Учебное пособие: Методические указания для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов екатеринбург
Название: Методические указания для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов екатеринбург Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Приняты Ученым советом ФГОУ ВПО «Уральская академия государственной службы» 01 декабря 2009 г. Протокол № 6
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Екатеринбург 2009 Методические указания для преподавателей В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без предоставления студентам права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Достижение этой цели невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы , за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Сущность самостоятельной работы студентов как специфической педагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа - это не просто самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного материала, а особая система условий обучения , организуемых препода вателем. 1. Функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики. Самостоятельная работа выполняет ряд функций , к которым относятся: • Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов); • Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной); • Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация); • Воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста); • Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления). В основе самостоятельной работы студентов лежат следующие принципы : развития творческой деятельности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода. Задачи самостоятельной работы студентов :
В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная . Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по за данию преподавателя , но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы , как: · индивидуальные занятия (домашние занятия): - изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции); - изучение рекомендуемых литературных источников; - конспектирование источников; - выполнение контрольных работ; - работа со словарями и справочниками; - использование аудио- и видеозаписи; - работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet; - составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии; - составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала; - выполнение тестовых заданий; - решение задач - подготовка презентаций - ответы на контрольные вопросы; - аннотирование, реферирование, рецензирование текста; - написание эссе, тезисов, докладов; - составление глоссария, кроссворда по конкретной теме; - работа с компьютерными программами; - подготовка к экзамену; · групповая самостоятельная работа студентов: - подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры); - анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и др. - участие в Интернет - конференциях · получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины; Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рабочей учебной программой и технологической картой дисциплины. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентиру ется расписанием. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
2. Планирование и организация самостоятельной работы студента Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повышения профессионального уровня.
Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы студента: 1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине. 2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы. 3. Обучение студентов методам самостоятельной работы 4. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция). 5. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента. Студент должен знать: · Какие разделы и темы дисциплины предназначены для самостоятельного изучения (полностью или частично); · какие формы самостоятельной работы будут использованы в соответствии с рабочей программой и технологической картой дисциплины; · какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена. Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются: · рабочая учебная программа дисциплины; · учебно-методический комплекс по дисциплине (практикумы, методические рекомендации по изучению отдельных разделов дисциплины, примеры выполнения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей, использования электронных информационных ресурсов); · методические указания по выполнению контрольных работ; · методические указания для студентов по организации самостоятельной работы. Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы являются обязательной частью учебно-методического комплекса. Цель методических указаний - обратить внимание студента на главное, существенное в изучаемой дисциплине, научить связывать теоретические положения с практикой, научить конкретным методам и приемам выполнения различных учебных заданий (решение задач, написание тезисов, подготовка презентаций и т.д.).
Примерная структура методических указаний для студентов : 1. Введение, в котором изложены цели и задачи самостоятельной работы применительно к конкретной дисциплине. 2. Список тем курса, предназначенных для самостоятельного изучения; рекомендации по изучению этих тем с указанием форм и сроков контроля. 3. Методы и приемы выполнения отдельных видов учебных заданий. 4. Примеры решений задач, упражнений и др. 5. Критерии оценки отдельных видов учебных заданий. 6. Методика подготовки к экзамену (зачету) в устной форме или в форме итоговой письменной работы.
|