Учебное пособие: Рекомендации по организации, выполнению и защите курсового проекта дисциплина: Техническое обслуживания автомобилей
Название: Рекомендации по организации, выполнению и защите курсового проекта дисциплина: Техническое обслуживания автомобилей Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КГБОУ СПО«Сосновоборский автомеханический техникум»РЕКОМЕНДАЦИИ по организации, выполнению и защите курсового проекта ДИСЦИПЛИНА: Техническое обслуживания автомобилей СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей 2009
Составитель: А.Д.Арбузов Содержание 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................................................................................... ..2 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕМАТИКИ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ............................ 3 3 ТРЕБОВАНИЕ К СТРУКТУРЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА........................................................ 3 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.............................................. 4 4.1 Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсового проекта 3 4.2 График выполнения курсового проекта 3 4.3 Консультации по ходу выполнения курсового проекта 4 4.4 Основные функции руководителя курсового проекта в период подготовки проекта 4 4.5 , 4.6, 4.7, 4.8 Порядок защиты, составление отзыва, время затраченное на составление отчета и защиты 4 4.9.1 Введение................................................................................................................................... 4 4.9.2 Характеристика АТП и объекта проектирования (СТОА)............................................. 5 4.9.3 Расчетно-технологический раздел..................................................................................... 6 4.9.4 Выбор исходных нормативов режима ТО и ремонта и корректирования нормативов...................................................................................................... 8 4.9.5 Определение проектных величин коэффициента технической готовности и коэффициента использования автомобилей....................................................................... 8 4.9.6 Определение годового пробега автомобилей (автопоездов) на А.Т.П..................... 9 4.9.7 Определение годовой и сменной программы по техническому обслуживанию автомобилей (автопоездов)................................................... 9 4.9.8 Определение годовой трудоемкости работ по объекту проектирования.............. 12 4.9.9 Определение количества ремонтных рабочих в АТП и объекте проектирования ............................................................................................................................. 12 4.9.10 Организационный раздел................................................................................................. 13 4.9.11 Выбор метода организации производства ТО и ТР на АТП.................................... 13 4.9.12 Выбор метода организации технологического процесса на объекте проектирования....................................................................................... 14 4.9.13 Схема технологического процесса на объекте проектирования........................... 15 4.9.14 Выбор режима работы производственных подразделений.................................... 16 4.9.15 Расчет количества постов в зонах ТО (ТР) и постов диагностики......................... 16 4.9.16 Распределение исполнителей по специальностям и квалификации 19 4.9.17 Подбор технологического оборудования.................................................................... 20 4.9.18 Расчет производственной площади объекта проектирования.............................. 21 4.9.19 Технологическая карта...................................................................................................... 22 4.9.20 Техника безопасности........................................................................................................ 23 4.9.21 Заключительная часть и методика оформление курсового проекта..................... 23 5 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ................................................................................................................... 24 6 ХРАНЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ............................................................................................ 25 Литература........................................................................................................................................ 25 Приложение А.................................................................................................................................. 27 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Курсовой проект по техническому обслуживанию автомобилей является одним из важнейших этапов изучения материала программы по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей» студентами техникума специальности 19064. 1.2 Целью курсового проекта является углубление, закрепление и систематизация знаний студентов по решению вопросов технологического проектирования производственных подразделений современных эксплуатационных автотранспортных предприятий (АТП) и станций технического обслуживания (СТОА). 1.3 На основе изучения теоретического материала по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей» в проекте осуществляется технологическое проектирование одного из производственных подразделений АТП или СТОА. При этом в проекте решаются следующие основные задачи: - определение объемов работ и численности исполнителей; - разработка вопросов организации и технологии работ; - принятие планировочных решений, чертеж А – 1; - безопасность и экологичность проекта 1.4 Курсовой проект по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей» и количество часов обязательной учебной нагрузки студента, отведенное на его выполнение, определяется ГОС СПО в части государственного требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190604. 1.5 Курсовой проект по дисциплине выполняется в сроки, определенные рабочим учебным планом по специальности 19064 и составляет 20 часов. 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕМАТИКИ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ 2.1 Тематика курсовых проектов. Курсовой проект разрабатывается по индивидуальному заданию на проектирование. 2.2 Заданием на проектирование предусмотрена технологическая разработка одного из подразделений, на котором выполняются техническое обслуживание, диагностика или текущий ремонт. В зависимости от наименования объекта проектирования различают: - проекты по техническому обслуживанию; - проекты по диагностике; - проекты по текущему ремонту 2.3 К проектам по техническому обслуживанию относятся те, в которых объектами проектирования является зона уборочно – моечных работ, зоны ТО – 1 и зона ТО – 2. 2.4 К проектам по диагностике относятся те, в которых объектами проектирования являются посты общей или поэлементной диагностике. 2.5 К проектам по текущему ремонту относятся те, в которых объектами проектирования являются посты зоны ТР или цеха (участки, отделения) по ремонту узлов и агрегатов автомобилей. 2.6 Задания на курсовой проект для каждого студента разрабатывает, рассматриваются цикловой комиссией, преподавателем дисциплины и утверждаются зам. директором по УМР за 2 недели до начала курсового проектирования. 3 ТРЕБОВАНИЕ К СТРУКТУРЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей» для специальности 1705. 3.1 По структуре курсовой проект по дисциплине «Техническое обслуживание» состоит из пояснительной записки (ПЗ) не менее 15÷20 листов печатного текста или 25÷30 – рукописного текста и графической части: 1 лист А-1 – планировочное решение, А-4 (инструмент, оснастка или деталь). 3.2 ПЗ является текстовым документом проекта, в котором выполняются необходимые технологические расчеты, и проводится обоснование принимаемых решений. По своему содержанию ПЗ должна состоять из следующих разделов: - титульный лист; - введение; - задание на курсовое проектирование; - содержание; - характеристика АТП и объекта проектирования; - расчетно-технологический раздел; - организационный раздел; - технологическая карта; - безопасность и экологичность проекта; - вывод; - список литературы 3.3 Графическая часть отражает принятое в проекте планировочное решение по производственному подразделению, указанному в задании. 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА 4.1 Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсового проекта осуществляется преподавателем дисциплины «Техническое обслуживание автомобилей» и заведующим отделением. 4.2 Вместе с заданием студентам должен быть выдан график выполнения отдельных разделов курсового проекта. Каждый этап работы должен быть принят руководителем работы.
