Реферат: План мероприятий по реализации программы паспорт программы
Название: План мероприятий по реализации программы паспорт программы Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Северо-Казахстанская область
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «МОЛОДЕЖЬ – 2005-2007 »
г. Петропавловск, 2005 г.
Северо-Казахстанская область
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «МОЛОДЕЖЬ – 2005-2007»
Разработчики программы:
- Акимат Северо-Казахстанской области - Департамент внутренней политики Северо-Казахстанской области
г. Петропавловск, 2005 г. Северо-Казахстанская областная комплексная программа «Молодежь – 2005-2007» СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2. ВВЕДЕНИЕ Областная комплексная программа «Молодежь - 2005-2007» (далее Программа) разработана в соответствии с подпунктом 2) пункта 5 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2004 года № 581 «О государственной молодежной политике Республики Казахстан» и Республиканской Программой молодежной политики на 2005 – 2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2005 года N 734 В предыдущий период государственная молодежная политика в Северо-Казахстанской области реализовывалась в соответствии с областной комплексной программой «Молодёжь 2001-2002», «Молодежь - 2003» и планом мероприятий уполномоченных органов в сфере молодежной политики в 2004 году. Определяющей задачей которых было воссоздание в полном объёме сферы реализации государственной молодежной политики, консолидация молодёжных организаций, движений, структур по работе с молодёжью. В настоящее время государственная молодежная политика в области социально ориентирована, направлена на расширение механизмов обеспечения гарантий молодежи и на закрепление достигнутых результатов, решение конкретных проблем в рамках определенных целевых групп молодежи. На современном этапе развития экономики необходимо все большее количество высокообразованных и творческих, конкурентоспособных молодых людей. Государственные органы и молодежные организации получили после принятия Закона «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» в 2004 году новый импульс в совершенствовании отношений государства и молодежи. Всеми заинтересованными органами осуществляется постоянная работа по улучшению условий вхождения молодых людей в общество, в систему экономических взаимоотношений. Именно молодежи необходимо предоставить главную роль в данном процессе, как наиболее предрасположенной к инновационному развитию отраслей экономики, что обеспечит решение данной проблемы наиболее эффективным способом. Рыночные отношения вносят серьезные изменения в практическое решение вопросов молодежной политики. Это предполагает: разработку и осуществление трудовых прав молодежи на предприятиях всех форм собственности; принятие мер по защите молодежи от безработицы и потери заработка в связи с негативным воздействием рынка труда и создание эффективной системы гарантий по защите прав и свобод молодежи в экономической сфере; обеспечение социально-экономической защищенности нетрудоспособных лиц с ограниченной трудоспособностью и молодых семей; создание системы психолого-педагогической и юридической помощи молодежи; обеспечение условий профориентации и трудоустройства, социально-трудовой адаптации бывших воспитанников детских домов, лиц, вернувшихся из мест заключения и других, требующих особых условий ресоциализации; развитие деятельности ассоциаций детских и молодежных организаций Республики Казахстан, других общественных организаций, способствующих формированию инновационного социоэкономического поведения молодежи. Вместе с тем современное развитие молодежи, а также реализация молодежной политики требуют увеличения количественных и качественных показателей информационного обеспечения в решении данных проблем посредством усиления и активизации деятельности молодежных средств массовой информации. 3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ Реализация государственной молодежной политики в Республике Казахстан осуществлялась в соответствии с основными направлениями, определенными Программой молодежной политики на 2003-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 февраля 2003 года № 155. Численность молодежи в области в возрасте от 14 до 29 лет составляет 187 702 человек, что составляет 27,8% от всего населения. Первоначальный этап становления молодежной политики характеризуется формированием системного подхода в решении наиболее актуальных проблем отрасли, осуществлением социально-ориентированной межсекторальной модели государственной молодежной политики и организационным становлением всеказахстанской ассоциации молодежных организаций «Конгресс молодежи Казахстана». Вместе с тем, на современном этапе в реализации