМУ, д.м.н., профессор С.Х.Жакупова - Проректор по научной работе ЦКУ «МГТИ-Лингва», к.ф.н., доцент Д 70 Телеуов М.К., Досмагамбетова Р.С., Толеуова А.С., Клюев Д.А., Скак К.С., Сферы компетентности выпускника КГМУ: навык научных исследований . - Методическое пособие. – 2010.- 24 с. Методическое пособие предназначено для преподавателей вуза и сотрудников научных лабораторий. В данном методическом пособии изложены компетентность: навык научных исследований студентов КГМУ, формирование и развитие компетентности по годам обучения, организация студенческой научной работы, методы и формы оценки научной компетентности студента КГМУ. ББК 74.58 Издание 1-е Методические указания обсуждены и одобрены на заседании. Методического совета КГМУ. Протокол № 10 от 09.06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом КГМУ. Протокол №11 от 01.07.2010 г. © М.К.Телеуов, Р.С.Досмагамбетова., А.С.Толеуова, Д.А. Клюев, К.С. Скак, 2010 Оглавление
Список сокращений
Введение Научные исследования в медицине традиционно связывают с открытием новых механизмов патогенеза заболеваний, разработкой новых методов диагностики, лечения и профилактики, лекарственных препаратов, медицинских технологий, приборов и устройств, организационных форм оказания лечебно-профилактической помощи населению и т.д. Проведение такого рода научных исследований в медицине требует наличие определенной материальной базы, специалистов с высокой квалификацией и соответствующими способностями, а также привлечение серьезных финансовых ресурсов. Вместе с тем, исходя из потребностей современного здравоохранения, обучение навыкам проведения научных исследований является необходимым условием системы подготовки выпускников медицинских вузов. Это связано с потребностью внедрения "evidence-based medicine" или научно-обоснованной медицинской практики [1]. Научно-обоснованная медицинская практика исходит из следующего: - В большинстве клинических ситуаций диагноз, прогноз и результаты лечения отдельного больного неопределенны и поэтому должны выражаться через вероятности. - Вероятность исхода для отдельного больного наилучшим образом оценивается на основании прошлого опыта наблюдений за группами подобных больных. - В клинические наблюдения заложены предвзятость и систематические ошибки, поскольку сделаны они экспериментатором-врачом на объекте наблюдения - человеке. - Любые исследования, включая клинические, подвержены влиянию случайности. Поэтому, чтобы избежать заблуждений, клиницисты должны полагаться на наблюдения, основанные на твердых научных принципах, включающих способы уменьшения предвзятости и оценку роли случайности [1]. Сегодня врачи располагают возможностями использования различных источников информации, в том числе для решения тех или иных клинических задач. Зачастую использование разных источников информации приводит к получению разнообразных и взаимоисключающих понятий. Важнейшим принципом научно-обоснованной медицинской практики является умение врача критически анализировать информацию. Это умение невозможно без оценки качества используемого научного метода исследования. С точки зрения научно-обоснованной медицинской практики информацию, используемую для принятия клинических решений, делят на первичную (данные оригинальных исследований, опубликованные в рецензируемых (peer-reviewed) научных журналах) и вторичную (обзорные и редакционные статьи, учебники, мнения экспертов), прямую (полученную в ходе клинических работ) и косвенную (полученную в эксперименте), сильную и слабую (в зависимости от дизайна исследования). Научно-обоснованная медицинская практика отдает приоритет первичной, прямой и сильной информации в качестве основы для принятия клинических решений [1]. Важно уметь отличить пилотное исследование, выдвигающее гипотезы, от исследования, претендующего на окончательное решение проблемы (но на самом деле не являющегося таковым!). Очень важно оценить степень научной доказательности исследования, решить, соответствует ли дизайн исследования поставленным задачам (так называемая "внутренняя обоснованность"). Так, например, неправомерно переносить на человека результаты, полученные на экспериментальных животных, а результаты обследования узко ограниченной группы больных - на пациентов, отличающихся по возрасту или степени тяжести заболевания, или же распространять данные об эффективности конкретного препарата на всю лекарственную группу. Выпускник медицинского вуза должен уметь быстро и правильно ориентироваться в информационном пространстве. В настоящее время помимо печатных изданий широко используются различные электронные ресурсы (базы данных, электронные журналы, журнальные клубы, реферативные дайджесты и т.д.). Это положение хорошо иллюстрирует Cochrane Collaboration - международное содружество ученых, поставивших своей целью выявлять, систематизировать и обобщать результаты всех когда-либо опубликованных рандомизированных контролируемых исследований и клинических исследований. С помощью мета-анализа ученые суммируют данные, полученные в ходе разных исследований по одной проблеме. В результате такого синтеза информации удается объективно, на основе статистических выкладок, оценить степень полезности различных лечебных, диагностических и профилактических вмешательств. К настоящему моменту Cochrane Collaboration располагает достаточно полными базами данных по беременности и перинатальному периоду, сахарному диабету, инсульту и ряду других заболеваний. Эти базы данных распространяются на различных электронных носителях и через Интернет. Далее, надо учитывать, что, по крайней мере, 80% медицинских публикаций в мире издается на английском языке, поэтому понадобится хорошее его знание хотя бы в рамках профессионального языка. Формирование научной компетентности выпускника позволит также обучить его навыкам оформления статей и других форм представления результатов научных исследований, презентации и выступления, умению вести аргументированную научную дискуссию. Следовательно, формирование научной компетентности выпускника при правильной организации работы позволит достичь прогресса и в других надкомпетентностях, таких как иноязычная компетенция, в том числе в области профессионального языка, использовании информационных технологий, что развивает информационную компетентность. Компетентность «Навык научных исследований». Определение. Структура.