Реферат: Паспорт программы развития. Введение Содержание программы развития. Информационная справка о муниципальном общеобразовательном учреждении моу «Оболенская сош» Статистические данные о школе в 2009-2010 учебном году
Название: Паспорт программы развития. Введение Содержание программы развития. Информационная справка о муниципальном общеобразовательном учреждении моу «Оболенская сош» Статистические данные о школе в 2009-2010 учебном году Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценностно-ориентированная целевая программа развития на период 2010-2015 г.г. «Здоровье – основа развития личности и достижения нового качества образования в условиях преобразования школы в Центр образования»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Оболенская средняя общеобразовательная школа Серпуховского муниципального района Московской области
содержание I. Паспорт программы развития. II. Введение III. Содержание программы развития. 1. Информационная справка о муниципальном общеобразовательном учреждении МОУ « Оболенская СОШ» 2. Статистические данные о школе в 2009-2010 учебном году. 3. Внешние факторы влияния на ситуацию развития. 4. Внутренние факторы влияния на ситуацию развития. 5. Описание состояния развития и концептуальные идеи развития. IV. Основные мероприятия программы развития. V. Финансовое обоснование программы.
Раздел I. Паспорт программы.
Раздел II . Введение.
Основанием проектирования предстоящих изменений в развитии школы является проблемно-ориентированный анализ достижений и текущего состояния воспитательно-образовательного процесса школы, осознание педагогическим коллективом школы потребности в изменении существующего состояния в связи с интересами и запросами учащихся, их родителей.
1.1. Первая программа развития школы была разработана и реализована в 2005 – 2010 годах. Настоящая программа – вторая. Она определяет стратегию непрерывного инновационного развития школы, адекватного потребностям социума и личности ученика в условиях реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта «Образование». Программа ориентирована не просто на изменение школы как системного организма, а на позитивные изменения в личности учащихся, педагогов, родителей. Нормативно-правовым базисом разработки программы являются: · Конвенция о правах ребенка. · Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». · Закон «Об образовании». · Конституция Российской Федерации. · Закон Московской области «Об образовании». · Национальная образовательная инициатива · О реализации решения коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования №15/10 от 28.10.03 «О мероприятиях по введению профильного обучения» (Приказ №4509/49 от 15.12.02). · Приказ Министерства образования РФ от 20.04.01 №1780 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении». · Государственные образовательные стандарты. · Устав МОУ «Оболенская СОШ» Серпуховского муниципального района. · О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03 (Постановление Министерства здравоохранения РФ №24 от 26.03.03). При разработке программы учтены достижения в реализации предшествующей программы, а также не решенные проблемы. На протяжении последних 10 лет школа реализует миссию: раскрыть индивидуальность каждого ученика, помочь ей развиться и стать конкурентоспособной, успешной в жизни. Заявив такую миссию, школа взяла на себя социальную ответственность за жизненный успех своих выпускников. Такая позиция школы отвечает образовательным запросам государства, учащихся и их родителей, существующего рынка труда. Государство конкретно и четко заявило свой запрос в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года – качество образования . Государство сопровождает и поддерживает свой запрос, активно реализуя национальный проект «Образование». Родители ориентированы, во-первых, на рынок образовательных услуг профессионального образования и, во-вторых, на перспективы рынков труда. Их главный запрос к общеобразовательному учреждению – качество образования . Учащиеся связывают свой запрос с социальной интеграцией в быстро изменяющиеся условия в стране. Это потребность в качественном образовании . Представители рынков труда формируют свой запрос посредством требований к персоналу, в перечень которых входит качество образования . Таким образом, все заинтересованные стороны ориентированы на результат деятельности образовательного учреждения - качество образования . Следовательно, качество образования можно рассматривать как инструмент реализации социальной ответственности школы за жизненную успешность выпускников школы. Качество образования можно развернуть в систему показателей. Школа отвечает перед обществом за качество · образовательной среды - образовательных программ и методов их реализации; · организации образовательного процесса, его ресурсное и здоровьесберегающее обеспечение; · социальных связей и партнерства; · управления образовательным учреждением. Успешность достижений по каждому показателю возможна при взаимоотношениях доверия, сотрудничества, сотворчества, соуправления всех субъектов образовательного процесса. 2. Настоящая программа определяет стратегию развития школы, сформулированную в цель: Направить стратегию развития на сохранение, укрепление и развитие здоровья участников образовательного процесса для обеспечения нового качества образования в условиях преобразования школы в Центр образования. . Реализация данной цели позволит решить следующие задачи развития:
