Реферат: по дисциплине «Право». Тема: «Правовое регулирование сертификации и стандартизации в системе гостиничного обслуживания»

Название: по дисциплине «Право». Тема: «Правовое регулирование сертификации и стандартизации в системе гостиничного обслуживания»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Министерство образования РФ

Новосибирский государственный технический университет

Факультет бизнеса

Реферат по дисциплине «Право».

Тема:

«Правовое регулирование сертификации и стандартизации в системе гостиничного обслуживания».

выполнил: студент 4го курса

группа СТ-03

Маслов А. Н.

проверил: Ивлев С.В.

НОВОСИБИРСК 2004г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Сертификация

· Система сертификации

· Сертификат и знак соответствия

· Обязательная сертификация

· Правомочия государственных органов управления.

· Инспекционный контроль за сертифицированной услугой.

· Обязанности испытательной лаборатории (центры).

· Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей).

· Государственный контроль и надзор за со­блюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.

· Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору.

· Добровольная сертификация.

· Организация добровольной сертификации.

· Порядок проведения сертификации услуг гостиниц.

· Обязанности органа по сертификации.

3. Стандартизация

· Основные цели и задачи стандартизации.

· Основные принципы стандартизации.

· Разновидности стандартов.

4. Заключение

5. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ.

Основной задачей Госстандарта России в области стандартизации и сертификации является организация и осуществление деятельности по подтверждению соответствия про­дукции и услуг установленным требованиям.

В Системе сертификации ГОСТ Р действует более 800 аккредитованных Госстандар­том России органов по обязательной сертификации и около 2000 испытательных лаборато­рий (центров). Это позволило создать в стране дополнительно около 40 тыс. рабочих мест [11 с. 125].

Вся деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также работа надзорных органов Госстандарта России направлена непосредственно на защиту по­требителей от опасной продукции.

Следует отметить, что реализация основных положений сертификации позволит повы­сить ответственность товаропроизводителя за безопасность и качества производимой продукции или услуги, а также упростить для некоторых видов продукции и услуг проце­дуру подтверждения соответствия установленным требованиям.

Система Госстандарта России обладает сегодня комплексом широких полномочий, позволяющих устанавливать высокие требования к продукции (работам, услугам) и контро­лировать их соблюдение.

Так же в правовом регулировании стандартизации и сертификации гостиничного обслуживания участвует МВД, издавая инструкции и порядке постановки на учёт иностранных граждан и правительство РФ, издавая постановления о лицензировании гостиничного хозяйства и изменения к постановлениям.

Основную роль в правовом регулировании стандартизации и сертификации системы гостиничного обслуживания играет ГОСТ Р.


СЕРТИФИКАЦИЯ.

Сертификация продукции (далее - сертификация) – это деятельность по подтвержде­нию соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

- защиты потребителям от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имуще­ства;

- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

- создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринима­телей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для уча­стия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и междуна­родной торговле;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Отношения в области сертификации регулируются Законом и издаваемыми в соответст­вии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

Система сертификации.

Система сертификации создается государственными органами управления, предпри­ятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сер­тификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящими Законом.

В систему сертификации входят предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.

В систему сертификации входят несколько систем сертификации однородной продук­ции.

Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном Гос­стандартом России порядке.

Сертификат и знак соответствия.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требова­ниям.

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается Госстан­дартом России.

Правила применения знака соответствия устанавливаются конкретной системой серти­фикации в соответствии с правилами, устанавливаемыми Госстандартом России.

Обязательная сертификация.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодатель­ными актами Российской Федерации.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на Гос­стандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Фе­дерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие госу­дарственные органы управления Российской Федерации.

“Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются Госстандартом Рос­сии либо другими государственными органами управления Российской Федерации, уполно­моченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международ­ной и зарубежной практики”.[9]

Запрещается рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия.

Участниками обязательной сертификации являются Госстандарт России, иные государ­ственные органы управления Российской Федерации, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборато­рии (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные ор­ганы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и коор­динации работ в системах сертификации однородной продукции.

Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистриро­ванных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организа­ций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государст­венным органом управления.

Держатель сертификата обязан указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд - заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем). [13] Органы по сертификации работ и услуг направляют информацию о деятельности по сертификации в федеральный орган исполнительной власти, организующий и проводящий работы по обязательной сертификации.[13] Органы по сертификации представляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.[13]

Правомочия государственных органов управления.

Госстандарт России и другие государственные органы управления Российской Федера­ции, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются орга­низация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

- создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила проце­дуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

- осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям норма­тивных документов (формы сертификации);

- определяют центральные органы систем сертификации;

- аккредитуют органы систем сертификации и испытательные лаборатории (центры) и вы­дают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на про­ведение определенных видов работ);

- ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

- устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и резуль­татов испытаний;

- устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ обязатель­ной сертификации;

- осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекцион­ного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицирован­ной продукцией;

- рассматривают апелляции по вопросам сертификации;

- выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия.

Центральный орган системы сертификации:

- организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;

- рассматривает апелляции заявителя по поводу действий органов по сертификации, испыта­тельных лабораторий (центров).

Обязанности органа по сертификации.

Орган по сертификации:

- сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответ­ствия;

- приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

- предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Обязанности испытательной лаборатории (центры).

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном соответст­вующей системой сертификации порядка, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей).

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертифи­кации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

- реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признан­ного уполномоченным на то органом;

- обеспечить соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знака соответст­вия в установленном порядке;

- указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которыми должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

- приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции по истече­нии срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостанов­лено либо отменено решением органа по сертификации;

- обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за серти­фицированной продукцией;

- извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифици­рованной продукции.

Государственный контроль и надзор за со­блюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.

Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется Госстандартом России и иными специально уполномоченными государственными органами управления Российской Федерации в пределах их компетенции.

Непосредственно государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертифи­кации и сертифицированной продукцией проводиться должностными лицами, осу­ществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертифика­ции и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации «О стандартизации».

Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору.

Обязательному государственному финансированию подлежат:

- разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

- участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведе­ние работ с зарубежными национальными органами по сертификации;

- разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомен­даций по сертификации;

- разработка проектов актов законодательства в области сертификации;

- проведение научно-исследовательских и иных работ сертификации, имеющих общегосудар­ственное значение;

- проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

- ведение Государственного реестра по сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.

Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится зая­вителем в порядке, установленном Госстандартом России и государственными органами управления Российской Федерации, на которые законодательными актами Российской Фе­дерации возложены организация и проведение обязательной сертификации по согласованию с Министерством финансов российской Федерации. Сумма средств, израсходованных заяви­телем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себе­стоимость.

Добровольная сертификация.

По продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами Россий­ской Федерации обязательной сертификации, и по требованиям, на соответствие которым законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено проведение обязатель­ной сертификации, по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добро­вольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 №287 была отменена обязательная сертификация гостиниц.

Организация добровольной сертификации.