4.4 Основными функциями руководителя курсового проекта являются: - консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсового проекта; - оказание помощи студенту в подборе литературы; - контроль хода выполнения курсового проекта; - подготовка письменного отзыва на курсовой проект 4.5 По завершении студентом курсового проекта руководитель проверяет, подписывает его и ознакамливает студента с письменным отзывом. 4.6 Письменный отзыв должен включать: - заключение о соответствии курсового проекта; - оценку полноты разработки поставленных вопросов; - оценку курсового проекта 4.7 Проверка, составление письменного отзыва и прием курсового проекта осуществляет руководитель курсовых проектов, вне расписания учебных занятий. На выполнение этой работы отводится один час на каждый курсовой проект. 4.8 При необходимости руководитель может предусмотреть защиту курсового проекта. Защита проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение дисциплины. 4.9 Организация выполнения курсового проекта Материал введения должен быть тесно увязан с темой проекта, в нем должна быть обоснована необходимость выполнения технологических разработок по объекту проектирования. В данном разделе необходимо сформулировать цель и задачи курсового проекта, увязав их с общими задачами, стоящими перед автомобильным транспортом. Материал раздела рекомендуется изложить в определенной последовательности, раскрывая содержание следующих вопросов: - значение автомобильного транспорта в обеспечении перевозок грузов и пассажиров для народного хозяйства; - задачи, стоящие перед автомобильным транспортом; - значение технического обслуживания и ремонта в обеспечении высокой технической готовности подвижного состава; - задачи, стоящие перед технической службой автотранспортных предприятий в области ТО и ремонта; - цель и задачи проекта Цель проекта. Учитывая важное место объекта проектирования в общем технологическом процессе ТО и ремонта подвижного состава, следует показать значимость проектных разработок по нему. Задачи проекта включают перечень тех вопросов, которые необходимо решить в проекте и которые являются составными частями проекта. 4.9.2 Характеристика АТП и объекта проектирования (СТОА). В данном разделе необходимо дать общую характеристику предприятия, по которому выполняется проект, и краткую характеристику объекта проектирования. В общей характеристике предприятия рекомендуется привести основные данные об условиях эксплуатации подвижного состава. В общей характеристике следует отразить: - тип предприятия по производственному назначению с указанием его производственных функций; - категория условий эксплуатации; - природно-климатическую зону, в которой эксплуатируется подвижной состав; - количественный и качественный состав автомобилей, включая их пробег с начала эксплуатации; - средне - суточный пробег автомобилей; - режим работы подвижного состава, включая количество дней работы в году, время начала и конца выхода на линию; среднюю дневную продолжительность работы на линии В характеристике объекта проектирования необходимо указать: наименование объекта проектирования на АТП (СТОА) с указанием основных видов работ, выполняемых на нем. 4.9.3 Расчетно-технологический раздел. Данный раздел включает технологический расчет производственных подразделений по техническому обслуживанию, диагностике и текущему ремонту подвижного состава на АТП СТОА. Независимо от темы проекта этот расчет выполняется по единой методике, изложенной ниже. Целью технологического расчета является определение объема работ по АТП (СТОА) и объекту проектирования и расчет необходимого количества исполнителей. Технологический расчет предполагает последовательное решение следующих основных задач: - выбор исходных нормативов режима ТО и ремонта и корректирование нормативов; - определение проектных величин коэффициента технической готовности и коэффициента использования автомобилей; - определение годового пробега автомобилей (автопоездов) в АТП; - определение годовой и сменной программы по техническому обслуживанию автомобилей (автопоездов); - определение общей годовой трудоемкости ТО и ТР подвижного состава в АТП (СТОА); - определение годовой трудоемкости работ по объекту проектирования; - определение количества ремонтных рабочих на АТП (СТОА) и объекте проектирования Условные обозначения, принятые для технологического расчета Ан – списочное количество автомобилей; Lc . c . – средне – суточный пробег автомобилей; L - исходная периодичность первого (второго) ТО; L - расчетная (скорректированная) периодичность первого (второго) ТО; t - исходная трудоемкость ежедневного (первого, второго) ТО; t - расчетная (скорректированная) трудоемкость ежедневного (первого, второго) ТО; L - исходная норма межремонтного