Учебное пособие: Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Специальность: 080105 Финансы и кредит
Название: Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Специальность: 080105 Финансы и кредит Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» Кафедра финансов и банковского дела
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Специальность: 080105 - Финансы и кредит Санкт-Петербург 2006 Допущено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве методического издания Составитель к-т экон. наук, ст. преподаватель М.В. Манина к-т экон. наук, ст. преподаватель М.М. Савельева Рецензент д-р. экон. наук, проф. В.П. Попков Подготовлено на кафедрефинансов и банковского дела Одобрено научно-методическим советом факультета предпринимательства и финансов Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителями © СПбГИЭУ, 2006 1. Общие положения Целью изучения дисциплины «Профессиональная этика и этикет» является подготовка студентов, обеспечивающая системное представление и знания в части содержания и структуры делового этикета и протокола, практические навыки и умение в части формирования организации и поддержания эффективных корпоративных и личных, деловых и профессиональных отношений с партнерами по совместной деятельности. Изучение настоящей дисциплины предусматривает решение следующих задач: - приобретение профессиональных знаний в области делового и профессионального общения: этических основ, принципов, процедур, средств, предметов и организации; - формирование этических представлений о современном корпоративном и личностном общении; - овладение навыками культуры и этикета делового общения и профессионального поведения; - овладение практикой организации деловых отношений и протокола общения. 2. Методические указания к изучению дисциплины. Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы студенту следует ознакомиться с рабочей программой дисциплины «Профессиональная этика и этикет» для специальности 060400 (080105) Финансы и кредит. В составе программы по изучению дисциплины выделены следующие темы: Тема 1. Понятие этики как науки. Профессиональная этика: нормы, стандарты и принципы. Тема 2. Профессиональный этикет: сущность и принципы. Тема 3. Речевой этикет в профессиональном общении. Этикет приветствий, представлений и приглашений. Тема 4. Невербальные средства общения и профессиональный этикет. Тема 5. Корпоративная этика и философия фирмы. Этикет руководителя и подчиненного. Тема 6. Этикет организации и ведения деловых встреч и переговоров. Тема 7. Этикет письменного делового общения и делового общения по телефону. Тема 8. Имидж и внешний облик делового человека. 3. Методические указания к выполнению контрольной работы. Задания контрольной работы составлены так, что студент имеет возможность при самостоятельном изучении дисциплины продвигаться от общепринятых правил поведения человека в обществе к специфическим, корпоративным, конкретным проявлениям делового этикета, которые наиболее целесообразны в штатных ситуациях процесса общения. Выполнение контрольной работы предусматривает письменный ответ на теоретические вопросы и разработку подробной программы пребывания в Вашем городе делегации фирмы-партнера. Номер варианта контрольной работы соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента. Так, например десятый вариант контрольной работы соответствует цифре ноль в окончании номера Вашей зачетной книжки. Каждый вариант контрольной работы состоит из четырех вариантных заданий и одного задания , сформулированного одинаково для всех вариантов. Каждое вариантное задание состоит из десяти вопросов. Нумерация вопроса содержит две цифры: первая - отражает номер задания, вторая - номер варианта и соответствует номеру вопроса внутри задания (табл.). Выбор варианта контрольной работы
4. Контрольные задания ЗАДАНИЕ 1Введение. Тема 1. Понятие этики как науки. Профессиональная этика: нормы, стандарты и принципы. Тема 2. Профессиональный этикет: сущность и принципы. 1.1. Этика как научная дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Предмет этики, её структура и связь с другими науками. 1.2. Понятие профессиональной этики, ее происхождение и сущность. Виды профессиональной этики, их особенности. 1.3. Когда и где зародилось понятие «этикет». В каких странах происходило наиболее интенсивное развитие правил этикета, и с чем это исторически связано. 1.4. Сформулируйте понятия «этика» и «этикет». В чем заключаются различия и взаимосвязь этих понятий. 1.5. Каковы современные тенденции развития этикета. Приведите конкретные примеры таких тенденций. 1.6. Какие виды (типы) этикета можно выделить. Дайте характеристику каждого из них. 1.7. Профессиональный этикет - причины возникновения, особенности содержания и проявления в современной России. 