Учебное пособие: Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине: «Математика» Iкурс для специальностей
Название: Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине: «Математика» Iкурс для специальностей Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ технологический институт ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине: «Математика» I курс для специальностей: 080501 – «Менеджмент (по отраслям)» 151001 – «Технология машиностроения» 230106 – «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» 260202 – «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» Составитель: преподаватель факультета СПО ТИ ОрелГТУ Сосова Т.В. Утверждено: на заседании кафедры естественнонаучных и математических дисциплин (протокол №____ от «____»_______200___г.) Зав. кафедрой_________________Быкова В.Н.
Тема: «Приближенные вычисления и вычислительные средства» (4 часа) Требования к знаниям и умениям: - выполнять с заданной точностью на ИМК арифметические действия; - вычислять значения элементарных функций; - решать линейные и квадратные уравнения и неравенства; - решать простейшие уравнения и неравенства со знаком модуля. Виды самостоятельной работы студентов: 1. решение упражнений: [5] гл. I № 9, 10, 130, 131, 132, 133, 135, 36, 42, 69;
Тема: «Функции, их свойства и графики» (4 часа) Требования к знаниям и умениям: - пользоваться различными способами задания функции; - находить область определения функции; - строить графики известных элементарных функций; - применять геометрические преобразования (сдвиг и деформация) при построении графиков; - устанавливать по графику функции ее важнейшие свойства (монотонность, нечетность, периодичность, непрерывность, знакопостоянство), находить значение функции, заданной аналитически, по значению аргумента и наоборот; - вычислять простейшие пределы функций в точке и на бесконечности; - решать рациональные неравенства методом интервалов. Виды самостоятельной работы студентов: 1. решение упражнений по теме [5] гл. IV № 14, 30, 33, 38, 50-52, 77, 79, 74, 75; 2. подготовка к зачетным и практическим работам: [1] § 16, 19 (1-4), 20, 14(4); 3. домашняя зачетная работа «Построение графиков функций методом элементарных преобразований». Тема: «Показательная, логарифмическая и степенная функции» (6 часов) Требования к знаниям и умениям: - строить графики степенных, показательных и логарифмических функций; - решать несложные уравнения, приводимые к видам: a f(x) = a g(x) ; a f(x) = b ; log a f(x) = b ; log a f(x) = log a g(x); - решать несложные неравенства, приводимые к видам: a f(x) < a g(x) ; log a f(x) < log a g(x); - вычислять значения показательных и логарифмических выражений с помощью основных тождеств и вычислительных средств. Виды самостоятельной работы студентов: 1. решение упражнений по теме [5] гл. V № 9, 24, 30, 32, 77, 103, 100, 102, 114, 178, 163, 175, 139, 145, 161. 2. подготовка к зачетным и практическим работам [1] § 21, 22, 23, 20. 3. домашние зачетные работы «Элементарные преобразования графиков показательной и логарифмической функций»; 4. подготовка и участие студентов в познавательной игре «Степень. Показатель. Логарифм». Тема: «Прямые и плоскости в пространстве» (6 часов) Требования к знаниям и умениям: - знать основные понятия стереометрии, аксиомы стереометрии следствия из них; - устанавливать в пространстве параллельность прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей, используя признаки и основные теоремы о параллельности; - применять признаки перпендикулярности прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей, теорему о трех перпендикулярах, признак перпендикулярности для вычисления углов в пространстве; - выполнять сечение многогранников и рассчитывать площадь сечения. Виды самостоятельной работы студентов: 1. решение упражнений по теме [5] гл. X № 89, 101, 8, гл. III № 51; [4] § 16 № 5(1, 2), 27, 29, 32, 8, 52, 7, 50, 10, 38, 46, 48, 45. 2. подготовка к зачетным и практическим работам [4] п. 130-133, 138-141, 142-149, 166-167, 163; 3. изготовление стереометрических моделей к задачам (по желанию студентов). Тема: «Тригонометрические функции» (4 часа) Требования к знаниям и умениям: - знать формулы перевода градусной меры угла в радианную и обратно; - знать определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа; - вычислять значения тригонометрических функций с заданной степенью точности; - преобразовывать тригонометрические выражения, используя тригонометрические формулы; - строить графики тригонометрических функций и на них иллюстрировать свойства функций; - знать обратные тригонометрические функции; - решать тригонометрические уравнения и неравенства. Виды самостоятельной работы студентов: 1. решение упражнений по теме [5] гл. VI № 54, 98, 132, 161, 171, 164, 158, 168, 31, 189, 81,. 