Учебное пособие: Харьковская национальная академия городского хозяйства Психология здоровья. Настро и Методические указания
Название: Харьковская национальная академия городского хозяйства Психология здоровья. Настро и Методические указания Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки УкраиныХарьковская национальная академия городского хозяйства Психология здоровья. Настрои Методические указания (для самостоятельной работы студентов всех специальностей Академии) Харьков – ХНАГХ - 2007 Психология здоровья. Настрои. Методические указания. (Для самостоятельной работы студентов всех специальностей). Сост. Клочко В.М., – Харьков: ХНАМГ, 2007. – 46 с. Составитель: канд. техн. наук, проф. Клочко В.М. Рецензент: канд. мед. наук, доц. Вашев О.Е., заведующий кафедрой управления общественным здоровьем, Харьковский региональный институт национальной академии государственного управления при Президенте Украины Рекомендовано кафедрой физического воспитания и спорта, протокол № 4 от 24 января 2007 г. Благодарности Автор выражает глубокую благодарность и особую признательность Стаднику Григорию Васильевичу и Алябьеву Николаю Захаровичу за бескорыстную помощь во всем, что касалось организации выпуска этих методических указаний.
Содержание
«... Счастье оказывает содействие и покровительствует смелым и предприимчивым, но ничто не вселяет нам большую смелость, чем хорошая мысль о самих себе ...», изречение мудрецов.ПредисловиеПсихология (от психо... и logos – слово, учение), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Проблемы психологии волновали человечество всегда. Основная тема психологической мысли античности и средних веков – проблема души (Аристотель, «О душе»). В середине 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология, психофизика, психофизиология [1] и др. В 1870-1880 гг. психология складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В начале 1960-х гг. сложились, преимущественно в США, гуманистическая психология, когнитивная психология.[2] На границе 70-80 гг. ХХ в. за рубежом и в начале 1990-х гг. в России и Украине в социальной сфере начали активно развиваться идеи гуманитарной революции. Объект гуманитарной революции – Человек. Цели гуманитарной революции – гарантии здоровья Человека, увеличение длительности его жизни, совершенствование духовных и физических сил, интеллектуальных и технологических способностей. Активно начали развиваться отрасли психологии: психофизиология, социальная психология, детская и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, инженерная психология, психолингвистика и др. (см. краткий словарь терминов). Психология здоровья начала развиваться не более 15 лет назад [1]. Основные направления психологии здоровья: оценка здоровья на психическом, физическом и социальном уровнях; личностные аспекты здоровья; образ жизни; психическое состояние и здоровье; поддержание здоровья с помощью методов психической саморегуляции; психологическое обеспечение здоровья в профессиональной деятельности. Практическим методам основных направлений психологии здоровья в ХНАГХ посвящён первый опыт издания этих методических указаний (МУ). МУ написаны на русском языке в связи с отсутствием терминологических справочников, а также, в связи с тем, что большинство студентов Академии представляют восточную Украину, где русский язык был первым, который они услышали от матери во время первого обращения к ним и кормления. Этот язык впитан ими с молоком матери – он и есть родным для них. Медитационные сеансы настроев и аутотренинга необходимо проводить только на родном языке. Готовятся к изданию МУ на украинском языке. МУ по психофизическому тренингу можно рассматривать как практическое дополнение для самостоятельной работы по дисциплинам «Физическое воспитание» и «Управление профессиональной работоспособностью. В МУ приведены практические методики и технологии психического оздоровления организма, лечения заболеваний, психофизической адаптации в коллективе и борьбы со стрессовыми ситуациями. МУ рекомендуются преподавателям, студентам, иностранным студентам и всем, кто интересуется проблемами психического оздоровления организма методами психотерапии в сочетании с методами нетрадиционной медицины. Иностранным студентам придется дополнительно потрудиться и перевести интересующие настрои на родной язык. ВведениеОбщеизвестно, что качество нашего настроения определяет наше психическое и физическое здоровье. Наше настроение бывает радостное или пасмурное, от этого настроения мы строим сами отношение к себе и к окружающему миру. Мы бываем иногда оптимистами – терпимыми, добрыми. Иногда, наоборот, пессимистами – нетерпимыми, недобрыми, завистливыми и ворчливыми. Часто мы не хотим признавать эти отрицательные черты в себе. Как без положительных эмоций, так и без отрицательных наша жизнь невозможна. Мощные положительные и отрицательные эмоции расшатывают организм и могут приводить к неизлечимым заболеваниям. Сколько положительных эмоций и всего нового в студенческой жизни!, …если бы не эти аттестации, зачёты и сессии. Во время контрольных тестирований по 10 предметам в сессию студент получает такое количество как отрицательных, так и положительных эмоций, что их отрицательное воздействие на организм человека, (прошу извинить за сравнение), равносильно известию о смерти двух самых близких людей. А сессий для получения диплома бакалавра – девять, а для получения диплома магистра – 12! Именно эти повторяющиеся, длящиеся по месяцу стрессы и являются причиной отрицательного настроения, отрицательного отношения к себе и окружающему миру и, как следствие,… основной причиной многих заболеваний. Поэтому для оздоровления организма очень важен положительный настрой [3] – расположение духа Человека в общей философии жизни, философии любви и победы. Положительный настрой гармонизирует работу всех систем организма и ослабляет отрицательное действие разно полярных эмоций. Необходимо любить себя и, как себя, окружающих Вас людей. Чтобы добиться чего-то в жизни, необходимо постоянко развиваться и в постоянной конкуренции – побеждать! Но для того, чтобы научиться побеждать – необходимо победить себя! Да, да! Именно себя, и только самостоятельно! Мы в этом можем помочь Вам только методиками и индивидуальными консультациями, а всё остальное должен зделать каждый для себя! «Побеждать – значит жить!», основной девиз Человека. Добиваться этой победы необходимо с этой минуты и постоянко. Побеждать по крохам, малыми боями, методами муравья, а может иногда и небольшими отступлениями для переформирования с целью последующей победы, методами рака. Доказано, что побеждают всегда оптимисты и помогают им в этом положительные настрои (ПН), овладеть которыми мы Вам и поможем. Настрои являются одним из основных элементов аутогенной тренировки (АТ)[4] и наряду со специальными упражнениями, мощным средством укрепления психики, воли и «Духа» Человека, мощнейшим