Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовой работы уфа 2007
Название: Методические указания по выполнению курсовой работы уфа 2007 Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение высшего профессионального образования УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА Факультет экономики и управления Кафедра управления и экономики предпринимательства Специальность «Менеджмент организации» СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Методические указания по выполнению курсовой работы УФА - 2007 Составитель: Шарипова И.М. УДК Стратегический менеджмент: Методические указания по выполнению курсовой работы по специальности 061100 "Менеджмент организации" /Уфимск. госуд. ин-т сервиса; Сост. И.М. Шарипова. Уфа, 2004. - 27 с. Изложены методические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине "Стратегический менеджмент", структура курсовой работы и характеристика ее разделов. Предназначены для студентов специальности 061100 всех форм обучения, изучающих стратегический менеджмент. Табл. 26. Библиогр.: 12 назв. Рецензент: @ И.М. Шарипова @ УГИС, 2004 Содержание Введение …..…………………………….………………………………………...4 1 Общие положения………….………..……………………………………….…5 1.1 Цель и задачи курсовой работы..…..………….…………………………..…5 1.2 Темы курсовой работы .………………..……………….…………………….5 2 Требования к содержанию и оформлению курсовой работы….…………….6 2.1 Содержание курсовой работы ……..…..………………….…………………6 2.2 Оформление курсовой работы ………………………………………………7 3 Методика выполнения основной части курсовой работы ….………………..8 3.1 Методика ситуационного анализа организации…………………………….8 3.1.1 Общая характеристика исследуемой организации….….…………………8 3.1.2 Рекомендации по анализу внешней среды организации………..………..9 3.1.3 Рекомендации по анализу внутренней среды организации ……………14 3.2 Рекомендации по выполнению второй главы……………………………...21 3.3 Рекомендации по выполнению третьей главы…………….………………24 4 Организация защиты курсовой работы …………………..………………….25 Рекомендуемая литература…..………..…….…………………………………..26 Приложение ..…………………………………………………………………….27 Введение Принципиально новым видом профессиональной деятельности менеджеров организации является ее адаптивное преобразование в соответствии с изменениями внешней среды и с определенным стратегическим видением. Этому виду деятельности присущ свой методический инструментарий, который включает модели и схемы, приемы и навыки принятия стратегических управленческих решений. Их знание и практическое использование позволяет организации выживать и развиваться в рыночных условиях. Поэтому важным элементом в подготовке высококвалифицированных менеджеров является изучение дисциплины "Стратегический менеджмент". Выполнение курсовой работы по этой дисциплине способствует восприятию студентами современной рыночной идеологии хозяйствования, поможет развить стратегическое мышление, расширит знание методического инструментария, обеспечивающего подготовку стратегических решений. Целью данных методических указаний является оказание помощи студентам при выборе темы курсовой работы, сборе фактического материала, написании работы и для успешной ее защиты. В результате выполнения данной курсовой работы студенты должны 4 знать: технику ситуационного анализа внешней и внутренней среды организации и способы построения на этой основе стратегии; основные направления формулирования целей; основы процесса разработки стратегии, их содержание; механизм реализации стратегии; 4 уметь: проводить стратегический анализ среды организации, определять ее конкурентные позиции; устанавливать и ранжировать цели и стратегии развития организации; выявлять необходимые стратегические изменения по улучшению конкурентных позиций организации. Выполнение курсовой работы включает следующие этапы: · ознакомление с требованиями, предъявляемыми к курсовой работе; · выбор и закрепление темы курсовой работы; · подбор и изучение литературных источников и законодательных материалов по выбранной теме; · сбор, обработка и анализ практического материала с использованием моделей, инструментов стратегического управления; · написание и оформление курсовой работы; · защита курсовой работы. Курсовая работа выполняется на основе фактического материала, собранного студентом: в ходе организационной практики либо по месту работы студента или его родственников, друзей; во время встреч, интервью с руководством, менеджерами организации; в периодических изданиях, публикующих статистические и описательные материалы. Выполнение курсовой работы поможет студенту сконцентрировать свое внимание на основных вопросах, входящих в компетенцию топ-менеджера. Выполненную курсовую работу студент может использовать в качестве базовой для дипломного проектирования. 