Реферат: 9 раздел ценные бумаги и их классификация
Название: 9 раздел ценные бумаги и их классификация Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html В В Е Д Е Н И Е
Актуальность темы . Рынок ценных бумаг - неотъемлемая часть финансовой системы любого государства с рыночной экономикой. Для Украины этот институт приобретает все более важное значение, поскольку социально-экономические преобразования, которые происходят в Украине и направлены на формирование рыночной экономики, определили институциональное становление и развития такого важного сегмента экономики, как рынок ценных бумаг. В этих условиях создание адекватной системы законодательства является одним из приоритетных направлений развития украинской правовой системы. В условиях необходимости привлечения в экономику Украины как внутренних, так и внешних инвестиций чрезвычайно актуальным является вопрос определения роли и особенностей правового регулирования различных субъектов фондового рынка, в том числе банков. Роль банков в развитии рынка ценных бумаг Украины не вызывает сомнения. Банки в Украине заложили основы рынка государственных ценных бумаг, где их доля по сей день довольно велика. Они являются крупнейшими инвесторами на рынке "корпоративных" ценных бумаг, так как через дочерние предприятия они имеют возможность участвовать в капиталах нефинансовых предприятий, создавая свои финансово-промышленные группы, косвенно участвовать в приватизации. Как эмитенты ценных бумаг банки занимают лидирующие позиции с точки зрения объема выпуска ценных бумаг институциональными участниками фондового рынка. Банки также являются важнейшей частью инфраструктуры украинского рынка ценных бумаг, так как самым активным образом участвуют в становлении специализированных организаций фондового рынка - биржевых и внебиржевых торгово-информационных систем, саморегулируемых организаций. Банки в Украине являются одними из наиболее активных институциональных участников рынка ценных бумаг. Это не удивительно, поскольку банки являются крупнейшими финансовыми организациями, в которых сосредоточены максимальные финансовые ресурсы. Кроме того, украинское законодательство предоставляет банкам широкие права относительно их участия на рынке ценных бумаг. В этом смысле банки являются единственными участниками, которые могут одновременно сочетать максимальное количество функций на рынке ценных бумаг. Высокая концентрация финансовых ресурсов (финансовая мощь) дает возможность банкам иметь высоко квалифицированный персонал, технологически развитую инфраструктуру и профессиональный менеджмент. Все отмеченное в комплексе дает основание утверждать, что банковский сегмент рынка ценных бумаг играет сейчас, и будет играть в дальнейшем ведущую роль в его становлении и развитии. Однако насколько эффективной будет такое участие, во многом зависит от законодательной базы, обеспечивающей участие коммерческих банков в правоотношениях по поводу ценных бумаг. В юридической литературе (как украинской, так и других стран СНГ) вопросы правового регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг остается пока наименее изученным. Проведены исследования отдельно по рынку ценных бумаг и отдельно по банковской системе. Существуют также работы, исследовавшие данную область с экономической точки зрения. Что же касается правовых аспектов данной темы, то они представлены, главным образом, в виде статейных публикаций по отдельным аспектам деятельности банков на рынке ценных бумаг, отдельных глав или разделов учебников по банковскому праву, где исследуемая проблематика сводится к: (а) общей правовой характеристике ценных бумаг и их видов в соответствии с действующим законодательством (без учета недостатков и проблем, накопившихся в этой области), а также (б) поверхностному описанию операций, осуществляемых банками на рынке, где предметом взаимоотношений выступают ценные бумаги. Вопросы правового регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг, так или иначе, исследовались учеными-правоведами и экономистами. Однако, на современном этапе в гражданском и банковском праве эти проблемы еще не получили комплексного исследования. Связь диссертации с научными программами, планами, темами. Исследование выполнено в соответствии с комплексной научной программой Киевского национального университета имени Тараса Шевченко «Построение международных, правовых, политических и экономических основ государственности Украины», № 97128 и научного исследования