средством управления внутренней энергией Человека [2]. Владение основами ПН является первостепенно обязательным элементом в системе триединого воспитания Человека «ДУХА - ТЕЛА - ДЕЛА». С помощью ПН и АТ Человек может полностью контролировать свое сознание и в значительной мере влиять на подсознание и состояние своих подсистем организма, своё психическое здоровье. ПН и АТ позволяют управлять потоками Вашей внутренней энергии и направлять её по Вашему усмотрению в нужные точки и зоны тела. Основа ПН и АТ – контроль собственных мыслей, целенаправленное сосредоточение мыслей на определенном объекте, способность мысленно диагностировать себя (мысленный рентген), осуществлять контроль над своими чувствами и поступками, настроением и волей, работой внутренних органов и способностью активно действовать в любой непредвиденной ситуации. ПН и АТ является методикой воздействия Человека на самого себя посредством специальных формул самовнушения, высшей иерархией которых являются молитвы, если это не противоречит Вашим атеистическим представлениям. Вид религии в этом случае не имеет основного значения. Все религии Мира в «философии победы» проявляют молитвой желание общего благополучия Человечества. В то же время, религии Мира являются лепестками единой Золотой Розы Человечества, единым бутоном, корни которого находятся далеко в Космосе, глубинах Вселенной – Великой Святой Пустоте, обладающей Законами и Бессмертием [3]. Поэтому, создавать ПН и заниматься АТ можно, не зависимо от расы и вероисповедования, этим технологиям нужно научиться и владеть ими профессионально: для свого психического здоровья, для своей здоровой жизни, здоровой жизни членов Вашей семьи и окружающих – Ваших будущих колег и подчинённых. Самостоятельно, для себя и окружающих, положительное настроение через положительный настрой можно создавать через технологии мыслительных медитаций:
1 . Психическая саморегуляция – обязательный жизненный компонент здоровой личности 1. 1. Вводные замечания Важность психической саморегуляции в жизни понятна всем. Под психическим саморегуляцией понимается сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления, выполняемую деятельность, собственное поведение, чтобы поддержать или изменить характер их протекания. Психический аутотренинг, настрои и психическая саморегуляция направлены на выработку умений и навыков самостоятельно контролировать и регулировать (управлять) собственное психофизиологическое состояние, повысить эффективность действий, особенно в напряженных ситуациях. Психическая саморегуляция и самоуправление (ПСУ) способствуют повыше нию эффективности профессиональной деятельности, укреплению психического (душевного) здоровья. Развитое умение управлять своей психикой и держать её под контролем расценивается как средство защиты человека от бытовых и профессиональных неурядиц и выступает одним из важнейших признаков душевного здоровья личности. ПСУ включает в себя три основных иерархических технологических модуля: технологии саморегуляции изменения тонуса скелетных мышц и дыхания; технологии саморегуляции активного включение представлений и чувственных образов; технологии саморегуляции использования программирующей и регулирующей роли слова. Для владения техникой психической саморегуляции предлагаются варианты методик психофизических аутотренинга и настроев, которые позволят Вам использовать эти методики в самых различных целях: для оптимизации психических функций, интенсификации отдыха, коррекции свойств собственной личности и других. При проведении тренировок ПСУ необходимо сконцентрировать свое внимание, мобилизовать волю, воображения, память в требуемом направлении. Обращайте особое внимание на проведение самоанализа и самооценки вызываемых ощущений. В ходе первых занятий у Вас, на основе убеждения и внушения, формируется чувство осознанной необходимости и потребности управлять собственной психикой . В процессе переживания определенных ощущений (покоя, расслабления, тепла) Вы оцениваете вызываемые состояния, учитесь самостоятельно корректировать силу их проявления. Ваша главная задача – повысить уровень мотивации по овладению предлагаемым комплексом настроев и подготовительных упражнений, создать атмосферу доверия и доброжелательности, мотивации к выполнению заданий, уверенности в их эффективности. Уже сейчас Вы приступили к обучению приёмам и технологиям психической саморегуляции, которые в будущем позволят Вам активно самостоятельно регулировать настроение, снимать чувство усталости или внутреннего напряжения. Вы начали изучать и научитесь профессионально владеть одними из самых эффективных технологий психофизического управления, широко использующихся в настоящее время в различных сферах человеческой жизни, как для индивидуумов, так и для коллективов. А будущим руководителям абсолютно необходимо владеть этими технологиями! К примеру, Вы видели, как готовится к решающему выступлению спортсмен высокого класса. На 1-2 минуты он сосредоточивается, отключившись от происходящего вокруг. Именно в это время он произносит фразы самовнушения, вызывает в своем сознании образы, позволяющие максимально мобилизовать организм для предстоящего усилия. Аналогичные, но несколько измененные приемы, может усвоить каждый человек, чтобы уметь реализовать себя в сложных жизненных ситуациях. Ведь у каждого из нас бывают моменты, когда нужно в трудной и напряженной обстановке (будь то экзамен или трудное задание, нелицеприятный разговор с деканом или семейный конфликт) выбрать наиболее правильную линию поведения, полностью использовать свои умственные и физические возможности. И какое-то время спустя мы понимаем, что можно было поступить по-другому, сказать иначе, но эмоциональное напряжение или усталость не позволили нам сделать это. Мы сожалеем, но зачастую оправдываем себя: «Ну что ж, я был слишком взволнован, расстроен, рассержен, чтобы вести себя по-другому». В то же время можно, применив усилие и обучившись приемам ПСУ, значительно облегчить выбор правильного решения в трудной ситуации, уменьшить число досадных ошибок и промахов. Другая сфера нашей повседневной жизни, где ПСУ значительно облегчит выполнение Ваших задач – это учеба, как один из самых сложных видов интеллектуальной деятельности человека. Учёба – это сложная профессиональная работа. Кому не знакомо чувство усталости к концу учебного дня или плохое настроение утром, когда все валится из рук. Как правильно и в короткий срок отдохнуть? Устранить усталость, повысить настроение, улучшить самочувствие поможет Вам 10 – 15 минутный сеанс эмоционально-психологического самоуправления. Ещё одна область, где приемы ПСУ оказываются эффективными – человеческие взаимоотношения. Каждый знает, как много зависит от психологического климата дома, в общежитии, в студенческой группе и на занятиях в академии; какие появляются неожиданные силы, какие идеи рождаются в кругу друзей, с которыми приятно работать. И