Реферат: Районный отдел образования
Название: Районный отдел образования Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования Молоковского района Тверской области разработан отделом образования администрации Молоковского района. Доклад является аналитическим описанием и имеет своей целью привлечь общественность к участию в управлении системой образования и разработке стратегии ее развития. В докладе рассматриваются такие вопросы как: доступность образования, результаты обучения, ресурсы системы образования и эффективность их использования, результаты деятельности муниципальной системы образования. Анализ системы образования района сопоставляется со среднеобластными показателями Данный документ позволяет на основе статистических данных и комплексной оценки системы образования оценить текущую ситуацию, выявить проблемы и тенденции развития муниципальной системы образования, также использовать для принятия управленческих решений по модернизации муниципальной системы образования. Муниципальный доклад размещен на сайте Администрации Молоковского района http://www.molokovo.info/socialnaia%20sfera.html
Районный отдел образованияАдминистрации Молоковского района Состояние и результаты деятельности системы образования Молоковского района Тверской области Муниципальный доклад 2009 п. Молоково 2009
Содержание
1. Введение. 1.1. Особенности муниципального образования « Молоковский район». Демографическая характеристика. Социально-экономическая ситуация. 2. Основная часть. 2.1. Доступность образования. Контингент обучающихся, структура сети. 3. Ресурсы муниципальной системы образования. 3.1. Финансирование. Структура расходов бюджета образовательной области. 3.2. Эффективность использования. 3.3. Материально-техническое и методическое обеспечение. 4. Кадры системы образования. 5. Условия обучения. 5.1. Географическая доступность образования 5.2. Социальные аспекты образования. 5.3. Организация летнего труда и отдыха. 5.4. Воспитательная деятельность. 6. Результаты деятельности муниципальной системы образования. 6.1. Переход с одной ступени на другую. 6.2. Качество обучения. 6.3. Олимпиады. 7. Заключение. Основные проблемы. Направления деятельности в 2009/2010 учебном году. 8. Табличное приложение
Доклад «О состоянии и результатах деятельности системы образования Молоковского района Тверской области». 1. Введение Особенности муниципального образования «Молоковский район» Задача настоящего доклада – представить информацию о состоянии и результатах деятельности системы образования, привлечь общественность к обсуждению и участию в управлении системой образования. Молоковский район расположен в северо - восточной части Тверской области в 200 км от г. Твери – областного центра. Муниципальное образование «Молоковский район» является одним из самых маленьких районов области, его площадь составляет 118тыс.га. Население района 5552 чел. (на 1.01.09г.). Центр района - поселок Молоково, рабочий поселок с населением 2278 жителей. Основная масса населения 59% проживает в сельских населенных пунктах . На территории района организованы 6 муниципальных образований первого уровня- поселения, из них 5- сельских и 1-городское. Социальная инфраструктура сконцентрирована в районном центре - п. Молоково. Природные ресурсы района: лес, торф, песчано-гравийные материалы. На территории района протекает 26 рек и речушек. МО «Молоковский район» относится к категории аграрно-промышленных сельских районов. К преимуществам географического положения можно отнести следующие факторы: - На территории района есть заповедные места; - Район расположен вдалеке от оживленных магистралей и путей; Направление развития района: развитие производства по переработке сельскохозяйственной продукции с одновременным увеличением производства сырья. Демографическая характеристика. Демографическая ситуация Молоковского района складывается далеко не лучшим образом. В районе существует устойчивая тенденция оттока трудоспособного населения, особенно молодежи в другие города и районы. Причина – в неустойчивой экономической ситуации на предприятиях района. Смертность населения остается по-прежнему на высоком уровне, что в основном объясняется возрастным составом населения района. В 2008 году родилось 67 детей (+14 к предыдущему году), а умерло 145 человек (-4). При анализе статистических данных просматривается слабая положительная динамика в сторону увеличения рождаемости и уменьшения смертности, однако, уровень рождаемости остается слишком низким и недостаточным для простого воспроизводства населения.