пробега (пробега до КР); LКР – расчетная (скорректированная) норма межремонтного пробега (пробега до КР); d - исходная норма дней простоя в ТО и ТР на 1000 км пробега; dТОиТР – расчетная (скорректированная) норма дней простоя в ТО и ТР на 1000 км пробега; dКР – дня простоя автомобиля в КР; tД1(Д2) – трудоемкость общей (поэлементной) диагностики; t - исходная удельная трудоемкость ТР; tТР – расчетная (скорректированная) удельная трудоемкость ТР; к1 – коэффициент корректирования, учитывающий категорию условий эксплуатации; к2 – коэффициент корректирования, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию, его работы; к3 – коэффициент корректирования, учитывающий природно-климатические условия; к4 , к - коэффициент корректирования, учитывающий пробег подвижного состава с начала эксплуатации; к5 – коэффициент корректирования, учитывающий размеры АТП и количество технологически совместимых групп подвижного состава; αТ – коэффициент технической готовности автомобилей; DЭ – количество дней эксплуатации автомобиля; DТОиТР – количество дней простоя автомобиля в ТО и ТР; DКР – количество дней простоя автомобиля в КР; αИ – коэффициент использования автомобилей; Dр.г. – количество дней работы в году автомобилей; кП – коэффициент снижения использования технически исправных автомобилей по организационным причинам; ∑LГ – годовой пробег автомобилей в АТП; NЕО(1,2) – годовая программа ежедневных (первых, вторых) ТО; NУМР – годовая программа уборочно – моечных работ; NД-1(Д-2) – годовая программа общей (поэлементной) диагностики; ТЕО(1,2) – годовая трудоемкость ежедневного (первого, второго) ТО; ТД-1(Д-2) – годовая трудоемкость общей (поэлементной) диагностики; Тс.с. – годовая трудоемкость СО; Тпост.тр – годовая трудоемкость постовых работ ТР; ТТР(цех) – годовая трудоемкость цеховых работ ТР; РШТ – штатное (списочное) количество рабочих; nТО – количество постов в зоне ТО; n - такт поста; Л - такт линий; R – ритм производства; nЛ – количество линий; nТР – количество постов в зоне ТР; nД-1(Д-2) – количество постов общей (поэлементной) диагностики 4.9.4 Выбор исходных нормативов режима ТО и ремонта и корректирования нормативов. Для выполнения технологического расчета принимается группа показателей из задания на проект и сходные нормативы режима ТО и ремонта. Из задания на проектирование принимается: - тип подвижного состава (марка, модель); - среднесписочное количество автомобилей (прицепов, полуприцепов); - пробег автомобилей с начала эксплуатации; - среднесуточный пробег автомобилей; - категория условий эксплуатации; - природно-климатические условия эксплуатации; - количество рабочих дней в году; - режим работы автомобилей на линии Исходные нормативы ТО и ремонта принимаются из Положения и заносятся в таблицу 3.1, форма которой представлена ниже. Корректирование нормативов выполняется по следующим формулам: L1(2) = L · к1 · к3 (3.1) LКР = L · к1 · к2 · к3 (3.2) tЕО,1,2 = t ·к2 · к5 (3.3) tТР = t · к1 · к2 · к3 · к4(ср) · к5 (3.4) dТОиТР = d · к′ (3.5) Величины коэффициентов корректирования в этих формулах принимаются соответственно из таблиц 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12 (Положение о техн. обслуживании). В формулах (3.4) и (3.5) величины к4(ср) и к4(ср) предварительно рассчитываются следующим образом: к4(ср) = (3.6) где А1 , А2 ,…Аn – количество автомобилей, входящих в группу с одинаковым пробегом с начала эксплуатации; к4(1) , к4(2) …к4( n ) – величины коэффициентов корректирования, принятые из таблицы 2.11. Положения для соответствующей группы автомо- билей с одинаковым пробегом с начала эксплуатации. Величина к′ определяется по аналогичной формуле с заменой величин к4(1) , к4(2) ,…к4( n ) на к′ 4(1) , к′ 4(2) ,…к′ 4( n ) Значение величин коэффициентов корректирования и скорректированных нормативов рекомендуется представить в виде табл. 3.1. Расчет проектной величины коэффициента технической готовности ведется по цикловому пробегу, т.е. пробегу автомобиля до капитального ремонта. Коэффициент технической готовности рассчитывается по формуле: (3.7) В формуле (3.7) величина - средневзвешенная величина пробега до к.р. – рассчитывается по формуле: (3.8) В формуле (3.8) А5 – количество автомобилей данной марки (модели), прошедших к.р.; А – общее количество автомобилей данной марки. Расчет проектной величины коэффициента использования исполняется по формуле: (3.9) В формуле (3.9) ДР.Г. – количество рабочих дней в году для автомобилей принимается из исходных данных на проектирование, а величина КН – приближенно равной 0,93 ¸ 0,97 4.9.6 Определение годового пробега автомобилей (автопоездов) на А.Т.П. Годовой пробег автомобилей определяется расчетом по формуле: (3.10) Годовой пробег автопоездов определяется по аналогичной формуле, где под А следует понимать количество автомобилей, работающих на АТП с прицепами (полуприцепами). 4.9.7 Определение годовой и сменной программы по техническому обслуживанию автомобилей (автопоездов)