наоборот, как трудно собраться на учёбу или работу, где Вас ждет угрюмая недоброжелательная атмосфера, равнодушные или злые лица коллег. Но ведь отношение к Вам со стороны окружающих зависит в немалой степени от Вас самих. Вспомните, когда Вы в последний раз утром просто так улыбнулись прохожему, своему товарищу и сказали при этом ему что-то приятное. Мы все хотим, чтобы окружающие относились к нам справедливо, доброжелательно, были внимательными к нашим заботам, помогали в беде, выполняли наши просьбы. А всегда ли мы сами поступаем так же? Часто, не задумываясь, не отдавая себе отчета, мы бываем черствы, равнодушны, невнимательны. ПСУ помогает нам чутко улавливать настроение других людей, постоянно помнить об их чувствах, настроении, уважать достоинство окружающих. Что же должен знать обучающийся ПСУ? С чего нужно начать? Прежде всего, в ближайшее время, в спокойной обстановке, когда никто не мешает и не отвлекает, задумайтесь над своим характером, своими отношениями с людьми, своим здоровьем. Все ли у Вас хорошо? Что нужно исправить? Что мешает Вам в жизни? Чего бы Вы хотели? Куда и как идти дальше? В Вашем характере и стиле поведения может быть излишняя раздражительность и вспыльчивость, робость и неуверенность в себе, повышенная утомляемость и плохой сон, головные боли и другие неприятные ощущения в теле, с которыми и к врачу не обратишься, но которые мешают нормально жить и работать. Проанализировав все это, определите для себя конкретную задачу: чего я хочу добиться, обучаясь приемам ПСУ? Какие технологии аутотренинга и настроев в первую очередь мне необходимы? Убедите себя в том, что приемы ПСУ Вам совершенно необходимо, что Вы должны полностью использовать представившуюся возможность. Имея четко поставленную цель, можно обучаться значительно эффективнее. Помните, что важна регулярность занятий, работайте систематически и равномерно. Помните о том, что самостоятельные занятия ПСУ – не просто разгрузка и отдых, это самообучение и саморегуляция. Вы сможете овладеть всеми предлагаемыми Вам приемами и выполнять их самостоятельно. Не стесняйтесь приходить ко мне на индивидуальные консультации на кафедру физического воспитания. Обязательно занимайтесь утром и вечером по предложенным Вам текстам и формулам. Это ускорит обучение и улучшит Ваше настроение и ночной сон, практически поможет Вам справиться с очень нелёгкой работой – обучения и приобретения профессии в академии. Не расстраивайтесь, если после первых занятий не обнаружите желаемого эффекта, не сумеете вызвать у себя необходимые ощущения. Технологии обучения настроям представлены так, что в течении 2-3 занятий каждый усвоит необходимые приемы. Будьте внимательны во время настроя, стремитесь не просто повторять слова самовнушения, но и «прочувствовать» их, вызывайте в себе образы, помогающие добиться результата. Например, если у Вас не возникает чувства тепла в руках, представьте, что они одеты в меховые рукавицы, или обернуты чем-то теплым, или погружены в горячую воду. А если не возникает чувство прохлады в конце настроя, подумайте о том, как летом, разогревшись на солнце, Вы пытаетесь войти в воду, какой она кажется холодной, как пробегают мурашки по всему телу и как, преодолев себя, Вы, в конце концов, погружаетесь в воду, хваля себя за смелость и выдержку. Сейчас давайте проведем небольшой эксперимент: сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно. Внимательно прочтите вслух этот абзац, вдумываясь в его слова. Те предложения, которые Вам понравятся – можете повторить несколько раз. Представьляю себе на несколько минут, что «Я» – птица, большая белая пти ца. Раскинув крылья, «Я» легко и свободно лечу в ярко-голубом небе. Светит солнце. Воздух чист и прозрачен. «Я» дышу полной грудью. Меня овевает приятная прохлада. Далеко внизу, подо мной, берег моря, осве щенный солнцем. Голубая вода, песок, яркая зелень деревьев. Меня охва тывает радость, чувство собственной силы, счастье свободного полета. «Я» лечу и свободно парю в ярко-голубом небе . Дышится легко, воздух свеж, наполнен запахом моря и солн ца. Дышу глубоко. Лечу свободно, легко в ярко-голубом небе. «Я» переполняюсь чувствами энергии и бодрости. «Я» улыбаюсь. У меня хорошее и ровное настроение. «Я» отдохнул и зарядился энергией. Теперь несколько раз напрягите мышцы рук и ног, сожмите пальцы в кулаки, резко разожмите их. Напрягите мышцы спины, туловища. Вставай - те. Вы готовы действовать. Успехов вам. 1.2. Разучиваем подготовительные упражнения Разучивание и выполнение подготовительных упражнений для проведения психофизической саморегуляции значительно повышает эффект воздействия настроев и ускоряет наступление релаксации – мышечного расслабления: 1. Сделать очень глубокий вдох, задержать дыхание и расслабиться. 2. Плотно поставить обе ступни на пол. Оставив пальцы ног на по- 3. Одновременно сжать кисти обеих рук в кулаки так сильно, на 4. На счет раз сделать короткий резкий вдох и, сильно сжав кисти Разучивать упражнение можно по частям: сначала – на дыхание, затем – на движения рук. Особое внимание следует обратить на естественность выдоха, индикатором которого служит наличие характерного звука. После освоения упражнения в целом необходимо его самостоятельное выполнять в течение одной минуты. Темп счета может быть индивидуальным. Значительная гипервентиляция легких иногда вызывает неприятные ощущения, поэтому перед началом выполнения упражнения необходимо дать себе следующую инструкцию: «В случае если Я почувствую головокружение или слабость, Я завершу упражнение, спокойно сяду, закрою глаза и восстановлюсь». Правильная поза на стуле или кресле после упражнений: спина прижата к спинке, шея расслаблена, руки на подлокотниках или на внутренней стороне бёдер, ноги опираются на всю поверхность ступни. Вы должны запомнить это положение. Без регулярной самостоятельной работы трудно ожидать желаемых результатов. Подготовительные упражнения в системе аутотренинга и настроев имеют самостоятельную практическую ценность как эффективное средство для быстрого успокоения, снятия нервного напряжения, для лучшего засыпания. Самостоятельные тренировки с подготовительными упражнениями и настроями рекомендуется проводить ежедневно 3 раза в день: утром (непосредственно после пробуждения), после обеда и вечером (перед засыпанием). 2 . Пс ихофизические средства и методы аутотренинга. Настрои 2.1. Положительный настрой через тонизирующие мысли и улыбку От того, как мы настроены – от настроя, во многом зависит характер протекания всех наших нервно-психических и физиологических процессов (по И.П. Павлову и В.