Реферат: Приказ № от Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении
Название: Приказ № от Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Бирюкова ул., д.22, Томск, 634062, тел.: (3822) 68-13-17, факс: (3822) 67-88-78, e-mail: school58@tomsk.net
![]()
Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении (экспериментальная Программа, сроки реализации 2011-2014гг.)
Руководители Программы: Колбина С.А., директор школы Лыскова Р.В., заместитель директора по НМР
Томск 2011 СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт Программы
2. Введение.
Данная Программа определяет стратегию развития инклюзивного образования в МОУ СОШ №58 города Томска. Актуальность Программы многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно: 1. Демократические преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы, диктуют необходимость создания модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой моделью может стать модель инклюзивного образования. 2. Анализ того, что отвечает истинным интересам ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (в специальных учреждениях)) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу. 3. Анализ образовательных технологий и программ говорит о том, что образовательные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Этого можно достигнуть путем внедрения методологии инклюзивного образования, в основе которой лежат следующие принципы:
Итак, мы будем исходить из следующих положений: Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15% от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Таким образом, создание модели психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри общеобразовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направленных в специальные образовательные учреждения. Объект исследования: · Изучение и развитие методологии, направленной на детей и признающую, что ВСЕ дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. · Разработка подхода к воспитанию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Предмет исследования: Создание условий для эффективного обучения воспитания детей с различными образовательными потребностями.
Гипотеза исследования : процесс включения, успешной интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательно-воспитательную среду общеобразовательной школы будет в большей мере способствовать их успешной социализации,если:
3. Основная часть. Раздел 1. Содержание проблемы. Актуальность проектирования образовательной модели, включающей инклюзивное образование, определяется проблемами, которые возникают в процессе интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы, а именно:
Кроме того, при формировании содержания инклюзивного образования в ОУ необходим учет проведенных исследований и наблюдений, которые показывают, что: 1. Особенности данной категории детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. 2. Учителя (воспитатели) выступают преимущественно как трансляторы учебной информации и часто не задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 3. Более того, в среде педагогов и здоровых детей зачастую доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, на ограничения, обусловленные нарушением в развитии, накладываются ограничения, связанные с социально-психологическими условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания. Именно поэтому усилия специалистов сопровождения должны быть направлены на формирование толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, преодоление стереотипов, отрицательных установок. Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи. Одновременно у самих детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками является существенным условием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению. Проведённое в 2007 году обследование младших школьников в рамках деятельности ПМПК позволило выявить следующие проблемы, требующие пристального внимания педагогов:
Раздел 2. Цели и задачи Программы, показатели их достижения.
Программа «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении» направлена на:
Совместная реализация общеобразовательной программы и методик, предусматривающих инклюзивное образование, позволит создать в школе образовательное пространство, отвечающее принципам инклюзивного образования. Эффективным направлением решения задачи обеспечения доступа к получению качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении выступает реализация спроектированных моделей социальной и педагогической интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективной интеграции является обоснование грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Таким образом, Программа «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении» направлена на достижение и решение нижеуказанных целей и задач. Цель Программы: создание и отработка модели инклюзивного образования, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для КАЖДОГО ребенка, имеющего различные образовательные потребности. Задачи Программы: 1. Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. 2. Разработать концепцию включения детей с ограниченными возможностями здоровья в школьное сообщество. 3. Выявить педагогические условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы. 4. Разработать модель деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в условиях общеобразовательной школы. 5. Создать условия для психолого-педагогической среды, способствующей полноценному развитию различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия. 6. Осуществить опытно-экспериментальную апробацию модели по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Результатом реализации Программы можно считать выполнение ряда условий, а именно:
При выполнении перечисленных условий мы получим
· организацию доступной среды, · формирование банка методических рекомендаций для учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования по организации эффективной работы в разноуровневых группах, · организацию воспитательной среды, где каждый человек чувствует себя равноправным партнером;
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления:
Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой.
