Реферат: Нормативное регулирование аудиторской деятельности
Название: Нормативное регулирование аудиторской деятельности Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности. 4 2. Состав и основные группы стандартов. 12 3. Понятие и методика советующего аудита. 14 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 16 Аудит по праву считается неотъемлемым элементом рыночной — и даже условно рыночной - экономики, а стандарты аудита — его обязательным атрибутом. Для того чтобы эффективно использовать эти стандарты, полезно представлять место аудита в системе функционирования экономических субъектов и значение стандартов с точки зрения его регулирования [2,46]. Бухгалтерская отчетность — один из ключевых элементов, на основании которых руководство экономического субъекта и другие ее пользователи принимают различные оперативные и стратегические решения: приобретение необходимых полуфабрикатов, покупка или продажа акций экономическою субъекта и т. д. Конечно, до принятия таких решений бухгалтерская отчетность подвергается обычно более или менее тщательному анализу, после чего в общем случае рассматриваются различные варианты решения и их последствия. Однако в начале цепочки «отчетность — решение» располагается аудит, призванный оценить достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта, поскольку анализировать недостоверную отчетность и вводить ее в механизм непосредственной подготовки принятия решений, по меньшей мере, нелогично. Во всех странах с развитой рыночной экономикой аудит подвергается регулированию со стороны государственных органов и общественных аудиторских ассоциаций. Основные механизмы такого регулирования - административный, экономический, этический. На данный момент доминирующим механизмом регулирования российского аудита останется административный, отличающийся сложившейся системой нормативного регулирования аудиторской деятельности. Целью данной работы является рассмотрение роли стандартов в аудите. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. описание системы нормативного регулирования аудиторской деятельности; 2. определить состав и основные группы стандартов; 3. описать понятие и методику советующего аудита; 1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Аудитор не зависит от кого-либо в своей профессиональной деятельности. Но именно для обеспечения независимости аудита, а также для обеспечения прочих его принципов (компетентности, конфиденциальности и пр.) необходимо регулирование аудиторской деятельности как со стороны государственных органов (государственное регулирование), так и со стороны общественных аудиторских организаций (саморегулирование)[4,79]. К государственным органам, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относится уполномоченный федеральный орган — Министерство финансов (Минфин) РФ. Кроме того, в процессе государственного регулирования участвуют (хотя и не являются государственными органами) уполномоченные учебно-методические центры (УМЦ).
• издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; • организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных стандартов аудиторской деятельности; • организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов в РФ; • лицензирование аудиторской деятельности; • аккредитация общественных аудиторских организаций; • • контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими фирмами • установление объема и порядка представления фирмами отчетов • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, лицензированных аудиторов — индивидуальных предпринимателей Кроме того, Минфин РФ в процессе работы по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности осуществляет следующие функции: • отбор уполномоченных вузов и заключение договоров на выполнение ими функций учебно-методических центров; • утверждение единых программ квалификационных экзаменов на • утверждение порядка проведения квалификационных экзаменов; • утверждение содержания тестов, экзаменационных билетов, со • организацию проверок качества проведения квалификационных • извещение претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов; рассмотрение и утверждение результатов квалификационных экзаменов; • принятие решений о выдаче и отказе в выдаче квалификационных аттестатов аудитора; • назначение переэкзаменовки в случае жалобы экзаменующегося • выдачу квалификационных аттестатов, их аннулирование; • утверждение программ повышения квалификации аудиторов; • выдачу, приостановление и аннулирование лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Для учета мнения участников рынка аудиторских услуг при уполномоченном федеральном органе (Минфин РФ) организован