Реферат: Состояние и развитие системы образования в 2008-2009 учебном году
Название: Состояние и развитие системы образования в 2008-2009 учебном году Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ежегодный публичный доклад отдела образования администрации г. Рассказово Тамбовской области Состояние и развитие системы образования в 2008-2009 учебном году г. Рассказово 2009 год Содержание 1. Приоритетные направления муниципальной системы образования. 4 2. Социально-экономическая характеристика. 5 3. Демографическая ситуация. 7 4. Общая характеристика муниципальной системы образования. 9 4.1. Дошкольное образование и воспитание. 11 4.3. Дополнительное образование. 31 4.4. Экспериментальная и научно-исследовательская деятельность. 48 5. Выравнивание образовательных возможностей детей и подростков. 56 5.1. Доступность качественного вариативного образования. 56 5.2. Оказание коррекционно-развивающей помощи. 60 5.3. Развитие альтернативных форм образования. 62 7. Организация летнего труда и отдыха учащихся. 66 8. Ресурсы образования и эффективность их использования. 67 8.1. Финансирование образования. 67 8.2. Кадры системы образования. 68 8.3. Материальные ресурсы.. 74 9. Физкультурно-оздоровительная работа. 75 10. Социальные аспекты системы образования. 77 2008-2009 учебный год был важным периодом для развития современной модели образования. Мы реализовывали проекты и программы, предложенные государственной управленческой вертикалью в сфере образования, сегодня уверенно отмечаем, что образовательная сеть города Рассказово работает в логике региональной политики, выдерживает напряженный ритм работы, который задают требовательные запросы информатизированной жизни. Цель настоящего доклада – предоставить общественности объективную и полную информацию о деятельности муниципальной системы образования. В подготовке доклада принимали участие работники отдела образования администрации города Рассказова, муниципального учреждения «Информационно-методический центр», муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия города Рассказово Тамбовской области». Стратегическая цель развития муниципальной системы образования – создание современной модели образования, ориентированной на обеспечение доступности качественного образования, повышение его инвестиционной привлекательности в соответствии с проектными требованиями национальной образовательной инициативы « Наша новая школа» и современными потребностями общества. ЗАДАЧИ: - Осуществить анализ кадрового, ученического, материально-технического ресурсов муниципальной системы образования на предмет их соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. -Создать совершенное нормативно-правовое сопровождение развития муниципальной системы образования. - Обеспечить поступательное развитие городской образовательной сети на основе более полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей в рамках дошкольного, школьного (включая специальное коррекционное) и дополнительного образования. - Выстроить разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей. - Разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. -Индивидуализировать образование для детей, минимизировать риски для здоровья в процессе их обучения. муниципальной системы образования Нормативное правовое и организационное обеспечение предусматривает: - разработку, утверждение и принятие к исполнению всех нормативных и правовых актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений. Кадровое и информационно-методическое обеспечение предусматривает: - контроль за количественным и качественным соответствием кадровых, учебных ресурсов потребностям образовательных учреждений. Количественная и качественная оптимизация управленческой и управляемой систем образования предусматривает: - обеспечение оптимально эффективного сбалансированного режима сосуществования двух вышеуказанных систем. 2. Социально-экономическая характеристика муниципалитета Город Рассказово расположен в центральной части Тамбовской области на площади в 35,5 квадратных километров. Через территорию города проходят автомобильные трассы, по которым осуществляются связи с граничащими районами. Транспортная обеспеченность не сдерживает развития города. Одной из важнейших отраслей в реальном секторе экономики является промышленность города, она в основном определяет социально-экономическую ситуацию в городе. В ней занята пятая часть экономически активного населения, от её деятельности в бюджет всех уровней поступает свыше 30 % всех налоговых поступлений. В настоящее время в состав промышленного комплекса города входят 11 крупных промышленных предприятий. Базовыми и в наибольшей степени влияющими на наполнение городского бюджета промышленными предприятиями являются относительно стабильно работающие ОАО «Биохим», ООО «Производственная фирма «Раском», ОАО «Рематтра», ОАО «Элтра». В промышленности города за последние годы не отмечается значительный подъем производства. Определяющими сферами экономической деятельности, обеспечивающими занятость населения, на данное время являются: - образование; - здравоохранение; - промышленность; - транспорт и связь; - жилищно-коммунальное хозяйство; - торговля и общественное питание.
По данным таблицы прослеживается увеличение доходов на душу населения. Уровень регистрируемой безработицы в городе на 1 июля 2008 года составляет 0,9 % от численности экономически активного населения. Уровень скрытой безработицы среди молодёжи – 3 %. По сравнению с прошлым годом уровень скрытой безработицы вырос на 2%.
