Реферат: На тему
Название: На тему Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |
М міністерство науки і освіти України Одеський національний політехнічний університет
Реферат
На тему: ” Державне регулювання ринку праці”
Виконав: Студент гр.ОЕ-061 Співаков О.Г.
Одеса 2008 План: Введение 1. Государственное регулирование рынка труда 2. Государственное регулирование оплаты труда и минимальной зарплаты . 3.Государственное регулирование уровня жизни и социальной защиты населения. 4. Государственное регулирование отраслей социальной сферы. 5.Эволюция теории и практики Вывод Список литературы Введение Актуальность темы исследования. Рынок труда всегда занимал важное место в системе рыночных отношений. Однако в связи с возрастанием роли трудовых ресурсов и их использованием как решающего фактора производства в рыночной экономике, изучение рынка труда приобретает сегодня особо важное значение. В современных условиях изучение рынка труда не может быть ограничено анализом факторов национального или внутреннего характера той или иной страны. Объективные тенденции развития рыночной экономики требуют от нее большей «открытости», ведут к большей зависимости каждой страны от внешних факторов в рамках мировой экономики. Процесс глобализации все более охватывает и систему трудовых отношений. Внешняя трудовая миграция стала неотделимым условием функционирования национального и международного рынка труда, одним из проявлений процесса глобализации экономических отношений и в то же время острейшей глобальной проблемой мирового сообщества. Усложнение системы трудовых отношений обуславливает возрастание регулирующей роли государства на национальном рынке труда. Усиливающийся процесс глобализации заставляет обратить еще большее внимание на межгосударственное сотрудничество в области регулирования международного рынка труда. В этой связи особенно актуальной становится проблема межгосударственного регулирования системы трудовых отношений. В общемировом процессе экономической интеграции формирование рынка труда стран СНГ занимает особое место. В определенном смысле эта проблема представляет уникальное явление в мировой теории и прак-w тике трудовых отношений: • В то время, как в большинстве регионов мира происходит экономическая интеграция, единое экономическое пространство, существовавшее в рамках СССР, в силу ряда причин (в основном политических) распалось. На обширных территориях бывшего СССР сформировались независимые, а подчас и изолированные рынки труда, дифференциация которых по основным социально-экономическим показателям в период рыночных реформ значительно усилилась. • Надо также учитывать, что в едином советском экономическом пространстве существовала государственно-централизованная система формирования, распределения и использования трудовых ресурсов, но не было подлинного рынка труда. Переход к рыночным отношениям в странах СНГ осуществляется с весьма различными скоростями, что еще более усложняет процесс реинтеграции вообще и формирования рынка труда стран СНГ в частности. • Обретение бывшими советскими республиками государственного суверенитета сопровождалось резким ослаблением системы государственного воздействия на экономику и в первую очередь государственного регулирования трудовых отношений. Политической элите большинства стран СНГ понадобилось почти десятилетие, чтобы осознать объективную необходимость и актуальность государственного и межгосударственного регулирования рынка труда. Проблема государственного регулирования рынка труда является актуальной не только в теоретическом плане, но и весьма злободневной в практическом отношении. Сегодня, когда страны СНГ входят в новый этап своего социально-экономического развития, задача формирования концептуальной основы межгосударственного регулирования процесса формирования общего рынка труда выдвигается в ряд приоритетных задач экономической теории и государственной политики.
