Реферат: Группы требований к качеству минимального ресурсного обеспечения услуг, предоставляемых населению кду требования к минимальному ресурсному обеспечению услуг, предоставляемых населению кду
Название: Группы требований к качеству минимального ресурсного обеспечения услуг, предоставляемых населению кду требования к минимальному ресурсному обеспечению услуг, предоставляемых населению кду Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Региональный стандарт деятельности культурно-досугового учреждения муниципального образования Республики Коми Содержание Введение 1. Основные положения 2. Услуги, предоставляемые КДУ 3. Любительские (клубные) формирования КДУ 4. Обеспечение доступности культурно-досуговых услуг 4.1. Стационарные формы культурного обслуживания 4.2. Внестационарные (передвижные) формы культурно-досугового обслуживания 5. Минимальные ресурсы, обеспечивающие предоставление услуг населению культурно-досуговыми учреждениями 6. Группы требований к качеству минимального ресурсного обеспечения услуг, предоставляемых населению КДУ 7. Требования к минимальному ресурсному обеспечению услуг, предоставляемых населению КДУ 7.1. Требования к материально-техническим ресурсам 7.1.1. Требования к размещению зданий КДУ 7.1.2. Требования к размерам помещений КДУ 7.1.3. Требования к обеспечению безопасности, соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 7.1.4. Требования к обеспеченности КДУ техническими средствами, оборудованием и мебелью 7.2. Требования к кадровым ресурсам 7.3. Требования к информационным ресурсам 7.3.1. Требования к содержанию информации о КДУ 7.3.2. Требования к доступности информации о КДУ 7.4. Требования к методическим и правовым ресурсам 7.4.1. Правовые ресурсы 7.4.2. Требования к содержанию и ведению документов, регламентирующих деятельность КДУ 7.4.3. Требования к методическим ресурсам
Введение
Деятельность культурно-досуговых учреждений муниципальных образований Республики Коми регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях, федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях, «Об общественных Объединениях», «Об авторском праве и смежных правах», законом Республики Коми «О культуре», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Главы Республики Коми, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Республики Коми, правовыми актами муниципальных органов власти. Особенности инфраструктуры культурно-досуговых учреждений (далее – КДУ) Республики Коми связаны с преимущественным их расположением в сельской местности. Большая часть из них требует капитального ремонта, в значительной части сельских КДУ отсутствует профильное оборудование. Реформы системы государственного управления, проводимые в Российской Федерации, привели к перераспределению расходных полномочий в сфере культуры между уровнями бюджетной системы. Их результатом явилось включение базовых общественных услуг культуры в сферу расходных полномочий муниципального уровня управления. При этом установлена полная организационная и финансовая самостоятельность указанных органов управления, в рамках которой должны быть созданы условия для организации досуга и обеспечения населения услугами организаций культуры в объеме бюджетных ресурсов. Негативными последствиями данных изменений стали: - отсутствие на региональном и муниципальном уровнях единого механизма планирования и распределения объемов финансирования КДУ; - неурегулированность вопросов ресурсного обеспечения процесса предоставления услуг культуры. Региональный стандарт деятельности КДУ МО РК (далее – стандарт) разработан на основе действующих нормативных правовых актов и с учетом специфики организации учреждений культурно-досугового типа в Республике Коми. Стандарт разработан с целью закрепления в виде нормативов минимально необходимых параметров, которые могут обеспечить жизнедеятельность КДУ в современных условиях. Предлагаемый стандарт призван оказать методическую помощь муниципальным органам культуры и заложить основу единого подхода к формированию ресурсной базы оказания услуг КДУ на территории Республики Коми.
