Реферат: 2 Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания. 8

Название: 2 Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания. 8
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Содержание

Введение 3

1 Определение и признаки тоталитарного режима 4

2 Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания. 8

3 Формы тоталитарного режима 10

Заключение 12

Список литературы_ 14


Введение

Понятие "тоталитаризм", фиксирующее принципиальные особенности репрессивных социально-политических систем в XX веке, не просто стало одной из наиболее важных и дискуссионных категорий, но и остается постоянным объектом научных исследований.

Концепция тоталитаризма начала активно разрабатываться учеными с 20-30-х годов прошлого века. Задолго до оформления концепции тоталитаризма на Западе первые попытки осмыслить феномен тоталитаризма были предприняты представителями русской эмиграции: Г. Федотовым, И. Ильиным, Н. Бердяевым, П.Б. Струве, С.Н. Булгаковым, С.Л. Франком.

Русские философы смогли осуществить беспрецедентный по своему значению опыт всестороннего исследования коммунизма, как одного из величайших в истории духовно-мировоззренческих соблазнов, воплотившегося в реальность именно в российской действительности. Необходимо отметить, что русских мыслителей, прежде всего, волновал вопрос об истоках левого тоталитаризма. Перечисленные выше представители русской религиозно-философской мысли по-разному отвечали на данный вопрос, но однозначно отвергали предположение об установлении большевистской диктатуры как следствии случайного складывания различных социальных и экономических факторов.

Тоталитаризм, как и любой другой политический строй, следует рассматривать как социальную систему и политический режим. В широком смысле, как социальная система, охватывающая все сферы общественной жизни, тоталитаризм – это определенный общественно-политический и социально-экономический строй, идеология. В узком смысле слова, как политический режим, это один из компонентов политической системы, способ ее функционирования, совокупность элементов идеологического и социального порядка, способствующих формированию политической власти. Для определения сущности и основных форм тоталитаризма необходимо рассмотреть его идейные истоки. Уходящие в глубь истории, и предпосылки его возникновения

На основании вышесказанного можно сделать вывод об актуальности выбранной нами темы исследования «Тоталитарный режим и его особенности».

Задачи исследования:

1) раскрыть определение, признаки и особенности тоталитарного режима;

2) рассмотреть формы тоталитарного режима.


1 Определение и признаки тоталитарного режима

Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского «totalitas» (полнота, цельность) и в политическом дискурсе используется для обозначения прямо противоположного демократии политического режима, основанного на всеохватывающем контроле общества государством[1] .

Идейные истоки тоталитаризма уходят в глубокую древность (тип тоталитарного государства описал еще Платон в своих работах «Политика» и «Законы»), как система общественного обустройства по типу «единой фабрики», функционирующей с отлаженностью часового механизма, тоталитаризм становится реальностью лишь в ХХ веке, на индустриальной стадии развития человеческой цивилизации, когда технически стали доступными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление сознанием человека и общественным сознанием в целом.

Термин «тоталитаризм» стал использоваться в политике в конце 1920-х-начале 30-х годов в Италии. Главной отличительной чертой тоталитарногорежима является тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни. Тотальный контроль становится возможным из-за отсутствия в рамках тоталитарных режимов четких границ между политическими и неполитическими отношениями и действиями. Все действия приобретают политический характер и испытывают вмешательство государства.

Американский политолог А. Мейер в работе «Советская политическая система. Ее истолкование» пишет, что «тоталитарной политической системой является такая система, в которой вся деятельность людей подчиняется политическим задачам, и все человеческие взаимоотношения организуются и планируются»[2] .

Исследователи тоталитарных режимов говорят о наличии специфических условий, необходимых для их возникновения. Ф. Боркенау отмечал влияние первой мировой войны на возникновение фашистского режима[3] . Другие исследователи указывали на влияние процессов индустриализации. С одной стороны, индустриализация усложняет общественные связи, создает систему массовых коммуникаций, облегчающих воздействие на массовое сознание. С другой – разрушает традиционные коллективистские, общинные и религиозные связи и ценности, актуализирует состояние психологической неудовлетворенности. В этих условиях государство получает и использует возможность осуществления тотального контроля над личностью[4] .

