Учебное пособие: Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочного отделения

Название: Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочного отделения
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛТИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Экономический факультет

Методические указания по изучению дисциплины для студентов

заочного отделения

«Экономическая теория (микроэкономика»

Специальности: 080507 «Менеджмент организации»

080105 «Финансы и кредит»

080109 «Бухгалтерский учет и аудит»

080504 «Государственное и муниципальное управление»

Форма обучения: заочная

Составитель:

Дроздов О.А.

Санкт-Петербург

2007 г.


Рабочая программа

Дисциплина «Экономическая теория» является обязательным элементом системы высшего образования в Российской Федерации. В соответствии с Государственным образовательным стандартом Российской Федерации по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, «Экономическая теория» включает 4 раздела: «Введение в экономическую теорию», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономических учений».

Во «Введении в экономическую теорию» рассматриваются и анализируются фундаментальны проблемы экономической науки: ее предмет, методы, функции, законы и закономерности и т.д. В рамках этого раздела изучаются проблемы общественного производства, собственности, хозяйствования и другие.

«Микроэкономика» исследует поведение домохозяйств и фирм, а также взаимодействие этих агентов экономики на отдельных рынках. Основными микроэкономическими проблемами являются: сущность и функции рынка; преимущества и недостатки рыночной организации общества; основные условия рационального поведения потребителей и производителей; детерминанты спроса и предложения; микроэкономическое равновесие и его флуктуации; конкуренция и монополизация рынков; рынки факторов производства; формирование факторных доходов и другие.

«Макроэкономика» рассматривает национальное хозяйство в целом как интегрированную единицу. К основным макроэкономическим проблемам относятся роль, значение, формы и методы государственного регулирования экономики; макроэкономическое равновесие и его флуктуации; экономический рост; безработица; инфляция; деньги и денежное обращение, его рациональная организация; государственный бюджет и его дефицит; кредитно-денежная и фискальная политика государства и другие.

«История экономических учений» позволяет рассмотреть экономическую мысль в ее эволюции, понять сущность и специфические черты современных доктрин и возможности их реализации в РФ, изучить особенности развития экономической науки в России.

1. Цель и задачи курса

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов экономического образа мышления, обеспечивающего осознанное понимание сущности экономических процессов, рациональное поведение в условиях рыночных отношений и эффективное использование полученных знаний в жизни и практической деятельности, а также реализация Государственного образовательного стандарта Российской Федерации по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

Основные задачи дисциплины:

− усвоение студентами знаний в области экономической теории;

− привитие студентам навыков самостоятельного изучения и использования экономической литературы, трудов российских и зарубежных экономистов, справочно-библиографической литературы, статистических материалов и других источников;

- формирование у студентов навыков микро- и макроэкономического анализа и использования его результатов в повседневной жизни и практической деятельности менеджера.

Связь курса с другими дисциплинами

«Экономическая теория» учитывает и использует достижения «Психологии», «Политологии», «Высшей математики» и других дисциплин.

«Экономическая теория» является методологической основой ряда общепрофессиональных («Основы менеджмента», «Мировая экономика», «Финансы и кредит» и др.) и специальных («Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Бухгалтерский учет», «Финансовый анализ» и пр.) дисциплин.

В результате изучения дисциплины студент

ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- предмет, методы и функции экономической науки, экономические категории и законы, эволюцию экономической науки;

- основы теории общественного производства (классификация экономических благ; проблема ограниченности ресурсов и альтернативного выбора; сущность, факторы, особенности осуществления общественного производства; виды и особенности распределения доходов от факторов производства);

- сущность и особенности рыночной организации общества, а также своеобразие функционирования рыночного механизма;

- сущность, виды, формы конкуренции, типы рыночных структур и их социально-экономические последствия;

- основные положения теории поведения потребителя и теории фирмы;

- основные макроэкономические показатели и методы их расчета;

- модели макроэкономического равновесия, сущность и особенности накопления, потребления и инвестиций;

- сущность, модели и концепции экономического роста;

- причины и классификацию экономических циклов, а также и основные принципы и инструменты антициклического регулирования;

- сущность, функции и роль денег в экономике, особенности функционирования денежного рынка, основные принципы и методы монетарной политики, а также антиинфляционной политики;

- сущность, функции финансов, финансовой системы и финансовой политики государства;

- сущность, особенности, принципы и методы государственного регулирования экономики;

- сущность, особенности, тенденции эволюции мирового хозяйства.

ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- анализировать в общих чертах информацию о конкретных товарных и факторных рынках, об особенностях и направленности их функционирования, об экономической конъюнктуре, об особенностях и направленности функционирования экономической системы государства;

- применять полученные знания для выработки и реализации оптимальных решений в жизни и деятельности;

- искать и анализировать информацию для ориентирования в основных текущих проблемах экономики, особенно в проблемах, связанных с динамикой уровня цен, подъемами и спадами экономики;

- анализировать решения правительства страны в области фискальной, монетарной, социальной политик;

- грамотно разъяснять основные экономические события в своей стране и за ее пределами.

ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- об особенностях флуктуаций микроэкономического равновесия на различных рынках и макроэкономического равновесия (общего и частичного);

- об участии государства и монополий в рыночном механизме;

- о функционировании агропромышленной сферы экономики;

- об особенностях функционирования и совершенствования экономической системы современной России, основных тенденциях в реальном секторе экономики.

- об организации банковской системы в России и за рубежом;

- об основных формах и методах воздействия государства на рынок ценных бумаг;

- об экономических аспектах глобальных проблем человечества.

2. Тематический план дисциплины

№ п./п.

Наименование темы

Объём работы студентов

Всего часов

Лекции

Семинары

Практ. занятия

Самост. работа

1

2

3

4

5

6

7

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

1.

Тема 1. Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы.

14

1

1

-

12

2.

Тема 2. Теория общественного производст­ва.

8

1

1

-

6

3.

Тема 3. Собственность и модели организации экономических систем.

8

1

1

-

6

РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА

4.

Тема 4. Рыночная организация общества.

10

1

1

-

8

5.

Тема 5. Механизм функционирования рынка.

10

1

1

-

8

6.

Тема 6. Совершенная и несовершенная конкуренция.

15

1

1

-

13

7.

Тема 7. Теория поведения потребителя.

15

1

1

-

13

8.

Тема 8. Теория поведения производителя.

15

1

1

-

13

9.

Тема 9. Предпринимательский капитал.

15

1

1

-

13

10.

Тема 10. Издержки производства.

15

1

1

-

13

11.

Тема 11. Факторы производства и факторные доходы.

21

2

2

-

17

12.

Итого за семестр

146

12

12

-

122

13.

Зачет

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА

14.

Тема 12. Национальная экономика и общественное воспроизводство.

11

1

1

-

10

15.

Тема 13. Основные макроэкономические показатели и методы их измерения.

10

1

2

-

7

16.

Тема 14.Макроэкономическое равновесие.

12

2

2

-

6

17.

Тема 15. Экономический рост.

8

1

1

-

6

18.

Тема 16. Цикличность экономического развития.

8

1

1

-

6

19.

Тема 17. Труд, занятость и безработица.

8

1

1

-

6

20.

Тема 18. Деньги и денежная система государства.

11

1

1

-

9

21.

Тема 19. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная (монетарная) политика.

11

1

1

-

9

22.

Тема 20. Современная инфляция.

11

1

2

-

8

23.

Тема 21. Финансы и финансовая система государства.

11

1

1

-

9

24.

Тема 22. Государство и экономика.

11

2

2

-

6

25.

Тема 23. Совокупные доходы населения и социальная политика государства.

8

1

1

-

6

26.

Тема 24. Макроэкономический анализ открытой экономики.

10

1

1

-

9

РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

27.

Тема 25. Экономические учения эпохи дорыночной экономики и эпохи нерегулируемых рыночных отношений.

10

1

-

-

8

28.

Тема 26. Экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений.

10

1

1

-

8

29.