(3.11) Количество УМР за год определяется из следующих соотношений: для грузовых автомобилей и автопоездов: NУМР =(0,75¸0,80)NЕО (3.12) для легковых автомобилей и автобусов: NУМР =(1,10¸1,15)NЕО (3.13) У.М.Р. – уборочно-моечные работы. Количество технических обслуживаний по автомобилям (автопоездам) за год определяется расчетом по формулам: (3.14) (3.15) NCO = 2A Количество диагностирований по автомобилям (автопоездам) за год определяется по формулам: NД–1 =1,1N1 +N2 (3.16) NД–2 =1,2N2 (3.17) Сменная программа по любому из технических воздействий рассчитывается по формуле: (3.18) где NГ – годовая программа по соответствующему техническому воздействию (УМР, ТО-1, ТО-2, Д-1 или Д-2); ДРГ – количество дней работы в году соответствующего подразделения; ССМ – количество рабочих смен в сутки соответствующего подразделения. При расчете по формуле (3.18) выбор величин ДРГ и ССМ следует согласовывать с решениями, принятыми в п.4.4. Организационного раздела с учетом рекомендаций помещенных в Приложении 6 настоящих методических указаний. 3.5 Определение общей годовой трудоемкости ТО и ТР подвижного состава на АТП. ТТО = ТЕО + Т1 + Т2 + ТСО (3.19) В этой формуле с учетом известной методики (9.10) ТЕО = tЕО × КМ × NУМР (3.20) Т1 = t1 × N1 (3.21) T2 = t2 × N2 (3.22) TCO = ct2 × 2A (3.23) В формуле (3.20) КМ – коэффициент механизации показывает снижение трудоемкости за счет механизации работ ЕО. Величина КМ определяется соотношением: КМ = 1 - , в котором М – доля работ ЕО, выполняемых механизированным способом и приближенно принимаемая по данным таблицы 3.2 Таблица 3.2
Распределение трудоемкости УМР по видам работ при механизированном способе выполнения. В формуле (3.23) С = 0,5 для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов; С = 0,2 для прочих районов территорий нашей страны. Годовая трудоемкость по Т.Р. подвижного состава определяется: (3.24) Общий объем работ по ТО и ТР подвижного состава на АТП определяется суммированием величин трудоемкостей, рассчитанных по формулам (3.19) и (3.24) т.е.: ТТО и ТР = ТТО + ТТР (3.25)
Годовая трудоемкость по зонам УМР, ТО-1 и ТО-2 определяется расчетом по формулам (3.20), (3.21), (3.22) и (3.23). Годовая трудоемкость по диагностике Д-1 и Д2 определяется расчетом по формулам: ТД – 1 = tД – 1 × NД – 1 (3.26) ТД – 2 = tД – 2 × NД – 2 (3.27) В формулах (3.26) и (3.27) tД – 1 (Д – 2) = (3.28) где: СД – количество процентов, выпадающих на долю диагностических работ из общего объема работ по техническому обслуживанию, которое принимается по данным Приложения 1. Годовая трудоемкость по зонам ТР и ремонтным цехам (участкам) ТР определяется расчетом по формулам: (3.29) где: СТР – количество процентов, выпадающих на долю постовых или цеховых работ из общего объема работ по текущему ремонту, которое принимается по данным Приложения 1. 4.9.9 Определение количества ремонтных рабочих в АТП и объекте проектирования. Общее технологически необходимое (явочное) количество ремонтных рабочих в АТП определяется по формуле: РЯ (ТО и ТР) = (3.30) В формуле (3.30), под ФР.М. следует понимать номинальный годовой фонд времени рабочего (рабочего места). Величину его следует принять из приложения 2 настоящих методических указаний. Технологически необходимое явочное количество исполнителей по соответствующим объектам проектирования определяется по формулам: РУМР = (3.31) Р1 (2) = (3.32) РД – 1 (Д – 2) = (3.33) РТ.Р. (пост, цех) = (3.34) 4.9.10 Организационный раздел. Целью данного раздела курсового проекта является разработка вопросов организации работы объекта проектирования. За исключением п. 4.1 данного раздела, все остальные разрабатываются только применительно к тому объекту проектирования, который указан в задании на проект. В организационной части предполагается решение следующих задач: - выбор метода организации производства ТО и ТР в АТП; - выбор метода организации технологического процесса на объекте проектирования; - схема технологического процесса на объекте проектирования; - выбор режима работы производственных подразделений; - расчет количества постов в зонах ТО и ТР и постов диагностики; - распределение исполнителей по специальностям и квалификации; - подбор технологического оборудования; - расчет производственной площади объекта проектирования. 4.9.11 Выбор метода организации производства ТО и ТР на АТП. В данном параграфе необходимо: - дать обоснование принятому методу организации производства ТО и ТР на АТП; - описать его организационные принципы; - привести схему управления производством ТО и ТР и объектам проектирования.
