Учебное пособие: Методические указания по проведению семинарский и практических занятий Для студентов очной формы обучения по специальности
Название: Методические указания по проведению семинарский и практических занятий Для студентов очной формы обучения по специальности Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра бухгалтерского учета
ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Методические указания по проведению семинарский и практических занятий Для студентов очной формы обучения по специальности 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 521600 Экономика2004 г. Методические указания по проведению семинарских и практических занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры. Протокол заседания N______от "_____"________20_____г. СОГЛАСОВАНО: Выпускающая кафедра по специальности Бухгалтерский учет _____________________ (подпись заведующего кафедры) «____»____________20___г. Начальник методического отдела УМУ __________________________ «____»_____________ 20___ г. Методические указания по проведению семинарских занятий дисциплины разработал(и): Белозерцева Ирина Борисовна, Старший преподаватель кафедры Бухгалтерского учета; Бутрина Ирина Леонидовна, Ассистент кафедры Бухгалтерского учета. ©Белозерцева И.Б., Бутрина И.Л. © Новосибирский государственный университет экономики и управления СОДЕРЖАНИЕ Введение Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям Описание практических и семинарских занятий: Тема 1 . Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета. Тема 2 . Предмет и метод бухгалтерского учета. Тема 3 . Балансовое обобщение учетной информации. Тема 4 . Бухгалтерские счета и двойная запись. Тема 5 . Классификация и план счетов бухгалтерского учета. Тема 6 . Модели текущего учета основных хозяйственных процессов. Тема 7 . Первичное наблюдение. Документация и инвентаризация. Тема 8 . Учетные регистры и формы бухгалтерского учета. Тема 9 . Основы бухгалтерской отчетности. Тема 10 . Учетная политика организации. Тема 11 . Бухгалтерская профессия. Международные и профессиональные организации. ВведениеДисциплина «Теория бухгалтерского учета» для освоения студентами основ бухгалтерского учета, включающих приемы, способы и методы ведения бухгалтерского учета, процедуру бухгалтерского учета. Планы семинарских (практических) занятий помогут студентам овладеть необходимыми знаниями в пределах изучаемого курса, усвоить сущность хозяйственных процессов, получить понятие об объектах бухгалтерского учета, уметь квалифицировать элементы метода бухгалтерского учета. Применение планов семинарских (практических) занятий позволит применить теоретические знания, полученные в процессе лекционных занятий, для решения конкретных хозяйственных ситуаций, закрепить полученные знания и получить системное представление о процедуре бухгалтерского учета, методах и способах ведения учета в коммерческой организации. Семинарским и практическим занятиям отводится важная роль в профессиональной подготовке студентов, поскольку они способствуют закреплению теоретических знаний и приобретению необходимых навыков и умений. Объем, структура и распределение учебного материала представлены в соответствии с количеством часов практических занятий и самостоятельной работы, которые имеются в рабочей программе дисциплины «Теория бухгалтерского учета». Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям Планы семинарских (практических) занятий состоят из отдельных тем, расположенных в соответствии с рабочей программой изучаемой дисциплины. Каждая тема включает следующие элементы: · теоретические вопросы, необходимые для усвоения темы; · блок дополнительной информации, помогающей студентам получить представление о содержании темы; · задание, в основном включающее вопросы для подготовки сообщения (доклада) для устного выступления на практическом занятии; · задачи по теме для решения в аудитории и для самостоятельного решения; · список литературы по теме для подготовки к семинарскому занятию. Темы докладов могут быть предложены студентами в рамках учебной программы курса. При этом формулировка и содержание сообщений должны согласовываться с преподавателем. Методические указания предусматривают аудиторную и самостоятельную работу студентов. Задания взаимосвязаны по своему содержанию и последовательности выполнения. При их решении необходимо обращать внимание на экономическое содержание хозяйственных операций, в соответствии с которым они должны отражаться в системе бухгалтерского учета. Для лучшего усвоения теоретического материала по каждой теме даются контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы, что ориентирует студентов на протяжении всего курса изучения. В целях текущего контроля за изучением материала по отдельным темам приведены тесты, помогающие студентам закреплять знания, а преподавателям выяснять степень усвоения данного материала. Цифровые условные данные представляют собой методически обработанный материал для учебных целей. Описание практических и семинарских занятий Тема 1 . Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета (2 часа). (самостоятельная работа 5 часов) Цель семинарского занятия по теме 1: Изучить сущность, цели и задачи бухгалтерского учета; определить его место в системе народнохозяйственного учета; исследовать законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета. Теоретические вопросы: 1. Понятие хозяйственного учёта, его виды. 2. Функции бухгалтерского учёта. 3. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту и его задачи. 4. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учёта. 5. Пользователи бухгалтерской информации. 8. Основные правила (принципы) бухгалтерского учёта, их сущность и значение Методические указания по изучению теоретического материала: Бухгалтерский учет в Российской Федерации является элементом системы хозяйственного учета, включающего кроме него оперативный и статистический учет. Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Функции бухгалтерского учета включают: контрольная, информационная, обеспечения сохранности имущества, обратной связи, аналитическая. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету, сформулированы в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете». Бухгалтерский учет в Российской Федерации регламентируется четырехуровневой системой документов: первый уровень – законодательные акты; второй уровень – рекомендации по ведению бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности (ПБУ); третий уровень – система документов рекоме6ндательного характера (инструкции, указы); четвертый уровень – совокупность документов, раскрывающих учетную политику организации. Пользователи бухгалтерской информации подразделяются на внешних и внутренних. Применяемые в практике ведения учета принципы модно подразделить на две группы. Первая группа – базовые принципы, которые принято называть допущениями. К ним относят: имущественная обособленность, непрерывность деятельности, приоритете содержания над формой, непротиворечивость. Вторая группа принципов – это основные принципы, их принято называть требованиями. К ним относят: полнота, осмотрительность, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности, рациональность. Вопросы для обсуждения: 1. Дать понятие хозяйственного учета и его видов. 2. Каково место бухгалтерского учета в системе хозяйственного учета. 3. Перечислить функции бухгалтерского учета. 4. Каковы требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету. 5. Дать характеристику задач бухгалтерского учета. 6. Перечислить уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета. 7. Кто является пользователями бухгалтерского учета. 8. Перечислить основные правила (принципы) бухгалтерского учета. Теоретическое задание: Подготовить сообщения на тему «История развития бухгалтерского учета», «Взаимосвязь бухгалтерского учета с другими дисциплинами». Практические ситуационные задания: Ответить на тестовые задания, указав правильные ответы: 1. Целью хозяйственной деятельности коммерческой организации является: 1.1. удовлетворение социальных и культурных потребностей; 1.2. получение прибыли; 1.3. осуществление благотворительной деятельности. 