государственной молодежной политики необходимо выделить ряд проблем, содержащих дальнейшие темпы развития молодежи и эффективность проведения молодежной политики в различных регионах страны: - несовершенство действующей нормативной правовой базы, не отвечающей современным требованиям молодежи; - недостаточность соответствующих финансовых, организационных и информационных ресурсов для реализации региональной молодежной политики; - неразрешенность социальных проблем молодежи, тогда как государственная политика, проводимая в отношении молодежи, должна концентрировать свое внимание на таких важнейших сферах жизни как труд, здоровье, образование и воспитание. При этом необходимо принимать во внимание ценности молодого поколения, их пристрастия, различные формы самовыражения, инициативы, социальную активность, образ жизни. В связи с этим предпринимались меры по снижению социальной напряженности среди молодежи, наиболее действенным методом решения социальных проблем молодежи необходимо отметить формирование системы социальной реабилитации и адаптации молодежи, организацию содержательного досуга подростков и молодежи. Вместе с тем весьма эффективными представляются методы непосредственной работы молодежи со своими сверстниками посредством развития волонтерских инициатив, а также привлечения к реализации молодежной политики неправительственных организаций. Наиболее актуальными проблемами молодежи обозначены следующие: распространение наркотиков и наркобизнеса (36,2%), рост преступности в молодежной среде (31,9%), расслоение населения на богатых и бедных (29,8%), падение уровня культуры людей (26,6%), загрязнение окружающей среды (24,5%). Кроме того, проблемы, связанные с обеспеченностью жильем, являются самыми актуальными для значительной части молодежи. 51,1% опрошенных для устранения данных проблем отмечают возможность достаточного заработка на приобретения собственного жилья, при этом 28,7% отмечают необходимость принятия мер по обеспечению молодежи жильем. Для 12,8% одним из способов обеспечения жильем является развитие системы ипотечного кредитования. Отдельно необходимо отметить проблемный ряд личного характера, остро стоящий перед молодыми североказахстанцами. Среди них: жилищная проблема (44,7%), угроза безработицы и проблемы трудоустройства (39,4%), низкий уровень заработной платы, пособий (38,3%), рост цен на продукты питания и товары первой необходимости (22,3%), низкое качество медицинского обслуживания (18,1%), высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги (14,9%). В тоже время, почти треть молодежи может получить хорошее образование и специальность, свободно и публично выражать свои политические взгляды и требования, получить квалифицированную медицинскую помощь, реализовать свои творческие способности, влиять на принятие решений, касающихся жизни своего города и поселка. Больше половины (62,8%) могут свободно соблюдать обычаи и традиции своего народа. Наиболее актуальным вопросом развития молодежи является проблема занятости и трудоустройства, выступающая катализатором социально-экономической напряженности в молодежной среде. Одним из реальных путей расширения рынка труда, создания новых и дополнительных рабочих мест является развитие предпринимательской деятельности. Больше половина респондентов (51,1%) указывает на существование проблемы в развитии молодежного предпринимательства, 24,5 % отмечают лишь возможность существования проблем. Многие молодые люди (25,5%) хотят организовать собственный бизнес в случае, если будут введены поощрения и стимулы молодежного предпринимательства со стороны государства. При этом, 40,4% возможно рискнут. Только 9,6% ответили «нет». По данным социологического опроса уровень образованности и доступность профессионального образования для молодых граждан характеризуют следующие цифры: 35,1% из опрошенных респондентов имеют профессиональное образование согласно своим запросам и пожеланиям, частично имеют – 38,3%, не имеют такой возможности - 19,1%.
Основной причиной недоступности получения профессионального образования молодые люди называют отсутствие средств для платного обучения по избранной специальности – 38,3%. Кроме того, для 10,6% молодежи причиной недоступности профессионального образования явился высокий конкурс для поступающих. Выбирая свою профессию, молодежь руководствуется в первую очередь ее предполагаемой перспективностью. Среди достигательных мотиваций основным критерием является хороший заработок – 47,9%, у 36,2 % - жить спокойной и обеспеченной жизнью, 30,9% - заниматься любимым делом, 24,5 % - «видеть результаты своей работы», 14,9% называют «возможность служебного роста», 10,6% - «возможность постоянно самосовершенствоваться» и «добиться высокого положения в обществе», 9,6% - «быть полезным людям».