1.8. Каково ваше представление о культурном человеке. Как проявляется роль морали в профессиональной деятельности. 1.9. Каковы основные функции этикета в профессиональном общении. 1.10. Каковы основные принципы профессионального этикета. Сформулируйте, как вы понимаете каждый из них. ЗАДАНИЕ 2Тема 3. Речевой этикет в профессиональном общении. Этикет приветствий, представлений и приглашений. Тема 4. Невербальные средства общения и профессиональный этикет. 2.1. Роль речи и ее культуры в деловом общении. Языковые нормы делового общения. 2.2. Речевой этикет. Правила речевого поведения в деловом общении. 2.3. Общие правила приветствий и представлений - порядок и процедура. 2.4. Какие факторы влияют на процедуру приветствия, представления и титулирования в практике деловой жизни? 2.5.Как исторически развивалась система норм и требований к форме и содержанию визитной карточки? 2.6. Виды визитных карточек, используемых в деловых отношениях. 2.7. Правила оформления и использования визитных карточек делового человека. 2.8. Этикетные знаки: цветы, подарки, сувениры - их выбор и преподнесение. Умение принимать подарки. Национальные особенности при осуществлении выбора подарков. 2.9. Невербальные средства общения, их роль, функции и особенности. 2.10. Как можно использовать невербальные средства общения в профессиональных ситуациях разного рода. Приведите примеры. ЗАДАНИЕ 3Тема 5. Корпоративная этика и философия фирмы. Этикет руководителя и подчиненного. Тема 6. Этикет организации и ведения деловых встреч и переговоров. 3.1. Что входит в понятия «философия фирмы» и «имидж фирмы». Раскройте в ответе каждую составляющую часть этих понятий. 3.2. Корпоративная этика: понятие и направления развития. Какие преимущества предполагает (дает) соблюдение корпоративной этики. 3.3. Основные требования, предъявляемые фирмой к сотрудникам и их взаимоотношениям в коллективе (культура организации, история, традиции, кодекс). 3.4. Этикет руководителя: субординация, лояльность, демократичность, ответственность. 3.5. В каких служебных ситуациях взаимоотношения руководителя и подчиненного регулируются правилами этикета. 3.6. Специфика проявления служебного этикета в соотношении: руководитель - подчиненный, мужчина - женщина. 3.7. Правила, критерии и этикет эффективной подготовки и проведения делового совещания. 3.8. Этапы процесса переговоров и их характеристики. 3.9. Протокольные аспекты подготовки и ведения деловых переговоров с партнерами. 3.10. Выделение рабочих зон в кабинете руководителя. Варианты расположения участников деловых бесед в условиях рабочего кабинета. ЗАДАНИЕ 4Тема 7. Этикет письменного делового общения и делового общения по телефону. Тема 8. Имидж и внешний облик делового человека. 4.1. Деловая корреспонденция - лицо вашей фирмы и конкретного сотрудника. 4.2. Виды и содержание деловых писем. 4.3. Основные правила ведения делового телефонного разговора (Вы - инициатор звонка; Вы - ответчик). 4.4. Основные критерии выбора времени для делового телефонного разговора. 4.5. По каким признакам можно определить насколько сотрудник владеет и следует правилам этикета ведения делового телефонного разговора. 4.6. В чем сходство и различие между очной деловой беседой и телефонным разговором? 4.7. Имидж делового человека - понятие, основные составляющие и их характеристики. 4.8. Костюм делового человека - основные правила подбора, составления и поведения в нем. Аксессуары, как обязательное дополнение к деловому костюму, главные критерии их выбора. 4.9. Вечерний костюм для торжественного, званого приема. Особенности и критерии выбора. 4.10. Определите понятие «манеры поведения». Каковы особенности требований к манере поведения делового человека. Привести примеры поведения в конкретных ситуациях. ЗАДАНИЕ 5 (общее для всех вариантов)Это задание выполняется каждым, вне зависимости от значения последней цифры номера зачетной книжки. Разработать и представить подробную программу пребывания зарубежной делегации фирмы-партнера. Период пребывания не менее трех дней. В преамбуле указать краткую характеристику фирм (как прибывающей, так и принимающей стороны). Корректно сформулировать цель визита. В соответствии с ней предложить планируемые мероприятия. В подробной программе должны быть приведены даты визита, планируемые мероприятия, время их проведения, ответственные за их подготовку и проведение, численный и персональный состав делегаций, с указанием занимаемых должностей. 