Учебное пособие: Методические указания методические указания для выполнения курсовых работ
Название: Методические указания методические указания для выполнения курсовых работ Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Титульный лист задания
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Методические указания для выполнения курсовых работ 1. Цель и задачи курсовой работы Курсовая работа — индивидуальная зачетная самостоятельная работа студента в учебном процессе вуза, предусматриваемая учебным планом. Она является формой контроля знаний, полученных во время аудиторных занятий и самостоятельной работы. Курсовая работа является завершающим этапом изучения профилирующих дисциплин выбранного направления обучения. Целью написания курсовой работы по дисциплине «Управленческий учет» является систематизация, закрепление и расширение знаний на основе самостоятельного изучения и обобщения научной и учебной литературы, а также освоение практических навыков организации управления и обработки потоков учетно-управленческой информации. При подготовке и написании курсовых работ перед студентами ставятся следующие задачи: 1. Приобрести навыки самостоятельной работы с литературой по выбранной тематике; 2. Систематизировать и закрепить теоретические знания по дисциплине; 3. Развить навыки постановки задач учетно-управленческого исследования и подбора методов решения этих задач; 4. Связного изложения материала, касающегося выбранной проблематики; 5. Выработки рекомендаций по использованию методов управленческого учета в практике работы организаций. 1. Порядок разработки, утверждения и выбора тематики курсовых работ Подготовка и написание курсовой работы осуществляется в рамках времени, отведенного на самостоятельную работу студентов. Тематику курсовых работ по дисциплине «Управленческий учет» разрабатывает кафедра, за которой закреплена данная дисциплина. При подготовке тематики курсовых работ должно быть принято во внимание содержание учебных планов и программ, разрабатываемых кафедрой, достижения современной научной мысли и учетно-управленческой практики. Список тем курсовых работ по курсу «Управленческий учет» является частью программы курса, утвержденной на заседании Учебно-методического совета вуза после рассмотрения и одобрения на заседании кафедры. Тематика курсовых работ доводится до студентов не позднее, чем за месяц до предполагаемого срока сдачи и/или защиты работы. Срок сдачи и/или защиты работы устанавливается руководителями курсовых работ по согласованию с деканатами и должен соответствовать предусмотренным учебными планами срокам итогового контроля по данной форме отчетности. Как правило, сроки итогового контроля по курсовой работе совпадают со сроками итогового контроля по соответствующей дисциплине, но необязательно. Методика закрепления темы курсовой работы за студентом остается за руководителем. Любой студент должен иметь возможность выбора одной хотя бы из двух тем. Студент выбирает тему курсовой работы из предложенного кафедрой списка самостоятельно, исходя из своих научных и практических интересов, возможностей, имеющегося научно-исследовательского задела и перспектив дальнейшей научной и практической деятельности. Допускается выбор темы курсовой работы, не содержащейся в списке тем, включенных в программу курса. При необходимости студент, после консультации с руководителем курсовой работы, может предложить новую тему для разработки в курсовой работе. Предложенная тема также должна быть утверждена на заседании кафедры и включена в список на будущее. Закрепление темы курсовой работы осуществляется по заявлению студента на заседании кафедры не позднее, чем за две недели до срока сдачи и/или защиты работы. После утверждения кафедрой изменение темы не допускается. Руководство написанием курсовых работ, как правило, закрепляется за преподавателем, читающим лекции по данной дисциплине. В отдельных случаях руководство всеми или некоторыми работами студентов может быть передано другому преподавателю кафедры решением, вынесенным на заседании кафедры. Руководитель курсовой работы оказывает необходимую помощь, консультирует, осуществляет контроль за работой студента в соответствии с планом его работы над курсовой, в случае необходимости вносит коррективы в план. 3. Порядок выполнения работы Первым этапом выполнения курсовой работы является составление плана написания курсовой работы, где студент указывает предполагаемое оглавление и содержание основных разделов работы. План написания курсовой работы согласовывается с руководителем. Работа допускается к защите при соблюдении следующих условий: • содержание работы соответствует заявленной теме; • работа оформлена в соответствии с данными методическими указаниями, т. е. соблюдены структура, объем, формат; • в работе содержится творческая часть в виде рекомендаций по использованию рассмотренных методов, методик, концепций и т. п. • В случае несоблюдения указанных условий работа отдается студенту на доработку. Работа подлежит обязательному письменному рецензированию руководителем. В процессе подбора литературы студенту рекомендуется создавать собственную картотеку. На каждый научный источник открывается отдельная библиографическая карточка, в которой последовательно указываются: автор(ы), название книги (статьи), название Издательства (для статей — название периодического издания или сборника статей). Курсовая работа состоит из двух разделов: - теоретического - расчетного Работа выполняется по индивидуальному варианту, номер варианта соответствует номеру, под которым студент числится в списке своей группы.
