Учебное пособие: Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «социология коммуникаций» для студентов специальности «Социология» 040201
Название: Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «социология коммуникаций» для студентов специальности «Социология» 040201 Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ __________________________________________________________ ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ . МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИЙ» для студентов специальности «Социология» - 040201 МОСКВА 2007 г. Составитель кандидат психологических наук, доцент О.А. Колосова Ответственный редактор заведующий кафедрой социологии и психологии управления доктор психологических наук, профессор В.Н. Князев Обсуждена и одобрена на заседании кафедры социологии и психологии управления Протокол от « ___ »_____________ 200__ г., № ___ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Методические указания по выполнению контрольных работ разработаны для студентов специальности «Социология» -020300 очной и очно-заочной форм обучения и предназначены для промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине «Социология коммуникаций» В рамках изучение данной дисциплины предусматривается: ¨ чтение лекций, в которых определяются базовые положения темы, освещается степень разработанности и существующие проблемы их изучения, раскрываются способы научного анализа исследуемых феноменов; ¨ проведение семинарских занятий, которые предполагают конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, акцентирование практической направленности полученных знаний, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения как теоретических, так и практических задач. А также проведения контрольных работ и выполнения домашнего задания (реферата) для оценки качества освоения дисциплины. Кроме того, непосредственное освоение тем программы в ходе лекционного курса и практических занятий совмещается с самостоятельной работой студентов, включающей дополнительное изучение специальной литературы и подготовку домашнего задания (реферата) по самостоятельно выбранной теме. Для студентов очной формы обучения предусматривается самостоятельная работа в объеме 27 часов, для студентов очно-заочной формы обучения – в объеме 18 часов. Оперативный контроль знаний студентов по дисциплине «Социология коммуникаций» осуществляется на каждой лекции с помощью вопросов на понимание материала лекционного курса. Текущий контроль качества и степени усвоения знаний проводится в виде обсуждения результатов выполнения контрольных работ, а также самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (рефератов). Рубежный контроль знаний по всему курсу осуществляется в форме зачета. Данное методическое руководство к написанию контрольных работ и домашних заданий (рефератов) ставит своей задачей помочь студентам овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины «Социология коммуникаций». Основной целью изучения данной дисциплины является формирование системных знаний в области социологии коммуникаций и успешно усвоить материал, предусмотренный программой. Тематика контрольных работ в настоящем руководстве составлена таким образом, что охватывает главные аспекты изучаемой дисциплины. Эффективное освоение учебной дисциплины «Социология коммуникаций» требует наличия у студентов общих представлений о социологии как науке, ее объекте, предмете, проблемном поле. В силу этого обстоятельства, данная дисциплина базируется на знаниях, которые студены, обучающиеся по специальности «Социология» получили при изучении дисциплины «Общая социология». Кроме того, для адекватного понимания материала, преподаваемого в рамках курса «Социология коммуникаций», студенту необходимо иметь определенные познания в области социальной психологии, основ общей психологии и психологии личности. При подготовке и выполнению контрольных работ первым и наиболее важным шагом является внимательное изучение тех вопросов, которые затрагиваются в рассматриваемой теме. Поэтому для успешного выполнения контрольного и домашнего задания необходимо, прежде всего, хорошо понять формулировку темы, а затем обратиться к рекомендуемой основной и дополнительной литературе для последующего изучения в рамках самостоятельной работы студента. Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «Социология коммуникаций» разработан в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в Российской Федерации к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста – социолога. 2.ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. Главная цель выполнения контрольной работы заключается в том, чтобы помочь студенту закрепить пройденный материал, приобрести навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Курс предусматривает проведение учебных мероприятий текущего контроля знания студентов в следующих видах: анализ результатов выполнения трех письменных контрольных работ, а также обсуждение самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (рефератов). Содержание письменных контрольных работ меняется один раз в семестр. Так как ответы на контрольные вопросы носят описательный характер, необходимо помнить, что описание должно быть полным, логически построенным и четким. Поверхностное изложение вопроса рассматривается как недостаток работы. Домашнее