М. Бехтереву). Каждый день с утра наш мозг должен получать импульсы в форме мыслей, способных в течение дня влиять на внутренний настрой, на тонус мыслительной и творческой активности. Этими импульсами, что очень важно, поддерживается оптимальный уровень наших эмоциональных реакций на различные внешние и внутренние раздражители. Характер нашего поведения в семье, в коллективе, в социальной среде во многом зависит от господствующего в нашем сознании мыслительного эмоционального настроя. Для этого необходимо иметь определенный набор тонизирующих мыслей с единым смысловым зарядом, который разные люди могут выстреливать разными словами, но смысл слов должен быть один: оптимизм, счастье, вера в свои силы. Наилучшим зарядом на день является молитва Богу, для людей любого вероисповедания, для христиан Молитва Господняя «Отче наш», представленная «От Матфея святом благовествовании», (Матф. глава 6: 9 - 13): « 9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; 10. Да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и Сила и Слава во веки. Аминь». Переходим к ПН. Набор тонизирующих мыслей: «Я счастлив. Любые трудности я встречаю с улыбкой. В течение дня я буду бодр и энергичен»; «Всё будет хорошо. Я с душевным спокойствием встречу всё, что принесёт мне наступающий день»; «У природы нет плохой погоды. Солнышко тёплое, трава зелёная, всё на своих местах»; «Я люблю Тебя – Жизнь! Любые известия в течение дня принимаю со спокойной душой, верю, что так для тебя надо» и др. Время ПН, тонизирующего настроя – первые минуты после пробуждения ото сна. Это ПН для активизации внутренних сил организма. Существуют ПН для гармонизации внутренних систем с окружающим миром, Вселенной, Космосом и Землёй – биоэнергетические настрои. После молитв, это вторая иерархическая ступень элементов ПН как АТ. Если Вы в постели, мысленно представили, что (но лучше с постели встать, и сориентировать себя лицом на восход Солнца) Солнышко ласкает Вас тёплыми лучами. Вы подняли руки вверх чашей, направили ладони к Солнцу и медитируйте, впитывая в себя живительную энергию: « - О, Великая Святая Пустота, обладающая Законами и Бессмертием! Прошу Тебя усердно! Помоги мне, песчинке Твоего микро-Космоса, Молить Тебя, любить и чувствовать Тебя, укрепи мой дух, мое тело и мои дела. Вразуми меня и сохрани от всякого зла. Направь меня на путь мудрости и добродетели, научи с душевным спокойствием и холодным рассудком встретить все, что принесет мне наступающий день. Руководи моим Духом, Телом и Делом. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым человеком, никого не смущая и не огорчая. Руководи моею волею и научи меня молить Тебя, верить, надеяться, терпеть, прощать, добродетельствовать и любить! Благодарю Тебя! Б лагодарю Тебя! Благодарю Тебя!». Постоянно помним, что в качестве ПН всегда используется улыбка. Если лицо неулыбчивое и неулыбчивость стала привычкой, следует отрабатывать улыбку каждое утро перед зеркалом, создавая доброжелательное выражение лица. Улыбающееся, доброжелательное выражение лица возбуждает центры положительных эмоций, приводит в хорошее настроение. Человек с естественной приветливой улыбкой обретает бодрость и жизнерадостность, окружающим он повышает настроение. Нужно следить за выражением своего лица и не допускать скучного, мрачного, недовольного выражения лица. Люди с постоянно недовольным лицом, как сито - все явления жизни просеиваются через их сознание, хорошее проскакивает, слабо задерживаясь, а плохое остается и фиксируется. Так формируется неуживчивый характер. В повседневной жизни естественная улыбка вызывает ответную и соответствующий настрой у окружающих, создает атмосферу для приятельского или делового общения. Лучезарная улыбка помогает доброжелательно относиться к людям, с которыми общаешься, избегать критических ситуаций, способных испортить настроение. Улыбка является пусковым механизмом к чувству радости, к радостному мироощущению, а радость, в свою очередь, является фоном, настраивающим психику на жизнеутверждающий лад. Радостно настроенный человек преображается. Его сердце бьётся веселее, глаза излучают доброту, движения становятся выразительными, а полет мыслей – устремленным. У радостного человека обостряется восприятие искусства и красоты природы, улучшаются отношения с окружающими, становится более плодотворной творческая деятельность [2]. 2.2 . Положительный настрой через внутреннюю улыбку Утром нужно выбрать время для ПН на весь день. Перед утренним комплексом упражнений нужно войти в состояние внутренней улыбки. Методика входа в состояние внутренней улыбки: 1. Сядьте удобно, расслабьте нижнюю челюсть и слегка откройте рот; начните дышать, но не глубоко. Пусть дышит тело, тогда дыхание будет становиться поверхностным. Когда почувствуете, что дыхание стало поверхностным, ваше тело обретает глубокую расслабленность. 2. Представьте свою фотографию в возрасте 4-5 лет, которую Вы уже с того времени сознательно помните. Мысленно поместите её в район солнечного сплетения (верхняя реберная часть живота) так, чтобы Ваше 4-5 летнее лицо смотрело на Вас. Знайте, что этот Ваш тёзка и есть управляющий Вашим организмом хозяин – компьютер. Обратиться к нему Вы можете только словом, в состоянии медитации. Мысленно улыбнитесь Ему, поздоровайтесь и скажите Ему что-то очень приятное для Него! 3. В этот момент попробуйте представить и ощутить Его улыбку. Фото оживает у Вас внутри. Вы ощущаете Его улыбку и на своём лице, и внутри. Эта внутренняя улыбка, пронизывает Вас изнутри. 4. Побудьте ментально (мысленно) вместе со своим маленьким «Я». Подарите ему не распустившийся бутон розы, который начал распускаться, как только к нему с улыбкой прикоснулся маленький «Я». Цветок начинает мягко, как и ваши улыбки с маленький «Я», распускаться и испускать едва уловимый аромат по всему телу. Испытав такую улыбку, вы сможете оставаться счастливым в течение всего дня. Попробуйте и убедитесь в этом сами, потому что это объяснить невозможно. В течение дня, если почувствовали, что приятное ощущение улыбки и вместе с ней хорошее настроение уходят, постарайтесь уловить эту внутреннюю улыбку вновь. Для сохранения состояния внутренней улыбки, перед тем как выйти из дома на учёбу или работу, нужно настроить себя на спокойную размеренную деятельность в течение дня. При этом еще раз вспомнить основные правила поведения при выполнении любой работы: не спешить – спешка пагубно действует и на результаты работы, и на психику; последовательно делайте одно дело за другим. Терапевтический эффект ПН внутренняя улыбка: улучшение настроения; укрепление нервной системы. 2.3 . Создание положительного мышления Положительные мысли производят в окружающих людях такие же мысли и привлекают их к Вам, а отрицательные действуют обратным образом, отталкивают от вас. Для Вас приятнее и полезнее быть привлекательными, поэтому развивайте в себе только положительные притягательные мысли, которые, совместно с Вашим положительным магнетизмом и биоэнергетикой, дадут вам большую силу воздействия на людей. Вырывайте с корнем все отрицательные мысли, которые связаны с ненавистью, страхом, печалью, гневом. Не проявляйте недовольства, обиды, зависти или недоверия. Заменяйте отрицательные мысли положительными, связанными с любовью, смелостью, радостью, спокойствием, удовольствием, доброжелательством и всепрощением. 