Так, К.Фридрих и З.Бжезинский в книге "Тоталитарная диктатура и автократия" дали следующую характеристику тоталитарного режима[5] :

1) есть массовая партия, которая осуществляет власть;

2) власть организована недемократическим способом, она выстраивается в жесткую иерархию и замыкается на лидера режима. В нацистской Германии это называлось "фюрер - принципом", который формулировался так: "Приказы - сверху вниз, отчет об исполнении - снизу вверх" (В СССР существовала та же модель организации власти, но она прикрывалась "самой демократической конституцией" и системой формальных выборов);

3) доминирующую роль в политической мобилизации масс играет официальная идеология, являющаяся инструментом навязывания одного и единственного видения мира и приобретающая, в связи с этим, сакральные черты. Тоталитарный режим - обязательно идеологический режим. Причем роль главного идеолога играет сам лидер режима, только ему принадлежит право менять положения "священной идеологии". Весь огромный идеологический и пропагандистский аппарат лишь комментирует, разъясняет и "несет в массы" идеологические постулаты. От населения при этом требуется активное проявление поддержки официальной идеологии и режима, контролируемое властью. «Прежнего человека, скептического человека, доставшегося им от либеральной эпохи, они (тоталитарные режимы – прим авт.) постарались уничтожить и создать вместо него нового человека. Этот новый человек должен был слепо повиноваться вышестоящим и верить в непогрешимость вождя и партии»[6] . Во исполнения этой задачи эти режимы применяют всю мощь современных коммуникационных технологий, не случайно К.Леви-Стросс писал: «В отличие от тирании классического типа современный тоталитарный режим обладает технологией и идеологией»;

4) тоталитаризм это политический режим, беспредельно расширяющий своё вмешательство в жизнь граждан, включающий всю их деятельность (в том числе экономическую) в объём своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное государство это всеобъемлющее государство. Оно исходит из того, что самодеятельность граждан не нужна и даже вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима;

5) тоталитаризм это и всеобъемлющий террористический полицейский контроль над обществом, призванный пресекать любые проявления даже потенциального инакомыслия и инакодействия, отсюда шестой признак,

6) государственный монопольный контроль за СМИ.

Основным принципом функционирования тоталитарного режима является принцип: «Для человека - запрещено все, что не разрешено. Для государства - разрешено все»[7] .

Главной особенностью тоталитаризма является то, что правящая элита управляет не только политической сферой, но всеми основными областями жизни: экономической, культурной, информационной, семейной. Это можно объяснить тем, что в XX веке на политическую арену вышли широкие массы населения (совершилось, как писал X. Ортега-и-Гассет, "восстание масс"), на которые элита должна воздействовать, чтобы политически подчинить себе. С другой стороны, тем, что современные технологии, обеспечив возникновение СМИ, дали возможность элите эффективно воздействовать на массы. Эти же причины способствовали становлению идеологий, и поэтому неудивительно, что тоталитаризм взял их на вооружение. Первая черта тоталитаризма представляет собой широкое и открытое использование идеологии. Другие режимы также широко используют идеологию, но делают это скрыто (как хорошо показал Р. Барт БАРТ (Barthes) Ролан (1915-80) - французский культуролог семиотического направления. Исследователь языков, литературы, моды, рекламы, фотографии, автор книг "Мифологии" (1957), "Система моды" (1967).), так что требуется провести огромную исследовательскую работу, чтобы тайное сделать явным[8] . Именно открытый и навязчивый характер использования идеологии отличает тоталитарную систему. Если другие режимы обычно применяют либерально-капиталистическую идеологию, то тоталитарный использует националистическую и социалистическую - по этому признаку различают националистический (правый) и коммунистический (левый) тоталитаризм.

Вторым признаком тоталитаризма будет наличие однопартийной системы, где реальная власть принадлежит одной партии, занимающей господствующее положение и держащей в руках все нити управления государством. Положение партии не может быть поколеблено, так как, хотя проводится голосование, оно является фикцией: это гонка с одним участником, победитель которой заранее известен. Можно говорить не только о государстве-нации, которое обычно противопоставляли государству-полису, но и о государстве-партии[9] .

