Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине: «Экономическая теория» (История экономических учений) для студентов экономических специальностей

Название: Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине: «Экономическая теория» (История экономических учений) для студентов экономических специальностей
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие

Негосударственное частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Кубанский социально – экономический институт

Кафедра экономики и управления

В.К. Лукин

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсовой работы

по дисциплине: «Экономическая теория» (История экономических учений)

для студентов экономических специальностей

очной и заочной форм обучения

Г. Краснодар 2008

Лукин В.К., Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» (История экономических учений) для студентов экономических специальностей очной и заочной форм обучения, 2007. - 23 с.

В методических указаниях даны основные этапы выполнения курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» (История экономических учений), а также примерная тематика и список основной и дополнительной литературы, образцы оформления таблиц, рисунков, формул и приложений.

Автор: Лукин Владимир Корнеевич, к.э.н., профессор кафедры экономики и управления КСЭИ.

Рецензент: к.э.н. доцент Березенков В.В. - КГАУ

Рекомендуется использовать студентами очной и заочной форм обучения по экономическим специальностям.

Методические рекомендации обсуждены и рекомендованы к изданию решением кафедры «Экономики и управления».

Протокол №1 от «25 » августа 2007г.

Зав. кафедрой к.э.н., профессор Шоль В.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи курсовой работы 4

2. Выбор темы 5

3. Разработка рабочего плана 8

4. Работа над содержанием курсовой работы 10

5. Оформление курсовой работы 12

5.1 Оформление текстовой части 12

5.2 Оформление иллюстраций 15

5.3 Написание формул 15

5.4 Оформление таблиц 16

5.5 Оформление списка использованных источников 18

5.6 Оформление приложений 19

6. Зашита курсовой работы 19

7. Список рекомендуемой учебной литературы 20

8. Образцы оформления таблиц, рисунков, формул и приложений 21

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа является - завершающим этапом изучения дисциплины «Экономическая теория» (История экономических учений).

Основными задачами курсовой работы являются:

• определение степени усвоения студентом понятий и категорий экономической теории;

• раскрытие содержательной характеристики выбранной темы;

• рациональное сочетание общетеоретических положений и анализа конкретных экономических ситуаций;

• проверка умения формировать основные выводы по результатам анализа конкретной темы.

Курсовая работа представляет собой результат выполнения следующих взаимосвязанных этапов:

• выбор темы;

• разработка рабочего плана. В своем законченном виде рабочий план представляет собой развернутое содержание (структуру) курсовой работы, отражающую все существенные вопросы выбранной темы;

• сбор, анализ и обобщение материалов исследования.

Результатом выполнения данного этапа является законченный предварительный вариант курсовой работы, в который могут вноситься только отдельные уточнения и изменения.

• формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

• оформление курсовой работы;

• рецензирование научным руководителем.

Курсовая работа выполняется студентом под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава (ППС) кафедры.

В настоящих методических указаниях содержатся конкретные рекомендации по каждому из этапов выполнения курсовой работы. Это должно дать возможность студентам избежать наиболее распространенных ошибок, выполнять работу в соответствии с единообразными требованиями, сконцентрировать усилия на наиболее важных вопросах и, в конечном итоге, успешно защитить курсовую работу.

Обязательным элементом подготовки курсовой работы является консультирование студентов научным руководителем от кафедры.

В ходе консультаций научный руководитель;

• рекомендует дополнительные материалы, необходимые для правильного раскрытия темы;

• согласовывает рабочий план курсовой работы;

• корректирует и формулирует замечания по внесению исправлений и изменений в представленный на проверку вариант курсовой работы (как по содержанию, так и по оформлению).

Методические указания являются основным регламентирующим документом по выполнению курсовой работы и отступления от содержащихся в них требований не допускаются.

2. ВЫБОР ТЕМЫ

Данный этап очень важен при подготовке курсовой работы.

Очень часто студенты относятся к его оформлению достаточно формально, что является серьезной ошибкой.

При выборе темы необходимо учитывать следующее:

1.Весь учебный курс по дисциплине «Экономическая теория» (История экономических учений) представляет собой совокупность конкретных тем, которые все связаны между собой. У каждой темы есть непосредственно связанные с ней вопросы, и поэтому ни одну тему нельзя рассматривать изолированно. Из этого следует, что правильный выбор темы возможен только при необходимом уровне усвоения студентом всего учебного материала по данной дисциплине. Только это позволит студенту объективно сравнить предлагаемые темы между собой и сделать обоснованный выбор.