Совет по аудиторской деятельности, в состав которого входят представители государственных органов, ЦБ РФ, аккредитованных объединений аудиторов (общественных аудиторских организаций)[1] , научных организаций, вузов, пользователей аудиторских услуг. Состав членов Совета утверждается министром финансов РФ. Уполномоченные учебно-методические центры (УМЦ) создаются, как правило, в вузах, имеющих для этого достаточную педагогическую, научную и материально-техническую базу. УМЦ создаются путем заключения договора между уполномоченным вузом и Минфином РФ или Центральным банком РФ в лице соответствующего ЦАЛАКа[2] . В функции УМЦ входят: - • организация и осуществление подготовки к сдаче квалификационного экзамена; • разработка проектов программ квалификационных экзаменов и повышения квалификации аудиторов; • разработка порядка проведения квалификационного экзамена, • прием документов и проведение квалификационных экзаменов; • обработка результатов квалификационных экзаменов и предоставление их в Минфин РФ; • Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными аудиторскими организациями. К ним могут быть отнесены международные, общеевропейские, общероссийские, региональные организации. К первым относится Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC). IFAC была создана в 1977 г., в ее состав входят общественные организации аудиторов 79 стран мира. Для выполнения задач IFAC в ее структуре предусмотрены комиссии и комитеты, в том числе Международный комитет по аудиторской деятельности (International Auditing Practice Committee — IAPC). Первоочередной задачей IAPC является разработка международных аудиторских стандартов. Общеевропейской организацией является Федерация европейских бухгалтеров-экспертов (Federation des Experts Comptables Europeen — FEE). FEE основана в 1987 г., в ее состав входят аудиторские организации 12 стран Европы. Задачи FEE — взаимодействие с органами ЕЭС и правительствами европейских государств в вопросах, связанных с налоговыми отношениями, системами учета и отчетности в европейском масштабе. К наиболее известным общероссийским аудиторским организациям относятся Аудиторская палата России (образована в 1995 г.), Российская коллегия аудиторов (образована в 1992 г.), Союз профессиональных аудиторских организаций (создан в 1996 г.) и другие организации[10.194]. Задачи, решаемые этими профессиональными общественными объединениями, сходны и в основном сводятся к следующим: • содействие развитию экономической науки и внедрению передового опыта в области учета, экономического анализа, аудита; • защита и представление интересов своих членов, оказание им по • участие в разработке проектов нормативных актов, стандартов по • содействие процессу подготовки и повышения квалификации • обобщение и обмен опытом аудиторской деятельности; формирование и укрепление престижа профессии аудитора. Региональные аудиторские организации решают в основном те же задачи, но не в общероссийском масштабе, а в рамках своего региона. К региональным общественным организациям аудиторов относятся, например, Московская аудиторская палата, Санкт-Петербургская аудиторская палата и другие организации. Профессиональные общественные аудиторские объединения, членами которых являются не менее 1000 аттестованных аудиторов, либо не менее 100 аудиторских фирм, могут быть аккредитованы (официально признаны и зарегистрированы) Минфином РФ. Аккредитованные аудиторские объединения вправе: • разрабатывать учебные планы и программы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов; • ходатайствовать перед Минфином РФ о выдаче и аннулировании • самостоятельно, а также по поручению Минфина РФ проводить • по итогам проверок применять к виновным меры воздействия или • осуществлять иные права, установленные Федеральным законом Правовую основу аудита в РФ в настоящее время составляет совокупность документов различных уровней: . • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ • постановления Правительства РФ; • документы министерств и ведомств; • правила (стандарты) аудиторской деятельности. • определено понятие и сформулирована цель аудиторской деятельности; дан перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право •установлены требования к аудиторам и аудиторским заключениям • перечислены права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов; • определен круг экономических субъектов, для которых аудит является обязательным; • установлена обязательность соблюдения принципа конфиденциальности (аудиторской тайны) при проведении аудита; • установлена обязательность соблюдения принципа независимости при проведении аудита и введены ограничения для его обеспечения; • дано