Учебное пособие: Пособие предназначено для студентов дневного и вечернего отделений. Указани я

Название: Пособие предназначено для студентов дневного и вечернего отделений. Указани я
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие

“МАТИ” – Государственный технологический

Университет им. К.Э. Циолковского.

Кафедра “Системное моделирование и

Инженерная графика”


В.М. Лебедев, С.И. Лелюшенко

И Н Д И В И Д У А Л Ь Н Ы Е З А Д А Н И Я

П О Н А Ч Е Р Т А Т Е Л Ь Н О Й

Г Е О М Е Т Р И И

Методические указания

(Сокращенное переиздание пособия 1986 года выпуска)

Москва, 2006 г.

Методические указания содержат сведения по выполнению индивидуальных заданий по начертательной геометрии с элементами учебно-исследовательской работы студентов (УИРС). В пособии дается содержание и объем заданий, даются указания по их выполнению и оформлению.

Пособие предназначено для студентов дневного и вечернего отделений.

У К А З А Н И Я

К О Ф О Р М Л Е Н И Ю Ч Е Р Т Е Ж Е Й

Программой предусмотрено выполнение заданий по трем основным разделам курса начертательной геометрии:

1. Пересечение плоскостей.

2. Пересечение поверхностей и развертки.

3. Способы преобразования комплексного чертежа.

Задание выдается на дом по вариантам и выполняется на чертёжной бумаге. Четыре формата А3(297х420) на дневном и вечернем отделениях.

Общие правила оформления чертежей изучается в школе и повторяются в вузовском курсе «Машиностроительное черчение» [1,3]

О б щ и е т р е б о в а н и я

1. Все задания выполняются в карандаше в соответствии с требованиями стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

2. Особые точки следует выделять кружочками Æ 1...1,5 мм. Рекомендуется применять трафарет с отверстиями Æ 2 мм.

3. Надписи на чертежах выполняются шрифтом № 5.

4. Обозначения точек и линий должны иметь соответствующие индексы (например, А1 , A2 , А/ и т.д.).

5. Этапы работы при выполнении заданий:

- изучить теоретический материал,

- решить соответствующие задачи в рабочей тетради,

- выполнить чертеж в тонких линиях,

- консультация с преподавателем,

- обвести чертеж, предварительно удалив ненужные построения,

- представить чертеж на подпись преподавателю.

6. Необходимо обводить все линии чертежа без исключения.

7. В заданиях 1 и 2 видимые части плоскостей и поверхностей выделяются цветом. Каждая геометрическая фигура должна иметь свой цвет. Раскрашивание чертежа производится легким нажимом цветного карандаша с последующей растушевкой ватным тампоном. Эта работа выполняется перед обводкой чертежа после консультации с преподавателем.

Ф о р м а т

Выполнение чертежа начинается с оформления формата. Это внешняя и внутренняя рамки, основная надпись и дополнительная графа (рис.1). Порядок выполнения формата:

Длина формата


Линия формата

1. Построить внешнюю рамку по стандартным раз­мерам (линию об­реза).

Дополнительная графа

Внутренняя рамка

2. Построить внутреннюю рамку и обвести ее сплошной толстой основной линией.

5

20

Основная надпись

3. Начертить основную надпись и дополнительную графу с необходимой обводкой. Заполнить тексты.

Рис.1


К а р а н д а ш и

Качество чертежа во многом зависит от выбора и состояния карандаша. Некоторые рекомендации:

1. Твёрдость карандаша для тонких линий берётся в преде­лах от Т до ТМ (Н, НВ или F), для толстых линий - от М до 2М (от В до 2В). Твёрдость графита в циркуле должна быть меньше на один номер, по сравнению с твёрдостью карандаша для прове­дения однотипных линий при помощи линейки.

