Реферат: «Цветовая деталь в любовной лирике А. Блока»
Название: «Цветовая деталь в любовной лирике А. Блока» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края
Реферат по литературе на тему: «Цветовая деталь в любовной лирике А.Блока» Выполнила: Колбичева Линда Анатольевна, ученица 11 класса «А» Руководитель: Казаковцева Любовь Владимировна , учитель русского языка и литературы Солнечный 2007 Эпиграф: Фотографию заменить, учесть пропорции. План. I. (Глубина лирики) II. Мнение критиков о творчестве и судьбе Александра Блока. III. Биографическая справка. IV. (Судьба поэта в творчестве) V. Художественное своеобразие. VI. Заключение. I. Имя Александра Блока я слышала не раз на уроках литературы. Но это было лишь поверхностное знакомство. Выбирая тему исследовательской работы, пролистывая сборники поэзии Серебряного века, я вдруг столкнулась с удивительными по своей философской глубине строчками стихотворения: Я искал голубую дорогу, И кричал, оглушённый людьми, Подходя к золотому порогу, Затихая пред Твоими дверьми.
Проходила Ты в дальние залы, Величава, тиха и строга. Я носил за Тобой покрывало И смотрел на твои жемчуга.[1] Это были стихи Александра Блока. Познакомившись со сборниками его стихотворений, я выделила один из главных мотивов его творчества – мотив любви. Исследованию именно этого мотива я решила посвятить свою работу. Как мотив любви выражен через цветовую деталь? - вот главный вопрос, на который хочу я ответить, работая в рамках проекта « Роль цветовой детали в литературе» . Основные задачи: © собрать и систематизировать литературно - критический материал о творчестве Александра Блока; © провести текстуальный анализ его стихотворений с точки зрения заявленной темы; © обобщить полученные данные, оформить их в виде реферата и мультимедийной презентации. Лирика А. А. Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение , как отражение пройденного поэтом «пути». На эту особенность указывал сам Блок.[2] Я изучила множество критических статей о творчестве поэта. Хочу выделить мнение В.Я.Брюсова[3] , который считал: «…Блок не повторяет чужих тем, но с бесстрашной искренностью черпает содержание своих стихов из глубины своей души. Это придает его поэзии особую свежесть, делает все его стихи жизненными, позволяет поэту постоянно открывать новые и новые источники вдохновения. Блок как-то сразу создал свой стиль, во многом самобытный, но не замкнулся в нем и в каждой своей новой книге ищет новых путей для своего творчества. Большой мастер стиха, хотя и не стремящийся во что бы то ни стало к новым формам, он во всех своих созданиях остается красивым и завлекательным. Его стихи как бы просят музыки, и, действительно, многие его стихотворения были положены композиторами на музыку. Интимная поэзия Блока никого не может оттолкнуть от себя с первого взгляда, но для своего настоящего понимания требует вдумчивости и внимания. Надо войти в круг переживаний поэта, чтобы полно воспринять их; надо вчитаться в его стихи, чтобы вполне оценить их оригинальность и красоту. 1915» Отталкиваясь именно от этого высказывания, я построила свою исследовательскую работу по теме. II.
Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые…-
Эти знаменитые слова его любимого поэта – Тютчева сказаны как будто о самом Блоке. III. Художественный мир 4- 5 страниц . А.А. Блок родился в Петербурге, детство и юность провел в семье деда по матери, А.Н. Бекетова (известного ботаника, публициста, с 1870 г. декана физико-математического факультета Петербургского университета, в 1876—1884 гг. ректора университета, друга М.Е. Салтыкова-Щедрина, Д.И. Менделеева, близкого знакомого многих выдающихся деятелей культуры). В имении Бекетовых Шахматове Блок проводил лето. Мать Блока, Александра Андреевна (во втором замужестве Кублицкая-Пиоттух), переводчица и литератор, сыграла благотворную роль в его жизни, привив интерес к философии и литературе. Первые стихи, переводы, прозаические сочинения Блок написал еще в детстве, а в юности им созданы стихотворные циклы, в которых проявилось влияние В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. На фоне освоения их традиций формировалась его художественная система. В ней нашли отражение принципы первого течения русского модернизма в литературе — символизма. Новаторство Блока не было экспериментаторством (в противоположность началу творческого пути главы символизма В.Я. Брюсова), особенности его поэзии органически связаны со строем его души, основаны на интуитивных прозрениях. Его стихи — лирические монологи, выражающие психологические переживания автора с присущей ему проникновенностью. IV. Сегодня, в 21 веке, неизменным остается только одно: память. Мы должны быть благодарны тем писателям, которые после себя оставили когда-то признанный, а порой, непризнанный труд. Эти произведения заставляют нас задуматься над смыслом жизни, вернуться в то время, посмотреть на него глазами писателей разных течений, сравнить противоречащие точи зрения. Эти произведения - живая память о тех художниках слова, которые не остались обыкновенными созерцателями происходившего. «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека» ,- пишет В.Распутин[4] . И пусть нашей благодарной памятью художественного слова будет наше неравнодушное отношение к их творениям.
Список литературы b Апухтина В.А. Современная советская проза. 60—70-е годы. М., 1984. b Бочаров А.Г. Литература и время. Из творческого опыта прозы 60—80-х годов. М., 1989. b Гаспаров МЛ. Русские стихи 1890—1925 годов в комментариях. М, 1993. b Долгополое Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX— начала XX века. Л., 1984. b Комина Р.В. Современная советская лигература. М., 1984. b Литературный энциклопедический словарь/ Под. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987. b Скороспелова Е.Б. Русская советская проза 20—30-х годов: судьбы романа. М., 1985. b Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX—начала XX века. М., 1988. b Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М., 1997.. b Якушена Н.И. Русская поэзия XIX –начала XX в. М.,«Художественная литература», 1987 г. [1] Сентябрь- декабрь 1902 года, цикл «Распутья» [3] Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924), псевдонимы – Аврелий, Бакулин, Нелли – поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк, один из организаторов и признанный лидер русского символизма. Автор большого количества книг: сборники поэзии, рассказов, статей, романы, драмы. |