· обеспечить образовательные запросы государства, родителей, учащихся, представителей рынка труда на качественное современное образование и права каждого учителя на достойную реализацию профессиональной компетентности; · сформировать ценностное отношение к собственному здоровью, осознанное отношение к себе, обществу в процессе учебной деятельности; · обеспечить создание экологически комфортной образовательной среды со здоровьесберегающими и здоровьеформирующими функциями в учебном процессе; · разработать и реализовать проект преобразования школы в Центр образования; · оптимизировать механизмы контроля и управления качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга; · внести изменения в структуру и полномочия управления школой для перехода к общественно-гражданскому управлению; · внедрить современные интерактивные технологии во все сферы деятельности субъектов образовательного процесса как условия успешного и своевременного перехода к информационному обществу; · совершенствовать воспитательную систему с учетом региональных, социокультурных традиций, воспитания в духе уважения к школе, поселку, району, России. РАЗДЕЛ III. Содержание программы развития. 3.1. Информационная справка о муниципальном общеобразовательном учреждении Оболенская средняя общеобразовательная школа Серпуховского муниципального района. Оболенск расположен на территории Серпуховского муниципального района и удален от других крупных населенных пунктов (г.Серпухов, г. Протвино ) на 20-30 километров. Таким образом, в поселке создан свой микроклимат, свои условия жизни для населения около 6 тыс. человек. Школа является культурно-спортивным центром поселка. Здание школы представляет собой 3х-этажное архитектурное сооружение. Имеются 2 спортивных зала, 2 актовых зала, универсальный зал, бассейн, столовая на 250 посадочных мест, детские игровые площадки, школьный стадион. Наряду с учебными кабинетами имеются библиотека, 3 компьютерных класса, кабинеты психолога, логопеда, социального педагога, медицинский, игровые комнаты, спальни для первоклассников. На базе школы работает эстетический отдел центра внешкольной работы Управления образования по программам дополнительного образования: музыкальное отделение, художественное отделение, спортивное отделение, отделение декоративно-прикладного искусства. Управление по спорту, туризму и молодежной политике администрации Серпуховского муниципального района на базе школы организовало работу спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, плаванию, настольному теннису.
Историческая справка
1984 год – открытие начальной школы п. Оболенск
1987 - Оболенская основная школа
1989 год - Оболенская средняя школа
1996 год - Муниципальное образовательное учреждение «Средняя (полная) общеобразовательная школа» п. Оболенск с 1999 года - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Оболенская средняя общеобразовательная школа»
Учредитель – Управление образования администрация Серпуховского муниципального района Московской области Дата регистрации Устава «07 »декабря 2006 г., Юридический адрес 142279, Московская область , Серпуховский район, поселок Оболенск, школа Фактический адрес 142279, Московская область , Серпуховский район, поселок Оболенск, школа Телефон, факс 8(4967)36-00-89 ____________________________
E - mail _____________ obolensksch @ mail . ru
Сайт _______________ http :// www . obol - sch . edusite . ru
В соответствии с государственными общеобразовательными программами школа осуществляет образовательную деятельность по направлениям: · начальное общее образование – 4 года · основное общее образование – 5 лет · среднее полное общее образование – 2 года · дополнительное образование: физкультурно-спортивное, художественно- эстетическое, эколого-биологическое,научно-техническое,туристско-краеведческое. Средняя наполняемость классов – 19 человек. Продолжительность учебной недели - 5 дней в одну смену для всех классов. Продолжительность уроков и перерывов
Структура учебного года На всех ступенях обучения учебный год состоит из 4четвертей. Каникулы организованы в ноябре, январе и марте общей продолжительностью 30 дней. Сведения об администрации учреждения Директор школы Ефремова Татьяна Владимировна Заместители директора: · Евсеева И.А. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе · Милюсина И.С.. – заместитель директора по воспитательной работе · Шмушкин Б.Б. – заместитель директора по безопасности Заместители директора осуществляют оперативное управление в рамках должностных инструкций. Они реализуют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.