Диаграмма 1.2. Численность населения (чел). Из диаграммы видно, что снижение численности сельского населения происходит быстрее, чем снижение численности городского населения. Это говорит о том, что внутри района имеет место тенденция переселения из села в районный центр, так же из села за пределы района, что связано опять же с неустойчивой экономической ситуацией на сельхозпредприятиях. Миграция населения тоже не оказывает существенного влияния на изменение численности населения, скорее оказывает в отрицательную сторону. За пределы района выезжает населения больше, чем прибывает в район. Уменьшение численности детского населения напрямую зависит от демографической ситуации в районе. Социально-экономическая ситуация. Бюджет района является дотационным. Уровень финансового благополучия Молоковского МО характеризуется невысокими, относительно среднеобластных, показателями, их нестабильностью. Доля собственных доходов Молоковского МО относительно мала и колеблется в пределах 20%, кроме 2003 года, когда отмечен скачок до 44%. Диаграмма 1.4. Доля собственных доходов в МО. Собственные доходы на душу населения в течение 5 последних лет отстают от среднеобластной величины более чем на 50%. При проведении сравнений среди муниципалитетов, относящихся к одной группе по доле сельского населения (60%-90%), МО Молоковский район находится на 5 месте из 7 по показателю «Доля собственных доходов на душу населения». Отмечается ежегодное увеличение среднемесячной зарплаты во всех отраслях, однако темп ее роста постепенно снижается и отставание номинальной величины зарплаты по МО от среднеобластного значения составляло более чем на 50%. См.табл.№2. Среднемесячная зарплата учителя в 2008 году составила 9971 рублей. Цели и задачи деятельности системы образования Молоковского района. Главная задача деятельности системы образования Молоковского района – обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов, создание равных возможностей для детей в его получении. Модернизация муниципальной системы образования связана с организационно-экономическими преобразованиями, а именно с оптимизацией сети ОУ и введением нормативного бюджетного финансирования из расчета на одного учащегося. Исходя из анализа состояния системы образования, учитывая, что действующая сеть ОУ была сформирована более 15 лет назад и сегодня не соответствует социально- экономической и демографической ситуации в районе, разработаны и приняты собранием депутатов Молоковского района программа реструктуризации сети ОУ Молоковского района на 2006 – 2010 годы (принята в июне 2006 года) и муниципальная программа развития образования на 2009-20101годы ( принята 30 апреля 2009 года). Переход на новую систему оплаты труда педагогов с выделением до 30% фонда оплаты труда на стимулирующие выплаты. 2. Основная часть. 2.1. Доступность образования. Структура детского населения, 2008 год.Дошкольники (0-6 лет) – 277 чел (30,5%); Первая ступень (7-10 лет) – 169 чел (18,6%); Вторая ступень (11-15 лет) –273 чел (30,1%); Третья ступень (16 –17 лет) – 189 чел (20,8%); Распределение детей по возрастным группам. Сеть образовательных учреждений в 2008 – 2009 учебном году включала: Средние школы – 1 (муниципальное общеобразовательное учреждение Молоковская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза Н.В.Огаркова, место расположения - п.Молоково); Основные школы – 5 (расположены в сельской местности); Начальные школы –3 (расположены в сельской местности), две из начальных школ Кар-Городковская и Черкасовская начальная школа реорганизованы в структурные подразделения Обросовской и Антоновской основных школ; Дошкольные учреждения – 5, в том числе 1 детский сад в п.Молоково, 4 детских сада на селе; Учреждения дополнительного образования – 2 (расположены в п.Молоково). Из 9 образовательных учреждений общего образования 89% сельских. Вместе с тем в сельских школах обучается 30% учащихся и 70% в базовой школе – МОУ Молоковская средняя общеобразовательная школа п.Молоково. За период с 2002-2008 годы закрылись 4 начальные школы и 3 основные школы естественным путем, по причине отсутствия детей, две начальные школы стали филиалами основных школ, возобновил работу на селе Черкасовский детский сад.