2. По степени сложности темы, входящие в состав дисциплины «Экономическая теория» (История экономических учений), существенно не отличаются друг от друга. Поэтому неправильным является подход, при котором студент пытается выбрать тему «полегче». Любая тема для своего полноценного раскрытия в курсовой работе требует примерно равных усилий.

3. Этап выбора темы непосредственно связан с этапом сбора, анализа и обобщения материалов. Если студент с начала выполнения курсовой работы четко представляет себе, по какой теме он может найти наиболее полный и содержательный материал, то при прочих равных условиях эту тему и следует выбрать.

4. При выборе темы следует понимать, что каждая из тем представляет собой ту или иную экономическую проблему, которую студент должен раскрыть. Одна из распространенных ошибок - понимание курсовой работы, как простое реферирование (переписывание) материала из литературных источников. При написании курсовой работы студент должен уметь формулировать практическую значимость теоретических аспектов и их более эффективное использование в экономической системе.

5. При выборе темы студенты должны соблюдать следующие требования:

5.1 если студенты предполагают писать курсовую работу по совпадающим (но не одинаковым) вопросам, то в наименование темы должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения:

5.2 выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласованна с руководителем курсовой работы.

6. Выполнение курсовой работы без назначения научного руководителя не допускается. Вопросы о месте, времени и порядке консультирования решаются научным руководителем со студентом в рабочем порядке.

7. Для выполнения курсовой работы в полном соответствии с учебной программой Кубанского социально-экономического института - студенты обязаны любую из

выбранных тем выполнять с учетом специфики учебного заведения.

8. Тематика курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория» (История экономических учений).

1. Основные идеи концепций меркантилизма и физиократизма.

2. Английская классическая школа. А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»: основные идеи работы.

3. Экономическое учение марксизма. Капитал К.Маркса – узловой пункт развития мировой экономической теории.

4. Институционализм. Т.Веблен «Теория народного класса». Основные идеи работы.

5. Маржинализм. Австралийская и Лозанская школы экономической теории.

6. Кембриджская школа. А.Маршал о предмете и главных вопросах экономической теории.

7. Кейнсианство. Дж.М.Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег»: основные идеи работы.

8. Монетаризм. М.Фрирман и его экономические взгляды.

9. Развитие неоклассического направления в экономической теории.

10. Развитие экономической мысли в России: С.Ю.Витте, А.Столыпин, М.И.Туган-Барановский, А.В.Чаянов.

11. Вклад российских ученых в экономическую теорию XX века.

12. Сущность концепций посткейсианства и нео институциализма.

13. Теория социального рыночного хозяйства.

14. Модели экономических систем.

15. Рыночная экономика, необходимость, сущность, преимущества и недостатки.

16. Эволюция форм денег, их сущность и функции.

17. Ресурсы и потребности - основа любой экономики.

18. Законы, принципы и закономерности экономической теории в потребительской кооперации.

19. Спрос, предложение и цена в системе рыночных отношений.

20. Конкуренция как главный элемент в рыночной модели хозяйствования.

21. Альтернативные издержки и проблема экономического выбора.

22. Стоимость - фундаментальная проблема экономической науки.

23. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости.

24. Экономическое поведение потребителей и потребительский выбор.

25. Сущность и основные элементы рыночной инфраструктуры.

26. Монополизм и пути его преодоления.

27. Проблемы и способы регулирования естественной монополии.

28. Демонополизация и развитие конкуренции в Российской экономике.

29. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.

30. Формирование цен на факторы производства.

31. Проблемы формирования рынка труда в России.

32. Причины и виды безработицы в условиях рыночных отношений.

33. Государственное регулирование занятости населения и его эффективность.

34. Эффективность управления рынком труда в России.

35. Роль профсоюзов на рынке труда.

36. Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений.

37. Проблемы формирования и перераспределения доходов населения в России.

38. Проблемы измерения и факторы роста уровня жизни населения.

39. Бедность как экономическое явление.

40. Государственное регулирование доходов.

41. Современные системы социальной защиты и их эффективность.

42. Теоретические основы заработной платы, как объективной экономической кате­гории.

43. Причины дифференциации и способы регулирования заработной платы.

44. Объективная экономическая сущность конкуренции, ее формы и проявления в России.

45. Экономическая сущность кейнсианства и его значение в рыночном хозяйствовании.

46. Современные направления неоклассической теории.

47. Инвестиции и их роль в экономике.

48. Инвестиционная политика: проблемы и пути решения.

49. Экономическая природа прибыли.

50. Предпринимательство как особая форма рыночных отношений.

51. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России.

52. Роль малых и средних фирм в экономике России.

