Реферат: Мониторинг социально-педагогического сопровождения семьи
Название: Мониторинг социально-педагогического сопровождения семьи Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»
Мониторинг социально-педагогического сопровождения семьи(сборник методических материалов)
Рыбинск, 2006 Сборник методических материалов подготовлен коллективом авторов в составе: Савин Г.И. (руководитель коллектива), Кисина Т.С., Орлова Т.А., Садовская Д.Е., Смирнова И.Б., Гауш М.В., Холкина И.В., Виноградова Е.В.
В данном сборнике представлены формы диагностических материалов, используемые в деятельности отделений Социально-реабилитационного центра «Наставник» г. Рыбинска, работающих с семьями. Предлагаемые методические материалы могут оказать содействие специалистам и сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних и специалистам органов социальной защиты населения в работе с семьями, нуждающимися в оказании социально - педагогической помощи.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Диагностические методы в работе с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Этапы работы с семьей: I этап – изучение семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 II этап - анализ информации и составление плана работы с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 III этап - коррекционная работа с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 IV этап - контроль за ситуацией в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 ВВЕДЕНИЕ
Предметом внимания всех специалистов по социальной работе в настоящее время является процесс оказания социальной помощи семье. Именно специалист приступает к обследованию семьи, осуществляет первичные контакты и организует дальнейшее взаимодействие с ее членами. В его компетенции составить и зафиксировать представление об адаптационных и реабилитационных возможностях семьи. В его обязанности входят также первичная и регулярно проводимая динамичная оценка социальной ситуации и условий жизни семьи, выявления особенностей ее статуса и материального состояния, положения в ней детей. Вся эта деятельность по сути своей описывается понятием «мониторинг сопровождения семьи». Мониторинг – 1. Постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. 2. Комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Социально-педагогический мониторинг семьи – это система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Цель социально - педагогического мониторинга семьи – обеспечение эффективности работы с семьей, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации. Основные принципы мониторинга: 1. непрерывность, продолжительность во времени и систематичность; 2. целостность и системность (информация от различных источников должна быть структурирована и систематизирована в удобной для пользователей форме); 3. преемственность и сравнимость (отслеживание динамики изменений, наличие единых критериев и показателей); 4. объективность (данные должны быть максимально формализованы и легко проверяемы); 5. доступность (форма представления данных должна удовлетворять потребности разных пользователей). Сущность социально–педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение и т.д.), так и полученные в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование и д.р.). Мониторинг - постоянно присутствующий элемент в работе с семьей. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, изменчивость ее структуры, обязателен переход от единичных диагностических процедур к осуществлению социально – педагогического мониторинга семьи на протяжении всех этапов работы с семьей. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ Для социально-педагогического мониторинга семьи чаще всего используются следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, метод экспертной оценки, параметрический метод, анализ документов, биографический метод.
Метод наблюдения широко используется социальными педагогами и другими специалистами. Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Наблюдение характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдения, цели и задачи. План наблюдения должен дать ответы на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать и в течение какого времени?
Метод наблюдения может быть использован при посещении семьи по месту жительства или при встречах ребенка с родителями (если ребенок находится в социально-реабилитационном центре). При посещении ребенка по месту жительства социальный педагог фиксирует условия жизни семьи, составляет акт обследования семьи. Но посещение семьи не должно сводиться лишь к «инспекционному обходу». Нигде с такой точностью нельзя уловить атмосферу семьи, как в привычной для нее обстановке. При встречах ребенка с родителями на территории социально-реабилитационного центра наблюдение дает возможность выяснить: - интересует ли родителей содержание и характер времяпровождения ребенка в центре; - каковы способы принятого в семье обращения друг с другом; - что родители считают важным для себя и своего ребенка в работе центра (об этом свидетельствуют их вопросы, просьбы или отсутствие таковых). Результаты наблюдения позволяют социальному педагогу верно оценить ситуацию в семье и спланировать дальнейшую работу с семьей.
Условия эффективности: - целенаправленность (четко знать - что и зачем изучать, с какой целью); - систематичность (наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а постоянно, в соответствии с планом, систематически); - планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), критерии и показатели (что фиксировать), предполагаемые результаты; при этом надо точно определить предмет наблюдения - те особенности, за которыми ведется наблюдение; - объективность (в процессе наблюдения необходимо фиксировать не свои предположения, а записывать объективные факты, действия, особенности поведения); - фиксация. Все данные наблюдения должны регулярно фиксироваться по определенной системе. Полученные результаты, материалы должны обязательно записываться по ходу наблюдения или сразу после него. Записи лучше вести в хронологическом порядке, через определенные интервалы времени. Для сокращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различных схем, таблиц, матриц и т.п. Важнейшее достоинство наблюдения заключается в том, что оно может осуществляться в различных ситуациях, при этом не требуется создания особых условий (метод универсален). Кроме того, наблюдение позволяет изучать проблемы, анализировать деятельность, поведение в естественных условиях (метод естественен). Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения предварительных фактов. К недостаткам наблюдения относят: - трудность сопоставления результатов; - ограниченность личностными возможностями наблюдаемого; - принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации; - сложность, а часто и невозможность повторения наблюдений; - субъективность - наблюдение показывает внешние стороны процесса; существует эффект снисходительности, ошибка усреднения; - пассивность - метод не может повлиять на ход событий; - трудоемкость - большая затрата сил и времени; - вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц. Несмотря на ряд недостатков, наблюдение является одним из основных методов, используемых в педагогической практике, дающий наиболее эффективные результаты в сочетании с другими методами получения информации. Беседа – один из основных методов изучения семьи. Проведение беседы предполагает: - четкую постановку цели; - продумывание способа ее ведения; - умение расположить к себе собеседника с самого начала беседы; - знание особенностей проведения бесед. Первые, как правило, непродолжительные беседы должны затрагивать значимые для родителей или ребенка проблемы. Если один и тот же вопрос в разной форме удается поставить в нескольких беседах, то, судя по характеру ответов, возникает уверенность в правильности полученной информации. На этапе изучения семьи важную информацию можно получить, беседуя не только с членами семьи, но и с учителями, воспитателями ребенка. Педагоги, которые длительное время наблюдают за семьей, могут дать объективную информацию о членах семьи и методах воспитания детей. Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Требования к организации интервью: - проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); - определение достаточного количества времени; - устранение или уменьшение влияния третьих лиц; - формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение (разговорный стиль). Виды интервью: - свободное интервью (проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана, определяется только тема, а направление, логическая структура, последовательность вопросов зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью); - фокусированное интервью (его целью является сбор мнений по поводу конкретной ситуации, вопросы заготавливаются заранее, каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться). При проведении беседы, интервью следует придерживаться определенных правил. · Начинать общение следует с приятной тематики, это способствует установлению контакта. Доброжелательное и уважительное отношение в разговоре не менее важно, чем умение убедительно говорить, аргументировать сказанное. · Важнейшее условие беседы - откровенность между участниками; только при создании атмосферы полной откровенности в беседе раскрывается внутренний мир собеседника. · Беседа должна быть не случайной, а запланированной. Важным моментом является выбор времени и места беседы (интервью). · Первые 15 минут разговора надо использовать максимально продуктивно, поскольку потом наступает утомление. · Желательно разговор строить по «принципу воронки», при котором идет переход от вопросов наиболее простых - к более сложным, от вопросов более общих - к более частным и конкретным. Не следует задавать (особенно вначале) вопросов анкетного или биографического характера. · Беседа, интервью должны вестись с учетом возрастных особенностей, интересов, потребностей, склонностей собеседника. · Вопросы в ходе беседы могут импровизироваться, однако в итоге ее эффективность определяется выяснением исходных, заранее составленных вопросов. · В ходе разговора могут использоваться следующие типы вопросов - прямые, косвенные и