5. Требования к оформлению контрольной работы. При выполнении контрольной работы следует соблюдать следующие правила. Работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-51, установленными для отчета о научно-исследовательской работе. Состав контрольной работы и очередность размещения отдельных частей: - титульный лист; - основная часть; - список использованных источников. Общие требования: Контрольная работа пишется от руки, машинописно или на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Объем контрольной работы 15 - 20 страниц, включая титульный лист и список использованных источников. Размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм. При написании допускаются только общепринятые сокращения. Текст основной части делят на разделы (при необходимости - на подразделы и пункты). Раздел пишут прописными буквами. Каждый раздел следует начинать с нового листа. Названия разделов размещают в верхней части листа симметрично тексту. Точка в конце названия раздела не ставится, переносы не допускаются. Расстояние между заголовком раздела и текстом - 1 строка. Название раздела не подчеркивается. Разделы имеют порядковую нумерацию, нумеруются арабскими цифрами; подразделы, пункты нумеруются в пределах разделов. Страницы работы нумеруют арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию. На титульном листе номер не ставят, на последующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу. Графический материал, выполненный на отдельных страницах, включается в порядковую нумерацию. Иллюстрации (кроме таблиц) обозначают словом Рис. и нумеруют в пределах раздела (например, Рис. 1.2. - второй рисунок первого раздела). Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие записи - под ней, номер иллюстрации - ниже поясняющей надписи. Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Таблица имеет заголовок, над которым в правом верхнем углу пишут, например, Таблица 1.2. (вторая таблица первого раздела). Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово Таблица не пишут. Заголовок таблицы и слово Таблица пишут с прописной буквы, не подчеркивают. Иллюстрации и таблицы размещают в контрольной работе после первого упоминания о них в тексте. Ссылки в тексте на источники допускается приводить в подстрочном примечании или указывать порядковый номер источника по списку источников и номер страницы, выделенные косыми чертами, например, /3, с.5/. При подстрочном варианте цитата заключается в кавычки и обозначается знаком сноски. В подстрочном примечании дается полное библиографическое описание источника цитирования и указывается страница. Список литературы Список должен содержать перечень литературы и включать не менее 5-ти источников. Сведения об источниках необходимо давать в соответствии с предъявляемыми требованиями (автор, название, место, издательство, год издания). Литература объединяется в группы: 1) Учебники, монографии, учебные пособия. 2) Журнальные и газетные статьи. В каждой группе литература размещается в алфавитном порядке. Законченная работа, содержащая все требуемые элементы оформления, вставленная в обложку и скрепленная по левому краю, сдается для проверки научному руководителю. Если в работе имеются ошибки, руководитель на полях или в рецензии делает соответствующие замечания. После проверки вносить поправки в ранее написанный текст студенту не разрешается. Если работа получает неудовлетворительную оценку со стороны руководителя, студент должен выполнить работу на другую тему. На титульном листе указать номер варианта контрольной работы и номер зачетной книжки. Необходимо представить контрольную работу в срок, соответствующий календарному графику учебного процесса, до начала экзаменационной сессии. Контрольные работы, выполненные без соблюдения указанных правил, а также выполненные не по своему варианту, на проверку не принимаются. Итоговой формой контроля является зачет. К зачету допускаются студенты с зачтенными преподавателем контрольными работами. 6. Список литературы1. Агапова Е. Г. Конфликтология. – Самара, 2003. 2. Алехина И. В. Имидж и этикет в бизнесе. – М.: Дело, 2005. 3. Алехина И. В. Имидж и этикет делового человека. - М.: Изд. "ДЕЛО", 2001. 4. Андреева И. В., Бетина О. Б., Жлудова О. А. Бизнес-этикет. – СПб.: «Вектор», 2005. 5. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или Игра по правилам. М.: Изд-во Эксмо, 2002. 6. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2004. 7. Зарецкая Е. Н. Деловое общение: Учебник: В 2 т. - М.: Дело, 2002. 8. Кибанов А. Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. 9. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практ. пособие. - 5-е изд., переработанное и дополненное. - М.: "Ось-89", 2000. 10. Кукушкин В. С. Деловой этикет.- М., 2003. 11. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. 12. Литвин А. Н. Деловой этикет / Серия «Самоучитель». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 13. Морозов А. В. Деловая психология. – М.: Акад. проект, 2005. 14. Пиз А. Язык жестов. – СПб., 2004. 