2. Заточка деревянной части карандаша показана на рис. 2. Для проведения тонких линий графитовый стержень затачивается на конус, для толстых линий стержень затачивается лопаточкой (рис.3). Расстояние между плоскими гранями "лопатки" опреде­ляется необходимой толщиной линии. Стержень для циркуля затачивают лопаткой или в виде одностороннего скоса (рис. 4).

Для заточки графитовых стержней рекомендуется использо­вать самодельный оселок (рис.5). Это полоска мелкозернистой наждачной бумаги, наклеенная на деревянную дощечку, фанерку, картон или чертёжную бумагу.

Последовательность заточки карандаша лопаткой показана на рис.6. Плоская грань "лопатки" прилегает к линейке (рис.7).

3. Карандаш, заточенный лопаткой, во время работы перио­дически поворачивается на 180°. Карандаш с коническим стерж­нем необходимо поворачивать вокруг оси, чтобы сохранить от­носительное постоянство толщины линии.

Рис.4

Рис.3

Рис.2


Рис.7

Рис.6

Рис.5


О п р я т н о с т ь ч е р т е ж а

Необходимо стараться не загрязнять чертёж во время работы.

1. Свободную часть чертежа следует прикрывать листами писчей бумаги (не газетой!). Это предохраняет бумагу от непосредственного контакта с чер­тёжными инструментами.

2. Мягкий ластик не приводит к "засаливанию" чертежа. Удаление ненужной линии следует начинать лёгким нажимом ластика до тех пор, пока на бумаге не образуются мелкие крошки. По­сле этого нажим можно усилить и удалить линию окончательно.

3. Если линия не стирается, её надо поскоблить уголком лезвия безопасной бритвы, обработать ластиком и "сбрить" образовавшийся ворс той же бритвой, не бывшей в употреблении.

4. Перед обводкой чертежа необходимо удалить ненужные линии.

Задание I. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПЛОСКОСТЕЙ

Цель задания - получить практические навыки самостоятель­ного решения задач по теме "Позиционные задачи для прямых и плоскостей" с элементами учебно-исследовательской работы (УИРС).

Номер варианта даётся студенту на весь семестр. Таблица исходных данных и список учебной литературы приведён в конце пособия.

Объём и содержание задания

Задание включает две задачи. Студенты-вечерники выполня­ют

задачу № 1.

Даны координаты точек: А, В, С, В, Е, F.

Задача I. Построить линию пересечения треугольника ABC и параллелограмма DEFG. Точку G определить графически. Записать алгоритм решения задачи в пространстве. Задачу решить на двухкартинном комплексном чертеже в масштабе 1:1. Видимые части плоскостей выделить цветом.

Задача 2 . Выбрать сторону параллелограмма, пересекающую треугольник ABC. Построить точку пересечения стороны парал­лелограмма с треугольником. Записать алгоритм решения. Задачу решить в стандартной приведён­ной диметрии. Видимые части посредника и треугольника выделить цветом.

Примерные композиции форматов показаны на рис. 8 и 9. Условные обозначения: КЧ – комплексный чертёж, Акс – аксонометрия, А – алгоритм, Т – таблица координат точек. Размеры и содержание таблицы даны на рис.10.

Рис. 8 Рис. 9

Рис.10

Материал для изучения

Для успешного выполнения задания необходимо решить соответствующие задачи в рабочей тетради, а также изучить теорию по одному из учебников.

[1] Глава 2: §§ 2.1–2.4.

[2] §§1–4.

[3] §31.

[4] §4.4a, примеры 1 и 3; §8.2.

Этапы выполнения задания

1-й этап – подготовительный.

- Оформить формат.

- Начертить таблицу и вписать координаты заданных точек.

- Предъявить для проверки преподавателю.

2-й этап – решение задачи I в тонких линиях.

- Построить треугольник ABC и параллелограмм DEFG. Определить координаты точки G и вписать их в таблицу.

- Построить искомую линию пересечения. Посредники должны быть заданы разомкнутой линией и обозначены. Обосновать выбор по­средников (устно, по требованию преподавателя).