53. Экономическая сущность ценообразования и эффективность производства.

54. Общественное благосостояние и эффективность.

55. Экономическая эффективность и проблемы ее измерения.

56. Роль государства в формировании рыночной экономики в России.

57. Государственное регулирование экономики: формы, цели и эффективность.

58. Сущность монетарной политики в экономике и национальном хозяйстве России.

59. Цикличность экономического развития.

60. Современные теории экономического цикла.

61. Банковская система и ее роль в экономике.

62. Роль центрального банка в денежно-кредитной политике государства.

63. Система коммерческих банков в экономике России и их значение.

64. Кредит и его роль в условиях рыночной экономики.

65. Налоговая система: эффективность и справедливость.

66. Бюджет и налоговая политика России в современных условиях.

67. Государственный бюджет: структура, значение, особенности в современной экономике.

68. Проблемы становления и особенности функционирования рынка ценных бумаг в России.

69. Антиинфляционная политика государства в России.

70. Способы определения и регулирования теневой экономики.

71. Рынок земли и его роль в формировании экономической системы.

72. Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт.

73. Проблемы развития акционерной собственности в России.

74. Частная собственность. Ее преимущества и недостатки. Тенденция и перспективы развития ее в России.

75. Роль и место государственной, муниципальной формы собственности в условиях рынка.

76. Перспективы экономического роста в России.

77. Аграрные отношения и пути их перестройки в России.

78. Проблемы экономической безопасности России.

79. Глобализация и ее влияние на национальную экономику.

80. Мировая валютная система.

81. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве.

Студентами могут быть в инициативном порядке предложены дополнительные темы из числа рекомендованных.

Все изменения должны быть согласованны с научным руководителем.

3. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА

Целью составления рабочего плана является изложение студентом предполагаемого подхода к раскрытию темы курсовой работы.

При составлении рабочего плана следует стремиться к тому, чтобы в нем оптимально сочеталось изложение как общих вопросов (основные принципы и закономерности исследуемой экономической проблемы), так и прикладных (исследование конкретных ситуаций - применительно к отдельной стране, этапу экономического развития, конкретному рынку, предприятию и т. д.).

Одной из распространенных ошибок является одностороннее представление о рабочем плане в соответствии с выбранной темой. Или студент сосредотачивает внимание только на теории, и тогда тема рассматривается в отрыве от реальной практики, от опыта конкретных стран, или на оборот, в рабочем плане отражаются только частные вопросы, но не формулируются необходимые обобщения и выводы.

Другой распространенной ошибкой является чрезмерное внимание к историческому опыту экономики зарубежных стран.

Следует учитывать, что экономическая теория постоянно обновляется, и многие из ранее существовавших и справедливых для своего времени учений утратили свою актуальность. Следует учитывать, что предлагаемые темы ориентированы на раскрытие студентом современного состояния экономической теории, и это должно найти свое отражение в рабочем плане.

Рабочий план не следует понимать как содержание курсовой работы. Студент должен представлять себе рабочий план в виде следующей примерной схемы:

- состав разделов (глав, пунктов) курсовой работы;

- основное содержание разделов, т.е. те вопросы, которым в каждом разделе будет уделено главное внимание;

- логической взаимосвязи разделов. Логика изложений представляет собой наиболее слабое место во многих курсовых работах. Характерным недостатком является отсутствие необходимой взаимосвязи разделов между собой, материал каждого раздела изложен правильно, а переход от раздела к разделу никак не обоснован. В результате вместо цельного изложения темы получается набор разрозненных фрагментов. При подготовке рабочего плана студент должен использовать развернутую структуру - логическую схему по выбранной теме.

Общим принципом построения рабочего плана является последовательный переход от общего к частному. Проблема сначала рассматривается в целом (почему проблема возникает, какие имеются трудности при ее решении, какие существовали подходы к ее решению, на каких общих положениях экономической теории должно основываться ее решение), а затем детально анализируются методы и формы решения проблем. Рабочий план должен в обязательном порядке включать в себя следующее составные элементы:

1. Введение обосновывает актуальность выбранной темы, се важность для решения экономических проблем. Желательно, чтобы было отображено значение рассматриваемых вопросов для экономики России. Помимо этого во введении должна обосновываться структура курсовой работы, ее цели и задачи.

2.Теоретическая часть, в которой должны отражаться следующие вопросы:

- краткий исторический обзор по выбранной теме. Содержание этого подраздела должно показать, как формируется теория по конкретному вопросу;

- взаимосвязь выбранной темы (исследуемой проблемы) с другими разделами экономической теории (И.Э.У.);

- содержание экономического процесса, который является предметом исследования.