проективные. Прямые вопросы открыто затрагивают тему разговора, в результате ответов на косвенные вопросы выясняется не предмет разговора, а лишь его связи и отношения с другими предметами и явлениями. Проективные вопросы вообще не касаются темы разговора, выводы по ответам на них делаются методом аналогии. К проективным вопросам относятся, например, незаконченные предложения, сочинение сказок, рассказы по картинкам. · Заканчивается разговор обязательно повторением основных итогов, достигнутых в нем, и точек соприкосновения. Разговор никогда не должен заканчиваться на конфликтных нотах. · Беседа, интервью не должны длиться более 30-40 минут. Условия эффективности беседы, интервью: - наличие четко продуманного плана; - предварительная подготовка и продумывание вариантов вопросов; - личные качества организатора; - гибкость и чуткость в ходе проведения; - умение организатора слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу; - понимание эмоциональных состояний собеседника, своевременное реагирование на их изменение. К несомненным достоинствам беседы и интервью следует отнести: - наличие контакта с собеседником; - возможность наблюдать и учитывать ответные реакции собеседника, видеть невербальные знаки (жесты, мимику, настроение), оценивать поведение, отношение к содержанию разговора; - возможность задавать дополнительные уточняющие вопросы; - неформальная обстановка для получения информации. Однако техника беседы, интервью достаточно сложна и не всегда надежна и достоверна. Это объясняется тем, что неизбежен субъективизм, сугубо индивидуальные словесные сообщения, суждения. Нельзя гарантировать полную достоверность и надежность информации, полученной даже при самом тщательном проведении беседы, интервью. Недостаток этого метода также состоит в сложности, а порой в невозможности фиксирования данных. Беседа, интервью, как и наблюдение, наиболее естественные методы изучения семьи. Беседа (интервью) может углубить и расширить фактический материал, полученный в ходе применения других методов. После посещения на дому и наметившегося общего сближения с родителями можно использовать анкетирование, как метод более подробного изучения семьи. На результативность анкетирования влияет ряд условий: -подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление; -постановка как прямых, так и косвенных вопросов; -исключение подсказок в формулировках вопросов, предупреждение двойственного понимания вопросов; -использование анкет как закрытого типа с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых анкет, позволяющих опрашиваемому высказывать свое собственное мнение. Анкета имеет целью получить дополнительные и более подробные данные об особенностях и условиях жизни семьи, методах воспитания, характере взаимоотношений родителей с детьми. Нецелесообразно проводить анкетирование, не зная семьи или в самом начале знакомства с ней. Уже сложившееся впечатление помогает ориентироваться в справедливости и достоверности полученных ответов, их действительном соответствии практике взаимодействия с семьей. Примерная композиция анкеты. 1. Краткое вступление («шапка»), объясняющая цели и задачи исследования, технику работы с анкетой (подчеркивать, обводить, вписывать и т. д.). 2. Вступительные вопросы, касающиеся конкретных действий, событий, фактов, преимущественно закрытые по форме. 3. Оценочные вопросы, касающиеся мнений, суждений, требующие анализа, размышления (как правило, открытые по форме). 4. Вопросы малой сложности. 5. «Паспортичка» (если опрос не анонимный) - сведения об отвечающем. 6. Заключение. Благодарность за участие в опросе. Анкета должна быть рассчитана на заполнение в течение 15-20 минут, при этом желательно, чтобы ее текст уместился на одной странице листа формата А-4. Опыт показывает, что данный метод не рекомендуется использовать для детей младше 10-ти лет. Эффективность метода анкетного опроса зависит от ряда условий. 1. Умение организатора мотивировать отвечающих на участие в опросе. 2. Соответствие содержания вопросов обозначенной цели исследования и задачам. 3. Соблюдение правил построения опросного листа, адекватность его формы целям и задачам опроса, возрастным особенностям участников. 4. Понимание отвечающими сути вопросов и порядка действий. 5. Полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов в вопросах закрытой формы. 6. Отсутствие намеков на желательные ответы. К достоинствам анкетного опроса можно отнести: - возможность охвата большого числа отвечающих; - минимум влияния исследователя на опрашиваемого; - довольно большая скорость сбора информации; - возможность сравнения результатов нескольких исследований. Однако данный метод не свободен и от ряда недостатков, которые необходимо учитывать при его выборе и использовании: - негибкость, невозможность вмешиваться, контролировать и регулировать процесс заполнения анкет; - сравнительно невысокая объективность (трудно рассчитывать на глубокое проникновение в суть ситуации, на полные, точные и искренние ответы); - проблема сбора заполненных анкет при заочном опросе; - различное понимание, субъективное трактование анкетируемыми поставленных вопросов. Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы, т.е. семьи (на «входе») и нынешнего состояния социальной единицы (на «выходе»). Разница между этими параметрами представляет собой «социальный эффект» или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик. Анализ документов – один из наиболее часто используемых методов в социально – педагогической работе. Данный метод экономичен. Позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений метода можно отнести следующее: - учетная информация нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов; - отдельные блоки информации очень быстро устаревают; - цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться. Биографический метод – также может быть использован социальным педагогом. Существуют различные источники биографических данных: направленные интервью, свидетельства родственников, сообщения клиента о своей жизни, отдельных этапах жизни или жизни каких-либо родственников. При использовании данного метода следует учитывать два момента: «эффект дистанции» (по прошествии времени человек может иначе оценивать те или иные события своей жизни) и необходимость анализа получаемой информации, так как извлеченный из нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально вложил человек. Практика работы с проблемными семьями позволяет выделить следующие этапы работы с семьей : I. Изучение семьи II. Анализ информации и составление плана работы с семьей III. Коррекционная работа с семьей IV. Контроль за ситуацией в семье I этап - ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ.
Задачи : 1.Установление контакта с членами семьи 2. Сбор информации о семье На этом этапе устанавливается контакт с членами семьи, собирается информация о семье. Социальный педагог старается установить контакт, даже если семья не вызывает симпатии, если трудно одобрить манеру поведения родителей, принять их позицию. Выясняется состав семьи, условия жизни, семейная атмосфера, характер взаимоотношений в семье. Кроме того, на данном этапе необходимо создать у членов семьи ясные представления о деятельности социально-реабилитационного центра, возможностях его специалистов. При первичном знакомстве с семьей, поступившей в отдел по направлению организации, учреждения (школа, КДН, отдел охраны прав детства и др.) (см. Приложение №1) или по собственной инициативе осуществляется патронаж семьи. Во время первого патронажа выясняются подробные данные обо всех членах семьи, обследуются жилищные условия. Для фиксирования результатов обследования могут быть использованы различные Опросники, Справка о первичном обследовании семьи (см. Приложение № 2,3,4). Далее из бесед с членами семьи, наблюдений за их образом жизни, изучения документации, поступившей на данную семью, выясняется тип семьи, оцениваются стресс - факторы семьи. Условно все семьи мы делим на три типа: асоциальные, педагогически несостоятельные и конфликтные (см. Приложение №5,6,7,8). Определение типа семьи необходимо при составлении плана работы с семьей и определения специалистов, которые будут привлекаться к работе. Большое значение имеет информация, которую могут дать классные руководители детей, школьные психологи. Они по просьбе социальных педагогов заполняют Карты прогнозирования, психолого – педагогические характеристики на учащегося, включающие информацию о семье несовершеннолетнего (см. Приложение №9, 10). Далее после установления доверительных отношений между социальным педагогом и членами семьи можно провести анкетирование и ряд других диагностик с целью выяснения уровня воспитанности детей, их положения в семье, характера взаимоотношений между родителями и их детьми (см. Приложение № 11, 12, 13,14). Затем с помощью применения различных методов (наблюдение, анализ документации, интервью и др.) можно сделать вывод об особенностях и недостатках семейного воспитания в целом, о социальном благополучии ребенка (см. Приложение № 15, 16). Одна из задач диагностики – определить, какие права ребенка нуждаются в защите. Основные права ребенка, а также индикаторы для выявления их нарушений, в том числе и документально оформленные, представлены в Приложении №17. Приложение №1 В МУ СРЦ «Наставник» Направление
ФИО несовершеннолетнего ________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ Дата рождения ___________________________________________________________________________________ Образовательное учреждение ________________ класс _________________________________________________ ФИО родителей и место работы_____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ Домашний адрес __________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ Причины неблагополучия родителей _________________________________________________________________ Причины неблагополучия ребенка ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Примечания ______________________________________________________________________________________ Дата _________________ Классный руководитель __________________
Направление составляется классным руководителем несовершеннолетнего, если несовершеннолетний и его семья направлены в СРЦ.