3.1. Комплекс мер, обеспечивающих решение проблемы . Основополагающими принципами организации системы управления реализацией Программы являются:
Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь
Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от руководителей структурных подразделений, потребностей педагогов в освоении новых технологий. Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование своевременной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные технологии для реализации Программы. Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения мероприятий по её реализации размещается на официальном сайте ОУ в разделе «Развитие». 3.2. Организационно-функциональная структура управления реализации Программы. С целью эффективного управления Программой разработана организационно-функциональная структура: 1. Создана временная творческая проблемная группа по организации и внедрению инклюзивного образования в ОУ. 2. Разработан нормативный перечень функций руководителя ПТГ. 3. Спланирована курсовая подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей. 4. Организована работа по комплектованию экспериментальной группы. 5. Запланировано приобретение новой методической и учебной литературы. С целью обеспечения эффективной координации действий всех сторон, участвующих в реализации Программы, сформирован научно-методический совет, в состав которого входят: директор школы, заместители директора, руководитель ПТГ по внедрению данной программы, педагог-психолог. Организационное и аналитическое обеспечение работы совета осуществляет заместитель директора по НМР. Состав совета утверждает директор школы. Школьный научно-методический совет 1. Разрабатывает и согласует основные приоритеты экспериментальной деятельности в школе, тематику образовательного заказа школе. 2. Определяет стратегические направления деятельности предметных методических объединений, координирует их работу. 3. Проводит внутреннюю экспертизу, рецензирование и согласование факультативных и специальных курсов в рамках регионального и школьного компонентов Базисного Учебного Плана, материалов по инновационной и экспериментальной деятельности. 4. Согласует календарное планирование деятельности предметных методических объединений и кафедр, системы мероприятий научно-методического характера, тематику педагогических советов на текущий учебный год, экзаменационные материалы, тематику инновационной и экспериментальной деятельности в школе, показатели, критерии экспертизы материалов по инновационной и экспериментальной деятельности. 5. Выносит на обсуждение Совета школы инициативы, связанные с вопросами изменения организационной структуры и режима функционирования учреждения при организации экспериментальной работы, вопросы, связанные с распространением передового педагогического опыта, поощрением и стимулированием педагогов и педагогических объединений, активно участвующих в научно-педагогическом поиске. 6. Организует повышение квалификации педагогических кадров. В ходе эксперимента будут применяться следующие методы: · теоретические : изучение философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебно-программной документации учебников, учебных пособий, документов по вопросам образования, методических писем и рекомендаций по организации обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах; логико-исторический, теоретический и системный анализ и синтез исследуемой проблемы, изучение и обобщение существующего педагогического опыта в стране и за рубежом; · практические: прямое, косвенное, включенное наблюдение за деятельностью детей; анкетирование, тестирование, глубинное интервьюирование, беседы с учителями и родителями, регистрация наблюдений в протоколах; · опытно-экспериментальная работа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; статическая и математическая обработка результатов исследования. Раздел 4. Контроль хода реализации Программы.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет научно-методический совет (НМС), который выполняет следующие функции: · даёт оценку промежуточных результатов и хода её реализации в целом; · готовит предложения о порядке выполнения Программы, включении, исключении и уточнении отдельных программ и проектов, уточняет целевые показатели; · осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации Программы; · а так же осуществляет финансовое обеспечение Программы и стимулирование всех её участников (рекомендательно).
Раздел 5. Возможные риски в ходе реализации Программы.
Разрабатывая Программу, необходимо было учесть все факторы риска и, поставив задачи по их преодолению, выбрать адекватные задачам методы и приёмы. 1 фактор риска . Неверная тактика педагогических воздействий при возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2 фактор риска . Нерациональная организация УД (перегрузка участников образовательного процесса на первых этапах эксперимента). Преодолевая трудности, связанные с необходимостью изменять учебный режим школы, были поставлены следующие задачи:
3 фактор риска . Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах ИО. Для решения данной проблемы были поставлены задачи:
4. Перечень мероприятий по реализации Программы « Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении »
|