Студент должен избегать излишне абстрактного изложения теоретического материала. Экономика всегда имеет дело с количественными показателями, поэтому необходимо отразить, какие именно показатели характеризуют исследуемый процесс.

3. Аналитическая связь. Назначением аналитической связи является подробное раскрытие темы (исследуемого экономического процесса или явления). Если в теоретической части основное внимание должно быть уделено рассмотрению темы в целом, то в аналитической части раскрываются конкретные методы решения той или иной экономической проблемы (государственного регулирования, ценообразования, приватизации, и т.д.), которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, цифрами.

При подготовке рабочего плана следует учитывать, что возможны различные подходы к написанию этой части работы. Если тема достаточно обширна (например, ценообразование, государственное регулирование экономики, проблемы государственного долга, и т.д.), то в рабочем плане могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных вопросов, но они должны быть раскрыты полностью (например, все факторы формирующие цены товаров). Возможен и другой подход, при котором излагаются все вопросы, раскрывающее тему, но главное внимание при этом уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу (например, как связаны между собой рента, ссудный процесс и прибыль, и какой из этих показателей играет ведущую роль в рыночной экономике).

В большинстве тем предусматривается рассмотрение вопросов применительно к условиям России. В тех случаях, когда название темы не содержит «привязки» к российским условиям, следует включать соответствующий материал в заключительный раздел аналитической части. Отсутствие материалов, относящихся к условиям экономики России, рассматривается как недостаток курсовой работы.

4. Заключительная часть. В этой части студент формирует основные выводы по теме. Выводы не должны противоречить предшествующему изложению. Одним из обязательных выводов должно быть заключение об эффективности рассмотренных методов. Следует также указать на имеющиеся проблемы и возможные перспективы их решения.

5. Теоретическая и аналитическая части представляют собой самостоятельные и (отдельные) главы курсовой работы, название которых студент определяет самостоятельно. При необходимости число глав может быть увеличено. Вводная часть называется «Введение», заключительная называется «Заключение».

6. Рабочий план составляется студентом самостоятельно. Студент самостоятельно решает вопрос о том, сколько «пунктов» будет входить в состав теоретической и аналитической части, и как они должны называться. Подготовительный рабочий план согласовывается с научным руководителем.

4. РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Для выполнения курсовых работ студент использует материалы из разных источников. Основными источниками являются:

а) учебные пособия. Студент должен использовать те учебные пособия, которые указаны в списках литературы по соответствующим темам. Эти материалы служат основой подготовки теоретической части курсовой работы;

б) специальная литература - научные публикации (книги, статьи) по выбранной теме могут подбираться студентом самостоятельно, а также рекомендоваться научным руководителем;

в) публикация в специализированных периодических изданиях («Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Эко» и т. п.). Материалы из этих источников используются, прежде всего, для анализа экономической ситуации в России (в соответствии с выбранной темой). Материалы, представленные в п/п б) и в), используются для подготовки аналитической части курсовой работы.

г) фактические данные о работе конкретных отечественных и/или зарубежных предприятий. Использование таких данных не является обязательным, однако их наличие рассматривается как положительная черта курсовой работы и учитывается при защите. Курсовые работы, содержащие прямое цитирование, к защите не допускаются.

На использованные литературные источники делают ссылку, указывая в тексте в квадратных скобках номер источника по списку литературы и номера страниц, на которых изложена использованная цитата. Например, [3; с. 21].

Необходимо очень осторожно подходить к использованию в качестве источников неспециализированных периодических изданий (журналов и газет), т. к. аналитический подход к экономическим явлениям в большинстве из них отсутствует.

Нежелательно использовать при написании курсовой работы источники одного вида, т. е. только учебники или только статьи, или только фактические данные.

При подборе материалов студент должен обращать внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. Особенно это касается материалов, указанных в п/п б) и в). В этом случае студент обязан отразить в курсовой работе свое мнение о том, какая из этих точек зрения представляется ему наиболее правильной, и обосновать этот вывод.

Следует избегать двух распространенных ошибок при подборе материалов. Первая - когда всю курсовую работу пишут на основании только одного источника. Вторая - когда пытаются использовать как можно больше источников. И то, и другое отрицательно сказывается на качестве курсовой работы.

Рекомендуется для написания курсовой работы использовать не менее двух источников каждого вида. При выборе учебных пособий предпочтительней ориентироваться на отечественных авторов, поскольку зарубежные переводные учебники (в частности под авторством Брю и Макконела, Самуэльсона) несколько устарели по представленному в них практическому материалу: отечественные учебники содержат много данных и выводов об экономической ситуации в России, что необходимо для раскрытия большинства тем.