Приложение №2 Вопросник для обследования семьи
Общие сведения о семье
Домашний адрес и телефон семьи___________________________________________________________________ Состав семьи: - полная - неполная -материнская -несовершеннолетние родители - разводящаяся семья - опекунская Жилищно – бытовые условия Квартира: - 1-комнатная - 2-комнатная - 3-комнатная - все удобства (частичные) - комната в коммунальной квартире - снимают частный дом (квартиру) - комната в общежитии - собственный дом (коттедж) - имеется частный участок Состояние жилья - благоустроенная - неблагоустроенная - аварийное -антисанитарное Сведения о бюджете семьи - зарплата каждого члена семьи - пенсии пособия всех членов семьи - стипендии и субсидии - доход одного из членов семьи - учет в отделе по проблеме семьи и детей Источник получения дохода - постоянная работа - временная работа - кустарное производство - коммерческая деятельность - государственные пособия - огород (приусадебное хозяйство) - помощь родственникам Достаток семьи - квартира меблированная / нет - есть необходимая одежда / нет Медицинские сведения о семье - наличие инвалидов - наличие психических заболеваний у членов семьи - наличие наследственных заболеваний - наличие патологических заболеваний - наличие тяжких заболеваний у членов семьи
Сведения о детях Ф.И.О.__________________________________________________________________________________________ Возраст_________________________________________________________________________________________ Место рождения__________________________________________________________________________________ Посещает: - школу - детский сад - интернат - учреждение дополнительного обучения (кружки, секции и др.) - нечего не посещает - приходят на дом педагоги Физическое состояние: - здоров - слабое здоровье - инвалидность (диагноз):__________________________________________________________________________ - врожденные дефекты и пороки - хронические заболевания Интеллект ребенка - в норме - педагогическая запущенность - задержка интеллектуального развития - выше нормы Наличие девиации - потребление алкоголя - потребление наркотиков - токсикомания - бродяжничество - сексуальная распущенность - повышенная конфликтность - аутичность - заторможенность Криминальные наклонности - воровство - хулиганство - бандитизм - вандализм - состоит / не состоит на учете в ИДН Отношения между родителями - любовь (нелюбовь) - безразличие - уважение - ненависть - агрессивность - унижение - сексуальное унижение Сведения о родителях Мать Ф.И.О.__________________________________________________________________________________________ Дата рождения___________________________________________________________________________________ Образование_____________________________________________________________________________________ Место работы, должность, рабочий телефон__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Состояние здоровья - наличие хронических заболеваний - тяжких - наследственных - инвалид (диагноз)_______________________________________________________________________________ Наличие девиации - алкоголизм - наркомания - токсикомания - сексуальная распущенность - криминальные наклонности - находится в тюрьме / освободилась Отношение к детям - активно занимается воспитанием - не занимается воспитанием - совсем не обращает внимания - унижает - агрессивна - подавляет - бьет - одинаково относится ко всем - выделяет кого-то Отец Ф.И.О.__________________________________________________________________________________________ Дата рождения___________________________________________________________________________________ Образование_____________________________________________________________________________________ Место работы, должность, рабочий телефон__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Состояние здоровья_______________________________________________________________________________ инвалид (диагноз)________________________________________________________________________________
Наличие девиации - алкоголизм - наркомания - токсикомания - сексуальная агрессивность Отношение к детям - активно занимается воспитанием - не занимается воспитанием - пассивен - агрессивен - унижает - подавляет - бьет - одинаково относится ко всем - пользуется авторитетом - пользуется уважением Другие члены семьи ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Родственные связи Отец - родной - неродной - нет Мать - родная - неродная - нет Братья / сестры___________________________________________________________________________________ Отношения с членами семьи - сильная привязанность - уважение - слабая привязанность - безразличие - нелюбовь - страх - ненависть - полная доверительность - частичная доверительность - полное взаимопонимание - полное непонимание Основные проблемы семьи ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Требующаяся семье помощь - социальная - медицинская - педагогическая - юридическая Получаемая ранее помощь - социальная (материальная): деньги, путевки, консультации и др. - медицинская - педагогическая - юридическая Результат помощи - частичные изменения - никаких изменений ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Помощь оказанная ребенку-инвалиду - социальная (состоит на учете в организациях социальной защиты населения) - материальная - медицинская (оздоровительные курсы, лечение) - педагогическая - юридическая Результат помощи инвалидам - стал чувствовать себя физически лучше - стал чувствовать себя духовно лучше - развивается физически - развивается духовно - никаких результатов - отказ со стороны: педагогов медиков социальных работников Дополнительные сведения ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
Приложение №3
ОПРОСНИК ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ПРИЕМНОМ ОТДЕЛЕНИИ
1. Точный адрес, телефон 2. Данные о ребенке, находящемся в приемном отделении: возраст, какое ДОУ или школу посещает, состоит ли на учете в милиции, взаимоотношения ребенка с другими членами семьи, со сверстниками. Какие у него проблемы: трудное поведение, отклонение в состоянии здоровья и т.д. 3. Состав семьи ребенка, в которой он живет: родители (степень их родства с ребенком), бабушки, дедушки, братья, сестры, другие родственники. 4. Данные о родителях: ОТЕЦ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков, уровень образования, где и кем работает или не работает, привлекался ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав. МАТЬ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков, уровень образования, где и кем работает или не работает, привлекалась ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав. 5. Другие дети: возраст каждого, состояние здоровья, посещение дошкольных или школьных учреждений 6. Другие родственники: родственные связи по отношению к данному ребенку, характерные особенности. 7. Жилищные условия: живут в отдельном доме, квартире (отдельной, коммунальной), сколько человек в одной комнате. Комната, где находятся дети. Санитарные условия, санитарное состояние жилища. 8. Материальные условия семьи: примерный ежемесячный бюджет семьи, получают ли пособия на детей. 9. Моральная и психологическая обстановка в семье: наличие частых гулянок, драк, запоев одного или двух родителей. Отношение взрослых друг к другу: избиение, насилие. 10. Отношение к данному ребенку: проявление любви, заботы, пренебрежения, невнимания; наказания (физические и другие), физическое и сексуальное насилие. 11. Отношение к другим детям — есть ли различия между отношением к другим детям и ребенку, находящемуся в приемном отделении. 12. Социальная помощь данной семье — имеются ли дополнительные социальные пособия, льготы и в связи с чем.