75; 2. подготовка к зачетным и практическим работам [1] § 24, 25, 27, 28; 3. подготовка к контрольной работе; 4. домашние зачетные работы «Построение графиков функций y = cos x и y = ctg x»; «Построение графиков тригонометрических функций методом элементарных преобразований». Тема: «Векторы и координаты» (6 часов) Требования к знаниям и умениям: - выполнять действия над векторами; - выполнять разложение вектора на составляющие; - решать задачи, связанные со сложением сил, скоростей, вычисление длин отрезков и углов; - составлять уравнения прямой на плоскости; - знать определения и уравнения линий второго порядка; - определять координаты векторов, их длины, углы между векторами. Виды самостоятельной работы студентов: 1. решение упражнений по теме [5] гл. II № 440, 43, 119, 122, 152, 140, 149, 159 2. подготовка к зачетным и практическим работам [3] § 1-6, 8-10, 11-12, 26-31, 32-33, 37, 38, 40, 42 3. подготовка и участие студентов в познавательной игре «Линии и поверхности». Тема: «Производная и ее приложения» (10 часов) Требования к знаниям и умениям: - знать определения производной, дифференциала функции, их геометрический и физический смысл; - знать правила и формулы дифференцирования функций; - знать условия монотонности функции; - уметь дифференцировать функции, используя таблицу производных и правила дифференцирования, находить производные сложных функций вида f(ax + b); - находить угловой коэффициент касательной, составлять уравнения касательной и нормами к графику функции в данной точке; - применять производную для исследования функции и для построения ее графика; - находить дифференциал функции и с его помощью вычислять приближенные значения функции, погрешностей; - решать несложные задачи на экстремум. Виды самостоятельной работы студентов: 1. решение упражнений по теме [5] гл. VIII № 71, 86, 118, 27, 38, 52, 155, 141, 8, 14, 13, 9, 15, 17, 209, 216, 250, 255. 2. подготовка к зачетным и практическим работам [1] § 29-34, 36-37, 40, 35. 3. подготовка к контрольной работе [5]гл. VIII № 246, 227. 4. подготовка и участие в познавательной игре «Производная и ее приложения»; 5. домашняя зачетная работа «Исследование функции и построение ее графика». Тема: «Интеграл и его приложения» (6 часов) Требования к знаниям и умениям: - находить неопределенные интегралы, сводящиеся к табличным, с помощью основных свойств и простейших преобразований; - выделять первообразную, восстанавливать закон движения по заданной скорости, скорость по ускорению, работу по переменной силе и т.д.; - вычислять определенный интеграл с помощью основных свойств и формулы Ньютона-Лейбница; - находить площади плоских фигур; - решать простейшие прикладные задачи, сводящиеся к нахождению интеграла. Виды самостоятельной работы студентов: 1. решение упражнений по теме [5] гл. IX № 58, 78, 89, 176, 181, 217, 219, 233, 2. подготовка к зачетным и практическим работам [1] § 41, 42, 43, 44, 45, 47, 48. 3. подготовка и участие в познавательной игре «Интеграл и его приложения»; 4. реферативная работа по теме «Технические приложения определенных и неопределенных интегралов» (по желанию студентов). Тема: «Геометрические тела и их поверхности» (6 часов) Требования к знаниям и умениям: - вычислять и изображать основные элементы прямых призм, пирамид, цилиндра, конуса и шара; - знать определения многогранников, правильных многогранников; - знать понятие тела вращения и поверхности вращения; - знать свойства геометрических тел и их поверхностей. - находить объемы прямой призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара и его частей; - находить площади поверхностей геометрических тел; - знать понятия объема и поверхности геометрического тела; - знать формулы для вычисления объемов и поверхностей геометрических тел. Виды самостоятельной работы студентов: 1. решение упражнений по теме [5] гл. X № 33, 51, 74, 25, 90, 84, 93, 105,108, 131; 2. решение упражнений по теме [5] гл. № 31, 40, 18, 35, 58, 61, 141, 172, 182; 3. подготовка к зачетным и практическим работам [4] п. 194-201, 202-210. 4. изготовление стереометрических моделей к задачам (по желанию студентов). Практические работы Тема: «Приближенные вычисления и вычислительные средства» 1. Абсолютная и относительная погрешности. 2. Решение квадратных уравнений и неравенств, уравнений и неравенств с модулем. 3. Вычисления на ИМК. Тема: «Функции, их свойства и графики» 4. Решение рациональных неравенств методом интервалов. 5. Вычисление пределов функций. Тема: «Степенная, показательная и логарифмическая функции» 6. Степень и корень n-ой степени. 7. Иррациональные ур-ия и нер-ва. 8. Вычисление значений логарифмов и логарифмических выражений. 9. Степень. Показатель. Логарифм. 10. Уравнения и неравенства: иррациональные, показательные и логарифмические. Тема: «Тригонометрические функции» 11. Тригонометрические функции числового аргумента 12. Решение тригонометрических ур-ий и нер-в разного вида. Тема: «Прямые и плоскости в пространстве» 13. Аксиомы стереометрии и следствия из них. Тема: «Векторы и координаты» 14. Действия над векторами в координатной форме. 15. Уравнения прямой. 16. Решение задач о линиях 1-го и 2-го порядка. Тема: «Производная и ее приложения» 17.Вычисление производных. 18.Дифференциал и его приложения. Тема: «Интеграл и его приложения» 19. Вычисление неопределенных интегралов. 20. Вычисление определенных интегралов.