структура безработных Структура безработных по уровню образования
Структура безработных по возрасту
Статистические данные свидетельствуют о наметившейся стабилизации численности населения города. Численность населения г. Рассказово
население и демография
Рождаемость в г. Рассказово за 2004-2008 годы
муниципальной системы образования В городе Рассказово сформирована оптимальная сеть различных типов и видов образовательных учреждений, приближённых к месту проживания детей. В 2008-2009 учебном году в городе функционировало 22 образовательных учреждения, из них 9 средних общеобразовательных школ, 1 инновационное учреждение – лицей, 8 дошкольных образовательных учреждений, 4 учреждения дополнительного образования показатели, характеризующие муниципальную систему образования
численность учащихся в общеобразовательных учреждениях
Эти показатели свидетельствуют о снижении контингента обучающихся в общеобразовательных учреждениях города. количество второгодников
4.1. Дошкольное образование и воспитание Будучи нацеленным на обеспечение высокой готовности к школьному обучению, к ранней позитивной социализации детей из разных социальных групп и слоев населения, дошкольное образование города в своем развитии ориентировано на такие модели, как группы полного дня для детей дошкольного возраста на базе детских садов, группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста, на детей с ограниченными жизненными возможностями, адаптационные группы на базе учреждений общего, дошкольного, дополнительного образования. Детские сады расположены географически равномерно по территории муниципалитета и при идеальном стечении обстоятельств могут полностью удовлетворить потребность всех семей в услугах дошкольного образования. 8 муниципальных детских сада рассчитаны на 1750 мест. В 64 группах воспитывается 1492 ребенка в возрасте от 1года 6 месяцев до 7 лет, что составляет 65,8% охвата детей дошкольным образованием. Характеристика дошкольных образовательных учреждений
Наполняемость дошкольных образовательных учреждений детьми
Однако концентрация деловой активности в центре города определяет повышенный спрос на места в 3-х детских садах этого района, что закономерно влечет ненормативную наполняемость, очередь при зачислении в списки воспитанников, неудовлетворенность жителей микрорайона «Центральный» уровнем доступности классического дошкольного образования. В текущем учебном году администрация города направила 500 тысяч рублей на ремонт, укрепление материальной базы 4-х резервных групп в 3-х ДОУ. Большое значение в обеспечении доступности дошкольного образования для всех категорий граждан имеет приемлемый и стабильный размер родительской платы за содержание детей в детских садах, который составляет 540 рублей в месяц. В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» с 1 января 2007 года в городе производится компенсация части родительской платы: на первого ребенка в размере 20% - 1019 гражданам, на второго ребенка в размере 50% - 356 гражданам, на третьего ребенка в размере 70% - 39 гражданам. С целью социальной поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, определена система льгот. В 2008 году льготами по оплате за содержание детей в детских садах пользовались 51 многодетная семья, 14 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2 детей с туберкулезной интоксикацией. Использование системы социальных льгот для родителей, имеющих детей дошкольного возраста, способствует увеличению воспитанников в детских садах. Содержание дошкольного образования в условиях вариативности. Некоторое время тому назад детские сады предлагали жестко стандартизированную услугу с простым заимствованием элементов школьного обучения. Сейчас ДОУ выбирают гибкие образовательные программы, легко подстраиваемые под потребности семей. В детских садах успешно реализуется четыре программы нового поколения «Радуга», «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду» (обновленный вариант), «Школа – 2100», а также парциальные программы по различным направлениям. Сведения о комплексных и парциальных программах, реализуемых дошкольными образовательными учреждениями
В условиях растущей потребности семей в услугах дошкольного образования, в целях устранения непрофессионального подхода родителей к подготовке детей к школе в форме «натаскивания», отрицательно сказывающегося на развитии и здоровье малышей, функционирование многомерных моделей образовательного процесса с детьми в возрасте до 7-ми лет в условиях их кратковременного пребывания в учреждении оказалось своевременным, полезным, популярным. В 10 ОУ открыты 26 групп кратковременного пребывания по подготовке детей к школе, детей-инвалидов, детей раннего возраста, раннего эстетического развития, предшкольной подготовки, в которых обеспечивается полноценное интеллектуальное, личностное и физическое развитию каждого ребенка-дошкольника. Всего такой формой дошкольного образования в 2008 году охвачено 286 детей. Охват детей вариативными формами дошкольного образования
С целью повышения качества дошкольного образования в детских садах введены дополнительные платные образовательные услуги: обучение хореографии, художественной гимнастике, английскому языку, что позволяет более полно удовлетворить индивидуальные интересы и потребности детей и запросы родителей. Дополнительными платными образовательными услугами в 2008 году охвачено 419 детей, по сравнению с прошлым годом этот показатель вырос в 2 раза. Охват дошкольников дополнительными платными образовательными услугами
Управление дошкольным образованием.
На 1 сентября 2008 года численность обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ города составила 4199 человек. По сравнению с прошедшим учебным годом численность учащихся общеобразовательных школ сократилась на 300 человек (было 4499 чел.). Несмотря на тенденцию к уменьшению числа обучающихся и сокращению на 8 класс-комплектов по сравнению с прошлым годом (2008-2009 уч. год -179класс-комплектов) общеобразовательные учреждения МОУ СОШ № 1, 3, 4, 6 продолжают обучение в 2 смены (количество обучающихся во II смену – 406чел.) В целях оптимизации расходов на содержание образованных учреждений и повышения качества образования, начиная с 2007 года, в муниципалитете проводятся мероприятия по реструктуризации сети образовательных учреждений города. В июне 2008 года постановлением администрации города Рассказово от 09.06.2008 №647 «О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10» открытая (сменная) общеобразовательная школа была присоединена к МОУ СОШ №10. Объединение МОУ СОШ №10 с вечерней школой увеличило возможность получения общего образования в различных формах: очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения, в форме экстерната. На начало 2008-2009 учебного года в МОУ СОШ №10 открыты 2 группы очно-заочного (вечернего) обучения (9 класс- 10 чел, 11 класс – 13 чел.) и 1 группа индивидуального обучения (10 класс – 10 чел.). На базе двух школ города апробируются новые модели общеобразовательных учреждений. На основании постановления администрации города Рассказово от 01.08.2008 №6870 «Об утверждении статусов муниципальных общеобразовательных учреждений» МОУ СОШ № 10 получила статус базовой средней общеобразовательной школы, МОУ СОШ № 3 статус школы - ресурсного центра. В декабре 2008 года Рассказовским Горсоветом реорганизованы МОУ СОШ №1 и 8 и МОУ СОШ №5 и 9 в форме присоединения. Приняты постановления администрации города от 02.04.2009г № 441, 442 «О реорганизации муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ №1, 8, 5, 9». В период с 01.01.2009 по 30.06.2009 проводилась процедура реорганизации в форме присоединения муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ № 5, № 9 и №1, №8. Проведение этих мероприятий позволило увеличить наполняемость классов, оптимизировать расходы школ. Уже в 2008 году увеличилась численность учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях с 5,2 (2007г.) до 7чел. (2008г.). Численность учащихся, приходящихся на одного учителя, увеличилась с 12чел (2007г.) до 14 чел. (2008г.). Оптимизация штатов в 2009 году значительно сократит количество прочего работающего персонала в муниципальных общеобразовательных учреждениях (административно- управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс) с 9,1чел (2007г.), 13 чел. (2008г.), до 16,8 чел (2009г.). С целью организации профильного обучения для максимального количества старшеклассников планируется сосредоточить учащихся 10-11 классов в базовой школе, лицее, кабинеты которых оснащены новыми комплектами лабораторного оборудования, наглядным учебным материалом, компьютерами, интерактивными досками. Для обеспечения образовательными услугами сельских школьников главами Рассказовского района и города Рассказово 26 марта 2007 года подписано Межмуниципальное соглашение о взаимодействии, в рамках которого 6 детей из районных населенных пунктов проходят дистанционное обучение в МОУ «Лицей города Рассказово» по программам химико-биологического цикла, 5 детей обучаются в МОУ СОШ № 1, 3, 4, 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
Механизмы взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, органами внутренних дел созданы в полном объеме и обеспечивают интеграцию вышеуказанных организаций в интересах несовершеннолетних граждан из разных социальных групп и слоев населения. Подписаны функциональные планы совместной работы, комиссии проводят инспектирование и координацию всех направлений воспитательной работы ОУ, обеспечение безопасности образовательного процесса.