Основные организационные принципы этого метода заключаются в следующем: 1 Управление процессом ТО и ремонта подвижного состава в АТП осуществляется централизованно отделом (центром) управления производством. 2 Организация ТО и ремонта в АТП основывается на технологическом принципе формирования производственных подразделений (комплексов), при котором каждый вид технического воздействия (ТО-1, ТО-2, ТР автомобилей, ремонт агрегатов) выполняется специализированными подразделениями. 3 Подразделения (бригады, участки и исполнители), выполняющие однородные виды технических воздействий, для удобства управления ими объединяются в производственные комплексы (комплекс диагностики и технического обслуживания, комплекс текущего ремонта, комплекс ремонтных участков). 4 Подготовка производства – комплектование оборотного фонда, доставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие места и с рабочих мест, мойка агрегатов, узлов и деталей перед отправкой в ремонт, обеспечение рабочим инструментом, перегон автомобилей в зонах ожидания, ТО и ремонта осуществляется централизованно комплексом подготовки производства. 5 Обмен информацией между отделом управления и всеми производственными подразделениями базируется на двухсторонней диспетчерской связи, средствах автоматики и телемеханики. Схема централизованного управления производством при методе технологических комплексов приведена в Приложении 3. Примеры схем управления объектами проектирования по ТО и ТР представлены в Приложении 4. 4.9.12 Выбор метода организации технологического процесса на объекте проектирования. Решение указанной задачи осуществляется для проектов по техническому обслуживанию и зоне текущего ремонта. В данном параграфе следует обосновать один из методов организации технологического процесса ТО и ремонта и кратко раскрыть его сущность. В проектах по техническому обслуживанию выбор метода организации технологического процесса должен определяться по сменной программе соответствующего вида ТО. В зависимости от ее величины может быть принят метод универсальных постов или метод специализированных постов. Метод универсальных постов для организации технического обслуживания принимается для АТП с малой сменной программой по ТО, в которых эксплуатируется разнотипный подвижной состав. Метод специализированных постов принимается для средних и крупных АТП, в которых эксплуатируется подвижной состав. По рекомендациям НИИАТ техническое обслуживание целесообразно организовать на специализированных постах поточным методом, если сменная программа составляет не менее: для ЕО – 50, для ТО-1 – 12 ¸ 15, а для ТО-2 – 5 ¸ 6 обслуживаний однотипных автомобилей. В противном случае должен быть применен либо метод тупиковых специализированных постов, либо метод универсальных постов. При выборе метода следует иметь в виду, что наиболее прогрессивным является поточный, т.к. он обеспечивает повышение производительности труда вследствие специализации постов, рабочих мест и исполнителей, создает возможность для более широкой механизации работ, способствует повышению трудовой и технологической дисциплины, обеспечивает непрерывность и ритмичность производства, снижает себестоимость и повышает качество обслуживания, способствует улучшению условий труда и сокращению производственных площадей. В проектах по зоне текущего ремонта технологический процесс может быть организован методом универсальных или специализированных постов. Метод универсальных постов ТР является в настоящее время наиболее распространенным для большинства АТП Метод специализированных постов находит все большее распространение в АТП, т.к. позволяет максимально механизировать трудоемкие процессы ремонта, снизить потребность в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных исполнителей, повысить качество ремонта и производительность труда. 4.9.13 Схема технологического процесса на объекте проектирования. В данном параграфе необходимо раскрыть содержание технологического процесса технического обслуживания, диагностики или текущего ремонта на объекте проектирования. Для проектов по техническому обслуживанию и диагностики списание последовательности работ следует начать с момента поступления автомобиля на КТП и закончить его выходом с КТП. Для раскрытия содержания технологического процесса необходимо указать виды работ (операции) и их порядок при выполнении технического обслуживания и диагностики. Для проектов по текущему ремонту описание технологического процесса следует начать с постановки автомобиля в зону ТР и снятие агрегата и кончить постановкой отремонтированного агрегата на автомобиль. Для раскрытия содержания технологического процесса ТР необходимо указать виды работ (операции) и их порядок. Последовательность видов работ или операции технологического процесса после ее описания необходимо представить в виде схемы. Примеры оформления схем технологических процессов смотри в Приложениях 5 и 6.
Работа производственных подразделений, занятых в АТП техническим обслуживанием, диагностикой и текущим ремонтом, должна быть согласована с режимом работы автомобилей на линии. При назначении их режима работы следует исходить из требования выполнять большие объемы работ по ТО и ремонту в межсменное время. При выборе режима работы производственных подразделений необходимо установить: - количество рабочих дней в году; - сменность работы; - время начала и окончания работы. Количество рабочих дней в году (ДР.Г. = 253, 305, 365) для объекта принимается по режиму работы автомобилей на линии с учетом рекомендации, изложенных в [2] и представленных в Приложениях 7 и 8 настоящих методических указаний. Сменность объекта проектирования и других подразделений технической службы, с которыми существует технологическая связь, устанавливается с учетом режима работы автомобилей на линии и основывается на рекомендациях [2], представленных в Приложении 7 настоящих методических указаний. Время начала и окончания рабочих смен устанавливается на основе принятого количества рабочих дней в году, что позволяет определить продолжительность смены ТСМ и количество рабочих дней в неделю. С учетом этого принимается время начала и конца рабочих смен объекта проектирования и других подразделений технической службы, с которыми существует технологическая связь. Для наглядного представления принятых решений следует составить совмещенный график работы автомобилей и подразделений ТО и ТР. Пример такого графика для одного из вариантов показан в Приложении 9. 