Института международных отношений «Международно-правовые основы укрепления государственности Украины», № 97132. Цель и задачи исследования . Исходя из актуальности темы, целью настоящей работы является комплексный анализ механизма правового регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг и разработка на основе проведенного исследования рекомендаций относительно путей совершенствования нормативно-правовой базы. Для достижения этой цели были поставлены такие задачи: 1. Исследовать правовую природу ценной бумаги ; изучить доктринальный и законодательные подходы в определении ценной бумаги; проанализировать существующие или потенциальные проблемы в связи с законодательным определением данного предмета правоотношений. 2. Проанализировать особенности правового положения коммерческого банка как участника рынка ценных бумаг; изучить особенность правового статуса Национального банка Украины на рынке ценных бумаг; исследовать существующие в этой связи теоретически и практические проблемы. 3. Проанализировать законодательную базу Украины, регламентирующую правовой режим деятельности банков на рынке ценных бумаг; существующие или потенциальные проблемы, препятствующие эффективной работе банков с инструментами фондового рынка. 4. Исследовать возможные пути использования зарубежного опыта для разработки наиболее оптимальных, в условиях украинского рынка, путей совершенствования законодательного регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг Украины; 5. Сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и предложенных законопроектов в этой области. Объектом исследования являются правовые аспекты отношений, возникающие при осуществлении банками деятельности на рынке ценных бумаг, а предметом исследования - совокупность законов и подзаконных нормативных актов Украины, регламентирующих эту деятельность. Методологическую основу диссертации составили общенаучный, аналитический методы познания и ряд частно-научных методов, в частности, сравнительно-правовой, формально-юридический, системный, структурно-функциональный, исторический. Это позволило исследовать проблемы института ценных бумаг и деятельности банков на рынке ценных бумаг в их взаимосвязи и взаимозависимости, целостности и объективности. Теоретическая основа диссертации основывается на работах цивилистов-классиков дореволюционного, советского и постсоветского периодов по общей теории банковского права и ценных бумаг. Кроме того, автором использован практический стран СНГ (Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан) и некоторых правовых систем с развитой рыночной экономикой (США, ЕС). В диссертации использованы научные достижения, содержащиеся в работах ученых-правоведов, юристов-практиков и экономистов: М. М. Агаркова, В. А. Белова, М. И. Брагинского, О. М. Виннык, В. В. Витрянского, В. М. Гордона, Л. Г. Ефимова, Е. Р. Кибенко, В. Л. Кротюка, Н. С. Кузнецовой, О.И. Лаврушина, Я. М. Миркина, А. Н. Мороза, И. Р. Назарчука, Н. О. Нерсесова, О. М. Олейник, А. И. Онуфриенко, В. В. Посполитака, А. А. Селиванова, Н. Н. Слюсаревского, И. В. Спасибо-Фатеевой, Е. А. Суханова, Г. А. Тосуняна, Г. Ф. Шершеневича, В. С. Щербины, Е. Б. Ширинской, В. Л. Яроцкого, а также иностранных авторов: В. Э. Батлера, К. Гавальда, Э. Гилл, М. Е. Гоши-Батлера, Р. Коттера, В. П. Полицатто, Э. Рида, Р. Смита, Ж. Стуфле и др. Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в попытке комплексного анализа законодательной базы, регламентирующей деятельность банков на рынке ценных бумаг. На уровне диссертационного исследования такой анализ в Украине проводится впервые. В исследовании сформулированы и обоснованы следующие теоретические положения, практические выводы, предложения и рекомендации, которые выносятся на защиту: 1. Ценная бумага - это документ, установленной формы, содержащий установленные законом обязательные реквизиты, удостоверяющий имущественные права, осуществление которых возможно только при его предъявлении. С передачей самой ценной бумаги передаются все права, удостоверенные ею, в совокупности. 