Тема 27. Особенности и эволюция экономической науки в России.

10

1

1

-

8

Итого за семестр

160

18

18

-

124

Экзамен

Всего

306

30

30

-

276

Форма межсессионного контроля : контрольная и курсовая работы.

Форма сессионного контроля : зачет и экзамен.

3. Тематика рефератов

1. Экономическая теория как наука.

2. Общая характеристика рыночной экономики и особенности ее становления в России.

3. Теории ценности и их особенности.

4. Рынок: содержание, функции, типология.

5. Конкуренция и ее роль в экономике.

6. Структура и инфраструктура рыночного хозяйства.

7. Рыночный механизм и его элементы.

8. Экономические институты и государство в рыночной экономике.

9. Положительные черты и недостатки рыночной экономики.

10. Отношения собственности в рыночной экономике.

11. Проблемы реформирования отношений собственности в России.

12. Современные модели экономических систем.

13. Рынки факторов производства и их особенности в России.

14. Рынок труда и его особенности в России.

15. Политика занятости в Российской Федерации.

16. Современные системы заработной платы.

17. Рынок капитала и его особенности в России.

18. Маркетинг и максимизации прибыли.

19. Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные особенности.

20. Менеджмент: сущность, принципы и функции.

21. Организационно-правовые формы бизнеса в Российской Федерации.

22. Издержки производства: сущность, виды, особенности.

23. Теория потребительского поведения.

24. Типы рыночных структур, их основные черты и особенности.

25. Монополизация экономики и ее социально-экономические последствия.

26. Антимонопольная политика и ее особенности в России.

27. Информация и изменение характера производственной функции в условиях НТР.

28. Проблемы ценообразования в переходной экономике России.

29. Трансакционные издержки в практике российских реформ.

30. Государственное регулирование цен.

31. Домашние хозяйства как субъекты рыночной экономики.

32. Сбережения домашних хозяйств как источник инвестиций в экономику (российские реалии и зарубежный опыт).

33. Страховой бизнес в современной России.

34. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России.

35. Малый бизнес в Санкт-Петербурге.

36. Арендные отношения в переходной экономике.

37. Венчурное предпринимательство: роль в современной экономике и проблемы развития.

38. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.

39. Проблемы государственного предпринимательства в России.

40. Микроэкономические проблемы переходной экономики России.

41. Акционерные общества: мировой опыт, российские реалии и проблемы.

42. Проблемы развития совместного предпринимательства в России.

43. Хозяйственный риск: сущность, причины, основные показатели и способы оценки.

44. Венчурные предприятия в рыночной экономике.

45. Франчайзинг в современной рыночной экономике.

46. Ценовая и неценовая конкуренция.

47. Ценовая дискриминация.

48. Проблемы ускоренной амортизации основного капитала фирмы.

49. Производительность труда и факторы, ее определяющие.

50. Бедность в России: масштабы и структурные особенности

51. Финансовые посредники и их роль в рыночной экономике.

52. Ярмарки и аукционы как формы организации оптовой торговли.

53. Рынок земли и рента.

54. Проблемы природно-ресурсной ренты в переходной экономике России.

55. Фермерское хозяйство в России: сущность и перспективы развития

56. Цена земли: сущность и факторы, определяющие ее динамику.

57. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства (российский и зарубежный опыт).

58. Стратегия фирмы (на примере какой-то конкретной российской или зарубежной фирмы).

59. Естественные монополии в экономике России.

60. Проблемы развития российского рынка нефти и нефтепродуктов.

61. Особенности развития рынка сырья в России.

62. Инвестиционный климат в Санкт-Петербурге.

4. Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет, функции и методы экономической науки.

2. Производственная функция и ее характеристика.

3. Рынок: содержание, функции, типология.

4. Структура и инфраструктура рынка.

5. Эластичность спроса и предложения.

6. Положительные стороны рыночной экономики.

7. Основные недостатки рыночного хозяйства.

8. Трансакционные издержки: сущность и основные виды.

