Реферат: О формировании государственного реестра
Название: О формировании государственного реестра Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д О К Л А Д О ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АУДИТОРОВ В 2009 ГОДУ Январь 2010 Содержание
Введение В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон) саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов (далее – регистрация саморегулируемых организаций аудиторов). Настоящий Доклад подготовлен в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и решением Совета по аудиторской деятельности от 22 декабря 2009 г. В нем представлены результаты анализа хода формирования государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов в 2009 г. Организация регистрации саморегулируемых организаций аудиторов В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности - Минфином России. Для регистрации саморегулируемых организаций аудиторов некоммерческая организация: а) подает в Минфин России заявление, а также представляет документы, перечень которых установлен частью 2 статьи 21 Федерального закона (общий порядок); б) должна была привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями к саморегулируемым организациям аудиторов и подать в Минфин России заявление о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов (упрощенный порядок). Упрощенный порядок регистрации действовал лишь в 2009 г. Им могли воспользоваться только профессиональные аудиторские объединения, аккредитованные при Минфине России до дня вступления в силу Федерального закона, (далее – профессиональные аудиторские объединения), т.е. до 1 января 2009 г. Такими объединениями были следующие некоммерческие партнерства: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Аудиторская палата России, Московская аудиторская палата, Российская Коллегия аудиторов, Институт Профессиональных аудиторов. Минфин России в течение 40 рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявления и установленных документов, рассматривает и проверяет сведения о некоммерческой организации. Не позднее пяти рабочих дней после дня окончания рассмотрения и проверки сведений Минфин России вносит сведения о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов или принимает решение об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Практика регистрации саморегулируемых организаций аудиторов в 2009 г. В 2009 г. в Минфин России поступили заявления о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов от восьми некоммерческих организаций, в том числе от четырех профессиональных аудиторских объединений и четырех впервые созданных некоммерческих организаций (таблица 1). Таблица 1
Заявления поступили в третьем-четвертом кварталах 2009 г. (таблица 2), причем первое заявление поступило лишь 18 августа 2009 г. Таблица 2
Все некоммерческие организации подали заявления в общем порядке. Ни одно профессиональное аудиторское объединение упрощенным порядком регистрации не воспользовалось. Рассмотрение и проверка документов велись в сроки, установленные Федеральным законом (таблица 3). Таблица 3
В процессе рассмотрения документов проводились документарные и выездные проверки (таблица 4). Выездные проверки назначались при рассмотрении документов впервые созданных некоммерческих организаций, а также в случае, когда при документарной проверке выявлялись существенные недостатки в поданных документах, требующие дополнительного изучения информации, необходимой для принятия решения. Таблица 4
В ходе рассмотрения и проверки документов некоммерческих организаций выявлены различные нарушения и недостатки (см. раздел «Проблемы регистрации саморегулируемых организаций аудиторов»). Результаты рассмотрения документов обобщены в таблице 5. Таблица 5
В 2009 г. в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов внесены сведения о следующих некоммерческих партнерства: «Аудиторская палата России», Москва (регистрационный номер 01); «Институт Профессиональных аудиторов», Москва (регистрационный номер 02); «Московская аудиторская палата», Москва (регистрационный номер 03); «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров», Москва (регистрационный номер 04); «Российская Коллегия аудиторов», Москва (регистрационный номер 05); «Аудиторская Ассоциация Содружество», Москва (регистрационный номер 06). По состоянию на 15 января 2010 г. членами саморегулируемых организаций аудиторов являлись 18894 аудиторов и 3790 аудиторских организаций* (таблица 6). По экспертной оценке, саморегулируемые организации аудиторов объединили порядка 70 процентов аудиторов и аудиторских организаций, фактически осуществлявших аудиторскую деятельность в 2009 г. Таблица 6
________________ * По данным реестров аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов. О принятых Минфином России решениях некоммерческие организации уведомлялись в письменной форме в день принятия решения или на следующий день. Кроме того, для разъяснения оснований отказа во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов в Минфин России приглашались руководители этих некоммерческих организаций. По результатам рассмотрения и проверки документов было принято пять решений об отказе во внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. В таблице 7 приведены основания для принятия таких решений. Таблица 7
С целью информирования аудиторской общественности и иных заинтересованных лиц о ходе формирования государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов информация о принятых решениях и ходе рассмотрения заявлений о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов размещалась на официальном сайте Минфина России в сети Интернет. Пресс-релизы о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов публиковалась в день принятия решения или на следующий день. Пресс-релизы об отказе во внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов и информация о ходе рассмотрения заявлений о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов публиковались начиная с 15 декабря 2009 г. Всего за время рассмотрения и проверки заявлений опубликовано восемь пресс-релизов о принятых Минфином России решениях, три информационных сообщения о ходе рассмотрения заявлений и одно информационное сообщение о количестве членов саморегулируемых организаций аудиторов. Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов открыт 1 октября 2009 г. и размещен на официальном сайте Минфина России в сети Интернет. По мере внесения записей в государственный реестр информация на Интернет-сайте обновлялась. Сведения из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов (по состоянию на 28 декабря 2009 г.) размещены на официальном сайте Минфина России в сети Интернет 31 декабря 2009 г. Проблемы регистрации саморегулируемых организаций аудиторов В процессе подачи, рассмотрения и проверки документов выявился ряд проблем, в том числе нарушения и недостатки. При принятии решений о внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов либо отказе в этом выявленные нарушения и недостатки рассматривались и оценивались с учетом всех конкретных обстоятельств с точки зрения влияния их на возможность исполнения саморегулируемыми организациями аудиторов предусмотренных Федеральным законом функций, прав и обязанностей, существенности выявленных нарушений и недостатков, возможности исправления их. В ряде случаев некоммерческим организациям направлялись запросы о представлении дополнительной информации либо разъяснений информации. Кроме того, некоторые заявители в процессе рассмотрения и проверки документов Минфином России представляли уточненные документы и сведения. 1. Несоответствие некоммерческой организации требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 17 Федерального закона В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям: 1) объединения в составе саморегулируемых организаций аудиторов в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Федеральным законом требованиям к членству в такой организации; 2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемых организаций аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов; 3) обеспечения саморегулируемых организаций аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемых организаций аудиторов. Однако имели место случаи несоответствия некоммерческих организаций некоторым из указанных требований вследствие представления ими документов, содержащих недостоверную информацию. В частности: а) объединение в составе саморегулируемой организации аудиторов в качестве ее членов менее 700 физических лиц, соответствующих установленным Федеральным законом требованиям к членству в такой организации (два заявителя); б) необеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемых организаций аудиторов (три заявителя). 2. Непредставление предусмотренных Федеральным законом документов Перечень документов, представляемых некоммерческой организацией вместе с заявлением о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, установлен частью 2 статьи 21 Федерального закона. Данный перечень является исчерпывающим. Однако отдельные некоммерческие организации представляли не все документы, предусмотренные указанным перечнем. В частности, имели место случаи непредставления: а) перечня членов некоммерческой организации – коммерческих организаций, соответствующих требованиям к членству в саморегулируемых организаций аудиторов (один заявитель); б) копий документов, подтверждающих государственную регистрацию членов некоммерческой организации – юридических лиц (четыре заявителя); в) копии документа, подтверждающего наличие компенсационного фонда (один заявитель). 3. Представление документов, несоответствующих установленным Федеральным законом требованиям Требования к документам, представляемым некоммерческой организацией вместе с заявлением о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, установлены Федеральным законом (часть 2 статьи 21, др.). Однако ряд некоммерческих организаций представлял документы, несоответствовавшие указанным требованиям. В частности, имели место случаи представления: а) копий документов, подтверждающих государственную регистрацию членов некоммерческой организации – юридических лиц, не заверенных некоммерческой организацией (три заявителя); б) стандартов аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, не соответствующих требованиям части 2 статьи 7 Федерального закона, а именно: определяющих требования к порядку осуществления аудиторской деятельности вместо требований к аудиторским процедурам, дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг (четыре заявителя); в) устава некоммерческой организации, членами которой являются физические лица и (или) организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими организациями, в котором не предусмотрены положения, обеспечивающие независимость аудиторов и аудиторских организаций в деятельности органов управления такой организации при осуществлении этими органами функций, непосредственно связанных с аудиторской деятельностью (три заявителя). 