15. Энциклопедия этикета. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. Приложение 1 Содержание дисциплины (И з в л е ч е н и е из рабочей программы дисциплины) Тема 1. Понятие этики как науки. Профессиональная этика: нормы, стандарты и принципы Этика как научная дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Предмет этики, её структура и связь с другими науками. Место этики в культуре общества, группы, личности. Проблемы усвоения индивидом этических норм и правил. Понятие профессиональной этики. Происхождение и сущность профессиональной этики. Виды профессиональной этики, их особенности. Профессионально-этические нормы и стандарты в профессиональном общении, факторы влияния на овладение ими. Принципы профессиональной этики. Правовой и нравственный аспект профессиональной этики. Правовые и моральные нормы общества. Влияние привычек, обычаев и традиций на взаимоотношение людей в процессе деловых отношений. Тема 2. Профессиональный этикет: сущность и принципы Происхождение и сущность этикета. Основные функции этикета. Принципы профессионального этикета. Нормы, стандарты и правила делового этикета. Требования профессионального этикета к деловому общению. Тема 3. Речевой этикет в профессиональном общении. Этикет приветствий, представлений и приглашений Роль речи и ее культуры в деловом общении. Языковые нормы делового общения. Стиль речи. Культура речи в деловом общении. Речевой этикет. Правила речевого поведения в деловом общении. Порядок и процедура приветствий. Порядок и процедура знакомств и представлений. Титулирование. Визитная карточка, ее оформление и правила использования. Торжественные даты. Официальные подарки. Правила самопрезентации. Тема 4. Невербальные средства общения и профессиональный этикет Невербальные средства общения, их роль, функции и особенности. Национально-исторический характер невербальных средств общения. Системы невербальной коммуникации. Звуковая организация речи. Интонация и ее компоненты: мелодика, интенсивность, длительность, темп речи, пауза и тембр голоса. Возможности использования интонации в деловом общении. Мимика, жесты, позы. Дистанции между субъектами делового общения. Значение визуального контакта в деловом общении Тема 5. Корпоративная этика и философия фирмы. Этикет руководителя и подчиненного Понятие и основные характеристики «корпоративной этики». Социальные основы ее формирования. Направления развития «корпоративной этики». Управленческая этика. Философия фирмы, ее основные цели, задачи и аспекты. Типология руководителей и подчиненных. Этикет руководителя: субординация, лояльность, демократичность, ответственность. Культура личности руководителя и ее влияние на культуру организации. Регулирование правилами этикета взаимоотношений руководителя и подчиненного. Специфика проявления служебного этикета в соотношении: руководитель - подчиненный, мужчина - женщина. Совместимые и несовместимые коллеги. Основные принципы и правила взаимоотношений и взаимодействия. Приемы успешного взаимодействия. Понятие конструктивной критики и основные правила. Основные позиции при критике. Принципы восприятия критики. Тема 6. Этикет организации и ведения деловых встреч и переговоров Технология подготовки деловой беседы. Принципы и правила проведения деловой беседы. Способы обеспечения условий для деловой беседы. Деловая встреча. Виды деловых встреч: неофициальная деловая встреча, собеседование с кандидатом на вакантную должность, официальная деловая встреча. Правила, критерии и этикет эффективной подготовки и проведения делового совещания. Этапы проведения совещаний. Переговоры. Принципы ведения переговоров. Искусство вести спор. Разновидности и методы спора. Культура делового спора. Рекомендации ведения спора и разрешения конфликтов в профессиональной сфере. Тема 7. Этикет письменного делового общения и делового общения по телефону Служебная документация. Официальная переписка. Особенности языка служебных документов. Специальная терминология. Элементы речевого этикета в деловой переписке. Виды и содержание деловых писем. Тон и речевой этикет письма строго официального характера. Тон и речевой этикет писем полуофициального характера. Эмоционально-этикетные слова. Реакция на полученную корреспонденцию. Этика делового телефонного разговора. Правила ответа на телефонный звонок. Обращение к абоненту. Правила ведения разговора, уточнений, вопросов. Этические рекомендации и запреты. Правила корректного завершения разговора. Тема 8. Имидж и внешний облик делового человека Внешний облик делового человека. Манеры поведения. Составляющие имиджа делового человека: одежда, аксессуары, окружение. Требования профессионального этикета к одежде делового человека. Особенности внешнего вида женщин. Особенности внешнего вида мужчин. |