9. Особенности и основные формы предпринимательства в России.

10. Закон убывающей предельной производительности.

11. Спрос и его детерминанты.

12. Конкуренция: сущность, виды, роль в экономике.

13. Потребности, ограниченность ресурсов и альтернативный выбор.

14. Кривая производственных возможностей и ее характеристики.

15. Понятие экономической системы. Исторические типы экономических систем.

16. Предложение и его детерминанты.

17. Микроэкономическое равновесие и его флуктуации.

18. Эффект от расширения масштаба производства.

19. Особенности кругооборота благ и доходов в экономической системе.

20. Особенности экономической модели современной России.

21. Издержки и результаты предпринимательской деятельности (общие, средние и предельные величины).

22. Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества.

23. Виды собственности. Место собственности в реформировании экономических отношений.

24. Проблемы ценообразования в переходной экономике России.

25. Экономические блага и их классификация.

26. Акционерные общества: мировой опыт, российские реалии и проблемы.

27. Факторы производства и их классификация.

28. Естественные монополии в экономике России.

29. Монополизация экономики: сущность и особенности.

30. Основные современные модели экономических систем.

31. Основные признаки совершенной конкуренции.

32. Чистая монополия: сущность, основные черты.

33. Олигополия: сущность и основные признаки.

34. Экономические основы и системы заработной платы.

35. Монополистическая конкуренция и ее особенности.

36. Микроэкономические проблемы переходной экономики России.

37. Прибыль фирмы и факторы, ее определяющие.

38. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России.

39. Субъекты рыночной экономики и их характеристика.

40. Эффект замещения и эффект дохода.

41. Внутренняя и внешняя среда предпринимательской деятельности.

42. Риск в деятельности фирмы и методы его минимизации.

5. Требования к контрольной работе

Цель выполнения контрольной работы - контроль степени усвоения студентами знаний в области экономической теории, овладения навыками и умениями экономического анализа процессов и явлений, протекающих в экономической среде.

Кроме того, выполнение контрольной работы направлено на:

● развитие способностей обучаемых по сбору, систематизации и анализу информации, связанной с процессами, протекающими на отдельных рынках экономических благ (услуг) и использованию этой информации для осознания вектора развития конкретных рынков;

● закрепление и углубление знаний обучаемых в области основ теории экономики и микроэкономики;

● развитие и формирование у них навыков глубокого, творческого и всестороннего экономического анализа;

● привитие навыков самостоятельного изучения и использования экономической литературы, трудов российских и зарубежных экономистов, справочно-библиографической литературы, статистических материалов и других источников;

● использование при анализе экономических феноменов различные способы моделирования экономических процессов и явлений;

● выработку умений грамотно, аргументировано и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации;

● выработку собственной позиции студентов по исследуемым проблемам и способностей использовать полученные знания в повседневной жизни и практической деятельности.

Требования к оформлению, содержанию и объему контрольной работы.

Требования к оформлению контрольной работы

Контрольную работу целесообразно выполнять на бумаге в клеточку, что значительно облегчит построение соответствующих микроэкономических моделей. Каждая модель и решение должны сопровождаться кратким комментарием.

При решении вопросов контрольной оаботы необходимо исходить только из информации , содержащейся в постановочной части.

Титульный лист оформляется в соответствии с общеинститутскими требованиями .

Требования к содержанию контрольной работы

− высокий теоретический уровень (понимание законов экономической науки и их учет в работе, значительная глубина раскрытия темы, оптимальное соотношение теоретического и фактического материала, связь теоретических положений с жизнью современной России);

− применение многообразных методов исследования;

− широкое использование различных источников (произведений видных отечественных и зарубежных экономистов, документов и материалов Российского государства, научных журналов, периодической печати, архивных материалов и т.д.);

− критический анализ различных экономических концепций;

− творческий подход к выполнению контрольной работы (использование оригинальных документов, социологических исследований, самостоятельность выводов, наличие практических рекомендаций, четкая формулировка авторской позиции по рассматриваемым проблемам);

− правильное оформление контрольной работы (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок на источники и списка литературы, аккуратность исполнения и т.д.).