1.Основные положения Базовым ресурсом, на основе которого создаются условия муниципального образования в сфере культуры и условия для развития местного традиционного народного творчества являются культурно-досуговые учреждения (КДУ), деятельность которых регламентируется положением «О государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа» (приказ МК РК № 219 -ОД от14 октября 2002 г.) КДУ являются субъектами обеспечения политики в сфере досуга на территории Республики Коми, основным средством реализации полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения в сфере культуры – созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры. КДУ предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии. КДУ могут являться юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ. КДУ группируются по следующим признакам: - по месту расположения (сельские, городские); - по статусу (межпоселенческие, межмуниципальные, республиканские); - по объему выполняемой работы (согласно группам по оплате труда руководителей и специалистов в зависимости от кол-ва населения и мощностных характеристик помещения); - по потребительскому спросу: Дворцы (Дома) молодежи, Дворца (Дома) дружбы, национально-культурные и этнокультурные центры; - по видам услуг: Дом ремесел, Дом фольклора, Центр досуга, Центр культуры и досуга. Органы местного самоуправления, являющиеся учредителями клубных учреждений, самостоятельны в решении вопросов об объемах услуг и выборе их поставщиков, что отражено в статье 54 ФЗ № 13-ФЗ и статьях 71, 72, Бюджетного кодекса РФ. Примерный перечень типов КДУ и их основных функций:
Данный перечень не является исчерпывающим. КДУ могут быть филиалами, структурными подразделениями, представительствами в составе централизованных клубных систем или комплексных социально-культурных (культурно-образовательных, культурно-спортивных и т.п.) объединений, являющихся юридическими лицами. 2. Услуги, предоставляемые КДУ Примерный перечень бюджетных услуг КДУ, предоставляемых на основе бюджетного заказа, договоров с юридическими лицами и реализации заказов населения:
Виды услуг: 1. Тематический концерт 2. Спектакль 3. Театрализованное представление 4. Фестиваль 5. Концертная программа 6. Выставка 7. Вечера отдыха 8. Народное гуляние 9. Конкурс, смотр 10. Шествие 11. Дискотека 12. Праздник (национальный, государственный, традиционный, профессиональный, культурно-спортивный и др.) 13. Вечер чествования 14. Выставка-ярмарка 15. Обряд 16. Шоу-программа 17. Литературно-музыкальный вечер 18. Торжественное собрание 19. Презентация 20. Игровая программа 21. Костюмированный бал-карнавал, шествие 22. Конференция, семинар 23. Беседа, лекторий 24. Показ кинофильма, организация кинолектория 25. Создание условий для занятия в кружках, клубных формированиях и 26. Издание материалов художественно-эстетического направления, альбомов 27. Издание методических материалов 28. Создание банка данных, фонотек, видеотек, фотоматериалов 29. Фото-видеосъемка 30. Художественно-оформительские работы 31. Проведение PR-акции, оказание PR-услуг 32. Информационно-консультационные и методические виды услуг 33. Предоставление условий для самоорганизации населения 34. Интернет-кафе 35. Организация отдыха детей 36. Летняя площадка и организация отдыха детей в летнее время 37. Культурное обслуживание на дому для лиц с ограниченными возможностями 38. Ремесленная продукция 39. Исследовательская, краеведческая работа 40. Экскурсионное обслуживание 41. Другие виды услуг Данный перечень не является исчерпывающим, КДУ самостоятельно определяет перечень услуг согласно своим целям и задачам.
3. Любительские (клубные) формирования КДУ
Под любительским (клубным) формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха. К клубным формированиям относятся: - коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества; - любительские объединения и клубы по интересам; - школы прикладных знаний и навыков; - другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно-досугового учреждения. Клубное формирование в рамках своей деятельности: - организует систематические занятия в формах и видах, характерных для данного клубного формирования (репетиция, лекция, урок и т.п.); - проводит творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, показательные занятия и открытые уроки, творческие лаборатории, мастер-классы и т.п.); - участвует в общих программах и акциях культурно-досугового учреждения; - использует другие формы творческой работы и участия в культурной и общественной жизни; - принимает участие в муниципальных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п. Клубное формирование создается, реорганизуется и ликвидируется по решению руководителя КДУ. Клубные формирования могут осуществлять свою деятельность: - за счет бюджетного финансирования базового КДУ; - за счет внебюджетных средств базового КДУ; - по принципу частичной самоокупаемости, с использованием средств базового КДУ, других учредителей, участников клубного формирования, а также за счет средств, полученных от собственной деятельности; - по принципу полной самоокупаемости, с использованием средств участников клубного формирования, а также средств, полученных от собственной деятельности, и иных средств. Клубные формирования обязаны иметь следующие документы: - программу обучения и воспитания; - планы учебно-творческой работы на календарный год; - расписание коллективных и индивидуальных занятий; - журнал учета работы формирования; - смету расходов и доходов; - журналы(ведомости) учета взносов (для платных); - договоры и иные документы. Наполняемость участниками клубных формирований определяется руководителем КДУ. Рекомендуемая наполняемость участниками клубных формирований, финансируемых из бюджета: Вариант 1.