Дошкольное образование. Задача создания благоприятных условий для гармоничного развития ребят дошкольного возраста одна из главных задач. Охват детей с 1 года до 7 лет дошкольным образованием по району составляет 53,3% , в сравнении со среднеобластным показателем – 65,7%. Доступность дошкольного образования обеспечивается регулированием платы родителей за содержание детей и поддержки семьи на социально приемлемом уровне. Размер платы составляет 440 рублей в месяц. Определен социальный заказ на оказание дошкольными учреждениями разных видов услуг. Одна из услуг - организация подвоза детей из с.Новокотово за 6 км. в Обросовский детский сад. За последние 3 года в Молоковском детском саду открылись 2 группы здоровья, введена ставка психолога, ставка физкультурного работника, оборудован спортзал для занятий, введена ставка логопеда. В соответствии с программой реструктуризации сети образовательных учреждений для повышения качества образовательных услуг в системе дошкольного образования, мы видим следующие пути решения: реорганизация образовательных учреждений путем объединения в начальную школу – детский сад (Тушитовская начальная и Кузнецковский детский сад), открытие дошкольных групп в школах, на территории которых нет детских садов (Андрейцевская, Делединская, Ахматовская основные школы). Все эти меры позволяют увеличить охват детей дошкольным образованием на селе на 10%. Дополнительное образование
В образовательной системе района функционируют 2 учреждения дополнительного образования: Дом Школьников и Детская юношеская спортивная школа, в которых реализуются программы дополнительного образования по направлениям: художественно – эстетическое, научно – техническое, физкультурно – спортивное, туристско – краеведческое, военно-патриотическое, культурологическое. Ежегодно увеличивается количество детей, посещающих эти учреждения, а также посещающие кружки при школах. При комплектовании контингента учащихся, занимающихся в кружках Дома школьников и спортивной школы учитывается приоритетность детей из многодетных малообеспеченных семей, детей-инвалидов. От Дома школьников в общеобразовательных учреждениях работают 34 кружка, в которых на начало 2008 -2009 учебного года занимались 463 человека- охват 91 % (многие дети посещают несколько кружков и секций). В спортивных секциях спортивной школы и спортивных кружках от Дома школьников занимается 176 учащихся, что составляет 35% всех обучающихся. Направленность работы кружков: 1.Художественно-эстетическое направление - 16 кружков. 2.Научно- техническое направление - 6 кружков. 3.Физкультурно-спортивное направление – 5 кружков. 4.Туристко-краеведческое направление – 5 кружков. 5.Предшкольная подготовка - 3 кружка. Кроме учреждений дополнительного образования, внеклассная работа проводится за счет часов, выделенных на дополнительное образование в учебных планах школ. Это 27 часов в Молоковской средней общеобразовательной школе и по 9 часов в основных общеобразовательных школах. . Вместе с тем, сельские образовательные учреждения не в полной мере используют возможность предоставления учащимся услуг дополнительного образования. Из 9 часов, выделенных на кружковую работу, используют полностью лишь две школы: Ахматовская основная школа - 9ч; Андрейцевская основная школа – 9 ч. Обросовская основная школа – 6 ч; Антоновская основная школа – 3 ч; Делединская основная школа-5ч. Причины: большая аудиторная нагрузка учителей, подвоз учителей в школу, большой процент учащихся находящихся на подвозе. Охват детей в возрасте от 7 до 18 лет полным средним общим образованием в 2008 составил 93,7%. Охват программами профессиональной и допрофессиональной подготовки в рамках программ полного среднего образования в школе составляет 100%, что выше среднеобластного показателя – 33,95% почти в 3 раза. Довольно высоким в районе остается коэффициент выбытия, он составляет около 10% - практически самый высокий в области. Однако отчисления по неуспеваемости с 2003 года нет, доля не работающих и не обучающихся в общей численности выбывших так же составляет 0 % , выбывших в учебно-воспитательные учреждения –0,1- последний случай в 2002 году. Большое влияние оказывает существующий на территории района областной социально-реабилитационный центр. Воспитанники центра (60 человек) в течение года могут быть помещены на 3,6,9 месяцев для проживания в центре, обучаются в средней школе п.Молоково, в итоге мы имеем внушительные цифры прибытия, выбытия в течение года.