4.9.15 Расчет количества постов в зонах ТО (ТР) и постов диагностики. Расчеты, приведенные в данном разделе, применяются для проектов по зонам технического обслуживания и текущего ремонта и для проектов по диагностике. (В наименовании данного раздела следует указать наименование только того объекта проектирования, по которому выполняется проект. Для проектов по участкам (цехам) ТР эта задача не решается) Для проектов по техническому обслуживанию выполняется расчет количества постов и линий, для проектов по зоне текущего ремонта и диагностики – расчет количества постов. Расчет количества постов в зоне ТО выполняется при условии, если в проекте принят метод организации технологического процесса на универсальных или специализированных тупиковых постах. Количество постов определяется по формуле: NТО = (4.1) где - такт поста, т.е. время обслуживания автомобиля на посту, рассчитывается по формуле: = (4.2) где: Т – годовой объем работ по зоне ТО – принимается по результатам расчета по формуле (3.21) для зоны ТО-1 и по формуле (3.22) для зоны ТО-2; NГ – годовая программа по техническому обслуживанию принимается по результатам расчета по формуле (3.15) для зоны ТО-1 и по формуле (3.14) для зоны ТО-2; Рn – среднее число рабочих, одновременно работающих на одном посту. По данным Гипроавтотранса Рn для тупиковых и проездных постов ТО-1 и ТО-2 рекомендуется принимать равной Рn = 2 ¸ 3; tn – время на перемещение автомобиля при установке на пост и съезде с поста. Принимается равным 1 – 3 мин. Ритм производства R, т.е. время одного обслуживания рассчитывается по формуле: R = (4.3) где: ТСМ – продолжительность работы зоны ТО за одну смену, принимается равной 8ч. при пятидневной рабочей неделе и 7ч. при шестидневной; ССМ – число рабочих смен в сутках принимается с учетом п.4.4; NСМ – сменная программа по техническому обслуживанию. Принимается по результатам расчета по формуле (3.18). Расчет количества линий в зоне ТО выполняется при поточном методе организации технического обслуживания на специализированных постах. Количество линий определяется по формуле: nЛ = (4.4) Такт линий (), т.е. время между очередными перемещениями автомобиля с поста на пост, рассчитывается по формуле: (4.5) где: Т – годовой объем работ по зоне ТО, принимается по результатам расчета в п.3.5;
nТО – число постов в линии по данным Гипроавтотранса, принимается для зон ТО-1 и ТО-2 равным 3 ¸ 5; Рn – среднее число одновременно работающих на одном посту исполнителей, принимается равным Рn = 2 ¸ 3 чел. Расчет количества постов в зоне ТР. Общее количество постов в зоне ТР определяется суммированием основных и резервных постов, т.е. nТР = n1 + n2 (4.6) Основное количество постов (n1 ) рассчитывается по формуле: n1 = (4.7) где: ТПОСТ,ТР. – годовая трудоемкость постовых работ в зоне ТР, определяется расчетом по формуле (3.29); DР.Г. – число рабочих дней зоны ТР в году, принимается по данным п.4.4; ССМ – число рабочих смен зоны ТР, принимается по данным п.4.4; ТСМ – продолжительность работы зоны ТР за одну смену, принимается равной 8ч. при пятидневной рабочей неделе и 7ч. при шестидневной рабочей неделе; Рn – число исполнителей, одновременно работающих на одном посту ТР, принимается равным 1 – 2 человека; - коэффициент использования рабочего времени поста приближенно принимается равным = 0,90. Резервное количество постов n2 рассчитывается по формуле: n2 = n1 (КН – 1) (4.8) где: КН учитывает неравномерность поступления автомобилей в зону ТР. Для крупных АТП рекомендуется принимать КН = 1,2; для мелких КН = 1,5. В том случае, если ранее в п.4 принят метод специализированных постов ТР, общее количество постов должно распределено с учетом рекомендации Приложения 10. Результаты распределения следует представить в табличной форме. Расчет количества постов диагностики . Количество постов общей и поэлементной диагностики определяется по формулам: nД – 1 = (4.9) nД–2 = (4.10) где: ТД – 1 и ТД – 2 – годовая трудоемкость общей и поэлементной диагностики, принимается по результатам расчета в п. 3.6; Dр.г. - число рабочих дней постов диагностики в году, принимается по данным п. 4.4 Ссм. - число рабочих смен постов диагностики, принимается по данным п. 4.4. Тсм. - продолжительность работы постов диагностики за одну смену, принимается равной 8 ч при пятидневной рабочей неделе и 7ч при шестидневной рабочей неделе; Рn - число исполнителей, одновременно работающих на одном посту, принимается равным Рn = 1÷2 чел. ηn – коэффициент использования рабочего времени поста приближенно принимается равным ηn = 0,85÷0,90 После расчета по формулам (4.9) и (4.10) количество постов Д-1 и Д-2 должно быть согласовано с рекомендациями руководства по диагностике (7) по выбору количества постов (Приложение 11) 4.9.16 Распределение исполнителей по специальностям и квалификации Общее количество исполнителей в производственных подразделениях, полученное ранее расчетом в п. 3.7, необходимо распределить по специальностям (видам работ) и квалификации. В проектах по техническому обслуживанию количество исполнителей для каждого вида работ определяется с учетом примерного распределения общего объема работ по ТО (см. Приложение 1). Результаты расчета и принятое количество исполнителей различных специальностей с учетом возможного совмещения профессий целесообразно представить в виде таблицы 4.1 Распределение исполнителей в зоне ТО по специальностям Таблица 4.1
Таблица 4.2
Для специализированных постов в зоне ТР распределение исполнителей по постам необходимо провести с учетом решения, принятого ранее в п.4.5 В проектах по ремонтным цехам, где общее количество исполнителей составляет несколько человек, целесообразна специализация исполнителей по отдельным видам работ или по ремонту отдельных агрегатов, узлов или приборов. При решении этой задачи необходимо использовать примерное соотношение между исполнителями различных специальностей, приведенное в типовых проектах рабочих мест на АТП (5). Решение вопроса о выборе квалификации исполнителей в различных производственных подразделениях должно выполняться с учетом рекомендаций типовых проектов рабочих мест на АТП (5). В проектах по диагностике в соответствии с рекомендациями Руководства по диагностике подвижного состава (7) работы по диагностированию выполняют механики-диагносты (инженеры или техники). Поэтому распределение исполнителей по специальностям и квалификации для этих проектов не выполняется. 4.9.17 Подбор технологического оборудования Подбор технологического оборудования, технологической и организационной оснастки для объекта проектирования осуществляется с учетом рекомендаций типовых проектов рабочих мест АТП (5), Руководства по диагностике технического состояния подвижного состава (7) и табеля гаражного технологического оборудования. Перечень оборудования и оснастки целесообразно представить в таблицах, формы которых показаны ниже. Таблица 4.3, 4.4 Технологическое оборудование (оснастка организационная)