9.2.3. Методические указания для написания эссе Цели и задачи написания эссе Целью написания эссе по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» является систематизация, закрепление и расширение знаний на основе критического осмысления и обобщения изученного в рамках аудиторных и самостоятельных занятий материала, а также приобретение практических навыков письменного представления и аргументации своей точки зрения на предложенную тему. При подготовке и написании эссе перед студентами ставятся следующие задачи: —раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов (тезисов), которые должны подкрепляться доказательствами и иллюстрироваться примерами; —продемонстрировать способность вырабатывать собственное суждение по проблемным вопросам, касающимся профессиональной деятельности; —осуществить анализ и отбор сведений и аргументов в поддержку выработанного суждения; —продемонстрировать навыки делового письма и умение излагать мысли на бумаге. Организационные вопросы подготовки и написания эссе Список тем эссе предлагается студентам не позднее, чем за две недели до предполагаемой даты сдачи работы. Студент выбирает тему эссе из предложенного преподавателем списка самостоятельно, исходя из своих интересов, возможностей и перспектив дальнейшей научной или практической деятельности. Допускается выбор темы эссе, не содержащейся в списке тем, включенных в программу курса, но близкой к одной или нескольким из них по проблематике и уровню сложности. Студент вправе, в рамках выбранной темы, предложить оригинальный заголовок и подзаголовок для своего эссе, а также — разбить работу на разделы, пронумеровать их или предложить для них оригинальные заголовки. В случае выбора студентом оригинального заголовка эссе оформляется следующим образом: в верхней части первого листа помещается надпись «Эссе на тему: ...»; ниже следует оригинальный заголовок эссе. Работа должна быть сдана преподавателю на бумажном носителе в машинописном виде (распечатана на компьютере) не позднее назначенного им срока. Эссе проверяется преподавателем, после чего выставляется оценка . При возникновении конфликтных ситуаций проводится собеседование, в ходе которого студент должен ответить на вопросы преподавателя по поводу выбора темы эссе, характера ее освещения, текста самой работы, продемонстрировав тем самым определенную степень владения отраженным в эссе материалом. Если на собеседовании студент демонстрирует более высокий уровень понимания и раскрытия материала, чем при написании эссе, окончательная оценка может быть повышена.
Требования к формату работы Эссе является творческой работой, демонстрирующей не столько владение конкретными методиками в рамках данной дисциплины, сколько умение сформировать и аргументировать свою точку зрения. Здесь не может быть неправильных ответов. «Правильного» объема эссе не существует. Объем работы должен быть таким, чтобы раскрыть выбранную тему. Обычно это 5—7 страниц, максимально — 10. Эссе не предполагает прямого заимствования текста у других авторов. Текст должен иметь титульный лист, в котором указаны тема эссе, предмет, ФИО автора, курс. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Написать эссе по проблеме управленческого учета в соответствии с установленным вариантом. 1.Управленческий учет в системе организационных функций предприятия. 2.Управленческий, финансовый и налоговый учет: сравнительные особенности формирования информационных потоков. 3.Информационное обеспечение управленческого учета. 4.Различия в понимании затрат (себестоимости) и расходов в финансовом, управленческом и налоговом учете. 5.Организация управленческого учета по центрам финансовой ответственности (ЦФО). 6.Способы классификации затрат, используемые в управленческом учете. 7.Классификация систем учета затрат и методов калькулирования себестоимости в управленческом учете. 8.Система учета полных затрат (абзорпшен костинг) и формирование полной себестоимости. 9.Система учета переменных затрат и формирование ограниченной себестоимости (директ костинг). 10.Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости. Учетные записи при позаказном методе. 11.Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости. Учетные записи при попроцессном методе. 12.Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости. Учетные записи при попередельном методе. 13.Нормативный учет как инструмент учета, планирования и контроля затрат. Понятие нормативных затрат и система Стандарт кост. 14.Принципы организации и порядок расчета нормативных затрат. Преимущества системы Стандарт кост. 15.Учетные записи при нормативном методе учета затрат (российский опыт) и в системе Стандарт кост (западный опыт). 16.Проблемы внедрения и развития управленческого учета в организациях РФ. Формы организации управленческого учета на предприятии. 17.Особенности формирования центров ответственности (на примере конкретного предприятия). 18.Управление по отклонениям: опыт внедрения (на примере конкретной организации). 19.Концепция контроллинга как части управленческого учета. 20.Внутренняя отчетность компании. 21.Анализ отклонений как инструмент управленческого анализа. 22.Бюджетирование, типы бюджетов. 23.Организация управленческого учета по центрам ответственности. 24.