3.Ресурсы муниципальной системы образования . 3.1. Финансирование. Финансирование системы образования осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных поступлений. Основная доля – это бюджетные средства, внебюджетные составляют не более 10%. С 2005 года отрасль образования финансируется в части расходов на оплату труда, учебные пособия, технические средства обеспечения, хозяйственные нужды на основе выделения целевой образовательной субвенции муниципальным органам власти. Источники финансирования: региональный и муниципальный бюджеты. Структура расходов бюджета образовательной области. Структура расходов бюджета на образование в 2008 году: Общее образование –69,3 %; Дошкольное образование –16,0 %%; Дополнительное образование – 4,0%%. Доля средств выделяемых на фонд оплаты труда в бюджете образования достаточно большая и составляет: 2004 год – 81%; 2005 год – 70%; 2006 год – 63%; 2007 год – 57,2 %. 2008 год – 51,1% Небольшое снижение показывает, что применение методики нормативного подушевого финансирования позволило повысить долю учебных расходов не только в рамках областной субвенции, но и местного бюджета. 3.2. Эффективность использования. Затраты на одного учащегося в муниципальных общеобразовательных школах достаточно высоки, превышают среднеобластной показатель. Причины: наличие удорожающего коэффициента 1,32 , большая доля сельских малочисленных школ. Чем меньше школа, тем больше расходы на одного учащегося. Расходы на одного учащегося по группам школ. В начальных школах с количеством учащихся менее 6 средние затраты на одного учащегося –39117руб. в год; С количеством учащихся 10-15 средние затраты на одного учащегося –29387 руб. в год. В основных школах с количеством учащихся до 30 средние затраты составляют 68744 руб. в год; С количеством учащихся более 30 средние затраты уменьшаются до 53898 руб. в год на одного учащегося. В средней школе с количеством учащихся 354 средние затраты составляют 19868руб. в год. ,см.табл.№4,Диаграмма3.2. Соотношение расходов на душу населения и на одного учащегося Реализация мероприятий программы реструктуризации сети ОУ (а именно закрытие Рамешинской начальной школы, Суборской основной школы, Покровской основной школы, Бикаловской основной школы) позволило в 2008/2009 учебном году увеличить среднюю наполняемость школ на 12% по сравнению с 2005 годом. В то же время средняя наполняемость классов на селе увеличилась лишь на 0,1, поскольку темп снижения численности учащихся в целом по району очень высок. Хотя без процесса реструктуризации этот показатель был бы гораздо ниже. см. табл.№5,№6. Материально-техническое состояние МОУ можно признать удовлетворительным. Большая часть зданий типовые. В образовательных учреждениях 7 котельных, из них 6 собственных. Вид топлива- уголь, дрова. В большинстве учреждений тепловой режим соответствует нормам. Однако, например в Делединской основной школе из-за ветхости деревянного здания температура в учебных кабинетах в зимний период держится на уровне10-15 градусов. Все основные ОУ имеют оборудованные столовые, имеются спортзалы, но доля школ, имеющих все виды благоустройства составляет лишь 14%(базовая школа), среднеобластной показатель-47%. Аварийных школьных зданий и сооружений нет, однако требуют проведения капитального ремонта Антоновская основная, Молоковская средняя школы. Ежегодно руководители образовательных учреждений организуют работу по подготовке школьных зданий, помещений к новому учебному году, Проводятся профилактические ремонты котельных, косметические ремонты помещений, но этих мероприятий недостаточно для содержания школьных зданий в состоянии, удовлетворяющем современным требованиям. Установлены автоматические пожарные сигнализации в Ахматовской оош, Антоновской оош, закончен монтаж АПС в МОУ Молоковская сош., но для выполнения всех требований пожарной безопасности во всех образовательных учреждениях необходимо дополнительно 2500 тыс. рублей. Базовые школы. В районе функционирует одна базовая школа - МОУ Молоковская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза Героя Советского Союза Н.В.Огаркова. Укрепляется материально-техническая база средней школы как базовой школы. По приоритетному национальному проекту «Образование» получены кабинеты географии, физики, химии, биологии, кабинет кружковой работы, спортоборудование в тренажерный зал, два автобуса ПАЗ, плазменный телевизор, два интерактивных комплекса, три мультимедийных комплекса. На сегодняшний день в базовой школе обучается 70% всех учащихся. Работа базовой школы в сельском образовательном округе спланирована таким образом, что все школы имеют доступ к ее ресурсам Среднее количество учащихся на одного педагога в начальных школах 7,7 по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 5,8%; в основных школах – 3,7 (увеличилось на 12 %); в средней школе – 12,5 (увеличилось на 10%),см.табл.№ 8 .