Общее количество использованных при написании курсовой работы источников не должно быть меньше десяти.

В качестве источников при написании курсовых работ по темам, связанным с экономической ситуацией в России, должны обязательно использоваться действующие нормативно — правовые акты (законы, постановления и т. п.).

Задачей анализа собранных материалов является отбор тех данных и источников, которые непосредственно войдут в текст курсовой работы. Студенту целесообразно составить для себя перечень источников с указанием конкретных страниц.

Наиболее важным этапом является обобщение материалов исследования, его результатом должен явиться предварительный вариант курсовой работы.

При обобщении материалов следует руководствоваться следующим:

а) не допускается сплошное цитирование использованных источников. Разумеется, в работе могут содержаться материалы из того или иного текста, но они должны быть конкретными и достаточно краткими. Основной текст курсовой работы должен быть написан студентом самостоятельно;

б) обработанный материал должен соответствовать требованиям к объему курсовой работы;

в) результаты обобщения не должны противоречить материалам использованных источников. Так, например, если в различных источниках содержатся несовпадающее точки зрения, то их нельзя просто изложить в курсовой работе. Имеющиеся противоречия нужно просто отметить и проанализировать, сделав соответствующее вывод (например: об отсутствии окончательного решения того или иного вопроса, или об ошибке одного из авторов).

Результаты обобщения (предварительный вариант курсовой работы) обсуждается студентом с научным руководителем. По его результатам может быть принято решение о необходимости дополнительного обобщения материалов по конкретным вопросам. Результаты обобщения могут содержать дискуссионные моменты, изложение мнения самого студента, частично не совпадающие с тем, что он обнаружил в источниках. Проблемный подход к раскрытию темы, акцент на нерешенных вопросах являются положительной чертой курсовой работы (естественно, при наличии соответствующего обоснования).

Целесообразно увязывать сбор, анализ и обработку материалов с согласованным рабочим планом, т.е. «состыковывать» конкретные источники с разделами курсовой работы. Это позволит студенту контролировать равномерность изложения материала, избежать односторонности в раскрытии темы. Материал каждого источника должен использоваться для конкретного раздела в составе теоретической или аналитической части (главы).

5. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

5.1 Оформление текстовой части

Работа выполняется на белой нелинованной бумаге формата А4 (210 х 297 мм) на компьютере через 1.5 интервала, шрифтом Times New Roman Cyr, размер шрифта-14.

Текст работы выполняется на одной стороне листа с соблюдением следующих размеров полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - по 20 мм, абзацный отступ - 1.27 см (пять пробелов).

Объем работы в напечатанном виде не должен быть менее 30 страниц, в рукописном виде - 40 страниц, без приложений.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры, при этом во всей работе применяется единый стиль такого оформления.

Все листы должны быть пронумерованы, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки. На титульном листе, содержании, введении (первой странице введения) номер страницы не ставят, но в общую нумерацию включают.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

Иллюстрации и таблицы на листе формата АЗ учитывают как одну страницу.

Опечатки (описки) и графические неточности, допущенные при выполнении работы, можно аккуратно исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста черными чернилами (пастой). Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

В целях более четкого изложения содержания работы ее основной текст подразделяется на разделы и подразделы. Каждый раздел, введение, содержание, заключение и список использованных источников следует начинать с новой страницы. Разделы должны иметь порядковую нумерацию, единую в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами без точки. Введение, а также заключение не нумеруются.

Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделен точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Если раздел состоит из одного подраздела (или подраздел - из одного пункта), то подраздел (пункт) не нумеруется. Наличие одного подраздела (пункта) в разделе (подразделе) эквивалентно их фактическому отсутствию.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

В заголовках не допускаются:

а) сокращенное написание наименований;

б) перенос слов:

в) подчеркивание;

г) точка в конце.

Например:

Экономическая модель управления государством. Сущность, цели и задачи.

Расстояние между заголовками раздела и подраздела должно быть равным 3 межстрочным (одинарным) интервалам или 15 мм. Расстояние между подразделом и последующим текстом должно быть равно 2 межстрочным (одинарным) интервалам или 10 мм, а расстояние между заголовком подраздела и последней строкой предыдущего текста - 3 межстрочным (одинарным) интервалам или 15 мм.

Пример оформления заголовка

1 Место и значение управленческих решений в экономики страны.


15 мм.

1.1 Понятие и классификация управленческих решений в масштабах государства.


10 мм.

Текст курсовой работы


15 мм.