задание (реферат) должен состоять из текстовой части и списка литературы. Он должен иметь титульный лист, который оформляется в соответствии с принятыми правилами. Текст размещается на листах стандартного формата (А4), на одной стороне листа, с оставлением полей (25 мм слева, 15 мм справа). Текст должен быть четким и разборчивым. Произвольное сокращение слов не допускается. Все заимствованные данные сопровождаются ссылками на источники (постраничные или концевые сноски с соблюдением библиографических требований). Все цитаты и ссылки на других авторов, использованные в работе должны быть соответствующим образом оформлены. Прямое цитирование «берется» в кавычки, далее в квадратных скобках идет ссылка на источник (номер источника в списке литературы) и указывается номер страницы. Ссылки на исследователей и авторов литературы отмечаются указанием в квадратных скобках номера источника, в которых раскрывается содержание материала. Объем реферата - не менее 1,2 печатного листа, т.е. 18 машинописных страниц через полтора интервала (или 20 - 30 страниц рукописного текста в зависимости от почерка). Желательно, чтобы реферат был выполнен на компьютере. Домашняя работа (реферат) оценивается в соответствии с полнотой систематизации важного теоретического материала, проверке определенных теоретических концепций и гипотез. Полученный материал может быть использован в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе. Завершается подготовка домашнего задания (реферата) защитой, которая производится в присутствии учебной группы. В устном выступлении (10-20 минут) студент излагает суть своей работы и основные выводы. Ему могут быть заданы вопросы, связанные с его работой, на которые требуется дать аргументированные ответы. 3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕМ И КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. В соответствии с программой учебной дисциплины «Социология коммуникаций» в рамках текущего контроля знаний студентов, предусматривается проведение трех контрольных работ и обсуждение на практических занятиях самостоятельно подготовленных домашних заданий (рефератов) по тематике курса. Контрольное задание №1 проводится в письменной форме и предлагается в десяти вариантах , в зависимости от численного состава учебной группы. В состав контрольной работы №1 вошли основные вопросы по следующим ключевым темам дисциплины «Социология коммуникаций»: · Тема 2. Социологические доминанты коммуникации. Системность коммуникации (естественные и искусственные коммуникативные системы). · Тема 3. Коммуникативное пространство и его организация. · Тема 4. Типология коммуникаций. Межгрупповая и массовая коммуникации. · Тема 5. Социальные и социально-психологические функции массовой коммуникации. Образец письменной контрольной работы приводится ниже.
Контрольное задание №1. Вариант 7 1. Как проявляются в реальной коммуникации категории социального статуса и коммуникативной роли. 2. Какие из истоков социальной коммуникации представляют непосредственный интерес для социологии коммуникации? 3. Укажите общие и отличительные черты в естественных и искусственных коммуникативных системах. 4. Понятие коммуникативного пространства и его организация 5. Понятие «ключевой коммуникатор». Укажите общие характеристики ключевого коммуникатора.
Контрольное задание №2 проводится в письменной форме и предлагается в десяти вариантах , в зависимости от численного состава учебной группы. В состав контрольной работы №2 вошли основные вопросы по следующим ключевым темам дисциплины «Социология коммуникаций»: · Тема 6. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития · Тема 7. Манипулятивный потенциал СМИ. Технологии манипуляций сознанием · Тема 8. Информационные и психологические войны в системе массовой коммуникации. Инструментарий воздействия. Образец письменной контрольной работы приводится ниже. Контрольное задание №2. Вариант 4 1. Каковы основные проблемы формирования информационного общества в России? 2. Каковы закономерности формирования аудитории СМИ? 3. Назовите специфические особенности INTERNET как средства массовой коммуникации. 4. Какие основные суггестивные технологии, применяются в ходе информационной войны? 5. Пропаганда, как один из методов ведения психологической войны.
Контрольное задание №3 проводится в письменной форме и предлагается в десяти вариантах , в зависимости от численного состава учебной группы. В состав контрольной работы №3 вошли основные вопросы по следующим ключевым темам дисциплины «Социология коммуникаций»: · Тема 9. Понятие коммуникативной личности. Уровни организации коммуникации. · Тема 10. Семиотический, лингвистический и металингвистический уровни организации коммуникации. · Тема 11. Паралингвистический и синтетический уровни организации коммуникации. · Тема 12. Современные технологии. Инструментарий воздействия. Образец письменной контрольной работы приводится ниже. Контрольное задание №3. Вариант 6 1. Какие виды коммуникативных систем представлены на синтетическом уровне? 2. В чем суть двухступенчатой модели коммуникационной личности? 3. Каковы критерии оценки коммуникативной личности как социального феномена? 4. Как понимается соотнесенность намеренного — ненамеренного, сознательного — бессознательного в невербальной коммуникации? 5. Каковы частные функции фонационных и кинетических средств?