В целях совершенствования ра­бот по сертификации туристских услуг и услуг средств размещения постановле­нием Госстандарта России от 29.04.2002 №287 внесены изменения и дополнения в Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законода­тель­ными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертифика­ция в части туристских услуг и услуг средств размещения. Кроме того, для приве­дения действую­щей Системы сертификации туристских услуг и услуг гостиниц в соответствие с законода­тельными актами и нормативными правовыми докумен­тами Российской федерации, поста­новлением Госстандарта России от 28.07.2000 г. № 53 отменены Правила по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, ут­вержденные постановлением Госстандарта России от 14.10.94 г. № 18. В связи с этим и в целях реализации пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "О за­щите прав потребителей", Госстандарт России направил органам по серти­фикации услуг письмо от 14.08.2000 г. № ЮГ-110-19/2558. В соответствии с указанным письмом работы по обязательной сертификации туристских услуг и услуг средств размеще­ния, включая сертификацию услуг гостиниц на соответствие требованиям безопасности, ус­тановленным в пунктах 4.3.1; 4.3.3-4.3.9 ГОСТ Р 50645-94, необ­ходимо проводить согласно Правилам сертификации работ и услуг в Российской Федерации (далее - Правила), утвер­жденным постановлением Госстандарта Рос­сии от 05.08.97 г. № 17 и зарегистрированным Минюстом России 03.04.98 г., реги­страционный № 1502. Вопросы проведения добровольной сертификации услуг в данном письме не затрагиваются. Вместе с тем, Правила сертифика­ции работ и услуг в Российской Федерации применяются при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1.1 Правил объектами добровольной сертификации являются работы и услуги, не подлежащие обяза­тельной сертификации, а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязатель­ной сертификации. На основании абзаца 2 пункта 1.8 Положения о Системе сер­тификации ГОСТ Р органы по сертификации, аккре­дитованные Госстандартом Рос­сии для проведения обязательной сертификации, вправе осу­ществлять добро­вольную сертификацию в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федера­ции "О сертификации продукции и услуг" в пределах их области аккредитации. Сер­тификаты соответствия для обязательной и добровольной сертификации, вы­даваемые в рам­ках Системы сертификации ГОСТ Р, имеют различные формы, форма сертификата соответ­ствия при добровольной сертификации работы, услуги приведена в Приложении 6 к Поло­жению о Системе сертификации ГОСТ Р. По во­просу наличия в сертификатах соответствия ссылок на государственные стандарты необходимо отметить, что правила заполнения блан­ков сертификатов соответст­вия для обязательной и добровольной сертификации в рамках Системы сертифи­кации ГОСТ Р, изложены в документе "Правила по сертификации. Система серти­фикации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе" (в серти­фи­кате соответствия обозначаются нормативные документы, на соответствие ко­торым прове­дена сертификация, с указанием разделов и пунктов, содержащих подтверждаемые требова­ния - примечание). Относительно статуса Системы добро­вольной сертификации услуг гос­тиниц и других средств размещения на категорию сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" система доб­ровольной сертификации может быть образована любым юридическим лицом, зарегистри­ровавшим данную сис­тему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе ис­полнительной власти в области сертификации в установленном им порядке. Поря­док проведения государственной регистрации систем сертификации установлен в Правилах проведения государственной регистрации систем сертификации и зна­ков соответствия, дей­ствующих в Российской Федерации, утвержденных постанов­лением Госстандарта России от 22 апреля 1999 г. № 18 и зарегистрированных Минюстом России 4 июня 1999 г. (регистра­ционный № 1795). Таким образом, все системы добровольной сертификации являются рав­нозначными, отличаясь только правилами проведения работ по сертификации и порядком оплаты таких работ, установленными в конкретной системе. И в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" (добровольная сер­ти­фикация - примечание) проводится по инициативе заявителей в целях подтвер­ждения соот­ветствия услуг требованиям документов, определяемых заявителем. В настоящее время в Государственном реестре Госстандарта России зарегистрированы: Система добровольной сертификации услуг центров от­дыха (рекреационных центров) образована Одинцовской Торгово-промышленной палатой; Система добровольной сер­тификации услуг гостиниц об­разована Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминоло­гии и информации по стандартизации и ка­честву (ВНИИКИ); Система добро­вольной серти­фикации санаторно-оздоровительных услуг образована ВНИИКИ; Система добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию образована Гос­стан­дартом России. Можно также отметить, что согласно Правилам по проведению добро­вольной сертификации продукции (работ, услуг) на соответствие требованиям государствен­ных стандартов, утвержденным поста­новлением Госстандарта России от 29.06.98 г. № 50, нормативную базу Системы сертификации ГОСТ Р при организации и проведении работ по добровольной сер­тификации услуг составляют Межгосударственные стандарты СНГ и госу­дарствен­ные стандарты Российской Федерации, в т.ч. и ГОСТ Р 50645-94. В системе ГОСТ Р добровольная сертификация проводится по тем же правилам и процедурам, что и обязатель­ная. Добровольная сертификация конкретной услуги не заменяет прове­дение обязательной сертификации этой услуги, предусмотренной законодатель­ными актами РФ. Соответствие услуг требованиям ГОСТа удостоверяется путем выдачи изготовителю сертификата соответ­ствия и разрешения на применение знака соответствия. Знак соответствия Системы серти­фикации ГОСТ Р при добро­вольной сертификации услуг представляет собой графическое изображение знака соответствия при обязательной сертификации (РСТ) с надписью "Добро­вольная сертификация". Категория отеля, наряду с ссылкой на ГОСТ Р 50645-94, до сих пор дополнительно прописывалась в сертификате словами. Однако не секрет, что мно­гие спе­циалисты признают ГОСТ 1994 г. морально устаревшим, и появившиеся но­вые системы добровольной сертификации отелей в этой связи кажутся весьма ак­туальными. Но вопреки международной практике, где каждая система классифи­кации предлагает собственный знак соответствия и устанавливает собственные критерии оценки качества гостиничного сервиса, все российские системы добро­вольной сертификации предлагают классифицировать отели и оздоровительные учреждения по "звездам" и базируются на ГОСТ Р 50645-94. Сами разра­ботчики этих систем признают, что одни "звезды" отличаются от других только деталями. Неизвестно, помогут ли они ориентироваться в отечественных отелях потреби­телю, не по­священному в эти детали, объявленные к тому же коммерческой тай­ной. Навести порядок в этой области намерено Минэкономразвития РФ, предло­жившее передать вопросы сертифи­кации средств размещения в ведение мини­стерства и разработать принципиально новые ус­ловия классификации российских гостиниц.