1.2 Условия и факторы, влияющие на принятие управленческих решений в условиях рынка

10мм.

Текст курсовой работы

Не допускается помещать заголовок отдельно от последующего текста. На странице, где приводят заголовок, должно помещаться не менее двух строк последующего текста. В противном случае подраздел или пункт начинают со следующей страницы.

В тексте работы и подписях под иллюстрациями все слова пишутся полностью, за исключением общепринятых сокращений, например: ГОСТ, ВУЗ, и т.д. (и так далее), т.е. (то есть), с. (страница), гг. (годы), чел. (человек), млн. (миллион), млрд. (миллиард), тыс. (тысяча). АО (акционерное общество), пп. (пункты), см. (смотри), кв. (квартал), к.э.н. (кандидат экономических наук), д.э.н. (доктор экономических наук), дол. (доллар). Нельзя сокращать следующие слова и словосочетания: «например», «таким образом», «так как».

Условные обозначения приводимых в тексте математических, физических, метрических, стоимостных и других величин должны соответствовать установленным стандартам, например: м (метр), км (километр), руб (рубль), т (тонна), мин (минута), ч (час), с (секунда), г (грамм), кг (килограмм), ц (центнер), л (литр), га (гектар), л.с. (лошадиные силы), об/мин (оборотов в минуту), км/ч (километров в час).

В тексте работы не допускается:

а) применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

б) применять сокращенные обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр:

в) использовать в тексте математический знак минуса перед отрицательными значениями величин, в этом случае следует писать слово «минус»;

г) употреблять математические знаки и знаки «№», «%», градус без цифр.

5.2 Оформление иллюстраций

Курсовую работу рекомендуется иллюстрировать. Все графические материалы (чертежи, схемы, графики, диаграммы, фотографии) именуются рисунками и оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р-50-77-88 «Правила выполнения диаграмм».

Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте или на следующей странице и таким образом, чтобы их можно было рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Фотографии формата менее А4 наклеиваются на стандартные листы белой бумаги. Размер фотоснимка - не менее 13x18 см.

Графические материалы выполняются черной тушью или черной пастой на белой непрозрачной бумаге. Допускается исполнение графических материалов на миллиметровой бумаге.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

Рисунки нумеруются последовательно арабскими цифрами в сквозном порядке на протяжении всей работы. Если в работе приводится один рисунок, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок», его номер и наименование располагают посередине строки после рисунка и пояснительных данных (подрисуночного текста) и размещают следующим образом:

Рисунок 1 - Структура доходов населения страны

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте работы (например, ...как отмечено на рисунке 1; в соответствии с рисунком 1).

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например, Рисунок А1 - Динамика численности населения России. Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если она на одной странице не помещается, то можно выполнять ее на листе формата АЗ (420 х 297 мм).

5.3 Написание формул

Формулы и уравнения рекомендуется выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одной строке, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знака (+). (-), (х), (:).

Расшифровка символов и значений числовых коэффициентов, входящих в формулы, должна быть приведена непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Слово «где» пишут без абзацного отступа. В конце расшифровки значение каждого символа дают через запятую, а его размерность - сокращенно.

Если текст работы содержит ряд формул, то их нумеруют арабскими цифрами в сквозном порядке, в крайнем правом положении на строке. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках.

Например:

Реальный национальный доход (У) рассчитывается:

Y=C+I, (6)

где С - запланированные потребительские расходы домохозяйств;

I - запланированные предпринимательским сектором страны чистые инвестиции.

Если в работе только одна формула или уравнение, их обозначают (1).

5.4 Оформление таблиц

Основную часть цифрового материала работы, как правило, оформляют в виде таблицы.

Над каждой таблицей помещают тематический заголовок, который должен быть кратким и отражать содержание таблицы.

Тематический заголовок подлежащего и заголовки сказуемого таблицы пишут строчными буквами, кроме первой прописной. В конце заголовка точку не ставят.

Пример построения таблицы:

Таблица 1 - Заголовок таблицы

Показатель

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2006 г. в % к

2004 г.

2004 г.

2005 г.

Заголовки граф таблиц начинают с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком графы, и прописных букв, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков знаки препинания не ставятся. Заголовки указывают в единственном числе. Диагональное деление головки таблицы не допускается.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через тире. Номера таблиц должны быть сквозными в пределах всей работы. В конце номера точка не ставится.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например - Таблица 2.3

Таблицу следует помешать после первого упоминания о ней в тексте и размещать так, чтобы ее можно было читать без поворота работы или же с поворотом по часовой стрелке.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу).

При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1».

