Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 100108 «Парикмахерское искусство» 2008
Название: Методические указания и контрольные задания для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 100108 «Парикмахерское искусство» 2008 Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||
Федеральное агентство по образованию ФГОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре техникум информационных технологий и сервиса»
Профессиональная этика и психология делового общения
Методические указания и контрольные задания для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 100108 «Парикмахерское искусство»
2008
Содержание 1. Введение 2. Требования к оформлению работы 3. Примерное содержание учебной дисциплины 4. Варианты контрольной работы 5. Вопросы к зачету 6. Рекомендуемая литература 1. Введение Данная дисциплина призвана помочь студентам преодолеть стереотипы командно-административного типа мышления, выработать умение руководить людьми, способность анализировать любые самые сложные деловые ситуации, не бояться новизны решений, помочь даже из негативного опыта извлекать позитивные выводы, приучить к постоянному самоанализу и объективной оценке своих действий и окружающих людей. Особое внимание обращено на саму форму предпринимательского поведения, на различные аспекты общения. Эта дисциплина тесно связана с такими науками, как философия, социология, история, социальная психология, менеджмент, но обладает своей спецификой: не только дает полезные советы современному предпринимателю в области общения, но и объясняет, почему он должен так себя вести, учитывая особенности той социальной сферы, в рамках которой происходит реальное деловое общение. В ходе выполнения контрольной работы студент самостоятельно работает с учебными источниками, выбирает и осмысливает материал, определяет собственную точку зрения. Автор контрольной работы должен продемонстрировать умение систематизировать материал в соответствии с логикой выбранной темы. 2. Требования к оформлению контрольной работы: 1) Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы рукописного текста или 8-10 страниц машинописного или компьютерного текста (формат А4, шрифт – 12, интервал – 1,5). 2) Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком литературы; 3) Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть в соответствии с графиком до начала сессии. 4) В случае неудовлетворительного выполнения домашняя контрольная работа должна быть переделана в установленные сроки. 5) Номер темы работы определяется последней цифрой индивидуального номера студента (определяется по групповому журналу). 3. Примерное содержание учебной дисциплины1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Категории этики: этика и мораль, нормы и традиции, нравственность, совесть, долг. Понятие правильного и неправильного общения. Кодекс поведения культурного делового человека. Установление контакта в общении и выход из него. Вопросы для самоконтроля: 1) Когда не следует входить в контакт с партнером по общению? 2) От чего зависит выбор технологии общения? 3) Как следует устанавливать контакт?
2. Профессиональная этика в сфере сервиса и её составляющие. Профессиональное поведение. Единство общения и деятельности. Принципы взаимоотношений в совместной деятельности. Приемы делового общения с руководителем, коллегами, подчиненными. Вопросы для самоконтроля: 1) Как провести беседу при приёме на работу, увольнении, сокращении? 3. Этика общения работников с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей деятельности, стиль обслуживания, школа обслуживания. Основные категории и уровни делового общения. Анализ и оценивание актов делового общения по основным компонентам. Вопросы для самоконтроля: 1)Каковы функции делового общения? 2)Каковы элементы структуры делового общения? 4) Понятия «этика», «деловой этикет», «служебный этикет». Нормы, и правила современного этикета. Невербальный этикет, речевой этикет, деловой протокол. Понятие цели делового общения. Роль интересов, потребностей и мотивов общения. Анализ и оценивание информации о партнёре общения на основе наблюдения. Вопросы для самоконтроля: 1)Каковы психологические особенности делового общения? 2)Как нужно правильно слушать? 