2.4 . Замена отрицательных мыслей на положительны е Прежде всего, нужно научиться управлять желаниями своего тела. Не позволяйте отрицательным желаниям вашего тела влиять на Ваш ум и смущать его. Если Вы действительно считаете, что желание вашего тела (похотливость, желание поесть, лень и другое) отрицательно на данный момент и удовлетворение этого желания принесет Вам вред, отбросьте это желание. Тело податливо к руководству со стороны мозга. Ваш разум должен непривлекательно полезно диктовать свои решения телу. В ином случае произойдет обратное: Ваше тело будет управлять разумом – и тогда Ваша жизнь будет составлена из болезней и рабства. Когда Вы научитесь управлять желаниями Вашего тела, Вам легче будет перейти к управлению Вашими мыслями, а именно к замене отрицательных мыслей на положительные. Как только Вам в голову придут отрицательные мысли (пожелания зла кому-либо, мысли, связанные с беспокойством, страхом, завистью и др.), немедленно замените их положительными, противоположного характера. Например, Вас обругали за неприятную ситуацию, которую Вы не создавали. Вместо обидных оправданий и взаимных оскорблений, молча посмотрите на это событие философски противоположно: « Как хорошо, что Я это событие не создал, а то, что меня неправильно в этом обвиняют – так это их вина. Я их за это прощаю и не буду желать им зла. Они уже наказаны и возмущены, а Я имею жизненный опыт предотвращения подобных ситуаций, который спасёт меня в дальнейшем». Нужно твердо усвоить и помнить, что отрицательные мысли – это разрушительные мысли, калечащие и отравляющие разум и душу, приводящие к внутренней моральной пустоте и неудачам в жизни. Причем отрицательные мысли, связанные с длительным беспокойством, медленно, но неуклонно приводят к «интоксикации» организма, а отрицательные мысли, связанные со страхом и гневом, приводят к интоксикации быстро. И в том, и в другом случае с соответствующей скоростью человек получает расстройство здоровья и всевозможные болезни. Через некоторое время, когда Вы уже приобретёте стабильный навык замены отрицательных мыслей на положительные, отрицательные мысли будут возникать меньше и меньше, а положительные – все чаще и чаще. Очень помогает этому процессу положительный ежедневный настрой, который сам по себе очень важен: положительно тонизирует психику, дает хорошее настроение. Каждое утро, как только проснулись, внушайте себе, что Вы счастливы, уверены в себе, удача сопутствует Вам, а мир вокруг прекрасен; люди, окружающие Вас, хороши и полны достоинств. Вы готовы простить их недостатки и готовы любить их. Терапевтический эффект: оздоравливаются все системы организма. 2.5 . Положительный настрой и положительное мышление через красивую внешность Хорошая внешность (хорошее состояние волос и кожи лица, а также красивая одежда) и положительное мышление для большинства людей на Земле взаимосвязаны между собой. Хорошее настроение и положительные мысли сказываются на улучшении состояния волос и кожи тела, стимулируют желание нравиться людям и одеваться красиво. И наоборот, красивая одежда и хорошее состояние внешности тела поднимают настроение, часто делают его праздничным, поднимают уровень положительности мышления. Вот почему так важно при любых условиях и при любых обстоятельствах жизни не опускаться, а стараться все время хорошо одеваться и поддерживать хорошее состояние волос и кожи лица. Эти действия задерживают старение, действуют через поддержание положительности мышления омолаживающе (помимо того, что красивая одежда и средства для поддержания хорошего состояния волос и кожи лица непосредственно, визуально, так сказать, омолаживают человека). Теперь об одежде. Мы испытывают ощущение морального и духовного подъема, облачаясь в модную и красивую одежду. Это прекрасная привычка, и ее нужно все время поддерживать. У человека в красивой одежде меняется осанка (позвоночник стремится выпрямиться) и походка. Появляется не только легкость движений, но и уверенность в себе. Старую одежду желательно не носить. Одежда поглощает элементы нашей мысленной эманации[5]
и со временем пропитывается ими. Кто носит старую одежду, входит в атмосферу эманации, поглощенной когда-то этой одеждой, и ощущает отголоски старых настроений и огорчений, забот и неприятностей. Новая одежда освобождает нашу психику и сообщает ей легкость. Она становится, как бы свежей оболочкой нашего тела, еще не пропитанной мысленной эманацией многих дней. Не следует сохранять даже одежду, которую вы носили в счастливое для вас время. Носить из экономии старую одежду – значит надевать на себя старые отжившие части прошлого и непроизводительно тратить свои силы. Такое же отношение должно быть и к чужой одежде. Даже змеи из «экономии» не вползают в старую кожу. Природа не признает старой одежды, не скупится на перья, меха, краски. Интуиция заставляет людей надевать определенную одежду в определенных случаях, оставляя дома будничные мысли с будничной одеждой. Каждая профессия должна бы иметь свое особое изящное платье, надевая которое люди приходили бы в настроение, соответствующее данному занятию без лишнего расхода сил. Во всех религиях священник облачается в особое священническое одеяние, предназначенное для определенной службы, и не надевает его в другое время для предохранения его «ауры» от низких мыслей. Если бы священник постоянно носил его, то в священное одеяние проникли бы все дурные настроения и неприятности его будничной жизни. 1. Маска из одной большой картофелины, сваренной в небольшом количестве молока, мгновенно снимает следы усталости на лице и разглаживает морщины. Когда получившаяся жидкая кашица остынет, ее надо нанести на лицо. 2. Огуречная маска оздоравливает кожу, разглаживает ее, сужает расширившиеся поры, белит (рекомендуется для кожи увядающей и уставшей, особенно после больших нагрузок у спортсменов). Натрите на терке сочный огурец, кашицу положите на лоскут марли и прикройте им лицо. 3. Морковная маска особенно эффективна при бледной увядающей коже, а также при жирной коже, покрытой угрями. Большую сочную морковь натрите на терке, положите на марлю кашицу, нанесите на лицо. Будьте всегда красивы! 2.6 . Положительный настрой и положительное мышление через процесс учёбы или работы От стиля учёбы или работы, от отношения к учёбе и работе, и от внутреннего состояния во время учёбы или работы, зависит состояние организма. Учёба или работа, выполняемая без интереса, без любви, вызывает у человека физическую и психическую усталость и неудовлетворенность. Любую учёбу или работу можно сделать интересной. Во-первых, можно использовать элементы ролевого тренинга: играть какую-то роль при выполнении учёбы или работы. Представить себя изобретателем, воплощающим в учёбе или работе свое изобретение, или представить, что Вами выполняется заказ для любимого человека, родителей. Во-вторых, можно использовать в учёбе или работе метод медитации. Методика выполнения учёбы или работы, как медитации, следующая: в течение 3-5 минут делайте полное йоговское дыхание. Представьте, что с выдохом вы выбрасываете все свои мрачные мысли и о жизни, и о учёбе, и о работе; Вы почувствуете облегчение – и приступайте к учёбе или работе, отбросив все остальные мысли, обратите свое внимание на удовольствие, которое может дать и дает учёба или работа. И постепенно это удовольствие будет расти и, в конце концов, станет привычкой. Терапевтический эффект: поднимает жизненный тонус; укрепляет нервную систему. 