- Определить видимость с помощью конкурирующих точек. Конкури­рующие точки должны быть заданы и обозначены.

- Записать алгоритм решения задачи в пространстве.

- Предъявить для проверки преподавателю.

3-й этап – решение задачи 2 в тонких линиях.

- Построить треугольник и сторону параллелограмма.

- Построить искомую точку пресечения. Задать и обозначить посредник.

- Определить видимость прямой с помощью конкурирующих точек. Конкурирующие точки должны быть заданы и обозначены.

- Записать алгоритм решения задачи в пространстве.

- Предъявить для проверки преподавателю. Получить разрешение на обводку чертежа.

4-й этап – заключительный.

- Удалить ненужные линии.

- Выделить цветом видимые части геометрических фигур.

- Обвести чертёж.

- Предъявить преподавателю на подпись.

Методические указания и примеры решения

З а д а ч а I

Напомним в общих чертах решение задачи на построение ли­нии пересечения двух плоскостей. Искомая прямая строится по двум точкам. Эти точки определяются с помощью двух плоскостей-посредников. Каждый посредник пересекает заданные плоскости по двум прямым. Точка пересечения этих прямых принадлежит искомой линии. В общем случае для решения задачи требуется построить 8 вспомогательных точек и по ним провести 4 вспомогательные пря­мые. Однако в каждом конкретном случае следует искать возмож­ность сократить число таких точек и линий за счет использова­ния точек и линий, которые заданы по условию задачи. Точность построения прямых тем выше, чем больше расстояние между точка­ми, задающими эти прямые.

Трудоёмкость и точность графических построений во многом определяется выбором посредников. Это исследовательская часть работы. Основные направления учебно-исследовательской работы (УИРС) в данной задаче:

1. Если посредники параллельны?

2. Если посредники проходят через прямые, которые задают плоскости?

3. Расстояние между проекциями точек, задающих вспомога­тельные прямые, должно быть не менее 20 мм (условное число).

Пункт I ведёт к сокращению вспомогательных точек с 8 до 6. Пункт 2 ведет к сокращению числа вспомогательных точек и ли­ний в два раза. Пункт 3 обеспечивает достаточную точность гра­фических построений. По какому пути пойти? По первому? По второму? Использовать то и другое? А требования пункта 3? Всё зависит от конкретных условий задачи. Думайте и решайте!

Пример решения (рис.11):

1. По заданным точкам строим треугольник и параллелограмм. Для построения вершины G используем свойство параллелограмма.

2. Через стороны параллелограмма DE и FG проводим парал­лельные посредники:

Σ (Σ2 ) и Σ/ ( Σ/ 2 ). (Таким образом, мы выбрали сразу два направления УИРС: первое и второе).

3. Пресекаем посредник Σ с плоскостью ABC по прямой m. Прямая m строится по точкам I и 2, которые получаются путём пе­ресечения посредника со сторонами треугольника АС и АВ. (Расстояние между проекциями точек соответствует требованию пункта 3). Прямые DE и m принадлежат посреднику и пересекаются в точке K искомой линии.

4. Пересекаем посредник Σ/ с плоскостью ABC по прямой m/ . Прямая m/ проводится через точку 3 параллельно прямой m. Точка 3 определяется пересечением прямой GF с посредником. Прямые GF и m/ пересекаются в точке L. Это вторая точка искомой линии.

5. Cтроим искомую прямую ℓ(K,L) и ограничиваем её отрезком [КМ], по которому пересекаются треугольник и параллелограмм.

6. Определяем видимость с помощью конкурирующих точек. На фронтальной проекции используем точки I и 4, у которых 12 =24 . Точка I принадлежат треугольнику, точка 4 - параллелограмму. Фронтальная проекция точки 4 видима, значит видима в этом мес­те и часть параллелограмма. Аналогично с помощью точек 5 и 6 определяется видимость на горизонтальной проекции.