При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

Порядок проведения сертификации услуг гостиниц. [13]

1.В соответствии с «Правилами сертификации услуг гостиниц» порядок проведения сертификации услуг гостиниц Сертификация работ и услуг включает: подачу заявки на сертификацию; рассмотрение и принятие решения по заявке; оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям; принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата; выдачу сертификата; (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 N 56) инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг. 2. Подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решения по ней 2.1. Заявитель направляет заявку на сертификацию в орган по сертификации в соответствии с его областью аккредитации. При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой из них. 2.2. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации. 3. Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает: оценку выполнения работ и оказания услуг; проверку, испытания результатов работ и услуг. 3.1. Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает: оценку мастерства исполнителя работ и услуг; оценку процесса выполнения работ и оказания услуг; анализ состояния производства; оценку организации (предприятия) - исполнителя работ и услуг; оценку системы качества; рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами. Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. Итоги оценки отражают в актах. 3.2. Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами. Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний отражают в протоколах. 4. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата 4.1. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует. Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие. При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя. 4.2. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более чем на три года. 4.3. При внесении изменений в нормативную и техническую документацию на работы и услуги, в организационно - правовую форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля. 5. Применение знака соответствия при обязательной сертификации 5.1. Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 N 56. Общие требования к применению знака соответствия при обязательной сертификации работ и услуг соответствуют Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138. Опубликованы в газете "Российские вести" 8 августа 1996 года N 147 (1068). 5.2. Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд - заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях. 5.3. Правила применения знака соответствия и особенности маркирования устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. 6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг 6.1. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации. 6.2. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля. Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. 6.3. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей. 6.4. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг содержит следующие виды работ: анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных работ и услуг; разработку программы инспекционной проверки; создание комиссии для проведения инспекционной проверки; проведение инспекционной проверки; оформление результатов и принятие решения. 6.5. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата. 6.6. В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 N 56) 6.7. Решение о приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 N 56) 6.8. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации: приостанавливает действие сертификата; (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 N 56) информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора; устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий; проверяет выполнение корректирующих мероприятий. 6.9. После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 N 56) 6.10. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности, орган по сертификации отменяет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002

N 56)

Инспекционный контроль за сертифицированной услугой.

Инспекционный контроль за сертифицированной услугой осуществляет орган по сертификации в соответствии с «Рекомендациями по проведению инспекционного контроля за сертифицированной туристской услугой и услугой гостиницы».