Тема: «Геометрические тела и их поверхности» 21. Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел.
Задания для проведения экзамена по математике в форме тестирования (1 семестр). 1. Найдите относительную погрешность числа x = a ± h с точностью до сотых. 1) х = 2,1 ± 0,01; 6) х = 7,1 ± 0,01; 2) х = 3,1 ± 0,01; 7) х = 8,1 ± 0,01; 3) х = 4,1 ± 0,01; 8) х = 9,1 ± 0,01; 4) х = 5,1 ± 0,01; 9) х = 10,1 ± 0,01; 5) х = 6,1 ± 0,01; 10) х = 11,1 ± 0,01. 2. Найдите область определения функции. 1) ; 6) ; 2) ; 7) ; 3) ; 8) ; 4) ; 9) ; 5) ; 10) . 3. Найдите значение выражения . а) 1) 2-2 ; 2) 3-2 ; 3) 4-2 ; 4) 5-2 ; 5) 2-3 ; 6) ; 7) ; 8) ; 9) ; 10) б) 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) ; 7) ; 8) ; 9) ; 10) в) 1) log2 2; 2) log2; 3) log2 8; 4) log3; 5) log3; 6) log3 27; 7) lg0,1; 8) lg100; 9) lg0,001; 10) log5 25 г) 1) ; 2) ; 3) log9 3; 4) log27 3; 5) log8 2; 6) log8 ; 7) ; 8) log32 2; 9) log16 ; 10) log16 4. Решите уравнение. а) 1) = 2; 2) = 2; 3) = 2; 4) = 3; 5) = 3; 6) = 3; 7) = 4; 8) = 4; 9) = 4; 10) = 2 б) 1) 2х-4 = 8; 2) 8х+2 = ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) 2х-3 = ; 7) ; 8) 16х-1 = 4; 9) 8х-1 = 2; 10) 9х-1 = 3 в) 1) log2 x = 3; 2) logx 8 = 3; 3) log3 x = –1; 4) logx = –3; 5) ; 6) logx = –1; 7) ; 8) logx = –2; 9) log2 x = –3; 10) logx = 3 г) 1) sin x = 0,1; 2) cos x = 0,1; 3) tg x = 0,1; 4) ctg x = 0,1; 5) sin x = – 0,1; 6) cos x = – 0,1; 7) tg x = – 0,1; 8) ctg x = – 0,1; 9) sin x = 2; 10) cos x = – 2 5. Решите неравенство. а) 1) ≤ 3; 2) ≤ 4; 3) ≤ 4; 4) ≤ 4; 5) ≤ 2; 6) ≤ 2; 7) ≤ 2; 8) ≥ 2; 9) ≤ 3; 10) ≤ 3 б) 1) 2х-3 ≥ ; 2) ; 3) 16х-1 ≥ 4; 4) 8х-1 ≥ 2; 5) 9х-1 ≥ 3; 6) 2х-4 ≥ 8; 7) 8х+2 ≥ ; 8) ; 9) ; 10) в) 1) log2 x ≥ 3; 2) log2 x ≥ 2; 3) log3 x ≥ 3; 4) log3 x ≥ 9; 5) ; 6) ; 7) ; 8) ; 9) log2 x ≥ 1; 10) log3 x ≥ 1 6. Вычислите предел функции. а) 1) ; 6) ; 2) ; 7) ; 3) ; 8) ; 4) ; 9) ; 5) ; 10) б) 1) ; 6) ; 2) ; 7) ; 3) ; 8) ; 4) ; 9) ; 5) ; 10)
Задания для проведения экзамена в форме тестирования по дисциплине «Математика» (2 семестр). 1. Найти значение производной данной функции в данной точке.