2. Для отражения современной специфики обращения ценных бумаг в бумажной и безбумажной формах, обосновывается необходимость отхода от традиционной трактовки некоторых фундаментальных свойств, входящих в определение "ценной бумаги". Во-первых, относительно термина "документ", через который определяется "ценная бумага", предлагается отойти от традиционной трактовки данного термина, как исключительно бумажного носителя информации, и принять за основу концепцию, при которой "документ" определяется как установленный законом материальный носитель информации, являющийся доказательством/свидетельством закрепленных в ценной бумаге прав. При этом, форма материального носителя ценной бумаги (бумажный, магнитный или иной) устанавливается законом. Второе изменение можно условно обозначить как "модификация содержания свойства "предъявления". Автор предлагает отойти от традиционного толкования свойства "предъявления", как физического предоставления бумажного носителя. Свойство "предъявления" следует толковать как предоставление доказательств, позволяющих идентифицировать определенное лицо в качестве субъекта прав из бумаги (правообладателя). Такое предоставление доказательств может заключаться как в предоставлении бумажного носителя ценной бумаги, так и в совершении субъектом прав из бумаги и/или уполномоченным лицом определенных юридически значимых действий, результатом которых является подтверждение о наличии у определенного лица вещных прав на бумагу. Порядок осуществления таких действий предусматривается законом. 3. Предлагается установить единую классификацию в одном, более общем нормативном акте (в этом случае таковым является Гражданский кодекса), тогда как последующие, специальные законы (т.е., проект Закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже") будут содержать отсылочные нормы. При этом в общем нормативном акте целесообразно предусмотреть возможность расширения как самой классификации посредством включения, по мере появления, новых групп ценных бумаг, так и отдельных групп, видов ценных бумаг. Это достигается путем включения такой формулировки: "законом могут определяться другие группы ценных бумаг, а также другие виды ценных бумаг, входящие в каждую группу". 4. Обобщается законодательство в вопросе классификации ценных бумаг и предлагаются следующие определения ряда групп ценных бумаг. К группе паевых относятся ценные бумаги, удостоверяющие участие в уставном фонде эмитента, и предоставляющие его собственнику право на участие в управлении делами эмитента и/или получение части прибыли в виде дивидендов и/или часть имущества при ликвидации эмитента, а также иные имущественные и личные неимущественные права, предусмотренные законом и/или условиями выпуска и/или учредительными документами эмитента. Долговыми являются ценные бумаги, удостоверяющие право на получение денежной суммы, инвестированной в деятельность эмитента, и предоставляющие в зависимости от условий выпуска или выдачи ценной бумаги право на получение иных доходов либо имущества. К группе производных (деривативов) относятся ценные бумаги, удостоверяющие право на приобретение или продажу базового актива на определенных условиях в будущем. При этом, базовым активом могут быть как ценные бумаги, так и иные финансовые и товарные ресурсы (валютные средства, и т.д.). 5. Обосновывается предлагаемый автором отход от доминирующих сегодня в правовой теории субъектного или объектного подходов в определении "банковской деятельности" и "банковских операций", а вместо них в основу квалификации деятельности банков и/или операций как банковские или небанковские следует положить функциональный критерий. Основываясь на функциональном подходе, предлагается именовать банковской только ту деятельность, которая направлена на выполнение банком его базовых функций (данными являются создание денежных ресурсов путем привлечения денежных средств, предоставление кредита и содействие платежному обороту посредством осуществления расчетно-кассового обслуживания). При этом, для того, чтобы определенную деятельность называть банковской существенное значение имеет выполнение всех базовых функций в совокупности, тогда как банковской операцией может быть действие или совокупность действий, направленных на выполнение одной из таких функций. Исходя из этого, можно говорить о том, что небанковские кредитные организации могут осуществлять отдельные банковские операции, тогда как банковской деятельностью могут заниматься только банки, то есть, осуществление всех трех базовых функций вместе взятых может только банк. В этом смысле, ни операции банков с ценными бумагами, ни деятельность банков на рынке ценных бумаг, не могут называться банковскими операциями или банковской деятельностью. 