Учебное пособие: Методические указания по написанию контрольной работы для студентов заочной формы обучения псков
Название: Методические указания по написанию контрольной работы для студентов заочной формы обучения псков Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||
Федеральное агентство по образованию ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
А.В. Проскурина СОЦИОЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Псков Издательство ППИ 2008 Федеральное агентство по образованию Псковский государственный политехнический институт А.В. Проскурина СОЦИОЛОГИЯ Методические указания по написанию контрольной работы для студентов заочной формы обучения Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Псковского государственного политехнического института Псков Издательство ППИ 2008 УДК ББК П 82 Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Псковского государственного политехнического института Рецензент: - Павлова М.К. – к.п.н., доцент кафедры культурологии Псковского государственного политехнического института Проскурина А.В. Социология. Методические указания по написанию контрольной работы для студентов заочной формы обучения. Псковский государственный политехнический институт. – Псков: Издательство ППИ, 2008. – Методические указания по курсу социологии содержат рекомендации для обучающихся по изучению социологических понятий и теорий, темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения, основную и дополнительную литературу. ББКП 82© Псковский государственныйполитехнический институт, 2008 © Проскурина А.В., 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Общие положения 4 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 5 Тематика контрольных работ (для студентов заочной формы обучения) 8 Содержание 9 Литература 23 Вопросы к экзаменам (зачетам) по курсу «Социология» 25
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Традиционно в обществе присутствует значительный интерес к проблемам и перспективам развития современного социума. В силу этого, а также в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в учебные планы подготовки студентов ПГПИ включена учебная дисциплина «Социология». Учебный курс социологии дает знание об обществе как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системе, о социальной структуре, коллективе и социальных группах, современных социальных институтах, о социологическом понимании личности. В центре изучения находятся вопросы истории социологической мысли, методологии социологического исследования, категории: социальная система, социальный институт, социализация, социальный контроль, социальный конфликт, социальные изменения и др. В отличие от других социально-гуманитарных дисциплин, социология помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в России и в мире, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, болезненных процессов, происходящих в институтах российского общества. Вместе с тем социология, являясь интегративной наукой, содержит знания целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана с математикой, экономической, демографической и социальной статистикой, информатикой, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества, в объяснении и прогнозировании событий и процессов социальной среды. Плодотворна связь социологии с социальными и гуманитарными науками: социологии и истории, социологии и политологии, социологии и экономики. Социология как наука об обществе включает в себя формы исторического знания, использует методы и источники исторической науки, использует данные политологии и экономики при изучении роли и места политических и экономических институтов в жизни современных обществ. Таким образом, основная цель социологического образования – формирование культурного и всесторонне образованного человека, личности будущего специалиста, способного в современных условиях решать многие задачи общественного развития. Преподавание курса социологии позволяет: - дать студентам глубокие знания теоретических основ социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; - помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии; - способствовать подготовке творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем. Особенностью изучения курса «Социологии» студентами заочной формы обучения является значительный объем самостоятельной работы, которая предполагает знакомство обучающихся с источниками и литературой. В ходе самостоятельного изучения социологии, и опираясь на знания, полученные на лекциях, студенты выполняют контрольную работу по дисциплине. Она является важным документом, подтверждающим усвоение студентом данного учебного курса. Целью выполнения контрольной работы является усвоение студентом понятийного аппарата и методологических основ социологии как науки, а также изучение методики и техники проведения социологических исследований. Задачи , стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы, следующие: - изучить источники и литературу по выбранной теме; - изложить содержание работы по выбранной теме, раскрыв основные понятия и используемый методический инструментарий; - овладеть конкретным методом социологических исследований; - самостоятельно провести пилотажное социологическое исследование, изложить его материалы и свое личное мнение о полученных результатах по проблеме. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ В ходе изучения курса социологии студент-заочник выполняет одну контрольную работу. Номер темы определяется студентом из следующей таблицы:
*Примечание Темы контрольных работ указаны в разделе «Тематика контрольных работ (для студентов заочной формы обучения)». В контрольной работе студент должен раскрыть тему на основании рекомендуемой литературы, а также дополнительной, используя первоисточники, словари, обобщающие труды и периодические издания по социологии (журналы: «Социологические исследования (Социс)», «Социально-гуманитарные знания», «Вопросы философии» и др.). Необходимо использование материалов центральных и местных СМИ – газет, телевидения, а также Интернета, содержащих данные социологических исследований, описание социальных проблем в конкретном регионе, районе, городе. Студенту следует соблюдать определенный порядок изложения материала в ходе написания контрольной работы. Собрав весь необходимый материал, студент обязан составить рабочий план. В нем закрепляется структура контрольной работы, включающая следующие элементы: 1. Содержание 2. Введение 3. Теоретическая часть 4. Методическая часть 5. Аналитическая часть 6. Заключение 7. Список источников и литературы 8. Приложение. Содержание представляет собой перечень названий разделов контрольной работы. Во введении определяется актуальность темы, раскрывается важность и необходимость ее исследования, обозначаются основные цели и задачи