4.Кадры системы образования В системе дошкольного образования работают 22 педагогических работника, из них руководителей – 6 человек, воспитателей – 16. На протяжении трех последних лет количественный состав не меняется, вакансий нет. Доля педагогов, имеющих квалификационные категории с 2002 года выросла с 47% до 64%.Образование и наличие квалификационных категорий у педагогических работников ДОУ,см.табл.№11. Кадровый состав системы общего образования С 2002-2008 год число педагогических работников системы общего образования уменьшилось на 11%. Причины этого изменения – уменьшение количества школ и классов – комплектов. Произошли изменения, соответственно всех показателей. Доля пенсионеров, работающих в образовании на протяжении последних 5 лет почти не меняется, составляет 4%-7%, что ниже среднеобластного показателя в 2 с лишним раза. Доля педагогов неспециалистов остается на уровне 4%. Курсы повышения квалификации пройдены у 80% педагогических работников в период с 2004 по 2008 учебный год. Доля педагогических работников,имеющих высшее образование составляет 57%, среди учителей, преподающих в 5-11 классах - 61%, что ниже среднеобластного показателя более, чем на 20%. Доля преподавателей со среднеспециальным и высшим образованием в 1-4 классах 100%
Мероприятия программы реструктуризации сети образовательных учреждений района стимулируют учителей к получению высшего образования и повышению квалификации. В 2007 году впервые за последние 5 лет резко увеличилось поступление учителей на заочное отделение ТвГУ с 3 до 10 человек, причем 6 из них на контрактной основе. 5.Условия обучения. 5.1. Географическая доступность образования.
Доля детей, посещающих ОУ с помощью организованного подвоза. Подвоз обучающихся осуществляется в 5 школ, это 56% от числа всех школ, из 18 деревень по 13 маршрутам. На подвозе задействовано 9 единиц техники, из них 8 единиц транспорт отдела образования, либо школьный и 1 единица – транспорт администрации сельского поселения. 2 микроавтобуса получены по программе «школьный автобус», 2 микроавтобуса приобретены администрацией района для подвоза обучающихся на 1 сентября 2005 года, 2 микроавтобуса приобретены в августе 2006 года,2 автобуса в базовую школу получены по нацпроекту «Образование». В 2003 году организованным подвозом было охвачено 9% обучающихся, в 2007 году – 25%, в 2008 году -24,3% Разница в 16% - это подвоз, который ранее осуществлялся за счет родителей, с помощью рейсовых автобусов, либо был неорганизованный. В 2005 году на подвозе использовались 4 автобуса со сроком эксплуатации более 18 лет, в 2008 году срок эксплуатации самого старого автобуса составляет 5 лет. В 2007 году произошли качественные изменения в организации подвоза учащихся: в школах, осуществляющих подвоз учащихся и в администрации района введены ставки специалиста механика, отвечающего за безопасность школьных перевозок, организованы необходимые ежедневные медицинские осмотры для водителей, своевременное проведение инструктажей, технические осмотры, присутствие сопровождающих педагогов в транспорте, организация досуга младших школьников в период ожидания автобуса после уроков. Наибольшее количество маршрутов подвоза учащихся в базовой школе-7 маршрутов; самый большой процент подвозимых учащихся в Обросовской, Ахматовской и Антоновской школах более 70% в каждой; Всего по району подвозятся 143 обучающихся. 113 мест в школьном транспорте; протяженность школьных маршрутов в один конец в день составляет 168 километров; пробег транспорта за неделю более 2000 километров; максимальное расстояние подвоза не превышает 24 км; время пребывания в пути – не более 35 минут.
