Учебное пособие: Методические указания по проведению семинарских
Название: Методические указания по проведению семинарских Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» ФГОУВПО «РГУТиС» Факультет «Экономический» Кафедра «Менеджмент» УТВЕРЖДАЮ. Проректор по учебной работе __________д.э.н., профессор Новикова Н.Г. «_____»_______________________200__г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ семинарских ЗАНЯТИЙ для студентов всех формы обучения Дисциплина «Международные транспортные операции» Специальность 080102 «Мировая экономика» Москва 2008 г.
Методические указания по проведению практических занятий составлены на основании рабочей программы дисциплины «Международные транспортные операции» Методические указания по проведению практических занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент» Протокол № ________ «____»_______________200_г. Зав. кафедрой «Менеджмент» д.э.н., профессор Платонова Н.А. Методические указания по проведению практических занятий одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС» Протокол № ________ «____»_______________200_г. Методические указания по проведению практических занятий разработаны: к.э.н., доцент кафедры «Финансы» Бокарева Е.В. Согласовано: Зам. проректора - начальник Учебно-методического управления к.э.н. доцент Дуборкина И.А. Начальник Методического отдела Рыженок Н.В. 1. Введение
Трудно представить себе прогрессивное развитие экономики страны, региона без эффективно функционирующей транспортной инфраструктуры. Общей проблемой предприятий транспортного комплекса является сложность обновления парка подвижного состава из-за чрезмерно высокого уровня налогов и таможенных пошлин, а также жёстких экологических требований, предъявляемых иностранными грузоотправителями к качеству подвижного состава. Это, безусловно, приводит к потере Россией своих позиций на рынке международных перевозок и к снижению конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках услуг. Наибольшее влияние на конкурентоспособность оказывает фактор спроса на перевозки. За последние 6 лет объёмы перевозимых грузов увеличились более чем в 6 раз, хотя эти перевозки до 85% российского экспорта (импорта) перевозят иностранные перевозчики, покупка услуг которых ежегодно обходится России в несколько миллиардов долларов. Международные транспортные перевозки грузов автомобильным, речным, морским и воздушным транспортом стабильно приносят доходы в бюджет. Однако иностранные перевозчики имеют более благоприятные условия для деятельности. Например, уровень налогов в бюджет РФ в несколько раз выше, чем в других странах. Согласно исследованиям ассоциации международных автомобильных перевозчиков, дороги РФ в настоящее время переполнены иностранными грузовиками – турецкими, иранскими, финскими и др. Из каждых 10 грузовиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки по территории РФ, только 4 являются российскими. Анализ совокупного уровня налогообложения и других обязательных платежей судоходных и морских компаний стран мира, выполненный управлением внешних связей Росморфлота, показывает, что в РФ самый высокий уровень налогообложения. Семинарские занятия – неотъемлимая часть учебного процесса, необходимая для закрепления теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студента. 2.Наименование тем, их содержание, объем в часах семинарских занятий
3. Формы и тематическое содержание семинарских занятий
3.1 Краткое содержание темы
3.2 Примерные вопросы для обсуждения
Функционирование транспортного комплекса на современном этапе 1) Классификация грузов (3 группы). 2) Классификация грузов по физическим (химическим) свойствам. 3) Маркировка груза. 4) Характеристика технических средств (железнодорожный транспорт). 5) Характеристика технических средств (водный транспорт). 6) Характеристика технических средств (автомобильный транспорт). 7) Дать определение груза. 8) Классификация и характеристика грузовых перевозок: железнодорожный транспорт. 9) Классификация и характеристика грузовых перевозок: водный транспорт. 10)Классификация и характеристика грузовых перевозок: автомобильный транспорт. 11) Характеристика перевозок грузов в смешанном сообщении. 12) Достоинства и недостатки транспорта: железнодорожный транспорт. 13) Достоинства и недостатки транспорта: водный транспорт. 14) Достоинства и недостатки транспорта: автомобильный транспорт. 15) Достоинства и недостатки транспорта: воздушный транспорт. 16) Достоинства и недостатки транспорта: трубопроводный транспорт. Транспортировка грузов
17) Основные транспортные операции во внешней торговле. Классификация, содержание. Зависимость этих операций от характера международных сообщений или международных перевозок. 18) Анализ транспортных услуг, тарифов, фрахтов и условий перевозки товаров. 19)Влияние транспортного фактора на ориентировочную цену товара для конечного покупателя. 20) Экспортная цена предложения – формула. 21)Рассмотреть основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов по железной дороге. 22) Условия транспортировки и термины « INCOTERMS ». Правовое регулирование транспортных услуг
