Учебное пособие: Методические указания для студентов 1 курса Одесса 2008
Название: Методические указания для студентов 1 курса Одесса 2008 Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова Институт математики, экономики и механики
линейная алгебра
( решение типовых задач)
Часть 2
Методические указания для студентов 1 курса
Одесса – 2008
Составители: д-р ф-м н., проф. Варбанец П.Д., к-т ф-м н., доц. Савастру О.В.
Рецензенты: д-р ф-м н., проф. Евтухов В.М., к-т ф-м н., доц. Белозеров Г.С. Рекомендовано к печати Ученым советом ИМЭМ Одесского национального университета им. И. И. Мечникова протокол № 1 от 5 февраля 2008 г. . СОДЕРЖАНИЕ Обозначения…………………………………………………4 1. Линейные пространства …………………………………...5 1.1. Линейные пространства и подпространства………….5 1.2. Базис пространства, его размерность…………………6 1.3. Координаты вектора в данном базисе…………….…11 1.4. Сумма и пересечение подпространств………………12 2. Евклидовы и унитарные пространства ………….…........17 2.1. Процесс ортогонализации Шмидта………………….17 2.2.Ортогональные дополнения…………………………..19 2.3. Ортогональная проекция и перпендикуляр на подпространство……………………………………………………..20 3. Операторы в линейных пространствах…………….........23 3.1. Образ, ядро линейного оператора……………………28 3.2. Матрица линейного оператора в данных базисах…..29 3.3. Собственные векторы и собственные значения..…...31 3.4. Канонический корневой базис и жорданова нормальная форма…………………………………………………….34 4. Операторы в евклидовых и унитарных пространствах..40 5. Приведение двух квадратичных форм к каноническому виду…………………………………………………………...45 Список литературы………………………………………….51 Линейные пространства и линейные операторы представляют собой начало абстрактной части математики, с которой студенту в дальнейшем неоднократно придется иметь дело. Эти методические указания по самостоятельной работе студентов предполагают использование следующего задачника: И.В.Проскуряков. Сборник задач по линейной алгебре. М., Наука, 1974.
ОБОЗНАЧЕНИЯ В дальнейшем мы будем придерживаться следующих обозначений (если в тексте нет специальной оговорки): ¾ ¾ В частности ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾
Основными типами задач этого параграфа являются следующие: А) выяснение вопроса, будет ли данное множество с указанными операциями линейным пространством, подпространством; В) выделение базиса пространства, определение его размерности; С) вычисление координат вектора в данном базисе; D) нахождение суммы, пересечения подпространств, их размерностей и базисов. 1.1. Линейные пространства и подпространства.
Для решения задач первой группы необходимо знание аксиом линейного пространства (вообще, не следует приниматься за решение задач любого раздела, не ознакомившись предварительно с основными понятиями и теоремами данного раздела). Заметим, что в группе аксиом линейного пространства содержатся требования неограниченной применимости, однозначности и замкнутости линейных операций, которые не выделены под отдельными номерами. Распространенная ошибка: забывают проверить выполнение этих условий. В тех условиях, когда данное множество состоит из векторов некоторого известного пространства, полезной является следующая теорема (критерий подпространства): Теорема.
Подмножество 1. 2. Некоторые из задач требуют хорошего знания других разделов курса (элементарной теории матриц, квадратичных форм, систем линейных уравнений). Ниже мы подробнее остановимся на одной из этих задач. 1.2. Базис пространства, его размерность.
Построение базиса пространства, подпространства несколько упрощается, если мы располагаем некоторыми представлениями о размерности пространства, подпространства. Одним из наводящих соображений здесь может быть следующее. Подмножество Задача 1.1. (№1297[4])
Доказать, что множество Решение.
Множество 1.
2.
Кроме того, нетрудно показать, что Линейные подпространства, размерности которых на 1 меньше размерности самого пространства называются гиперплоскостями . В следующей задаче условий больше. Задача 1.2.
(№1298[4])
Доказать, что множество Решение.
Для доказательства того, что Задача 1.3.
Проверить, является ли множество Решение.
Воспользуемся критерием подпространства. Проверим условие Пусть
так как степень суммы этих двух многочленов равна двум. Итак, множество Задача 1.4.
(№№1291, 1308[4])
Найти какой-нибудь базис и размерность линейного подпространства Решение. Очевидно векторы стандартного базиса
из Попутно решен вопрос (и подтвердилась гипотеза) о размерности Задача 1.4.
(№1306[4])
Пусть Поиск решения.