6. Правовое положение банка на рынке ценных бумаг имеет одну особенность, отличающую его от других участников данного рынка. Она заключается в том, что основание на участие коммерческого банка в правоотношениях по поводу ценных бумаг возникает после получение последним банковской лицензии, то есть после приобретения банком правосубъектности в полном объеме. Именно в необходимости получения банковской лицензии до каких-либо разрешений ГКЦБФР заключается базовое отличие правового положения коммерческого банка от других участников рынка ценных бумаг. 7. С целью устранения противоречия между банковским законодательством и законодательством о хозяйственных обществах в отношении эмиссии банком собственных акций, видится целесообразным принять изменения к статье 47 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", предусматривающие исключение из разрешительного режима осуществления банками эмиссии ценных бумаг. В связи с этим предлагается дополнить п. 5 статьи 47 Закона следующей формулировкой: "Требование о получении разрешения НБУ не распространяется на операции коммерческих банков по эмиссии собственных акций, которые осуществляются без получения такого разрешения". Дополнительно к этому следует также в статье 33 "Акции банка и паи банка" указать, что эмиссия акций не требует получения разрешения НБУ. 8. Обобщая опыт зарубежных стран обосновывается целесообразность принятия на базе законодательства о хозяйственных обществах и о ценных бумагах, но с учетом особенностей банковского законодательства, отдельный нормативный акт (Положения о порядке эмиссии коммерческими банками собственных акций), который бы концентрировано и систематизировано регламентировал порядок осуществления эмиссии банками акций, и где бы были детально прописаны все правила, начиная с принятия решения о выпуске и заканчивая регистрацией отчета о выпуске. Такое Положение должно (а) учитывать особую роль банков - посредников денежного рынка - и предъявлять, в связи с этим, более высокие требования относительно перечня и содержания ведомостей, предъявляемых в ГКЦБФР, и (б) содержать отдельные раздел относительно порядка проведения первичной и дополнительных эмиссий, а также особенности эмиссии акций закрытыми АКБ. 9. Анализируя практику зарубежных стран, предлагается закрепить за депозитными сертификатами статус ценной бумаги. Для этого в Главе 5 действующего ЗоЦБ или в аналогичном разделе проекта новой редакции Закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" следует заменить термин "сберегательного сертификата" на термин "сберегательный (депозитный) сертификат". 10. Исключение из обращения финансовых векселей, сделанное авторами закона "Об обращении векселей в Украине", нежелательно, по следующим причинам: (1) уменьшается база денежных ресурсов банков; (2) снижается возможность получения ликвидных средств платежа для клиентов. В связи с этим предлагается дополнить Закон Украины "Об обращении векселей в Украине" положением, предусматривающем возможность выпуска векселей коммерческими банками. Практическое значение полученных результатов . Содержащиеся в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы в работе государственных органов Украины, в частности Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансовой и банковской деятельности, Национального банка Украины, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, а также для совершенствования некоторых положений, содержащихся в действующем законодательстве Украины, равно как при доработке нового Гражданского кодекса Украины, проекта новой редакции Закона Украины "О ценных бумагах и фондовой биржи", Закона Украины "Об обращении векселей в Украине", а также нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы деятельности банков на рынке ценных бумаг. Диссертационный материал может быть использован при составлении учебных пособий, методических указаний, а также в преподавании курса "Гражданское право" и спецкурсов "Банковское право" и "Правовое регулирование рынка ценных бумаг". Некоторые положения, сформулированные в диссертации, носят дискуссионный характер и могут служить базой для дальнейших научных исследований. Апробация результатов диссертационного исследования . Основные теоретические положения, выводы и обобщения апробированы на заседаниях кафедры Международного частного и таможенного права Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, а также на научных конференциях, в частности, на ежегодных международных конференциях аспирантов и студентов Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко - "Актуальные проблемы международного