4. Представление документов, содержащих недостоверную информацию Имели место следующие случаи представления документов, содержащих недостоверную информацию: а) в перечни членов некоммерческой организации включены члены, не соответствующие требованиям к членству в саморегулируемых организациях аудиторов (четыре заявителя). В частности: члены, не имеющие квалификационных аттестатов аудитора; члены, не уплатившие взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации аудиторов; члены, не уплатившие установленные некоммерческой организацией вступительные или членские взносы; члены, не представившие при приеме в некоммерческую организацию документы, установленные Федеральным законом; члены, представившие при приеме в некоммерческую организацию документы, не отвечающие установленным требованиям; б) в перечни членов некоммерческой организации не включены все члены, соответствующие требованиям к членству в саморегулируемой организации аудиторов (один заявитель); в) данные документа, подтверждающего наличие компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов, не соответствуют данным перечней членов некоммерческой организации (семь заявителей); г) данные документов, подтверждающих государственную регистрацию членов некоммерческой организации – юридических лиц, не соответствуют данным перечней членов некоммерческой организации – юридических лиц, соответствующих требованиям к членству в саморегулируемых организациях аудиторов (восемь заявителей); д) в перечнях членов некоммерческой организации приведены неверные сведения (восемь заявителей). В частности, сведения, не соответствующие сведениям реестра лицензий на осуществление аудиторской деятельности, государственного реестра аудиторов аудиторских организаций; е) фактические ошибки в перечнях членов некоммерческой организации (восемь заявителей). 5. Включение в перечни членов некоммерческой организации лиц, являющихся членами других некоммерческих организаций – саморегулируемых организаций аудиторов В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов. Однако имели место случаи, когда в перечни членов некоммерческой организации включались члены, являвшиеся членами других некоммерческих организаций – саморегулируемых организаций аудиторов (три заявителя). 6. Состояние реестров членов некоммерческих организаций, объединяющих аудиторские организации, аудиторов Рассмотрение и проверка документов показали, что реестры членов некоммерческих организаций, объединяющих аудиторские организации, аудиторов находились в неудовлетворительном состоянии. Это касается актуальности данных этих реестров, организации работы по ведению реестра, наличия и хранения документации, подтверждающей записи в реестрах, финансового и технического обеспечения работы по ведению реестра. 7. Формирование компенсационного фонда и хранение денежных средств Рассмотрение и проверка документов выявили серьезные недостатки в организации формирования и хранения компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов. В частности: прием взносов в компенсационный фонд наличными денежными средствами в кассу некоммерческой организации; длительное хранение указанных средств в кассе некоммерческой организации; хранение средств компенсационного фонда на расчетном счете некоммерческой организации без обособления их от иных средств; зачисление в компенсационный фонд средств, которые не могут рассматриваться в качестве взносов аудиторов и аудиторских организаций; уплата взносов в компенсационный фонд за счет членских взносов, неудовлетворительное состояние учета средств компенсационного фонда. 8. Предоставление недостоверной информации о статусе некоммерческой организации В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Однако имели место случаи, когда некоммерческие организации после подачи заявления о внесении сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, но до окончания рассмотрения этих заявлений объявляли себя саморегулируемыми организациями аудиторов. 9. Ненадлежащее информирование членов некоммерческих организаций о ходе рассмотрения и проверки документов, а также о принятых решениях В ходе регистрации саморегулируемых организаций аудиторов имели место серьезные недостатки в организации информирования некоммерческими организациями, подавшими заявления о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, своих членов о ходе рассмотрения и проверки документов, а также о принятых решениях. В частности: отсутствие или несвоевременное доведение некоммерческими организациями до своих членов информации; сокрытие информации о принятом решении об отказе во внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов; необъективное представление информации о ходе рассмотрения и проверки документов. Основные направления совершенствования регистрации саморегулируемых организаций аудиторов Анализ формирования государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов в 2009 г. выявил следующие основные направления совершенствования предусмотренного Федеральным законом порядка внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов: а) разделение требований к некоммерческой организации на этапе ее регистрации и требований к саморегулируемым организациям аудиторов; б) дальнейшая регламентация порядка рассмотрения и проверки сведений о некоммерческой организации; в) унификация форм документов, представляемых некоммерческими организациями; г) уточнение оснований для принятия решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов; д) введение ограничений на повторную подачу заявления в случае принятия решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов; е) уточнение порядка формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемых организаций аудиторов. Кроме того, проведенная в 2009 г. регистрация саморегулируемых организаций аудиторов показала необходимость установления строгого контроля за соблюдением саморегулируемыми организациями аудиторов установленного порядка ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, обеспечения результативности такого контроля и принятия мер воздействия к нарушителям этого порядка. Приложение Ход рассмотрения заявлений некоммерческих организаций о внесении сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов в 2009 г.
|