Вспоминаем основные понятия теории квадратичных форм (матрица формы, ранг формы, определение формы). Очевидно, что более подробные записи данного уравнения в виде
В процессе дальнейших размышлений начинаем понимать, что мы должны исходить из неотрицательной определенности формы
а множество решений уравнения
Где Решение. По теореме о приведении квадратичной формы к нормальному виду существует невырожденное линейное преобразование
Множество решений уравнения
Обозначим
Пусть Очевидно и другое: Кроме того, система
Отсюда 1.3. Координаты вектора в данном базисе.
Решение вопроса о ранге системы векторов, заданных координатами в некотором базисе, выделение из системы ее максимальной линейно независимой подсистемы, выражение остальных векторов в виде линейных комбинаций векторов этой подсистемы сводится к решению этих же задач для системы строк (столбцов) координатной матрицы, которые подробно обсуждались в соответствующем параграфе первой части. 1.4.Сумма и пересечение подпространств.
Пусть
Несколько сложнее обстоит дело с поиском базиса пересечения
Задача 1.6. Найти базис суммы и пересечения подпространств, натянутых на системы векторов
Решение.
Обозначим 1 способ.
Как известно, базисом суммы служит любая база системы векторов Итак,
Базис Решив систему, строим ФСР. Вектор 2 способ.
1) Составим таблицу Штифеля для объединенной системы векторов
Перебросить
Из таблицы г) получаем: 2) Продолжаем работу с таблицей г), перебрасывая наверх
Вектор 3) Возвращаемся к таблице г). Вектор Отсюда находим Вектор
Для более полного усвоения понятия суммы, прямой суммы подпространств полезно решить задачи №№1323-1329 [4]. Задача 1.7.
Для подпространства Решение.
Для любого подпространства Найдем базис и размерность
Базис
2. ЕВКЛИДОВЫ И УНИТАРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА.
Основные типы задач этого параграфа: · проверка выполнения аксиом скалярного произведения и доказательство его различных свойств (№№1351-1354, 1384) ; · ортогонализация данной системы векторов, построение ортогональных и ортонормированных базисов (№№1355-1363) ; · построение ортогональных дополнений данных подпространств (№№1364-1368) ; · нахождение ортогональных проекций и перпендикуляров на подпространство (№№1369-1372) ; · вычисление длин, расстояний, углов (№№1373-1406) . 2.1. Процесс ортогонализации Шмидта.
Обычно метод ортогонализации Шмидта рассматривают и обосновывают в лекциях. Тем не менее, подчеркнем, что данная система векторов 1. если подлежащая ортогонализации система 2. если выяснилось, что подсистема и дальше по стандартной схеме; 3. если в процессе ортогонализации, полученная система векторов Задача 2.1.
Применить процесс ортогонализации к следующей системе векторов из Решение.
Можно сразу заметить, что система распадается на две взаимно ортогональные подсистемы
2.2.Ортогональные дополнения.
Задачи этого раздела не вызовут трудностей, если разобраться в свойствах решений линейной однородной системы как векторов евклидова (унитарного) пространства. Рассмотрим пространство
Обозначив
Пусть Задача 2.2.
Найти базис ортогонального дополнения
Найти уравнения, задающие подпространство Решение.
Так как Находим фундаментальную систему ее решений (ранг системы 2)
Следовательно, задает подпространство Аналогичные соображения используются при дополнении ортогональной системы до ортогонального базиса. 2.3. Ортогональная проекция и перпендикуляр на подпространство.
Известно, что
и потому каждый вектор где
Если
и тогда
Умножаем последнее равенство скалярно на
Эта система в силу существования представления (7) совместна. Определитель матрицы этой системы есть определитель Грама Умение находить Задача 2.3.
Вычислить расстояние от вектора
Решение. Напомним: плоскостью (линейным многообразием) называется множество векторов вида
где
Расстояние от вектора Так как
(применена теорема Пифагора), то Мы получили формулу Остается вычислить и тогда
Умножаем последнее равенство скалярно на Решая систему, находим Тогда
3. ОПЕРАТОРЫ В ЛИНЕЙНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ.
Пусть
Образ вектора Оператор 1. (аддитивность оператора); 2. (однородность оператора). Понятие линейного оператора является одним из важнейших в математике. Это подтверждается хотя бы тем, что основные операторы, изучаемые в математическом анализе и алгебре (предельный переход, дифференцирование, интегрирование, проектирование на подпространство, умножение на матрицу и др.) являются линейными. Оператор Основные типы задач по этой теме: a) проверка линейности заданного оператора; b) нахождение образа, ядра, ранга и дефекта линейного оператора; c) построение матрицы линейного оператора в данных базисах (в данном базисе); d) нахождение собственных значений и собственных векторов линейного оператора (№№1465-1484) ; e) построение канонического базиса и жордановой нормальной формы линейного оператора (№№1529-1536) . Основная трудность задач первой группы состоит в том, что примеры операторов могут быть взяты из различных разделов математики и требуют от студента эрудиции и определенной математической культуры. Приведем несколько примеров. Задача 3.1. Проверьте линейность следующих операторов: 1. 2.