7. Запишем алгоритм решения (рис.11).

Что дал нам выбор посредников?

1. Задача решена при помощи 2-х вспомогательных прямых и 3-х вспомогательных точек вместо 4-х прямых и 8-ми точек в общем случае. Это сокращение трудоёмкости.

2. Выдержаны требования пункта 3 УИРС. Этим обеспечена до­статочная точность построения вспомогательных прямых.

.

.

.

– отрезок пересечения.

1. Задать Σ(Σ2 )ÉDE.

2. 1=Σ∩AC,

2= Σ∩AB,

m(1,2)= Σ∩(ABC).

3. K=m∩DE.

4. Задать Σ// 2 )ÉFG,

Σ/ || Σ.

5. 3= Σ/ ∩AC,

m/ (3,DE)=Σ/ ∩(ABC).

6. L=m/ ∩FG.

7. ℓ(K,L) – линия пересечения.

8. [KM]Ìℓ


Рис.11


З а д а ч а 2

Пример решения (рис.11):

1. Зададим систему аксонометрических осей. С помощью коор­динатных ломаных линий построим диметрию и вторичную проекцию треугольника и стороны параллелограмма. Укажем масштаб аксоно­метрического изображения.

2. Зададим горизонтально проецирующий посредник Г, проходящий через заданный отрезок DE. Вторичная проекция посредника Г/ 1 определяется концами вторичной проекции отрезка DЕ.

3. Пересекаем посредник Г с плоскостью треугольника ABC по прямой m. Прямая m строится по точкам 1 и 2, которые полу­чаются путем пересечения посредника сторонами треугольника АС и BC.

4. Прямые DE и m принадлежат посреднику и пересекаются в искомой точке К.

5. Запишем алгоритм решения (рис.12).

Рис.12

–искомая точка

1. Задать ГÉDE, Г^П1

2. 1=Г∩AC,

2=Г∩BC,

m(1,2)=Г∩(ABC).

3. K=m∩DE –


Задание 2. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Цель задания - получить практические навыки самостоятельно­го речения задач с элементами УИРС по теме задания.

Объём и содержание задания

Построить линию пересечения двух заданных поверхностей. Масштаб изображения 1:1. Для построения опорных точек можно использовать преобразование комплексного чертежа. Видимые части поверхностей выделить цветом.

Материал для изучения

[2] §§ 58, 61, 62.

[4] §§ 4.1, 4.4, 4.4a, 4.4б.

Этапы выполнения задания аналогичны этапам 1-го задания.

Методические указания и примеры решения

Искомая линия пересечения поверхностей строится по несколь­ким точкам. Точки определяются с помощью поверхностей-посредни­ков. Каждый посредник пересекает заданные поверхности по двум линиям. Точки пересечения этих линий принадлежат искомой линии. Точность построения искомой линии тем выше, чем больше точек будет построено. Трудоёмкость и точность графических построений определяется выбором посредников. Посредники должны пересекать­ся с данными поверхностями по линиям, которые проецируются в прямые и окружности. Это исследовательская часть работы. Основ­ные направления УИРС в данной работе:

1. Выбор способа решения задачи (т.е. поверхностей-посред­ников).

2. Выбор способа построения опорных точек.

3. Определение области построения посредников.

4. Выбор оптимального количества посредников.

Пункт I позволяет выбрать наименее трудоёмкий способ решения задачи. В пункте 2 возможны по крайней мере 3 варианта:

1. Опорные точки уже есть на чертеже. Их нужно только отметить.

2. Опорные точки строятся тем же способом, что и все точки искомой линии.

3. Для построения опорных точек используется преобразова­ние комплексного чертежа.

Исследовав конкретные условия задачи, решайте, по какому пути пойти. Выполнение пунктов 3 и 4 позволяет использовать необ­ходимое и достаточное количество построений.