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью Программы является проведение социально ориентированной государственной молодежной политики в регионе, разработка и принятие комплекса мер, направленных на создание и наличие необходимых условий для социализации молодежи и функционирования молодежных организаций области. В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач: формирование рабочей модели механизма комплексной социальной саморегуляции молодежи; экономическое развитие молодежи и создание условий в сфере труда и занятости; развитие гражданственности и казахстанского патриотизма в молодежной среде; формирование здорового образа жизни и соответствующих навыков укрепления и сохранения здоровья среди молодежи; обеспечение реализации молодежной политики на районном уровне; информационное обеспечение молодежной политики;
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Данная Программа направлена на реализацию государственной молодежной политики посредством выработки и стимулирования у молодых граждан Республики Казахстан стремления к активному участию в общественно-политической, социальной и экономической жизни государства, создания соответствующих условий для самореализации и саморазвития, которые будут способствовать их успешной социализации в современных условиях и конкурентоспособности на рынке труда. Механизм реализации Программы состоит в скоординированных действиях государственных органов, направленных на поэтапную реализацию мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по реализации данной Программы, с привлечением действующих в области молодежных организаций, а также всех заинтересованных структур, работающих с молодежью. 5.1. Формирование рабочей модели механизма комплексной социальной саморегуляции молодежи. Современная молодежь, формируя свое восприятие в переходном периоде, в большинстве своем обладает такими качествами, как деловая и политическая предприимчивость, высокая мобильность, ситуативная поведенческая гибкость. В реалиях сегодняшнего дня это делает молодого человека, даже не обладающего серьезными фундаментальными знаниями по тем или иным предметам, умеющего учиться и воспринимать постоянно изменяющуюся ситуацию, не только конкурентоспособным по отношению к другим категориям населения, но и более востребованным на рынке. Однако данные качества часто редуцируются под давлением жизненных и элементарных экономических и правовых обстоятельств. Здесь необходимо отметить так называемые «переходы»: сложность адаптации в чуждом социуме (например, при переезде из села в город и наоборот); кризисной смене образа жизни (необходимость перехода к самостоятельной жизни после окончания учебы, создание семьи и/или рождение ребенка). В результате, присущие молодому человеку возрастные особенности (максимализм, стремление к конформизму и элементарная незрелость) способствуют созданию благоприятной среды для различных поведенческих девиаций. В работе с молодежью необходимо основной своей задачей ставить содействие социальной саморегуляции молодежи. Этому способствует создание круглосуточной психологической службы «телефона доверия», основная деятельность которой, направлена на снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии у людей, включая аутогрессию и суицид, укрепление психического здоровья, семинары, конференции, круглые столы с участием НПО и государственных структур по проблемам молодежи. Нашему обществу необходим высокообразованный молодой человек. В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» от 18 февраля 2005 года сказано: «Самым достойным мы помогать в обучении за рубежом. Ежегодно, трем тысячам лучших студентов в рамках программы «Болашак» будут выделяться средства из республиканского бюджета для учебы в ведущих ВУЗах мира». В нашей области будет продолжена работа по оказанию помощи талантливой молодежи в получении стипендии «Болашак». Значимость молодых талантов для обеспечения конкурентоспособности нации несомненна. Следовательно, в рамках программы необходимо усилить работу по организационной поддержке талантливых молодых людей, а также культурному воспитанию молодежи. Этому будет способствовать проведение следующих мероприятий: областной конкурс "Жiгiт сұлтаны"; ежегодный международный рок Фестиваль "Рок против наркотиков"; ежегодный Фестиваль "ХИП-ХОП" культуры. В настоящее время в области действует более 30 молодежных организаций и движений, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям и имеют достаточно серьезную базу и специалистов. Из них 18 официально зарегистрированы в органах юстиции. В районах области действует 5 зарегистрированных молодежных организации (район Шал акына, Акжарский, им. Г. Мусрепова, М. Жумабаева и Тайыншинский). Однако необходимо отметить невысокий уровень участия молодежных организаций в разработке и реализации государственных программ, напрямую затрагивающих сферу их деятельности. В этой связи необходимо: увеличить долю участия молодежных некоммерческих организаций в принятии решений, имеющих отношение к их деятельности, путем активизации структуры консультативно-совещательных органов - советов (комитетов) при акимах области, города и районов; оказывать всестороннюю помощь молодежным организациям в юридическом оформлении; оказать содействие в становлении различных форм молодежного самоуправления: молодежных маслихатов, других выборных органов, проработать вопросы предоставления им прав совещательного голоса в местных представительных органах; всячески поощрять молодежные инициативы, направленные на участие в принятии решений на государственном уровне – проводить конкурсы, общественные слушания, дебаты по их обсуждению, организовать слет лидеров молодежных организаций. Нужен более тесный контакт государственных органов с молодежью, как особой социальной группой. Одним из путей обеспечения подобного контакта является работа «Школы государственных служащих», систематическое проведение социологических исследований в области государственной молодежной политики и выпуск методических пособий и рекомендации, информационных бюллетеней по актуальным вопросам молодёжной политики. Важным аспектом программы является обеспечение межнационального согласия в молодежной среде. Этому будут способствовать проведение фестиваля молодежных клубов НКЦ. Планируется увеличить участие молодежных организаций в реализации молодежной политики в области путем увеличения государственного социального заказа. 