Третья основная черта тоталитарного режима, и наиболее характерная для него, - это контроль за всеми сторонами общественной жизни. Сюда входит, во-первых, контроль над экономикой, что не обязательно означает отказ от частной собственности на средства производства и их национализацию. Во-вторых, контроль за СМИ. Все руководящие сотрудники СМИ входят в номенклатуру правящего класса и, по существу, становятся государственными чиновниками. Существует строгая цензура и ни одно сообщение не публикуется и не выходит в эфир без одобрения соответствующих партийных или государственных органов, в ведении которых находятся СМИ. Тоталитарный режим следит не только за политической информацией, но любой другой - экономической, культурной, научной. Известны слова Ленина: "из всех искусств для нас важнейшим является кино". Если слова "для нас" обозначают партию большевиков, то мысль понятна. Почему кино? Потому что оно наиболее массовое искусство, влияющее на широкие слои населения, что как раз важно для тоталитарного режима. Не только кино, но музыка, казалось бы, далекий от политики вид искусства, также жестко регулируется государством, которое решает, какую музыку слушать, исполнять, под какую танцевать. 20 лет назад во время репортажа с чемпионата мира по фигурному катанию спортсмены танцевали на льду под одну музыку (скажем, рок-н-ролл), а советские зрители слушали по телевизору совсем другую музыку, которую включали специально для них. Постановлениями ЦК КПСС регламентировались не только музыка, живопись и литература, но сообщалось, какой наукой заниматься, а какая лженаука (две ведущие науки XX века - генетика и кибернетика).

В рамках тоталитарных режимов отсутствуют возможности влияния граждан на власть, происходит их отчуждение от власти.

Однако граждане не ощущают этого отчуждения, так как государством обеспечивается организация активного выражения массовой политической поддержки посредством принудительной политической мобилизации граждан сверху.

Формирование органов власти осуществляется по закрытым каналам через назначение на должности, которому предшествует жесткий субъективный отбор. Как правило, существование тоталитарного режима связано с наличием массовой партии, которая срастается с государственным аппаратом, подменяет его, осуществляя управление. Деятельность других партий запрещена.

Особую роль в тоталитарных обществах играет идеология. Она призвана обосновывать право режима на существование, регламентируя и подробно интерпретируя все сферы общественной жизни. Тоталитарная идеология носит «тотальный» характер: она является единой, единственной и обязательной для всех.

Права и свободы личности провозглашаются, но не обеспечиваются. Отсутствуют свободные СМИ. Нейтрализуются и подавляются все формы социальной активности, не опосредованные и не подконтрольные государству. Доминирует харизматический тип лидерства.

Ограничение возможностей спонтанного общественного развития определяет недолговременный характер тоталитарных режимов. Неспособность тоталитарных режимов к самостоятельному преобразованию обрекает их на распад при смене формы производства, влекущей за собою изменение общественных отношений.

2 Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания.

Несмотря на различия социальных целей, формулируемых в различных тоталитарных режимах, их идейные основания были по сути идентичными. Все тоталитарные идеологии предлагали обществу свой собственный вариант установления соци­ального счастья, справедливости и общественного благополучия. Од­нако установление такого идеального строя жестко увязывалось и основывалось на утверждении социальных привилегий определенных групп, что оправдывало любое насилие по отношению к другим общностям граждан. Например, советские коммунисты связывали уста­новление общества «светлого будущего» с определяющей ролью про­летариата, рабочего класса. В то же время немецкие нацисты вместо класса ставили в центр созидания нового общества нацию, германс­кую расу, которая должна была занимать центральное место в пост­роении «рейха». Таким образом, независимо от занимаемого этими идеология­ми места в идейно-политическом спектре, все они становились ору­дием обеспечения интересов социальных лидеров и, следовательно, средством оправдания репрессий и насилия над их противниками.

Тоталитарные идеологии относятся к типу мифологических идей­ных образований, поскольку делают акцент не на отображение ре­альности, а на популяризацию искусственно созданной картины мира, повествующей не столько о настоящем, сколько о будущем, о том, что необходимо построить и во что требуется свято верить. Констру­ируя образ будущей светлой жизни, идеологи тоталитаризма дей­ствуют по принципу «упрощения» реальности, т.е. схематизации жи­вых социальных и политических связей и отношений и подгонки дей­ствительности под заранее созданные образы и цели.

Такие идеологемы оказываются чрезвычайно далекими от дей­ствительности, но одновременно и крайне привлекательными для нетребовательного или дезориентированного сознания масс. Учиты­вая, что тоталитарные идеологии выходят на политический рынок в годы тяжелейших общественных кризисов, их влияние, переориен­тирующее общественное мнение с реальных противоречий на буду­щие и потому легко решаемые чисто умозрительным путем, как пра­вило, усиливается.