Количество обучающихся занимающихся во вторую смену увеличилось на 1,2%, мы надеемся решить эту проблему за счёт проведенного объединения школ. Предметом оценки являются достижения ученика, учителя, учреждения. В целом три показателя определяют уровень качества всей муниципальной образовательной сети. Основными индикаторами определения качества заявлены: государственная итоговая аттестация, мониторинги для учащихся, аттестация руководящих и педагогических работников учреждений, процедуры лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. Использование заявленных методик определения качества образования на территории г. Рассказово происходит в штатном режиме. Центральным элементом и базовой процедурой муниципальной системы управления качеством образования является единый государственный экзамен (ЕГЭ). В проведении основного этапа ЕГЭ-2009 на территории г. Рассказово приняли участие 328 выпускников средних общеобразовательных школ, из которых 9 выпускников очно-заочной (вечерней) формы обучения: по русскому языку – 328 участников экзамена; по математике – 326; по обществознанию – 160; по английскому языку – 4; по химии – 51; по физике – 47; по биологии – 72; по литературе – 16; по истории России – 63; по информатике и ИКТ – 3; по географии - 2. Несмотря на то, что для прохождения государственной (итоговой) аттестации необходимо было сдать два обязательных предмета - русский язык и математику следует отметить положительную тенденцию по выбору добровольных предметов. Важную роль при выборе выпускников экзамена в форме ЕГЭ по тому или иному предмету является его наличие в числе вступительных испытаний в ВУЗы. Среди экзаменов по выбору в 2009 году наиболее востребованными были предметы: обществознание (48,8% от всех выпускников 2009 года), биология (22%), химия (15,5%), физика (14,3%) и история России (19,2%). Достаточно высок процент выпускников – участников ЕГЭ по литературе (4,9%). Наименьшие показатели участия в ЕГЭ по иностранным языкам, географии и информатике и ИКТ. Два обязательных предмета – русский язык и математику сдавали все выпускники. Количество не сдавших один предмет среди выпускников нашего города – 18 человек (русский язык – 1 человек, математика – 17 чел). Уровень обученности выпускников школ города по результатам ЕГЭ по математике составляет 93,9%, что на 5,7% выше, чем в 2008 году. По русскому языку уровень обученности на 7,3% выше, чем в 2008 году и составляет 98,8%. С каждым годом уменьшается количество неудовлетворительных отметок, полученных на едином государственном экзамене. По сравнению с прошлым годом количество «2» по русскому языку снизилось на 7,4% (с 8,6% до 1,2%), по математике на 5,6% (с 11,8% до 6,1%). Неудовлетворительные результаты ЕГЭ по обязательным предметам в сравнении за 3 года Тем не менее, на территории г. Рассказово 3 выпускника (1чел. – МОУ СОШ №3, 2чел. – МОУ СОШ №10 (очно-заочная (вечерняя) форма обучения) не преодолели границу по двум обязательным предметам и не подтвердили свое право получить аттестат о среднем (полном) общем образовании, что составляет 0,9 % от общего количества участников ЕГЭ. Анализируя результаты ЕГЭ 2009 года, самые лучшие результаты по преодолению порога выявлены по химии, физике, литературе, географии (уровень обученности - 100%). Несмотря на 100% преодоление минимальной границы самыми сложными оказались для выпускников предметы информатика и английский язык, средний балл по данным предметам невысок и составил – 39 из 100 возможных. Не преодолели границу минимального балла по биологии 2 чел. (2,8% от числа сдававших), по истории России 2 чел (3,2%), что ухудшило результат обученности по данным предметам со 100% в 2008 году до 97,2% и 96,8% в 2009 году соответственно. 6 чел. (3,8%) не набрали минимального количества баллов ЕГЭ по обществознанию. Тем не менее, наблюдается рост результатов ЕГЭ по данному предмету, уровень обученности в 2009 году составил 96,2%, что на 4,8% выше результата прошлого года. Из 328 выпускников 11-х классов все допущены до экзаменов. Не прошли аттестацию – 3 выпускника. Они получили справку установленного образца об обучении в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программа среднего (полного) общего образования, (форма справки утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.01.2009г №16). Уровень обученности – 99,1%, качество знаний – 55,5%. На основании Положения о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей «За особые успехи в учении», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2007г №1 золотой медалью «За особые успехи в учении» награждено 26 выпускников, что составило 7,9% (в 2008г. - 4,5%) и 24 выпускника 7,3% (в 2008 году - 10%) награждены серебряной медалью «За особые успехи в учении», в целом медалистов 15,2%, что выше показателя прошлого года на 0,7%. Количество учащихся, награжденных золотой медалью Количество учащихся, награжденных серебряной медалью В 2009 году на территории Тамбовской области государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме проводилась по девяти предметам: русский язык, алгебра, геометрия, физика, химия, биология, география, история России и обществознание. 249 выпускников 9 классов средних общеобразовательных школ участвовали в государственной итоговой аттестации в новой форме по русскому языку и математике, остальные предметы сдавались традиционно по билетам и в форме защиты рефератов. Качество знаний выпускников 9 классов школ города по результатам государственной итоговой аттестации в новой форме по алгебре составляет 44,1%, уровень обученности 87,7%, что ниже показателей прошлого года соответственно на 19,5% и 5,9%. Несмотря на отрицательную динамику по городу качества знаний и уровня обученности выпускников 9 класса в 2009 году выше областных соответственно на 2,1% и 3,8%. Результаты экзамена по алгебре в 9 классах в ОУ г. Рассказово Качество знаний выпускников школ города по результатам государственной итоговой аттестации в новой форме по русскому языку составляет 60,8%, обученность 95,8%, что выше, чем в 2007 году на 3,3% и 2,6% соответственно. Результаты экзамена по русскому языку в 9 классах в ОУ г. Рассказово Из 249 выпускников 9-х классов все допущены до экзаменов. По итогам аттестации 5 человек 2% (5,03%) получили аттестат с отличием. Уровень обученности – 100%, качество знаний – 30,5%. качество обучения
Анализ за 2006 – 2007 уч. годы, 2007 -2008 уч. годы, 2008-2009 уч. годы показывает повышение качества обучения на первой и третьей ступенях образования и понижение на второй ступени. Это снижение дали учащиеся 9 классов, которые показали низкие результаты по русскому языку, алгебре и геометрии, иностранным языкам, химии. Поэтому необходимо руководителям общеобразовательных учреждений усилить внутришкольный контроль за качеством знаний по данным предметам, на городских методических объединениях наработать рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях учащихся 9 классов.