3.2 Статистические данные о школе в 2009-2010 учебном году.
3.3. Внешние факторы влияния на ситуацию развития. За период с 2005 по 2010 годы школа и ее социум претерпели изменения, которые прямо или косвенно повлияли на развитие школы.
Социальные изменения. Приоритетный национальный проект «Образование», комплексная программа модернизации образования в Московской области предъявляют требования к качеству образования, сохранению здоровья учащихся, индивидуализации подходов к выбору и реализации образовательных программ, информатизации школьной среды. Родители учащихся поняли, что школы сегодня разные, что у них есть реальная возможность выбора образовательного учреждения в соответствии с их интересами. Родители осознали необходимость участия в управлении образовательным учреждением. Реально существующие рынки образовательных услуг и труда повысили требования семьи к качеству образовательных услуг. В связи с этим требуют уточнения и конкретизации критерии качества и инструменты их достижения. Политические изменения. Изменилась государственная политика в сфере образования, в образовательном законодательстве. В государственной политике образование занимает ключевую позицию. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» усилена ответственность школы за исполнение бюджета и одновременно появились возможности поиска новых источников финансирования, других ресурсов, которые могут существенно повлиять на повышение качества образовательных услуг. Национальный проект «Образование» и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» оказывают мощное стимулирующее воздействие на развитие качества образовательных услуг, повышение профессиональной компетенции. Экономические изменения. Введенное в 2007 году новая система оплаты труда и нормативно-бюджетное, подушевое финансирование содействуют ресурсному обеспечению образовательного процесса. Появилась возможность стимулировать деятельность учителей, мотивировать инновационную составляющую этой деятельности. Возникла необходимость создания показателей экономической эффективности ресурсов. Материально-технические изменения. Изменилось технологическое обеспечение образовательного процесса: установлены интерактивные доски, мультимедийные проекторы, музыкальные центры, телевизоры. Лаборатории кабинетов, химии, биологии, русского языка, иностранного языка оснащены современным демонстрационным и лабораторным оборудованием. Школа получила современную мебель. Эти изменения позволили педагогическому коллективу активно использовать продуктивные технологии обучения. Школа имеет ограждение по всему периметру, оборудованные детские площадки, газоны. Двор школы освещен. Экологические изменения. Экономические изменения в стране привели к материальному расслоению семей учащихся. В связи с этим произошли нарушения в традиционных формах питания, появились новые продукты питания, не всегда полезные для ребенка. Изменились формы проведения досуга, дети стали проводить меньше времени на свежем воздухе. В отдельных семьях культивируется здоровый образ жизни, но есть и семьи, где дети испытывают дефицит социальной защищенности. В целом экологическое состояние окружения школы сегодня в норме. Есть широкая зеленая зона природного леса, которая содействует чистоте воздуха. Отсутствие насыщенных транспортных потоков в непосредственной близости является также здоровьесберегающим фактором. Школьная мебель, освещение, отделочные материалы школьных помещений, система принудительного вентилирования воздуха, тепловой режим, зеленые растения в зонах отдыха создают прекрасную экологическую среду школы и обеспечивают охрану здоровья учащихся. 3.4 Внутренние факторы влияния на ситуацию развития. Учащиеся школы. Социально-активны, стремятся к лидерству. Широко используют Интернет для решения образовательных задач и досуга. Предпочитают самостоятельные, продуктивные виды работ в обучении, хотят учиться. Именно поэтому в школе успешно используется технология проектирования. Однажды осознав, что проект помогает продвигать способности, учащиеся сознательно стремятся включиться в эту деятельность. В большинстве своем учащиеся школы толерантны, отзывчивы, жизнерадостны и доброжелательны, имеют здоровые ценностные ориентиры. Последние 10 лет в школе отсутствует отсев учащихся по причине неуспешности обучения. Родители учащихся. Большинство трудоспособного населения Оболенска работает за пределами поселка в Москве и ближайшем Подмосковье. Это осложняет не только оперативность связей с родителями учащихся, но и повышает обеспокоенность школы за длительное пребывание детей дома одних. Многие родители – выпускники советской школы, в том числе и нашей. Школа для них - идеальная успеваемость ребенка по всем предметам, успехи в общественной работе, вся ответственность за воспитание, обучение и здоровье ребенка. Если и произошло изменение, то это понимание того, что школы сегодня разные. Слабо формируется образовательное сознание семьи, то есть понимание того, что именно в семье закладываются основы образования и что только семья может построить такую модель образования, которая принесет их ребенку максимальную пользу в развитии. Опрос родителей помог выяснить их образовательные приоритеты: Характеристика окружающего социума.