1. Государственное регулирование р ы нка труда Государственное регулирование рынка труда - мероприятия государства, направленные на снижение безработицы, создание рабочих мест, подготовку кадров Государственное регулирование рынка труда, занятости и условий труда 2. Государственное регулирование оплаты труда и минимальной зарплаты. Оплата труда – это заработок работника в денежном выражении, который по трудовому соглашению работодатель выплачивает работнику за выполненную работу или услуги. 3. Государственное регулирование уровня жизни и социальной защиты населения. Особенностью социальной политики Украины в переходный период является придание приоритета проблемам социальной защиты населения, повышение роли личного трудового дохода и ликвидации системы удержаний, формирования нового механизма финансирования и регулирования развития социальной сферы. Доходы населения формируют на основе их составных элементов: 1) денежных (оплата труда. Выплаты из ОФП); Номинальные доходы – это сумма денежных, натуральных выплат и льгот из ОФП-ния. Реальные доходы определяют на основе величины конечных (реально использованных) доходов. 5.Эволюция теории и практики Вопросы государственного регулирования рынка труда следует рассматривать в общем контексте исторической эволюции роли государства в экономике и научных взглядов на эту проблему, до сих пор являющуюся предметом оживленной дискуссии в мировой и отечественной экономической науке. Уже на ранних этапах формирования государственных структур, государство начало брать на себя некоторые функции регулирования национальной экономики и внешнеэкономических отношений (чеканка монет, взимание пошлин, завоз в страну иностранных товаров, запрет или разрешение на вывоз тех или иных товаров за границу и т.п.). С незапамятных времен верховные правители приглашали к себе на службу зарубежных целителей, мудрецов, поэтов, художников, архитекторов, строителей и т.п. Очень часто личную охрану самодержцев составляли зарубежные наемники. Тем не менее, было бы явном преувеличением применительно к тем временам говорить о государственном регулировании рынка труда, т.к. не могло быть самого рынка труда в современном смысле этого слова. Вместе с тем во многих регионах мира существовала работорговля в массовых масштабах, широко использовался принудительный труд крепостных крестьян и значительной части населения, оказавшихся ^ под властью чужеземных завоевателей. Формирование и развитие рынка труда связано прежде всего с эво- люцией рыночных отношении и особенно с тем периодом экономической истории, когда появилась и стала развиваться устойчивая система трудовых отношений между работодателями и наемными работниками по поводу купли и продажи труда. Период становления рынка труда охватил многие столетия, но решающим моментом в этом процессе следует считать XVIII-XIX вв., когда в наиболее передовых странах мира произошли промышленные революции и стало формироваться индустриальное общество. С появлением рынка труда встал вопрос о роли государства в процессе формирования принципиально новой системы трудовых отношений. Весьма показательным для нас является то обстоятельство, что практически ни один из общепризнанных экономистов XVIII-XIX вв. не оставил без внимания проблему отношения государства к рынку труда В обстановке острой борьбы с абсолютистской монархической властью сложилась либеральная традиция понимания роли государства. В 1758 г. французский экономист Ж.К. Гурне на ассамблее школы физиократов провозгласил: «Laissez faire, laissez passer» - «позволяйте делать (что хотят), позволяйте идти (куда хотят)». Это было страстное требование свободы экономических действий, устранения препятствий с пути конкурентного рыночного хозяйства. Два десятилетия спустя английский экономист Адам Смит (1723-1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) обосновал принцип «невидимой руки», отражающий веру в могущество и эффективность стихийного рынка. А. Смит считал, что наибольшая польза для общества достигается, когда каждый следует своим эгоистичным интересам: «...не от благожелательности мясника, пивовара и булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими %¦ своих собственных интересов» Вывод Современный рынок труда в Украины, и в нашей республике обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу. Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников. Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений. В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы. Выделяются целые "очаговые" территории многократно превышающие средние показатели уровней безработицы по стране и по региону. Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы. В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости. Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда. Список литературы 1. См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн 1. // Антология экономической классики. Т.1. — М.: Эконов-Ключ, 1993. — С. 91. 2.Л.П. Кураков / Экономическая Теория/ Учебное пособие, Москва 1999 г. 3.Программа занятости населения Украины на 2007г. 4.Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда; основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели./ Экономика и управление.1996.-№5. 5.Анализ состояния и перспективы занятости в рыночных условиях. /Вопросы статистики. 1997.-№10. 6.Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика. 1994.-№1. |