5) Общая культура речи, культура телефонного общения и деловой переписки Вербальные и невербальные средства общения. Механизмы идентификации. Подражания, внушения, убеждения, психического заражения. Язык жестов. Приёмы передачи информации. Вопросы для самоконтроля: 1)Каковы средства передачи информации? 2)Что передают невербальные средства информации деловому партнёру? 6) Личность как объект изучения психологии. Психологическая структура личности. Темперамент. Характер. Понятие человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Особенности темперамента, типы нервной системы, интроверсии, экстраверсии. Индивидуальная манера поведения при общении. Вопросы для самоконтроля: 1)Чем различаются понятия индивид, личность, субъект деятельности? 2)Что такое темперамент человека? 3)Чем различаются интроверты и экстраверты? 7) Психология работника обслуживания. Личность работника сферы сервиса, личность потребителя услуг. Коммуникативные качества. Коммуникативные барьеры делового общения. Деловое общение как обмен информацией. Вопросы для самоконтроля: 1)Каковы барьеры в передаче информации? 2)Как установить обратную связь? 3)Наиболее эффективные формы делового общения? 8)Внешний облик работника сферы сервиса, внешний вид, манера поведения, мимика, жесты. Имидж и его компоненты. Основные характеристики и этапы взаимодействия. Конкуренция. Сотрудничество. Партнерство. Дружба. Приёмы управления и контроля за поведением других. Вопросы для самоконтроля: 1)Каковы приёмы «открытого» и «закрытого» общения? 2)Позиции трансакционного анализа? 3)Перечислите основные приёмы психологического воздействия и самовоздействия. 9) Понятие и виды общения. Деловое общение и его особенности в сфере сервиса. Средства общения. Психологические аспекты делового общени я. 10) Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения Общение как взаимодействие. Факторы, определяющие эффективность делового общения. Структура и механизмы восприятия. Сигналы и каналы восприятия. Эмоции. Определение параметров восприятия по источнику информации.
Вопросы для самоконтроля: 1)Механизмы восприятия в межличностном общении (идентификации, эмпатия, рефлексия)? 2) Механизм восприятия в межгрупповом общении? 3) Что влияет на ошибочный выбор стереотипа? 11) Психологические основы и принципы ведения переговоров, партнерской беседы Содержание процессов познания и самопознания: Единицы анализа структуры личности, психических процессов. Методы самодиагностики и сбора информации о других. Вопросы для самоконтроля: 1) Каковы единицы анализа структуры личности? 2) В чем психологические особенности познания и самопознания? 12) Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Структура и динамика конфликта Классификация видов и типов делового общения. Основные техники делового общения. Понятие манипуляций. Понятие механизмов психологической защиты. Вопросы для самоконтроля: 1) В чем отличие техник взаимодействия и общения от манипуляций? 2) Особенности проведения бесед, переговоров, совещаний? 3) Техника телефонного разговора? 13) Методы профилактики и приемы регулирования конфликтных ситуаций Основные характеристики стилей общения. Этика и манера поведения в деловом общении. Стили поведения и манеры делового общения. Вопросы для самоконтроля: 1) Как выстроить манеру поведения в зависимости от конкретной ситуации и цели делового общения? 2) Каковы этические принципы делового общения? 14) Понятие группы. Вид группы. Состав и структура социальных групп. Понятие конфликта, экстремальных и нестандартных ситуаций в деловом общении. Понятие агрессии. Поведение в нестандартных и конфликтных ситуациях. Цели конфликта, мотивация и потребности «конфликтоносителей». Вопросы для самоконтроля: 1) Какова структура и основные этапы конфликта? 2) Виды (типы) конфликтов? 3) Основные тактики поведения в конфликте? 15) Понятие морально-психологического климата; механизмы формирования Структурный анализ конфликта. Посредничество в конфликте. Техники упреждения и разрешения конфликтных ситуаций. Методы психологической защиты в конфликте. Вопросы для самоконтроля: 1) Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации? 2) Характерные черты конфликтной личности? 