определение правил (стандартов) аудита и установлена их • определен статус аудиторского заключения, установлена ответственность за представление ложного заключения; • установлена обязательность контроля качества аудита; • определены требования к аттестации аудиторов и установлены • установлена обязательность лицензирования аудиторской деятельности; • определена компетенция федерального органа, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности; • определены требования к профессиональным аудиторским объединениям, необходимые для их аккредитации, и перечислены • установлена ответственность за нарушение законодательства РФ Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (за исключением некоторых пунктов) вступил в силу в октябре 2001 г. До вступления в силу этого закона аудиторская деятельность в РФ регулировалась «Временными Правилами аудиторской деятельности в РФ», утвержденными Указом Президента РФ № 2263 от 22.12.93 г., который утратил свою силу в соответствии с Указом Президента № 1459 от 13.12.01 г. Постановлением Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482, действовавшим до февраля 2002 г., был утвержден порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности в РФ, имевший силу до принятия Федерального закона № 119-ФЗ. Постановлением Правительства РФ от 07.12.194 г. № 1355 утвержден перечень показателей, согласно которым бухгалтерская отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке (в части, не противоречащей Федеральному закону № 119-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 29.03.02 г. № 190 утвержден порядок лицензирования аудиторской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 29.01.00 г. № 81 дополнен перечень показателей, по которому бухгалтерская отчетность экономических субъектов подлежит обязательной проверке. Постановлением Правительства РФ от 06.02.02 г. № 80 во исполнение Федерального закона № 119-ФЗ определен уполномоченный федеральный орган — Минфин РФ и утверждены правила обмена квалификационных аттестатов, выданных до принятия Федерального закона № 119-ФЗ, на аттестаты, предусмотренные этим законом. Рядом документов Минфина РФ и ЦБ РФ разработаны программы квалификационных экзаменов на аттестат аудитора в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, страхового аудита, банковского аудита; детализирован порядок проведения квалификационных экзаменов; разработан порядок повышения квалификации и продления срока действия аудиторских аттестатов; детализирован порядок лицензирования аудиторской деятельности. В документах ряда министерств и ведомств (Минпрома РФ, Госкомэкологии РФ, Минимущества РФ) утвержден порядок аккредитации аудиторских организаций, уполномоченных для проведения специальных видов аудита, а также аудита государственных унитарных предприятий. Приказом Минфина РФ от 27.10.99 г. № 69н установлен порядок ежегодной отчетности аудиторов и аудиторских организаций перед Минфином РФ. 2. Состав и основные группы стандартов В ряду документов, регулирующих аудиторскую деятельность, на особом месте находятся стандарты аудита. Потребность в неких общих правилах, подходах, понятиях при проведении аудита была всегда, но особенно остро она проявилась в 70-80-х гг. XX в. в связи с развитием транснациональных корпораций и превращением аудиторских фирм, их обслуживающих, в крупные международные группы. Именно тогда и были разработаны международные правила (стандарты) аудита[1,159]. В настоящее время существуют аудиторские стандарты нескольких уровней: • международные; • национальные (в РФ - общероссийские); • внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций Стандарты обеспечивают: • единство принципов аудита — единство требований к качеству и • унификацию аудита в вопросах методологии; • единство подходов к проведению аудита и к составлению аудиторской отчетности. Благодаря этому при соблюдении аудиторских стандартов: • могут быть получены определённые гарантии качества подготовки аудиторов и проведения аудита; • может быть обеспечен определённый уровень надежности результатов аудиторской проверки; • облегчено внедрение в практику работы аудиторов новых научных достижен6ий; • обеспечена связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки; • обеспечена возможность контроля качества работы аудитора; • может быть создан достойный общественный имидж профессии аудитора. Кроме того, как показывает судебная практика (в Европе и США), при предъявлении клиентом иска к аудитору решающим аргументом в пользу последнего может стать доказательство им факта последовательного применения аудиторских стандартов. Общероссийские стандарты аудита В России общероссийские аудиторские