Информатизация системы образования города имеет положительно растущую динамику. С каждым годом увеличивается количество современных компьютеров и периферийных устройств. В рамках реализации ПНПО в прошлом году все школы города получили пакет лицензионного программного обеспечения, в августе текущего года на школы поступил пакет обновлений СПБО. В целом по городу уровень оснащенности компьютерной техникой выглядит следующим образом: Компьютерное оснащение общеобразовательных учреждений
Оснащение общеобразовательных учреждений периферийными устройствами
Основным показателем информатизации образования является такой фактор, как количество обучающихся на 1 современный компьютер. С увеличением парка компьютерной техники в школах города данный показатель с каждым годом уменьшается, что является положительной динамикой развития процесса информатизации образования.
За последние три года наметилась положительная динамика в области Интернет – технологий. На данный момент все общеобразовательные учреждения города подключены к сети Интернет, 10 общеобразовательных школ города имеют собственные Web-сайты. Однако всего лишь 60% сайтов школ имеют регулярное информационное обновление, а на трех сайтах открыты и работают гостевые книги. Поэтому, в новом учебном году необходимо доработать структуру сайта, обратить внимание на его дизайн и содержательное наполнение. Важным событием в области информатизации дошкольных образовательных учреждений стало подключение МДОУ дс№6 к информационным ресурсам Интернет. Налажен информационный обмен по средствам электронной почты с отделом образования и другими структурами. Число образовательных учреждений, подключенных к Интернет
Важнейшим условием нормального функционирования общеобразовательных учреждений, позволяющим педагогам организовывать учебный процесс, является наличие в школах новых учебников и пособий. Библиотечный фонд составляет 148049 экземпляров, из них фонд художественной литературы - 122746 экземпляров, фонд учебников – 26581 экземпляр. Школьные библиотекари овладели автоматизированной информационной библиотечной системой «MARK – SQL». Ведется работа по созданию электронных каталогов библиотек. обеспеченность учебной и художественной литературой общеобразовательных учреждений
открытость муниципальной системы образования В числе приоритетных направлений развития муниципальной системы образования признано как одно из важных – создание условий для развития общественных институтов участия в управлении образованием, усиление влияния институтов гражданского общества на управление в области образования. Все происходящие в городе процессы модернизации за последние три года сопровождаются усилением общественной составляющей в управлении образованием. В настоящий момент во всех образовательных учреждениях города работают Управляющие Советы. создание государственно-общественных советов в образовательных учреждениях города
Продолжил работу муниципальный государственно – общественный Совет по развитию образования города Рассказово, созданный на основании постановления администрации города Рассказово Тамбовской области от 11.06.2008г. № 653). Выполнен план мероприятий по подготовке и проведению в 2008 году «Года семьи». Важным показателем, свидетельствующим о расширении гласности и открытости в системе образования, является доля образовательных учреждений, разместивших свои публичные доклады в СМИ, на сайтах (муниципальных или школьных). На 1 августа 2009 года данный показатель составил 100%. 4.3. Дополнительное образование В 2008 – 2009 учебном году сохранена и продолжила развитие сеть учреждений дополнительного образования, положительная динамика востребованности очевидна, об этом свидетельствует увеличение охвата детей образовательными услугами МОУДОД дом детского творчества, МОУДОД Детская школа искусств, МОУДОД «Станция детского (юношеского) технического творчества», МОУДОД специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва.
динамика охвата детей дополнительным образованием в учреждениях дополнительного образования
В 2008 году в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей увеличилось количество учебных групп при сохранении направлений образовательной деятельности. Учебные группы по МОУ ДОД распределились следующим образом. В настоящее время акцент делается на развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. В 2008 году городу на реализацию программ дополнительного образования выделена целевая субвенция 3203300 рублей, из которой на развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных школах было израсходовано 787000 рублей. Полностью использованы выделенные средства только в МОУ Лицей. Дополнительное образование в общеобразовательных школах в 2008-2009 учебном году осуществлялось по 11 основным направлениям, в рамках которых реализовывались 107 образовательных программ дополнительного образования, что на 28 программ меньше, чем в прошлом учебном году. Анализ результатов мониторинга состояния дополнительного образования обучающихся в общеобразовательных учреждениях города позволил выявить следующие проблемы: -снижение уровня охвата обучающихся программами дополнительного образования с78,3% до 60,7%; -низкий уровень охвата программами ДОД обучающихся старшей возрастной группы в МОУ СОШ №3, 8, 9, что не соответствует растущим потребностям старшеклассников в профессиональном самоопределении; -недостаточно представлены программы ДОД научно-технической, естественно-научной, интеллектуально-познавательной направленностей. В целом дополнительным образованием в городе охвачено 72,4% обучающихся (в 2008 г. – 65,8%). В 2009-2010 году необходимо повысить уровень охвата учащихся старшей возрастной группы профессионально-ориентированными программами, а также проанализировать недостаточность представленных программ научно-технической, естественно-научной, интеллектуально-познавательной направленностей и разработать мероприятия по устранению выявленных недостатков. Одним из показателей эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования и тренеров - преподавателей являются достижения обучающихся в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, выставках. Результаты участия объединений МОУДОД Детской школы искусств г. Рассказово Тамбовской области в конкурсах, фестивалях, смотрах за 2007 – 2008 уч. г. и 2008 – 2009 уч. г.
Результаты участия обучающихся МОУ ДОД дома детского творчества в конкурсах, соревнованиях за 2008 – 09 учебный год.