Приложение №4 Справка о первичном обследовании семьи Семья __________________________________________________________________________________________ Адрес __________________________________________________________________________________________ Состав семьи:
Жилищные условия семьи _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Материальное положение семьи ____________________________________________________________________ Дата посещения ________________ Подпись ___________________ Приложение №5 Диагностика типа семьи
Семья ________________________________________________________________________________________
Общий вывод о типе семьи ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Приложение №6 Диагностическая карточка Типология семьи Ф.И.О. ребенка___________________________________________________________________________________ Дата рождения___________________________________________________________________________________ Образовательное учреждение_______________________________________________________________________ Адрес проживания________________________________________________________________________________
Данная карточка заполняется с использованием классификации семей. ТИПЫ СЕМЬИ Асоциальные семьи
1.Нездоровая нравственная атмосфера 1.1. вовлечение в аморальный образ жизни 1.2. прививание ребенку социально нежелательных потребностей 2.Психологическое насилие 3.Физическое насилие 4.Нет надзора со стороны родителей 5.Физически слабый нездоровый ребенок 6.Окружен себе подобными детьми 7.Уходы из дома 8.Психические заболевания 8.1. мать 8.2. отец 9. Родители или ребенок злоупотребляют спиртными или наркотическими веществами 10. Семьи, где один член семьи совершил правонарушение или преступление 11. Семьи, где один член семьи совершил преступление против другого Конфликтные семьи 1.Нетерпимость одного из родителей 1.1. отец 1.2. мать 1.3. отчим 1.4. мачеха 2.Резкое падение уровня жизни 3. Кризис семейных отношений (предразводная ситуация) 3.1. затяжные конфликты 3.2. хроническое перенапряжение 3.3. настраивание родителями ребенка друг против друга 4. Вымещение на ребенке нервного напряжения Педагогически несостоятельные семьи
5. Подавление, унижение ребенка, как личности 5.1пренебрежение к миру детских увлечений 5.2. навязывание друзей угодных родителям 5.3. нетерпимость к особенностям темперамента 5.4. тяжесть наказание несоизмерима с проступком 6.Попадание под влияние других 6.1. уличные компании 6.2. неформальные группы Приложение №7 Оценка стресс-факторов в семье (подчеркнуть или вписать дополнительно)
.
Приложение №8 Факторы риска семьи
Приложение №9 Карта прогнозирования ФИО учащегося ____________________________________________________________________________________________ Возраст ________________________ Школа ______________________ Класс ______________ Состав семьи ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика девиантности поведения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Классный руководитель _________________________________________________________________ Приложение №10 Психолого-педагогическая характеристика учащегося Общие сведения о ребенке
Фамилия, имя____________________________________________________________________________________ Дата рождения___________________________________________________________________________________ Школа, класс____________________________________________________________________________________ Сведения о состоянии здоровья_____________________________________________________________________ Сведения о семье ребенка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проявление личностных качеств в поведении ребенка Успеваемость____________________________________________________________________________________ Отношение к учебе_______________________________________________________________________________ Отношение к людям______________________________________________________________________________ Волевые качества личности________________________________________________________________________ Особенности психических процессов и эмоций Внимание_______________________________________________________________________________________ Память__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мышление______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности функционирования нервной системы : - быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки, неутомим; - быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроения; - стабилен в проявлении настроения; - преобладает возбуждение; - торможение и возбуждение уравновешены; - преобладает торможение. Эмоциональная уравновешенность:
- спокоен; - эмоционально уравновешен; - эмоциональные вспышки редки; - эмоциональные вспышки по незначительному поводу; - повышенно возбудим. Психолог Классный руководитель Приложение №11 Анкета воспитанника
1. Ф. И.О.______________________________________________________________________________________ 2. Дата рождения_______________________________________________________________________________ 3. Школа, класс_________________________________________________________________________________ 4. Какие уроки, по каким предметам ты посещаешь: а) С желанием________________________________________________________________________________ б) Без желания_______________________________________________________________________________ в) Не могу сказать____________________________________________________________________________ 5. Каким учеником ты себя считаешь: а) Способным б) Средним в) Малоспособным г) Труднообучаемым 6. Какой ты видишь свою школу в настоящее время: а) Второй дом б) «Принудиловка» в) Любимое место г) Дом творчества д) Школа радости е) Место, где тебя позорят ж) Школа общения з) Место, куда не хочется возвращаться и) Место, где чувствуешь себя хуже других 7 Подчеркни качества, которые подходят для тебя больше всего: честность, правдивость, доброта, щедрость, коллективизм, товарищество, трудолюбие, работоспособность, сила воли, настойчивость, оптимизм, вера, скромность, терпимость, выдержка, достоинство, честь, активность, смелость, предприимчивость, самостоятельность, независимость, любознательность, увлеченность, культурность, решительность, умение постоять за себя. 8 В каких видах деятельности ты хотел бы участвовать в свободное время (подчеркни): работа с малышами, благоустройство двора, оплачиваемая работа вне школы, работа в саду или на огороде, слушание музыки, пение, танцевальный кружок, дискотека, предметный кружок, компьютерные игры, просмотр теле- и видеопрограмм, технический кружок, спортивная секция, чтение, встречи с друзьями на природе, кружок художественного творчества. 9 Кто проживает вместе с тобой в семье (перечисли)_________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ 10 Как часто ваша семья собирается вместе? (Подчеркни) ежедневно по выходным редко никогда 11 Что делает ваша семья, собравшись вместе? (Подчеркни) решает проблемы вместе работает каждый занят своим делом вместе отдыхает 12 Принимаешь ли ты во внимание мнение родителей при выборе друзей? (Подчеркни) всегда иногда никогда 13 Говоришь ли ты родителям правду? всегда иногда никогда 14 Как ты оцениваешь свои отношения с окружающими доверительные полное взаимопонимание уважительные конфликтные неуважительные 15 Как часто родители принимают в отношении тебя «воспитательные меры»? Какие? ласка, поощрение, убеждение, внушение, разъяснение, принуждение, жесткие требования, угроза, ругань, оскорбление, физическое наказание, унижение перед другими людьми ____________________________________________________________________________________________ 16 Одинаковы ли требования, которые предъявляют к тебе в семье? да нет не совсем 17 Какие из жизненных целей являются для тебя главными? Пронумеруй их по значимости: - фирменные вещи, - физическая сила - красивая внешность - любовь - деньги - уважение окружающих - верные друзья - признание общества - интересная профессия - развлечения - здоровье - ум 18 Как ты оцениваешь состояние своего здоровья? (подчеркни) совершенно здоров здоровье нормальное среднее здоровье беспокоит, слабое 19 Употребляешь ли ты табак, алкоголь, наркотические или токсические вещества? (подчеркни, что именно). 20 Как часто? (подчеркни) постоянно иногда никогда пробовал один раз. Приложение № 12 Анкета для родителей 1. Какими Вы считаете взаимоотношения в вашей семье? А) очень хорошими Б) хорошими В) не очень хорошими Г) плохими 2. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом? А) да Б) не совсем В) нет 3. Что делают, собравшись вместе, члены Вашей семьи? А) занимаются бытовым трудом Д) делятся впечатлениями Б) работают на приусадебном участке Е) каждый занимается своим делом В) смотрят телевизор Ж) другое______________________ Г) обсуждают учебу детей 4. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты? А) да, часто Б) иногда В) редко Г) не бывают 5. Чем обусловлены ссоры и конфликты? А) непониманием членами семьи друг друга Б) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность и т.д.) В) отказом участвовать в семейных делах, заботах Г) разногласия в вопросах воспитания детей Д) злоупотребление алкоголем Е) другое __________________________________________________ 6. Каковы способы разрешения конфликтов в Вашей семье? А) примирение Б) обсуждение ситуаций и принятие обоюдного решения В) прекращение контактов на некоторое время Г) обращение за помощью к другим людям (родственники, соседи и д.р.) Д) конфликты практически не прекращаются и имеют затяжной характер 7. Бывают ли дети свидетелями или участниками конфликтов? А) да, часто Б) иногда В) никогда 8. Как реагируют дети на семейные конфликты? А) переживают, плачут Б) становятся на сторону одного из родителей В) стараются помирить родителей Г) уходят из дома Д) замыкаются в себе Е) относятся безразлично Ж) становятся озлобленными, неуправляемыми З) пытаются найти поддержку у других людей 9 Что Вы намерены делать для улучшения микроклимата в семье? _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Приложение №13 Опросник для родителей
1. Когда ребенок не слушается вас, вы обычно: · Кричите на него · разговариваете, уговариваете · не реагируете на его оправдания, молчите · можете избить · даете подзатыльник · пытаетесь объяснить, что он не прав · другое (что именно)________________________________________ 2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на своем ребенке? · Да, часто · иногда · трудно сказать · никогда · другое (что именно)__________________________________ 3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка: · стремление воспитать · «разрядка» стрессовой ситуации, независящей от ребенка · ссора с супругой (супругом) · когда он чего-то требует, просит · когда огорчает · избиение ради избиения · желание убедить его в своей точке зрения · не могу объяснить · другое (что именно)________________________________ 4. Появлялось ли иногда у вас желание избить ребенка, выгнать его из дома, запереть в темной комнате (подчеркните)? · да · нет · иногда · трудно сказать · другое (что именно)________________________________ 5. Какой вид наказаний вы выбираете при тяжелых провинностях ребенка?__________________________________________________ 6. Укажите, пожалуйста сколько вам лет__________________________________________________ сколько детей в семье_____________________________________________ укажите их возраст_______________________________________________ 7. Когда вы сами были ребенком и не слушались родителей, они чаще: · кричали · пытались уговорить, убедить · молчали · использовали подзатыльники · били · пугали избиением · другое__________________________________________________ 8. Опишите ситуацию радости, праздника в доме:_____________________ _________________________________________________________________ Приложение №14 Тест для родителей Говорите ли вы ребенку следующие фразы?