Характеристика семей
Изучая акты обследования жилищных условий, стоит отметить, что существует группа учащихся, которая не имеет элементарных условий для выполнения домашних заданий (неблагополучные семьи). Эта проблема решена за счет реализации проекта школы полного дня. Сфера профессиональной деятельности большинства родителей связана с принятием решений, ответственностью, дисциплиной. В таких семьях ценностью являются дисциплина, организованность, исполнительность. Как правило, это наставляющие семьи, то есть такие, в которых есть семейные традиции, уважение к совету старших, ориентация на самоопределение, наследование профессии, поддержка. В таких семьях успешность ребенка связывают с качеством образования. Безопасность школьной среды, физический и психологический климат в школе – ценности, обеспечивающие сохранность здоровья и развитие ребенка. Родители готовы сотрудничать со школой, принимать посильное участие в управлении. Испытывают потребность в быстром и частом информировании по поводу продвижений ребенка. Культурно – просветительскую и образовательную среду в поселке составляют общеобразовательная школа, дом Культуры и поселковая библиотека. Оборудованы площадки для спортивного досуга жителей поселка. Педагогический коллектив школы. Воспитательно-образовательный процесс обеспечивают 35 педагогов. Среди них · награждены государственными и отраслевыми наградами - 7 · имеют звание «Отличник народного просвещения» -1 · имеют звание «Почетный работник общего образования РФ» - 3 · победители национального проекта «Лучший учитель года» - 2 · победители муниципального конкурса «Педагог года» - 3 · почетное звание «Заслуженный работник образования Московской области» -2 · учителя, бывшие выпускники школы - 4 · педагогические династии - 5 Педагогический коллектив школы всегда выделялся среди других стремлением к профессиональной компетентности. Учителя активны в новациях, инициативны в повышении уровня профессионализма. Доброжелательны и терпеливы в отношениях с учащимися, их родителями. Остро развито чувство долга. Владеют методиками и технологиями обучения, воспитания. Каждый урок для них – педагогическое событие для ресурсного развития учащихся. Высокий уровень компетентности учителей привлекает родителей учащихся, вызывает у них доверие к качеству образования и воспитания. Динамика образовательного ресурса педагогического коллектива Итоги аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию в 2007-2010 годах Высшая квалификационная категория
Первая квалификационная категория
Динамика квалификации педагогического коллектива
В ходе реализации программы развития 2005-2010 годов учителя активно включались в самообразование по использованию современных технологий обучения. Наиболее востребованными оказались технологии развивающего обучения по системе Л.В.Занкова в начальной школе, социо-игровые интерактивные технологии, в начальной и основной школе, технологии проектирования и профильное обучение в старших классах. Учителя стремятся освоить современные информационные технологии, однако сегодня испытывают затруднения в их использовании. С появлением в школе нового технического оборудования – интерактивных досок, механизированных систем работы с таблицами - открылись новые возможности профессионального развития. Применение современных образовательных технологий в работе каждого учителя является обязательным условием качественного образования интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. В ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны следующие выводы: · 100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, обеспечивающих качество образовательного процесса; · 100% учителей применяют различные технологии полностью или приемы поэлементно · 33% учителей прошли курсы повышения квалификации на базе Педагогической Академии в г. Москве., в том числе по внедрению ФГОС второго поколения. · 11% учителей прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ в Московском государственном областном институте г. Орехово-Зуево и в НОУДПО " Институт"АйТи · Выработан механизм использования в обучающих целях всех предметов базового компонента трех компьютерных классов школы; · В результате использования современных педагогических технологий стабилизировалась результативность качества обученности (см. таблицы ниже);по результатам психологических исследований за три года в 3,2 раза снизился уровень школьной тревожности, и в 2.4 раза поднялся уровень мотивации к обучению; · Использование развивающих технологий позволило разработать концепцию интеграции общего и дополнительного образования, апробировать технологии интеграции общего и дополнительного образования. · Использование технологий разноуровнего обучения и обучения в сотрудничестве (социо-игровая технология) сформировало базу успешности для обучающихся школы.