работы. Введение должно быть кратким (1 – 1,5 листа). Цель изучения темы представляет собой краткую формулировку результата, который студент планирует получить по завершении самостоятельной работы над заданием в целом. Цель изучения темы указывается одна. Задачи изучения темы представляют собой планируемые этапы, выполнение которых позволяет студенту достичь цели изучения избранной темы (знакомство с литературой, разработка плана и инструментария исследования, выбор объекта исследования, сбор информации, анализ результатов исследования). Теоретическая часть работы должна содержать изложение материала, овладение которым позволяет студенту решить сформулированные во введении задачи и достичь цели изучения темы. Определяются основные понятия, использующиеся в описании социального объекта (явления, процесса), раскрывается содержание анализируемых явлений и процессов, а также описываются связи между ними. Методическая часть содержит описание социологического метода сбора информации (опрос, наблюдение, анализ документов) и разработку конкретного инструментария исследования (план интервью, протокол наблюдения, схема анализа текстов), которые используются в работе. Аналитическая часть включает изложение полученных конкретных результатов исследования, проведенного студентом. Эти материалы следует представить в форме таблицы. В заключении дается обобщение результатов, полученных студентом в ходе исследования, может быть высказано личное мнение. Здесь же возможны и некоторые рекомендации автора по использованию выводов работы в научных исследованиях, при социологическом анализе современного российского общества. Список литературы включает источники и литературу, изученные и использованные студентом при подготовке контрольной работы. В список включаются только те источники и литература, на которые имеются ссылки в тексте контрольной работы. Пример оформления книг и статей в списке литературы: 1. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. 2. Козлова О.Н. Личность – граница и безграничность социального //Социально-гуманитарные знания, 2003. № 4. Сс. 81 – 97. В приложении содержатся документы сбора социологической информации, разработанные студентом. Это могут быть образцы опросных листов, протоколов наблюдений, схем анализа текстов. Выполняя контрольную работу студент должен стараться своими словами излагать содержание материала, подкрепляя запись прочитанного наиболее важными и характерными цитатами. Цитируемый текст обязательно должен быть сверен с источником и заключен в кавычки. Сноски оформляются внизу страницы или в конце контрольной работы. Если студент выбрал вариант сносок в конце контрольной работы, то в тексте после каждой цитаты необходимо поставить в квадратных скобках порядковый номер источника и указать страницу цитируемого текста, например: С.А. Кравченко отмечает, что «символический интеракционизм – социологическая парадигма, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на определенных социальных символах, - языке, телодвижениях, жестах, культурных символах и т.д.» [1.С.224] В данном случае цифра 1 – это порядковый номер в списке литературы, который приведен студентом в конце своей работы (Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004), а цифра 224 – номер страницы. При рецензировании контрольной работы преподаватель обращает внимание не только на содержание, но и на оформление. Контрольная работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, в рукописном или «компьютерном» варианте в объеме 15 – 20 страниц формата А4 (шрифт 14, однострочный интервал). В конце работы должны быть поставлены дата сдачи ее на рецензирование и подпись автора. Контрольная должна иметь поля для замечаний преподавателя. Работа, признанная выполненной, возвращается студенту с оценкой «зачтено». В случае, если работа не зачтена, студент должен в зависимости от замечаний рецензента переработать ее целиком или завершить доработку отдельных вопросов. Преподаватель может провести собеседование со студентом-заочником по теме контрольной работы. Результаты такого собеседования учитываются на экзамене (зачете). Тематика контрольных работ (для студентов заочной формы обучения)
1. Общество как социальная система. 2. Социальные институты. 3. Семья как социальный институт. Перспективы института семьи в современном обществе. 4. Гендерные представления в современном российском обществе. 5. Проблемы и перспективы института образования. 6. Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности. 7. Социальные общности. 8. Этнические общности. Современные проблемы межнациональных отношений. 9. Социальная структура общества. 10. Социальная стратификация. 11. Социальное неравенство и бедность. 12. Маргинальность как социальное явление. 13. Малые группы. 14. Общественное мнение. 15. Социальные организации в современном обществе. 16. Восточный и западный типы управления. 17. Социальные движения. 18. Конфликт как форма социального взаимодействия. 19. Протестные формы массового поведения. 20. Основные формы девиантности в условиях современной России. 21. Наркомания как вид девиантного поведения. 22. Социальные реформы в современной России. 23. Социальные взаимодействия. 24. Опросный метод в изучении социальных движений. 25. Социальные проблемы молодежи в современном российском обществе. 26. Ценностные ориентации современной российской молодежи. 27. Влияние СМИ на процесс социализации молодежи. 28. Глобальные процессы и современная Россия. 29. Отражение социального неравенства в телевизионных передачах. 30. Наблюдение массовых общностей. 31. Отношение к телевизионной рекламе. 32. Массовая культура: основные ценностные установки. 33. Игра как элемент массовой культуры. 34. Алкоголизм как вид девиантного поведения. 35. Отношение к частной собственности в современной России. 36. Социальные изменения. СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Общество как социальная система. Необходимо рассмотреть общество как относительно устойчивую систему социальных связей и отношений; выделить признаки общества, основные сферы общественной жизни, раскрыть их содержание, обозначить механизмы функционирования социальной системы. Следует разобрать метод анализа документов, используемый в социологии для сбора информации и составить план анализа текстов для выявления информации об обществе как системе. Выберите 3 - 4 газеты (журнала) и подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, заметок, фрагментов), а также количество текстов, касающихся экономической, социальной, политической, духовно-культурной сфер общественной жизни (на основе заголовков и содержания); определите долю каждой из этих тем (%) в общем количестве текстов. Полученные данные целесообразно свести в таблицу. Сделайте выводы об отражении сфер общества в массовой печати. Тема 2. Социальные институты.