2. К особенностям бухгалтерского учета относят: 2.1. оперативность; 2.2. сплошное и непрерывное отражение хозяйственных процессов; 2.3. строгое документирование операций; 2.4. быстроту получения информации; 2.5. специфические приемы и способы обработки данных. 3. С помощью денежного измерителя: 3.1. рассчитывают обобщающие показатели разнородных видов имущества; 3.2. рассчитывают количество материальных ценностей; 3.3. осуществляют контроль за деятельностью организации; 3.4. определяют норму выработки; 3.5. рассчитывают оценочные показатели; 3.6. исчисляют количество затраченного труда. 4. Основными задачами бухгалтерского учета, сформулированными в Законе РФ «О бухгалтерском учете», являются: 4.1. раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций; 4.2. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении; 4.3. раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения; 4.4. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства РФ; 4.5. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности; 4.6. выявление внутрихозяйственных резервов; 4.7. отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия; 4.8. обеспечение финансовой устойчивости организации. Рекомендуемая литература по теме 1: 1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96. №129-ФЗ. 2. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. основы теории бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. 3. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. 3. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. 4. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. Тема 2 . Предмет и метод бухгалтерского учета (3 часа) (самостоятельная работа 6 часов) Цель семинарского занятия по теме 2: Дать определение предмета бухгалтерского учета; изучить классификацию хозяйственных средств организации по различным признакам; рассмотреть элементы метода бухгалтерского учета; усвоить взаимосвязь предмета и метода бухгалтерского учета. Теоретические вопросы: 1. Сущность предмета бухгалтерского учёта. 2. Объекты бухгалтерского учёта. 3. Методические приёмы и правила ведения бухгалтерского учёта Методические указания по изучению теоретического материала: Предмет бухгалтерского учета – это отражение состояния и движения активов, источников их образования и результатов деятельности хозяйствующего субъекта. Содержание предмета раскрывается через объекты бухгалтерского учета: долгосрочные и краткосрочные активы, собственный и привлеченный капитал, операции, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие элементы: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, бухгалтерские счета и двойная запись, баланс и отчетность. Вопросы для обсуждения: 1. Какова сфера деятельности бухгалтерского учета. 2. Что является предметом бухгалтерского учета в широком и узком смысле. 3. Какова классификация хозяйственных средств предприятия по видам и размещению. 4. Какова классификация хозяйственных средств предприятия по источникам образования. 5. Что такое метод бухгалтерского учета. 6. Дать характеристику документации и инвентаризации как элементам метода бухгалтерского учета. 7. Дать характеристику оценке и калькуляции как элементам метода бухгалтерского учета. 8. Дать характеристику бухгалтерским счетам и двойной записи как элементам метода бухгалтерского учета. 9. Дать характеристику бухгалтерскому балансу и отчетности как элементам метода бухгалтерского учета. Теоретическое задание: Подготовить сообщения на тему «взаимосвязь предмета и метода бухгалтерского учёта», «Определение, виды и классификация оценок». Практические ситуационные задания: Задача 2.1. Задание: на основе данных для выполнения задачи произвести группировку активов по видам и источникам образования. Данные для решения задачи: Машиностроительное предприятие по состоянию на 01.01.2002 г. располагает следующими ресурсами и источниками их образования: Таблица 1.
Задача 2.2. Задание: на основе данных для выполнения задачи произвести группировку активов по видам и источникам образования. Торговая фирма на 01.01.2002 г. располагает следующими ресурсами и источниками их образования: Таблица 2.
Задача 2.3. Задание: на основе данных для выполнения задачи произвести группировку активов по видам и источникам образования. Данные для решения задачи: Организация ООО «Мир шерсти» на 01.01.2002 располагает следующими ресурсами и источниками их образования: Таблица 3.
Рекомендуемая литература по теме 2: 1. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Издательский центр «Март»., 2001. 2. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 1997. Тема 3 . Балансовое обобщение учетной информации (4 часа) (самостоятельная работа 4 часа) Цель семинарского занятия по теме 3: Изучить сущность балансового обобщения; рассмотреть виды и структуру балансов; усвоить, как влияют различные операции на баланс. Теоретические вопросы: 1. Балансовое обобщение, его сущность и роль в бухгалтерском учете 2. Строение и структура баланса 3. Капитальное (основное) уравнение бухгалтерского учета 4. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций Методические указания по изучению теоретического материала: Бухгалтерский баланс – это способ обобщения и группировки активов хозяйствующего субъекта и источников их образования на определенную дату в денежной оценке. По одной стороне баланса отражается имущество организаций (актив), по другой стороне – источники их образования (пассив). В пассиве находятся капитал и обязательства, поэтому балансовое равенство можно представить в виде Активы = Капитал + Обязательства Совершаемые в организации хозяйственные операции влияют на величину ресурсов хозяйственных органов и источников их образования. Эти процессы могут влиять на : статьи актива, вызывая перегруппировку ресурсов; статьи пассива, вызывая перегруппировку источников образования этих ресурсов; статьи актива и пассива, вызывая увеличение или уменьшение ресурсов. В общем виде влияние изменений в балансе можно отразить Активы + Расходы = Капитал + Доходы = Обязательства В зависимости от влияния на баланс все хозяйственные операции делят на четыре типа. В результате влияния первого типа операций происходит перегруппировка средств в активе баланса. В результате влияния второго типа операций происходят изменения только в пассиве баланса. Операции третьего типа вызывают увеличение статьи в активе и в пассиве баланса. Итоги актива и пассива возрастают, но равенство между ними сохраняется. Операции четвертого типа вызывают уменьшение в активе и в пассиве баланса, итоги актива и пассива уменьшаются на равную величину. Вопросы для обсуждения: 1. Что такое бухгалтерский баланс. 2. Каково строение баланса. 3. Перечислить виды балансов. 4. Что показывается в балансе. 5. Чем отличаются статические балансы от динамических. 6. Чем отличается вступительный баланс от начального. 7. В чем состоят отличия между балансом-брутто и балансом-нетто и какие из них применяются в российской практике учета. 8. Чем обусловлено равенство актива и пассива баланса. 9. Какие операции относятся к первому типу хозяйственных операций. 10. Какие операции относятся ко второму типу хозяйственных операций. 11. Какие операции относятся к третьему типу хозяйственных операций. 12. Какие операции относятся к четвертому типу хозяйственных операций. 13. Всякое ли увеличение актива и пассива баланса означает успех в экономике предприятия, привести пример. 14. Всякое ли уменьшение актива и пассива баланса означает успех в экономике предприятия, привести пример. 15. Какими аналитическими возможностями обладает баланс. Теоретическое задание: Подготовить сообщение на тему «Статические и динамические балансы, их характеристика». Практические ситуационные задания: Задача 3.1. Задание: на основе данных задачи составить баланс на 01.01.2002г. Данные для решения задачи: Состав имущества организации и источников его формирования по состоянию на 01.01.2002г.