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть над другой, при этом заголовки строк (боковик) повторяются в каждой части таблицы.

Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости ссылок на отдельные показатели перед их наименованием в подлежащем таблицы указывают порядковые номера арабскими цифрами с точкой.

Не допускается включать в таблицу отдельную графу «Единица измерения». Если все показатели таблицы имеют одинаковую единицу измерения, то ее сокращенное наименование помещают над таблицей в конце тематического заголовка, отделив его запятой.

Например: Таблица 7 - Динамика численности населения РФ, чел.

Единица измерения, общая для всех показателей строки, указывается в соответствующей строке таблицы после наименования показателя и отделяется от него запятой.

Например:

Таблица 7 - Динамика размера заработной платы населения страны

Показатель

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Средняя заработная плата жителей Кубани, тыс. руб.

3579

5625

75921

Единица измерения, общая для всех показателей графы, указывается в заголовках и подзаголовках соответствующих граф после их наименования и также отделяется запятой.

Например:

Таблица 8 - Анализ динамики хозяйственной деятельности

Показатель

Темп роста, %

2004 г. к 2003 г.

2004 г. к 2003 г.

2005 г. к 2004 г.

Повторяющийся в какой-либо таблице текст, если он состоит из одного слова, допускается заменить кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками.

Не допускается ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических и химических символов.

Если цифровые или иные данные, в какой - либо строке таблицы не приводят, то в ней ставится прочерк.

На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица, в зависимости от ее размера, помещается под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице.

Не рекомендуется располагать две или несколько таблиц одну за другой - их надо разделять текстом.

Если таблица содержит достаточно большой объем информационного материала, такую таблицу следует помешать в приложении.

Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы и разряды чисел находились строго один под другим, допускается оформление цифрового материала по центру ячейки.

Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков. Дробные числа приводятся в виде десятичных дробей.

5.5 Оформление списка использованных источников

Список использованных источников составляют в соответствии с ГОСТом 7.1 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». Он - составная часть работы и включает все источники, которые были изучены при исследовании темы работы.

Использованные источники группируется в списке в следующем порядке:

1) нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти; Конституция, кодексы, законы, указы Президента РФ - в хронологической последовательности;

2) ведомственные правовые акты в хронологической последовательности:

3) источники статистических данных в хронологической последовательности;

4) документы и материалы государственных архивных учреждений в хронологической последовательности;

5) книги и статьи на русском языке - в алфавитном порядке по фамилии автора:

6) книги и статьи на иностранных языках - в алфавитном порядке.

Включенные в список источники нумеруются сплошным порядком от первого до последнего названия.

Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылок вошла в основной текст работы так органично, что изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим. В данном случае указывается порядковый номер источника и номер страницы, выделенные квадратными скобками. Например; [2, с. 21]. Это означает, что цитата взята с двадцать первой страницы источника, который в списке литературы стоит под вторым номером.

Список использованных источников нумеруется арабскими цифрами с точкой после номера, и печатается с абзацного отступа.

Например:

2. Виханский О.С.; Наумов А.И. Менеджмент- М: Гардарика, 2003. - 527 с.

3. Прохоров А.П. Перспективы развития российской модели управления // Менеджмент в России и за рубежом.- 2003 - №2. - С. 77-89.

5.6 Оформление приложений

Иллюстрированный материал, таблицы или текст вспомогательного характера допускается давать в приложениях.

Приложения оформляют как продолжение курсовой работы со сквозной нумерацией страниц.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» с прописной буквы и его обозначения.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё. 3. И, О, Ч, Ь. Ы. Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в работе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах другого основного или производного форматов.

Рисунки, таблицы и формулы, помещаемые в приложении, нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

В основном тексте работы делают ссылки на приложения (например: в приложении А), а в содержании перечисляют все приложения с указанием их обозначений и заголовков.

6. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Защита является одним из составных элементов в курсовой работе, и её результаты влияют на итоговую оценку.

Обязательным условием допуска к защите является наличие положительной рецензии. Рецензия зачитывается перед защитой.

Если студент выступает на защите неудовлетворительно, то ему должны быть заданы дополнительные вопросы по теме курсовой работы. В том случае, если и на дополнительные вопросы студент не дает удовлетворительных ответов, ему назначается повторная зашита.

Результаты защиты оформляются в ведомости, которая подписывается председателем комиссии и научным руководителем.

Критериями оценки зашиты являются:

- полнота раскрытия темы;

- логичность изложения (правильное сочетание основных и дополнительных вопросов, их взаимосвязь);

- правильность использованной лексики (точное употребление понятий и терминов, отсутствие бытовых выражений, и т.п.);

- отсутствие ненужных подробностей, повторов;

- умение чётко сформировать выводы.