РЕЗУЛЬТАТЫ участия отделений МОУДОД специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва г. Рассказово Тамбовской области в соревнованиях
РЕЗУЛЬТАТЫ участия объединений МОУДОД «Станция детского (юношеского) технического творчества» г. Рассказово Тамбовской области в творческих конкурсах
4.4. Экспериментальная и научно-исследовательская Инновационность стала важнейшей отличительной чертой муниципальной системы образования нашего города. В 2008г. работали четыре опытно-экспериментальные площадки областного уровня. В 2009г. 2 площадки на базе МОУ ЛИЦЕЙ№6 и МОУ СОШ№8 были закрыты в связи с выполнением целей и задач эксперимента. Но в 2009г. по решению областного экспертного совета открыты: модельная площадка на базе МОУ МОШ№6 по теме «Школа - комплекс социально-педагогической поддержки учащихся», школа-лаборатория инновационного развития на базе МОУ ЛИЦЕЙ по теме «Организация деятельности инновационного образовательного учреждения в условиях малого города». В 2008г. функционировало 11 опытно-экспериментальных площадок экспериментального уровня на базе МДОУ Д/С№5, 7 общеразвивающего вида, МОУ СОШ№1, 4, 5, 6, 7, 10, МОУДОД Детская школа искусств, дома детского творчества. В 2009г. закрыты 3 площадки по выполнению целей и задач эксперимента на базе МОУ СОШ№4, 6, 10 и открыто две опытно-экспериментальные площадки муниципального уровня на базе МОУ СОШ№4 по теме «Разработка и апробация модели дополнительного образования детей как структурного подразделения школы», на базе МДОУ Д/С№4 по теме «Модель взаимодействия муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция детского (юношеского) технического творчества» и муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №6 как средство развития творческой личности ребёнка». Создана нормативная база ведения опытно-экспериментальной работы, действует городской экспертный совет. В ходе опытно-экспериментальной работы получены качественные продукты: разработаны концепции, программы, методические рекомендации, элективные курсы, а также осуществляются системные преобразования направлений деятельности образовательных учреждений. Достаточно грамотно обоснована актуальность, сформированы противоречия, цели и задачи проводимой опытно-экспериментальной работы, гипотеза, предмет, объект исследования.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
ПО СТАТУСУ (2008/2009 УЧ. Г.)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК ПО НАПРАВЛЕНИЯМ (2008/2009 УЧ.Г.)
В целях трансляции экспериментальной деятельности в педагогическую практику участниками эксперимента и МУ «ИМЦ» были подготовлены за три последние года следующие брошюры: - Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы (Из опыта работы педагогического коллектива МОУ СОШ №5 г. Рассказово), - Апробация модели предпрофильной подготовки и профильного обучения (Из опыта работы городской экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ №10), - Шаг навстречу (Из опыта работы городской экспериментальной площадки на базе МОУ ДОД дома детского творчества), - Интеграция основного и дополнительного образования. Опыт. Проблемы. Перспективы. (Из опыта работы городской экспериментальной площадки на базе МОУ ДОД Детской школы искусств) и др. - Из опыта работы профильного оборонно-спортивного класса на базе МОУ СОШ№4. - Из опыта работа городской экспериментальной площадки «Шаг на - встречу» на базе дома детского творчества. - Проектирование сети профильного обучения в условиях малого города. А также были проведены городская научно-практическая конференция по теме «Экспериментальная деятельность как фактор выявления и распространения инновационной практики и нового качества образования в рамках реализации ПНПО» (28 февраля 2007г.), круглые столы «Практика педагогического эксперимента» (29 апреля 2008г.), «Инновационная деятельность в муниципальной системе образования» (27 апреля 2009г.), проводятся семинары на базе ОУ, являющихся экспериментальными площадками для различных категорий педагогических работников. Так, в 2008 – 2009 уч. г. были проведены семинары для заместителей директоров по УВР на базе МОУ СОШ№10 по теме «Методическая работа как важный фактор повышения педагогического мастерства учителя», на базе МОУ СОШ№1 выездной семинар руководителя образовательных учреждений области «Формирование компетентностного подхода к знаниям» (24 декабря 2008г.), на базе МОУ СОШ№4 для директоров по теме «Формирование компетенций учащихся» (30 апреля 2008г.), на базе МОУ ЛИЦЕЙ для директоров и зам. директоров по УВР по теме «Проектно-исследовательская деятельность участников образовательного процесса как условие формирования компетенций личности» (7 апреля 2008г.). Одним из главных индикаторов успешности экспериментальной работы является участие в городских, областных и федеральных проектах, программах и конкурсах. Если в 2005-2006 учебном году в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», приняло участие две школы (МОУ СОШ № 1, лицей), то в 2006-2007 учебном году – 4 (МОУ СОШ № 1, 4, 8, 9), в 2007-2008 учебном году -4 (МОУ СОШ №1, 4, 7, 8). Но обладателем гранта в 1 миллион рублей стал лишь лицей. По итогам регионального конкурса моделей образовательных учреждений, проводимого областным управлением образования и науки, победителем в номинации базовая школа стало МОУ СОШ № 10. На развитие технической базы школа получила государственную поддержку в сумме три миллиона двести тысяч рублей в рамках реализации регионального комплексного проекта модернизации образования. По результатам общественной экспертизы 3 учителя в 2006 году – Бычков Сергей Николаевич (МОУ СОШ № 3), Крушатина Надежда Петровна и Желтова Валентина Ивановна (МОУ СОШ № 10), 1 учитель Косорылова Светлана Васильевна (МОУ СОШ № 1) – в 2007 году, в 2008 году – Назарова Наталия Васильевна (МОУ СОШ №3), в 2009г. Шуваева Наталия Валерьевна вошли в число лучших учителей области и получили государственный грант в 100 тыс.рублей в рамках национального проекта. Список педагогических работников, принявших участие и победивших в региональных конкурсах за последние четыре года
4.5. Воспитательная деятельность