Задача 3.2. Задание: определить тип хозяйственных операций и статьи баланса, ими затрагиваемые. Данные для решения задачи: Хозяйственные операции организации за текущий месяц.
Решение задачи оформить в следующей таблице:
Задача 3.3. Задание: на основе данных для решения задачи составить баланс организации на 01.01.2002г., определить тип хозяйственных операций и статьи баланса, ими затрагиваемые. Составить баланс организации на конец отчетного периода. Данные для решения задачи: 1) Использовать для решения данной задачи решение задачи 2.3. 2) Хозяйственные операции ООО «Мир шерсти» за январь 2002г.
Задача 3.4. Задание: на основе данных для решения задачи составить баланс организации на 01.01.2002г., определить тип хозяйственных операций и статьи баланса, ими затрагиваемые. Составить баланс организации на конец отчетного периода. Данные для решения задачи: Состав имущества обувной фабрики и источников его формирования по состоянию на 01.01.2002г.
Хозяйственные операции организации за текущий месяц.
Задача 3.5. Задание: определить тип хозяйственных операций и статьи баланса, ими затрагиваемые. Составить баланс организации на конец отчетного периода. Данные для решения задачи: Баланс организации на 01.01.2002г.
Хозяйственные операции организации за I квартал 2002г.
Рекомендуемая литература по теме 3: 1. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Издательский центр «Март»., 2001. 2. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2001. Тема 4 . Бухгалтерские счета и двойная запись (6 часов) (самостоятельная работа 4 часа) Цель семинарского занятия по теме 4: Получить представление о бухгалтерских счетах; изучить порядок записи хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; рассмотреть сущность двойной записи. Теоретические вопросы: 1. Понятие о счетах бухгалтерского учёта, их строение и назначение. 2. Сущность и значение двойной записи на счетах. 3. Корреспонденция счетов, её значение. 4. Синтетический и аналитический учёт. 5. Оборотные ведомости и их значение. Методические указания по изучению теоретического материала: Система счетов – это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за имуществом организации и хозяйственными операциями. Счета, предназначенные для учета имущества организации, являются активными (остатки по ним соответствуют статьям актива баланса). Счета, предназначенные для учета источников образования имущества, являются активными (остатки по ним соответствуют статьям пассива баланса). Строение и порядок записи на бухгалтерских счетах зависит от отношения их балансу. Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи. Двойная запись – это способ отражения каждой операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Применение двойной записи связано с двойственным характером отражения хозяйственных операций. Взаимосвязь дебета одного с кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи, называется корреспонденцией счетов. Обозначение корреспонденции счетов, т.е. наименование дебетуемых и кредитуемых счетов с указанием суммы по данной операции, называется бухгалтерской записью (проводкой). Для получения различных по степени детализации данных в бухгалтерском учете используется две группы счетов: синтетические и аналитические. Синтетические счета служат для укрупненной группировки и учета однородных объектов, а аналитические – для их подробной характеристики. Данные синтетических и аналитических счетов обобщаются в конце отчетного периода с целью получения сводной информации как об отдельных объектах бухгалтерского учета, так и всей их совокупности. Способом обобщения данных текущего бухгалтерского учета являются оборотные ведомости. Оборотная ведомость – это сводка оборотов и остатков по счетам за определенный период времени. Оборотная ведомость является одним из важнейших средств проверки и контроля за полнотой и правильностью записей по счетам. Вопросы для обсуждения: 1. Что такое бухгалтерский счет. 2. Каково строение активного счета. 3. Каково строение пассивного счета. 4. Дать определение двойной записи. 5. Что такое корреспонденция счетов. 6. Что отражается на синтетических счетах. 7. Что отражается на аналитических счетах. 8. Какова связь между синтетическим и аналитическим учетам. 9. Что такое оборотная ведомость. 10. Какое значение имеют оборотные ведомости. Теоретическое задание: Подготовить сообщение на тему «Историческое значения изобретения двойной записи». Практические ситуационные задания: Задача 4.1. Задание 1. Откройте активный счет «Касса», отразите операции по движению денежных средств в кассе, подсчитайте обороты и определите конечный остаток. Данные для выполнения задания:
Задание 2. Откройте пассивный счет «Расчеты с персоналом по оплате труда», отразите операции по движению задолженности по заработной плате, подсчитайте обороты и конечный остаток. Данные для выполнения задания:
Задание 3. Откройте счета, отразите хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи, подсчитайте обороты и остатки. Данные для выполнения задания:
Хозяйственные операции организации за I квартал 2002г.
Задача 4.2. Задание: откройте счета и запишите в них остатки на 1 марта, составить корреспонденции счетов по хозяйственным операциям, отразите хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи, подсчитайте обороты и сальдо на 1 апреля, составить оборотную ведомость и баланс на 1 апреля. Данные для решения задачи: Сальдо по счетам синтетического учета на 1 марта 200_г.
Хозяйственные операции организации за март 2002г.
Задача 4.3. Задание: откройте счета и запишите в них остатки на 1 апреля, составить корреспонденции счетов по хозяйственным операциям, отразите хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи, подсчитайте обороты и сальдо на 1 июля, составить оборотную ведомость и баланс на 1 июля. Данные для решения задачи: Сальдо по синтетическим счетам на 01.04.200_г.