1 Общие положения 1.1 Цель и задачи курсовой работы Курсовая работа относится к исследовательским, творческим видам самостоятельной работы студентов. В процессе подготовки курсовой работы студент расширяет и углубляет свои теоретические знания, совершенствует аналитические навыки, овладевает приемами самостоятельной познавательной деятельности, развивает умение формировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать. Основной целью курсовой работы по "Стратегическому менеджменту" является применение методологии разработки и реализации стратегии в условиях функционирования и развития конкретной организации. Задачами курсовой работы являются: · проведение стратегического анализа среды функционирования и развития исследуемой организации, выявление внешних возможностей и угроз для нее, а также ее внутренних сильных и слабых сторон; · формирование системы целей и стратегий развития исследуемой организации; · определение стратегических изменений в исследуемой организации, оценка их эффективности. 1.2 Темы курсовой работы Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы из объявленного перечня тем. Основным критерием при выборе темы курсовой работы являются выводы стратегического анализа среды функционирования и развития исследуемой организации. Предлагаются следующие темы курсовых работ: 1. Разработка эффективной стратегии организации. 2. Разработка стратегии научно-технического развития организации. 3. Разработка производственной стратегии организации. 4. Разработка стратегии конкуренции организации. 5. Разработка стратегии диверсификации организации. 6. Разработка стратегии развития организации в условиях ее слияния/разделения. 7. Стратегии выживания организации в кризисной ситуации. 8. Конкурентные стратегии экспортно-ориентированной организации. 9. Оценка привлекательности стратегической области деятельности организации. 10. Стратегия развития для малого бизнеса. В названии темы обязательно указать наименование той организации, по материалам которой выполнена курсовая работа, например: "Разработка эффективной стратегии организации (на примере ООО "Фармленд")".
2 Требования к содержанию и оформлению курсовой работы 2.1 Содержание курсовой работы Курсовая работа должна содержать: титульный лист; аннотацию; содержание (оглавление); введение; основную часть, состоящую из трех-четырех глав; заключение; список использованных законов, нормативных актов, специальной литературы; приложения. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение). Аннотация отражает сведения об объеме текста курсовой работы, количестве содержащихся иллюстраций, таблиц, использованных литературных источников. Текст аннотации должен содержать: объект работы; цель работы; предлагаемые рекомендации. Объем аннотации - 0,3 страницы. Содержание включает: введение, названия глав и параграфов основной части, заключение, список использованной литературы. Названия разделов плана должны полностью совпадать с заголовками глав и параграфов в тексте работы. Необходимо указать страницы, с которых они начинаются. Введение: раскрывается актуальность выбранной темы курсового исследования, исходя из ее роли в теории стратегического менеджмента и ее практической значимости. Определяются цель и задачи, реализуемые в курсовой работе. Указывается объект исследования - организация, по материалам которой выполнена курсовая работа. Объем введения 1-2 страницы. Основная часть состоит трех-четырех глав, каждая из которых делится на 2-3 параграфа. Примерная структура основной части курсовой работы: Глава 1. Ситуационный анализ состояния организации 1.1 Общие сведения об организации 1.2 Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли 1.3 Анализ внутренней среды организации Глава 2. Формирование портфеля стратегий организации 2.1 Установление миссии и целей организации 2.2 Подбор стратегий организации 2.3 Стратегическое позиционирование конкретного бизнеса организации Глава 3. Реализация проектируемых стратегий организации 3.1 Стратегические изменения в организации 3.2 Оценка эффективности стратегии В начале каждой главы указывается цель ее выполнения, завершается же краткими выводами. Если не удается сделать выводы, значит, эта глава не нужна. Содержание глав основной части должно соответствовать теме курсовой работы и раскрывать ее. Недопустимо совпадение названия главы или параграфа с темой курсовой работы. В первой главе дается общая характеристика исследуемой организации, проводится многофакторный стратегический анализ среды организации. По итогам проведенного анализа выявляются внешние возможности и угрозы организации, ее внутренние сильные и слабые позиции, ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе. Во второй главе определяются основные направления реализации конкурентных преимуществ анализируемой организации. Осуществляется стратегическое целеполагание. Рассматриваются стратегические альтернативы (возможные сценарии) достижения целей развития организации. Выстраивается стратегическая пирамида по ее основным уровням иерархии. В третьей главе предлагаются мероприятия по реализации стратегии - необходимые стратегические изменения с акцентами на ключевые стратегические приоритеты; лидирующие стратегические изменения в направлении, обозначенном в формулировке темы курсовой работы; приводятся критерии оценки эффективности предлагаемых стратегий. Заключение - излагаются обобщенные выводы по главным вопросам, приводятся итоги расчета эффективности стратегий. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи курсовой работы выполнены. Оно должно быть кратким (не более 1 страницы). Список использованных источников отражает самостоятельную творческую работу студента при выполнении курсовой работы. Содержит 7-10 наименований. Это могут быть: законодательные нормы и акты, учебники, учебные пособия, монографии, методические рекомендации, статьи из журналов, газет, сборников научных трудов. Предпочтительно пользоваться изданиями последних 3-4 лет. Рекомендуемый объем курсовой работы 25 - 30 печатных страниц (приложения в этот объем не входят). 2.2 Оформление курсовой работы Курсовая работа оформляется согласно требованиям, предъявляемым к учебным работам. Выполняется в письменном виде на листах форматом А4. Желательно выполнить текст с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт. Межстрочный интервал - полуторный, возможен одинарный. Шрифт заголовков глав: полужирный, размер 16 пт. Шрифт заголовков параграфов: полужирный, размер 14 пт. Размер шрифта в таблицах: обычный - 12 (13) пт. При рукописном способе курсовая работа оформляется чертежным шрифтом (по ГОСТ 2.304 с высотой букв не менее 2,5 мм, а цифр - 5 мм.) чернилами черного цвета. Нумерация страниц сквозная, включает все структурные элементы курсовой работы. Титульный лист также нумеруется, но ее номер на странице не ставится. Нумерация страниц проставляется в правом нижнем углу. Каждая глава курсовой работы начинается с новой страницы. Все заголовки записываются с прописной буквы с абзацного отступа, без точки в конце. Перенос слов в заголовке не допускается. Заголовки "Аннотация", "Содержание", "Введение", "Заключение", "Список использованных источников, "Приложение" следует располагать в середине строки симметрично тексту. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами и должны иметь порядковые номера в пределах всей работы. "Введение", "Заключение" и "Список использованных источников" не нумеруются. Не следует разрывать по отдельным листам название текста и содержание текста (таблицы). Таблицу размещают в зависимости от ее размера под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице. Все таблицы имеют сквозную нумерацию либо в пределах всей курсовой работы либо в пределах главы. Слово "Таблица" указывают слева над ней с указанием номера. Между номером таблицы и ее названием ставится тире. Список литературы имеет свою нумерацию. По каждому источнику необходимо указать автора, название работы, место издания, наименование издательства, год издания. Образцы оформления литературных источников: 1 Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. 4 Гуляев С.А. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования для малых предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001, №3. - С.31-53.
3 Методика выполнения основной части курсовой работы 3.1 Методика ситуационного анализа состояния организации
Цель первой главы - многофакторный стратегический анализ внешней и внутренней среды функционирования и развития организации, на основе которого выявляются возможности и угрозы для нее, а также ее сильные и слабые стороны. Рекомендуется следующая последовательность проведения ситуационного анализа. 3.1.1 Общие сведения об организации Целесообразно описать: - полное и сокращенное наименование организации; - год создания и основные этапы развития организации; - организационно-правовую форму, юридический статус (характер собственности организации, ее правовое положение, владельцы организации, тип объединения, в которое входит организация и ее положение в нем); - месторасположение исследуемой организации; - сфера и виды деятельности организации; - организационную и производственную структуру организации; - размер организации (по численности работников, объему товарной продукции), ее место в числе аналогичных фирм страны, региона, города; - основные финансово-экономические показатели деятельности организации; - производственно - технические и прочие связи с другими организациями; - другие аспекты, наиболее выгодно характеризующие организацию; - цели организации и существующие ограничения на ее деятельность. Сведения об организации представить в форме табл. 1. Таблица 1 - Основные достижения и промахи организации