частного права", проведенных 15 мая 1999 года и 13 мая 2000 года в Киеве, а также на Третьей ежегодной межвузовской научно-практической конференции", организованной Национальным банком Украины, Верховной Радой Украины, Ассоциацией юристов в сфере финансового и банковского права, Национальным университетом “Киево-Могилянская Академия” по теме: "Банковская деятельность и право", проведенной 20 июня 2000 в Киеве. Основные положения и выводы диссертационной работы нашли отображение в следующих публикациях: 1. Нурзад І. Л. Аналіз останніх змін у сфері правового регулювання інфраструктури ринку цінних паперів України // Актуальні проблеми міжнародних відносин: Зб. наук. пр. Вип. 8. - К.: Київський університет, 1998. - С. 127-135. 2. Нурзад И. Л. Актуальные проблемы законодательного регулирования понятия ценных бумаг в праве Украины // Актуальні проблеми міжнародних відносин: Зб. наук. пр. Випуск 10. - Ч. І. - К.: Київський університет, 1999.- С. 97-101. 3. Нурзад И. Л. Концепция ценных бумаг в праве Украины и США // Актуальні проблеми міжнародних відносин: Зб. наук. пр. Вип. 14. - Ч ІІ. - К.: Київський університет, 1999.- С. 88-103. 4. Нурзад І. Л. Місце і роль комерційних банків на фондовому ринку США (правові аспекти) // Вісник Київського університету. Міжнародні відносини. Вип. 15. - К.: Київський університет, 2000. - С. 57-63. 5. Нурзад И. Л. Актуальные проблемы правового регулирования деятельности банков на фондовом рынке Украины // Актуальні проблеми міжнародних відносин: Зб. наук. пр. Вип. 21. - Ч. ІІ. - К.: Київський університет, 2000. - С. 77-84. 6. Нурзад И. Л. Правовое регулирование деятельности банков на фондовом рынке Украины: проблемы и перспективы развития// Актуальні проблеми міжнародних відносин: Зб. наук. пр. Вип. 22. - Ч. І. - К.: Київський університет, 2000. - С. 64-76. 7. Нурзад І.Л. Правовое положение коммерческих банков на рынке ценных бумаг Украины// Актуальні проблеми міжнародних відносин: Збірник наукових праць. Випуск 28 (частина І). К.: Київський національний університет імені Тараса Шевченка, Інститут міжнародних відносин, 2001. - С. 101-110. 8. Нурзад І. Л. Правове регулювання застави цінних паперів у кредитних операціях банків // Тези доповідей і наукових повідомлень третьої щорічної міжвузівської науково-практичної конференції "Банківська діяльність і право". - К.: 2000. - С. 68-69. 9. Irina Nurzad. Recent Developments in the Ukrainian Securities Market // The Ukrainian Times. № 114. Kyiv, May, 1998. - P. 6-7. 10. Irina Nurzad, Scott Brown. The New Law on Banks: Having an Impact // Eastern Economist, Vol. 8, # 4 (369), supplement # 16. Kyiv, Feb. 26-Mar. 4, 2001. - P. 20-23. 11. Irina Nurzad. Securities Law: Treasure in the Deep Freeze// Eastern Economist, Vol. 9, # 41 (457), Kyiv, Nov. 4-11, 2002. - P. 6-7; and Vol. 9, # 42 (458), Kyiv, Nov. 12-19, 2002. - P. 11-12. 12. Iryna Nurzad, Eugene W, Korniychuk. Ukrainian financial services and banking sector take step forward// Global Banking and Financial Policy Review, a Euromoney Publication, 2003/2004 – P. 272-275. Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html ВЫВОД Концентрация значительных финансовых ресурсов и юридическая возможность сочетать максимальное количество ролей на рынке ценных бумаг обусловили ведущую роль банков в формировании и развития рынка ценных бумаг Украины. Однако, на сегодня их потенциал используется не в полном объеме. Одной из главных причин - недостаточная правовая регламентация некоторых аспектов, прямо или косвенно связанных с деятельностью банков на украинском рынке ценных бумаг. Основными теоретическими и практическими проблемами, в этой связи, следует обозначить недостаточную правовую регламентацию: (1) концепции ценных бумаг, их классификации в действующем законодательстве и правовой доктрине; (2) статуса банков на рынке ценных бумаг; (3) процедуры и условий осуществления некоторых видов деятельности банков на рынке ценных бумаг. Решение указанных проблем связано с изложенными ниже утверждениями: 1. Законодательное определение "ценной бумаги" не соответствует положениям правовой теории о ценных бумагах. Основываясь на проведенном анализе, наиболее оптимальным представляется следующая дефиниция "ценной бумаги": Ценная бумага - это документ, установленной формы, содержащий обязательные реквизиты, удостоверяющий имущественные права, осуществление которых возможно только при его предъявлении. С передачей самой ценной бумаги передаются все права, удостоверенные ею, в совокупности. 