1. Сколько раз тебе повторять? 2. Посоветуй мне, пожалуйста. 3. Не знаю, что бы я без тебя делала! 4. И в кого ты такой уродился? 5. Какие у тебя замечательные друзья! 6. Ну на кого ты похож! 7. Вот я в твое время… 8. Ты моя опора и помощник! 9. Ну что у тебя за друзья! 10. О чем ты только думаешь!? 11. Какой ты у меня умница! 12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 13. У всех дети как дети, а ты… 14. Какой ты у меня сообразительный! Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 — нет 2, 3, 5, 8, 11, 12, 14 — да Результаты теста: 1. Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности. 2. Если вы допустили 3-5 неверных ответов, вы непоследовательны в обращении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. 3. Если вы допустили 6-10 неправильных ответов, вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас. 4. Если вы допустили 11-14 неправильных ответов, вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам. Приложение №15 Анализ особенностей и недостатков семейного воспитания
Вывод об особенностях и недостатках семейного воспитания_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для уточнения уровня социального благополучия семьи и
характера взаимоотношений с родителями можно использовать следующий опросник:
Хотел бы ты, в своей будущей семье : - иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей? - воспитывать детей так же, как это делают твои родители? - относиться к пожилым родителям, как это принято в твоей родительской семье? - разделять домашнюю работу, как это делается в семье твоих родителей? - проводить свободное время так же, как и твои родители? (Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого ответа: Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?)
Приложение №16 Матрица определения обобщённого показателя социального благополучия подростка
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия подростка Матрицу заполняет социальный педагог на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить подростков группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с подростком и его семьей. Общая сумма баллов-150. При анализе характеристик конкретного подростка набор баллов: - ниже 30 - предполагается принадлежность подростка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск); - от 31 до 40 – социальное благополучие подростка определяется в пределах средней нормы; - более 40 – высокий уровень социального благополучия подростка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Приложение №17
ОСНОВНЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА И ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИХ НАРУШЕНИЙ
II этап – АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Задачи: 1. Рассмотрение и систематизация результатов наблюдений, обследований семьи 2. Формирование выводов о семье 3. Выбор направлений и способов работы с семьей, составление плана работы с семьей На этом этапе социальному педагогу необходимо ответить на следующие вопросы: - Кто в семье нуждается в помощи? - Каков характер этой помощи? - Какие специалисты могут оказать помощь? Социальный педагог оценивает сложившуюся ситуацию в семье, выделяя неблагоприятные для воспитания и развития ребенка факторы, а также положительные моменты. Вместе с членами семьи определяется план дальнейших действий: кого из специалистов центра (психолога, психотерапевта, нарколога, юриста, дефектолога и др.) полезно привлечь к разрешению проблем семьи, каким может быть « вмешательство» в семью, кто и каким образом может помочь семье в первоочередном порядке. Социальный педагог выявляет собственные ресурсы семьи, побуждает родителей к поиску путей самопомощи, направленной на изменение ситуации к лучшему. Ситуация, сложившаяся в семье, оценивается на совещании специалистов отдела (отделения). Это могут быть заведующий отделом (отделением), специалист по социальной работе, социальный педагог, психолог, старший воспитатель и др. Вся собранная информация обобщается социальным педагогом в Паспорте семьи (см. Приложение №1), либо в Диагностической карте семьи (см. Приложение №2), либо в Карте индивидуальной программы реабилитации семьи, несовершеннолетнего (Приложение №3), либо в Социальной карте ребенка – если ребенок находится в стационарном отделении (см. Приложение №4). Делается вывод об особенностях семьи и составляется план работы с семьей. Приложение №1 Паспорт семьи
Семья __________________________________________________________________________________________ Адрес __________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Жилищные условия ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Доход семьи ____________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Сведения о детях: Ф.И.О., год рождения 1. _____________________________________________________________________________________________ 2. ______________________________________________________________________________________________ 3.______________________________________________________________________________________________ 4.______________________________________________________________________________________________ 5.______________________________________________________________________________________________ Учреждение образования, Ф.И.О. классного руководителя, телефон 1.______________________________________________________________________________________________ 2.______________________________________________________________________________________________ 3.______________________________________________________________________________________________ 4.______________________________________________________________________________________________ 5.______________________________________________________________________________________________ Состояние здоровья (хронические заболевания, инвалидность) ________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Уровень воспитанности детей (отношение к учебе, наличие девиаций, отношение между братьями и сестрами в семье и т. д.) ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Сведения о родителях: Мать – Ф.И.О., год рождения _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Образование, место работы, должность, рабочий телефон ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Дополнительные сведения _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Отношение к детям: активно занимается воспитанием агрессивна не занимается воспитанием выделяет кого-то подавляет одинаково относится ко всем унижает __________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
Отец – Ф.И.О., год рождения _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Образование, место работы, должность, рабочий телефон ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Дополнительные сведения _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
Отношение к детям: активно занимается воспитанием агрессивен не занимается воспитанием выделяет кого-то подавляет одинаково относится ко всем унижает __________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Отношения между родителями: любовь безразличие агрессивность ___________________________________________ уважение унижение ненависть ___________________________________________ Другие члены семьи: ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
Отношения с другими членами семьи ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Тип семьи: _____________________________________________________________________________________
Общий вывод о семье и ее воспитательных возможностях: ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
Дата __________________ Подпись ______________________
План работы с семьей
Приложение №2 Диагностическая карта семьи
Проживающей по адресу:__________________________________________________________________________ Состав семьи (Ф.И.О., возраст, место работы) Мать: __________________________________________________________________________________________ Отец: __________________________________________________________________________________________ Дети: __________________________________________________________________________________________ Другие родственники: ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Жилищные условия: ______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Материальные условия: ___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Благополучие социальной обстановки микрорайона проживания: ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Тип семьи: ______________________________________________________________________________________ Факторы социального риска: - внутрисемейные _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ - внешние социальные _____________________________________________________________________ Социально – психологический климат в семье: _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ Психодиагностика детско-родительских отношений в семье (выводы и рекомендации психолога): ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ Показатель социального благополучия: ______________________________________________________________ - взрослых _______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ - детей ____________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Особые примечания: _____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ Социальный диагноз: _____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Социальный диагноз (или оценка)- это дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей и условий, равно как и их взаимосвязи, необходимое для дифференцированной помощи. Оценка предполагает сбор данных о клиентах и условий их жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи. Психолого-педагогический консилиум: Психолог ______________________ Соц. педагог _______________________ Другие специалисты _______________________ _______________________ Приложение №3 Карта индивидуальной программы реабилитации семьи _________________________ Несовершеннолетнего _________________ Индивидуальная программа реабилитации : Карта № ____ от __________________________. Ч.1 -Реабилитация семьи ________________________________________________________________ (фамилия) Ч.2 - Реабилитация несовершеннолетнего _________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ (Ф.И.О.) В ходе обследования семьи определена необходимость проведения реабилитационных мероприятий в отношении семьи ________________________________________________________________________, Несовершеннолетнего __________________________________________________________________________, Проживающих __________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________. Часть 1. Реабилитация семьи 1.Ф.И.О. матери _________________________________________________________________________________ 2.Ф.И.