2.7 . Положительный настрой и положительное мышление через общение с природой Проводите как можно больше времени на природе. Самое лучшее, если это будет ежедневно, хотя бы несколько минут (в лесу, в парке или хотя бы в сквере). При этом попробуйте раскрыть у себя восприимчивость к окружающей жизни, стараясь понять внутренне, почему и как раскрываются цветы, поют птицы, летают и ползают насекомые, качаются деревья, принимая во всем этом участие путем углубления и сосредоточения своей мысли. Такое спокойное время на свежем воздухе не только улучшит Ваш физический внешний вид, но будет постепенно развивать у Вас внутреннюю силу, спокойствие, уравновешенность. Когда вы освоите это медитационное упражнение (для этого нужно немного 3-4 выхода на природу), вы будете готовы к освоению следующего замечательного упражнения, которое значительно осветит и обогатит Вашу жизнь. Это упражнение «Любовь к стихиям». Оно научит вас любить, получать удовольствие, чувствовать в полной мере каждое настроение стихий – быть восприимчивым к ним и осведомленным о них, а это значит, увеличит радость жизни в этом мире. Методика та же, что и в первом упражнении: выбрав одну из стихий (допустим, дождь), обратим все внимание только на эту стихию. Думайте только о дожде, думайте о том, почему он возник и зачем нужен, а затем думайте о том, что если природе он нужен, то и Вам он нужен. Этот дождь, какой бы он ни был (теплый или холодный), приятен Вам и вызывает у вас прилив сил. Это упражнение увеличивает нашу энергию и обогащает душу (факт, признаваемый многими талантливыми артистами, которые инстинктивно обращались к стихиям, даже к буре, чтобы обновить и пополнить свои душевные силы). Терапевтический эффект: укрепляет нервную систему, оздоравливает сердечно-сосудистую систему. 2.8 . Положительный настрой через музыку Выберите мелодичную, красивую для Вас музыку. Включите источник не сильно громко. Лягте на пол на подстилку, расслабьтесь. Дышите ритмическим дыханием (полный йоговский вдох и полный йоговский выдох одинаковой продолжительности). Вдох с выпячиванием нижней части живота и выдох. Вдох и выдох выполняйте на 8 ударов пульса, продолжительность задержек дыхания после вдоха и выдоха вдвое меньше, то есть на 4 удара пульса. Лучше всего принять такое положение тела, которое в йоге называется позой Шавасаны (лёжа на спине в положении «смирно»). Затем расслабиться и не обращать внимание как и куда упадут и разваляться руки, ноги и голова. В этой позе, расслабившись, слушайте музыку не пытаясь её понимать. Воспринимайте музыку всем вашим телом и душой, принимайте ее полностью, безоговорочно, позвольте ей свободно проникать внутрь вас. Старайтесь поддаться музыке и слиться с ней, постепенно растворив себя в ее звучании. Терапевтический эффект: поднимает жизненный тонус; укрепляет нервную систему. 2.9 . Настрой на здоровье перед сном и после сна Вторым таинством (первое таинство – прием пищи) должно быть приготовление ко сну и вход в сон. Это важно и для физического и для психического состояния человека. Во время сна наше «Я» пребывает в таком духовном (астральном) мире, который соответствует нашему настрою перед сном, и возвращается «пропитанным» его специфическим мысленным элементом, сообщающим телу силу или слабость, благополучие или расстройства. Настрой на озабоченность, ворчливость, зависть способствует пребыванию «Я» именно в сфере озабоченности. При пробуждении эта озабоченность усиливается. Настрой на болезни (мысли о болезни) переводит «Я» в мир страданий, и это усиливает страдания в дневной жизни. Поэтому перед сном Вы должны думать о здоровье, должны медитировать: «поврежден лишь инструмент, которым я пользуюсь. Я – то, что думаю о себе. Мое духовное «Я» здорово и принесет во время сна выздоровление моему телу». Это нужно повторять каждый вечер, если результат скажется не сразу, значит нужно задуматься вообще об изменении своего стиля мышления на положительный. Настрой на состояние молодости и силы направляет «Я» в соответствующие сферы астрального мира. По выходу из сна, такой настрой укрепляется тело и уверенность в своем состоянии силы и молодости. Чтобы Вы правильно поняли вышеизложенное, даём некоторые пояснения. Согласно представлению йогов, человек помимо «Я» состоит из тел: физическое тело, эфирное тело, астральное тело (тело желаний), ментальное тело (тело мысли), тело причинности (казуальное тело). Энергия каждого тела отличается по качеству от других, и каждое тело как бы пронизывает собой, будучи более тонким, более грубые тела. Физическое тело состоит из огромного количества клеток, каждая из которых выполняет две задачи – поддерживает свое собственное существование, и часть самой себя отдает на поддержание всего организма как целого (специализация клетки). Комплекс однородных клеток выстраивается в ткань или даже в целый организм. Мы состоим из шести видов тканей. Все органы пронизаны группой управляющих клеток, клеток, обеспечивающих дыхательную или питательную функцию. Каждая клетка живет определенный срок жизни, затем или гибнет, как клетки крови, или делится. 2.10 . Отпускание свое го прошлого и болезни Отпустив от себя свое прошлое, Вы одновременно отпускаете от себя все свои неприятности. Точно так же нужно отпускать и свою болезнь. 2.11 . Положительный настрой и создание положительных свойств характера через гармонию действий, эмоций и мыслей Мысли человека, его чувства и действия заимообразно связаны между собой: физическое действие сопровождается определенными эмоциями и мыслями и, наоборот, мысли и эмоции вызывают определенные действия или соответствующее положение тела и выражение лица. Независимый вид, расправленные плечи ведут к подъему духа и бодрости, угнетенный вид и опущенные плечи – к угнетенному состоянию. Для исправления характера нужно не только делать специальные упражнения – медитировать, но и в качестве предварительных мер перед началом медитирования привести в гармонию мысли, эмоции и действия, направив их к определенной цели. Допустим, вы имеете слабую силу воли и робки. Первым вашим шагом будет направление действий, чувств и мыслей к одной цели. Действие: поднимите голову, расправьте плечи, говорите громко, ясно, не торопясь, смотрите в глаза собеседнику. Чувства: старайтесь чувствовать себя сильным и решительным.