стандарты принимаются во внимание при разработке общероссийских стандартов, которые призваны решать те же задачи, что и международные, но масштабе РФ. Разработка общероссийских аудиторских стандартов осуществлялась под руководством Комиссии[3] по аудиторской деятельности, которой были созданы рабочие группы, соединяющие их представителей ЦБ РФ, НИИ, вузов, общественных объединений, ведущих аудиторских организаций. Первые из общероссийских аудиторских стандартов были одобрены Комиссией по аудиторской деятельности в 1996 г. Всего с 1996 г. разработано более 30 общероссийских стандартов, которые устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. В настоящее время общероссийские стандарты носят рекомендательный характер, но в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ они должны быть утверждены Правительством РФ. После утверждения Правительством РФ общероссийские стандарты будут обязательными для аудиторов, аудиторских фирм, и проверяемых экономических субъектов[9,215]. Наименование и краткое содержание общероссийских аудиторских стандартов приведены в таблице 1( см. приложение). 3. Понятие и методика советующего аудита Вообще аудиторское заключение может быть представлено не только по результатам аудита, но и по результатам некоторых сопутствующих аудиторских услуг (видов деятельности). Таким образом, услуги оказываемые аудиторами подразделяются на аттестационные (требующие представления аудиторского заключения, прежде всего это собственно аудит) а на неаттестационные (не требующие представления аудиторского заключения)[5,254]. Консультационные услуги (советующий (консультирующий) аудит) относятся в неаттестационным услугам, которые оказываются обычно не только в области бухгалтерского учёта и налогов, но и компьютерных систем (в том числе и автоматизация бухгалтерского учёта и аналитических работ), технологии производства и даже по набору кандидатов на руководящие должности. Структура советующего аудита
уверенности выраженная аудитором
Требуется ли наличие полностью квалифицированного аудита Стремительные темпы развития рыночной экономики в России определяют все большее развитие аудита. Аудит является независимым контролем, который обеспечивает Пользователей бухгалтерской отчетности экономических субъектов информацией о ее достоверности. Поскольку на основании Данной информации пользователи отчетности принимают соответствующие решения, влияющие на их финансово-хозяйственную деятельность, то понятно, что к аудиторам и аудиторским фирмам предъявляются все большие требования. Вошел в действие закон об аудиторской деятельности, в котором определены требования к аудиторам и аудиторским организациям, установлены их права и обязанности и права и обязанности аудируемых лиц, правила аудиторской деятельности, порядок представления аудиторского заключения, требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций, порядок контроля качества аудита, ответственность за нарушение законодательства об аудите. Вводятся в действие стандарты аудиторской деятельности, усиливается контроль за деятельностью аудиторов, предъявляются все большие требования к профессиональной подготовке аудиторов. Естественно, что аудиторские организации в условиях возрастания роли аудита, повышения своей ответственности за аудиторские заключения, повышения требований к порядку проведения аудита обязаны в соответствии с установленными правилами осуществлять планирование аудита, проводить его документирование, оценивать существенность и риск при проведении аудита, собирать аудиторские доказательства и составлять обоснованные аудиторские заключения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности – М: «Современная экономика и право», 2001-174 с. 2. Барышников Н. П. Организация и методика проведения аудита – М: ЮНИТИ-М, 2000-245 с. 3. Бычкова С. М. Аудиторская деятельность: теория и практика – СПБ: Лань, 2000-302 с. 4. Гутцаит Е. М.Аудит –М: «Современная экономика и право»,2000-268с . 5. Терехов А. А. Аудит – М: ЮНИТИ-М, 2001-320 с. 6. КочиневЮ.Ю.Аудит –М:«Современная экономика и право»,2002-344с . 7. Богомолов А. М., Голощапов Н. А. Аудит - СПБ: Лань, 2000-257 с. 8. Бурцев В. В. Управленческий аудит - М.: ИНФРА-М,2002-326 с. 9. Суиц В. П. Основы российского аудита – М: ЮНИТИ-М, 2001-326 с. 10. Терехов А. А. Контроль и аудит – М: ЮНИТИ-М, 2000-296 с. Таблица1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Окончание таблицы 1
[1] Последних не менее 51% от общего состава Совета. [2] ЦАЛАК — Центральная аттестационно - лицензионная аудиторская комиссия [3] Федеральный орган, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ до вступления в силу Федерального закона № 119-Ф3. |