Важной задачей в настоящее время является усиление воспитательного потенциала школы. Выполнение функций классного руководителя в 2008-2009 уч.г. осуществляли 179 педагогов (что составляет 44,3% от общего количества педагогических работников в общеобразовательных учреждениях города). Анализ результатов, полученных в ходе мониторинга эффективности воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях города, показывает, что в среднем по всем оцениваемым показателям эффективность деятельности классных руководителей получила оценку выше среднего . В частности, преобладающее количество педагогов осуществляет деятельность: · по обеспечению жизни и здоровья обучающихся – на высоком уровне; · по обеспечению позитивных межличностных отношений – на высоком уровне; · по содействию освоению школьниками программ общего и дополнительного образования – на среднем уровне; · по патриотическому, гражданско-правовому воспитанию, формированию социальной компетентности обучающихся – на среднем уровне; · по организации взаимодействия с родителями обучающихся – на высоком уровне; · по определению целей воспитания обучающихся на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуации в классе, планированию работы с классом – на высоком уровне; по определению зон риска для обучающихся класса, планированию профилактической деятельности – на высоком уровне. Следует отметить, что у части педагогов существуют определенные трудности в реализации тех или иных направлений деятельности классных руководителей. Но наибольшее количество педагогов с низким уровнем отмечается по содействию освоению школьниками программ общего и дополнительного образования (5 %). Полученные результаты по такой позиции как «содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования» говорят о необходимости специальной подготовки классных руководителей по этому направлению. С целью преодоления педагогами школ профессиональных затруднений в осуществлении функций классного руководителя для классных руководителей разработана и реализуется программа психолого-педагогического семинара. Эффективность деятельности классных руководителей общеобразовательных учреждений города
Программно-организационное обеспечение воспитательной деятельности в школе
5. Выравнивание образовательных возможностей детей и подростков 5.1. Доступность качественного вариативного образования На сегодняшний день начальная школа нашего города представлена двумя образовательными системами: 1. Традиционная, включающая следующие модели: - «Школа России» (МОУ СОШ № 1, 3, 5, 8, 9, 10, Лицей) – 764 чел. - «Начальная школа XXI века» (Лицей) – 64 чел. - «Школа 2000» - «Школа 2100» (МОУ СОШ №6) – 109 чел. - «Классическая начальная школа» (МОУ СОШ № 1, 7) – 226 чел -«Перспективная начальная школа» - (МОУ Лицей) – 25 чел. -«Гармония» - (СОШ №4, 5) – 154 чел. 2. Развивающая система Л.В. Занкова (МОУ СОШ № 10, Лицей) – 259 чел. Новым в содержании начального образования является реализация минимума по информационным технологиям. Информатика в начальной школе представлена как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, в лицее, СОШ № 1, 4, Лицей. Реализуя принцип непрерывного языкового образования в области изучения иностранных языков, введено изучение иностранного языка со 2 класса -английского: в МОУ СОШ №1, 3, 4, 5,7, 8, 9, 10, Лицей; -немецкого: в МОУ СОШ №3, 4, 6, Лицей; -французского: в МОУ СОШ №8. Создана и успешно развивается сеть профильного обучения за счёт открытия классов и групп различной направленности, введения элективных курсов. 70% ОУ реализуют программы предпрофильной подготовки, 40% ОУ реализуют программы профессионального и допрофессионального образования. Динамика профильного обучения
Постановлением администрации города от 16.08.2008г. №1058 «Об организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях города» в 2008-2009 уч. году открыты профильные классы следующих направлений: -социально-гуманитарный (МОУ СОШ №10); -физико-химический (МОУ СОШ №7); -оборонно-спортивный (МОУ СОШ №1, 4, 6); -химико-биологический (МОУ СОШ №3, 10, Лицей); -физико-математический (МОУ СОШ №10); -социально-экономический (МОУ СОШ № 8, Лицей); -информационно-технологический (МОУ СОШ №10, Лицей). Повторяемость профилей: - оборонно-спортивный с 2004-2005 уч. г. в МОУ СОШ №1; -химико-биологический с 2006-2007 уч.г. в МОУ СОШ №3, Лицей, периодически в МОУ СОШ №10; -физико-математический с 2004-2005 уч.г. в МОУ СОШ №10; -информационно-технологический с 2006-2007 уч.г. в МОУ СОШ№10, Лицей; -социально-экономический с 2006-2007 уч.г., 2007-2008 уч.г. в МОУ СОШ №8. Таким образом, наибольшей популярностью пользуется оборонно-спортивный профиль. И это притом, что в городе работает СДЮСШОР с охватом 780 детей, а также 10 групп спортивной направленности в доме детского творчества с охватом 138 человек. Всего в 10-11 классах 654 обучающихся. Профильным обучением охвачено 403 учащихся (61,6 %). Статистические данные о предметах, изучаемых на профильном уровне
В городе сложились следующие сетевые формы взаимодействия: школа – колледж, школа – профессиональное училище, школа - межшкольный учебный комбинат, школа – вуз, школа – дом детского творчества, школа – СДЮСШОР. В созданной модели профильного обучения используется интеллектуальный и ресурсный потенциалы учреждений профессионального образования высших учебный заведений г. Тамбова и г. Рязани. 5.2. Оказание коррекционно-развивающей помощи В муниципальном образовании созданы условия для обеспечения доступности общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья, с этой целью в городе функционирует 3 класса компенсирующего обучения. Организовано обучение на дому 16 детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 из которых дети - инвалиды. Организовано обучение учащихся, находящихся на длительном лечении в городской детской больнице. В целях полноценного психического развития детей и подростков, развития их индивидуальных способностей и склонностей, профилактики у них возможных отклонений во всех школах и детских садах работают первичные звенья службы практической психологии. В соответствии с действующим Положением о службе практической психологии образования в Российской Федерации работающие в этих звеньях педагоги-психологи осуществляют психологическое изучение детей и подростков для организации индивидуального подхода к ним, оказывают обучающимся, воспитанникам, родителям, учителям, воспитателям, администрации образовательных учреждений психологическую помощь, в которую входят психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая коррекция и консультативная деятельность. Это даёт возможность детям, требующим особых условий воспитания и обучения, получать качественное образование и квалифицированную психолого-педагогическую поддержку.
динамика оказания социально-педагогической помощи учащимся
5.3. Развитие альтернативных форм образования Для реализации права граждан на доступное и бесплатное образование и в зависимости от запроса родителей, использовались альтернативные формы обучения: индивидуальное, обучение на дому, экстернат (в открытой (сменной) общеобразовательной школе).