5.2. Социальные аспекты образования. Организация питания. Все ОУ обеспечивают учащихся горячим питанием , которое получают на селе - 100% обучающихся (% не меняется на протяжении более 10 лет), в городской школе – 86% обучающихся в 2008 году (цифра колеблется от 70% до 90% за период 2002 – 2008 г.). С 1 по 11 классы финансирование организации горячего питания происходит за счет бюджетных и внебюджетных средств. 6 школ имеют школьные столовые; 3 начальные сельские школы (без столовых) организуют детям буфетную продукцию. Ежегодно освобождаются от платы за питание дети из малообеспеченных семей, на 50% и 100%, питающиеся в группе продленного дня и школьном интернате. Также за счет местного бюджета выделяются дополнительные средства на питание учащихся, родители которых не имеют возможности оплачивать школьное питание (в среднем по 18,5 рублей в день на ребенка – 2008-2009 учебный год). Доля таких детей:2003 год – 148 чел./15% 2004 год – 206 чел./24% 2005 год - 131 чел./16% 2006 год – 73 чел./12% 2007 год – 49 чел/9%. 2008 год – 39 чел/ 8% Тенденция уменьшения (на первый взгляд) количества этой категории детей имеет следующую причину. С января 2007 года для всех учащихся начальных классов (с 1 по 4 классы) организовано горячее питание на 20 рублей в день за счет субсидий из областного фонда софинансирования расходов (50%)и местного бюджетов(50%).Это 169 обучающихся. Также по 20 рублей в день на школьника выделяется через территориальный отдел соцзащиты на организацию питания детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации- это еще 75 обучающихся. В общей сложности 283 ребенка из 510 ,что составляет 55,5% обеспечены бесплатным (для родителей ) питанием. Себестоимость обедов во всех школах снижена за счет выращивания овощей на пришкольных участках. 5.3. Организация летнего труда и отдыха. Ежегодно отдел образования организует летнюю оздоровительную кампанию. На протяжении 5 последних лет используются следующие формы летнего отдыха: лагеря с дневным пребыванием (при всех школах); палаточный лагерь (совместно с отделом молодежи); лагерь при реабилитационном центре; работа в производственных бригадах; Третий год летний отдых организуется в 3 смены. Принимаются меры по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Семьям таких детей оказывается материальная помощь в виде полного или частичного погашения родительской платы за пребывание в лагере из средств Департамента социальной защиты Тверской области, см.табл.№12. Диаграмма 5.3.1. Охват детей летним отдыхом В течение лета 2009 года работали 9 летних оздоровительных лагерей при ОУ(1 смена), 1 лагерь и палаточный лагерь (2 смена), 5 оздоровительных лагерей при школах и санаторий «Верхний бор» (3 смена) в которых в течение летних каникул отдохнуло - 387 обучающихся. Среди детей, отдохнувших летом - 48 детей из семей, где родители являются безработными. В летний период через ЦЗН трудоустроено 30 подростков, выполняющих посильные работы в школах и на других объектах. В каждой основной и средней школах созданы производственные звенья и бригады, которые занимаются выращиванием овощей и картофеля для школьных столовых. На этих работах задействовано в течение лета 250 обучающихся 5-10 классов. 5.4. Воспитательная деятельность. Основное направление воспитательной работы в ОУ района - патриотическое воспитание обучающихся и воспитание любви к своей малой Родине. На это были нацелены районные мероприятия: -заседания клуба юных краеведов в Черкасово и Антоновской ООШ (в октябре). Юные краеведы встречались с ветеранами войны и труда, знакомились с местными достопримечательностями и историями школ, возложили цветы к памятникам погибшим воинам; - районная краеведческая конференция «Лен- богатство Молоковского района»,посвященная 80-летию Молоковского района. Патриотическому воспитанию школьников способствует проведение традиционных мероприятий: -День знаний; -День учителя; -День пожилого человека; - День народного единства; -День конституции; -День защитника Отечества; -День Победы в Великой Отечественной войне; -День России. 