Непременным фактором роста влияния тоталитарных идеологем на общественное мнение является и их неразрывная связь с автори­тетом сильного лидера, партии, которые уже успели продемонстрировать обществу свою решительность в до­стижении намеченных целей, особенно в борьбе с врагами «народ­ного счастья».

Мифологические идеологии чрезвычайно конфронтационны. Они безапелляционно настаивают на своей правоте и бескомпромиссно настроены против идейных противников. Одна из их главных задач — развенчание идей противников и вытеснение конкурентов из поли­тической жизни. Именно с этой интенцией, как правило, связыва­ются идеи внешней экспансии соответствующих сил, их стремление «осчастливить» жизнь не только своему, но и другим народам. Исхо­дя из понимания непримиримости тоталитарной идеологии с ее оп­понентами и стремления сохранить идейную чистоту общества, власть видит в качестве своей основной задачи искоренение инакомыслия и уничтожение всех идейных конкурентов. Главный лозунг, которым она пользуется в этом случае, — «кто не с нами, тот против нас». Поэтому все тоталитарные режимы формировались как яростные бор­цы за чистоту идей, направляя острие политических репрессий прежде всего против идеологических противников.

Примечательно, что интенсивность репрессий не менялась из-за при­знания «внешнего» или «внутреннего» врага. Так, для советских ком­мунистов политическими противниками была не только «мировая буржуазия», но и представители целого ряда социальных кругов: сто­ронники царского режима (белогвардейцы), служители культа (свя­щенники), представители либеральной гуманитарной интеллигенции («прислужники буржуазии»), предприниматели, кулачество (вопло­щавшие непереносимый коммунистами дух частной собственности). Германские нацисты внутренними врагами объявляли евреев и других представителей «низших рас», которые якобы несли угрозу рейху.

Характерно, что, несмотря на различие в идеологических целях режимов, методы, применявшиеся ими для борьбы с идейными про­тивниками, были практически одними и теми же: изгнание из стра­ны, помещение в концентрационные лагеря, физическое уничтоже­ние. Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов вы­ражалась в систематическом применении репрессий против целых социальных и национальных слоев. Уничтожив или подавив на время кон­курентов в обществе, правящие партии неизменно переносили ост­рие очистительной идейной борьбы внутрь своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более полного соответствия их поведения и личной жизни провозглашаемым идеалам. Такая важ­нейшая для сохранения режимов политика сопровождалась кампа­ниями «по промыванию мозгов», поощрению доносительства, конт­ролю над лояльностью.

В угоду укоренению новой системы ценностей тоталитарные ре­жимы использовали собственную семантику, изобретали символы, создавали традиции и ритуалы, предполагавшие сохранение и упро­чение непременной лояльности к власти, умножение уважения и даже страха перед нею. На основе идеологий не только проектировалось будущее, но и переосмыслялось, а точнее, переписывалось прошлое и даже настоящее. Как метко писал В. Гроссман, «...государственная мощь создавала новое прошлое, по-своему двигала конницу, наново назначала героев уже свершившихся событий, увольняла подлинных героев. Государство обладало достаточной мощью, чтобы наново пе­реиграть то, что уже было однажды и на веки веков совершено, пре­образовать и перевоплотить гранит, бронзу, отзвучавшие речи, из­менить расположение фигур на документальных фотографиях. Это была поистине новая история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому переживали свою уже прожитую жизнь, превра­щали самих себя из храбрецов в трусов, из революционеров в агентов заграницы».

Однако, не имея возможности подкрепить пропагандируемые цели и идеалы устойчивым ростом народного благосостояния, раскрепос­тить гражданскую активность, утвердить атмосферу безопасности и доверительности к власти, тоталитаризм неизбежно «вымывал» соб­ственно идейное, смысловое содержание своих высоких целей, сти­мулировал поверхностное и формальное восприятие этих идеалов, превращал идейные конструкции в разновидность некритически вос­принимаемых вероучений. Так создаваемая солидарность государства и общества поощряла не сознательную заинтересованность населе­ния в укреплении и поддержке режима, а бездумный фанатизм от­дельных индивидов. И ни жесткая фильтрация, ни контроль за ин­формацией не приносили успеха. «Железный занавес» не спасал лю­дей от их привычки к свободному мышлению.