3. 4. 5. 6. 7. Решение. 1.
Все условия выполнены, значит, 5.
Находим
Точно так же
Все условия определения линейного оператора выполнены.
Линейный оператор нулевой вектор отображает в нулевой ( Для доказательства нелинейности достаточно привести пример двух векторов, для которых нарушена аддитивность, или пример вектора или скаляра, для которых не выполнена однородность (равенство Очевидное неравенство В этом же примере можно поступить и так: Поэтому оператор Проверку линейности операторов из упражнений 4 и 6 предоставляем читателю. Чтобы глубже понять определение линейного оператора, придумайте примеры: 1. оператора аддитивного, но не однородного; 2. оператора однородного, но не аддитивного. 3.1. Образ, ядро линейного оператора.
Образом
линейного оператора Если Ядро
линейного оператора Задача 3.2.
Найти образ, ядро, ранг и дефект оператора Решение.
Будем считать, что мы уже убедились в линейности оператора Вычисление образа.
Возьмем стандартный базис пространства (подпространство одномерное).
Вычисление ядра.
Пусть Отсюда (В нашем примере Как правило, нахождение ядра в конце концов сводится к решению системы линейных однородных уравнений относительно координат произвольного вектора ядра. В рассмотренном нами примере эта система оказалась очень простой что позволило нам сразу записать общее решение 3.2. Матрица линейного оператора в данных базисах. Обязательно нужно научиться строить матрицу линейного оператора в данных базисах. Но кроме этого, еще раз обратим наше внимание на следующую теорему: каждый линейный оператор из Задача 3.3.
Для каждого из нижеперечисленных условий постройте пример линейного оператора
Решение.
1. Возьмем какой-либо базис в
Так как Этими условиями линейный оператор Если Легко убеждаемся, что Действительно,
6. Так как необходимо построить такой линейный оператор Можно проверить, что таким образом введенный операторм является линейным и удовлетворяет всем необходимым условиям. 3.3. Собственные векторы и собственные значения.
Процедура вычисления собственных значений и собственных векторов (собственных подпространств) линейного оператора Задача 3.4.
Найдите собственные значения и собственные подпространства оператора
Решение.
1) Строим матрицу оператора
2) Составляем характеристическую матрицу
Оба корня принадлежат полю 3) Составляем систему линейных однородных уравнений с матрицей Система ранга 2. Множество ее решений - одномерное пространство, линейно независимых решений. Легко находим ее фундаментальную систему решений - 4) Составляем систему линейных однородных уравнений с матрицей Система ранга 2. Множество ее решений также является одномерным пространством. Легко находим ФСР - Задача решена. Замечание 1.
Если оператор Замечание 2.
Если в процессе решения получилась несовместная система, то допущена ошибка (неверно вычислен характеристический многочлен, найденное Замечание 3.
Полезно помнить, что размерность собственного подпространства, относящегося к собственному значению Замечание 4. В учебных примерах, как правило, корни характеристического многочлена вычисляются точно. На практике часто приходится довольствоваться их приближениями. Возникающие при этом проблемы достаточно сложны и здесь не обсуждаются. 3.4. Канонический корневой базис и жорданова нормальная форма.
Задачи построения канонического корневого базиса (ККБ ) и жордановой нормальной формы (ЖНФ ) матрицы линейного оператора наиболее сложные, так как 1) большой объем вычислений и 2) приходится опираться на обширный и серьезный теоретический материал. Рассмотрим сначала задачу о построении ККБ
. Так как ККБ
линейного пространства есть объединение ККБ
корневых подпространств данного оператора, то можно предположить, что мы уже выделили корневые подпространства и имеем дело с одним из них - В лекционном курсе ККБ
корневого подпространства был построен в виде системы башен убывающей этажности, нижний этаж которых состоял из линейно независимых собственных векторов, а в каждом столбце нижестоящий вектор получался из непосредственно вышестоящего в результате применения оператора Процедура практического построения ККБ такова: 1. опираясь на какой-либо базис 2. элементарными преобразованиями, сохраняющими башенную структуру, преобразуем систему так, чтобы ее нижний этаж состоял из линейно независимых векторов (этим будет обеспечиваться ЛНЗ всей системы). Для этого элементарные преобразования будем выполнять сразу над целым столбцом: его перемещение, прибавление к другому столбцу (с меньшей этажностью) и т.п. Если Преобразования выполняем слева направо, выбирая их по векторам нижней строки. Рассмотрим конкретный пример. Задача 3.5.
Постройте ККБ
оператора
Решение.