Примеры решения

Задача 1. Построить линию пересечения прямого кругового конуса и сферы (рис.13)

Решение:

1. Строим проекции заданных поверхностей.

2. Выбирают в качестве поверхностей-посредников горизонталь­ные плоскости

Г, ∆, … Плоскости Г, ∆, … пересекаются с дан­ными поверхностями по окружностям, лежащим в горизонтальных плос­костях.

3. Строят опорные точки. Самая верхняя точка А и самая ниж­няя - В располагаются в общей плоскости симметрии Σ.. Для пос­троения точек А и В используется преобразование комплексного чертежа. Следует выбрать наиболее рациональный способ для дан­ного случая (обосновать). На рис.13 использовано вращение плоскости Σ вокруг оси конуса до совмещения с фронтальной плоскостью Λ . Этот способ позволил получить компактное решение задачи. Линии и m после поворота, займут положение / и m/ . Тогда A/ 2 = / 2m / 2 и B/ 2 = / 2m / 2 . Фронтальные проекции точек А и В получают обратным поворотом плоскости Λ в поло­жение Σ, т.e. A2 = 2 ∩А2 А/ 2 2 А/ 2 ||х12 ); B2 = 2 ∩B2 B/ 2 (B2 B/ 2 ||х12 ). Ai и Вi находятся с помощью вертикальных линий связи.

Опорные точки Е и F находятся на очерковой образующей ко­нуса. Они расположены в плоскости Λ , которая пересекает сферу по окружности n . Тогда E2 = / 2n 2 ; F2 = / 2n 2 . Строят Ei и Fi .

Опорные точки С и в лежат на экваторе сферы и строятся с помощью плоскости Г. Эти точки – граница видимости искомой линии на Пi . Плоскость Г пересекает конус по окружности k , а сферу – по окружности экватора. Точки пересечения этих двух окружностей есть точки С и в .

4. Ряд промежуточных точек строят с помощью горизонтальных плоскостей типа ∆. Плоскость ∆ рассекает конус и сферу по окружностям р и t , тогда I= pt ; 2=pt. Таких плоскостей нужно выбрать достаточное количество, чтобы выявить характер искомой линии. Необходимо учесть, что А и В – самая верхняя и нижняя точки линии пересечения, поэтому плоскости Г и ∆,… выбирают ниже точки А и выше точки В.

5. Опорные точки К и L (границы видимости линии пересечения на П2 ) строят после обводки её на П1 . Точки Ki и Li просто от­мечают. Затем строят K2 и L2 на очерке.

Рис.13



Задача 2. Построить линию пересечения прямого кругового конуса и цилиндра (рис.14)

Решение:

1. Строят проекции заданных поверхностей.

2. Выбирают в качестве посредников концентрические сферы с центром в точке 0 пересечения осей данных поверхностей.

3. Строят опорные точки. Точки А, В и С уже есть на чер­теже. Их нужно только обозначить. Другие опорные точки требуют для себя особых построений.

4. Минимальная сфера (вписанная в цилиндр) касается поверхности цилиндра по окружности т и пересекает конус по окружностям и п .

В итоге – очередные опорные точки: K=m и F=mn . Симметричные точки, лежащие на невидимой стороне, не обозначены. Горизонтальные проекции точек строятся с использованием каркаса параллелей конуса.

Проанализируйте вопрос о максимальной сфере в этом при­мере.

5. Ряд промежуточных точек строят с помощью вспомогатель­ных сфер типа ∆ . Сфера ∆ пересекает конус по окружностям k и k/ а цилиндр - по t и t/ . Тогда 1=k/ ∩t; 2=k∩t; 3=k∩t/ .

6. Опорные точки Е, в и M получают после построения проек­ции искомой линии на П2 . Горизонтальные проекции точек E и в являются очерковыми.

Рис.14

Задание 3. СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
КОМПЛЕКСНОГО ЧЕРТЕЖА

Цель задания – получить практические навыки самостоятель­ного решения задач с элементами УИРС по теме преобразования чертежа.