Следует раскрыть понятие «социальный институт» как исторически сложившуюся, устойчивую, целесообразную форму организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающую удовлетворение определенных общественных потребностей. Выделите признаки, типы и виды социальных институтов. Рассмотрите вопрос об изменениях социальных институтов, проблему устойчивости-изменчивости социальных институтов, варианты институциональных изменений, дифференциацию и специализацию социальных институтов Необходимо разобрать метод анализа документов, используемый для сбора социологической информации. Составьте план анализа текстов для выявления типов социальных институтов (экономических, политических, религии, образования). Выберите 3 - 4 газеты (журнала) и подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов (на основе заголовков и содержания), содержащих информацию о вышеупомянутых типах социальных институтов; определить долю текстов с этой информацией (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в виде таблицы, учитывая информацию о типах институтов в каждом номере.
Тема 3. Семья как социальный институт. Перспективы института семьи в современном обществе.
Необходимо раскрыть понятие и сущность семьи, социальные функции семьи, значение репродуктивной и воспитательной функций, выделить структуру семьи и ее жизненный цикл семьи. Перечислите и охарактеризуйте основные типы семьи. Обратите внимание на изменение семейной структуры и семейных ролей, на разводы и их последствия, демографический кризис, изменение социальных норм и установок, регулирующих брачные и семейные отношения. Охарактеризуйте метод опроса в социологии, его формы — анкетирование и интервью. Разработайте короткий вопросник: 3-5 основных вопросов и 3 паспортных вопроса - пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприниматель и др.) для оценки состояния института семьи в современном российском обществе (основные проблемы, с которыми сталкивается современная семья, распределение ролей в семье). Опросите по этому вопроснику 8 - 10 человек из своего окружения по месту работы, учебы, жительства и др. Зафиксируйте результаты опроса, произведите обсчет результатов опроса по каждому вопросу. Результаты (в %) следует представить в табличной форме. Сделать выводы о состоянии института семьи в российском обществе. Тема 4. Гендерные представления в современном российском обществе. Следует раскрыть понятие «гендер», содержание основных социологических подходов к проблеме гендера (к примеру, гендерная теория Э. Гидденса), перечислить и охарактеризовать гендерные схемы. Рассмотрите роль женщины в обществе, в семье в различных культурах. В чем сущность гендерных проблем? Что такое «двойной стандарт» и «женская дилемма»? Охарактеризуйте метод опроса в социологии, его формы — анкетирование и интервью. Разработайте короткий вопросник: 5-8 основных вопросов и 3 паспортных вопроса - пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприниматель и др.) для оценки степени распространенности гендерных схем, отражающих традиционное, патриархальное, неустойчивое мировосприятие на уровне индивидуального сознания и эгалитарной схемы. Опросите по этому вопроснику 8-10 человек из своего окружения по месту работы, учебы, жительства и др. Зафиксируйте результаты опроса, произведите обсчет результатов опроса по каждому вопросу. Результаты (в %) следует представить в табличной форме. Сделайте выводы о том, какие схемы присутствуют в современном российском обществе, и какие являются доминирующими. Тема 5. Проблемы и перспективы института образования.
Рассмотрите образование как социальный институт, его функции, образовательный процесс и его основные этапы. Проанализируйте массовое и элитарное образование, государственное и частное образование, централизованное и децентрализованное обучение, современные тенденции в развитии образования в России. Охарактеризуйте метод опроса в социологии, его формы — анкетирование и интервью. Разработайте короткий вопросник: 5-8 основных вопросов и 3 паспортных вопроса - пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприниматель и др.) с целью выявления мнения общества о состоянии российского образования, его проблемах и перспективах. Опросите по этому вопроснику 8-10 человек из своего окружения по месту работы, учебы, жительства и др. Зафиксируйте результаты опроса, произведите обсчет результатов опроса по каждому вопросу. Результаты (в %) следует представить в табличной форме. Сделайте выводы о состоянии института образования в современной России.
Тема 6. Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности.
Необходимо рассмотреть роль высшего образования и профессиональной квалификации в современном обществе, их значимость для социальной мобильности личности. Охарактеризуйте метод опроса, используемый в социологии. Составьте небольшой вопросник (3 - 5 основных и 3 - 4 паспортных вопроса) о фактах получения высшего образования и повышения квалификации за последние 2 - 3 года и влияния этого на изменение социального положения конкретного человека. Следует провести опрос 8 - 10 человек из своего окружения по месту работы, жительства и проанализировать влияние фактора получения высшего образования или повышения квалификации на изменение статусной позиции человека с точки зрения престижа, власти, дохода. Изложите полученные результаты, сделайте выводы. Тема 7. Социальные общности. Следует рассмотреть понятие и основные формы социальных общностей, показать особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати форм социальных общностей (групповых и массовых, социальных групп, сообществ). Выберите 3 - 4 номера одного или разных центральных или местных изданий (газет, журналов). Подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, содержащих информацию о конкретных формах социальных общностей (используя заголовки и содержание статей); определите долю текстов с упоминанием форм общностей (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в таблице, показывая их распределение в каждом номере. Перечислите конкретные виды общностей, упоминаемые в каждой статье. Сделайте выводы о содержании статей о социальных общностях и о степени отражения этой темы в массовой печати. Тема 8. Этнические общности. Современные проблемы межнациональных отношений. Следует раскрыть понятие этнической общности, основные признаки этноса, основные подходы к пониманию этносов. Охарактеризовать основные типы этносов: племя, народность, нация и их характеристики, этнические стереотипы и предрассудки. Рассмотреть национально-этнические отношения и причины обострения межнациональных отношений, понятия дискриминации, национализма, шовинизма, антисемитизма, геноцида. Покажите особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати сведений об этнических конфликтах (этнических стереотипах). Выберите 3 - 4 номера одного или разных центральных или местных изданий (газет, журналов). Подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, содержащих информацию об обострении межнациональных отношениях (используя заголовки и содержание статей); определите долю текстов с упоминанием об этнических конфликтах (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в таблице, показывая их распределение в каждом номере. Перечислите конкретные случаи этнических конфликтов, о которых упоминается в статьях. Сделайте выводы о содержании данных статей и о степени отражения этой темы в массовой печати. Тема 9. Социальная структура общества.