Студентам рекомендуется предварительно подготовиться к защите, составив план и/или текст выступления.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Булатов А.С- Экономика - М.: Юрист, 2005. - 690с.

2. Видяпин В.И. Экономическая теория - М.: ИНФРА-М. 2007.-672 с.

3. Носова С.С. Экономическая теория - М: КНОРУС. 2007, - 800 с.

4. Чепурина М.Н. Курс экономической теории - Киров: «АСА». 2005. 737с.

5. Курс переходной экономики (под редакцией Л.И. Абаякина – М.: финстетинформ , 1997).

6. Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций – М.: Вим, 1997.

7. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций – М.: «Владос», 1997.

8. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник – М.: ИНФРА – М., 2002

Дополнительная

9. Архипова А.Н. Экономика - М: Проспект, 2004 . - 295 с.

10. Базнев Н.И. Экономическая теория - Н.: БТЭУ, 2005.-336 с.

11. Борисов Е.Ф. Экономическая теория - М: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.-544 с.

12. Грязнова А.Г. Экономическая теория: экспресс курс - М.: КНОРУС. 2005 -608 с.

13. Иохин В. Я. Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ - М.: Инфра - 2006, - 497с.

14. Мчерный С. В. Экономическая теория - М: При. 2005. 260 с.

15 .Николаева И.О. Экономическая теория - М.: Проспект, 2005. - 349 с.

16. Новиков В, А. Практическое рыночное толкование 4000 терминов. Словарь. -М: Флинта: МПСЦ, 2003. - 376 с.

17. Райзберг Б.А. Курс экономики - М.: Инфра - М 2005. -344 с.

18. История экономических учений: Учебное пособие (под редакцией А.Г. Худокормова – М.; Издательство МГУ, 1994

19. Гусейнов Р.А., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений; Тесты лекций. – Новосибирск: НГАиУ, 1994

20. Левита Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении – М.; ИНФРА – М., 2001.

Журналы

- Вопросы экономики;

- Налоги;

- Общественные науки и современность;

- Общество и экономика;

- Право и экономика;

- Российский экономический журнал;

- Рынок ценных бумаг;

- Собрание актов Президента и правительства РФ:

- Финансы;

- Экономист,

- «ЭКО»;

8. Образцы оформления таблиц, рисунков, формул и приложений

Оформление таблицы, которая по объему размешена на одной странице

Таблица 1. - Полезность, выраженная в денежных единицах

Количество блага, ед.

Общая полезность, руб.

Предельная полезность, руб.

1

2

3

5 (10:2)

9(18:2)

12(24:2)

5

4

3

Оформление таблицы, которая по объему размешена более, чем на одной странице

Таблица 1. - Полезность, выраженная в денежных единицах

Количество блага, ед.

Общая полезность, руб.

Предельная полезность, руб.

1

2

3

1

2

3

5(10:2)

9(18:2)

12(24:2)

5

4

3

Продолжение таблицы 1

1

2

3

1

2

3

5(10:2)

9(18:2)

12(24:2)

5

4

3

Переносить таблицы можно только при условии, если они по своим размерам не помешаются на одной странице. Во всех остальных случаях перенос таблиц на следующую страницу запрещен.

Оформление рисунков

Количество жилых домов

Количество больниц, школ и т.д.

Рисунок 1- Кривая производственных возможностей общества.

где А, В, С, D, Е, F - точки, свидетельствующие об эффективности производственных возможностей.

М - точка, свидетельствующая о неэффективном использовании производственных ресурсов.

N - точка, лежащая за границами производственных возможностей данной экономической системы.

Курсовые работы, содержащие грубые нарушения правил оформления (увеличение межстрочного интервала, отсутствие наименований разделов, отсутствие графического и цифрового материала и т. п.), к защите не допускаются.

Государство

Банк


Предприятие

Домашнее хозяйство

Рисунок 2 - Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства

Оформление формул

Совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма элементов расходов:

Yd = C + I + G + NX , (1)

где С - потребительские расходы домохозяйств;

I - инвестиционные расходы частного сектора;

G - государственные закупки;

NX - чистый экспорт.

Оформление приложения

Приложение А

Экономическая оценка населения по уровню распределения доходов

Основные страны

Доля в общем населении, в %

Уровень текущих денежных доходов в расчете на душу населения в месяц, в дол.

Богатые

Средние Малообеспеченные Бедные

5

20

35

40

свыше 3000

1000-100

100-50

менее 50