Научная компетентность – исследовательскуая компетентность как интегративная характеристика личности, предполагающая владение методологическими знаниями, технологией исследовательской деятельности, признание их ценности и готовность к их использованию в профессиональной деятельности. Научно-исследовательская деятельность является творческим процессом, требующим соответствующей организации исследовательского труда, владения современными информационными технологиями в сфере своей профессиональной деятельности. Система научной компетентности и способы их формирования в различных странах варьирует в зависимости от местных условий и традиций, хотя общая цель всех форм организации научно-исследовательской подготовки - развитие общенаучной и профессиональной, в определенной сфере научной деятельности, компетентности студентов [2-6]. Необходимыми компонентами системы научной компетентности являются критическое мышление, решение проблемы, анализ, распространение информации (схема 1). Все компоненты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, что способствует спиральному развитию компетентности. 1. Критическое мышление, подразумевает под собой аргументированное концептуальное мышление, размышление, способность проводить критическую оценку полученной информации. 2. Решение проблемы – творческую, креативную логику, направленный сбор данных, концептуальное мышление, применение ранее полученной информации для решения конкретных задач. 3. Анализ – анализ данных, размышление, оценка достоверности информации, полученной в ходе процесса, оценка адекватности определения целей, задач и методов исследования, обоснованности выводов. 4. Распространение информации – оформление и представление результатов собственной работы.
Схема 1. Компоненты системы научной компетентности выпускника медицинского ВУЗа. Для формирования навыков научных исследований у студентов необходим четкий алгоритм действия. Научные исследования не являются прерогативой какой-либо одной специальности, поэтому навыками научных исследований должны обладать выпускники всех медицинских специальностей. Компоненты научной компетентности студентов КГМУ по всем специальностям, включая «Общественное здравоохранение», «Общую медицину», «Стоматологию», «Фармацию», «Сестринское дело», «Медико-профилактическое дело» представлены в таблице 1. Студенты младших курсов должны получать знания и навыки научного исследования и критической оценки информации в рамках доклинического курса обучения. На этом этапе вырабатывается осознание необходимости научного подхода к решению медицинских проблем для специалиста в области медицины. Студента обучают основным навыкам, которые позволят ему найти необходимую научную статью, определить структуру описанного в статье исследования, критически оценить исследование и написать структурированный реферат или критический обзор опубликованной статьи. Студенты старших курсов получают навыки научного обоснования решения конкретных медицинских задач в рамках специальности. Студент обучается навыкам определения области проблемы и направления поиска ее решения. Также на этом этапе вырабатываются навыки обоснования собственных выводов по предложенной задаче (проблеме) и возможности использования результатов (подходов, методологии и др.) для решения собственных задач. При этом студент обучается оценке важности критического подхода к клинической работе, значение доказательной медицины и ясного изложения научной информации, а также осознает необходимость непрерывного самостоятельного совершенствования навыков критической оценки. Формирование и развитие компетентности по годам обучения в соответствии с ГОСО 2006Научно-исследовательская работа студентов является частью общего образовательного процесса и включается в содержание всех изучаемых дисциплин и видов учебных занятий. Основными целями научно-исследовательской работы студентов являются: · формирование навыков творческого профессионального мышления путём овладения научными методами познания и исследования; · обеспечение единства образовательного (учебного и воспитательного), научного и практического процессов; · создание и развитие условий, обеспечивающих возможность для каждого студента реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве - полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями. Поскольку формами мышления, используемыми в процессе учения, приобретения новых знаний и проведении любых научных исследований, являются понятия, суждения, умозаключения, а операциями – анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация и обобщение, то достижение поставленных целей осуществляется путём решения следующих задач: · Определение и предоставление студенту право выбора форм участия в научно-исследовательской работе; · Овладение (в рамках единого образовательного и научного процессов) системой понятий, суждений и умозаключений в области профессии (специальности), базирующихся на знаниях, умениях, навыках и опыте деятельности. · Овладение методами анализа, сравнения, классификации, систематизации и обобщения. · Развитие умения нестандартно мыслить (находить множество разных вариантов решения при одних и тех же условиях; находить непротиворечивые решения противоречивых ситуаций) и применять знания на практике. · Выработка умения оформлять и оценивать результаты научных исследований. · Выработка навыков библиографической работы, самостоятельной работы с источниками информации. Для постепенного развития навыков научных исследований у студентов необходимо четко сформированная последовательная концепция образования (таблица 2).