Рассмотрите понятие и виды социальной структуры. Раскройте основные социологические подходы по определению социальной структуры. Следует показать особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати конкретных видов социальных структур (социально-классовой, социально-демографической, социально-этнической, социально-территориальной, социально-профессиональной). Выберите 3 - 4 номера одного или разных федеральных или местных изданий (газет, журналов). Подсчитайте в каждом номере общее количество единиц текстов (статей, фрагментов), а также количество текстов, содержащих информацию о конкретных видах социальных структур (используя заголовки и содержание статей); определите доли текстов с упоминанием видов социальных структур (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представить в таблице, учитывая распределение по номерам газет (журналов) текстов с упоминанием видов социальных структур. Сделайте выводы о степени отражения этой тематики в массовой печати. Тема 10. Социальная стратификация.
Рассмотрите социальную стратификацию общества как выражение социального неравенства по разным основаниям (распределение материальных и духовных благ, доход, уровень образования и др.), выделите основные исторические формы стратификации и охарактеризуйте их. Покажите особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаний в них о проблеме социальной стратификации. Выберите 3 - 4 номера одного или разных центральных или федеральных изданий (газет, журналов) и подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, содержащих информацию о таких элементах стратификационной системы как бедные, богатые, средние слои. Используя заголовки и содержание статей, определите доли текстов с упоминанием проблемы стратификации (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в таблице. Перечислите конкретные элементы стратификации (бедные, богатые и др.), упоминаемые в каждой системе. Сделайте выводы о содержании тематики социальной стратификации и степени ее отражения в массовой печати. Тема 11. Социальное неравенство и бедность.
Следует проанализировать социальное неравенство как форму социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях социального положения в обществе. Раскройте понятие бедности, выделите ее основные виды. Покажите особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для изучения проблемы социального неравенства и бедности. Выберите 3 - 4 номера одного или разных федеральных или местных газет (журналов) и подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, содержащих информацию о социальном неравенстве (по экономическим, социальным, духовным, социальным, политическим, информационным и другим признакам) и бедности. Используя заголовки и содержание статей, определите доли текстов с упоминанием о социальном неравенстве и бедности (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в таблице. Сделайте выводы о степени отражения данной тематики в массовой печати. Тема 12. Маргинальность как социальное явление.
Рассмотрите понятие «маргинальность», выделите основные причины пограничного состояния индивида или группы. Укажите, каковы возможные опасности для общества, связанные с ростом числа маргиналов. Раскройте особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для изучения проблемы маргинальности. Выберите 3 - 4 номера одного или разных федеральных или местных газет (журналов) и подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, содержащих информацию о пограничном положении индивида и группы. Используя заголовки и содержание статей, определите доли текстов с упоминанием о данной проблеме (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в таблице. Сделайте выводы о степени отражения тематики в массовой печати. Тема 13. Малые группы.
Рассмотрите понятие малой группы, ее черты, функции и структуру. Следует проанализировать наблюдение как метод сбора социологической информации; составьте план наблюдения малой группы (численность, половозрастной состав, виды совместной деятельности, частота контактов ее членов). Выбрать 3 - 4 малых группы (по месту жительства, работы, досуга и др.) Проведите по одному наблюдению каждой группы, результаты наблюдения оформить протоколом. Полученные данные целесообразно оформить в таблицу. Сделайте выводы. Тема 14. Общественное мнение.
Раскройте понятие и роль общественного мнения в условиях современной России. Рассмотрите анализ документов как метод сбора социологической информации. На конкретном материале прессы (областных, городских газет) определите реальное проявление общественного мнения в условиях конкретного места жительства. Следует взять 3 - 5 номеров газет за разные числа и подсчитать общее количество единиц информации и количество единиц информации, выражающих мнения читателей в каждом номере отдельно. Определите % текстов с выражением общественного мнения в каждом номере. Результаты оформите в виде таблицы, зафиксировав названия изданий и даты выпуска. Приведите сводку тем, по которым высказывались читатели, указав их социальное положение. Сделайте выводы из приведенных данных. Тема 15. Социальные организации в современном обществе.