2.12 . Избавление от привычки негативно мыслить и воспитание оптимизма Будьте оптимистом и не допускайте мрачных мыслей, помня о том, что, каковы наши мысли, таково и наше положение в этом мире. Мрачные негативные мысли притягивают к нам людей с такими же мыслями и притягивают соответствующие обстоятельства. Люди, имеющие привычку мрачно мыслить, ссылаются на беспокойство по поводу своей безопасности и безопасности своих близких, по поводу своего материального положения. По поводу своей безопасности нужно сказать себе следующее: «Я доверяюсь своему высшему «Я», оно не только ведет меня по пути духовного роста, но и обеспечивает мне полную безопасность в этой жизни». И в самом деле, когда человек любит себя и, находясь в состоянии внутренней свободы, открывается радости, покою, исцелению, жизненные обстоятельства складываются таким образом, что описанные ситуации исключаются. Если Вы боитесь остаться без работы или без жилища, напомните себе, что любые негативные для вас обстоятельства порождаются вашими негативными внутренними убеждениями. 2.13 . Проявление доброты, мягкости и терпимости по отношению к себе Доброта, мягкость и терпимость по отношению к себе особенно необходимы в тот период жизни, когда Вы осваиваете новые методы или системы оздоровления, включающие в себя такой фактор, как изменение себя. 2.14 . Положительный настрой и положительное мышление через возврат к состоянию мироощущения детства Многие люди, совершив неприятные для себя и окружающих поступки или допустив какие-то серьезные просчеты в той или иной сфере жизни, долгое время потом вспоминают и переживают все нюансы этих поступков, просчетов, ошибок. И несмотря на то, что все это было в прошлом, это омрачает настоящую жизнь, мрачные мысли мешают жить, снижают уровень положительности мышления в настоящем. Конечно, как говорят, на ошибках учатся, и анализ своих ошибок нужно сделать, но это нужно делать только один раз, а затем постараться забыть всё неприятное в Вашей жизни и радоваться жизни, самому процессу жизни, как умеют это делать дети. Скажите себе: «Достаточно и того, что неприятное постоянно о себе напоминает в окружающей среде. Зачем же я буду лелеять и взращивать неприятное в самом себе? Долой все неприятное в прошлом и настоящем, я радуюсь жизни, самому процессу жизни». Иногда человек, жалуясь на множество забот в своей жизни, на многие неприятные стороны своей жизни, восклицает: «О, если бы я мог снова стать ребёнком!». Это мечта многих людей. Им хочется не столько освободиться от своих многочисленных забот, сколько почувствовать радость жизни, ибо повседневные заботы разучили людей радоваться жизни и чувствовать себя счастливыми. Взрослому человеку вернуться к прекрасным мироощущениям детства, снова научиться радоваться жизни помогает специальная медитация, которую можно назвать «Радость жизни». 2.15 . Снятие боязни старения Боязнь старения снижает настроение, вызывает тревожные мрачные мысли. Для снятия боязни старения выполняем психическое упражнение: сев в удобную позу, 1-2 минуты глубоко дышим; затем перед мысленным взором представим зеркало (зеркало души); вызвав в зеркале свой портрет (представив его), думаем о будущем, о годах, которые пройдут, и о том, что через много лет зеркало души покажет вас таким же, каким отражает в настоящее время; думаем: «Годы пройдут, но это лицо не постареет». Еще раз повторяем, этот метод не только снимает боязнь старения, но и задерживает старение. На этой же методике (с использованием зеркала души) выполняется психическое упражнение, имеющее своей целью омоложение через образные представления. Как и в предыдущем упражнении, при выполнении этого упражнения помимо веры в силу упражнения и большого желания достигнуть результата (стать молодым) необходима большая сосредоточенность: сесть в удобную позу, подышать глубоко несколько минут (6 тактов пульса на вдохе и столько же на выдохе), вызываете в зеркале души свой сегодняшний портрет; затем вызываете свой образ, каким он был 10 или 20 лет назад, и наложите этот образ на сегодняшний портрет; сливайте эти два портрета таким образом, чтобы в конце концов более молодое лицо затмило более старое лицо. Терапевтический эффект: пробуждает защитные силы; укрепляет нервную систему; оказывает омолаживающее воздействие.
2.16 . Положительный настрой и положительное мышление через рациональную организацию своей деятельности и веру в себя Разумное отношение к делу ведет к успеху. У всех людей есть такая обязанность, которая исполняется неохотно. Приучите себя такие обязанности исполнять с любовью. Не откладывайте на завтра того, что можно сделать сегодня (для каждого дня довольно своих забот). Беритесь всегда за более трудное дело, а потом уже за легкое. Упорно стремитесь к своей цели. Не удается так, поступите иначе. Наконец, найдите верный и легкий путь. Подумайте, как работали изобретатели. Читайте биографии людей успеха и сильной воли. Учитесь у них. Необходимо выработать веру в свои силы и способности, доверие к самому себе. Кто сам не верит в себя, в того другие и подавно не поверят. Подумайте, если Вы делаете одно дело, следовательно, сумеете делать и другое, только стоит взяться. Говорите чаще себе: «Я верю в себя, верю в свои силы и способности. Я могу и хочу, и достигну, чего хочу». Нет того, чего не достиг бы человек при сильном желании, непоколебимой уверенности в успехе и твердой решимости достигнуть желаемого. Работайте над собой. Будете терпеливы – разовьется настойчивость, будете настойчивы – разовьется энергия. Терапевтический эффект: повышает жизненный тонус; укрепляет нервную систему. 2.17 . Положительный настрой и положительное мышление через снятие напряженности лица Состояние мышц лица заимообразно связано с качеством мышления человека. Чем более отрицательное мышление, тем более скованней лицо (сдвинутые брови, хмурый взгляд, сжатые губы и т. п.); и наоборот: положительное мышление накладывает светлый отпечаток на лицо – оно расковывается, становится привлекательным, излучает свет. Существует и обратная связь: степень раскованности лица влияет на качество мышления. Исходя из этой обратной связи мы можем, снимая скованность мышц лица, изменять свое мышление с отрицательного на положительное. Главными причинами напряженности лица являются такие отрицательные желания (и соответствующие им отрицательные мысли), как тревога, напряженное ожидание, зависть, постоянная поспешность с целью выиграть время. Все это откладывает сковывающие следы на лице. Понаблюдайте на улице за лицами прохожих. У многих можно увидеть вертикальные линии между бровями, даже у очень молодых девушек. Скованность лица не только отрицательно влияет на мышление, она старит лицо. Чтобы ясно себе представить, как старит и искажает лицо напряженность, понаблюдайте за лицом спящего, его незнакомая моложавость – результат полного расслабления. Для снятия скованности лица нужно научиться так называемому «мышечному чувству», то есть научиться чувствовать тонус мышц лица (чувствовать, расслаблена или напряжена та или иная часть лица) и сбрасывать напряжение в тот момент, когда Вы, обратив внимание на лицо, почувствовали напряжение в той или иной части лица. Помогают приобретению мышечного чувства упражнения, которые строятся на контрасте напряжения и расслабления и улавливании ощущений. В процессе упражнений нужно запомнить ощущения напряженности и расслабленности мышц лица. Чтобы сбросить напряжение в той или иной части лица, то есть сбросить мышечный зажим, нужно сделать небольшое, едва заметное движение. Это микро движение, движение как внутреннее дуновение, при этом мышца даже не движется, а слегка оседает. Для приобретения навыков мышечного чувства делайте следующие упражнения каждое утро 7-10 минут в течение 2 недель. Методика: от максимального напряжения мышц – до максимального расслабления. Напрягите мускулы щек (надуйте щеки), задержите их в этом состоянии, а затем расслабляйте в течение нескольких секунд. Повторите несколько раз. Откройте широко рот, опустите челюсть в положение, которое она примет сама. Сожмите челюсть, затем расслабьте. Сморщите лоб, подняв брови – расслабьте. Постарайтесь сохранить лоб гладким в течение минуты. Нахмурьтесь – расслабьте брови. Сильно напрягите мускулы шеи, сделав их выступающими. Удержите их в напряженном состоянии несколько секунд, а затем расслабьте. Напрягите мускулы подбородка, опустив нижнюю губу вниз и втянув ее вовнутрь. Затем расслабьтесь. Поднимите верхнюю губу, сморщивая нос, расслабьтесь. Зажмурьтесь – расслабьте веки. Расширьте ноздри – расслабьтесь, сузьте ноздри – расслабьтесь. Оскальте зубы – расслабьте щеки и рот. Это своего рода улыбка. Улыбка сбрасывает напряженность лица и поднимает настроение. Если чаще улыбаться, уровень положительного мышления поднимается. Терапевтический эффект: повышает жизненный тонус; тонизирует защитные силы; укрепляет нервную систему. 2.18 . Снятие неприятного осадка на душе после какого-либо жизненного инцидента и укрепление нервной системы Для того чтобы на душе стало спокойно, выполняется следующее упражнение: исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч. Перечень ссылок 1 Практикум по психологии здоровья / Под ред.. Г.С. Никифоровна. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.: ил., С.10. 2 Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998. – 210 с., С.27. 3 Андреев Д.Л. Роза Мира . Тов. «Клышников – Комаров и Ко », 1993. – 304 с., С. 15. 4 http/www.km.ru – МЕГАэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Краткий словарь терминов Аутогенная тренировка (от греч. autogenes – сам производящий) – метод психотерапии: при помощи самовнушения больной обучается воздействовать на свое физическое и психическое состояние. Применяется также здоровыми людьми для кратковременного отдыха, спорта и др. Основной метод аутогенной тренировки – настрои. Настроение – целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний. Сфера настроения неоднородна, простираясь от нерасчлененного переживаемого общего жизненного «тонуса» человека («приподнятое» или «подавленное» настроение), до таких отчетливо выраженных форм, как, напр., скука, печаль, страх, отчаяние или, напротив, радость, надежда, увлеченность.