Концепция формирования научной компетентности состоит из двух ступеней. На первой ступени студент должен приобрести первичные навыки методологии научных исследований и оценки научной информации (Схема 2). В рамках преподавания фундаментальных дисциплин следует обращать внимание на базовые понятия, включающие в себя азы методологии проведения научных исследований, научную терминологию, методы исследования (эксперимент, наблюдение и оценивание, оформление результатов исследования). На младших курсах следует уделять внимание методам эмпирического исследования: поиск, анализ научной информации на заданные темы. Студенты получают задание проанализировать научный материал (статьи). Степень сложности предлагаемого научного материала, язык подбирается индивидуально в зависимости от подготовки студента. Результатом этого является резюмирование текста с кратким изложением содержания и выделения основных информационных блоков. Резюмирование также включает высказывание своего мнения и анализ достоверности научной информации. Перечень предлагаемого научного материала ежегодно обновляется и включается в силлабусы по базовым медико-биологическим дисциплинам. На второй ступени студент должен приобрести первичные навыки поиска и возможности применения научной информации для решения конкретной медицинской задачи (Схема 3). В рамках преподавания дисциплин специализации получает конкретную, но имплицитную медицинскую задачу, для решения которой он самостоятельно ищет научный материал, проводит оценку достоверности и корректности представленной научной информации, составляет аналитический обзор, на основании которого выносит свое решение проблемы. Перечень предлагаемых медицинских задач ежегодно обновляется и включается в силлабусы по дисциплинам специализации. Примерный вклад фундаментальных дисциплин и дисциплин специализации отражен на схеме 4. I - III курсы Фундаментальные дисциплиныСхема 2. Первая ступень развития научной компетенции выпускника КГМУ IV - V курсы Клинические дисциплины и дисциплины специализации Схема 3. Вторая ступень развития научной компетенции выпускника КГМУ
Схема 4. Вклад дисциплин ГОСО-2006 в формирование научных навыковВо вне учебное время студенты могут заниматься индивидуальной научно-исследовательской работой в рамках студенческих научных кружков кафедр, по согласованию с кафедрами и научными группами выполнять научные исследования в учебно-научных лабораториях, участвовать в составлении и выполнении научных проектов по направлениям проводимых фундаментальных и прикладных научных исследований университета (Схема 5). Схема 5. Индивидуальная научная работа студентов КГМУКаждая кафедра определяет и конкретизирует форму участия каждого студента в научно-исследовательской работе (в эксперименте, наблюдениях, лабораторных исследованиях), и общие принципы этого участия, содержание, объем работы. Основными критериями индивидуальной научно-исследовательской работы студентов во внеучебное время являются: · Рефераты; · Резюме · Аналитические обзоры; · Тезисы · Статьи · Презентации · Программные продукты · Выступление с научными сообщениями на конференциях различного уровня, в том числе в режиме online · Научные проекты, дипломная работа · Материалы, подготовленные к представлению на выставки и конкурсы различных уровней (внутривузовские, республиканские и зарубежные); Программа мониторинга формирования и развития компетентности студента и выпускника КГМУ В качестве отчёта о выполненной студентом научно-исследовательской работе, в зависимости от этапа и формы участия, засчитываются: Обязательный компонент Резюме Аналитический обзор Результаты индивидуальной научно-исследовательской работы студента Тезисы Статьи Презентации Программные продукты Выступление с научными сообщениями на конференциях различного уровня, в том числе в режиме online Научные проекты, дипломная работа Материалы, подготовленные к представлению на выставки и конкурсы различных уровней (внутривузовские, республиканские и зарубежные) К примеру: студент на I курсе проходит основные фундаментальные дисциплины, где знакомится с научной терминологией, учится проводить поиск научной информации в журналах, используя библиографические указатели. При изучении информатики знакомится, в целом как проводить поиск нужной информации в электронных базах данных. На занятиях он получает от преподавателя задание написать реферат на заданную тему. На II курсе студент на практических занятиях учится методологии научных исследований. При этом он получает от преподавателя научную статью, на которую он должен написать краткое резюме, с освещением основных информационных блоков. На III курсе студент проходит биостатистику и основы доказательной медицины. На практических занятиях он получает от преподавателя научную статью, на которую он должен написать аналитический обзор, с оценкой достоверности научной информации. Итогом первой ступени формирования компетентности является проверенные и оцененные преподавателями рефераты, резюме и аналитические обзоры. Выбор научных направлений, по которым работает студент, определяется им самим по согласованию с кафедрами. Количество научной продукции (рефератов, обзоров и т.