Требования к объему контрольной работы

Студентам рекомендуется для решения одного задания контрольной работы, описания сущность протекающих процессов и формулировки выводов анализа до двух листов. Таким образом, контрольная работа не должна превышать 15 листов без учета титульного листа.

6. Алгоритм выбора студентом варианта выполняемой работы

Задания контрольных работ разрабатываются и определяются соответствующим факультетом института.

Контрольная работа выполняется по вариантам, которые соответствуют последней цифре номера зачетной книжки.

№ варианта

I

II

III

IV

V

Третья цифра номера зачетной книжки

0; 9;

1; 8;

2; 7;

3; 5;

4; 6;

I вариант – пункты «а»вопросов Задания 2.

II вариант – пункты «б» вопросов Задания 2.

III вариант – пункты «в» вопросов Задания 2.

IV вариант – пункт «г» вопросов Задания 2.

V вариант – пункты «д» вопросов Задания 2.

Задания(2) на контрольную работу по вариантам

1. В стране Пушкиниада приводятся всего лишь два экономических блага – пирожки и сувениры. В производстве благ задействованы все имеющиеся в данный момент ресурсы. Руководствуясь приведенными ниже данными, начертите кривую производственных возможностей Пушкиниады.

Варианты выбора

Пирожки

Сувениры

А

500

0

Б

450

40

В

250

65

Г

150

85

Д

50

95

Е

0

100

Проанализируйте и продемонстрируйте графически, что произойдет с кривой производственных возможностей, если, при прочих равных условиях:

а. благодаря внедрению достижений НТП в производство, появилась возможность увеличить количество пирожков на 50 ед;

б. физический капитал Пушкиниады, благодаря инвестиционной активности бизнесменов Колпиниады, удалось увеличить на 25 %;

в. производительность труда наемных работников в обеих отраслях возрастет в 2 раза;

г. альтернативные издержки производства единицы пирожков возрастут в 2 раза;

д. 50 % производственных мощностей Пушкиниады окажутся физически изношенными.

2. Проанализировать и продемонстрировать графически как, при прочих равных условиях, изменится линия бюджетных ограничений студентки N, если:

а. ее доход возрастет;

б. ее доход уменьшится;

в. цена обоих товаров пропорционально возросла;

г. цена обоих товаров пропорционально уменьшилась;

д. доход студентки и цены товаров увеличились в одинаковой пропорции.

3. Изобразите гипотетическую кривую спроса товара А (товар А – товар нормального качества). Проанализируйте и проиллюстрируйте, что произойдет, если, при прочих равных условиях:

а. возрастет цена товара А (период мгновенный);

б. возрастут доходы потребителей товара А (период краткосрочный);

в. сократятся цены субститутов товара А (период долгосрочный);

г. повысится производительность труда в отрасли, производящей товар А (период краткосрочный);

д. возрастут подоходные налоги (период краткосрочный).

4. Изобразите гипотетическую кривую предложения товара В. Проанализируйте и проиллюстрируйте, что произойдет, если, при прочих равных условиях:

а. возрастет цена факторов, применяемых в процессе производства товара В (период мгновенный);

б. правительство компенсирует некоторые издержки производства товара В (период долгосрочный);

в. уменьшилась цена товара В (период краткосрочный);

г. возросли доходы потребителей товара В (период краткосрочный);

д. сократится производительность труда в отрасли, производящей товар В (период долгосрочный).

5. Постройте кривые спроса и предложения, используя данные:

Цена (руб./ ед.)

Объем спроса (ед.)

Объем предложения (ед.)

1

18

3

2

11

6

3

8

8

4

6

9

5

4

10

6

3

11

7

2

11,5

8

1

12

Определите и проиллюстрируйте:

а. объем реализуемой продукции при цене 4 руб./ ед.;

б. объем реализуемой продукции при цене 2 руб./ ед.;

в. объем реализуемой продукции при цене 7 руб./ ед.;

г. величину спроса при цене 8 руб./ед.;

д. величину предложения при цене 3 руб./ед.