3.1.2 Рекомендации по анализу внешней среды организации Первым шагом по анализу факторов внешней среды является сбор информации о политических, макроэкономических, социальных и технологических тенденциях в изменениях среды существования организации. Для этого используются такие источники информации, как профессиональные журналы, книги и газеты, информационные системы, Интернет, научные исследования, ведущиеся в университетах и НИИ, периодически публикуемые экономические обзоры и отчеты, позволяющие ознакомиться с качественными проблемами, стоящими перед отраслью, к которой относится организация. Для определения состояния каждого фактора и тенденций изменений дальней внешней среды организации используется техника PEST - анализа. Необходимо выделить те факторы дальней внешней среды, которые воздействуют или будут воздействовать в обозримой перспективе на исследуемую организацию, ответив на следующие вопросы: Первая группа "Политические и правовые факторы внешней среды": - какие политические процессы, происходящие в обществе, могут повлиять на исследуемую деятельность (предстоящие выборы, смена правительства, расстановка политических сил)? - какие законы и постановления, способные повлиять на исследуемый бизнес, могут быть приняты в ближайшем будущем? - какие финансовые и налоговые инструменты государства могут повлиять на рентабельность исследуемого бизнеса? - каким образом ведется контроль отрасли со стороны правительственных органов, степень государственного влияния в отрасли, включая долю госсобственности? - каковы отношения исследуемой организации с правительством и федеральной властью в целом? - какова степень государственного регулирования конкуренции в исследуемой отрасли? Вторая группа "Экономические факторы внешней среды": - общая характеристика экономической ситуации в стране, ожидаемый темп изменения ВНП, объема продукции в отраслях промышленности? - каковы изменения отраслевой структуры экономики? - каков ожидаемый уровень инфляции? - насколько доступен кредит, каково изменение стоимости кредитов? - изменение курсов валют? - как изменяется уровень доходов населения и размер сбережений? - какие изменения в экономике способны отрицательно повлиять на развитие рынка и спроса? - изменение уровня безработицы? движение цен? И т.п. Третья группа " Социальные и культурные факторы внешней среды": - каковы изменения в базовых ценностях общества? - каковы изменения в уровне и стиле жизни, обычаях и привычках? - каковы изменения в отношении к работе и отдыху? к образованию? - возрастание интереса населения / общества к социальным проблемам? - какие изменения в позиции покупателей могут повлиять на спрос? - изменение отношения к корпоративным ценностям? - каковы демографические изменения (численности населения, рождаемости, возрастного состава населения, миграции населения)? - каковы изменения структуры доходов? - каковы экологические изменения (природных ресурсов, уровня загрязнения окружающей среды)? Какие используемые процессы и сырьевые материалы создают угрозу для здоровья или окружающей среды? Каково требование контроля за загрязнением окружающей среды? Четвертая группа "Технологические факторы внешней среды": - какова государственная технологическая политика? - каковы значимые тенденции научно-технического прогресса? - оценка скорости изменения и адаптации новых технологий? - динамика техногенных катастроф? - изменения бюджетов на НИОКР? - технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта организации? - какие технологии могут представлять угрозу для деятельности исследуемой организации? Ответы на вопросы представляются в форме табл. 2. Таблица 2 - PEST- анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии организации (наименование __) на перспективу до 200_г.
По итогам PEST - анализа необходимо оценить характер влияния значимых факторов на деятельность организации (отрицательное или положительное). Важно выделить значимые факторы (то есть события) внешней среды, с одной стороны, представляющие потенциальную угрозу (риск) для исследуемой организации, с другой - предоставляющие новые возможности (шансы) для ее развития. Составляется перечень внешних возможностей и угроз, который в дальнейшем используют при выборе стратегических альтернатив (во второй главе). Следующий шаг - анализ ближней внешней среды . Его цель - исследование ситуации в отрасли и условий конкуренции в ней. Такой анализ направлен на определение ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе. Важно понять конкурентную динамику отрасли, условия "устаревания" имеющихся конкурентных преимуществ. Для анализа конкурентного окружения следует использовать модель пяти сил конкуренции (модель Портера). Схема диагностики основных конкурентных сил. Первая сила конкуренции "Соперничество между фирмами внутри отрасли". Для оценки ее необходимо охарактеризовать: - количество конкурентов и их возможности; - темпы роста рынка; - экономические характеристики рынка (например, емкость рынков сбыта, возможность экономии на масштабах производства, состояние основных фондов, материально - технической базы производства предприятий отрасли); - географические характеристики рынка (например, местный, региональный, национальный, глобальный масштабы деятельности); - степень дифференциации продукции; - конкурентная позиция основных фирм/стратегических групп (составить карту стратегических групп, используя различные характеристики); реальные и потенциальные лидеры отрасли; прогноз вероятных действий конкурентов в будущем. Результаты исследования оформляются в виде таблиц произвольной формы, например, в виде табл. 3,4,5,6. Таблица 3 - Анализ конъюнктуры рынка