4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. В соответствии с программой учебной дисциплины «Социология коммуникаций» в рамках текущего контроля знаний студентов, также предусматривается обсуждение на практических занятиях самостоятельно подготовленных домашних заданий (рефератов) по тематике курса. Выбор темы домашнего задания (реферата) предоставляется студенту, в соответствии с основной проблематикой изучаемого курса. На индивидуальных и групповых консультациях студенты могут получить дополнительную информацию по вопросам, вызывающим затруднения, а также совместно с преподавателем осуществить подбор необходимой литературы для самостоятельного изучения. Домашнее задание (реферат) оценивается в соответствии с полнотой систематизации важного теоретического материала, проверке определенных теоретических концепций и гипотез. Полученный материал может быть использован в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе. В случае необходимости, студенты также могут воспользоваться представленным ниже перечнем примерных тем домашних заданий: 1. Влияние средств массовой информации на современное общество. 2. Основные аспекты теории социальной коммуникации. 3. Основные направления исследований массовой коммуникации. 4. Коммуникация в современном обществе. 5. Формирование российской системы СМИ. 6. Эффективность средств массовой коммуникации. 7. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций. 8. Механизмы воздействия на массовое сознание. 9. Средства массовой информации. Специфика передаваемой информации. 10.Политическая коммуникация в информационном обществе. 11.Особенности имиджа власти в России. 12. Методы психологической оценки влияния СМИ (газеты, журнала, программы и т.д.) на аудиторию. 13.Социально-психологический анализ влияния СМИ на имидж политика. 14.Международный опыт перехода к информационному обществу. 15.Пропаганда как специфический информационный процесс. 16.Стереотипы в общественном сознании. 17.Психологические эффекты СМИ. 18.Стереотип как средство распространения общественного мнения. 19.Пропаганда и манипуляция. 20. НЛП – технологии. Принципы эффективного общения. 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Основная литература. 1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998. 2. Бландел Р. Эффективные бизнес - коммуникации: теория и практика в эпоху информации. Спб., 2000. 3. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988. 4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991. 5. Борев В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986 6. Бороздина Г. В. Психология делового общения. М., 1998. 7. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб, 2001. 8. Гриняев С.Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. М., 1999. 9. Данкел Ж., Парнхэм Э. Ораторское искусство -- путь к успеху. --СПб., 1997 10. Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1996. 11. Дубицкая В. Телевидение. Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации. М., 1998. 12. Душин И. и др. Выборы: технологии избирательных компаний. Харьков 1998. 13. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. М., 1997. 14. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. — М., 1997 15. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. — М., 1998 16. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. — СПб., 1997 17. Кабаченко Т.С. «Методы психологического воздействия. М., 2000. 18. Колшанский Г.В. Паралингвистика. — М., 1994 19. Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М., 1997 20. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/д., 1986. 21. Межличностное общение. Учебник для Вузов . СПб, 2001. 22. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — М., 1996 23. Михалъская А.К. Основы риторики. — М., 1996 24. Мицич П. Как проводить деловые беседы М., 1987. 25. Мухин А.А. Информационная война в России. М., Центр политической информации.2000. 26. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000. 27. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека – как книгу. М., 1990. 28. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб, 2001. 29. Почепцов Г.Г. Информационные войны. — Киев, 1999 30. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века . киев, 2000 31. Почепцов Г.Г. Психологические/информационные операции. Киев, 1999 32. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998. 33. Прикладная психология. Учебное пособие для Вузов. СПб, 2000. 34. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология общения. СПб., 1999. 35. Реклама. Внушение и манипуляция. Самара. «БАХРАХ-М», 2001. 36. Сопер П. Основы искусства речи. — Ростов-на-Дону, 1995 37. Социология средств массовой информации. Под., ред. Буданцева Ю.П. М., 1991. 38. Таннен Д. Ты меня не понимаешь! — М., 1996 39. Фрюминг Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата. Практикум делового общения. Ростов н/д.,. 1997. 40. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1984. Дополнительная литература. 1. Айсмонтас Б.Б. Психология общения. М., 1996. 2. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению. М., 1997. 3. Браим М.Н. Этика делового общения. Минск, 1996. 4. Дебольский М. Психология делового общения. М., 1991. 5. Добрович Л. Общение: наука и искусство. М., 1996. 6. Доценко ЕЛ Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. 7. Искусство деловой презентации. Челябинск, 1998. 8. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. М., 1993. 9. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996. 10. Курбатов В.И. Искусство управления общением. Ростов н/Д, 1997. 11. Курбатов В.И. как успешно провести переговоры. Ростов н/д., 1997. 12. Миримский Л.Ю., Мозговой А.М., Пашкевич Е.К. Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. Симферополь, 1996. 13. Панкратов В.Н. Искусство управлять людьми. М., 1999. 14. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2000. 15. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. М., 1996. 16. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своих целей. Воронеж, 1991. 17. Рузевич Н.В. Логика и аргументация. М., 1997. 18. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. М., 2000. 19. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. В кн. 20. Психологические проблемы самореализации личности. СПб., СПбГУ, 1997. 21. Фишер Р. Подготовка к переговорам. М., 1996. 22. Франк М. Как убедить собеседника за 30 секунд. М., 1998. 23. Франс К. Аргументация, коммуникация и ошибки. М., 1992. 24. Чалдани Р. Психология влияния. Санкт-Петербург, 2000. 25. Честара Д. Деловой этикет. М.,1997. 26. Шейнов В.П. Искусство убеждать. Учебно-практическое пособие. М.,2000. 27. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996. 28. Шмит Р. Искусство общения. М., 1992. 29. Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса (пер., с анг). М., 1994. |