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Стандартизация - это деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяю­щихся задач в сфере науки, техники и экономики, направленная на достижение оптимальной степени упорядочивания в определённой области.

Таким образом, стандартизация позволяет эффективно использовать прошлый труд. При этом постоянное обновление полученных при стандартизации правил делает их пригодными для решения настоящих задач.

Предметом стандартизации являются природные, технические и социальные объекты жизни и деятельности общества.

Метод стандартизации - это способ отбора важнейших показателей, определяю­щих качест­венные и количественные характеристики объектов, а также проце­дуры выбора оптималь­ных значений этих показателей и приведения их в обяза­тельную форму, удобную для ис­пользования.

Основные цели и задачи стандартизации.

Основные цели:

1. Защита интересов потребителей и государства в вопросах номенклатуры и качества про­дукции, услуги процессов, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья людей, охрану имущества, охрану окружающей среды.

2. Повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребно­стями населения и народного хозяйства.

3. Обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции.

4. Содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства.

5. Устранение барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и эффективного участия государства в межгосударствен­ном и международном разделении труда.

6. Обеспечение безопасности народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникнове­ния природных и техногенных катастроф и других ЧС.

7. Содействие повышению оборота способности и мобилизации готовности страны.

Задачи стандартизации:

1. Обеспечение взаимопонимания между разработчиками (продавцами) и заказчиками (покупателями, потребителями)

2. Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интере­сах потребителя и государства, в том числе обеспечить ее безопасность для жизни, здоровья людей, имущества, охрана окружающей среды.

3. Установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электро­магнитной, информационной, программной и т.д.), а также взаимозаменяемость продукции.

4. Согласование оптимальных требований продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов.

5. Унификация на основе установления и применения параметрических и типо-размер­ных рядов, базовых конструкций, конструктивно унифицированных блочно-модульных составных частей и изделий.

6. Установление метрологических норм, правил, положений и требований (метрология - наука об измерениях и размерах)

7. Нормативно-техническое обеспечение контроля (испытание, анализа, измерения) серти­фикации и оценки качества продукции.

8. Установление требований к технологическим процессам. В том числе, для снижения материало- энерго- и трудоемкости для обеспечения применения малоотходных техноло­гий.

9. Создание и ведения систем классификации и кодирования технико-экономической информации.

10.Нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономи­ческих и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных ком­плексов (например, транспорт, связь, оборона. Охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения).

11.Создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о но­менклатуре и основных показателях продукции.

12.Содействие в выполнении законодательства РФ методами и средствами стандартиза­ции.

Основные принципы стандартизации.

Разработка нормативных документов по стандартизации должна основываться на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон (разрабатывающие, изготовляющие и потреб­ляющие продукцию) к достижению согласия с учетом мнения каждой из сторон по управле­нию многообразием продукции, ее качеству, экономичности, совместимости и взаимозаме­няемости, ее безопасности, охране для жизни и здоровья людей, имущества, охране окру­жающей среды и другим вопросам, представляющим взаимных интерес. Целесообразность разработки стандарта следует оценивать с точки зрения его социальной, технической и эко­номической необходимости и приемлемости при его применении.

В приоритетном порядке должны разрабатываться стандарты, способствующие обеспечению жизни, здоровью людей, имущества, охрану окружающей среды, обеспечивающие совмес­тимость и взаимозаменяемость продукции.

Стандарты следует разрабатывать так, чтобы они не создавали препятствий международной торговли. При разработке стандартов и технических условий следует принимать во внима­ние проекты и учитывать стандарты международных организаций, а также, при необходимо­сти, национальные стандарты для других стран.

Разновидности стандартов.

Результатом деятельности системы стандартизации должен стать оптимальный по структуре и составу фонд нормативно-технической документации и эффективное использование этого фонда для содействия управления народным хозяйством. Этот фонд должен постоянно усовершенствоваться и пополняться. Документы должны быть рациональными как по форме, так и по содержанию, отвечать современному уровню достижений науки и техники.

Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие разновидности:

- государственные стандарты РФ;

- отраслевые стандарты;

- стандарты научно-технических и инженерных объединений;

- технические условия;

- стандарты предприятий.

К государственным стандартам РФ приравниваются государственные строительные нормы и правила, а также государственные классификаторы технико-экономической и социальной информации. Порядок и правила разработки и применения государственных классификаторов устанавливается Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Международные, региональные и национальные стандарты других стран используются в РФ в соответствии с ее международными договорами

Государственные стандарты РФ разрабатываются на организационно-методические и общетехнические объекты, а именно:

- организацию проведения работ по стандартизации, научно-техническую терминологию, классификацию и кодирование технико-экономической информации, техническую документацию, информационные технологии, организацию метрологических работ, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ;

- продукцию общемашиностроительного применения;

- составляющие элементы народнохозяйственных объектов государственного значения (транспорт, связь, энергосистему и др.);

- продукцию межотраслевого назначения;

- продукцию для населения и народного хозяйства;

- методы испытаний.

Государственные стандарты РФ содержат обязательные и рекомендационные требования. К обязательным относятся:

- требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;

- требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;

- метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;

- положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.

Обязательные требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами – субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.

Рекомендационные требования государственных стандартов РФ подлежат безусловному исполнению, если:

- это предусмотрено соответствующими законодательными актами;

- эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;

- изготовителем (поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим стандартам.

Государственные стандарты РФ утверждаются Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, а государственные стандарты в отрасли строительства и промышленности строительных материалов – Министерством РФ по делам строительства и архитектуры.

Имущественная часть авторского права на государственные стандарты принадлежит государству независимо от источников финансирования их разработки.

Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов РФ или в случае необходимости установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов. Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил.

Стандарты научно-технических и инженерных объединений разрабатываются в случае необходимости расширения результатов фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности.

Технические условия и стандарты предприятий содержат требования, которые регулируют отношения между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции

ВЫВОД

При разработке стандартов необходимо учитывать:

- Соответствие требованиям стандартов, нормам законодательств, а также нормам и прави­лам органов, выполняющих госконтроль.

- Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов, включая метрологическое обеспечение путем согласования требований этим объектам и увязка сроков введения в действие нормативных документов по стандартизации.

Оптимальность требований, включаемых в стандарт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Надзор за соблюдением правил является очень важным, так как благодаря этой процедуре значительно повышается качество обслуживания.

По моему мнению, отмена обязательной сертификации гостиниц значительно снизит уровень качества обслуживания и приведёт к появлению множества гостиниц с очень низким уровнем обслуживания или вообще с его отсутствием. Мне кажется, что появление таких гостиниц негативно отразится на гостиничном бизнесе в России в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм – М.: Герда, 2001.

2. “Гостиница и ресторан” №2 2000 г статья М.Э. Немоляевой

3. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса – М.: Ось-89, 1999.

4. Закон РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". 1996.

5. Зорин И.В. Менеджмент туризма: туризм как вид деятельности – М.: Финансы и Статистика, 2001.

6. Интернет: http://www.dontest.ru/dok1.html - Постановления Госкомстата о сертификации услуг

7. Интернет: http://www.dontest.ru/dok1.html - Постановления Госкомстата о сертификации услуг

8. Кабушкин Н. И. и Бондаренко Г.А. “Менеджмент гостиниц и ресторанов” Минск, 2002 г.

9. Постановление Правительства РФ от 12.12.1995 г. № 1222 "О лицензировании международной туристской деятельности в Российской Федерации".

10. Сертификация и лицензирование туристко-экскурсионных, гостиничных услуг и перевозок пассажиров автотранспортом. «Мир качества», 15, 1998 г. пер. изд. – С.-Пб.: издательство «Тест-Принт», 1998 г., выс. 15

11. Сенин В.С. Организация международного туризма – М.: Финансы и Статистика, 1999.

12. “Турбизнес” №2(54), Февраль 2002 г «Добровольная сертификация в системе ГОСТ Р»

13. ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Изменения №1 утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 N 56)14. Электронная библиотека ВАШЕ ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.