Хозяйственные операции организации за II квартал 2002г.
Задача 4.4. Задание: откройте счета и запишите в них остатки на 1 февраля, составить корреспонденции счетов по хозяйственным операциям, отразите хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи, подсчитайте обороты и сальдо на 1 марта, составить оборотную ведомость и баланс на 1 марта. Данные для решения задачи: 1) Баланс ООО «Мир шерсти» на 1 февраля из задачи 3.3. 2) Дополнительные данные к балансу: а) Остатки по аналитическим счета к синтетическому счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
б) Остатки по аналитическим счетам к синтетическому счету 10 «Материалы»
Хозяйственные операции организации за март 2002г
Задача 4.5. Задание: откройте счета и запишите в них остатки на 1 декабря, составить корреспонденции счетов по хозяйственным операциям, отразите хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи, подсчитайте обороты и сальдо на 1 января, составить оборотную ведомость и баланс на 1 января. Данные для решения задачи: Сальдо по синтетическим счетам на 01.12.200_г.
2. Расшифровка остатка по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
3. Расшифровка по счету «Материалы»
4. Хозяйственные операции за декабрь 200 _г.
Задача 4.6. Задание: открыть счета синтетического и аналитического учета; отразить на них хозяйственные операции; подсчитать обороты и остатки; составить оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета; сверить итоги аналитических ведомостей с соответствующими данными оборотной ведомости по счетам синтетического учета. Данные для решения задачи: Остатки по синтетическим счетам
Расшифровка остатков по синтетическому счету «Материалы».
Расшифровка остатка по синтетическому счету «Готовая продукция»
Расшифровка остатка по синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами»
Расшифровка остатков по синтетическому счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Расшифровка остатка по синтетическому счету «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Хозяйственные операции за ноябрь:
Рекомендуемая литература по теме 4: 1. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. основы теории бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. 2. Любушкина Н.П., Жаринов В.В., Бородина Н.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие для вузов. - м.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 312 с. Тема 5 . Классификация и план счетов бухгалтерского учета (2 часа) (самостоятельная работа 4 часа) Цель семинарского занятия по теме 5: Рассмотреть классификацию бухгалтерских счетов по различным признакам; изучить структуру и значение плана счетов. Теоретические вопросы: 1. Принципы классификации счетов. 2. План счетов бухгалтерского учета. Методические указания по изучению теоретического материала: Для изучения и правильного применения счетов бухгалтерского учета необходима их группировка по определенным признакам и установление общих свойств различных групп счетов. Классификация счетов представляет собой взаимосвязанную систему, отражающую перечень хозяйственных фактов и процессов, формы функционирования средств и хозяйственных операций, источников формирования средств и результатов деятельности предприятия. Наиболее существенными признаками классификации являются: отношение счетов к бухгалтерскому балансу; степень детализации получаемых показателей; назначение и структура счетов; экономическое содержание счетов. Для правильного и четкого построения и организации бухгалтерского учета на предприятии необходим перечень и конкретная характеристика каждого счета. Эта цель достигается с помощью Плана счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета – это систематизированный перечень счетов. План счетов разработан на основе экономической классификации счетов. В плане счетов счета сгруппированы по признаку экономического содержания отражаемых хозяйственных процессов и расположены в определенной экономически обоснованной последовательности. Вопросы для обсуждения: 1. Для чего необходима классификация счетов бухгалтерского учета. 2. Что такое классификация счетов по экономическому содержанию. 3. Что такое классификация счетов по назначению и структуре. 4. Какая классификация положена в основу плана счетов бухгалтерского учета. 5. Какова структура плана счетов бухгалтерского учета. Теоретическое задание: Подготовить сообщения на тему «Классификация счетов по экономическому содержанию», «Классификация счетов по назначению и структуре». Практические ситуационные задания: Задача 5.1. Задание: 1) приведите пример какого-либо инвентарного счета, покажите на рисунке, что отражают сальдо и обороты данного счета. 2) приведите пример какого-либо фондового счета, покажите на рисунке, что отражают сальдо и обороты данного счета.
3) Какой счет является регулирующим для счета 04 «Нематериальные активы»? Покажите на рисунке, что отражается на основном и регулирующем счете в данном случае. Какую оценку нематериальных активов позволяет получить одновременное использование этих двух счетов?
Стоимость нематериальных активов (вид оценки)? Задача 5.2. Задание: определите для всех синтетических счетов и запишите в таблице их вид: А) по отношению к балансу, Б) по назначению и структуре. План счетов бухгалтерского учета
Рекомендуемая литература по теме 5: 1.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению от 3 1.10.2000 г. № 94 Н. 2. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2001. 3.Палий В.Ф. Комментарий нового плана счетов бухгалтерского учета. – М.: «Проспект», 2001. Тема 6 . Модели текущего учета основных хозяйственных процессов (6 часов) (самостоятельная работа 3 часа) Цель семинарского занятия по теме 6: Получить представление о кругообороте хозяйственных средств; изучить порядок отражения операций в каждом хозяйственном процессе (заготовление, производство, продажа). Теоретические вопросы: 1. Понятие кругооборота хозяйственных средств 2. Текущий учет приобретения материальных ценностей (процесс заготовления) 3. Текущий учет затрат на производство (процесс производства) 4. Текущий учет продажи продукции (процесс сбыта) Методические указания по изучению теоретического материала: В результате влияния хозяйственных операций происходит непрерывное движение средств, т.е. их кругооборот, в процессе которого средства меняют свою форму и величину. Они проходят полный оборот, последовательно переходя из одной формы в другую, но и одновременно находясь во всех трех формах: денежной, производственной и товарной. Хозяйственные операции как объект бухгалтерского учета состоят из процессов: приобретения (заготовки) материалов, основных средств, рабочей силы; производства, реализации (продажи). В процессе снабжения объектом учета являются денежные средства, используемые на образование производственных запасов, оплату расходов по доставке, погрузке, хранению приобретенных ресурсов, расчеты с поставщиками, транспортными и другими организациями. Процесс производства является основной стадией кругооборота средств, при котором создается готовый продукт. В процессе производства объектами бухгалтерского учета являются израсходованные средства и предметы труда, амортизация, рабочая сила (необходимый труд в форме заработной платы), стоимость выполнения работ, готовой продукции, услуг. Заключительной фазой кругооборота средств является процесс реализации, т.е. продажа готовых изделий, товаров, передача выполненных работ заказчикам. На этой стадии средства, созданные в процессе производства, вновь принимают денежную форму, что создает возможность возобновления кругооборота средств в новом качестве. Вопросы для обсуждения: 1. Что такое кругооборот хозяйственных средств. 2. Каково значение процесса заготовления. 3. Какие хозяйственные операции составляют сущность процесса заготовления. 4. Что составляет сущность процесса производства. 5. Какие хозяйственные операции происходят в процессе производства. 6. Что составляет сущность процесса продаж. 7. Какими хозяйственными операциями оформляется процесс продаж. Теоретическое задание: Подготовить сообщения на тему «Значение и взаимосвязь основных хозяйственных процессов».Практические ситуационные задания: Задача 6.1. Задание: открыть счета бухгалтерского учета; отразить на них хозяйственные операции по приобретению материалов, исчислить фактическую заготовительную себестоимость материалов используя только счет10 «Материалы». Данные для решения задачи: Остатки по синтетическим счетам
Справочные данные: остаток материалов по учетным ценам – 10 000руб. Отклонение фактической себестоимости от учетных цен составляет - (+500руб.). Хозяйственные операции по приобретению сырья и материалов за сентябрь 200 _г.