5.2. Экономическое развитие молодежи и создание условий в сфере труда и занятости В решении экономических проблем приоритетным направлением является развитие студенческих строительных отрядов, движения «Жасыл Ел» и молодежного предпринимательства. Работа молодежных трудовых отрядов уже дала результаты: в 2005 году по программе «Жасыл Ел» и в студенческие строительные отряды трудоустроено 1147 молодых людей. В программе предусмотрена дальнейшая поддержка молодежи и работа по этим направлениям. Необходимо продолжить работу по созданию действующих штабов молодежных строительных отрядов, обеспечению их объемом работ, поддержкой государственных органов, продолжить работу на базе молодежных организаций по созданию служб по оказанию консультационных услуг предпринимателям из числа молодежи, а также по развитию трудовой занятости. Необходимо осуществлять профессиональную подготовку и повышение квалификации молодежи, информировать безработную молодежь о вакансиях, имеющихся в организациях области, организовывать ярмарки вакансий, проводить конкурсы профмастерства. Приоритетным направлением в молодежной политике государства должно стать создание условий для привития молодежи умений и навыков труда на ранних этапах социализации и развития личности (включение в реальный производственный труд, подготовка к профессиональному труду в любой социально необходимой деятельности). Для этого в программе предусмотрены обучающие курсы бойцов студенческих строительных отрядов. Другим приоритетом в решении экономических проблем является развитие молодежного предпринимательства. Усилия по решению данного вопроса будут способствовать решению проблем сельской молодежи, которая получит возможность частично разрешать собственные проблемы. Также необходимо обеспечить полное адекватное исполнение законодательных актов в области труда и занятости, например реализации регламентируемых гарантий в области социальной защиты молодых работников. Чисто инструментальный подход к молодым специалистам приводит на практике к сужению их социальной задачи, не ориентирует на повышение общественно-политической, управленческой и социально-культурной активности этой части молодежи - важнейшего резерва социального развития современного общества. В процессе экономической социализации молодежи и создания условий в сфере труда и занятости необходимо основываться на комплексном подходе к молодым специалистам, которым, с одной стороны, предстоит задача освоения специальных производственных знаний и навыков, адаптации к существующим техническим и организационным структурам, а с другой - противоположная задача - модернизация этих структур, отрицание в них того, что устарело, что неадекватно наиболее перспективным тенденциям современного научно-технического процесса.
5.3. Развитие гражданственности и казахстанского патриотизма в молодежной среде. Становление личности молодого человека невозможно без его гражданской самоидентификации. Развитие патриотизма, гражданского самосознания – серьезный воспитательный фактор, которому необходимо уделять пристальное внимание. Любовь к своей стране, государству рождается из любви к малой Родине – месту, в котором родился и вырос. В этой связи необходимо развивать «хозяйское» отношение молодежи к месту проживания – постоянно вовлекать ее в мероприятия по очистке и облагораживанию территорий, развивать систему и формы влияния молодежных организаций и инициативных молодежных групп на принятие решений по вопросам развития инфраструктуры и благоустройства мест проживания, населенных пунктов. Второй немаловажный аспект патриотического воспитания – военно-патриотическое воспитание. В этом направлении необходимо провести работу по расширению деятельности по военно-патриотическому воспитанию из учреждений образования в детско-подростковые клубы, обеспечить их повсеместное создание. Следует продолжить практику военно-патриотических игр, учений, проводимых в рамках конкурса социально – значимых проектов, направленных на закрепление у молодого человека специфических навыков, полученных в ходе обучения, и пропаганду прохождения срочной службы в вооруженных силах Республики. Необходимо создать для молодого поколения все необходимые условия для изучения государственного языка, национального культурного наследия, символов государственности Республики Казахстан, его истории. Необходимо обеспечение системного подхода и комплексного участия заинтересованных государственных органов и молодежных некоммерческих организаций в данной работе. 5.4. Формирование здорового образа жизни и соответствующих навыков среди молодежи. Совместно с уполномоченными органами осуществлять пропаганду и создавать необходимые условий для ведения молодыми людьми ЗОЖ. Обеспечить системность и комплексность в развитии молодежного спорта и оздоровительного отдыха. Оказывать всемерное содействие по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи посредством проведения конференций, семинаров-тренингов, выпуска социальных роликов (фильмов) брошюр, рекомендаций, широкомасштабных акций, рейдов и т.п. 5.5. Обеспечение реализации государственной молодежной политики на районном уровне. В настоящее время в районах области выработаны схемы реализации государственной молодежной политики, разработаны и реализуются соответствующие бюджетные программы. В целях увеличения эффективности реализации государственной молодежной политики следует провести корректировку районных молодежных программ в соответствии с принятым Законом Республики Казахстан «О Государственной молодежной политике в Республике Казахстан», осуществить разработку комплексных межведомственных программ. Для координации данной работы организовать постоянный обмен опытом и его передачу среди районов с целью распространения инновационных методик и повышения квалификации сотрудников исполнительных органов, работающих в сфере молодежной политики.