3 Формы тоталитарного режима

Мировая практика позволяет выявить две разновидности то­талитарного режима: правую и левую. Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования. С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи возрождения былого могущества Римской им­перии. Установление фашизма в Италии явилось отрицатель­ной реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической цело­стности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере. Классической формой правого тоталитаризма служит на­ционал-социализм в Германии, возникший в 1933 г. Его уста­новление было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. Возрож­дение былого могущества и величия Германии пытались пре­одолеть путем объединения общества на основе идей превос­ходства арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой фашистского движения являлась мелкая и средняя буржуазия, которая по своему происхождению, ментальности, целям и уровню жизни была антагонистична как рабочему классу, так и аристократии, крупной буржуазии. Вследствие этого участие в фашистском движении для мелкой и средней буржуазии представлялось возможностью создать новый социальный порядок и приобрести в нем новый статус и преимущества - в зависимости от личных заслуг перед фа­шистским режимом. Следует отметить, что на рост нацио­нального и социального самосознания немцев оказывало су­щественное влияние поражение в Первой мировой войне (1914 - 1918) и глубокий экономический кризис 1929 - 1933 гг.

Левой разновидностью тоталитаризма был советский ком­мунистический режим и подобные режимы в странах Цен­тральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Ку­бе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует. В СССР предполагалось достигнуть соци­альной однородности и нивелировки социального многообра­зия интересов. Прогрессивным признавалось только то, что соответствовало интересам рабочего класса. Правда, в дейст­вительности рабочий класс в СССР был маргинализирован, поскольку его основу составляли вчерашние крестьяне. Раз­рушение прежнего уклада жизни, привычной упрощенной картины мира, которая делила мир на белое и черное, хорошее и плохое, сформировало у них дискомфорт, страх перед буду­щим, показало их неспособность существования в условиях многообразных социальных взаимодействий.

Ряд политологов выделяют третью, теократическую, форму тоталитаризма, видя пример последнего в Иране периода правления исламского лидера аятоллы Хомейни (1979-1989 гг.)10, и в режиме, установленном талибами в Афганистане.

Формирование коллективной цели общества в виде идеала «светлого будущего», который воплощал вековую мечту о справедливом и совершенном обществе, совпадало с ожида­ниями широких слоев тогдашнего советского общества. Пред­полагалось, что осуществить этот идеал можно только с по­мощью сильного государства. Таким образом, тоталитаризм был своеобразной реакцией отторжения патриархальным соз­нанием социальных маргиналов таких общечеловеческих цен­ностей, как рынок, конкуренция, частная собственность, сво­бода личности.


Заключение

Тоталитарные политичес­кие системы характерны в основном для стран с пред- и раннеиндустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми ме­тодами, но абсолютно не защищенных перед современными эконо­мическими и особенно информационно-коммуникативными процес­сами. Поэтому тоталитаризм – это феномен только XX в., данный тип политических систем смог появиться лишь на узком простран­стве, которое предоставила история некоторым странам.

Тем не менее, и у тоталитаризма есть некоторые шансы на локальное возрождение. Ведь многие десятилетия террора сформирова­ли у населения этих стран определенный тип культурных ориентации, который способен воспроизводить соответствующие нормы и стереотипы, независимо от сложившихся политических условий. Не удивительно, что на постсоветском пространстве сегодня нередко складываются своеобразные протототалитарные режимы, при кото­рых не действуют оппозиционные СМИ, руководители оппозиции подвергаются репрессиям и даже физическому уничтожению, без­раздельно властвует партриархальщина и откровенный страх перед властью. Поэтому окончательное уничтожение призрака тоталитаризма органически связано не только с наличием демократических инсти­тутов и вовлечением стран и народов в новые информационные от­ношения. Колоссальное значение имеют и понимание людьми цен­ностей демократии и самоуважение, осознание ими как гражданами своей чести и достоинства, рост их социальной ответственности и инициативы.

Тоталитарный режим по самой своей природе разрушителен. Его кратковременные успехи в укреплении и мобилизации общества иллюзорны. Он не выдерживает испытания на созидание, какой бы сферы общественной жизни оно ни касалось. Этот режим в исторической перспективе оказывается совершенно несостоятельным и бесплодным.