2. Для отражения современной специфики обращения ценных бумаг в бумажной и электронной формах, автор пришел к выводу о необходимости отхода от традиционной трактовки элементов, входящих в определение "ценной бумаги". При этом, следует подчеркнуть, что автор предлагает лишь модифицировать и расширить содержание некоторых элементов дефиниции, а не полностью отказаться от их традиционного понимания. Во-первых, относительно термина "документ", посредством которого определяется "ценная бумага", следует отойти от его традиционной трактовки как исключительно бумажного носителя информации, и принять за основу концепцию документа, содержащуюся в Законе Украины "Об информации". Основываясь на проведенном исследовании, автор предлагает следующую трактовку "документа" применительно к ценным бумагам: "документ" - это установленный законом материальный носитель информации, являющийся доказательством/свидетельством закрепленных в ценной бумаге прав. При этом, форма материального носителя ценной бумаги (бумажный, магнитный, или иной) устанавливается законом. Второе изменение можно условно обозначить как "модификация содержания свойства "предъявления". Следует отойти от традиционного толкования свойства "предъявления", как физическое предоставления бумажного носителя. Свойство "предъявления" необходимо толковать как предоставление доказательств, позволяющих идентифицировать определенное лицо в качестве субъекта прав из бумаги (правообладателя). Такое предоставление доказательств может заключаться как в предоставлении бумажного носителя ценной бумаги, так и в совершении субъектом прав из бумаги и/или уполномоченным лицом определенных юридически значимых действий, результатом которых является подтверждение о наличии у определенного лица вещных прав на бумагу. Порядок осуществления таких действий предусматривается законом. 3. Действующее законодательство не содержит единого подхода в классификации ценных бумаг. Предложенная ГК и проектом ЗоЦБ деление ценных бумаг свидетельствует об отсутствии у авторов ГК и проекта ЗоЦБ единой позиции относительно перечня групп ценных бумаг. В связи с этим, предлагается установить единую классификацию в одном, более общем нормативном акте (в данном случае таковым является ГК), тогда как последующие, специальные законы (коим является ЗоЦБ) будут содержать отсылочные нормы. При этом, в основополагающем нормативном акте (т.е., в ГК) целесообразно предусмотреть расширительную формулировку, как самой классификации, так и отдельных групп ценных бумаг. Это достигается путем включения такой формулировки: "законом могут определяться другие группы ценных бумаг, а также другие виды ценных бумаг, входящие в каждую группу". 4. Существующие определения отдельных групп ценных бумаг, а также предложенные определения авторами проекта ЗоЦБ расходятся в содержании и не достаточно проработаны. В связи с этим, предлагаются иные следующие определений ряда групп ценных бумаг. По мнению автора, к группе паевых относятся ценные бумаги, удостоверяющие участие в статутном фонде эмитента, и предоставляющие его собственнику право на участие в управлении делами эмитента и/или получение части прибыли в виде дивидендов и/или часть имущества при ликвидации эмитента, а также иные имущественные права, предусмотренные законом и/или условиями выпуска и/или учредительными документами эмитента паевых ценных бумаг. Долговыми являются ценные бумаги, удостоверяющие право на получение денежной суммы, инвестированной в деятельность эмитента, и предоставляющие в зависимости от условий выпуска или выдачи ценной бумаги право на получение иных доходов либо имущества. К группе производных относятся ценные бумаги, удостоверяющие право на приобретение или продажу базового актива на определенных условиях в будущем. При этом, базовым активом может быть как ценные бумаги, так и иные финансовые и товарные ресурсы (валютные средства, и т.д.). 