О. отца ___________________________________________________________________________________ 3. Другие члены семьи ___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 4. Адрес постоянного (или временного ) проживания ________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 5. Образование: отца ___________________________________________________________________________________________ матери _________________________________________________________________________________________ 6. Профессиональное образование: отца ___________________________________________________________________________________________ матери _________________________________________________________________________________________ 7. Выполняемая на момент постановки на учет работа: мать ___________________________________________________________________________________________ отец ___________________________________________________________________________________________ другие члены семьи (указать) ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 8.Социльно-бытовой статус семьи: Неполная Многодетная Малообеспеченная Другое (указать) ________________________________________________________________________ 9. Социальный статус семьи: Работающие Неработающие Безработные Пенсионеры (указать) ________________________________________________________________ 10. Социально-средовой статус семьи: Вынужденные переселенцы Без определенного места жительства Условно заключенные (указать) ____________________________________________________________ 11.Жилищно-бытовые условия : Собственный дом (указать общ. площадь)_____________________________________________________ Отельная квартира ________________________________________________________________________ Арендуемое жилье (указать) ________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Наличие сетевого газоснабжения ____________________________________________________________ Наличие канализации _____________________________________________________________________ Техническое состояние жилья (необходимость ремонта, замены жилья и т.д.) ______________________ ________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 12.Источники доходов семьи: Зарплата _________________________________________________________________________________ Пенсия __________________________________________________________________________________ Пособия, компенсации _____________________________________________________________________ Стипендии _______________________________________________________________________________ Другие (указать) __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 13.Наличие в семье граждан льготных категорий (указать статус) ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 14.Наличие в семье инвалидов (указать диагноз, срок инвалидности, группу) ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 15.Причин неблагополучия семьи ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 16.Прогнозируемый результат реабилитации семьи ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 17.Программы реабилитации: Медицинской _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Профессиональной _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ Социальной _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О выполнении индивидуальной программы реабилитации семьи (оценка результатов реализации индивидуальной программы реабилитации) Медицинская реабилитация ________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ Профессиональная реабилитация ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Социальная реабилитация ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата снятия с учета ______________________ Причина снятия с учета ________________________________________________________________________________________________ Специалист _______________________________ Часть 2.Реабилитция несовершеннолетнего 1.Ф.И.О . ________________________________________________________________________________________ 2.Дата рождения ________________________________________________________________________________ 3. Место проживания ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 4.Категория семьи ______________________________________________________________________________ 5. Причина благополучия ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 6.Посещает ли школу ____________________________________________________________________________ Поведение в школе _____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Уровень общеобразовательной подготовки ______________________________________________________ 8. Находился ли в ДСЗУ _________________________________________________________________________ Период _________________________________________________________________________________________ 9.Общее состояние здоровья ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10.Перечень специалистов для организации реабилитационной деятельности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Есть ли необходимость в ДСЗУ (указать причину) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Стоит ли на учете: В КДН __________________ В ОППН __________________ На общешкольном учете ___________ Другие ____________________________________________________________ 13. Участие в работе учреждений дополнительного образования : ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. Интересы, занятия в свободное время __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отметки о ходе реализации реабилитационных мероприятий (работа с неблагополучными семьями)
Руководитель ____________________________ Специалист ______________________________ Приложение №4 СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА РЕБЕНКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ПРИЕМНОМ ОТДЕЛЕНИИ. Ф.И.О.__________________________________________________________________________________________ Дата ождения____________________________________________________________________________________ Домашний адрес, телефон_________________________________________________________________________ Дата поступления_________________________________________________________________________________ Кто направил/привел/ребенка, основание поступления_________________________________________________ ____________________________________________________________ ___________________________________ 1.Сведения о семье ребенка . Мать (ф.и.о., дата рождения)_______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Семейное положение______________________________________________________________________________ Образование_____________________________________________________________________________________ Где и кем работает________________________________________________________________________________ Физическое и психическое здоровье_________________________________________________________________ Употребление алкоголя, наркотиков_________________________________________________________________ Лишение родительских прав_______________________________________________________________________ Отец (ф.и.о., г.р., родной, неродной, партнер матери)__________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Образование_____________________________________________________________________________________ Где и кем работает________________________________________________________________________________ Физическое и психическое здоровье_________________________________________________________________ Употребление алкоголя, наркотиков_________________________________________________________________ Лишение родительских прав_______________________________________________________________________ Другие члены семьи (братья, сёстры и т.д.)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 2. Жилищные условия (свой дом, квартира, коммунальная, съемное жилье, другое; санитарное состояние)___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ 3. Материальные условия (бюджет, пособия)______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ 4. Психологический климат, отношение к детям: __________________________________________________ Наличие скандалов, пьянок_____________________________________________________________________ Отношение к данному ребенку__________________________________________________________________ Физические наказания детей____________________________________________________________________ Пренебрежение (плохо кормят, плохо одевают, не обращаются к врачу, не пускают в школу, другое)______________________________________________________________________________________ Сексуальное насилие__________________________________________________________________________ 5. Социальный статус ребенка (что посещает, успеваемость)________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ Состоит ли на учете в отделении милиции________________________________________________________ Побеги из дома, бродяжничество________________________________________________________________ Дополнительные сведения______________________________________________________________________ РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ДАННОГО РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ III этап - КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ
Задача: Улучшение ситуации в семье Коррекционная работа строится для каждой семьи индивидуально. Но существуют общие принципы построения работы с различными типами семей. Асоциальные семьи
Особенно сложно изменить ситуацию в асоциальных семьях. Положительный результат, кардинальное улучшение – очень редки. Для улучшения ситуации в семье необходим комплексный подход к решению проблем. Очень широк круг специалистов, которых необходимо привлекать к работе с данной семьей. Это могут быть: психотерапевт, нарколог, юрист, дефектолог и др. Чтобы повысить эффективность работы с асоциальными семьями, необходимо хорошо изучить возможности окружающего социума, различных государственных учреждений. Нужно тесное сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом охраны прав детства, отделом по делам несовершеннолетних УВД, школой, детскими садами, прокуратурой, поликлиниками. Конфликтные семьи
В работе с конфликтной семьей ведущая роль принадлежит психологу, психотерапевту. Проводятся консультации с родителями и детьми, создаются группы для тренингов (например, «Конфликты в нашей жизни»), привлекаются специалисты других учреждений (например, врач-психиатр). Педагогически несостоятельные семьи
Педагогически несостоятельные семьи нуждаются в коррекции целей и методов воспитания. С помощью педагогов и психологов родители должны осознать ошибочность методов и стилей воспитания. По запросу – формируются группы для тренингов (например, «Основы конструктивного общения с подростками»), привлекаются специалисты других организаций, учреждений (например, классные руководители). Роль социального педагога на этапе коррекционной работы с семьей.
- Координация деятельности специалистов, при необходимости – коррекция плана работы с семьей. - Взаимодействие с другими организациями по проблемам семьи (школа, детский сад, ОДН, КДН, отдел охраны прав детства, прокуратура). - Продолжение наблюдений за семьей, текущей диагностики семьи с целью отслеживания результатов работы. - Проведение работы с детьми и родителями с целью стабилизации обстановки в семье. Социальный педагог на этапе коррекционной работы продолжает наблюдение за семьей с целью отслеживания результатов работы, которые заносятся в Лист сопровождения (см. Приложение №1) или в Справку о патронаже (см. Приложение №2). Специалисты, которые работают с семьей, заносят результаты своих консультаций в Лист консультаций (см. Приложение №3).