Анализ произошедших ресурсных изменений в школе, в окружающем социуме, в стране позволяют выделить ряд проблем, которые необходимо разрешить в ходе реализации программы развития до 2010-2015 года. Как эффективно использовать имеющееся материально-техническое оснащение школы и условия для сохранения, укрепления и развития здоровья всех участников образовательного процесса? Как устранить имеющееся несоответствие качества образования запросам социума и государства? Как развивать профессиональную компетенцию педагогов? Как повысить роль семьи в управлении качеством образования, сделать их участниками общественно-государственного управления?
3.5 Описание состояния развития и концептуальные идеи развития. Программа развития «Здоровье – основа развития личности и достижения нового качества образования в условиях преобразования школы в Центр образования» на период до 2015 года ориентирована на качественное улучшение достижений предыдущей программы. Ученики начальных классов имеют совершенную модель познания. Ядро этой модели – овладение способами деятельности, их развитие. Способы деятельности те, которые раскрывают для ребенка общественный смысл происходящего. Осмысленность способов деятельности взрослых освещает всю дальнейшую познавательную активность ребенка, делает ее вдохновенно-мотивированной, доступной, понятной. Периферия модели познания - уяснение, понимание функции способов деятельности и включение в процесс присвоения, переработки способов деятельности взрослых в собственные способы деятельности. При этом ребенок пытается соотнести свои действия с образцом, открывая возможности для рефлексии и сотрудничества, развития самостоятельности: Я способен обойтись своими силами для выполнения задания? Самостоятельность Я способен найти себе помощников для выполнения задания? Чтобы сохранить данную природой модель познания в учениках нашей школы, мы используем систему развивающего обучения Л.В.Занкова. Продолжением деятельности учителя на уроке является внеурочная деятельность младших школьников. Она организована в форму «Дорогою добра». Детская организация охватывает 8 классов учащихся с 1 по 4 класс. Закономерным итогом воспитательно-образовательного процесса является качество усвоения учебных программ выпускниками начальной ступени. Ученики начальных классов · позиционируют себя в социальном пространстве как «Я - учащийся», то есть проявляют способность учиться (учить себя) как освоенную форму сотрудничества; · сохраняют высокую мотивацию и познавательную активность при переходе в основную школу; · самостоятельны и рефлексивны в деятельности; · осознают потребность в другом человеке, способны доверять другому человеку, открыты в общении; способны к согласованным действиям с учетом позиции другого человека; · инициативны в креативной деятельности; · владеют навыками валеологической культуры; · проявляют интерес к истории и культуре своей страны, народа; · владеют навыками общественного поведения, проявляют организованность. Переход в основную ступень образования связан для учащихся с объективным усложнением учебного материала, ростом интеллектуальных нагрузок, проявлением избирательных интересов, вариативностью существующего образования, изменением коммуникативных отношений. В этих условиях ученик основной школы вновь обнаруживает затруднения, препятствия на пути развития. Возникающие противоречия ставят ученика перед необходимостью развить, усовершенствовать, поднять на более высокую ступень себя, ту или иную свою позицию. Все это диктует центральную задачу ступени: создание условий для успешного разрешения возникающих противоречий, для развития базовых индивидуальных способностей, самостоятельности и гражданской позиции учащихся. Попытаемся последовательно раскрыть некоторые апробированные нами шаги в решении обозначенной задачи. Первый шаг связан с изменениями в содержании образования. Особенности познавательной деятельности и восприятия детей основной ступени позволяют им с большим интересом и легко осваивать историю и литературу. Кроме того в этой ступени есть возможности для маневра учебным временем. Размышления педагогического коллектива по поводу того, какая сфера культуры является наиболее значимой для личностного развития детей основной ступени, привела нас к выводу, что в основную ступень образования должен быть перенесен центр тяжести в освоении гуманитарной культуры . На настоящем этапе развития нашего общества именно гуманитарная культура необходима всем, без исключения. Так