Анализ зависимости « затраты- объем- прибыль». Сущность и порядок расчета точки безубыточности. 25.Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета. Расчетные задания Требуется выполнить три расчетные задания. Цифровые исходные данные приведены для первого варианта. Для каждого последующего варианта показатели увеличиваются на 100 руб. Например, 3 вариант- на 200 руб., 5 вариант- на 400 руб. и т.д. ВНИМАНИЕ! Увеличивать только денежные показатели. Количественные показатели остаются неизменными. ЗАДАЧА 1. Определить и проанализировать характер поведения затрат организации в зависимости от изменения объемов работы. Показать как информация о поведении затрат влияет на принятие управленческих решений. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: В ресторане переменными являются затраты на продукты и напитки, которые в среднем составляют 500 руб. на одного посетителя. Постоянные затраты в виде арендной платы, коммунальных платежей, заработной платы составляют 10000 руб. в неделю. Какова себестоимость одной порции, если в неделю придет 1,5,10,20,50,100 посетителей. Как показатель себестоимости может повлиять на решение об открытии ресторана или о продолжении его работы. Расчеты привести в таблице :
ЗАДАЧА 2. Выполните планирование показателей прибыли методом маржинального дохода. Рассчитать точку безубыточности продаж. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: Нормальная производственная мощность предприятия 800 единиц продукции. Планируемые переменные затраты на единицу продукции составляют 40 руб. Постоянные годовые затраты- 30000 руб. в год. Продажная плановая цена - 80 руб. за единицу. Какова точка безубыточности продаж? Какова плановая прибыль предприятия при реализации всей произведенной продукции с учетом нормальной производственной мощности? ЗАДАЧА 3. Используйте гибкие бюджеты в процессе анализа общепроизводственных расходов (ОПР). ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
Проанализировать отклонение фактических ОПР от плановых (бюджетных) значений под влиянием двух факторов: 1.Изменеие объема производства 2.Контроль менеджера Расчеты привести в таблице:
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» для студентов заочной формы обучения специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 1. Назначение и принципы управленческого учета. 2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета. 3. Затраты, как один из основных объектов управленческого учета. Понятие затраты и расходы. 4. Элементы производственных затрат в управленческом учете. 5. Классификация затрат в зависимости от целей поставленных задач. 6. Поведение затрат и методы их деления на переменные и постоянные. 7. Анализ зависимости «затраты - объем - прибыль». 8. Классификация методов учета затрат и калькулирование себестоимости. 9. Система учета полных и переменных затрат. 10. Понятие маржинального дохода и его использований при анализе критической точки. 11. Порядок распределения косвенных затрат на западных предприятиях. 12. Позаказный метод учета затрат и калькулирование себестоимости. 13. Попроцессный метод учета затрат и калькулирование себестоимости. 14. Попередельный метод учета затрат и калькулирование себестоимости. 15. Сущность и принципы организации системы нормативного учета. 16. Понятие нормативных затрат и порядок их расчета. 17. Вычисление и анализ отклонений фактических затрат от нормативных. 18. Учетные записи в системе нормативного учета: западный и российский опыт. 19. Виды планирования (бюджетирования) по срокам, назначению, детализации. 20. Сущность бюджетирования и функции бюджета. 21. Принципы разработки главного бюджета. 22. Взаимосвязь оперативного и финансового бюджетов. 23. Проблемы прогнозирования объемов продаж. 24. Цели и назначения бюджета денежных средств. 25. Процесс разработки бюджета денежных средств. 26. Статичные и гибкие бюджеты. Порядок их использования. 27. Организационные формы подсистемы управленческого учета на предприятии. 28. Проблемы организации управленческого учета на предприятиях РФ. 29. Понятие «места возникновения затрат», «носитель затрат», «центр ответственности», их применение в управленческом учете. 30. Использование релевантной информации для принятия решений по управлению бизнесом. 31. Порядок расчета прибыли в системе учета полных затрат и при маржинальном подходе. 32. Затраты, включаемые в себестоимость продукции в системе директ костинг. 33. Использование критической точки в планировании прибыли. 34. Учетные записи в попроцессном (попередельном) методе учета затрат и калькулировании себестоимости. 35. Учетные записи в позаказном методе учета затрат и калькулировании себестоимости. 36. Нормативный метод учета при внедрении управленческою учета. 37. Порядок анализа отклонений прямых материальных затрат. 38. Порядок анализа отклонений прямых трудовых затрат. 39. Порядок анализа отклонений общепроизводственных затрат. 40. Проблемы внедрения и дальнейшего развития управленческого предприятиях РФ. ЛИТЕРАТУРА: 1.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М., 2006. 2.Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет. М., 2005. 3.Волкова О.Н. Управленческий учет. М., 2006. 4.Палий В.Ф. Организация управленческого учета. М., 2007. 5.Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. М., 2006. Составитель: Доц. Т.А. Бурдаева |