В клубном формировании, действующем на платной основе, его наполняемость определяется в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной руководителем КДУ. Вариант 2: Наполняемость определяется исходя из следующих главных позиций: 1. Определения формата клубного формирования: группа (кружок) - 10-15 человек, коллектив - 15-20 человек. 2. Определения источника финансирования: бюджетное или самоокупаемое. Наполняемость бюджетного формирования устанавливается приказом органа управления, самоокупаемого устанавливается руководителем КДУ с обязательным согласованием общественного совета и органа управления культурой. Любительские объединения и клубы по интересам – организационно оформленные добровольные объединения людей, занятых социально-полезной культурно-досуговой деятельностью в целях удовлетворения запросов и интересов в сфере свободного времени. Основными отличительными особенностями любительских объединений и клубов по интересам являются следующие: - цель участия - не столько получение умений и навыков в определенном жанре самодеятельного творчества, сколько общение с единомышленниками на основе общих интересов и увлечений; - отсутствие строго фиксированного графика встреч и занятий, непостоянство количественного состава. Любительские объединения и клубы по интересам развиваются по целому ряду направлений, что дает основание для их примерной классификации: - общественно-политические; - художественно-творческие; - культурно-развлекательные; - научно-технические; - спортивно-оздоровительные; - коллекционно-собирательские; - семейно-бытовые; - профессиональные; - социально-демографические; - экологические, естественнонаучные и др. Любительские объединения и клубы по интересам способствуют организации содержательного досуга населения, создают благоприятные условия для общения, участвуют в пропаганде достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства, науки, формируют мировоззрение, воспитывают эстетический вкус, прививают навыки самоуправления и самообразования, развивают инициативы и предприимчивость. Коллективы любительского художественного творчества – форма организованной деятельности людей, основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, хореографического, театрального, циркового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства; система по развитию и совершенствованию личности в процессе художественной деятельности. Занятия во всех коллективах любительского художественного творчества проводятся не реже двух раз в неделю по три учебных часа (учебный час - 45 минут). Руководители могут собирать свои коллективы на репетиции чаще, например, в период подготовки к концерту, фестивалю, конкурсу, смотру и другим подобным мероприятиям.
Содержание занятий должно предусматривать: 1)в коллективах музыкального искусства (хорах, музыкальных, вокальных, фольклорных ансамблях, оркестрах) занятия по изучению истории и теории музыки, традиционных в данной местности особенностей музыки и исполнительства, народного костюма, работу по постановке голоса, разучивание произведений с солистами и ансамблями, разучивание произведений для хора и оркестра (ансамбля), проведение репетиционных занятий. 2)в коллективах хореографического искусства (народного, классического. эстрадного, фольклорного и бального танцев) – занятия по изучению истории хореографии, классическому и характерному тренажу, разучиванию и тренажу сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок. 3)в коллективах декоративно-прикладного искусства (гончарное мастерство, вышивка, лозоплетение, кружевоплетение, работа по металлу, дереву, бересте, другое) занятия по изучению истории прикладного творчества, изучению местных традиционных особенностей декоративно-прикладного искусства и ремесел, изучение техники и технологии изготовления предметов прикладного искусства, организация выставок. Продолжительность рабочего времени штатных руководителей устанавливается согласно требованиям Трудового кодекса. В рабочее время руководителей творческих коллективов засчитывается работа по подбору участников творческого коллектива и просветительскую и воспитательную работу с участниками; подбор репертуара; работа по изучению и сбору фольклора; разучивание партий, разучивание музыкальных и хореографических произведений, театральных ролей, репетиционная работа; мероприятия по выпуску спектаклей (концертов), а именно составление монтажных листов со звуко- и светооператорами, работа над сценографией, работа с режиссером; ведение документации творческого коллектива, привлечение спонсорских средств для развития коллектива; выпуск спектаклей, концертных программ, организация выставок. Занятия в творческих коллективах проводятся систематически не менее 3-х учебных часов в неделю (учебный час - 45 минут). Примерные минимальные нормативы деятельности клубного формирования в форме творческого коллектива должны предусматривать результат творческого сезона.