Дайте определение социальной организации, укажите ее признаки и виды. Обратитесь к теории М. Вебера о социальной бюрократии. Рассмотрите анализ документов как метод сбора социологической информации. Примените этот метод к изучению социальных организаций по месту жительства. Следует взять 3 - 5 экземпляров городских, областных газет, журналов за разные числа и посчитать в каждом номере общее количество статей, заметок и других текстов, а также количество публикаций, в которых отражается деятельность организаций - промышленных, торговли, финансов, сервиса, органов власти и др. Определите удельный вес этих публикаций. Проанализируйте содержание этих материалов - упоминание видов и основных признаков организаций, результатов их деятельности, проблем и противоречий в их функционировании и развитии. Из полученных данных сделайте выводы. Тема 16. Восточный и западный типы управления.
Раскройте понятие управление организацией. Выделите структуру управления, цели и задачи управления, охарактеризуйте управленческие стратегии. Дайте характеристику восточного и западного типа управления. Охарактеризуйте метод опроса, используемый в социологии. Составьте небольшой вопросник (5 - 8 основных и 3 - 4 паспортных вопроса) о типах управления, используемых в различных организациях. Следует провести опрос 8 - 10 человек из своего окружения по месту работы, жительства и проанализировать какой тип управления (восточный или западный) преобладает в российских организациях. Изложите полученные результаты, сделать выводы. Тема 17. Социальные движения. Рассмотрите социальные движения как способ воздействия на общественное развитие. Покажите специфику метода анализа документов в социологии. Используйте этот метод для выявления наличия и содержания конкретных движений в регионах России на основе материалов местной или центральной прессы. Следует взять несколько номеров газет или журналов; найти материалы, в которых содержится информация о движениях; определить долю этих материалов в общем количестве публикаций в каждом номере; проанализировать содержание 3 - 5 статей для выявления вида движений, лозунгов и требований участников, количества и социального состава участников. Результаты целесообразно представить в табличной форме. Сделайте выводы.
Тема 18. Конфликт как форма социального взаимодействия.
Определите социальный конфликт как форму социального взаимодействия; укажите виды конфликтов. Рассмотрите метод анализа документов, используемый в социологических исследованиях. Следует проанализировать отражение конфликтов в материалах прессы по месту жительства - городе, области, регионе (просмотреть 3 - 5 номеров газет или журналов, выделить статьи, в которых описываются конфликтные взаимодействия между группами людей, организациями, органами власти; подсчитать количество таких материалов и определить их долю в общем количестве текстов отдельно для каждого номера; провести описание конфликтов по их видам, причинам, составу конфликтующих сторон и способу разрешения). Полученные результаты целесообразно отразить в форме таблицы. Сделайте выводы из проведенного анализа. Тема 19. Протестные формы массового поведения.
Раскройте понятие массовое поведение. Обратите внимание на различные его формы. Рассмотрите основные социологические теории массового поведения. Сформулируйте способы управления массовым поведением. Рассмотрите метод анализа документов, используемый в социологических исследованиях. Следует проанализировать отражение протестных форм поведения в материалах прессы области, региона, страны (просмотреть 3 - 5 номеров газет или журналов, выделить статьи, в которых описываются случаи массового протестного поведения, подсчитать количество таких материалов и определить их долю в общем количестве текстов отдельно для каждого номера; провести описание протестного поведения по их видам, причинам, составу действующих лиц и способу разрешения). Полученные результаты целесообразно отразить в форме таблицы. Сделайте выводы из проведенного анализа. Тема 20. Основные формы девиантности в условиях современной России.
Определите понятие и формы девиантного поведения. Выделите различные подходы, объясняющие причины девиаций. Рассмотрите метод анализа документов, используемый в социологических исследованиях. Следует проанализировать отражение проблемы девиантного поведения в материалах прессы области, региона, страны (просмотреть 3 - 5 номеров газет или журналов, выделить статьи, в которых описываются подобные случаи, подсчитать количество таких материалов и определить их долю в общем количестве текстов отдельно для каждого номера). Проведите описание девиантного поведения по его доминирующим видам в условиях современной России, причинам, возможностям предотвращения и способам регулирования. Полученные результаты целесообразно отразить в форме таблицы. Сделайте выводы из проведенного анализа. Тема 21. Наркомания как вид девиантного поведения.
Рассмотрите понятие девиантного поведения, его основные виды. Охарактеризуйте опросный метод сбора социологической информации, специфику интервью. Составьте краткий план интервью по проблеме информированности людей по месту жительства о наркомании (основные вопросы - о знании названий конкретных наркотиков, мест продажи наркотиков, фактов употребления и последствий употребления наркотиков из их окружения; паспортные вопросы - пол, возраст, род основных занятий, профессия). Выберите 8 - 10 человек по месту жительства, работы, досуга и проведите интервьюирование; материалы опроса зафиксируйте в протоколах. Обобщите полученные данные в таблице. Сделайте выводы.
Тема 22. Социальные реформы в современной России.
Рассмотрите социологический подход к реформам в обществе, роль реформ в социальной жизни. Охарактеризуйте метод опроса в социологии, его формы — анкетирование и интервью. Разработайте короткий вопросник: 5-8 основных вопросов и 3 паспортных вопроса - пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприниматель и др.) для оценки любой конкретной реформы. Опросите по этому вопроснику 8 - 10 человек из своего окружения по месту работы, учебы, жительства и др. Зафиксируйте результаты опроса, произведите обсчет результатов опроса по каждому вопросу. Результаты (в %) представьте в табличной форме. Сделайте выводы об отношении опрошенных представителей групп (мужчин, женщин, рабочих и др.) к конкретным реформам. Тема 23. Социальные взаимодействия.
