Учебное пособие: Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ для студентов специальности 230102
Название: Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ для студентов специальности 230102 Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники Кафедра автоматизации обработки информации УТВЕРЖДАЮ: Зав. кафедрой АОИ, д.т.н., профессор _______________ Ю.П.Ехлаков
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению учебно-исследовательских работ для студентов специальности 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
Разработчик: Ст. преподаватель каф. АОИ _____________ Б.А. Рыбалов
Томск 2008 Оглавление
1. Цели и задачи учебно-исследовательской работы студентов Целью учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) является практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно-исследовательской работы, которая является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работы. УИРС, в отличие от НИРС (научно-исследовательской работы студентов) является работой, включаемой непосредственно в учебный процесс, тогда как НИРС выполняется студентами во внеучебное время. Основная задача УИРС состоит в том, чтобы привить студентам навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомить их с современными технологиями проведения научных исследований, техникой экспериментальных исследований, реальными условиями работы в научном (производственном) коллективе. В процессе выполнения УИРС студенты должны научиться работать с научной литературой, государственными и отраслевыми стандартами, применять теоретические знания на практике, составлять рефераты и отчёты, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, докладывать результаты своей работы на семинарах. Эффективность учебно-исследовательской работы студентов определяется: реальностью научной тематики, актуальностью и глубиной исследований, проводимых на кафедре АОИ; четко сформулированной задачей и постоянным интересом руководителя к работе студента, стимулирующими интенсивную и качественную работу последнего. 2. Организация учебно-исследовательской работы студентов Распределение на УИРС проводится в соответствии с заявками профессорско-преподавательского состава кафедры на выполнение учебно-исследовательских работ и с учетом личных интересов студентов. К руководству УИРС привлекаются профессора, доценты, преподаватели, аспиранты и научные сотрудники. Из числа преподавателей кафедры назначается ответственный за организацию УИРС. В начальный момент организации работ ответственный по УИРС организует сбор заявок от ППС на выполнение учебно-исследовательских работ, доводит их до сведения студентов, обеспечивает распределение студентов между научными руководителями, а также организует проведение вводных лекций по организации научно-исследовательских работ в университете. Ориентировочные темы установочных лекций по УИРС: 1) организация подбора учебной и научной литературы в библиотеке ТУСУРа (корпус ФЭТ); 2) организация научно-исследовательских работ в ТУСУРе, в том числе: • по грантам и конкурсам министерств и ведомств РФ и региональным конкурсам; • проведение фундаментальных исследований по единому заказ-наряду Минобразования РФ, государственным программам; • проведение НИОКР по хозяйственным договорам с предприятиями, организациями. 3) правовая защита интеллектуальной собственности. УИРС проводится в часы, отводимые учебными планами. Выполнение УИРС, как и любого другого вида учебных занятий, является обязательным. Желательно, чтобы для работы студентов выделялся по расписанию целый день, но не менее 4-6 часов подряд. Каждый студент, выполняющий УИРС, должен быть обеспечен рабочим местом (рабочей станцией ПЭВМ с доступом в сеть Интернет) в дисплейных классах кафедры. Ответственный за проведение УИРС и научный руководитель темы осуществляют систематический контроль за выполнением студентами календарного плана УИРС. Формой организации такого контроля является проведение регулярных семинарских занятий с двухнедельным циклом , на которых студенты докладывают о результатах своей работы. По результатам проведения семинаров ответственный за УИРС, по согласованию с научными руководителями, выставляет студентам текущую рейтинговую оценку (контрольную точку). Кроме того, в ходе выполнения УИРС ответственный по УИРС осуществляет методическую помощь и консультации студентам по: • подбору необходимых литературных источников, реферативных сборников, периодики в библиотеке ТУСУРа (корпус ФЭТ); • использованию электронного каталога на Интернет-сайте библиотеки ТУСУР www.lib.tusur.ru; • поиску полнотекстовых учебно-методических пособий на информационном образовательном портале ТУСУРа (каталог УМО http://www2.tcde.ru) и других информационных ресурсах. Студенты включаются в исследовательскую работу в обязательном порядке, начиная с четвертого курса. Им поручаются конкретные теоретические и практические (экспериментальные) разработки. Как правило, эти исследования ведутся непосредственно на кафедре АОИ при выполнении практических, лабораторных, курсовых или дипломных работ, а также при прохождении производственной практики. Таким образом, УИРС вводится в учебные планы, в рабочие планы преподавателей и расписание занятий студентов в пределах общего количества часов аудиторных занятий. Материальное обеспечение выполнения УИРС осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств кафедры. Лучшие работы студентов рекомендуются для участия в студенческих научно-технических конференциях, конкурсах, выставках. В университете действует совет по НИРС, который осуществляет руководство организацией НИР подразделений университета, организует конференции студентов и молодых ученых, проводит конкурсы студенческих научных работ. Совет проводит конкурс отчетов по УИРС, один раз в год (по окончании зимней сессии). Совет собирается по вопросу рассмотрения кандидатов на присуждения званий «Отличник» и «Активист НИРС». Отличники НИРС получают 40 %-ую надбавку к стипендии, имеют преимущества при поступлении в аспирантуру и могут обучаться по индивидуальному плану. Активисты НИРС получают 20 %-ую надбавку к стипендии.