Показателями качества работы творческого коллектива является стабильность его личного состава, участие в смотрах и конкурсах творческого мастерства, положительная оценка деятельности общественностью (публикации в СМИ, благодарственные письма, заявки на концерты (спектакли) от организаций, доходы от проданных билетов на концерты и спектакли коллектива). За достигнутые успехи любительскому коллективу может быть присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив», «Образцовый художественный коллектив», «Народная самодеятельная студия»*, «Заслуженный коллектив народного творчества»**. * приказ Министерства культуры Республики Коми **приказ Министерства культуры Российской Федерации · творческий сезон длится с сентября по май Студия – самодеятельный коллектив с преобладанием в содержании работы учебно-творческих занятий и наличием утвержденных учредителем учебных планов. В культурно-досуговой работе ведущее положение занимают художественные студии: музыкальные, хореографические, вокальные, эстрадные, художественного слова и др. В студии есть свой руководитель-педагог. Руководитель (или педагог) работает по типовым или авторским учебно- творческим программам, рассчитанным последовательно по годам обучения. Студия должна иметь не менее чем по одному кружку каждого года обучения, а также постоянно действующие художественные коллективы, должна демонстрировать и пропагандировать высокий уровень учебной и творческой работы. Коллективы, имеющие звание «Народный самодеятельный коллектив», «Образцовый художественный коллектив», «Народная самодеятельная студия» должны представить в течение года:
* в том числе разножанровые хореографические коллективы Коллективы различных видов и жанров художественного творчества, имеющие звание «Народный самодеятельный коллектив», «Образцовый художественный коллектив», «Народная самодеятельная студия» должны в течение года:
Продолжительно и плодотворно работающие любительские коллективы, накопившие богатый и высокохудожественный репертуар, имеющие значительный опыт воспитательной работы и крепкий исполнительно-артистический состав, по представлению руководителя муниципального органа управления культурой и по решению органа МСУ, могут стать базой для создания муниципального коллектива . Муниципальный коллектив может иметь статус профессионального коллектива (при наличии у исполнителей профессионального образования). Его руководители и участники (артисты) могут находиться на полном или частичном бюджетном финансировании. Коллективы, имеющие статус профессиональных ,должны выполнять нормы минимального количества выступлений в месяц:
Услуги КДУ носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на площади, стадионе, поляне, ферме, в учебном заведении и т.д.). Заказчиками услуг КДУ могут быть все субъекты гражданско-правовых отношений: - органы государственной власти и МСУ; - юридические лица; - физические лица. Услуги КДУ предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей). На бесплатной основе могут осуществляться услуги, направленные на - проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (государственные, локальные, отраслевые праздники и т.п.); - культурное обслуживание наименее защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, многодетные семьи и пр.); - поддержку любительских художественных коллективов; - содействие патриотическому воспитанию детей и молодежи; - развитие национальных культур народов, выявление, сохранение и популяризацию традиций материальной и нематериальной народной культуры (праздников, обычаев, обрядов и пр.). В соответствии с действующим законодательством при организации платных мероприятий КДУ может устанавливать льготы для детей дошкольного возраста. Данный перечень не является исчерпывающим, КДУ самостоятельно определяет перечень услуг согласно своим целям и задачам. 4. Обеспечение доступности культурно-досуговых услуг Доступность культурно-досуговых услуг для населения обеспечивается - рациональным размещением КДУ с использованием стационарных и внестационарных (передвижных) форм культурного обслуживания; - удобным месторасположением стационарного КДУ - в центре населенного пункта, жилого квартала, микрорайона, города, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, развязок и т.д.; - гибким и удобным для населения режимом работы КДУ; - сбалансированным и экономически обоснованным соотношением бесплатных и платных услуг , обеспечивающим финансовую доступность предоставляемых услуг для всех категорий населения. 4.1. Стационарные формы культурного обслуживания Социальные нормативы обеспеченности населения КДУ:
В административном центре муниципального района (городского округа)могут создаваться культурно-досуговое учреждение межпоселенческого значения и районный (центральный) Дом (Дворец, Центр) культуры (далее – центральное КДУ) либо городской (центральный) Дом (Дворец, Центр) культуры с целью создания условий для обеспечения поселений услугами по организации досуга и создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. В административном центре муниципального района создается информационно- методический центр с целью методического обеспечения учреждений клубного типа муниципального района. В зависимости от региональных и мощностных возможностей центрального КДУ и территориальной специфики - информационно-методический центр может являться его структурным подразделением. Городские и сельские поселения, муниципальные районы могут создавать национально-культурные центры, Дома дружбы, Дома фольклора, Дома ремесел и др. исходя из местной специфики. Сельские поселения, в состав которых входит несколько населенных пунктов, могут иметь филиалы поселенческих КДУ в населенных пунктах. Филиалы КДУ могут располагаться в населенных пунктах городского округа. Количество зрительских мест на 1 тыс. жителей может отличаться от рекомендуемого в зависимости от местных особенностей. 4.2. Внестационарные (передвижные) формы культурно-досугового обслуживания Внестационарное культурно-досуговое обслуживание осуществляют передвижные КДУ различных видов (автоклубы, передвижные досуговые центры, центры по внестационарному культурному обслуживанию и т.п.) и стационарные КДУ. При расчете потребностей во внестационарных формах обслуживания учитывается необходимость обслуживания жителей каждого населенного пункта, не имеющего стационарного КДУ, не менее двух раз в месяц. Количество единиц техники передвижения для передвижных КДУ рассчитывается исходя из территориальных особенностей. 5. Минимальные ресурсы, обеспечивающие предоставление услуг Под минимальными ресурсами КДУ понимаются источники и средства обеспечения их деятельности. Основными минимальными ресурсами являются: 6. Группы требований к качеству минимального ресурсного обеспечения услуг, предоставляемых населению КДУ. 6.1. Требования к материально-техническим ресурсам: 6.2. Требования к кадровым ресурсам: 6.3. Требования к информационным ресурсам: 6.4. Требования к методическим и правовым ресурсам: – требования к составу документов, регламентирующих деятельность КДУ; 7. Требования к минимальному ресурсному обеспечению услуг, предоставляемых населению КДУ.