Дайте определение социального взаимодействия и его основных видов. Охарактеризуйте метод анализа документов, используемый в социологических исследованиях. Проанализируйте отражение конструктивных социальных взаимодействий в материалах прессы по месту жительства - городе, области, регионе (возьмите 3 - 5 номеров газет или журналов, выделите в них тексты, в которых описываются реальные примеры взаимодействия и сотрудничества организаций (органов власти, предприятий, фирм и др.); подсчитайте количество таких текстов и определите их долю в общем количестве текстов отдельно для каждого номера; приведите примеры взаимодействия, указав виды организаций, содержание и результаты взаимодействия. Результаты анализа целесообразно отразить в форме таблицы. Сделайте выводы.
Тема 24. Опросный метод в изучении социальных движений . Рассмотрите социальные движения, причины возникновения социальных движений. Каковы участники социальных движений, жизненный цикл и ресурсы социальных движений? Перечислите типы социальных движений и функции социальных движений. Охарактеризуйте метод опроса в социологии, его формы — анкетирование и интервью. Разработайте короткий вопросник: 5-8 основных вопросов и 3 паспортных вопроса - пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприниматель и др.) для получения информации об отношении общества к социальным движениям, распространенным в современной России, к их основным лозунгам и требованиям участников. Результаты целесообразно представить в табличной форме. Сделайте выводы.
Тема 25. Социальные проблемы молодежи в современном российском обществе.
Сформулируйте определение молодежи как социально-демографической группы. Выделите на основе социологических источников и личного опыта социальные проблемы российской молодежи. Составьте краткий перечень основных понятий (ключевых слов), которые характеризуют эти проблемы, используя различные справочные и учебные пособия. Опишите опросный метод в социологии. Разработайте краткое интервью: 5 - 8 вопросов об оценке выделенных социальных проблем молодежи и 3 - 4 паспортных вопроса. Опросите 10 - 15 представителей молодежи по оценке наиболее значимых социальных проблем в городе, поселке, области. Обобщите полученные результаты, сделайте выводы и возможные рекомендации по решению данных проблем.
Тема 26. Ценностные ориентации современной российской молодежи.
Сформулируйте определение молодежи как социально-демографической группы. Выделите основные ценности, распространенные в молодежной среде, укажите на факторы, влияющие на формирование ценностных установок молодежи. Опишите опросный метод в социологии. Разработайте краткое интервью: 5 - 8 вопросов об оценке выделенных социальных проблем молодежи и 3 - 4 паспортных вопроса. Опросите 10 - 15 представителей молодежи в городе, поселке, области, выявите наиболее значимые для молодежи ценности. Опишите полученные результаты, сделайте выводы. Тема 27. Влияние СМИ на процесс социализации молодежи.
Сформулируйте определение молодежи как социально-демографической группы. Определите содержание и смысл социализации и охарактеризуйте основные социальные институты социализации. Выделите СМИ как важнейший институт социализации. Проанализируйте опросный метод в социологии, выделите специфику интервью. Составьте перечень вопросов (5 - 6 основных и 3 - 4 паспортных) о влиянии СМИ на молодежь (кто любимый герой, отрицательный персонаж из телевизионных фильмов и программ, с характеристикой их положительных и отрицательных черт). Проанализируйте, какие образцы поведения, как позитивные, так и негативные, формируют СМИ у молодежи. Проведите опрос по этой теме среди молодежи, зафиксируйте результаты и представьте в табличном виде. Сделайте выводы на основе полученного материала о влиянии СМИ на социализацию молодежи. Тема 28. Глобальные процессы и современная Россия.
Рассмотрите определение и основные проявления глобальных процессов в современной России. Охарактеризуйте метод наблюдения, используемый в социологии. Составьте план и проведите наблюдение проявления глобализма на бытовом уровне у 10 человек по месту работы, проживания, среди знакомых (ношение зарубежной фирменной одежды, использование компьютеров, мобильных телефонов и др.). По каждому факту наблюдения составьте протокол с указанием даты, места и результатов наблюдения. Укажите социальные характеристики объектов наблюдения (пол, возраст, социальное положение). Результаты обобщите в таблице, сделайте выводы. Тема 29. Отражение социального неравенства в телевизионных передачах.
Рассмотрите определение и критерии социального неравенства, используемые в социологии. Охарактеризуйте метод наблюдения, используемый в социологических исследованиях. Просмотрите в течение нескольких дней телевизионные передачи, выделите материалы, в которых отражаются какие-либо виды и формы проявления социального неравенства между людьми и социальными группами. Подсчитайте ежедневное количество таких передач; составьте таблицу для отражения выявленных видов социального неравенства между конкретными социальными группами или их представителями. Сделайте выводы.