При решении задачи используйте таблицу следующей формы:
Задача 6.2. Задание: открыть счета бухгалтерского учета; отразить на них хозяйственные операции по приобретению материалов, исчислить фактическую заготовительную себестоимость материалов используя счет 10 «Материалы», 15 «заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «отклонение в стоимости материальных ценностей». Данные для решения задачи: Остатки по синтетическим счетам
Хозяйственные операции за отчетный период.
Задача 6.3. Задание: отразить на счетах хозяйственные операции по изготовлению продукции, используя данные об остатках по счетам АО «Труд» на 1 сентября 200_г. приведенные в задаче 6.1., исчислите фактическую производственную себестоимость готовой продукции. Данные для решения задачи: Хозяйственные операции за декабрь 200 _г.
Расчет отклонений фактической себестоимости от учетных цен по израсходованным материалам производится в таблице следующей формы:
Задача 6.4. Задание: открыть счета для учета продажи продукции, отразить на счетах хозяйственные операции по продаже продукции, используя данные об остатках по счетам АО «Труд» на 1 сентября 200_г. приведенные в задаче 6.1., исчислите полную фактическую себестоимость проданной продукции, определите и спишите финансовые результаты от продажи продукции. Данные для решения задачи: Хозяйственные операции за декабрь 200 _г.
Задача 6.5. Задание: открыть счета для учета продажи продукции, отразить на счетах хозяйственные операции по продаже продукции, исчислите полную фактическую себестоимость проданной продукции, определите и спишите финансовые результаты от продажи продукции. Данные для решения задачи: Остатки по синтетическим счетам
Хозяйственные операции за декабрь 200 _г.
Задача 6.6. Здание: открыть счета бухгалтерского учета; отразить на них хозяйственные операции по учету основных хозяйственных процессов, подсчитайте обороты и остатки, определите и спишите финансовый результат от продажи продукции, составьте баланс ОАО «Красная заря» за июль 2000_г. Данные для решения задачи: Остатки по синтетическим счетам на 01.07.0_г.
Справочные данные:
Хозяйственные операции организации за июль 200_г
Задача 6.7. Задание: открыть счета бухгалтерского учета; отразить на них хозяйственные операции по учету основных хозяйственных процессов, подсчитайте обороты и остатки, определите и спишите финансовый результат от продажи продукции. При этом учет заготовления материалов отразите с использованием счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Данные для решения задачи: Остатки по синтетическим счетам
Справочные данные:
Хозяйственные операции организации за июль 200_г
Рекомендуемая литература по теме 6: 1. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Издательский центр «Март»., 2001. 2. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2001. Тема 7 . Первичное наблюдение. Документация и инвентаризация (4 часа) (самостоятельная работа 4 часа) Цель семинарского занятия по теме 7: Получить представление о сущности первичного наблюдения; изучить сущность и взаимосвязь документации и инвентаризации как элементов метода бухгалтерского учета. Теоретические вопросы: 1.Теоретические основы первичного учета. 2.Классификация документов. 3.Инвентаризация и ее место в первичном учете. Методические указания по изучению теоретического материала: Факты хозяйственной деятельности отражаются в системе счетов бухгалтерского учета на основании информации, содержащейся в первичных документах, составляемых в момент совершения операции. Под первичным документом понимают письменное доказательство, что хозяйственная операция совершена, или разрешение на ее проведение получено. Для правильного применения документов их принято группировать по ряду признаков: по назначению, по времени составления, по объему информации, по месту составления, по структуре. Документы, по которым хозяйственные операции совершены, поступают в бухгалтерию, где подвергаются трем видам проверки: формальная проверка, проверка по существу, арифметическая проверка. Проверенные документы подлежат группировке, расценке и контировке (проставление корреспонденции счетов). Движение документа от момента составления или получения от других организаций до передачи в архив называется документооборотом. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация служит дополнением документации, поскольку это средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Вопросы для обсуждения: 1. Что называется первичным документом. 2. Перечислить постоянные и переменные реквизиты документов. 3. Как группируются документы по различным признакам. 4. Что такое документооборот. 5. Какие виды инвентаризаций существуют на предприятиях. 6. Каков порядок проведения инвентаризации. 7. Как оформляются в учете результаты инвентаризации. Теоретическое задание: Подготовить сообщения на тему «Организация документооборота в организации». Практические ситуационные задания: Задача 7.1. Задание: на основе данных для выполнения задачи заполните унифицированные формы документов. Данные для решения задачи: Организация ООО «Актив»; код организации по ОКПО 12569841; идентификационный налоговый номер (ИНН) – 7818603411; расчетный счет 40702910800000000101 в КБ «Столичный» в г. Новосибирске; банковский идентификационный код (БИК) – 031515710; корреспондентский счет банка в ЦРКЦ ГУ ЦБ РФ по Новосибирску 401808000000000826. Руководитель организации директор Вохрин Антон Петрович; главный бухгалтер Попова Валентина Семеновна; кассир Соловьева Анна Васильевна. Последние номера выписанных документов по журналу учета: приходные кассовые ордера – 20; расходные кассовые ордера – 19; платежные поручения – 105; авансовые отчеты – 15. 1. Заполните чек на получение денежных средств в банке на выдачу заработной платы за январь месяц 200_г. на сумму 120 000руб. 2. Заполните приходный кассовый ордер на оприходование 120 000руб. полученных от банка по чеку № 132600 на выдачу заработной платы за январь 200_г. 3. Заполните расходный кассовый ордер на выдачу под отчет 20 февраля 200_г. на командировку заместителю директора Быкову Анатолию Васильевичу – 18 000руб. (приказ о командировке № 8 от 2.02.0_г.) 4. заполните платежное поручение на оплату 20.04.0_г. счета № 120 от 16.04.0_г. за комплектующие изделия согласно договору № 269 от 11.02.0_г. в сумме 100 000руб., в том числе НДС по ставке 18% - 15254 руб. Плательщик ООО «Актив». Получатель – ОАО «Динамо», ИНН – 407028106000000000 в КБ «Национальный кредит», г. Москва, корреспондентский счет 30101810200000000930, БИК – 040326930 5. заполните авансовый отчет секретаря директора организации Сухих Т.