д.) определяется студентом. Первая ступень считается пройденной при наличии аналитического обзора, положительно оцененного преподавателем. На IV-V курсах студент при изучении клинических дисциплин получает описание клинического случая со стертой клинической картиной. Студент должен дать свое решение данной проблемы с научным обоснованием. Итогом второй ступени формирования компетентности является отчет о работе над медицинской задачей в рамках специальности с представлением обоснованного решения. Отчет должен быть оценен преподавателем, оценка должна быть обоснована. Направление медицинских задач и их количество может определяться студентом по согласованию с кафедрами в рамках выбранной специальности и предполагаемой дальнейшей специализации. Вторая ступень считается пройденной при наличии положительно оцененных отчетов о решении двух не связанных между собой медицинских задач. На всем протяжении обучения студент может участвовать в работе СНК, где имеет возможность участвовать в выполнении научного проекта, совместно с научными группами выполнять исследования в учебно-научных лабораториях, по результатам собственной научной работы может писать статьи, тезисы, готовить доклады, участвовать на конференциях различного уровня. Отметки о выполнении обязательного компонента обучения и результатов индивидуальной научно-исследовательской работы вносится в портфолио студента. Мониторинг навыков по компетентности представлен в таблице 3. Выполнение студентом обязательного компонента развития научной компетенции в течение 1-3 курсов входит в расчет GPA. Выполнение студентом обязательного компонента развития научной компетенции в течение 4 и 5 курсов входит в расчет GPA для зачисления в субординатуру. Студенты, сочетающие активную индивидуальную научно-исследовательскую работу с хорошей успеваемостью, могут быть рекомендованы к поступлению в магистратуру с предоставлением права преимущественного зачисления в нее при прочих равных условиях; для замещения вакантных преподавательских должностей в ВУЗе после его окончания.
Литература 1.Клиническое мышление и наука. О необходимости научно-обоснованной медицинской практике // Проблемы организации научных медицинских исследований с позиций доказательной медицины http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2008/kadr08_82.html2.Science http://www.usyd.edu.au/future_students/~ /choice/science.shtml AAMC/HHMI Committee Defines Scientific Competencies for Future Physicians. Washington, D.C., 2009, June 4. http://www.aamc.org/newsroom/pressrel/2009/090604.htm 3.Continuing Professional Development Centre http://cpd.conted.ox.ac.uk/ 4.Lynn M. Jamleson, Assessing research competence. Department of Recreation and Park Administration, Indiana University, 2002. http://lin.ca/Uploads/cclr10/CCLR10-53.pdf 5.Reports: Reasoning Competency http://www.web.virginia.edu/iaas/reports/subject/competencies/quantitative.htm 6.Claus Brabrand, Bettina Dahl. Using the SOLO Taxonomy to Analyze Competence Progression of University Science Curricula http://www.itu.dk/~brabrand/progression.pdf 7.Duš;ek T., Bates T. Analysis of European medical schools’ teaching programs. Croat Med J 2003;44:26—31. 8.Maruš;ić M., Maruš;ić A. Good editorial practice: editors as educators. Croat Med J 2001;42:113—20. 9.Zier K., Stagnaro-Green A. A multifaceted program to encourage medical students’ research. Acad Med 2001;76:743—7.12. 10.Srinivasan M., Weiner M., Breitfeld P.P., Brahmi F., Dickerson K.L., Weiner G. Early introduction of an evidence-based medicine course to preclinical medical students. J Gen Intern Med 2002;17:58—65. 11.Vodopivec I., Vujaklija A., Hrabak M., Lukić I.K., Maruš;ić A., Maruš;ić M. Knowledge about and attitude toward science of first year medical students. Croat Med J 2002;43:58—62. 12. Hren D., Lukić I.K., Maruš;ić A., et al. Medical students’ attitude toward and knowledge about science and scientific research. Med Educ 2004; 38 (1): 81—6. 13.Балашов, В.В., Лагунов, Г.В., Малюгина, И.В., Масленников, В.В., Момот, А.И., Першуткин, Б.В., Поршнев, А.Г., Рулев, В.М., Румянцев, В.С., Стриханов, М.Н. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России. - Монография. В 3 ч. / ГУУ. – М., 2002. – 31с. 14. Миронов, В.А., Майкова, Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: Монография. – Тверь: ТГТУ, 2004. – 12 с. 15.Федоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность: анализ мнений экспертов // Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. - С.17-32. Подписано в печать 01.07.2010г. Объем 2,3 уч. печ.л. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии КГМУ г. Караганда, ул. Гоголя,40 |