2008 год был объявлен Годом семьи. На каждый месяц года были разработаны мероприятия, которые проводились на уровне ОУ и районные мероприятия. Районные мероприятия: -круглый стол в базовой школе «Семья и школа- путь к успеху» (февраль); -игра для обучающихся 1 ступени обучения и их родителей «Все на свете интересно» (март); -конкурс детского творчества «Моя семья» (фотографии, рисунки, эссе, прикладное народное творчество, поэзия) февраль-июнь; -мероприятия в летних оздоровительных лагерях, посвященные Году семьи; - День матери (30 ноября) -фестиваль детского творчества «Под крышей дома твоего» (март 2009 года). Призерами были участники из всех детских коллективов, но больше победителей и призеров в различных номинациях было у обучающихся Молоковской СОШ, Ахматовской ООШ и Обросовской ООШ Большое внимание уделяется укрепления здоровья и физическому совершенствованию школьников в 2008-2009 учебном году проведены районные мероприятия: - лыжные гонки; -горный туризм (Молоковская СОШ); -районный туристический слет. 1 место Молоковская СОШ 2 место Обросовская ООШ 3 место Антоновская ООШ. Для профилактики и предупреждения правонарушений среди школьников проведены месячники «Внимание - дети!» (май-июнь) и «Милиция и дети» (сентябрь)
6. Результаты деятельности муниципальной системы образования. 6.1. Переход с одной ступени на другую. Изменение доли выпускников основного общего образования, перешедших на следующую ступень. Среди выпускников основного общего образования до 2006 года сохраняется устойчивая тенденция перехода на следующую ступень обучения. За последние 5 лет от 54 % до 63 % выпускников 9 классов продолжили обучение в 10-м классе Молоковской средней школы. Большую часть 10 – классников составляют выпускники своей школы (63%-96%). На втором месте по выбору учащихся своего дальнейшего устройства являются - профессиональные училища и лицеи (18% - 35%); - на третьем месте - техникумы и колледжи (10% - 26%); - на четвертом - трудоустройство (2%-4%); - и на последнем месте - не определившиеся обучающиеся (около 2%). В 2008-2009 учебном году достаточно низкий процент выпускников в 9 классе пришли в 10 класс. Причины: опасение участия в ЕГЭ, трудности поступления после 11 класса, желание быстрее получить профессию и начать трудовую деятельность. В то же время стабильная положительная динамика по поступлению выпускников 9-х классов в средние специальные учебные заведения. Доля выпускников с общим средним образованием, поступающих в ССУЗы и ВУЗы. Динамика поступления выпускников 11-х классов в ССУЗы и ВУЗы за последние 5 лет следующая: -в ВУЗы поступают от 16% до 65%; -в ССУЗы поступают от 36% до 70%; -в ПТУ идут 2% - 30% ; -работать от 2% до 6% Администрация района, отдел образования особое внимание уделяет профориентационной работе с выпускниками ОУ. В течение учебного года специалисты администрации района и различных отраслей проводят встречи с выпускниками школ. Выпускникам, выбравшим востребованную для муниципального образования специальность, изъявившим желание поступать в ВУЗы, ССУЗы на контрактной основе и поступившим, оплачивается обучение 100% или 50% (в зависимости от стоимости контракта) выплачивается ежемесячно через отдел образования дополнительная стипендия, гарантируется по окончанию учебы работа по специальности. На 1 сентября 2009 года по контрактам обучается 11человек. Рейтинг учебных заведений, выбранных выпускниками для получения высшего и среднеспециального образования на контрактной основе: - Тверской Государственный Университет – 10 человек; - Тверская сельскохозяйственная Академия – 1 человек. В 2006 году в регионе введена новая форма – целевой контракт, при котором значительно увеличиваются стипендии студентам, поступившим по целевому приему. 7 выпускников 2006 и 2007 года поступили в Тверской государственный университет по целевому приему. 6.2. Качество обучения Табл..Результаты обучения
Табл. Результаты ЕГЭ по математике 2005-2009 г.г.
В 2009 году на ЕГЭ по математике 2 выпускника набрали – 35 баллов при минимальном пороге 21 10 выпускников от 41 до 50 баллов; 12 выпускников – 50 до 60 баллов; 4 выпускника – 60 до 70 баллов; 1 выпускник – 73 балла. Средний тестовый балл по математике – 50,51 % Табл. Результаты ЕГЭ по русскому языку 2006-2008 г.г.
Результаты 2009 года:6 выпускников набрали от 43 до 49 баллов при минимальном пороге 37 баллов; 12 выпускников набрали от 52 до 59 баллов; 8 выпускников набрали от 60 до 69 баллов; 2 выпускника набрали от 71 до 76 баллов; 1 выпускник набрал 89 баллов. Табл.Результаты ЕГЭ по предметам по выбору (2006, 2007, 2009 годах)
По выбору выпускники сдавали ЕГЭ по 6 предметам: Информатика- 71 балл – 1 чел; История России – средний тестовый балл 41,75 – 8 выпускников, один не преодолел минимальный порог; Обществознание – 57,7 балла – 22 чел., один выпускник не преодолел минимальный порог; Литература – 57 баллов – 1 чел.; Физика – средний балл 44,1 балла – 6 человек; Биология - средний тестовый балл – 59,6 Табл. Результаты ЕГЭ 2007, 2008 и 2009 года .