С. за произведенные ею хозяйственные расходы. Имеются следующие оправдательные документы: товарный чек №10 от 20.04.0_7г. на канцелярские товары – 550руб. квитанция почты №13 от 25.04.0_г. за перевод – 100руб. квитанция телефонной станции №21 от 25.04.0_г. за переговоры – 400руб. 6. заполните объявление на взнос наличными 24 апреля 200_г. торговой выручки – 100 000руб. Задача 7.2. Задание: заполните инвентаризационную опись (порядковый номер 5) товарно-материальных ценностей и сличительную ведомость (порядковый номер 4) по результатам инвентаризации на 29 декабря 200_г., проведенной по приказу № 10 от 15.12.200_г. Данные для решения задачи: Кладовщик склада материалов – Фомичев С.П. Комиссия в составе: председатель – Тарасов Н.Г., члены комиссии – Соколов Я.Н., Марков В.Н. В результате инвентаризации были выявлены: сахар – 10 кг по 20 руб./кг; мука – 5 кг по 10 руб./кг; яблоки – 100 кг по 20 руб./кг; абрикосы – 55 кг по 35 руб./кг; апельсины – 200 кг по 30 руб./кг. По данным учета должно быть : сахар – 10 кг по 20 руб./кг; мука – 15 кг по 10 руб./кг; яблоки – 100 кг по 20 руб./кг; абрикосы – 50 кг по 35 руб.кг; апельсины – 400 кг по 30 руб./кг. Задача 7.3. Задание: на основе данных задачи 7.2. списать выявленные инвентаризационные разницы. Данные для решения задачи: Выписка из акта рабочей инвентаризационной комиссии: Расхождения фактического наличия товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета выявлены по следующим позициям: недостача по муке – 10 кг. на сумму 100 руб. излишек по абрикосам – 5 кг на сумму 175 руб. недостача по апельсинам – 200 кг на сумму 6 000 руб. Недостача по муке 10 кг на сумму 100 руб. виновник не установлен. Недостача по апельсинам 200 кг на сумму 6 000 руб. возникла по вине кладовщика. Излишек по абрикосам 5 кг в сумме 175 руб. возник в результате неправильного оприходования при поступлении на склад. Ответить на тестовые задания, указав правильные ответы: 1. Первичное наблюдение осуществляется с целью: 1.1. контроля и анализа хозяйственной деятельности; 1.2. производства записей в системе бухгалтерского учета; 1.3. последующей обработки наблюдаемых фактов в информационные показатели; 1.4. составления первичных документов. 2. Первичный документ – это письменное свидетельство, что: 2.1. хозяйственная операция совершена; 2.2. хозяйственная операция будет совершена; 2.3. разрешение на проведение хозяйственной операции получено. 3. Показатель документа в бухгалтерском учете называется: 3.1. регистром; 3.2. реквизитом; 3.3. реестром. 4. перечислить документы, которые подразделяются по времени составления и по объему информации: 4.1. разовые; 4.2. оправдательные; 4.3. первичные; 4.4. накопительные; 4.5. сводные; 4.6. бухгалтерского оформления. 5. Что из перечисленного означает формальную проверку документов, арифметическую проверку и проверку по существу: 5.1. полнота и правильность заполнения документов; 5.2. правильность их оформления; 5.3. законность совершения операций. Рекомендуемая литература по теме 7: 1.Власова В.М. Первичные документы – основа финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2000. 2.Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы теории бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. Тема 8 . Учетные регистры и формы бухгалтерского учета (2 часа) (самостоятельная работа 4 часа) Цель семинарского занятия по теме 8: Изучить виды учетных регистров и технику записей в них; рассмотреть, какие формы бухгалтерского учета применяются в настоящее время. Теоретические вопросы: 1. Формы и виды учётных регистров. 2. Порядок и техника записей в учётные регистры. 3. Исправление ошибок в счётных записях. 4. Классификация форм бухгалтерского учёта. 5. Мемориально-ордерная форма учёта. 6. Журнально-ордерная форма учёта 7. Машинно-ориентированная форма учёта. 8. Упрощённая форма бухгалтерского учёта. Методические указания по изучению теоретического материала: Для контроля и упорядочения обработки данных на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы. Совокупность средств и приемов, с помощью которых осуществляется регистрация учетной информации, называется техникой бухгалтерского учета. Учетные регистры классифицируются по ряду признаков: по внешнему виду, по назначению, по содержанию, по форме. Исправление ошибочно сделанных записей в регистрах бухгалтерского учета производится одним из следующих способов: корректурный, способ дополнительной проводки, «красное сторно», способ обратной проводки. Сочетание различных учетных регистров и технических средств образуют разные формы бухгалтерского учета. Они отличаются одна от другой количеством применяемых регистров, их назначением, внешним видом, содержанием; взаимосвязью хронологических и систематических, синтетических и аналитических регистров; последовательностью и техникой записи в учетные регистры; степенью автоматизации учетно-вычислительных работ. Вопросы для обсуждения: 1. Что понимается под учетным регистром. 2. По каким признакам группируются учетные регистры. 3. Для каких целей предназначены регистры хронологического и систематического учета. 4. Перечислить способы исправления ошибок в учетных регистрах. 5. Что понимается под формой бухгалтерского учета. 6. Какие формы бухгалтерского учета используются на практике в настоящее время. 7. В чем заключаются особенности мемориальной формы бухгалтерского учета. 8. В чем заключаются особенности журнально-ордерной формы учета. 9. В чем заключаются особенности автоматизированной формы учета. 10. Какие формы учета применяются на предприятиях малого бизнеса. Теоретическое задание: Задание: подготовить сообщения на тему «Сущность форм бухгалтерского учёта и их историческое развитие». Практические ситуационные задания: Задача 8.1. Задание: используя решение задачи 6.7. составьте: 1) мемориальные ордера за июль 200_г. 2) регистрационный журнал мемориальных ордеров. 3) главную книгу за июль. 4) оборотную ведомость по синтетическим счетам. 5) баланс организации на 01.07.200_г. и на 01.08.200_г. Данные для решения задачи: Решение задачи выполнить в таблицах следующих форм: Мемориальный ордер № за июль 200_г.