7.1. Требования к материально-техническим ресурсам. 7.1.1. Требования к размещению зданий сельских клубных учреждений. КДУ должно размещаться в центре населенного пункта, жилого квартала, микрорайона, города на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, развязок и т. д. Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных или приспособленных зданиях и помещениях, доступных для населения. КДУ должно быть обеспечено удобными подъездами и подходами, иметь электрическое освещение в вечернее и ночное время, оборудоваться открытыми стоянками для транспорта, а также иметь запасной (пожарный) выход и подъезд для производственных целей самого учреждения. При размещении в любых типах зданий и помещений КДУ должно быть оборудовано для пользователей с ограниченными физическими возможностями: иметь пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, лифты. Режим работы КДУ, в том числе в выходные, санитарные дни, устанавливается для каждого учреждения с учетом потребностей населения и интенсивности его посещения по решению органов местного самоуправления. Время работы КДУ не должно полностью совпадать с часами работы основной части населения. Прилегающая территория к КДУ должна способствовать формированию привлекательного образа. Основные ее характеристики включают наличие подъездных путей и пешеходных дорожек с твердым покрытием, зеленых насаждений, газонов, цветочных клумб, садовых скамеек, эстрадно-танцевальной площадки, места для детских игр с аттракционами малых форм, специально оборудованной площадки для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и народных игр. 7.1.2. Требования к размерам помещений КДУ. Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и получателей культурно-досуговых услуг в соответствии со строительными нормами и правилами. КДУ должно иметь здание со зрительным и танцевальными залами, с помещениями для проведения работы с семьями, физкультурно-оздоровительных мероприятий, просмотра видеофильмов, игровой комнатой для детей, комнатами для настольных игр, народной традиционной культуры, для проведения салонных встреч (музыкальные, литературные, краеведческие, театральные, консультации по социальным вопросам), работы клубных формирований и другими. КДУ могут быть обеспечены буфетом, должны быть обеспечены подсобными, санитарно-бытовыми и административно-хозяйственными помещениями (гардероб, санузел). Размеры помещений КДУ должны отвечать следующим требованиям: 7.1.3. Требования к обеспечению безопасности, соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН, санитарных норм по контролю за уровнем шума и вибрацией, а также норм охраны труда в КДУ. В КДУ должен осуществляться постоянный контроль за уровнем шума и звукомузыкальным оформлением в зрительном зале. Уровень звучания в зрительном зале: Уровень шума и вибрации на рабочих местах должны соответствовать требованиям санитарных норм СН № 3223-85 МЗ СССР. Устройство производственных помещений должно соответствовать требованиям, исключающим проникновение шума улиц и действующего оборудования в зрительный зал, репетиционные помещения, артистические комнаты и др. Вентиляционное оборудование должно устанавливаться на виброгасящих основаниях, воздуховоды должны присоединяться к вентилятору с помощью мягких вставок из прорезиненного брезента и т. д. Работники по эксплуатации здания обязаны контролировать техническое состояние камер глушения, шумопоглощающих штор, экранов, герметичность проемов сценической коробки и др. Все строительно-монтажные работы по борьбе с шумом и вибрацией в КДУ должны выполняться только при наличии проектно-сметной документации. Состояние помещений КДУ должны отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН (предел температурного режима – не менее +18 градусов по Цельсию, относительная влажность воздуха – 55 процентов), нормам охраны труда. КДУ необходимо разработать комплекс упреждающих мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций (пожары, стихийные бедствия и др.) и обеспечение защиты материально-технических ресурсов. Сотрудники КДУ должны пройти подготовку по оказанию первой медицинской помощи, аптечки для оказания первой медицинской помощи должны находиться на видном месте. В КДУ должны соблюдаться правила пожарной безопасности, руководствоваться стандартами, строительными нормами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности. Аптечки для оказания первой медицинской помощи должны находиться на видном, легкодоступном месте. 7.1.4. Требования к обеспеченности КДУ техническими средствами, оборудованием и мебелью. Учреждение должно быть оснащено специальным оборудованием, современной аппаратурой и приборами (в соответствии с назначением помещений), отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых населению культурно-досуговых услуг. Минимальный перечень оборудования КДУ Клубное учреждение должно иметь следующее оборудование: Техническое оснащение зрительного зала должно включать: В КДУ необходимо наличие аудиовизуальных средств, обеспечивающих доступ пользователей к звуковой и визуальной информации. К ним относятся: КДУ должно иметь копировально-множительную и компьютерную технику, включающую: Программное обеспечение, устанавливаемое на компьютерах, в обязательном порядке должно быть лицензированным и иметь соответствующие подтверждающие документы. В зависимости от перечня базовых услуг, КДУ должно быть обеспечено: При наличии костюмерной в КДУ: - утюг; - гладильная доска; - стиральная машина; - швейная машина. При наличии столярной мастерской в КДУ: - деревообрабатывающий станок; - циркулярная пила; - элктродрель; - электролобзик. КДУ может иметь: - пылесос; - шлифовальная машина; - краскопульт; - мини-снегоуборочная (подметальная) машина; - кондиционер; - вентилятор. КДУ должно