Объём и содержание задания

Задание состоит из пяти задач. Студенты-вечерники задачу № 2 не выполняют.

Даны координаты точек: А, В, С, D. Таблица та же.

Задача I . Построить трёхкартинный комплексный чертёж те­траэдра ABCD с учётом видимости рёбер. Задать профильно-про­ецирующую плоскость Т, пересекающую тетраэдр по четырёхуголь­нику. Построить проекции и натуральный вид сечения. Использо­вать способ замены плоскостей проекций.

Задача 2. Построить треугольник ABC. Определить угол на­клона треугольника к горизонтальной плоскости проекций. Ис­пользовать линию ската и способ вращения вокруг проецирующей прямой.

Задача 3 . Построить отрезки АВ и CD. Определить угол меж­ду отрезками. Способ за­мены плоскостей проекций.

Задача 4 . Построить треугольник ABC и точку D. Построить точку D/ , симметричную точке в относительно плоскости треуго­льника. Способ преобразования выбрать самостоятельно, преследуя цель: сократить трудоемкость, улучшить наглядность и т.д. Выбор способа обосновать (устно, по требованию преподавателя).

Примерная композиция формата показана на рис.15.

рис.15

Материал для изучения

Для успешного выполнения задания необходимо изучить способы преобразования комплексного чертежа и решить соответствующие задачи в рабочей тетради. Разделы курса для изучения:

[2] §§ 39, 40, 42.

[4] §§ 5.1, 5.2, 5.3.

Этапы выполнения задания

1-й этап – оформить формат (обвести).

2-й этап – решить задачу в тонких линиях, предъявить для проверки преподавателю, получить разрешение на обводку.

3-й этап – удалить ненужные линии, обвести чертёж, предъявить преподавателю на подпись.

Чертежи сдаются в назначенные сроки по мере выполнения отдельных задач.


Методические указания и примеры решения

З а д а ч а 1

Пример решения (рис. 16):

1. По заданным точкам строим трёхкартинный чертёж тетра­эдра. Определяем видимость рёбер по конкурирующим точкам, выделенным на чертеже кружочками без обозначения. Для П1 исполь­зованы точки на рёбрах АС и BD, для П2 – на рёбрах АВ и CD, для П3 – на AD и ВС.

2. Задаём секущую плос­кость Т и стро­им проекции се­чения 1234. Ви­димость пери­метра сечения соответствует видимости граней тетраэдра.

3. Строим натуральный вид сеченая на новой плоскости проекций П4 , параллельной плоскости сечения. На комплексном чертеже новая ось проекций х34 параллельна профильной проекции сечения.

4. Выделим сечение штриховкой.

Рис. 16


З а д а ч а 2

Угол наклона заданной плоскости к П1 равен углу наклона линии ската. Линия ската перпендикулярна к горизонтали плос­кости. Это свойство используется для её задания. Угол наклона линии ската определяется после приведения её в положение фронтали.

Пример решения (рис.17)

1. Строим треу­гольник ABC.

2. Строим горизон­таль h(1,C) и линию ската (2,В).

3. Задаём горизон­тально проецирующую ось вращения i и произ­водим поворот линии ската до положения ли­нии уровня В. Угол наклона фронтальной проекции 2 B2 равен искомому углу.

Рис.17


З а д а ч а 3

Угол между скрещивающимися прямыми равен углу между пере­секающимися прямыми, параллельными, соответственно, скрещива­ющимися прямыми. Выбор положения точки, через которую проводят пересекающиеся прямые, во многом определяет наглядность графи­ческих построений и их трудоёмкость. Это исследовательская часть работы. Основные направления УИРС в данной задаче:

1. Если точка задана на свободном поле чертежа?

2. Если проекция точки принадлежит проекции одной из скрещивающихся прямых?

3. Если точка принадлежит одной из скрещивающихся прямых?