5. В украинской правовой доктрине сложился не совсем верный подход в определении "банковской деятельности" и "банковских операций". В аспекте ценных бумаг, последнее имеет принципиальное значение, поскольку деятельность банков на рынке ценных бумаг не может квалифицироваться банковской, а осуществляемые банками операции с ценными бумагами - банковскими операциями. В связи с этим, обосновывается предлагаемый автором отход от доминирующих сегодня в правовой теории субъектного или объектного подходов в определении "банковской деятельности" и "банковских операций". Следует подчеркнуть, что автор предлагает лишь отойти от данных подходов как основополагающих при определении категорий “банковская деятельность” и “банковские операции”. Они могут играть дополнительную роль, а вместо них в основу деления операций на банковские и небанковские следует положить функциональный критерий. Основываясь на функциональном подходе, автор предлагает именовать банковскими только те операции, которые предназначены для выполнения банком его базовых функций (создание денежных ресурсов путем привлечения денежных средств, предоставление кредита и содействие платежному обороту посредством осуществления расчетно-кассового обслуживания), а действия, направленные на их осуществление - суть банковской деятельности. При этом, относительно банковской деятельности существенное значение имеет выполнение банком всех функций в совокупности, тогда как банковской операцией может быть операция, которая направлена на выполнение одной из таких функций. В этом смысле, ни операции банков с ценными бумагами, ни деятельность банков на рынке ценных бумаг, не могут квалифицироваться банковскими операциями или банковской деятельностью. 6. Правовое положение банка на рынке ценных бумаг имеет одну особенность, отличающую его от других участников данного рынка. Она заключается в том, что правовой титул на участие коммерческого банка в правоотношениях по поводу ценных бумаг возникает после получение последним банковской лицензии, то есть после приобретения правосубъектности в полном объеме. Иными словами, участие банка на рынке ценных бумаг зависит, в первую очередь, от фактора (наличия банковской лицензии), не имеющего непосредственного отношения к предмету, по поводу которого банки вступают в правоотношении на рынке ценных бумаг. Именно в этой зависимости заключается базовое отличие правового положения коммерческого банка от других участников рынка ценных бумаг. 7. С целью устранения противоречия между банковским законодательством и законодательством о хозяйственных обществах в отношении эмиссии банком собственных акций, видится целесообразным принять изменения к статье 47 ЗоБД, предусматривающие исключение из разрешительного режима осущетслвения банками эмиссии ценных бумаг. В связи с этим предлагается дополнить п. 5 статьи 47 ЗоБД следующей формулировкой: "Требование о получении разрешения НБУ не распространяется на операции коммерческих банков по эмисссии собственных акций, которые осуществляются без получения такого разрешения". Дополнительно к этому следует также в статье 33 "Акции банка и паи банка" указать, что эмиссия акций требует получения разрешения НБУ. 8. Учитывая особую роль банков как посредников финансового рынка, видится целесообразным принять на базе законодательства о хозяйственных обществах и о ценных бумагах, но с учетом особенностей банковского законодательства, отдельный нормативный акт (Положение о порядке эмиссии коммерческими банками собственных акций), который бы концентрирована и систематизировано регламентировал порядок осуществления эмиссии банками акций, и где бы были детально прописаны все правила, начиная с принятия решения об эмиссии и заканчивая регистрацией отчета о ней. Такое Положение должно (а) учитывать особую роль банков - посредников денежного рынка - и предъявлять, в связи с этим, более высокие требования относительно перечня и содержания ведомостей, предъявляемых в ГКЦБФР, и (б) содержать отдельные раздел относительно порядка проведения первичной и дополнительных эмиссий, а также особенности выпуска акций закрытыми АКБ. 9. Для решения проблемы правового статуса депозитных сертификатов следует принять изменения к ЗоЦБ, которые бы четко обозначили статус ценной бумаги за депозитным сертификатом. Для этого в Главе 5 действующего или в аналогичном разделе проекта новой редакции ЗоЦБ следует вместо "сберегательного сертификата" применить термин "сберегательный (депозитный) сертификат". 10. Исключение из обращения финансовых векселей, сделанная авторами закона "Об обращении векселей в Украине", нежелательно, по следующим причинам: (1) уменьшается база денежных ресурсов банков; (2) снижается возможность получения ликвидных средств платежа для клиентов. В связи с этим предлагается включить в Закон Украины "Об обращении векселей в Украине" положение, предусматривающее возможность выдачи векселей коммерческими банками. Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html
|