Регистрационный журнал За июль 200_г.
Главная книга Счет №_____ Дебет Кредит
Оборотная ведомость по синтетическим счетам за июль 200_г.
Задача 8.2. Задание: на основании решения задачи 6.7. составьте: 1) журналы-ордера за июль 200_г. 2) главную книгу за июль 200_г. 3) сравните сальдо и обороты по главной книге с оборотной ведомостью по синтетическим счетам, составленной в задаче 8.1. Данные для решения задачи: Решение задачи выполнить в таблицах следующих форм: Журнал ордер №1 За июль 200_г. по кредиту счета 50 «Касса»
Ведомость №1 За июль 200_г. по дебету счета 50 «Касса» Сальдо на начало месяца по Главной книге ________
Журнал ордер №2 За июль 200_г. по кредиту счета 51 «Расчетные счета»
Ведомость №2 За июль 200_г. по дебету счета 51 «Расчетные счета» Сальдо на начало месяца по Главной книге ________
Журнал ордер за июль 200_г. по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Журнал ордер за июль 200_г. по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Журнал ордер за июль 200_г. по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Журнал ордер за июль 200_г. по кредиту разных счетов
Главная книга Счет №____
Ответить на тестовые задания, указав правильные ответы: 1. Учетные регистры используются в бухгалтерском учете с целью: 1.1. упрощения бухгалтерского учета; 1.2. группировки данных в необходимых разрезах; 1.3. подготовки данных для обработки на машинах. 2. Учетные регистры группируются по следующим признакам: 2.1. объему информации; 2.2. внешнему виду; 2.3. отношению к балансу; 2.4. месту составления; 2.5. последовательности регистрации хозяйственных операций. 3. Регистры бухгалтерского учета по назначению подразделяются на: 3.1. систематические и аналитические; 3.2. синтетические и хронологические; 3.3. синтетические, аналитические, комбинированные; 3.4. хронологические и аналитические. 4. Регистры хронологического учета предназначены для: 4.1. отражения однородных по экономическому содержанию операций; 4.2. подготовки данных для обработки на машинах; 4.3. регистрации операций по мере их совершения. 5. Форма бухгалтерского учета – это: 5.1. совокупность бухгалтерских регистров; 5.2. технологический процесс обработки информации; 5.3. система структурных элементов, их связь с первичными документами; 5.4. способы представления результатной учетной информации. 6. В основу строения журналов-ордеров положен признак: 6.1. произвольный; 6.2. дебетовый; 6.3. кредитовый. Рекомендуемая литература по теме 8: 1. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Издательский центр «Март»., 2001. 2. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2001. Тема 9 . Основы бухгалтерской отчетности (2 часа) (самостоятельная работа 4 часа) Цель семинарского занятия по теме 9: Изучить понятие бухгалтерской отчетности; рассмотреть виды отчетности; Получить представление о содержании бухгалтерской отчетности. Теоретические вопросы: 1. Сущность и значение отчетности 2. Принципы и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности 3. Состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления. Методические указания по изучению теоретического материала: Наивысшим уровнем обобщения учетных данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, в которых синтезированы показатели нижнего уровня. Отчетность представляет собой метод бухгалтерского учета, обобщающий систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Отчетность организации классифицируют по видам, по назначению, периодичности составления и степени обобщения отчетных данных. При составлении годовой отчетности в ее состав включаются Бухгалтерский баланс (форма №1); Отчет о прибылях и убытках (форма №2); Отчет об изменениях капитала (форма №3); Отчет о движении денежных средств (форма №4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), а также пояснительная записка и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Вопросы для обсуждения: 1. Что понимается под бухгалтерской отчетностью. 2. По каким направлениям группируется отчетность предприятия. 3. Каким требованиям должна удовлетворять бухгалтерская отчетность. 4. Какие формы включаются в состав годовой и периодической отчетности. 5. Какие этапы включает подготовительная работа по составлению годового отчета. 6. Какие основные показатели содержатся в бухгалтерской отчетности. Теоретическое задание: Подготовить сообщение на тему «Подготовительная работа перед составлением годового отчета». Практические ситуационные задания: Ответить на тестовые задания, указав правильные ответы: 1. Отчетность организации группируется по следующим признакам: 1.1. видам; 1.2. месту составления; 1.3. назначению; 1.4. срокам составления; 1.5. использования информации; 1.6. степени обобщения информации. 2. какие из перечисленных признаков классифицируют отчетность по видам, а какие – по назначению: 2.1. государственная; 2.2. статистическая; 2.3. налоговая; 2.4. специальная; 2.5. оперативная; 2.6. бухгалтерская 3. По срокам составления отчетность подразделяют на: 3.1. внутреннюю; 3.2. внутригодовую; 3.3. первичную; 3.4. оперативную; 3.5. годовую. 4. К отчетности как к элементу метода бухгалтерского учета предъявляются следующие требования: 4.1. понятность информации; 4.2. приоритет содержания над формой; 4.3. последовательность применения учетной политики; 4.4. достоверность информации; 4.5. сопоставимость бухгалтерской отчетности; 4.6. уместность отчетной информации; 4.7. полнота информации; 4.8. целостность информации; 4.9. нейтральность информации. 5. В состав квартальной отчетности включаются: 5.1. бухгалтерский баланс; 5.2. отчет о прибылях и убытках; 5.3. отчет о движении капитала; 5.4. отчет о движении денежных средств. Рекомендуемая литература по теме 9: 1. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Издательский центр «Март»., 2001. 2.Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы теории бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. 3.Как понимать и использовать финансовую. Отчетность: пер. с англ. – М.: АОЗТ «Джон Уайли энд Санз», 1996. Тема 10 . Учетная политика организации (2 часа) (самостоятельная работа 4 часа) Цель семинарского занятия по теме 10: Получить представление о сущности и значении учетной политики для организации; изучить составные элементы учетной политики организации. Теоретические вопросы: 1. Нормативное регулирование учетной политики и факторы, влияющие на ее формирование. 2. Формирование учетной политики. 3. Раскрытие учетной политики. 