Пункт 1 приводит к максимальной трудоёмкости решения, зато улучшает наглядность, даёт возможность избежать наложе­ния проекций. Пункт 2, наоборот, ухудшает наглядность из-за наложения проекций, зато отпадает необходимость в построении одной проекции точки и одной проекции прямой. Взаимная принадлежность проекций может быть задана на П1 или П2 . Выбор плоскости проекции также оказывает влияние на наглядность чертежа и трудоёмкость решения задачи в целом. Пункт 3 приводит к минимальной трудоёмкости. Есть над чем подумать.

Результаты исследования представляются устно по требованию преподавателя.

Ниже приводятся примеры решения задач заведомо с максимальной трудоёмкостью(рис.18).

1. Отроим прямые АВ и CD.

2. Зададим точку К на свободном поле чертежа и проведём через нее вспомогательные прямые: ℓ||AB и m||CD.

3. Выполним первую замену плоскостей проекций для получе­ния вырожденной проекции плоскости (ℓ||m). Зададим в этой плоскости горизонталь h(1,2) и спроецируем её на новую плоскость проекций П4 ^h. На чертеже новая ось проекций x14 ^ h1 .

4. Выполним вторую замену плоскостей проекций для получения натурального вида плоской фигуры (ℓ∩m) на новой плоскости проекций П5 , параллельной этой фигуре. На чертеже новая ось х45 параллельна вырожденной проекции ℓ4 =m4 . Угол между проекциями ℓ5 и m5 есть искомый угол φ.

Рис.18


З а д а ч а 4

Симметричные точки относительно плоскости находятся на одном перпендикуляре к плоскости по разные стороны от неё и на одинаковом расстоянии. Независимо от способа преобразования перпендикуляр должен быть спроецирован в натуральную величину. Он должен стать параллельным плоскости проекций. Для этого плоскость симметрии надо перевести в положение плоскости уровня.

Пример решения способом замены плоскостей проекций (рис.19):

1. Строим треугольник ABC и точку D.

2. Задаём горизонталь h(1,C) в плоскости треугольника.

3. Проецируем заданную фигуру на новую плоскость проекций П4 ^h. На чертеже новая ось проекций x14 ^ h1 .

4. Строим искомую точку D/ , начиная с проекции D/ 4 при условии: D/ 4 К4 = К4 D4 , где К есть точка пересечения прямой и плоскости.

5. Строим отрезок D4 D/ 4 .

6. Определяем видимость отрезка DD/ относительно треугольника.

Рис.19


.

.


Таблица координат

вар.