быть оснащено телефонной связью и выходом в Интернет. Специальное оборудование и аппаратуру (в соответствии с назначением помещений) следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии и систематически проверять. Неисправное специальное оборудование и аппаратура должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена их проверкой. Морально и физически устаревшее специальное оборудование (световые приборы, звуковая, киновоспроизводящая аппаратура, музыкальные инструменты), одежда сцены, сценические костюмы своевременно списываются по акту в соответствии с утвержденными учредителем нормативами сроков эксплуатации специального оборудования. Состояние электрического оборудования в культурно-досуговых учреждениях определяется путем проведения визуального осмотра, замеров сопротивления изоляции (проверка качества изоляции проводов) и так далее. Специальные технические средства следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять. Неисправные специальные технические средства должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежит ремонту), а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена их проверкой. Учреждение должно располагать необходимым и достаточным числом специалистов для обеспечения выполнения основных функций учреждения. 7.2. Требования к кадровым ресурсам. Кадровый ресурс – руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, обеспечивающие работу КДУ (технический состав). КДУ должно располагать необходимым и достаточным числом специалистов для обеспечения выполнения своих основных функций. Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Руководители и специалисты КДУ могут пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории. Все руководители и специалисты КДУ не реже 1 раза в 5 лет должны пройти повышение квалификации по любой из установленных форм (стажировка – от 72 часов, мастер-класс – от 36 часов, курсы повышения квалификации – от 108 часов и т.д.). Повышение квалификации является обязательным условием при прохождении работником аттестации на присвоение квалификационной категории. При присвоении либо подтверждении творческому коллективу звания «народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества» прохождение руководителем коллектива повышения квалификации является обязательным. 7.3. Требования к информационным ресурсам. Состояние информации о клубном учреждении должно соответствовать требованиям Федерального закона «О защите прав потребителей». 7.3.1. Требования к содержанию информации о клубном учреждении. В состав информации об услугах КДУ в обязательном порядке должны быть включены (в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей») следующие данные: 7.3.2 . Требования к доступности информации о КДУ. КДУ обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о выполняемых услугах, обеспечивающей их компетентный выбор. 7.4 . Требования к методическим и правовым ресурсам. 7.4.1. Правовые ресурсы – массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющей организационный порядок в КДУ. В соответствующую документацию должны входить: Учредительные документы КДУ: - устав учреждения; - положение (если КДУ не является юридическим лицом). Локальные акты КДУ: - - штатное расписание; - коллективный договор; - правила внутреннего трудового распорядка; - должностные инструкции; - положения о надбавках, доплатах, премировании; - положение о платных услугах, утвержденное документами; - документы, регулирующие охрану труда и технику безопасности и др. Организационно-распорядительные документы: - планы и отчеты КДУ; - протоколы, постановления, решения; - приказы, распоряжения, указания; - аттестационные документы; - бухгалтерские документы; - кадровые документы; - журнал учета работы учреждения; - журнал учета работы любительских формирований; - докладные записки, справки, переписка и др. В КДУ должна быть: - соответствующая документация по ведению билетного хозяйства клубного учреждения (книга по учету бланков строгой отчетности, акты сдачи-приемки, акты о списании калькуляция расчета цен на платные услуги и т. д.);
7.4.2. Требования к содержанию и ведению документов, регламентирующих деятельность КДУ. Положение об учреждении должно включать в себя следующие сведения: – штатное расписание, правила внутреннего распорядка; Руководства, правила, инструкции, методики должны регламентировать процесс предоставления услуг, определять методы (способы) их предоставления и контроля, предусматривать меры совершенствования работы клубного учреждения. Эксплуатационные документы на имеющиеся в клубном учреждении техническое оснащение должны способствовать обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии. Международные, национальные и региональные стандарты, в том числе и настоящий стандарт деятельности КДУ в Республике Коми должен составлять нормативную основу практической работы в области культуры. В клубном учреждении следует осуществлять регулярный (не реже 1 раза в год) пересмотр документов, подразумевающий включение в них необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших. 7.4.3.Требования к методическим ресурсам. Организационно-методическое обеспечение деятельности КДУ осуществляют методические службы различных видов: - районные Дома культуры; - районные (городские) организационно (информационно, координационно)- методические центры; - методические кабинеты при КДУ; - организационно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой и др. Методическая служба может существовать в следующих организационно-правовых формах: - как КДУ (являться самостоятельным юридическим лицом); - как филиал, структурное подразделение в составе централизованной структуры; - как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) КДУ или органа управления культурой.