23) Регулирование взаимоотношений сторон в договоре международной перевозки грузов железнодорожным транспортом. 24)Регулирование взаимоотношений сторон в договоре международной перевозки грузов авиатранспортом. 25) Регулирование взаимоотношений сторон в договоре международной перевозки грузов автотранспортом. 26)Регулирование взаимоотношений сторон в договоре международной перевозки грузов морским транспортом. Организация международных перевозок автомобильным транспортом
27) Международные транспортные организации. Структура. Роль в развитии международных автомобильных перевозок. 28) Правительственные (межправительственные) организации. 29)Неправительственные международные транспортные организации. 30)Виды перевозок. 31)Основные положения двусторонних соглашений. Виды соглашений. 32)Дорожные сборы и налоги, прочие налоги и сборы. 33) Документы, относящиеся к автотранспортному средству. 34)Товарно-транспортная документация на груз. 35)ТТН, образец заполнения ТТН, прилагаемые документы к ТТН Таможенные документы. 36) Порядок выплаты иностранной валюты водителям, осуществляющим международные перевозки грузов. 37)Организация транспортного процесса перевозок грузов в международном автомобильном сообщении на территории СНГ. Международные перевозки грузов авиатранспортом
38)Упаковка и маркировка грузов. 39) Внешнеторговые и неторговые грузы. 40)Авиагрузовая накладная. Грузовая накладная авиакомпаний – членов ИАТА. 41)Правовые основы деятельности гражданской авиации РФ. 42) Международные грузовые авиатарифы. 43)Классификация грузовых тарифов. 44)Перевозка легковесных и смешанных грузов, выбор маршрута, комбинирование тарифов, специальные тарифы ( specific rates ). 45)Применение международных и внутренних тарифов на внутренних участках авиалиний РФ. 46) Состояние и пути развития гражданской авиации РФ. 47) Роль международных организаций в осуществлении авиаперевозок. Международные перевозки грузов железнодорожным транспортом
48)Технико-экономическое обоснование выбора железнодорожного транспорта. 49)Перевозка грузов международным железнодорожным транспортом. 50) Правила перевозки пассажиров. 51) Дать определения: скорость доставки груза, себестоимость перевозок, грузонапряжённость, пассажирооборот, производительность труда. 52) Виды грузов: навалочные, штучные, тарные, насыпные, наливные. Международные перевозки грузов морским транспортом 53)Организация перевозочного процесса. 54) Международное линейное судоходство. 55)Общая характеристика международного линейного судоходства, тарифы на перевозку грузов в линейном судоходстве. 56) Агентское обслуживание в линейном судоходстве, формы организации перевозок грузов в линейном судоходстве. 57) Международное трамповое судоходство, фрахтовый рынок и фрахтовые ставки. Организация транспортного страхования внешнеторговых грузов
58) Новые формы организации международных перевозок грузов. 59) Приём груза к перевозке. 60) Договор транспортного страхования, маркировка груза, заявление о транспортном страховании грузов. 61)Договор страхования грузов, правила страхования грузов. Таможенный тариф и экспортно-импортный режим 62) Особенности таможенного оформления при транспортных операциях. 63) Тарифное регулирование экспорта. 64) Экспортный таможенный тариф. 3.3 Голосарий Авария ( в морских перевозках) – убытки причинённые судну, грузу и фрахту. Различают два вида аварии – общую и частную. Авария общая – убытки, возникшие от намеренно и разумно принятых мер в целях спасения судна, груза, фрахта от общей для них опасности полной гибели. Авария частная – случайные убытки морской перевозки, вызванные повреждением судна или груза. Убытки несёт непосредственно потерпевшая сторона или тот, на кого падает ответственность за причинённый убыток. Авиагрузовая накладная – документ, выписываемый грузоотправителем или его агентом-экспедитором при сдаче груза и подтверждающий наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика. Автодорожная накладная – транспортный документ, подтверждающий наличие договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов. Агентирование судов – обслуживание судов в портах, осуществляемое морским агентом, действующим по поручению судовладельца. Аддендум – дополнение к договору, в частности к чартеру, изменяющее или дополняющее те или иные условия договора. Акватория – участок водной поверхности в установленных границах района моря, бухты, гавани или порта, предназначенный для каких-либо целей. Акт экспертизы качества и количества – документ, который выписывается товарным экспертом компетентного органа после проведения проверки фактического количества и состояния товара, полученного или готовящегося к отправке. Ассоциация