6.3. Олимпиады.
2004-2005 учебный год, 14 районных, предметных олимпиад, приняли участие 74 обучающихся, 17 победителей, 3 участника областных, предметных олимпиад. 2005-2006 учебный год, 15 районных, предметных олимпиад, 72 участника, 14 победителей, 5 участников областных, предметных олимпиад, места с 6 по 13. 2006-2007 учебный год, 16 районных, предметных олимпиад, 91 участник, 15 победителей, 12 участников областных, предметных олимпиад. 2007-2008 учебный год, 17 районных предметных олимпиад, 90 участников, 11 победителей, 8 участников областных предметных олимпиад. 2008-2009 учебный год, 18 районных предметных олимпиад, 129 участников, 10 победителей, 14 участников областных предметных олимпиад.
7. Заключение.
Задачи, поставленные на 2008/2009 учебный год в основном выполнены. - Реализуются мероприятия программы реструктуризации сети ОУ, также муниципальной программы развития образования. - образовательная сеть сократилась на 23% юридических лиц (с 13 юридических лиц до 10) без снижения охвата обучающихся образованием. В связи с этим укрупнение школ и увеличение количества учащихся на 1 преподавателя позволяют повысить эффективность бюджетных расходов. - подготовлена необходимая нормативно-правовая база. - несколько увеличился охват дошкольным образованием за счет организации подвоза дошкольников (Обросовский д/с), увеличения количества ясельных групп (п.Молоково) - происходит становление базовой школы как ресурсного центра развития образования. - наметилась тенденция оттока учащихся из сельских школ в базовую школу т.е. все большая часть учащихся обучается в школах, соответствующих требованиям региональных стандартов оснащения и качества образовательных услуг - в рамках ПНПО получено оборудование и улучшена материально-техническая база базовой школы . - развивается система сетевого взаимодействия образовательного округа и базовой школы. - введена предпрофильная подготовка во всех ОУ. - в базовой школе функционирует класс социально-гуманитарного профиля. - обеспечено участие педагогов за 2 года в конкурсах в рамках ПНПО (2 победителя – получателя Президентских грантов). - введено НБФ с утверждением поправочных коэффициентов в рамках нормативно-установленного на региональном уровне диапазона поправочных коэффициентов (от 0,9 до2,5). - участие обучающихся 9 классов всех школ района в новой форме итоговой аттестации.
Остаются нерешенными проблемы:
- недостаточное овладение компьютерной грамотностью, внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс; - низкий охват дошкольным образованием ( село); - возрастание затрат на одного учащегося; - низкая наполняемость классов, особенно сельских школ; - слабая материально-техническая база большинства образовательных учреждений; - недостаточный образовательный уровень педагогов (сельские школы) - совершенствование системы стимулирования педагогов
Основные направления деятельности в 2009/2010учебном году:
-использование ресурсов базовой школы (ИЦШ) для обучения всех педагогов района компьютерным технологиям - увеличение охвата дошкольным образованием путем открытия дошкольных групп при школах; - создание системы оценки качества образования на муниципальном уровне; - целенаправленная работа с контрактниками, увеличение числа учителей заочно получающих высшее образование; - обеспечить 90% повышение квалификации учителей; - развитие государственно-общественного управления; - обеспечить в базовой школе самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность; - приведение базовой школы в состояние, соответствующее требованиям региональных стандартов оснащения и качества образовательных услуг; - увеличить процент учащихся, получающих образовательную услугу в базовой школе.
Табличное приложение
Табл.№1
Табл.№2.
Табл.№3.
Табл.№4. Соотношение расходов на душу населения и на одного учащегося:
Табл.№5. Средняя наполняемость классов
Табл.№6. Средняя наполняемость школ по годам
Табл.№7. Состояние школ , доля учащихся обучающихся в школах:
Табл.№8.
Табл.№9. Количество учебников на 1 ученика.
Табл.№10. Прогноз изменения численности учащихся к 2011 году класс 2004 год % 2011год
1 ступень – снижение на 20% 2 ступень – снижение на 52% 3 ступень – снижение на 44% 810 59 478 Табл.№11.
Табл.№12. Организация летнего отдыха, занятости детей.
|