Технологическая оснастка
4.9.18 Расчет производственной площади объекта проектирования В проектах по техническому обслуживанию, диагностике и зоне текущего ремонта определение производственной площади производится по формуле: (4.11) где F – площадь зоны ТО или ТР, постов диагностики,м2 ; Kn – коэффициент плотности расположения постов, принимается по данным табл.4.6; fa - площадь горизонтальной проекции автомобиля, в м2 , принимается по автомобилю, имеющему большие размеры; n – количество постов в зоне ТО или ТР, постов диагностики, принимается по результатам расчета в п. 4.5; Окончательно площадь зоны ТО или ТР и постов диагностики вынуждено корректируется и устанавливается с учетом того, что при строительстве широко используется унифицированные типовые секции и пролеты, а так же типовые конструкции и детали, изготовляемые серийно заводами стройматериалов. Производственные здания выполняются с сеткой колонн, имеющей одинаковый для всего здания шаг, равный 6 или 12 м, одинаковый размер пролетов с модулем 6 м, т.е. 12,18,24 м и более. В проектах по ремонтным цехам (участкам) производственная площадь рассчитывается по формуле: (4.12) где Fцех – площадь цеха, м2 ; fоб – площадь горизонтальной проекции технологического оборудования и организационной оснастки, м2 . Принимается по данным таблиц 4.3 и 4.4; Kn – коэффициент плотности расстановки оборудования, принимается из табл.4.6
(расположения постов)
Окончательно принимаемая площадь должна быть уточнена по размерам соответствующего цеха (участка) в типовых проектах организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий (5). В данном разделе проекта в соответствии с индивидуальным заданием необходимо разработать либо технологический процесс технического обслуживания, диагностики или текущего ремонта автомобилей (агрегата), либо одну из операций по этим воздействиям. Технологический процесс ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность операций по соответствующим воздействиям, который выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента, приспособлений и других средств механизации с соблюдением технических требований (технических условий). Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде опреационно-технологической или постовой карты. Операционно-технологическая карта – отражает последовательность операции видов ТО (диагностики) или отдельных видов работ по этим воздействиям по агрегату или системе автомобиля. В соответствии с требованиями (6) она выполняется на формах 1 и 1а МУ-200-РСФСР-12-01-39-81 (см. Приложения 12,14) Постовая технологическая карта отражает последовательность операции ТО (диагностики) по агрегатам (агрегату) или системам (системе), которые выполняются на одном из постов ТО (диагностики). В соответствии с требованиями (6) постовая технологическая карта выполняется на формах 2 и 2а (см Приложение 13,14) МУ-200-РСФСР-12-01-39-81. Технологический процесс ТР топливной аппаратуры, разборочно-сборочные, вулканизаторные, шинные, аккумуляторные, арматурно-кузовные, столярные, обойные работы ТР оформляются в виде маршрутной карты. Маршрутная карта отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений ТР. В соответствии с требованиями ГОСТ 3.1105-74 маршрутная карта выполняется на формах 1 и 1а (см. Приложение 15,16) Технологическая операция ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность переходов, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента и приспособлений с соблюдением технических требований (технических условий). Технологические операции ТО, диагностики или ТР оформляются в виде операционных карт слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ по ГОСТ 3.1407-74 (форма 1 и 1а)(см. Приложение 17,18). Для разработки технологических карт процессов и операций необходимо использовать специальную техническую литературу, в которой освещены вопросы типовой технологии выполнения ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта. В данном разделе проекта должны быть разработаны основные требования по обеспечению безопасности приемов труда на объекте проектирования. С учетом рекомендаций, изложенных в (9), необходимо отразить: - требования к инструменту, приспособлениям и основному технологическому оборудованию; - требования по технике безопасности при выполнении основных работ; - требования техники безопасности к помещению; При разработке данного раздела проекта необходимо обратить внимание на то, чтобы рекомендации по технике безопасности носили конкретный характер для объекта проектирования. В данном разделе необходимо указать перечень основных задач, решенных по каждому из разделов курсового проекта, и сделать вывод о том, какое влияние окажет решение их на повышение технической готовности подвижного состава автомобильного транспорта на АТП. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ И ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА Пояснительная записка относится к текстовым документам и должна быть оформлена в соответствии с требованиями ГОСТов. Текст ПЗ выполняется на одной стороне листа рукописного или отпечатанного текста черными чернилами (пастой). Каждый из разделов ПЗ следует начинать с нового листа. Расстояние между заголовками разделов и последующим текстом должно быть равно не менее 10 мм. Нумерация разделов и параграфов, входящих в них, выполняется арабскими цифрами. Формулы, используемые в ПЗ для расчета, должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Номер ставится с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках . Все размещенные в ПЗ иллюстрации необходимо пронумеровать арабскими цифрами (Рис.1, Рис.2 и т.