А

В

С

D

E

F

x

v

z

x

v

z

x

v

z

x

v

z

x

v

z

x

v

z

1

145

65

20

75

10

125

10

110

65

135

105

100

40

85

75

0

15

20

2

135

85

20

65

30

125

0

130

65

135

120

100

55

135

85

30

30

30

3

150

115

105

0

60

95

120

20

25

105

40

90

40

20

135

20

105

35

4

150

55

65

50

110

85

0

55

20

90

110

15

115

30

120

30

50

115

5

150

105

40

80

40

120

0

120

80

150

65

105

90

100

120

50

50

50

6

145

110

40

75

30

100

0

70

25

145

45

75

85

30

40

45

100

100

7

120

120

105

55

30

25

15

75

130

120

60

80

65

30

140

25

85

75

8

135

120

95

55

30

25

25

75

120

130

65

70

75

85

130

25

85

75

9

140

60

30

50

110

140

25

0

40

110

15

135

25

50

110

0

115

30

10

130

20

70

90

115

120

0

60

20

170

80

60

105

115

50

40

50

120

11

120

20

80

80

120

130

10

70

50

100

115

50

55

40

125

0

65

80

12

190

95

25

80

30

20

40

105

110

125

45

95

80

115

40

0

115

20

13

140

130

60

80

30

20

40

110

110

125

45

95

80

115

40

0

115

20

14

140

10

50

80

130

125

0

80

30

140

80

10

60

100

30

10

20

115

15

160

10

50

100

130

125

20

80

30

140

85

25

50

110

40

0

70

120

16

140

70

105

75

120

45

15

25

80

150

50

50

50

100

120

10

140

110

17

160

140

50

90

10

0

40

95

110

120

100

15

90

40

90

0

80

100

18

160

85

0

90

130

110

45

45

40

120

105

30

60

60

100

0

80

80

19

145

65

110

80

125

10

10

20

65

155

15

0

100

85

120

0

115

120

20

135

65

130

70

125

30

0

20

85

105

30

30

80

85

135

0

100

120

21

150

95

60

0

105

115

30

25

20

125

60

85

110

135

20

45

90

40

22

150

20

55

115

110

125

0

65

55

115

65

65

40

100

15

20

40

85

23

130

100

120

70

120

40

0

40

105

100

50

50

60

120

100

0

105

65

24

145

25

70

70

100

40

0

40

110

100

100

100

60

40

30

0

75

45

25

120

130

75

80

25

30

15

105

120

115

75

85

70

140

30

15

80

60

26

120

65

130

75

120

40

0

20

80

100

30

40

75

80

140

0

100

120

27

140

30

80

60

125

130

0

50

10

130

115

60

80

30

100

0

10

80

28

150

40

70

80

120

115

40

70

20

130

120

50

65

50

105

0

60

80

29

145

45

65

75

115

110

35

65

25

125

115

45

60

45

100

0

65

85

30

120

110

105

80

20

30

0

25

95

160

80

115

80

40

115

35

95

45

B

Варианты задач на пересечение поверхностей

A

B

C

D

1

100

34

40

20

2

80

45

-20

30

3

100

35

-30

15

4

70

35

25

15

5

90

50

20

30

6

100

50

-25

-25

7

90

45

-30

15

8

105

50

-20

-15

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

C

Ø А

60˚

A

B

C

E

R

9

80

45

45

60

50

90

10

100

60

50

70

50

90

11

100

20

20

50

30

360

12

65

50

30

60

40

100

13

80

85

70

110

40

90

14

120

65

95

140

30

90

15

180

85

155

110

40

90

16

145

70

70

140

30

90

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

α˚

Ø A

E

60 ˚

R

A

B

C

25

20

50

50

15

26

50

60

60

-25

27

40

40

40

35

28

45

60

60

-20

29

40

70

70

20

30

40

30

30

-15

31

35

40

40

40

32

25

50

50

40

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

α

Ø A

Ø 150

α˚

R200

A

B

C

17

80

80

0

30

18

55

60

-10

30

19

70

80

20

45

20

65

90

-20

0

21

50

80

0

30

22

20

70

35

15

23

55

90

5

30

24

20

60

25

-30

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

C

Ø B

Ø 120

R120

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Левицкий В.С. Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей. М., Высшая школа, 2004г.

2. Лагерь А.И., Мата А.Н., Рушелюк К.С. Основы начертательной геометрии. М., Высшая школа, 2005г.

3. Лебедев В.М. Общие правила оформления чертежей и сопряжения. М., МАТИ, 2006г.

4. Лебедев В.М. Конспект лекций для 16 часового курса начертательной геометрии. М., МАТИ, 2006г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Указания к оформлению чертежей………………………………………………3

Задание 1. Пересечение плоскостей……………………………………………..5

Задание 2. Пересечение поверхностей…………………………………………10

Задание 3. Способы преобразования комплексного чертежа………………...13

Таблица координат………………………………………………………………17

Варианты задач на пересечение поверхностей………………………………...18

Литература…………………………………………………………………..…...19

Компьютерная обработка – Михайлов П.Ю., Ключников А.С.

Оценить/Добавить комментарий
Имя
Оценка

Работы, похожие на Учебное пособие: Пособие предназначено для студентов дневного и вечернего отделений. Указани я