5.7. Информационное обеспечение молодежной политики. Неотъемлемой частью успешного проведения государственной молодежной политики является ее информационно-методическое обеспечение. Информационное обеспечение молодежи и проводимой молодежной политики обеспечивается посредством государственного заказа в средствах массовой информации, а также подготовки аналитических и методических материалов. Необходимо расширить информационное молодежное пространство путем поддержки специализированных молодежных средств массовой информации, молодежных социальных информационных служб. В целях научно-методического обеспечения молодежной политики необходимо всячески поощрять проведение ведомствами научных изысканий по вопросам государственной молодежной политики и предоставление этих результатов уполномоченному органу или их публикации в средствах массовой информации. Кроме того, необходимо создавать ролики социальной направленности для молодежи с дальнейшим размещением их в СМИ. 6.НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ Основными источниками финансирования программы определены областной бюджет в пределах средств, предусматриваемых соответствующим администратором программ, и иные, не запрещенные законодательством источники. Вместе с тем, предполагается, что по мере реализации Программы расходы могут быть уточнены при формировании бюджета на следующий финансируемый год. 7. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В качестве основных положительных результатов, ожидаемых от реализации Программы, следует отметить, прежде всего, создание условий в области формирования системы социально-экономического развития молодежи. Будет осуществлено трудоустройство молодежи на постоянную работу через социальную службу трудоустройства, Клуб поиска работы, ярмарки вакансий, а также на летний период, в студенческие строительные отряды, трудовые отряды «Жасыл Ел». Будет оказываться психологическая помощь молодежи службой экстренной психологической помощи «телефон доверия». Программа предусматривает решение актуальных проблем в сфере поддержки образования и науки, в частности, консультационная работа по программе «Болашак», «Школа государственного служащего». Реализация Программы позволит разработать качественно новые и действенные механизмы взаимодействия государственных структур с общественными молодежными объединениями. Будет продолжена работа по оказанию помощи в юридической регистрации молодежных объединений. В рамках социального заказа молодежные организации будут участвовать в конкурсах социально значимых проектов на сумму 2,5 млн. тенге. Предусматривается проведение научно-практических конференций, круглых столов, семинаров по наиболее актуальным проблемам развития молодежи. Указанные мероприятия позволят скоординировать деятельность молодежных организаций области и будут способствовать разработке новых механизмов реализации государственной молодежной политики. Большое внимание в Программе уделяется развитию гражданственности и патриотизма в молодежной среде. Планируется задействовать более 500 допризывников в областных военно-патриотических учениях «Сункар». Создание условий по решению этих проблем послужит смягчению и решению широкого спектра современных проблем, касающихся молодежи, способствовать становлению молодых граждан в системе сложившихся экономических, общественных и социальных отношений, станет действенным инструментом проведения государственной молодежной политики в области. __________________________ 8. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2005 – 2007 ГОДЫ
Расшифровка буквенных аббревиатур: НПО – неправительственные организации НКЦ – национально-культурные центры ДВД – департамент внутренних дел СМИ – средства массовой информации МЗ РК – министерство здравоохранения Республики Казахстан ДГСЭН – департамент государственного санитарно-эпидемиологического контроля МТСЗН – министерство труда занятости и социальной защиты населения МОН – министерство образования и науки ЗОЖ – здоровый образ жизни ВУЗ – высшее учебное заведение ССУЗ – средне специальное учебное заведение |