в учебном плане появились: · «Духовное краеведение Подмосковья» · « Родное Подмосковье» · «Культура речевого общения» · «Введение в экономику»; · «Мой выбор» - элективный курс Введение программ потребовало от администрации и педагогов школы определенных усилий в преодолении профессиональных штампов. Это касается, во-первых, согласования содержания по предметам гуманитарного цикла, чтобы избежать дублирования, чтобы всем учителям говорить с детьми на одном языке. Вторым шагом стало освоение социо-игровых интерактивных технологий, которые обеспечивают развития универсальных учебных действий. Третий шаг - попытка создания единого воспитательно-образовательного пространства учебной и внеурочной деятельности учащихся. Попытка раскрывается в девизе: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял ». Понимание сути знания, его общественного значения, назначения проявляется в деятельности. Именно поэтому ученики стремятся овладеть способами деятельности взрослых, а не просто накопить информацию. Следуя философии Э. Фромма, они ориентированы на «оптимальное знание по принципу бытия – знать глубже», а не «по принципу обладания – иметь больше знаний». В связи с этим педагогический коллектив стремится организовать разнообразную совместную деятельность детей и взрослых как условия социального наследования. Человеческий ген универсален, в нем не заложен механизм приспособления к каким-либо определенным условиям среды, в силу чего ребенок способен освоить любые явления, любую культуру. Меняются средства освоения социального наследия, но не меняется постоянно воспроизводимый природой интерактивный механизм наследования как опыта «живых» способностей. Воспитанность проявляется как согласованность между знанием, убеждением и поведением в непосредственной деятельности. Открыть ученикам мир реального времени, дать шанс стать современниками помогают различные ученические объединения в школе. Сведения о занятости детей в системе дополнительного образования
Воспитательная работа объединяет усилия всех педагогов школы, разъединенных преподаванием своих предметов, ставит их в сходные условия, ставит в равные условия с учащимися. Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо. Истинными ценностями и традициями воспитания располагает школьный музей краеведческий музей. Его экспозиции и мероприятия используются в целях воспитания, обучения, развития и социализации школьников, а также их родителей и жителей поселка. Сложилась система традиционных дел и школьных праздников.
Показателями эффективности предпринятых шагов могут служить достижения выпускников основной ступени в освоении учебных программ по итогам государственной аттестации. Учащиеся основной ступени школы · в большинстве своем продолжают позиционировать себя в социальном пространстве как «Я – учащийся», сохраняют высокую мотивацию к обучению и владеют навыками самообучения; · активны и ответственны в социальной деятельности ; · способны к самоорганизации и самоконтролю (к согласованным, координированным действиям и отношениям с другими людьми); · ответственны в реализации своих прав, имеют развитое чувство долга; · активны в креативной деятельности в интересующих их сферах деятельности; · ориентированы на здоровый образ жизни. Старшая ступень образования- самая ответственная ступень на пути реализации модели выпускника школы. Именно в старших классах школы ученики познают смысл успеха, стремятся к нему. Возрастает мотивация к успешному завершению обучения в школе, к успешному жизнеустройству. В этот период приходит осознание сущности различных типов межличностных и общественных отношений, ценностей. Активно проявляются профессиональные интересы. Многие школьники переходят от позиции «Я учащийся школы», к позиции «Учиться – образ жизни». Главная задача образования в старшей ступени – создать условия для готовности выпускников к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для успешного разрешения жизненноважных задач. Чтобы помочь школьникам актуализироваться и реализовать свои возможности, школа организовала предпрофильную подготовку, как ориентир на профильное обучение. Вторым направлением поддержки социальных и познавательных мотивов выпускников было включение их в освоение проектной деятельности. Проектно организованная деятельность – ресурсная, востребованная современным рынком труда деятельность. Осуществляется в школе по двум направлениям: в ходе освоения предметного содержания и в процессе исследования межпредметных, надпредметных