Тайна краха тоталитарной системы кроется в стремлении установить автоматически действующий порядок, обустроить общество по типу «единой фабрики», функционирующий с правильностью часового механизма, «машинизировать» человека. Органически присущие этой системе непрерывная концентрация и централизация всего и вся, ее «массовидность», избегающая акцентирования на межличностных, «интимных» отношениях и настаивающая на коллективных формах, неизбежно ведут к постоянному уменьшению человеческого присутствия в мире, нивелировке человеческой субъективности.

Человек, выключенный из процесса подлинно самостоятельного решения общественных проблем, утрачивает власть над историческими обстоятельствами. Общество вступает в эпоху перманентных катастроф.

И все же тоталитаризм – исторически обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления для большинства населения. Тоталитаризм– закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.


Список литературы

1. Атоян А. Информационная культура в условиях информатизации общества. - М.: ИЦ Владос, 2010. - 390 с.

2. Боркенау Ф. Тоталитарный враг // Тоталитаризм: Что это такое? (Исслед. зарубеж. политиков. Реферат). - М.: ИНИОН, 2003. - Ч. 3. - С. 5-16

3. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009. - 256 с.

4. Люкс Л. История России и Советского Союза: от Ленина до Ельцина / Л. Люкс. - М.: РОССПЭН; Фонд первого президента России Б. Н. Ельцина, 2009. - 527 с.

5. Мельвиль А.Ю. и др. Политология. М.: МГИМО, ТК Велби, Проспект, 2005. - 624 с.

6. Мейер А."Советская политическая система. Ее истолкование" – М: Юристъ, 2009.

7. Муштук О.З. Политология. М.: ЕАОИ, 2008. - 384 с.

8. Политология. Под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.

9. Политология. Практикум. Под ред. Решетникова С.В. - Минск: Тетра Системс, 2008. - 256 с.

10. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М.: Интерпракс, 2005. - 296 с.


Доклад

Понятие "тоталитаризм", фиксирующее принципиальные особенности репрессивных социально-политических систем в XX веке, не просто стало одной из наиболее важных и дискуссионных категорий, но и остается постоянным объектом научных исследований.

Основным принципом функционирования тоталитарного режима является принцип: «Для человека - запрещено все, что не разрешено. Для государства - разрешено все»

Главной особенностью тоталитаризма является то, что правящая элита управляет не только политической сферой, но всеми основными областями жизни: экономической, культурной, информационной, семейной.

Ограничение возможностей спонтанного общественного развития определяет недолговременный характер тоталитарных режимов. Неспособность тоталитарных режимов к самостоятельному преобразованию обрекает их на распад при смене формы производства, влекущей за собою изменение общественных отношений.

Все тоталитарные идеологии предлагали обществу свой собственный вариант установления соци­ального счастья, справедливости и общественного благополучия. Од­нако установление такого идеального строя жестко увязывалось и основывалось на утверждении социальных привилегий определенных групп, что оправдывало любое насилие по отношению к другим общностям граждан.

Мировая практика позволяет выявить две разновидности то­талитарного режима: правую и левую. Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования.

Левой разновидностью тоталитаризма был советский ком­мунистический режим и подобные режимы в странах Цен­тральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Ку­бе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует.

Тоталитарный режим по самой своей природе разрушителен. Его кратковременные успехи в укреплении и мобилизации общества иллюзорны. Он не выдерживает испытания на созидание, какой бы сферы общественной жизни оно ни касалось. Этот режим в исторической перспективе оказывается совершенно несостоятельным и бесплодным.


[1] Мельвиль А.Ю. и др. Политология. М.: МГИМО, ТК Велби, Проспект, 2004. – С. 138.

[2] Мейер А."Советская политическая система. Ее истолкование" – М: Юристъ, 2009. – С. 138.

[3] Боркенау Ф. Тоталитарный враг // Тоталитаризм: Что это такое? (Исслед. зарубеж. политиков. Реферат). - М.: ИНИОН, 2003. - Ч. 3. - С. 5

[4] Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009. – С. 125.

[5] Мельвиль А.Ю. и др. Политология. М.: МГИМО, ТК Велби, Проспект, 2005. – С. 162.

[6] Мельвиль А.Ю. и др. Политология. М.: МГИМО, ТК Велби, Проспект, 2005. – С. 163.

[7] Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009. – С. 125.

[8] Политология. Под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. - СПб.: Питер, 2005. – С. 160.

[9] Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М.: Интерпракс, 2005. – С. 129.