Портрет работы М. В. Нестерова, Хроника человечества, История развития науки и техники Психика (от греч. psychikos – душевный) – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку. Изучается психологией. Психо… (от греч. psyche – душа) – п ервая часть сложных слов со знач. : 1) относящийся к психике, к психологии (во 2 и 3 знач.), напр. психоанализ, психогенный, психоневроз, психотерапия, психогигиена; 2) относящийся к психиатрии, к психологии (в 1 знач.), напр. психоневрология, психофармакология, психофизиология.
Психогигиена (от психо... и гигиена) – раздел медицины, изучающий влияние внешней среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению психических заболеваний. Психолог – а, м.: 1. Учёный — специалист по психологии (в 1 знач.). 2. Знаток человеческой психологии. Тонкий психолог. Психотерапия (от психо... и терапия) – психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью. Выделяют рациональную психотерапию, или разъяснение, внушение (в состоянии бодрствования или гипноза), самовнушение (аутогенная тренировка ) и др. Психосоматика (от психо... и греч. soma – тело), в широком смысле – подход к объяснению соматических заболеваний, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов; в узком – течение в современной американской и западноевропейской медицине, возникшее на основе применения психоанализа к истолкованию и терапии: психических заболеваний неврозов органов и органических заболеваний. Психические болезни – заболевания человека с преимущественными расстройствами психики: от функциональных изменений психической деятельности без нарушения отражения реального мира (неврозы и другие т. н. пограничные состояния) до глубоких ее расстройств с нарушением отражения реальности и поведения (психозы – психические болезни). Неврозы – группа функциональных, т. н. пограничных, психических заболеваний (неврастения, истерия, психастения), развивающихся в результате длительного воздействия психотравмирующих факторов, эмоционального или умственного перенапряжения, нередко – под влиянием инфекций и других заболеваний. Психология труда – отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19-20 вв. в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации, борьбой с профессиональным утомлением, несчастными случаями и т. д. Широко применяются тесты; получила развитие психология профессий (напр., авиационная, космическая психология, психология конвейерного труда, сельскохозяйственных профессий и т. д.). Развивается в контакте с физиологией труда, инженерной психологией, эргономикой, технической эстетикой и др. Релаксация – в физиологии – расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры вплоть до полного прекращения движения. Может возникнуть как патологическое состояние; искусственная релаксация достигается применением миорелаксантов[6] . Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности. Тренинг (англ. training): 1) в коневодстве и конном спорте – система упражнений для лошади с целью выработки максимальной работоспособности и подготовки к испытаниям; 2) реже – то же, что тренировка. Тренировка : 1) систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения; 2) планомерная подготовка организма к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения к моменту соревнования наибольшей работоспособности. Тренировка в технике – накопление в материале при многократном циклическом деформировании таких изменений структуры и свойств, которые повышают усталостную прочность (иногда на 20-30%). Учебное издание Психология здоровья. Настрои. Методические указания (для самостоятельной работы студентов всех специальностей Академии) Составитель: Валерий Михайлович Клочко Печатается в авторском изложении План 2007, поз. 539 __________________________________________________________________ Подп. к печати 07.03.2007 Формат 60х 84. 1/16 Уч.-изд. л. 2,5 Бумага офисная. Печать на ризографе Усл.-печ. л.2.0 Тираж 50 экз. Зак. № 61002, Харьков, ул. Революции, 12 __________________________________________________________________ Сектор оперативной полиграфии ВЦ ХНАГХ 61002, Харьков, ул. Революции, 12 [1] Психофизиология – раздел физиологии и психологии, изучающий физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений. [2] Когнитивная психология (лат. cognitio – знание, познание) – направление в психологии, возникшее в США в начале 1960-х гг. основные принципы сформулированы У. Найссером: каждый человек воспринима-ет внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы «персональных конструктов». Понятие «когнитивный диссонанс» – расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации. Экспериментальной когнитивная психология – исследования в области познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т. д. [3] Настрой , настроение – целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний. Сфера настроения неоднородна, простираясь от нерасчлененного переживаемого общего жизненного «тонуса» человека («приподнятое» или «подавленное» настроение), до таких отчетливо выраженных форм, как, скука, печаль, страх, отчаяние или, напротив, радость, надежда, увлеченность. из статьи «Энциклопедического словаря Блокгауза и Ефрона», 1890 – 1907. [4] Аутогенная тренировка – раздел психотерапии (от психо... и терапия), психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью. Выделяют рациональную психотерапию, или разъяснение, внушение (в состоянии бодрствования или гипноза), самовнушение (аутогенная тренировка). [5] Эманация (от позднелат. emanatio – истечение, исхождение) – центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию. ЭМАНАЦИЯ (статья Э. Л. Радлова из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907) [6] М иорелаксанты – лекарственные вещества, вызывающие расслабление поперечнополосатых мышц; действие центральное (угнетение структур центральной нервной системы, регулирующих тонус поперечнополосатой мускулатуры) или периферическое (миорелаксанты периферического действия – лекарственные вещества, нарушающие передачу импульсов в нервно-мышечных синапсах и в связи с этим вызывающие расслабление поперечнополосатых мышц). Действие аналогичное яду кураре. Применяются при хирургических операциях. |