количество обучающихся на дому
Выявлению, поддержке и сопровождению одарённых и талантливых детей способствует многообразие проводимых конкурсов, слётов, выставок, интеллектуальных игр. доля учащихся, принимающих участие в школьных олимпиадах
доля учащихся, принимающих участие в городских олимпиадах
количество призёров областных, зональных и всероссийских конкурсов
призёры областных олимпиад
Призерами III (областного) этапа Всероссийской олимпиады школьников стали: по русскому языку – Федосеева Диана, ученица 10 класса МОУ СОШ№4, по обществознанию – Позднякова Татьяна, ученица 10 класса МОУ СОШ№7, по химии – Малин Александр, ученик 10 класса МОУ СОШ№ 8. Победителями регионального творческого конкурса ТГУ им.Г.Р.Державина среди выпускников общеобразовательных учреждений области стали: в номинации «Дизайн» - Харитонова Дарья, ученица МОУ СОШ №10 (I место). Призёрами стали в номинации «Социально-культурная деятельность» Скворцов Алексей, ученик МОУ СОШ №10 (II место), в номинации «Социально-культурный сервис и туризм» Ерёменко Юлия, ученица МОУ СОШ№3 (II место), в номинации «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» - Ремизова Алина, ученица МОУ СОШ №3 (II место), в номинации «Социальная психология» - Полякова Наталья, ученица МОУ СОШ№3 (III место). В областной научно-практической конференции «Грани творчества» II место заняла Рагимова Регина, ученица 11 класса МОУ СОШ №1, Рагимова Регина стала финалисткой Всероссийского конкурса научно-технических и художественных проектов по космонавтике «Звездная эстафета», а также лауреатом третьего тура областной литературно-поисковой экспедиции школьников «Тамбовский край, ты – часть моей России», лауреатом этого же конкурса стала Дулова Виталия – ученица 9-го класса МОУ СОШ №1. Горелкин Юрий – учащийся 10-го класса МОУ СОШ №1 победитель конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех, лауреат областной научно-практической конференции «Путь в науку», Кошеляева Карина – учащаяся 7-го класса МОУ СОШ №1 – дипломант областного конкурса исследовательских работ им.Вернадского «Я и Земля», Шукан Анастасия, ученица 9 класса МОУ Лицей – победитель регионального и участница Всероссийского конкурса исследовательских проектов им В.И. Вернадского. Перегудова Мария, учащаяся 9-го класса МОУ СОШ №1 – победитель областной научно-практической конференции первые шаги в науку. Шукан Анастасия учащаяся 9-го класса МОУ Лицей – призер областного конкурса исследовательских творческих работ «Первые шаги в науку». Кирсанов Алексей воспитанник СДЮСШОР – неоднократные победитель Первенств области по лыжным гонкам, Кирсанова Ольга воспитанница СДЮСШОР – победительница первенства области по лыжным гонкам, призер Всероссийских лыжных соревнований. Шеффер Альбина воспитанница СДЮСШОР – призер первенства области по спортивной гимнастике по программе «Кандидат в мастера спорта». Говердовская Екатерина, Лунина Наталья, Скорбич Юлия воспитанники СДЮСШОР стали неоднократными призерами областных соревнований по баскетболу. Обучающиеся Детской школы искусств Корабельникова Светлана, Молоканова Анастасия, Тихонова Анна получили Гранты губернатора Тамбовской области На поддержку талантливой молодежи за победы во многих Всероссийских конкурсах. Тихонова Анна Награждена также премией Президента РФ за творческие успехи. Корабельникова Светлана обучающаяся Детской школы искусств удостоена золотой медали Восьмых молодежных Дельфийских игр России, дипломантом Игр стала Павлова Анастасия – детская школа искусств. Обучающиеся дома детского творчества Харитонова Дарья, Бакулина Анна, Скворцов Алексей стали победителями Всероссийской олимпиады школьников в форме творческого конкурса в ТГУ им. Г.Р.Державина. Команда «Юность» дома детского творчества стала победителем областного турнира по мини-футболу. 7. Организация летнего труда и отдыха учащихся В 2009 году действовали 10 лагерей дневного пребывания с охватом 1 132 ребенка, что на 9,7% больше, чем в 2008 году. Фондом социального страхования на организацию лагерей дневного пребывания было выделено 1627,8 тыс.рублей, это на 241,8 тыс. рублей больше по сравнению с прошлым годом. Кроме того была организована работа 15 профильных лагерей с охватом 1060 человек и 1 палаточного лагеря (20 человек). На организацию данных лагерей было выделено из местного бюджета 661,8 тыс.рублей. Для 20 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, лагерь труда и отдыха «Витязь», на содержание которого было выделено из местного бюджета 45 тыс. рублей. охват летней оздоровительной работой по общеобразовательным учреждениям в 2009 году
организация летнего оздоровительного отдыха в 2009 году
8. Ресурсы образования и эффективность их использования 8.1. Финансирование образования Доля средств городского бюджета, выделяемых на образование:
Анализ показывает, что, несмотря на трудности, бюджетное финансирование расходов на образование производится стабильно, учреждения образования не имеют задолженностей по заработной плате и социальным выплатам.
В общем бюджете системы образования города основную часть расходов составляет объем ФОТ (2007г. – 72,4%; 2008г. – 77,8%). Недостаточно выделяется средств на развитие материально-технической базы образовательных учреждений (2007г. – 1,6%, 2008г. – 1,7%), 2009 г. – 66,5% Расходы общеобразовательных учреждений на одного учащегося составили: в 2007г. – 10,8 тыс. руб. в 2008г. – 14,6 тыс. руб. в 2009г. – 18,3 тыс. руб. на одного воспитанника дошкольного учреждения: в 2007г. – 17,7 тыс. руб. в 2008г. – 23.3 тыс. руб. в 2009г. – 26,7 тыс. руб. За счет конкурсного участия в ПНПО привлечено средств: в 2007г.- 3,2 млн. руб. в 2008г. – 3,0 млн. руб. Доля внебюждетных средств в доходах общеобразовательных учреждений от реализации платных дополнительных образовательных услуг 3,2%, 2009 г. – 0. 8.2. Кадры системы образования Кадровое обеспечение образовательного процесса в нашем городе связано с уменьшением количества учащихся в целом по общеобразовательным учреждениям и уменьшением количества ставок на одного учителя. Динамика изменения численности учащихся и работников
Количество детей уменьшается быстрее, чем количество педагогов и дефицита учительских кадров нет. Это подтверждается соотношением расчётного количества ставок учителей к фактическому. Количество ставок на одного учителя
Проблемами являются: - феминизация педагогического труда. Процент мужчин учителей в общеобразовательных учреждениях
Ежегодные вакансии учителей английского языка, информатики, технического труда для мальчиков. Молодые специалисты (по данным дисциплинам) не закрепляются в педагогической системе города по ряду причин: низкая заработная плата; отсутствие жилья; низкий престиж педагогической профессии; недостаточная социальная поддержка. Количество молодых специалистов, прибывших и оставшихся работать в системе муниципального образования
Данные об учителях, работающих свыше 18 часов в неделю (больше ставки)
количественные характеристики состава учителей общеобразовательных учреждений города