1) у = 2х2 – 3х + 5, х = 0; 16) y = (x – 3x2 + 5)3 , x = 0; 2) у = 7х3 – 6 + 3х2 , х = 0; 17) y = (7x – 1 + 4x3 )5 , x = 0; 3) у = 12 – 3х3 + 2х2 , х = 0; 18) y = (x3 + 1)2 , x = 0; 4) у = х3 – 4х2 + х, х = 0; 19) y = (1 – 2x)7 , x = 0; 5) у = 21х + 3х5 + 7х2 – 5, х = 0; 20) y = (4x + 5x2 – 7)2 , x = 0; 6) у = х3 ∙ 3х0,5 , х = 1; 21) y = , x = 0; 7) у = (х + 1) ∙ 2х3 , х = 1; 22) y = , x = 0; 8) у = 4х ∙ (7х2 + 5), х = 1; 23) y = , x = 0; 9) y = (2x2 + 3x) ∙ (x – 1), x = 1; 24) y = , x = 1; 10) y = (6x – 3x2 ) ∙ (x2 + 2), x = 1; 25) y = , x = 1; 11) y = , x = 1; 26) y = , x = 0; 12) y = , x = 0; 27) y = , x = 0; 13) y = , x = 0; 28) y = , x = 1; 14) y = , x = 1; 29) y = , x = 0; 15) y = , x = 0; 30) y = , x = 0.
2. Найдите значение дифференциала данной функции. 1) f(x) = x2 – 3x +5, x = 10, Δx = 0,01; 2) f(x) = x2 ∙(x–1), x = 10, Δx = 0,01; 3) f(x) = 2x3 – 2x2 + 1, x = 10, Δx = 0,01; 4) f(x) = (x – 5)∙3x2 , x = 10, Δx = 0,01; 5) f(x) = 7x – 3x2 + 2, x = 10, Δx = 0,01.
3. Найдите точки экстремума функции. 1) f(x) = 2x3 – 3x2 – 12x + 1; 2) f(x) = 2x3 – 15x2 + 24x +3; 3) f(x) = 2x3 + 3x2 – 12x – 1; 4) f(x) = – x3 – 3x2 + 9x – 2; 5) f(x) = 2x3 + 3x2 + 2.
4. Найдите интеграл непосредственно. 1) ; 6) ; 2) ; 7) ; 3) ; 8) ; 4) ; 9) ; 5) ; 10) .
5. Найдите интеграл способом подстановки. 1) ; 6) ; 11) ; 2) ; 7) ; 12) ; 3) ; 8) ; 13) ; 4) ; 9) ; 14) ; 5) ; 10) ; 15) .
6. Вычислите определенный интеграл. 1) ; 6) ; 2) ; 7) ; 3) ; 8) ; 4) ; 9) ; 5) ; 10) .
Литература Основная: [1] «Алгебра и начала анализа» (под ред. Г.Н. Яковлева). Ч. I, М. «Наука», 1987г. [2] «Алгебра и начала анализа» (под ред. Г.Н. Яковлева). Ч. II, М. «Наука», 1988г. [3] «Геометрия» (под ред. Г.Н. Яковлева), М. «Наука», 1989г. [4] «Геометрия 7-11 кл.», А.В. Погорелов, М. «Просвещение», 1990г. [5] «Сборник задач по математике», П.Т. Апанасов, М. «Высшая школа», 1987г. [6] «Математика» Н. В. Богомолов, 2005 г. [7] «Сборник задач по математике» Н. В. Богомолов, 2005 г. [8] «Геометрия» Л. С. Атанасян, 2005 г. Дополнительная: [12] «Сборник задач по математике» О.Н. Афанасьева, Я.С. Бродский, А.Л. Павлов, М. «Наука», 1987г. [13] «Сборник дидактических заданий по математике» Н.В. Богомолов, М. «Высшая школа», 1987г. [11] «Математика для техникумов» И.И. Валуцэ, Г.Д. Дилигул, М. «Высшая школа», 1990г. |