диспашеров – объединение специалистов, устанавливающих наличие общей аварии при кораблекрушении или происшествиях на море. Баржа – стальное, железобетонное или деревянное судно, как правило, несамоходное, предназначенное для перевозки различных грузов на реках, озёрах, в закрытых районах моря и внутри портовой акватории. Бездокументный груз – груз, обнаруженный на складе порта или на судне без перечисленных документов. Безопасный порт – место, куда судно может войти и откуда выйти в гружёном состоянии без ущерба для себя и перевозимого груза. Бербоут-чартер – вид договора фрахтования, в соответствии с которым судовладелец передаёт фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды на длительный срок. Бернс-нот – один из видов договора морской перевозки, применяемый при перевозке массовых грузов на судах регулярных линий, работающих без срочного расписания с целью заполнения недоиспользованного под генеральные грузы тоннажа. Бирка – дощечка с номером или надписью, привязываемая к товарам, кулям для обозначения веса, места, назначения. Бордеро – документ, который используется при автодорожных перевозках, содержит перечень грузов, перевозимых грузовиками, со ссылками на прилагаемые копии автодорожной накладной. Букинг-нот один из видов договора морской перевозки, применяемый при перевозке отдельных партий грузов на судах регулярных линий, работающих по расписанию. Буксир – самоходное судно, предназначенное для тяги (буксировки) других судов или каких-либо плавающих предметов. Бункер – помещение для топлива на судне, угольная яма. Бухта – небольшой залив, вдающийся в глубь суши и защищённый от ветра и волнений выступающими в море мысами или островами. Варранг - залоговое свидетельство – товарораспорядительный документ, представляет собой часть товароскладочной квитанции. Верфь – производственное предприятие для постройки и ремонта судов. Весовое свидетельство – документ, оформляемый экспортёром или третьей стороной, в котором удостоверяется вес товаров данной партии. Водоизмещение – масса воды, вытесняемая судном. Гаагские правила – международные основные положения, определяющие объём ответственности судовладельцев при перевозке грузов по коносаментам. Генеральные грузы – штучные грузы, т.е. в упаковке и без неё, применяемые в транспортировке по счёту грузовых мест. Груз – кладь, предназначенная для перевозки. Грузовая таможенная декларация (ГТД) – документ, представляемый экспортёром или импортёром груза таможне для выполнения таможенных формальностей при импорте или экспорте товаров. Грузовой манифест – документ, в котором перечисляются все товары, перевозимые на транспортном средстве или транспортной единице. Дата поставки – момент, принимаемый сторонами, заключившими внешнеторговую сделку, за дату поставки товара. Дедвейт – полная грузоподъёмность судна со включением всех необходимых для плавания запасов (топлива, воды и т.д.). Декларация об опасных грузах – документ, в котором грузоотправитель описывает опасные товары или материалы, предназначенные для транспортировки, а также подтверждает, что последние упакованы и снабжены ярлыками в соответствии с положениями соответствующих конвенций или соглашений. Деливери-ордер (долевой коносамент) – товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Демередж – денежное возмещение, уплачиваемое фрахтователям перевозчику за задержку судна при выполнении грузовых операций сверх времени, обусловленного договором морской перевозки для этих операций. 3.4 Доклады, сообщения (рекомендуемый элемент). Целью подготовки доклада или другой письменной работы является проверка степени понимания и освоения студентами материалов лекций или разделов дисциплины по избранной теме. Тематика письменных работ распределяется в группе преподавателем с учетом пожеланий студентов. Письменная работа должна иметь титульный лист, содержание, иметь введение, основную часть (желательно разбить ее на параграфы), заключение и список использованных источников и литературы. Объем доклада – 7-10 стр., реферата – 10-13 стр., эссе – 3-5 стр. При выступлении студент должен показать свое умение правильно излагать научные положения, строить фразы, пользуясь литературным русским языком. Доклад и эссе, а также реферат, несут в себе элементы творчества, поэтому студент должен не просто переписывать готовые тексты, а стараться излагать материал своими словами, стремиться больше рассуждать и делать самостоятельные обобщения. 1) Основные транспортные операции во внешней торговле. Классификация, содержание. Зависимость этих операций от характера международных сообщений или международных перевозок. 2) Анализ транспортных услуг, тарифов, фрахтов и условий перевозки товаров. 3)Влияние транспортного фактора на ориентировочную цену товара для конечного покупателя. 4) Экспортная цена предложения – формула. 5)Рассмотреть основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов по железной дороге. 