Основными задачами методической службы являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение КДУ и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.
Основными функциями методической службы являются: - организация участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней; - создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно- досуговой деятельности; - мониторинг деятельности КДУ, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов; - разработка и издание методических, репертуарных, информационно- аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими КДУ; - координация деятельности в рамках подготовки и проведения общественно значимых культурных акций, в том числе: фестивалей, смотров, конкурсов и др. - разработка и адаптация культурно-досуговых практик (методик); - сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений.
ПРИЛОЖЕНИЯ: Приложение 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность культурно-досуговых учреждений муниципальных образований Приложение 2 . Нормы обеспечения подписными изданиями культурно-досугового учреждения муниципального образования, народных художественных коллективов Приложение 3. Нормы расхода на текущий и капитальный ремонт здания культурно-досугового учреждения муниципального образования Приложение 4 . Подходы к определению показателей эффективности деятельности культурно-досугового учреждения муниципального образования Приложение 5. Рекомендации по формированию имиджа культурно-досугового учреждения муниципального образования
Приложение № 1 к региональному стандарту деятельности культурно-досугового учреждения муниципального образования Республики Коми
Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность культурно-досуговых учреждений муниципальных образований В своей деятельности Министерство культуры Республики Коми руководствуется следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми:
Приложение № 2 к региональному стандарту деятельности культурно-досугового учреждения муниципального образования Республики Коми Нормы обеспечения подписными изданиями культурно-досугового учреждения муниципального образования, народных художественных коллективов
Приложение № 3 к региональному стандарту деятельности культурно-досугового учреждения муниципального образования Республики Коми Нормы расхода на текущий ремонт здания культурно-досугового учреждения муниципального образования
Восстановительная стоимость здания – сумма затрат, необходимых для строительства данного здания, при действующих в современных условиях ценах. Примечание. Значения нормы установлены в соответствии с Положением о проведении планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий (М, Стройиздат, 1974 г.) Нормы расхода на капитальный ремонт здания культурно-досугового учреждения муниципального образования
Примечание. Значения нормы установлены в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 3 1072 «О ЕДИНЫХ НОРМАХ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ НА ПОЛНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР».
Приложение № 4 к региональному стандарту деятельности культурно-досугового учреждения муниципального образования Республики Коми Подходы к определению показателей эффективности деятельности культурно-досугового учреждения муниципального образования Разработка показателей эффективности деятельности КДУ обусловлена потребностями реальной практики управления, необходимостью оценки целесообразности расходования бюджетных средств. Концепцией реформирования бюджетного процесса8 предусмотрено «формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. При этом система оценок этих результатов должна включать «как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей)». При выборе критериев, отражающих социально-значимые результаты деятельности КДУ, следует использовать показатели, характеризующие активность работы КДУ с населением. При этом показатели должны быть достаточно информативны, а их число не должно быть большим. Оценка уровня эффективности предполагает выбор базы сравнения. В условиях, когда социальные стандарты по сфере культуры еще не разработаны, в качестве такой базы могут выступать а) лучшие или средние значения показателей для учреждений соответствующего типа; б) значения показателей деятельности этого же учреждения в предыдущий период. С учетом перечня отчетных показателей КДУ и общероссийского классификатора услуг населению9, в качестве измеряемых показателей социальной эффективности деятельности КДУ предлагается использовать 1. количество посетителей КДУ (человек) и изменение их численности по сравнению с предыдущим годом %; 2. охват населения услугами КДУ, % посетителей КДУ от общей численности жителей обслуживаемой территории; 3. количество клубных формирований (единиц) и изменение (рост, снижение) числа участников клубных формирований по сравнению с предыдущим годом, %; 4. количество культурно-досуговых мероприятий, проведенных КДУ за год (единиц) и их средняя посещаемость; 5. доля культурно-досуговых мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп: детей и подростков, пенсионеров, инвалидов и т.