4. Оформление и изменение учетной политики. Методические указания по изучению теоретического материала: Формирование бухгалтерской информации, ее достоверность и полезность для пользователей воплощаются в учетной политике организации. На формирование учетной политики влияют следующие факторы: правовой и организационно-экономический статус, текущие и долгосрочные цели предпринимательства, кадровое обеспечение, особенности деятельности, хозяйственная ситуация. Требования к учетной политике в области бухгалтерского учета и отчетности регламентируются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ1/98. Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности; своевременное отражение в учете фактов хозяйственной деятельности; большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов; отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания; тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета; рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия. Вопросы для обсуждения: 1. Что понимается под учетной политикой предприятия. 2. Какие факторы оказывают влияние на учетную политику предприятия. 3. Какие требования предъявляются к учетной политике предприятия. 4. В каких случаях может меняться учетная политика предприятия. Теоретическое задание: Подготовить сообщение на тему «Международные стандарты бухгалтерского учета». Практические ситуационные задания: Ответить на тестовые задания, указав правильные ответы: 1. На формирование учетной политики организации влияют факторы: 1.1. зависящие от хозяйствующего субъекта; 1.2. не зависящие от хозяйствующего субъекта; 1.3. географические; 1.4. климатические. 2. Выбрать факторы, влияющие на выбор учетной политики и зависящие от хозяйствующего субъекта и не зависящие от хозяйствующего субъекта: 2.1. налоговую политику; 2.2. сферу деятельности; 2.3. валютную политику; 2.4. величину организации; 2.5. организационные и технологические особенности; 2.6. свободу в ценообразовании; 2.7. правовой статус; 2.8. долгосрочность целей и контрактов; 2.9. наличие льгот; 2.11. характер закрепления средств; 2.12. квалификацию персонала. 3. Учетная политика может быть изменена с случаях: 3.1. смены собственника; 3.2. смены главного бухгалтера; 3.3. реорганизации предприятия; 3.4. освоения новых видов продукции; 3.5. изменений в законодательстве; 3.6. изменений в нормативном регулировании бухгалтерского учета; 3.7. внедрения новых видов бухгалтерского учета. 4. Выбрать то, что включается в организационно-технический аспект учетной политики организации и в методический аспект учетной политики: 4.1. варианты учета затрат на производство; 4.2. организация работы предприятия; 4.3. форма бухгалтерского учета и технология обработки учетной информации; 4.4. дивидендная политика; 4.5. рабочий план счетов и система внутреннего учета и контроля; 4.6. инвентаризация и отчетность; 4.7. порядок учета курсовых разниц; 4.8. аудит; 4.9. состав резервов предстоящих расходов; 4.10. способы учета заготовления и оценки материально-производственных запасов. Рекомендуемая литература по теме 10: 1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129 ФЗ (в редакции изменений и дополнений от 23.07.98 г. № 123 ФЗ). 2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 № 34Н (в редакции от 30.12.99 г. № 107 Н). 3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» 4. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Издательский центр «Март»., 2001. 5. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2001. Тема 11 . Бухгалтерская профессия. Международные и профессиональные организации (1 час) (самостоятельная работа 2 часа) Цель семинарского занятия по теме 11: Получить представление о значимости бухгалтерской профессии и месте бухгалтерской службы на предприятии; рассмотреть, какие международные организации регулируют развитие и способствуют сближению различных стран в области бухгалтерского учета. Теоретические вопросы: 1. Бухгалтерская профессия. 2. Профессиональная этика бухгалтера. Методические указания по изучению теоретического материала: На предприятиях бухгалтерский учет осуществляет специальная служба – бухгалтерия. Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете, и Приказом МФ РФ №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Работа бухгалтера в условиях постоянно меняющегося российского финансового и налогового законодательства связана с повышенным риском. В случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, а также искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации бухгалтер может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами бухгалтерской отчетности проводится реформа бухгалтерского учета по следующим направлениям: · совершенствование нормативного правового регулирования; формирование нормативной базы (стандарты); · методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); · кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета; · международное сотрудничество (вступление в международные организации и активная работа в них). Вопросы для обсуждения: 1. Чем занимается бухгалтерская служба. 2. Какие нормативные документы регулируют деятельность бухгалтерии. 3. Какие международные бухгалтерские организации существуют в настоящее время. 4. Какие цели преследует реформа бухгалтерского учета в России. 5. По каким направлениям проводится реформа бухгалтерского учета. Теоретическое задание: Подготовить сообщение на тему «Международные и национальные профессиональные организации». Практические ситуационные задания: Ответить на тестовые задания, указав правильный ответ: 1. под организацией бухгалтерского учета понимается совокупность: 1.1. стадий учетного процесса; 1.2. условий его построения; 1.3. принципов учета. 2. К принципам построения бухгалтерского учета относят: 2.1. стадии учетного процесса; 2.2. условия его построения; 2.3. аналитичность данных; 2.4. государственное регулирование. 3. В системе управления бухгалтерский учет выполняет функцию; 3.1. раздельного отражения затрат на производство и капитальные вложения; 3.2. обеспечения сохранности имущества; 3.3. формирования достоверной информации; предотвращение отрицательных результатов деятельности. 4. Национальные стандарты носят для конкретной страны характер: 4.1. обязательный; 4.2. рекомендательный. 5. Международные стандарты носят для конкретной страны характер: 4.1. обязательный; 4.2. рекомендательный. Рекомендуемая литература по теме 11: 1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129 ФЗ (в редакции изменений и дополнений от 23.07.98 г. № 123 ФЗ). 4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 № 34Н (в редакции от 30.12.99 г. № 107 Н). 3. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.98г. №283. |