3) Способы разрешения конфликта? Варианты домашней контрольной работы по дисциплине Вариант 1 1) Этика общения работников с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей деятельности, стиль обслуживания, школа обслуживания. 2) Понятие морально-психологического климата; механизмы формирования Вариант 2 1) Профессиональная этика в сфере сервиса и её составляющие. Профессиональное поведение. 2) Понятие группы. Вид группы. Состав и структура социальных групп. Вариант 3 1) Понятия «этика», «деловой этикет», «служебный этикет». Нормы, и правила современного этикета. 2) Психологические основы и принципы ведения переговоров, партнерской беседы. Вариант 4 1) Личность как объект изучения психологии. Психологическая структура личности. Темперамент. Характер. 2) Общая культура речи, культура телефонного общения и деловой переписки. Вариант 5 1) Внешний облик работника сферы сервиса, внешний вид, манера поведения, мимика, жесты 2) Понятие и виды общения. Деловое общение и его особенности в сфере сервиса. Средства общения. Психологические аспекты делового общения. Вариант 6 1) Методы профилактики и приемы регулирования конфликтных ситуаций 2) Имидж и его компоненты. Вариант 7 1) Психология работника обслуживания. Личность работника сферы сервиса, личность потребителя услуг. 2) Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения Вариант 8 1) Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Категории этики: этика и мораль, нормы и традиции, нравственность, совесть, долг. 2) Общение как взаимодействие. Факторы, определяющие эффективность делового общения. Вариант 9 1) Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Структура и динамика конфликта 2) Невербальный этикет, речевой этикет, деловой протокол Вариант 10 1) Этика общения работников с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей деятельности, стиль обслуживания, школа обслуживания. 2) Общая культура речи, культура телефонного общения и деловой переписки.
Литература : 1. Бороздина Г.Н. – Психология делового общения. М.: 2000 г. 2. Васильева-Гангнус – Правила этикета. М. 1992г. 3. Курбатов В.И. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону: 1996 г. 4. Морозов А.Д. - Деловая психология. СПб.: 2000г. 5. Радугин А.А. – «Педагогика и психология». М.: 1999 г. 6. Социальная психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н.Лавриненко. М.: 1995 г. 7. Холопова, Лебедева. – «Протокол и этикет для деловых людей». М.:1995 г. 8. Чиненный, Стоян. – Этикет на все случаи жизни. М.: 1998 г. 4. Шевандрин Д.Н. Социальная психология в образовании. М.: 1995 г.
Вопросы к зачету 1.Критерии, принципы, правила культуры общения. 2. Особенности общения и взаимодействия в совместной деятельности. 3. Типы взаимоотношений в структуре деятельности. 4. Способы организации и оптимизации делового общения. 5. Условия и факторы, определяющие стиль делового общения 6. Основные способы и приемы передачи вербальной и невербальной информации в деловом общении. 7. Влияние индивидуально-психологических особенностей человека на процесс общения. 8. Психологические уловки и приемы коммуникативного общения. Функции речи. Виды речевой деятельности. 9. Стратегии и тактики взаимодействия. Приемы психологического воздействия и самовоздействия. 10. Механизмы восприятия человека человеком. Механизмы взаимопонимания в деловом общении. 11. Технология процесса познания и самопознания в деловом общении. 12. Виды, типы, техники делового общения по целям, задачам. Отличие техник взаимодействия и общения от манипуляций. 13. Особенности и отличие стилей поведения (директивный, либеральный, конструктивный, соглашательский, административный, жесткий, мягкий и пр.) 14. Особенности взаимодействия сторон в конфликте, экстремальных и нестандартных ситуациях. Стратегии и тактики поведения в конфликте. 15. Основные способы разрешения конфликтов. Особенности конструктивных и деконструктивных конфликтов. Конфликты мотивационные, эмоциональные, «властные». 16. Психологическая основа критики. Особенности и структурные компоненты полемики, спора, дискуссии. 17. Требования к публичному выступлению, индивидуальной беседе. Особенности формализованного и свободного интервью . 18. Виды деловой документации и особенности ее ведения. Особенности деловой переписки.
|