Тема 30. Наблюдение массовых общностей. Рассмотрите определение и специфические черты массовых общностей, используемые в социологии. Охарактеризуйте наблюдение как метод сбора социологической информации. Проведите 3 - 5 личных или посредством телевидения наблюдений конкретных массовых общностей (толпа, митинг, зрительская аудитория спортивного или культурного мероприятия). По каждому факту наблюдения составьте протокол. Укажите в нем место, дату, время и продолжительность наблюдения, примерный состав массовой общности (по полу, возрасту, внешнему виду, одежде), характер поведения этой общности (спокойный, агрессивный, эмоциональный и др.), выражение отношения к содержанию события (выкрики, аплодисменты, плакаты, лозунги и др.) На основе протоколов составьте сравнительную таблицу наблюдений, сделайте краткие выводы. Тема 31. Отношение к телевизионной рекламе. Рассмотрите рекламу как важный компонент структуры информационного общества; выделите информационную и манипулятивную стороны рекламы. Сформулируйте показатели отношения людей к телевизионной рекламе. Опишите опросный метод в социологии, охарактеризуйте специфику интервью. Разработайте план интервью по выявлению отношения к телевизионной рекламе (4 - 6 основных вопросов и 4 - 5 паспортных). Сформируйте две группы респондентов (по 5 - 6 человек) для проведения опроса - из числа молодежи и старшего поколения. Респондентов целесообразно выбирать из своего окружения по месту работы, жительства, учебы. Проведите опрос и запишите его результаты. Следует отметить кто, сколько времени, какую и как воспринимает рекламу; какие мнения в обеих группах о том, что нравится в рекламе, в каких случаях рекламу не смотрят. Представьте данные в виде таблиц. Проанализируйте и обобщите результаты ответов в обеих группах, сделайте выводы о восприимчивости и отношению к телевизионной рекламе в обеих группах. Тема 32. Массовая культура: основные ценностные установки.
Дайте определение массовой культуры, охарактеризуйте ее основные элементы. Раскройте содержание социологических подходов к массовой культуре. Выделите образцы массовой культуры. Необходимо разобрать метод анализа документов, используемый для сбора социологической информации. Составьте план анализа текстов для выявления основных ценностных установок массовой культуры и распространенных моделей поведения. Выберите 3 - 4 газеты (журнала) и подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов (на основе заголовков и содержания), содержащих информацию по вышеупомянутой проблеме; определите долю текстов с этой информацией (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в виде таблицы. Тема 33. Игра как элемент массовой культуры. Дайте определение массовой культуры, охарактеризуйте ее основные элементы, в том числе игровую деятельность. Соберите сведения, публикуемые в СМИ, а так же в сети Интернет об азартных играх, в том числе об игровых автоматах, составьте аннотированный перечень игр. Опишите метод наблюдения, используемый в социологии. Составьте план протокола наблюдения процесса игры. Выберите для наблюдения за игроками игровой автомат. Проведите наблюдение и зафиксируйте пол и примерный возраст игроков, время, проведенное за игрой, их эмоциональные реакции на результаты игры. Итоги своих наблюдений отразите в таблице. Опишите итоги своих наблюдений, сделайте выводы. Тема 34. Алкоголизм как вид девиантного поведения. Рассмотрите понятие девиантного поведения, его основные виды, в том числе алкоголизм. Охарактеризуйте опросный метод сбора социологической информации, специфику интервью. Составьте краткий план интервью по проблеме отношения людей к употреблению алкогольных (основные вопросы, к примеру, могут касаться пивного алкоголизма, фактов продажи спиртного подросткам моложе 18 лет, употребления спиртных напитков подростками и последствий употребления алкогольной продукции). Интервью должно включать паспортные вопросы - пол, возраст, род основных занятий, профессия. Выберите 8 - 10 человек по месту жительства, работы, досуга; проведите интервьюирование; материалы опроса зафиксируйте в протоколах. Обобщите полученные данные в таблице. Сделайте выводы. Тема 35. Отношение к частной собственности в современной России.
Рассмотрите различные формы собственности в структуре экономики России. Охарактеризуйте институт частной собственности. Какова в процентном соотношении доля частной собственности в российской экономики? Опишите опросный метод в социологии, охарактеризуйте специфику интервью. Разработайте план интервью по выявлению отношения к людей к частной собственности в России (4 - 6 основных вопросов и 4 - 5 паспортных). Сформируйте две группы респондентов (по 5 - 6 человек) для проведения опроса - из числа молодежи и старшего поколения. Респондентов целесообразно выбирать из своего окружения по месту работы, жительства, учебы. Проведите опрос и запишите его результаты. Следует отметить кто и как воспринимает частную собственность; какие мнения в обеих группах о методах ее получения, о возможностях ее защиты законом. Представьте данные в виде таблиц. Проанализируйте и обобщите результаты ответов в обеих группах, сделайте выводы. Тема 36. Социальные изменения.
Рассмотрите социальные изменения как переход социальной системы из одного состояния в другое, охарактеризуйте основные формы социальных изменений и выделите факторы, обуславливающие социальное развитие (природные, техногенные, экономические и др.) Рассмотрите используемый в социологии метод анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати факторов социального развития в современной России. Выберите 3 - 4 номера одного или разных изданий (центральных, областных, городских) газет, журналов. Подсчитайте в каждом номере общее количество единиц текстов (статей, заметок) и количество текстов, содержащих информацию о факторах социального развития в Российской Федерации, используя заголовки и содержание статей. Определите долю текстов с упоминанием этих факторов (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в виде таблицы, учитывая отдельные номера изданий. Приведите конкретные заголовки анализируемых материалов. Сделайте выводы о частоте упоминания факторов социальных изменений в массовой печати.