проблем. Освоение учебного материала в форме проекта является вполне посильной и естественной задачей для учащихся, поскольку отвечает его интересам и потребностям, помогает реализовать данный от природы «ген» ресурсности. Актуализация ресурсов происходит уже на этапе выбора темы проекта. Дальнейшая деятельность, связанная с целеполаганием, поиском информации, выбором средств и инструментов для создания проекта, содействует развитию индивидуальных задатков учащихся в процессе «присвоения» востребованных в жизни, конвертируемых на рынке труда взрослых способов деятельности. Защита проекта помогает ощутить вкус лидерства, достоинства, ответственности. Так уже в школе, в ходе проектной деятельности, происходит становление способности актуализироваться во взрослой жизни как личности, становление готовности самостоятельно и успешно действовать в жизни. Выпускники школы на протяжении многих лет успешно проходят Государственную итоговую аттестацию в форме и по материалам ЕГЭ. Информация о результатах ЕГЭ в 2010 году .
Учащиеся старших классов · ориентированы на жизненную позицию «Образование через всю жизнь»; · используют возможности школьного образования и личные ресурсы для успешного образования в профессиональной школе; · понимают относительность самостоятельности, открыты к сотрудничеству в деятельности и разрешении жизненных противоречий; · сознательны и активны в освоении различных форм социального наследия и культуры своего народа; · владеют навыками здорового образа жизни; · осознают ответственность за поведение и поступки. Анализ состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества: · социально-педагогическая среда школы представляет собой систему ценностей, взглядов, форм и методов жизнедеятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса, объединенных общими представлениями на процесс развития и саморазвития личности; · социально-педагогическая среда школы – среда развития детей и взрослых в процессе их сотрудничества, сотворчества, содействует раскрытию потенциальных возможностей личности; · школа обеспечивает высокий уровень общеучебных умений и навыков учащихся и выпускников школы за счет развивающих технологий в начальной школе и среднем звене; · интеграция общего и дополнительного образования содействует формированию целостного научного мировоззрения школьников, развитию личности; · психологическая поддержка и сопровождение учащихся содействуют их социальной адаптации и успешному продвижению в образовательном пространстве; · многолетнее социальное сотрудничество с партнерами на территории поселка, обеспечивает социальные практики для школьников, привлекаемых социальными партнерами для организации и проведения разнообразных мероприятий; · школа обеспечивает охрану чести и достоинства детей, их здоровья в течение учебного и внеурочного времени на территории школы. · желание социальных партнеров использовать школьный актовый зал, спортивные залы и площадки для публичных мероприятий социума; · заинтересованность и готовность родителей принять участие в развитии школы. Школа востребована профессиональным сообществом. Это массовое общеобразовательное учреждение, доступное всем слоям населения. Школа оперативно и гибко реагирует на стремительно меняющуюся социально-педагогическую ситуацию. Понимая, что в отдельно взятом образовательном учреждении невозможна исчерпывающая многопрофильность, удовлетворяющая интересы всех категорий населения города и микрорайона школы, она, тем не менее, стремится максимально расширить возможности свободного выбора учащимися профиля обучения, педагогических технологий и форм обучения. Стратегической системообразующей является учебный процесс, в котором жизнедеятельность учащихся вмещает в себя игру, труд, общение, творчество, личностные смыслы, профессиональные ориентации; педагог выступает как посредник, консультант, сопровождающий, а учебный материал – источник культуры для приращения учащимися разнообразного познавательнопрактического опыта. Этическим подходом является идея сохранения и приумножения достоинств человека, ориентация на культурнонравственные ценности. Человек – существо, саморождаемое через культуру. Задача школы – убедить, укрепить, поддержать ученика, созидающего свою жизненную позицию в пространстве повседневной школьной жизни. Проектируя будущее нашей школы, ее выпускников, мы видим образование как единство четырех процессов: · воспитания – педагогическое сопровождение в развитии мотивационно-ценностной