Большое значение имеет взаимодействие в работе с семьей с другими организациями и учреждениями: - Департаментом по делам образования и молодежи (см. Приложение №4, 5); - Департаментом социальной защиты населения (см. Приложение №6). (Акт обследования материально-бытовых условий составляется, если семье требуется материальная помощь). По мере необходимости родители приглашаются в СРЦ (см. Приложение №7) для проведения консультаций и бесед по различным вопросам: - предупреждение о возможности лишения родительских прав. (Во время беседы задается ряд вопросов диагностического характера - см. Приложение №8); - разъяснение обязанностей родителей (см. Приложение №9); - разъяснение педагогически обоснованных методов воспитания в семье (см. Приложение №10) и др. Если несовершеннолетний помещен в стационарное отделение социально -реабилитационного центра, в составлении Паспорта семьи воспитанника (см. Приложение №11) принимают участие не только социальные педагоги, но и воспитатели. Данные паспорта семьи могут быть использованы при выступлении социального педагога или воспитателя в суде в качестве свидетеля по делу о лишении родительских прав. Может быть использована в суде и диагностика – «Наблюдение за невербальными признаками поведения человека» (см. Приложение №12). При использовании этой диагностики на протяжении всего периода работы с семьей, можно отследить динамику развития ситуации в семье в позитивную или негативную сторону.
Приложение №1 Лист сопровождения
Лист сопровождения заполняется социальным педагогом. Записываются результаты патронажа, бесед с детьми и родителями, их родственниками, фиксируются беседы с классными руководителями детей и т.д. В результате по Листу сопровождения можно проследить положительную или отрицательную динамику развития ситуации в семье.
Приложение №2 Справка о патронаже семьи Семья __________________________________________________________________________________________ Адрес __________________________________________________________________________________________ Цель посещения _________________________________________________________________________________ Результат посещения _____________________________________________________________________________ Дата посещения _________________________ Подпись ________________________ Приложение №3 Лист консультаций
Лист консультаций заполняется специалистами, работающими с семьей. Приложение №4 Муниципальное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник» 152934, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Пушкина. д.61, тел. 52-07-14
Направление
________________________________________________________________________________________________
В Департамент по делам образования и молодежи к специалисту отдела охраны прав детства ________________________________________________________________________________________________ кабинет № _________________________ телефон ___________________________________________________ приемные часы _________________________________________________________________________________
Социальный педагог ____________________________________________________________________________
Дата __________________________ Подпись __________________________________
Приложение №5
Муниципальное учреждение В отдел охраны прав Социально-реабилитационный детства центр для несовершеннолетних «Наставник» 152934, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Пушкина. д.61, тел. 52-07-14 исх. № ___________от _________
Довожу до Вашего сведения ситуацию, сложившуюся в семье _______________________________________, проживающих по адресу: _________________________________________________________________________ Состав семьи: Мать: ФИО, дата рождения, место работы ___________________________________________________________ Отец ФИО, дата рождения, место работы ____________________________________________________________ Дети: ФИО, дата рождения, место учебы_____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Другие родственники: ФИО, место работы ___________________________________________________________ Семья поступила на учет в МУ СРЦ «Наставник» в ______________месяце ___________ года по направлению _______________________________ по причине________________________________________ В результате обследования семьи было выяснено, что _________________________________________________ Специалистами МУ СРЦ «Наставник» с семьей __________ была проведена следующая работа: В настоящее время ситуация в семье следующая: _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Просим Вас принять меры ________________________________________________________________________ Зав. отделом МУ СРЦ «Наставник» _____________________________________________________ В зависимости от ситуации подобные письма могут быть отправлены в ОДН УВД, прокуратуру, КДН.
Приложение №6 Акт обследования материально-бытовых условий от _____________________________
Ф.И.О.__________________________________________________________________________________________ Дата рождения ___________________________________________________________________________________ Адрес:__________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Жилищно-бытовые условия _______________________________________________________________________ Состав семьи, место работы (учебы) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
Дополнительные сведения ________________________________________________________________________ Акт составили специалисты _______________________________________________________________________ Зав. отделом _____________________________________________________________________ Приложение №7 Муниципальное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник» 152934, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Пушкина. д.61, тел. 52-07-14
Уважаемый (ая) ________________________________________________________________________________________________ Социальный педагог ПРО «Свеча» МУ СРЦ «Наставник» приглашает Вас для беседы по вопросу воспитания Вашего несовершеннолетнего сына (дочери) _________________________________________________________ При себе необходимо иметь следующие документы: ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ В случае Вашей неявки администрация ПРО «Свеча» оставляет за собой право выхода с представлением в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о привлечении Вас к административной ответственности за уклонение от выполнения родительских обязанностей . Адрес ПРО «Свеча»: ул. Ухтомского, д.22-а Телефон: 26-49-40 Часы работы администрации : 9.00.-16.00. (кроме субботы и воскресенья). Социальный педагог: ____________________________________________________________________ Приложение №8
План беседы с родителями (Если грозит лишение родительских прав) Задачи: 1. Выяснить причины, вызвавшие изъятие ребенка из семьи. 2. Дать информацию об условиях, которые помогут предотвратить лишение родительских прав. Ход беседы:
1. Где вы работаете? (работали, собираетесь работать); 2. Какое у вас образование и что мешает устроиться на работу? 3. Кто проживает вместе с вами? 4. Как используете свой досуг? 5. Каковы взаимоотношения в вашей семье? (Если бывают ссоры, скандалы, то по какому поводу?) 6. Кто из родственников, близких, друзей помогает воспитывать детей? (В том числе и материально?) 7. Если вы окажетесь в больнице, к кому обратится ваш ребенок? 8. Кто отправляет ребенка в школу и проверяет уроки? 9. Что вы читали вместе в последний раз? 10. Какой фильм смотрели? 11. Куда вместе ходили? 12. Каково состояние вашего здоровья? 13. Как давно вы посещали врача, и по какой причине? 14. Хотите ли вернуть ребенка в семью? 15. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? Давайте составим вместе план дальнейших действий. Итог беседы : Чтобы не допустить лишения родительских прав и вернуть ребенка в семью необходимо: · устроиться на работу и принести справку и положительную характеристику; · не употреблять спиртные напитки, психотропные вещества; · привести в порядок дом, наладить быт, оборудовать место жизнедеятельности ребенка (детский уголок с наличием кровати, столом для занятий, шкафом для одежды, полками для книг и игрушек); · чаще посещать ребенка, заботиться о нем, обеспечивать его необходимыми вещами; · поддерживать тесную связь с ребенком (интересоваться жизнью ребенка, его проблемами и успехами); · иметь положительную свидетельскую базу (отзывы соседей, друзей, родственников); · прекратить скандалы с родственниками и соседями. При выполнении всех условий ребенок будет возвращен в семью. Лишения родительских прав можно избежать. Наши специалисты помогут Вам. Судьба ваших детей зависит только от Вас! Кем они станут — социальными сиротами при живых родителях, живущими в детском доме, или Вашими любимыми детьми — решайте.