6) Условия транспортировки и термины « INCOTERMS ». 7) Регулирование взаимоотношений сторон в договоре международной перевозки грузов железнодорожным транспортом. 8)Регулирование взаимоотношений сторон в договоре международной перевозки грузов авиатранспортом. 9) Регулирование взаимоотношений сторон в договоре международной перевозки грузов автотранспортом. 10)Регулирование взаимоотношений сторон в договоре международной перевозки грузов морским транспортом. 11) Международные транспортные организации. Структура. Роль в развитии международных автомобильных перевозок. 12) Правительственные (межправительственные) организации 13)Неправительственные международные транспортные организации. 14)Виды перевозок. 15)Основные положения двусторонних соглашений. Виды соглашений. 16)Дорожные сборы и налоги, прочие налоги и сборы. 17) Документы, относящиеся к автотранспортному средству. 18)Товарно-транспортная документация на груз. 19)ТТН, образец заполнения ТТН, прилагаемые документы к ТТН Таможенные документы. 20) Порядок выплаты иностранной валюты водителям, осуществляющим международные перевозки грузов. 21)Организация транспортного процесса перевозок грузов в международном автомобильном сообщении на территории СНГ. 22)Упаковка и маркировка грузов. 23) Внешнеторговые и неторговые грузы. 24)Авиагрузовая накладная. Грузовая накладная авиакомпаний – членов ИАТА. 3.5 Тесты
1. Груз это - …………………………………………………………………….. 2. Совокупность свойств, груза, определяющая условия и технику его перевозки, погрузки и хранения, носит название……………………........... …………………………………………………………………………………. 3.Транспортная классификация грузов применяемая на морском транспорте: а) массовые, генеральные (штучные); б) генеральные (штучные), особорежимные; в) особорежимные, массовые; г) все; 4. Виды маркировки: а) товарная (отправительская) б) отправительская; в) специальная (предупредительная); г) все; 5. Материально-техническая база (МТБ) транспорта включает: ……………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… 6. Чем характеризуются вагоны ? ……………………………………………….. …………………………………………………………………………………….... 7. Грузоподъёмность - ……………………………………………………………. 8. По классификации автомобили подразделены на …….группы. 9. Виды грузовых сообщений: (железнодорожный транспорт); …………………………….. …………………………….. …………………………….. 10. Фрахт - ……………………………………………………………………......... ………………………………………………………………………………………. 11. Транспортный флот - ………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… 12. Закон «О таможенном тарифе» устанавливает три вида ставок таможенных пошлин: ………………………………… ………………………………… ………………………………… 13. Логистика - …………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………... 14. Диспозиция- план расположения ……………. на стоянках или в строю. 15. Канцелинг (расторжение) – предельный календарный срок прибытия …………………………………………………………………………………….. 16.Карго - ……………………………. груз. 17.Лихтер – Нотис – письменное уведомление о полной готовности судна к ... ………………………………………………………………………………………. 18. Порто-франко - ……………… , пользующийся правом беспошлинного ввоза или вывоза товаров. 19. Таймшит - ……………….. учёта стояночного времени судна. 20. Трамп – грузовой …………………. для перевозки грузов по любым направлениям.
4. Литература 1. Астахов В.П. Экспортные и импортные операции: процедуры таможенного оформления и контроля. М.: 2002г. 2. Грачёв Ю.Н., Плотников Ю.Н. Практика внешнеэкономической деятельности. М., 2003г. 3. Грачёв Ю.Н. Транспортировка товаров при экспортно-импортных операциях. М.,2003г. 4. Неруш Ю.М., Лозовой Я.Д., Шабанов Б.В. Грузовые перевозки и тарифы. М., Транспорт, 2002г. 5. Ломакин В.К. Мировая экономика, Учебник. М «Финансы», изд. объед. ЮНИТИ, 2002г. 6. Мировая экономика под ред. А.С. Булатова. М.: Юрист, 2003г. 7. Рыбалкин В.С. «Международные экономические отношения» ЮНИТИ, 2003г. 8. Грузоведение, сохранность и крепление грузов/ Под.ред. А.А. Смехова. М.: Транспорт, 2002г. 9. Демердж и возмещение убытков за содержание судна// Бюллетень транспортной информации. – 2003г. 10. Миськевич Н.И. Проблемы формирования согласованной тарифной политики воздушного транспорта России и государств СНГ. 2003г. 11. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителей. М: ИД «Инфра-М», 2001г. 12. Внешнеторговые транспортные операции и логистика: Учеб. Пос./ Под ред. проф. Д.С. Николаева. М.:АНКИЛ, 2002г. 13. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Уч. пос. Оренбург: Изд. Центра ОГАУ, 2000г. 14. Дмитриенко А. В., Покацкая Е.В. Пассажирские перевозки в условиях перехода к рынку // Железнодорожный транспорт. 2003г. 15. И.П. Каминский «Внешнеэкономический толковый словарь» 2000г. 16. В.И. Боровиков «Основы мировой экономики» конспект лекций. Центр, 2002г. 17. Сергеев П.В. Мировая экономика. Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2001г. 18. Е.Ф. Авдокушин «Международные экономические отношения» Маркетинг. 2001г. |