Таблица 4 - Анализ конкурентов
Таблица 5 - Конкурентные преимущества организации
В таблице 6 для каждого рынка указывается ранг исследуемой организации и ранг основного конкурента. Ранжирование может быть осуществлено по принципу: "неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично". Необходимо указать, что подразумевается под каждым типом рынка. Таблица 6 - Сравнительный анализ преимуществ по рынкам
Вторая сила конкуренции "Новые конкуренты внутри отрасли": - величина входных и выходных барьеров, выражаемые в денежном эквиваленте (например, необходимый размер капиталовложений для проникновения на рынок); - возможность доступа к технологии и ноу-хау внутри отрасли; - доступ к эффективным и выгодным каналам распространения продукта; - приверженность к товарным маркам и предпочтения потребителей; - готовность компаний, работающих на рынке, охранять свои позиции; - политика государственного регулирования (ограничения или запрет доступа на рынок при помощи лицензий и разрешений, установление строгих стандартов безопасности и защиты окружающей среды, тарифных и нетарифных барьеров). Третья сила конкуренции "Угрозы со стороны заменителей товара/услуги". Для ее оценки необходимо: - выявление продукции, которая выполняет те же функции, что и продукция, выпускаемая данной отраслью; - соотношение параметров цена/качество товаров - субститутов; - сила заменителя (степень превосходства субститута над товаром отрасли по параметрам, имеющим значение для потребителя). Четвертая сила конкуренции "Сила поставщиков основных ресурсов". Для ее оценки выясняют следующее: - концентрация поставщиков основных ресурсов (сырья, технологий, кадров), т.е. количество фирм - поставщиков и их возможности; - степень дифференциации и уникальности продукции поставщиков; - наличие заменителей потребляемых ресурсов; - издержки, связанные с переключением на другого поставщика; - значимость рассматриваемой отрасли для поставщика; - угроза интеграции вперед по цепочке ценностей со стороны поставщиков. Пятая сила конкуренции "Сила покупателей /потребителей": - концентрация потребителей, их количество и объем закупок (табл. 7,8); - степень стандартизации и дифференциации продукции, приобретаемой потребителем; - возможность покупателей осуществить вертикальную интеграцию назад; - степень влияния цены приобретаемой продукции на себестоимость продукции потребителя (доля в издержках); - прибыльность отрасли фирмы - покупателя; - степень организации потребителей (наличие союзов потребителей, законов о защите прав потребителей и т.д.); - значимость приобретаемого продукта для обеспечения необходимого уровня качества товаров фирмы - покупателя. Таблица 7 - Анализ потребителей
Таблица 8 - Анализ сегментов рынка
Сформулировать выводы по анализу внешней среды, осветив: - степень динамики и неопределенности внешней среды; - структуру конкурентных сил в отрасли и их влияние на ее привлекательность (табл. 9); - основные (доминантные) движущие силы отрасли (обычно 3-4) с учетом условий развития отрасли и конкуренции в ней. Таблица 9 - Структура конкурентных сил в отрасли
3.1.3 Рекомендации по анализу внутренней среды организации Первая глава курсовой работы завершается диагностикой внутренней среды организации, которая включает: · оценку действующей стратегии; · анализ использования потенциала организации; · сравнительный анализ конкурентных преимуществ; · выявление сильных и слабых сторон; · определение стратегических проблем (задач) организации. Оценка эффективности действующей стратегии направлена на определение базовой конкурентной стратегии организации; количества стадий отраслевой цепочки "производство-распределение", в которых организация участвует (одна, несколько, все). Оцениваются показатели стратегического и финансового положения организации. К ним относятся: 1) изменение (увеличение или уменьшение) рыночной доли организации; 2) динамика (возрастание или убывание) прибыли/рентабельности и сравнение ее с показателями конкурентов, 3) тренды (тенденции изменения) чистой прибыли организации и возврата инвестиций; 4) кредитный рейтинг организации, размер привлеченных кредитов; 5) динамика продаж организации по сравнению с динамикой рынка, (растут ли продажи фирмы быстрее или медленнее, чем рынок в целом); 6) имидж фирмы и репутация у покупателей; 7) лидерство фирмы в технологии, нововведениях в продукции, в качестве продукции, сервисе покупателей и др. Состав оценочных показателей зависит от вида стратегии и ее конкретного содержания. Количественные оценки стратегии могут быть представлены в графической или табличной формах, например, в виде табл. 10. Таблица 10 - Основные экономические показатели организации