Приложение №9 Муниципальное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»
Уважаемый (уважаемая) _______________________________________________________________________ Сообщаем Вам, что в приемно-реабилитационном отделении «Свеча» МУ СРЦ «Наставник» находится Ваш ребенок _________________________________________________________________________________________ Разъясняем Вам, что обязанность родителей по воспитанию детей закреплена в ст.63 Семейного кодекса Российской Федерации , в соответствии с которой, родители обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Согласно ст.5.35. Административного кодекса Российской Федерации , неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда. Согласно ст.156. Уголовного кодекса Российской Федерации , неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет. Заведующая ПРО «Свеча» __________________________________________________________
Приложение № 10. План беседы с родителями. «Поощрения и наказания в семье». Задачи: 1. Выяснить методы поощрения и наказания в семье. 2. Дать информацию о педагогически обоснованных методах поощрения и наказания детей в семье. Ход беседы. 1. Какие методы поощрения детей в семье используете? (Моральные формы или материальные.) 2. Почему используете эти методы? 3. За что чаще всего поощряете ребенка? Педагогические требования к использованию метода: единство позиций родителей в поощрении детей, соблюдение меры поощрения. 4. Какие методы наказания детей используете в семье? (Замечание, запрет и д.р.) 5. Используете ли физические наказания? 6. Почему используете? 6. Почему не используете? 7. За что наказываете? Педагогические требования к использованию метода : использование физических методов наказания не дает желаемого результата, лишь обостряет отношения между детьми и родителями. Приложение №11 ПАСПОРТ СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА 1. Воспитанник _____________________________________________________________________________ 2. Возраст__________________________________________________________________________________ 3. Родители Мать (ф.и.о., где работает)_____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ Отец, отчим, сожитель матери (ф.и.о., где работает)________________________________________________ Опекун______________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ Другие члены семьи___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ 4. Адрес___________________________________________________________________________________ 5. Тип семьи: · благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная) · неблагополучная, в том числе: -педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение с ребенком, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах); -нравственно-неблагополучная (асоциальная, родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются), -конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная обстановка, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы). 6. Характер взаимоотношений родителей с ребенком: - семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка), - чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение его от трудностей, забот, усилий), -попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка), -сотрудничество (отношение взаимного уважения и доверия, совместное переживание радостей, горя и т.д.) 7. Рекомендации по работе с ребенком:_______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
8. Посещение ребенка родственниками:
Первая часть Паспорта заполняется социальным педагогом, вторая часть (Посещения ребенка родственниками) заполняется воспитателями. Приложение №12 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕВЕРБАЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
IV этап - КОНТРОЛЬ ЗА СИТУАЦИЕЙ В СЕМЬЕ
Задачи: Отслеживание результатов коррекционной работы После проведения коррекционной работы семья остается на учете в СРЦ. При стабильной ситуации в семье назначается контрольный патронаж. Если ситуация в семье меняется в худшую сторону, то может быть назначен текущий патронаж (1 раз в неделю) или экстренный патронаж (несколько раз в неделю), составляется план сопровождения семьи. При улучшении ситуации в семье (закрытии случая) или по исполнению ребенком восемнадцати лет семья снимается с учета. Результаты посещений семьи на данном этапе вновь фиксируются в Листе сопровождения семьи, в Справках о патронаже. На основе этих документов можно проследить положительную или отрицательную динамику развития ситуации. Члены семьи могут быть приглашены в центр для консультаций или бесед (см. Приложение №1). В случае, если ребенок находился в стационарном отделении социально - реабилитационного центра по заявлению родителей, мать и отец должны сами подойти в отделение для уточнения ситуации в семье (см. Приложение №2). В целях контроля за несовершеннолетним и его семьей данные могут передаваться для дальнейшего сопровождения в другой отдел. Например, из социально-реабилитационного отделения «Убежище» в отдел работы с семьей, если ребенок возвращен в семью. Информация о семье оформляется в виде Листа сопровождения несовершеннолетнего в СРЦ (см. Приложение №3). Если семья снята с учета, то по запросу учебного заведения, в котором обучается ребенок, может быть выдана Справка о проделанной работе (см. Приложение №4). Приложение №1
Муниципальное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»
Уважаемый (ая) __________________________________________________________________________________ Приглашаем Вас в отдел работы с семьей на консультацию _____________________________________________ Вы можете подойти ______________________________________________________________________________ по адресу: ул. Пушкина, д.61, телефон 52-04-89. Социальный педагог ______________________________________________________________________________ Приложение №2 Муниципальное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»
Уважаемый (ая) __________________________________________________________________________________ Согласно п.3 ст. 12 ФЗ-120 Вы должны подойти в ПРО «Свеча» в течение месяца после ухода ребенка из реабилитационного отделения для уточнения ситуации в семье. Дата ______________________ Подпись родителей __________________________________________________________________ Подпись социального педагога ________________________________________________________ Приложение №3 Лист сопровождения несовершеннолетнего в СРЦ
ФИО ребенка ____________________________________________________________________________________ Дата рождения ___________________________________________________________________________________ Адрес ___________________________________________________ телефон _______________________________ Состав семьи, место работы (учебы) Мать ___________________________________________________________________________________________ Отец ___________________________________________________________________________________________ Дети ___________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Жилищные условия ______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Материальное положение семьи ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Цель поступления ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Консультации специалистов:
Патронаж:
Приложение №4 Справка о работе, проведенной с несовершеннолетним, в отделе профилактики безнадзорности МУ СРЦ «Наставник»
ФИО ___________________________________________________________________________________________ Адрес __________________________________________________________________________________________ Учебное заведение _______________________________________________________________________________ Дата рождения ___________________________________________________________________________________ Дата постановки на учет __________________________________________________________________________ Специалистами отдела была проведена в отношении несовершеннолетнего следующая работа: 1.Консультации специалистов : - Зав. отделом - Психолог - Соц. педагог - Психотерапевт - Нарколог - Дефектолог - Специалист по соц. работе
Снят с учета по причине:
Зав. отделом ___________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью социальной работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, является получение достоверной и полной информации о социально-психологическом состоянии семьи, которая, с одной стороны, позволяет компенсировать негативные состояния взрослых и детей, а с другой стороны – воздействовать на семью таким образом, чтобы предупредить возникновение новых, вредных для семьи отрицательных явлений и состояний. При этом социально-педагогическое сопровождение семьи зависит не только от объективных характеристик внутрисемейных отношений, но и, в не меньшей степени, от особенностей ее реагирования на воздействие различных социальных институтов (УВД, КДН, учреждений образование, здравоохранение и т.п.). Ведущее место среди этих институтов занимают социозащитные учреждения. Поскольку они выступают как минимум в двух ролях: во-первых, социальные службы гарантируют защиту интересов несовершеннолетних, малообеспеченных и других «слабых» членов семьи и, во-вторых, они непосредственно оказывают воздействия на нарушителей социальных норм семейной жизни. Социальных работников, как профессионалов, отличает особый статус, помогающий им в овладении информацией о каждой конкретной семье, попадающей в трудную жизненную ситуацию. Опираясь на эту информацию, они лучше многих могут оценивать ситуацию приемлемости той или иной формы воздействия на состояние семьи и выбирать наиболее оптимальные формы социально-педагогического сопровождения. Мониторинг, как процесс постоянно обновляемой информации о динамически изменяющемся состоянии семьи, и является тем фундаментом, который позволяет выбирать наиболее эффективные формы социальной поддержки семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеева Л.С. Основы организации социального патроната в учреждениях социального обслуживания: Научно-методические рекомендации. – М., 2003. 2. Алексеева Л.С. Социально-психологическое сопровождение семей и детей групп особого риска.//Беспризорник , 2006, №2. 3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога – М., 2001. 4. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989. 5. Жедунова Л.Г. и др. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М., 2004. 6. Жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации/ под общей редакцией Н.П. Ивановой. – М., 2004. 7. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-образовательный аспект). – Ярославль, 2002. 8. Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или Практика работы с семьями: Учебно-методическое пособие. – Псков, 2004. 9. Кочубей А., Умарова Н. Визит в семью, или Практика работы с семьями: Учебно-методическое пособие. – Псков, 2002. 10. Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов А.В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. – СПб., 1992. 11. Методические материалы по организации работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением/ под редакцией Г.И. Ермишиной, - Иваново, 2002. 12. Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании.// Школьные технологии, 2005, №1. 13. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. –Ярославль, 2003. 14. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы. – М.,2004. 15. Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей. // Социальная педагогика, 2006, №1. 16. Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. - М., 2004. 17. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001. 18. Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации с органами опеки и попечительства: Методические рекомендации. – М., 2003. 19. Осухова Н. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог, 2001, №31. 20. Работа с кризисными семьями: проект «Возвращение домой».// Социальная педагогика, 2006, №1. 21. Реформирование системы социальной защиты детства в интересах детей // Социальная работа , 2006, №2. 22. Фридман Л.М., Пушкина Т.А. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988. 23. Шакурова М. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей.// Социальная педагогика, 2006, №1. 24. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005. 25. Я и моя семья / Автор-составитель Э. Флерковский. – Ростов-на-Дону, 2003. |