п., в % от общего числа проводимых мероприятий; 6. доля мероприятий, рассчитанных на участие всей семьи, от общего количества мероприятий, %; 7. доля новых форм культурного обслуживания посетителей КДУ в общем количестве предоставляемых профильных услуг. Примечание: Информацию содержат: Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. Постановление Правительства РФ № 249 от 22.05.2004 г. Общероссийский классификатор услуг населению. Утвержден постановлением Госстандарта РФ № 163 от 28.06.1993 г. В качестве основных показателей экономической эффективности деятельности КДУ предлагается использовать следующие: 1. доходы от уставной и предпринимательской деятельности из расчета на одного специалиста, тыс. руб.; 2. доходы от уставной и предпринимательской деятельности из расчета на кв. м площади, тыс. руб.; 3. среднее число посетителей на одном платном мероприятии, чел.; 4. средняя цена одного посещения КДУ (рублей) (расчет по поступлениям от основной деятельности) и в % от минимальной заработной платы; 5. себестоимость одного посещения КДУ, руб. и его изменение (рост, снижение) по сравнению с предыдущим годом, %; 6. удельный вес бюджетного финансирования в себестоимости посещений КДУ за год, %; 7. средняя зарплата работника КДУ (рублей в месяц) и ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в Республике Коми, %. В качестве основных показателей производственной эффективности деятельности КДУ предлагается использовать следующие: 1. количество посещений культурно-досуговых мероприятий из расчета на кв. метр площади, тыс. руб.; 2. количество клубных формирований из расчета на одного специалиста, единиц; 3. количество участников клубных формирований из расчета на одного специалиста, единиц; 4. количество бесплатных культурно-досуговых мероприятий из расчета на одного специалиста, единиц; 5. количество платных культурно-досуговых мероприятий из расчета на одного специалиста, единиц. Важной стороной оценки эффективности деятельности КДУ является учет мнений потребителей культурных услуг. Для решения этой задачи можно использовать проведение социологических исследований (мониторинга) по проблемам качества и уровня культурного обслуживания населения, опросов и т.п. форм. Внедрение системы мониторинга культурных потребностей населения обеспечит установление постоянной обратной связи между органами управления культурой, КДУ и населением региона. Это позволит повысить эффективность и адресность предоставляемых услуг. Приложение № 5 к региональному стандарту деятельности культурно-досугового учреждения муниципального образования Республики Коми Рекомендации по формированию имиджа культурно-досугового учреждения муниципального образования В условиях обострения конкуренции на рынке культурных услуг КДУ необходимо активизировать внимание на формировании своего имиджа, привлекательности для населения. Основными компонентами формирования положительного имиджа КДУ являются: 1. информационный – включает в себя выработку знаков (символов) учреждения: - название и аббревиатура этого названия (желательны их краткость и благозвучие); - эмблема или специально выполненное написание аббревиатуры (или их комбинация); - лозунги (слоганы) – фразы, в которых кратко выражена миссия КДУ, его назначение в обществе, смысл существования; - логотип – особое написание названия КДУ и его юридического адреса, которое используется в бланках документов. 2. архитектурный – включает в себя: - внешний вид здания (архитектурная эстетика, дизайн); - размещение (месторасположение); - видимое и легко узнаваемое название и грамотная реклама; - свободные подходы, чистота и благоустройство прилегающей к зданию территории (парк, садик, цветники, аллеи, места для детских игр); - наличие автомобильной стоянки или навеса для велосипедов. 3. оформительски й – предполагает хорошо продуманное оформление внутренних помещений (дизайн интерьера), их современное оснащение: рабочих мест, приемных, репетиционных, публичных и др., санитарное состояние помещений общего пользования 4. культура внутриорганизационных отношений, или корпоративная культура – включает ценности, нормы, образы (модели) поведения, принятые в учреждении: - стиль управления (соблюдение служебного этикета, следование правилам субординации, отношение к персоналу, система поощрений и наказаний, предоставление возможностей профессионального роста, повышения квалификации, продвижение по службе; - стиль деловых отношений (обязательность, личная заинтересованность и ответственность, точность, оперативность, профессионализм руководителя и сотрудников); - стиль поведения (характер общения с посетителями, зрителями, участниками творческого процесса, манеры сотрудников, способы разрешения ими конфликтов и недоразумений между собой, чувство юмора, культура речи и т.д.); - личная культура руководителя КДУ и его сотрудников (требования к внешнему виду, образованию, особенностям личности, нравственной культуре и др.); - традиции (обряды, ритуалы, церемонии, общие празднования, принятые в коллективе). КДУ формирует свой положительный образ, привлекая на свою сторону общественное мнение. Формированию положительного имиджа КДУ способствуют учреждение премий и призов для организаций и граждан, поддерживающих КДУ, а также установление партнерских связей и отношений с общественными и иными организациями. |