д.). Графическая часть выполняется на листе формата А-1. На нем должны быть представлены: - план объекта проектирования; - краткая характеристика объекта проектирования; - условные обозначения, принятые в плане; В характеристике объекта проектирования должно быть: - площадь объекта проектирования; - количество постов (для зон То и ТР); - количество исполнителей; - режим работы объекта проектирования; Курсовой проект брошюруется в общей обложке в следующей последовательности: - индивидуальное задание на курсовой проект; - содержание (оглавление); - введение; - разделы ПЗ, предусмотренные Методическими указаниями; - список литературы; - графическая часть; 5.1 Курсовой проект оценивается по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». «Отлично» - курсовой проект выполнен в полном объеме и соответствует заданию; - пояснительная записка составлена с учетом требований стандартов по составлению текстовых документов, последовательно, аккуратно, содержит все необходимые разделы, приведенные расчеты верны и обоснованы; - графическая часть выполнена в полном объеме с соблюдением требований ЕСКД; - защита курсовой работы проведена технически грамотно, охватывает все разделы работы; - ответы на все поставленные вопросы верны, обоснованные и четкие; «Хорошо» - курсовой проект выполнен в полном объеме и соответствует заданию; - пояснительная записка составлена с учетом требований стандартов по составлению текстовых документов, аккуратно, содержит все необходимые разделы, приведенные расчеты верны и обоснованы, но имеются некоторые замечания; - графическая часть выполнена с незначительными отступлениями от стандартов; - при защите курсовой работы доклад студента краток, строен, но допущены неточности в определениях и специальной терминологии; - ответы на все поставленные вопросы верны, обоснованные, но на некоторые из них даны ответы после наводящих вопросов; «Удовлетворительно» -- курсовой проект выполнен в полном объеме и соответствует заданию; - пояснительная записка составлена с учетом требований стандартов по составлению текстовых документов, аккуратно, содержит все необходимые разделы, приведенные расчеты верны и обоснованы, записка составлена непоследовательно, с ошибками; - графическая часть выполнена с отклонениями от требований ЕСКД; - доклад студента сбивчив, непоследователен; - на 30-40% вопросов даны неправильные ответы; «Неудовлетворительно» - - курсовой проект выполнен в полном объеме и соответствует заданию; - пояснительная записка содержит все необходимые разделы, но составлена непоследовательно, с ошибками, без учета требований стандартов по составлению текстовых документов; - доклад студента непоследователен, сбивчив, без выделения ключевых моментов; - нет ответов на 50% и более поставленных вопросов; 5.2 Положительная оценка по дисциплине выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно». 5.3 Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется право выбора новой темы курсовой работы или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определяется новый срок для его выполнения. 6.1 По окончании выполнения курсовой работы составляется АКТ о наличии курсовых работ, который передается зав.канцелярией. Выполненные студентами курсовые работы хранятся 1 год в кабинете преподавателя. По истечении года хранения курсовые работы уничтожаются в присутствии экспертной комиссии, о чем составляется акт. 6.2 Курсовые работы, представляющие учебно-методическую ценность могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах техникума.
1 Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта - М.: Транспорт, 1988 2 Дунаев А.П. Организация диагностирования при обслуживании автомобилей – М.: Транспорт, 1987 3 Епифанов Л.И, Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей – М.: Форум - ИНФРА. М, 2001 4 Карагодин В.И., Шестопалов С.К. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей – М.: Транспорт, 2000 5 Карташов В.П. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий – М.: Транспорт, 1977 6 Румянцев С.И., Синельников А.Ф., Штоль Ю.Л. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей – М.: Транспорт, 1988 7 Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей – М.: Транспорт, 1985, 1991 Таблица 4.3 Количество оборотных агрегатов на 100 автомобилей
Таблица 4.5 Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте
Таблица 4.2 Нормы пробега подвижного состава и основных агрегатов до капитального ремонта (см. пп. 2.3, 2.25.2), тыс.км
· Для автомобилей ЗИЛ –130 выпуска до 1970 г. Таблица 2.12 Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на автотранспортном предприятии и количества технологически совместимых групп подвижного состава –К5
Таблица 4.1 Переодичности технического обслуживания подвижного состава (см. пп. 2.3, 2.25.2), км
Таблица 2.11 Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта (К4 ) и продолжительности простоя в техническом обслуживании и ремонте (К`4 ) в зависимости от пробега с начала эксплуатации
после 1972г) в техническом обслуживании и ремонте (см. пп. 2.3, 2.25.3)
Таблица 2.3 Нормы пробега подвижного состава и основных агрегатов выпуска после 1972 г до капитального ремонта (см. пп. 2.3, 2.25.2), тыс.км *
Таблица 2.4 Перечень основных агрегатов автомобиля, их базовых и основных деталей
состава выпуска после 1972 г, км
Таблица 2.2 Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава выпуска после 1972 г (см. пп. 2.3, 2.25.2)
Дорожные покрытия Д1 –цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика; Д2 –битумоминеральные смеси (щебень или грвий, обработанные битумом); Д3 –щебень (гравий) без обработки, дегтебетон; Д4 –булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники; Д5 –грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия; Д6 –естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря): Р1 – равнинный (до 200м); Р2 –слабохолмистый (свыше 200 до 300м); Р3 –холмистый (свыше 300 до 1000 м); Р4 –гористый (свыше 1000 до 2000 м); Р5 –горный (свыше 2000 м) Структурная схема системы централизованного управления производством ТО и ТР на АТП Структурная схема системы централизованного управления производством ТО и ТР на АТП
административное подчинение деловая связь оперативное подчинение
административное подчинение оперативное подчинение Схема технологического процесса технического обслуживания автомобилей в зоне ТО
Схема технологического процесса ремонта агрегатов в цехе (участке)
Совмещенный график работы автомобилей на линии и производственных подразделений на АТП (один из возможных вариантов)
Рекомендуемый режим производства ТО и ТР подвижного состава
Рассмотрено Утверждены Цикловой комиссией Методическим советом Общепрофессиональных Протокол №1 от 30.02.2004 Дисциплин ТО и РА Протокол №5 от 22.01.04 Председатель ЦК ________В.Ф. Пахомов Составитель: В.П. Вохмянин |