Анализ потенциала организации: рекомендуется исследование потенциала в функциональном разрезе. Основные методы анализа: анкетный опрос сотрудников, анализ структуры управления, должностных инструкций, информационных потоков и т.д. Результаты анализа использования потенциала организации могут быть представлены в табл. 11, 12, 13,14, 15, 16. Таблица 11 - Обследование общего руководства организации
Определяются узкие места общего руководства, не согласующиеся с возможностями стратегической реакции. Критически оценивается существующая организационная структура. Таблица 12 - Анализ функции маркетинга
В табл. 12 оценку использования маркетингового потенциала можно осуществить посредством знаков «+» или «-». В ходе обследования производственного потенциала рекомендуется ответить на ряд вопросы табл. 13. Таблица 13 - Анализ производственного потенциала
Таблица 14 - Оценка потенциала НИОКР
Таблица 15 - Оценка потенциала персонала
Таблица 16 - Оценка финансового потенциала
Сформулируйте вывод об эффективности использования каждого компонента потенциала исследуемой организации. В зависимости от выбранной темы курсовой работы целесообразно расширить круг анализируемых факторов ключевого компонента потенциала организации. Сравнительный анализ конкурентных преимуществ проводится по результатам анализа использования потенциала организации и анализа конкурентов. Выявление преимуществ/недостатков исследуемой организации производится относительно ближайших конкурентов (принадлежащих одной стратегической группе). Пример построения профиля приведен в табл. 17. Таблица 17 - Построение профиля конкурентных преимуществ организации_(наименование) _______
В выводах по таблице 17 изложить, что обеспечивает организации конкурентные преимущества, какие возможности она получает, используя их. Для выявления сильных и слабых сторон организации предлагается использовать SNW - подход (табл. 18). Таблица 18 - Стратегический SNW- анализ внутренней среды организации__________
Количество и содержание оцениваемых позиций можно изменить в зависимости от ситуации. В каждой строке трафарета необходимо поставить только один крестик: или в S (Strength - сильная позиция), или в N (Neutral - нейтральная позиция), или в W (Weakness - слабая позиция). Вычленение стратегических проблем, стоящих перед организацией: используется метод SWOT-анализа. В матрицу вписываются ранее выявленные наиболее существенные возможности и угрозы, сильные и слабые стороны исследуемой организации (табл. 19). Таблица 19 - SWOT - матрица
По матрице выбираются те поля (парные комбинации), которые будут применены при разработке стратегии. Поле 1 служит для стратегий, при разработке которых используются сильные стороны для реализации внешних возможностей. Поле 2 - для стратегий, использующих сильные стороны для устранения угроз. Поле 3 - для стратегий, минимизирующих слабые стороны организации при использовании возможностей ситуации. Поле 4 - для стратегий, минимизирующих слабые стороны организации и угрозы, появившиеся во внешней среде. При этом, поле 1 является объектом приоритетного развития, поле 2 - объект неопределенности, поля 3 и 4 - объекты реформирования. В завершении первой главы, выделяются ключевые факторы успеха организации. Формулируются ее основные проблемы: благоприятные возможности, предоставляемые внешней средой; особенности, препятствующие использованию преимуществ внешней среды; отклонения планового развития в результате изменения внешней среды. 3.2 Рекомендации по выполнению второй главы курсовой работы Цель второй главы курсовой работы - формирование системы целей и стратегий развития исследуемой организации. Для этого: осуществляется стратегическое целеполагание; изучаются возможные сценарии (стратегические альтернативы) достижения целей развития организации; выстраивается стратегическая пирамида. Процесс принятия стратегических решений основывается на результатах проведенного исследовании позиций организации с учетом предвидения важных действий правительственных учреждений, конкурентов и заинтересованных лиц. Содержание миссии должно: 1) определяться в сравнительно простой и удобной для восприятия форме; 2) включать продукты, которые организация будет производить, или потребности, которые она собирается удовлетворять; 3) отражать рынок, на котором организация позиционируется и способы выхода на него; 4) ключевые технологии, которые будут использоваться. Рекомендуется предварительно изучить формулировки миссий известных компаний. Постановка целей осуществляется на долгосрочный (два-три года) и краткосрочный (в течение одного года) периоды времени. Цели сводятся в таблицу (пример в табл. 20). Таблица 20 - Цели организации______________