1) Строим матрицу оператора
Тогда
2) Вычисляем характеристический многочлен оператора и собственные значения:
Пространство 3) Берем произвольный базис (например, стандартный) и к каждому его вектору применяем оператор Можно сделать некоторые предварительные выводы: максимальная высота корневого вектора равна 3, поэтому в ЖНФ матрицы оператора будет клетка порядка 3 и, следовательно (так как 4-3=1), одна клетка порядка 1. Хотя этого задача не требует, но мы можем написать ЖНФ матрицы оператора:
4) Полагаем и рассматриваем нижнюю строку. Замечаем: а) третий столбец векторов пропорционален (равен) соответствующей части первого, а четвертый - соответствующей части второго. Выбрасываем без сожаления третий и четвертый столбцы. в) нижний вектор второго столбца пропорционален своему соседу слева. Прибавляем ко второму столбцу первый, умноженный на 1, и получившийся нуль во втором столбце отбрасываем. Таблица примет вид:
Нижняя строка все еще линейно зависима. Ко второму столбцу прибавляем первый, умноженный на 1 (верхний вектор первого столбца, у которого нет соседа справа, в этой операции не участвует), отбрасываем получившийся нуль и приходим к таблице:
Нижняя строка этой таблицы линейно независима, поэтому и вся система векторов линейно независима. Она, занумерованная снизу вверх и слева направо, образует ккб: Упражнение.
Постройте матрицу оператора ЖНФ
матрицы оператора можно отыскать, не выполняя построения ККБ
. Число жордановых клеток каждого порядка и максимальный порядок жордановых клеток для каждого собственного значения ( В нашем примере «Момент» стабилизации ранга Есть клетка третьего порядка (и только одна) и, очевидно, еще одна клетка первого порядка (результат, полученный нами в 3)). Напомним, что в общем случае ( клеток порядка клеток порядка клеток порядка ………………………………………… клеток порядка клеток порядка Следует помнить, что хотя жнф матрицы определена однозначно с точностью до порядка клеток вдоль главной диагонали, ККБ существует бесконечно много. Поэтому не удивительно, если найденный вами ККБ не совпадает с ответом в сборнике задач (но проверить свое решение полезно). Замечание.
Если
Таким образом нами «попутно» найдена преобразующая матрица Е, приводящая данную матрицу 4. ОПЕРАТОРЫ В ЕВКЛИДОВЫХ И УНИТАРНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ
Пусть
Для всякого оператора где Равенство (9) можно применять за определение сопряженного оператора. Матрица Заметим, что в любых ОНБ унитарных пространств Если мы рассматриваем евклидовы пространства Задача 4.1.
Найти сопряженный оператор для оператора
В
Решение.
В заданном унитарном пространстве
Итак, искомый сопряженный оператор имеет вид
Задача решена. Задача 4.2.
В пространстве и задана матрица Построить матрицу Решение.
Проверим, является ли базис
Ортогонализируем систему
Осталось нормировать полученную систему
Мы построили ОНБ Матрица перехода от базиса
Мы знаем, как связаны матрицы сопряженных операторов в ОНБ
поэтому
Используя матрицу перехода
Задача решена.
5. ПРИВЕДЕНИЕ ДВУХ КВАДРАТИЧНЫХ ФОРМ К КАНОНИЧЕСКОМУ ВИДУ Рассмотрим две вещественные квадратичные формы Итак, результирующим преобразованием, которое приведет обе квадратичные формы к каноническому виду, причем положительно определенную представит в виде суммы квадратов, будет Задача 5.1. Для заданной пары квадратичных форм найти невырожденное линейное преобразование, которое приводит эти формы к каноническому виду. Решение. Перепишем формы Так как Оно удовлетворяет всем аксиомам скалярного произведения (положительная определенность формы необходима для выполнения аксиомы 4 , а именно Рассмотрим стандартный базис в Используя введенное скалярное произведение, ортогонализируем его: Нормируем вектора Матрица перехода от старого базиса к новому задает матрицу
Действительно,
Аналогично, Далее используем метод приведения квадратичной формы к главным осям. Характеристический многочлен
Теперь составляем ортогональную матрицу, столбцами которой являются векторы
Тогда матрица и будет искомой матрицей невырожденного линейного преобразования переменных приводящего формы
Задача решена.
Список литературы 1. Завало С.Т., Костарчук В.Н., Хацет Б.И. Алгебра и теория чисел, ч.1. – К.: Вища школа, 1980. 2. Кострикин А. И. Введение в алгебру . - М.: Наука, 1977 . 3. Курош А.Г. Курс высшей алгебры . – М.: Наука, 1975. 4. Проскуряков. Сборник задач по линейной алгебре. М., Наука, 1974. |
Работы, похожие на Учебное пособие: Методические указания для студентов 1 курса Одесса 2008