6. На рынке товара С (товар низшей категории) сложились гипотетические спрос и предложение. Изобразите эти кривые, проанализируйте и проиллюстрируйте, что произойдет, если, при прочих равных условиях:

а. увеличится число потребителей товара С (период мгновенный);

б. снизятся цены на комплиментарные товары блага С (период краткосрочный);

в. возрастет производительность труда в отрасли, производящей благо С (период долгосрочный);

г. увеличится число потребителей товара С (период долгосрочный);

д. сократится доход потребителей (период долгосрочный).

7. Постройте кривые спроса и предложения товара А, определите равновесную цену и равновесный объем продаж этого блага, если:

а. функция спроса Qd = 18 – 4p

функция предложения Qs = – 6 + 2p;

б. функция спроса Qd = 10 – 2p

функция предложения Qs = – 2 + 4p;

в. функция спроса Qd = 5 – p

функция предложения Qs = – 1 + 3p;

г. функция спроса Qd = 7 – 3p

функция предложения Qs = – 2 + 4p;

д. функция спроса Qd = 9 – 2p

функция предложения Qs = – 7 + 2p/

8. Заполните соответствующую Вашему варианту колонку издержек, исходя из данных, представленных в таблице:

Q

TC

FC

VC

ATC

AFC

AVC

MC

0

50

1

90

2

120

3

150

4

200

5

270

а. VC

б. ATC

в. AFC

г. AVC

д. MC

9. На рынке сотовых телефонов сложилось гипотетическое равновесие. Изобразите гипотетические кривые спроса и предложения данного товара, проанализируйте и проиллюстрируйте, что произойдет, при прочих равных условиях:

а. с излишком потребителя при установлении государством цены сотовых телефонов выше равновесной цены;

б. с излишком производителя при установлении государством цены сотовых телефонов выше равновесной цены;

в. с излишком потребителя при установлении государством цены сотовых телефонов ниже равновесной цены;

г. с излишком производителя при установлении государством цены сотовых телефонов ниже равновесной цены;

д. с общественным выигрышем при установлении государством цены сотовых телефонов ниже равновесной цены.

10. Спрос на юристов в Пушкиниаде характеризуется следующими данными:

Цена (зарплата, в у.е.)

Объем спроса (чел.)

Объем предложения (чел.)

1200

5

45

1000

7

30

800

8

25

600

9

5

Рассчитать:

а. коэффициент эластичности спроса по цене при изменении цен с 600 до 800 у.е.;

б. коэффициент эластичности спроса по цене при изменении цен с 800 до 1000 у.е.;

в. коэффициент эластичности спроса по цене при изменении цен с 1200 до 1000 у.е.

г. коэффициент эластичности предложения по цене при изменении цен с 100 до 12000 у.е.

д. коэффициент эластичности спроса по цене при изменении цен с 600 до 800 у.е.

5. Список рекомендуемой литературы.

а) основная

Камаев В.Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учеб. – М., 2000 2005.

Менкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб., 1999.

Экономическая теория: Учеб. для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2000 - 2005.

Экономическая теория: Учеб. для вузов / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М., 2002 – 2005.

Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учеб. для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М., 2000.

б) дополнительная

Агапова И.И. История экономической мысли: Курс лекций. – М., 1998.

Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М., 1996.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.

Большой экономический словарь. – М., 1999.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. – М., 1997 – 2004.

Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. пособие. – М., 2002.

Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: Учеб. – М., 2003.

Валовой А.В. и др. Политэкономия. – М., 1999.

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учеб. для вузов. – СПб., 2004.

Вечканов Г.С., Пуляев В.Т. и др. Краткая экономическая энциклопедия. – СПб., 1998.

Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): Учеб. – М., 1999.

Всемирная история экономической мысли. – М., 1987 – 1997. 6 т.

Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. Т. 1 – 2. – СПб., 2004. 2 т.

Демин А.А., Акулов В.Б. Фирма: испытание рынком. – СПб., 1994.

Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – Л., 1991.

Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. – СПб., 1997.

Елецкий Н.Д., Корниенко О.В. Экономическая теория: Учеб. пособие. – Ростов н/Д., 2002.

Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория. – Ростов н/Д., 2005.

Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – М., 2005.

Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под рук. Акад. Львова Д.С. – М., 2001.

История экономических учений: (современный этап): Учеб. / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М., 1999.

История экономической мысли в России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Марковой А.Н. – М., 1996.

Куликов Л.М. Экономическая теория. – М., 2005.

Курс экономики: Учеб. / Под ред. Райзберга Б.А. – М., 2003.

Курс экономической теории: Учеб. / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров, 1993 – 2002.

Леонтьев В. Межотраслевая экономика. Ред. Гранберг А.. – М., 1999.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М., 2003.

Макроэкономика / Под ред. Е.Б. Яковлевой. – СПб., 1997.

Макроэкономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. – М., 1999.

Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М., 1999.

Микроэкономика / Под ред. Е.Б. Яковлевой. – М.: СПб., 2002.

Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. пособие / Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. – М., 2004.

Микроэкономика: Учеб. для вузов. – СПб., 2002.

Михайлушкин А.И. Экономика. Практикум: Учеб. пособие. – М., 2001.

Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. – М., 2003.

Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. – М., 2002.

Павлов В.А. История российской политической экономии: Пособие для студентов гуманитарных вузов. – М., 1995.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – СПб., 2002.

Ревинский И.А. Курс современной экономики: Учеб. пособие. – Новосибирск, 2002.

Сабанти Б.М. Теория финансов: Учеб. пособие. – М., 1998.

Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. – М., 1992.

Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учеб. для вузов. – М., 1998 - 2003.

Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – М., 2001.

Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб., 2002.

Симкина П.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика: Учеб. пособие. – СПб., 2003.

Смирнов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – М., 1997.

Современная экономика: Общедоступный учеб. курс. – Ростов н/Д., 1999 – 2002.

Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах): Учеб.-метод. пособие. – М., 2002.

Тарасевич Л.С. и др. Макроэкономика: Учеб. – М, 2003..

Тарасевич Л.С. и др. Микроэкономика. – М., 2003.

Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М., 1997.

Фишер С. и др. Экономика / Пер. с англ. – М., 2002.

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000.

Хейне П. Экономический образ мышления. – М., 1991.

Чечевицына Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы). – Ростов н/Д., 2000.

Шишов А.Л. Макроэкономика. – М., 1997.

Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. – М., 1991.

Экономика: Учеб. / Под. ред. Басовского Л.Е. – М., 2002.

Экономика: Учеб. / Под. ред. Булатова А.С. – М., 2002.

Экономика: Учеб. для вузов / Под. ред. Лобачевой Е.Н. – М., 2003.

Эрхард Л. Благосостояние для всех. – М., 1991.

в) периодическая

Аргументы и факты

Банки и финансы

Бюллетень банковской статистики

Бюллетень финансовой информации

Ведомости

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия Экономика

Внешняя торговля

Вопросы экономики

Демография. Экономика. Экономические науки. Внешняя торговля. Организация и управление. Статистика

Деньги

Деньги и кредит

Коммерсантъ

Мировая экономика и международные отношения

Общество и экономика

Проблемы теории и практики управления

Региональная экономика: Теория и практика

Регион: экономика и социология

Российская экономика: Прогнозы и тенденции

Российский экономический журнал

Рынок ценных бумаг

США. Канада. Экономика – политика – культура

Финансы

Финансы и кредит

Финансист

Финансовая газета

Финансовая газета

Финансовые известия

Хозяйство и право

Человек и труд

ЭКО: экономика и организация промышленного производства

Экономика и жизнь

Экономика и математические методы

Экономические и социальные проблемы России

Экономика и статистика

Экономика России: XXI век

Экономист

Экономический анализ: теория и практика

Экономический журнал Высшей школы экономики

Эксперт

Politeconom. Российско-германский журнал по экономической теории и практике