Формулировка целей должна нести сведения о содержании, размерах, временных и пространственных параметрах, персональной привязке. Для отражения взаимосвязей целей составляется "дерево целей". Рекомендуется ограничиться 3 уровнями. Уровень 1 - ключевой результат, который считается важным для достижения успеха, относящийся либо к стратегической либо к финансовой деятельности. Уровень 2 - подцели по областям хозяйственной деятельности. Уровень 3 - краткосрочные задачи. Желательно показать два-три сценария развития организации. При стратегическом выборе важно учесть наибольшее количество вариантов/альтернатив развития организации (табл.21). Таблица 21 - Выбор стратегии организации
Дать описание используемых инструментов выбора стратегии. Рекомендуется выделить стратегические хозяйственные подразделения (СХП) и стратегический области деятельности (СОД) организации (табл. 22, 23, 24). Таблица 22 - Выделение сегментов среды организации
Таблица 23 - Характеристика СОД организации__________
Таблица 24 - Экспертные оценки конкурентных позиций СОД
Целесообразно составить таблицу, в которой содержится оценка решающих факторов, учитываемых при выборе стратегий: внешние и внутренние условия и ограничения, наличие ресурсов, риск (табл.25). Таблица 25 - Факторы, учитываемые при выборе стратегий
3.3 Рекомендации по выполнению третьей главы Реализация стратегии - управленческая деятельность по претворению выбранной стратегии, контролю за ее выполнением, поэтому цель третьей главы - определение стратегических изменений в исследуемой организации, оценка их эффективности. Описать условия успешной реализации стратегии Для реализации стратегии необходимо: · осуществить проверку соответствия стратегии и организационной структуры, чтобы выяснить, способствует ли она достижению общефирменных целей; изменение при необходимости организационной структуры; · предложить стратегические изменения с указанием лидирующих изменений в направлении, обозначенном в формулировке темы курсовой работы (табл.26); · определить ответственные лица/подразделения с указанием их прав и полномочий; · определить, какие информационные системы понадобятся для контроля за выполнением стратегии; · привести критерии оценки эффективности предлагаемых стратегий. Таблица 26 - Стратегические изменения в организации_____________
Оценка эффективности стратегии выражается через экономические и финансовые показатели. Особое значение придать финансовой оценке стратегии путем сравнения ожидаемых будущих доходов с предполагаемыми затратами. Указать критерии стратегической и тактической эффективности организации. В завершении механизма реализации стратегии сформулировать предложения по контролингу и коррекции стратегии по развитию деятельности 4 Организация защиты курсовой работы Завершенная курсовая работа подписывается студентом и представляется на кафедру на проверку. При защите курсовой работы студент должен изложить: актуальность темы; цели и задачи выполнения курсовой работы; основные выводы, полученные на основе аналитического исследования; использованные методы/ инструменты принятия стратегических решений, охарактеризовать предлагаемые стратегии, дать оценку их эффективности. Критерии оценки курсовой работы: степень разработанности темы; полнота охвата специальной экономической литературы; творческий подход к выполнению курсовой работы; умение формировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать; правильность оформления курсовой работы, умение публичной защиты (делать доклад, отвечать на вопросы, отстаивать свое мнение). Рекомендуемая литература 1. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989. 1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер Ком, 1999. 2. Боумен К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1997. 2. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство / Пер. с англ. - М.: Издательство "Финпресс", 2001. 3. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2000. 4. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия. Учебник. - М.: Филинъ, Рилант, 2001. 5. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М.: Финпресс, 1998. 6. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2002. 7. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. - М., 1998. 8. Маркова В., Кузнецова С. Стратегический менеджмент. - Новосибирск: ИНФРА М, 1999. 9. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации" Модуль 4. - М.: "ИНФРА-М", 1999. 10. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 11. Журналы :"Менеджмент в России и за рубежом", "Маркетинг в России и за рубежом", "Проблемы теории и практики управления" и др. 12. Газеты. Приложение Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение высшего профессионального образования УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА Факультет экономики и управления Кафедра управления и экономики предпринимательства Курсовая работа по дисциплине "Стратегический менеджмент" на тему: " ( Название темы ) . (на примере )"
Руководитель работы К.э.н. доцент_____________ Исполнитель Студент гр._____ _________________________ Допуск к защите___________ Дата защиты______________ Оценка __________________ УФА 2004 |