сферы ученика; · обучения - педагогическое сопровождение в развитии знаково-операционной сферы ученика; · социализации – на основе равноправного сотрудничества, сотворчества всех субъектов образовательного процесса; · взросления – конструирование, прогноз возраста ученика педагогическими средствами. Гуманистическая социально-педагогическая, развивающая и развивающаяся среда школы характеризуется сегодня уникальными признаками: · атмосферой готовности к творческому труду, открытостью инновационным процессам; · совокупностью ценностей, сформированных школьным сообществом; · конструктивным диалоговым стилем обсуждения и разрешения всех проблем детей и взрослых; · разнообразием и многообразием методик, приемов, технологий воспитания и обучения; · становлением демократических норм общения, организационного единства, различных форм самоуправления, взаимодействия. Школа регулярно обновляет материально-техническую базу, обеспечивает надлежащий уровень санитарно-гигиенических и морально-психологических условий труда и обучения. Вне сомнения, что развивающаяся таким образом школа · реально станет принадлежностью местного сообщества граждан, ее образовательная политика будет регулироваться образовательными потребностями граждан; · изменит окружающую ее действительность посредством включения в активную производственную, общественную деятельность качественно новых граждан. Выпускник школы – человек – творец – мыслитель · социально грамотная и социально мобильная личность, четко сознающая свои права и обязанности, ясно представляющая спектр имеющихся возможностей и ресурсов, способная успешно реализовать избранную позицию в социальном пространстве. Личность
Ценности Человек Знание Труд Общество Искусство Здоровье Природа Я Другой человек Отечество Семья Социальные позиции Творец Ученик Носитель Защитник Информированный здорового образа природы гражданин жизни Субъект Ценитель, творец Труженик Семьянин общения прекрасного
Педагог школы – воспитатель – партнер · обладает системным, целостным видением той науки, основы которой преподает, понимает и умеет показать учащимся логику ее развития, диалектику тех явлений действительности, которые эта наука отражает. Организует отношения сотрудничества и доверия с учащимися. Действует в соответствии с идеологией и целями школы. Союзник и помощник родителям в раскрытии и развитии познавательных и социальных компетенций ребенка.
Родитель – активный участник воспитательно-образовательного процесса, говорящий с педагогами на языке педагогической культуры и действующий на основе единой логики развития личности ребенка. В своих действиях руководствуется существующим законодательством о правах ребенка. Школа - социально педагогическая развивающая среда – Центр образования - это · система взаимоотношений равных участников развивающегося процесса; · уклад жизни, основанный на принципах педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых; · многопрофильный Центр образования, реализующий индивидуальные воспитательно-образовательные программы развития личности; · Центр образования, проводящий самостоятельную финансово-хозяйственную политику, обеспечивающую поддержку инновационных, исследовательских проектов, развитие образовательной и информационной среды; · модель гражданского общества, в котором может успешно реализовать свои ресурсы выпускник Мыслитель, Деятель, Творец. Анализ достижений и возможностей школы свидетельствуют о достаточности, обеспеченности и реальности прогнозируемых изменений. Моделируемый Центр образования – Центр развития социально интегрированной, духовно зрелой личности. Выполняя социальный заказ, мы ориентируемся не только на воспитание высокообразованного поколения с высоким уровнем культуры и знаний, но и на сохранение физического и психического здоровья детей. Здоровье – непреходящая ценность. Риски, которые могут препятствовать преобразованию школы в Центр образования – это: - недостаточное финансирование проекта; - изменение (сокращение) кадрового состава. IV . ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД 2010-2015г. Тема программы «Здоровье – основа развития личности и достижения нового качества образования в условиях преобразования школы в Центр образования»
V. Финансовое обоснование программы.
Смета расходов на реализацию программы.
Директор школы Т.В. Ефремова Главный бухгалтер С.Н. Гладких
СОГЛАСОВАНО Начальник Управления образования администрации Серпуховского муниципального района Московской области М.А. Дудорис.
|