3. Формы проведения учебно-исследовательской работы студентов Основной формой выполнения УИРС является индивидуальная работа над сформулированным руководителем заданием. Задание на УИРС целесообразно формулировать так, чтобы оно имело исследовательский характер, при этом объем и характер задания должны учитывать успехи и наклонности студента. В задании должна быть отражена поэтапно вся работа, необходимая для решения поставленной задачи. С точки зрения самого процесса выполнения УИРС предусматривает: • изучение студентами методологии исследовательской работы (теоретическая часть УИРС); • закрепление знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования (практическая часть УИРС). Теоретическая часть УИРС, в свою очередь, включает следующие основные этапы: 1. Обоснование актуальности выбранной темы. Подбор и анализ литературы по теме 2. Постановка цели, конкретизация задач 3. Выбор методов проведения исследований 4. Описание процесса исследования 5. Обсуждение (анализ) результатов исследования 6. Формулирование выводов и оценка полученных результатов Практическая часть УИРС включает следующие этапы: 1. Разработка алгоритмов (функциональных моделей) 2. Разработка информационной базы 3. Разработка программного обеспечения 4. Постановка эксперимента (тестирование) 5. Внедрение Научный руководитель УИРС, одновременно с выдачей задания, составляет календарный выполнения работы на семестр, в котором установлены сроки отчетности студента по этапам выполнения теоретической и практической частей УИРС и рейтинговые баллы (таблица 3.1.). Таблица 3.1. — Балльно-рейтинговая оценка УИРС
На основании выданных руководителями заданий (календарных планов) ответственный по УИРС составляет общий план-график выполнения УИРС в разрезе студенческих групп 4-х и 5-х курсов для его дальнейшего контроля на семинарских занятиях. Семинарские занятия . В процессе выполнения УИРС студенты готовят промежуточные отчёты (сообщения), с которыми выступают на семинарских занятиях в специализированной аудитории с использованием цифрового проектора (ЖК-телевизора, плазменной панели). Доклады сопровождаются слайд-презентациями, выполненными в формате офисного приложения для создания компьютерных презентаций Microsoft PowerPoint. Проведение постоянно действующих семинаров предназначено для выработки у студентов навыков: • в подготовке тезисов научных сообщений и рефератов (отчётов); • в умении докладывать и защищать результаты своих исследований; • в активном участии в научной дискуссии; • в планировании и ведении контроля выполнения учебно-исследовательских разработок. На семинарах заслушиваются сообщения, обзоры литературных источников, планы и методики исследований, отчеты о выполненных работах и т.д. Семинары проводятся согласно расписанию под руководством ответственного от кафедры по УИРС с привлечением руководителей научных направлений кафедры (при необходимости). Результаты учебно-исследовательской работы оформляются в виде отчетов и защищаются студентами в конце семестра перед комиссией, состоящей из ведущих преподавателей кафедры. В отчете должно быть сформулировано задание, кратко изложена теоретическая или практическая части, методика проведения эксперимента, полученные результаты и их анализ, а также список использованной литературы. Форма отчёта приведена в разделе 4 настоящих методических указаний.
4. Отчетность по УИРС Аттестация студентов по УИРС, включаемой в учебный процесс, По окончании семестра студент должен представить заключительный отчет по учебно-исследовательской работе. Целью составления такого отчета является не только представление итогов работы, но и обучение студентов литературному изложению содержания работы. Отчет должен содержать: • титульный лист; • задание на учебно-исследовательскую работу; • оглавление; • введение; • анализ состояния исследуемой проблемы — краткое изложение исследуемого вопроса по литературным источникам; • постановка задачи, описание методов и алгоритмов решения задачи; • описание программного обеспечения [1]; • описание экспериментов и результатов внедрения; • заключение, анализ результатов исследований; • список использованной литературы. Отчет по УИРС оформляется в виде машинописного текста объемом 20-40 страниц на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297). Текст печатается через 1,5 межстрочных интервала 12 или 14 шрифтом. Поля: левое поле – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Абзацный отступ — 1,25 см. Основные правила оформления текста [2] : • номер разделов (глав) и подразделов (параграфов) нумеруется арабскими цифрами, номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделенные точкой; • заголовки разделов пишутся прописными буквами, заголовки подразделов — строчными; • подчеркивать заголовки и переносить в них слова не допускается; • расстояние между заголовками и последующим текстом, а также между заголовком и последней строкой предыдущего текста должно быть равно двум межстрочным интервалам; • нумерация страниц в отчете должна быть сквозной, номер страницы проставляется арабскими цифрами вверху справа; • рисунки (иллюстрации) сопровождаются подрисуночными надписями; • нумерация рисунков и таблиц производится в пределах раздела, при этом номер рисунка (таблицы) состоит из номера раздела и порядкового номера, разделенных точкой (например, Рисунок 3.2.; Таблица 4.1.); • для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, применяются таблицы, название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким; • название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, например, Таблица 2.2. — Структура базы данных «Администратор»; • таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице; • на все таблицы должны быть ссылки в отчете, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера (например, таблица 2.1.); • при переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят; • при переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.3.». На последней странице (на которой таблица заканчивается) пишут слово «Окончание» и указывают номер таблицы. • в текстовой части отчёта должны быть ссылки на таблицы, рисунки, графики и использованную литературу; • текст отчёта должен быть хорошо отредактирован и аккуратно переплетен. Рекомендуемый объем основных частей (разделов) отчёта приведен в таблице 4.1. Таблица 4.1. — Рекомендуемый объем основных разделов) отчёта
Научный руководитель проверяет и подписывает отчет, тем самым допуская выполненную студентом работу к защите. Отчет защищается на итоговом семинаре перед комиссией, состоящей из руководителей отдельных проблемных групп (научных направлений). По результатам УИРС студенту выставляется зачет (или зачёт с дифференцированной оценкой). Литература 1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 «Информационная технология. Пакеты программ. Требование к качеству и тестирование». 2. ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. |