ЛИТЕРАТУРА основная
1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. - М., 2002. 2. Волков Ю.Г. Социология. Элементарный курс. – М., 2003. 3. Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи. – М., 2003. 4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2003. 5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. - М., 2002. 6. Козлова О.Н. Социология. Учебное пособие. – М., 2006. 7. Кравченко А.И. Социология для экономистов. Учебное пособие для вузов. - М., 2000. 8. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах. – М., 2003. 9. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М., 2005. 10. Немировский В.Г. Общая социология. Учебное пособие для вузов. – Ростов-на -Дону, 2004. 11. Социология. Конспект лекций /Авт.-сост. Широкова И.Г. – М., 2001. 12. Социология. Общий курс: учебное пособие для вузов //В.И. Кондауров и др. – М., 2006. 13. Социология. Учебное пособие для вузов //под ред. Елсукова А.Н - Минск, 2000 14. Социология. Учебник для вузов. //Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2006. 15. Фролов С.С. Социология. – М., 2003. дополнительная
1. Бабосов Е.М. Общая социология. – Минск, 2004. 2. Борцов Ю.С. Социология. – Ростов-на-Дону, 2002. 3. Гидденс Э. Социология. – М., 2000. 4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. – СПб., 1996. 5. Добреньков В.И. Методы социологического исследования. Учебник. – М., 2007. 6. Кончалин Т.П. Социология. – Ростов-на-Дону, 2001. 7. Кравченко А.И. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник. – М., 2004. 8. Кухарчук Д.В. Социология. – М., 2003. 9. Место и роль человека в условиях трансформации социальных отношений в России. – СПб., 2002. 10. Общая социология. Учебное пособие. /Отв. ред. Эфендиев А.Г. – М., 2007. 11. Псковская политическая культура. – Псков, 2004. 12. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М., 2003. 13. Российская социологическая энциклопедия. – М., 1999. 14. Рысь Ю.И., Степанов В. Социология. Структурно-логические схемы с комментариями. Учебное пособие. – М., 1999. 15. Самыгин С.И., Петров Г.О. Социология. – Ростов-на-Дону, 2001. 16. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб., 2005. 17. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. 18. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. - СПб., 1992. 19. Современная западная социология. Словарь. - М., 1990. 20. Сорокин П.А. Социологические теории современности. - М., 1992. 21. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1999. 22. Социологический энциклопедический словарь. – М., 2000. 23. Социология. Учебное пособие для вузов //под ред. Игнатьева В.И., Ромма М.В. – М., 2001. 24. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 2003. 25. Харчева В.Г. Основы социологии. – М., 1999. 26. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М., 2001. вопросы к экзаменам (зачетам) по курсу «Социология» 1. Социология как наука. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе других наук. 2. Структура социологического знания. Уровни социологии и отрасли науки. 3. Функции социологии. 4. Становление социологии. Основные этапы в развитии западной социологии. 5. Социологический проект О. Конта. Теория эволюции Г. Спенсера. 6. Марксистское понимание общества. Категория общественно-экономической формации. 7. Социологические школы Э. Дюркгейма и М. Вебера. 8. Макро- и микро- социологические концепции ХХ в.: структурно-функциональный анализ, теория конфликта, символический интеракционизм. 9. Новейшая западная постмодернистская социология. 10. Особенности формирования социологии в России. Социология периода 60-х – 80-х гг.XIX.в. 11. Многообразие школ и направлений в русской социологии в 1880-х – 1917 гг. 12. Советская и современная российская социология. 13. Понятие общества как системы. 14. Социальная структура общества. 15. Основные подходы к определению типов обществ. 16. Социальные действия и процессы. 17. Социальные взаимодействия. 18. Социологическое понимание культуры. Функции культуры. 19. Основные элементы культуры. Культурная динамика. 20. Формы и разновидности культуры. 21. Понятие социального контроля и социального порядка. 22. Девиантное поведение. Типы и формы девиантного поведения. 23. Общественное мнение как фактор социального контроля. 24. Понятие и сущность личности. 25. Социализация как процесс становления личности. Самореализация. 26. Социальные статусы и роли. 27. Социальные типы личности. 28. Понятие и виды социальных общностей. 29. Понятие и формы коллективного поведения. Социальные движения как сложная форма коллективного поведения. 30. Понятие и функции социальных групп. Типология социальных групп. 31. Национально-этнические общности. 32. Национально-этнические отношения. 33. Сущность социальной стратификации. Основные подходы к исследованию проблемы. Страта как основная единица стратификационного анализа 34. Понятие и сущность социальной мобильности 35. Классовая структура общества. 36. Социальный институт: структура и функции. Развитие социальных институтов. 37. Система социальных институтов: экономический, политический институты. 38. Образование и религия. 39. Семья как социальное явление. 40. Понятие организации в социологии. Основные типы организаций. 41. Управление в организациях. Стили управления. 42. Руководство и лидерство. 43. Понятие и факторы социального развития. Факторы изменений. 44. Механизмы социальных изменений. 45. Социологические теории социального развития. 46. Глобализация и формирование единой мировой системы. Место России в мировом сообществе. 47. Глобальные проблемы современности. 48. Социологическое исследование: понятие, виды, этапы. 49. Основные методы сбора социологической информации. 50. Обработка информации и подготовка отчета о результатах исследования. |