Анализ кадровой базы муниципальных общеобразовательных учреждений показывает, что количество учителей пенсионного возраста уменьшилось. В общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования обеспечено психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. В муниципальных общеобразовательных учреждениях на 1 сентября 2008 года работает 9 педагогов-психологов, 5 учителей-логопедов, 1 социальный педагог. С учащимися-воспитанниками 4 учреждений дополнительного образования занимаются 33 педагога дополнительного образования, 22 тренера-преподавателя, 167 педагогов работают в дошкольных образовательных учреждениях. Функционировать в режиме развития педколлективам позволяет уровень мастерства педработников. Сведения об аттестации педагогических работников
По состоянию на 01.09.2008г. 76 педработников города (13 %) имеют государственные и отраслевые награды. Из них 4 (0,7 %) имеют Почётное звание «Заслуженный учитель РФ», 33 (5,5 %) – награждены нагрудными знаками «Отличник народного просвещения», «Почётный работник общего образования РФ», 33 (5,5 %) – Почётной грамотой Министерства образования, 1 – Орденом трудовой Славы III степени, 1 – Медалью «За трудовое отличие». Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров Сведения о педагогических работниках, прошедших курсы повышения квалификации
Количество педагогических работников, прошедших курсы переподготовки
Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» направляет педагогических работников на курсы повышения квалификации и переподготовки согласно социальному заказу образовательных учреждений. 8.3. Материальные ресурсы Учреждений общего образования в аварийном состоянии нет. В образовательных учреждениях в 2008-2009 учебном году были проведены следующие ремонтные работы: - МОУ СОШ №1 – реконструкция помещений под санузлы, благоустройство территории школы,: МОУ Лицей – реконструкция перекрытий и лестниц начальной школы, реконструкция помещений под санузлы в основном здании, МОУ СОШ № 5 – капитальный ремонт санузлов, столовой и пищеблока, ремонт кровли; МОУ СОШ № 10 – ремонт пищеблока, лекционной аудитории; МДОУ д\с №2 – ремонт входных площадок; МДОУ д/с №4 – капитальный ремонт части системы отопления; МДОУ д/с №6,7 – ремонт кровли. Сложилась следующая схема распределения денежных средств: 1. При администрации города создается комиссия для определения первоочередности ремонтных работ. 2. Экспертиза потребности каждого образовательного учреждения в текущем и капитальном ремонте. 3. С целью определения актуального состояния проводится анализ конкретной ситуации во всех учреждениях. 4. Комиссионно распределяются выделенные денежные средства. 9. Физкультурно-оздоровительная работа В городе Рассказово проводится работа по организации спортивно-оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях. В 2006 году большинство соревнований были организованы совместно с комитетом по делам культуры, спорта и вопросам молодёжной политики администрации города. Внешкольная и внеклассная работа в образовательных учреждениях включает в себя ряд традиционных соревнований, проводимых ежегодно на уровне города, такие как военно-спортивная игра «Зарница», «Школа безопасности», Старты надежд», спортивное многоборье, соревнования по военно-прикладному виду спорта и др. Физкультурно-оздоровительными секциями и кружками охвачено 1602 ученика (38 %). Элементы здоровьесберегающих технологий используются в каждой школе, но наиболее системный характер они носят в лицее, МОУ СОШ №1, 4, 10. А коллектив МОУ СОШ № 5 полностью работает по комплексно-целевой программе «Школа здоровья». В школах № 1, 3, 4, 5, 6, 9, 10, лицее в отдельных классах введён третий дополнительный час на физическую культуру. Мониторинг состояния здоровья учащихся 10 классов коренных изменений показал, что коренных изменений в сторону улучшения здоровья у школьников старшего звена не наблюдается. Проведённая диспансеризация показала, что доля обучающихся, имеющих хронические заболевания составляет 32,3 % (1 304 детей). По-прежнему, наибольшее количество заболеваний приходится на опорно-двигательную систему – 28 %, желудочно-кишечный тракт – 14 %, нарушение зрения - 19 %, сердечно-сосудистую систему – 14 %. Заболевания учащихся 10 классов На здоровье детей оказывают влияние большие учебные нагрузки, низкое качество питания. В 2008-2009 учебном году охват горячим питанием составил 2855 человек (68%), тогда как в 2006-2007 учебном году – 2345 (59,6%), 2007-2008 учебном году 2880 человек (66%). Количество первоклассников с отклонениями в здоровье составляет – 42,5 %. Среди заболеваний преобладают болезни костно-мышечной системы (5 %), лор-заболевания (4,8 %), органов зрения (4,9 %), сердечно-сосудистой системы (3,5 %). диаграмма Заболевания первоклассников
Результаты этих и многих других исследований безусловно учитываются не только в работе педагогов-практиков, но и в определении основных позиций образовательной политики на уровне отдела образования администрации города Рассказово. 10. Социальные аспекты системы образования Значимым аспектом организации работы органа опеки и попечительства администрации г. Рассказово по профилактике социального сиротства, устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, защите прав и законных интересов несовершеннолетних является результативность и эффективность указанной деятельности. Это подтверждается следующими показателями: - численность, оставшихся без попечения родителей: 2005 год - 26 человек; 2006 год - 26 человек. 2007 год -33 человека 2008 год – 12 человек; - их доля в общей численности детей, проживающих на территории г. Рассказово, составляет 0,9%. Количество детей, нуждающихся в поддержке государства в городе Рассказово, уменьшилось. Это подтверждается результатами ежегодного выявления детей, оставшихся без попечения родителей. В городе очевиден приоритет такой формы семейного воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей как опека (попечительство). Всего в органе опеки и попечительства администрации города на 01.08.2009 состоит на учете - 91 ребенок. Из 91 подопечного на 58 детей выплачивается ежемесячное денежное пособие в размере 5559 руб. на одного ребенка, общая сумма выплат 322422 руб. Из подопечных детей - один ребенок возвращен в родную семью. 24 ребенка усынавлены российскими и иностранными гражданами. В реабилитационный центр области направлено 18 детей из неблагополучных семей. В первом 2008-2009 уч. году не выявлен ни один ребенок, родители которого отказались бы взять его из родильного дома (отделения) либо из иного учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения. С целью социальной адаптации, социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе проводится акция «Каникулы в семье». Правонарушения Одним из основных критериев эффективности работы общеобразовательных учреждений является профилактика правонарушений обучающихся. Во всех общеобразовательных учреждениях разработаны планы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, наркомании и алкоголизма, а также планы по проведению месячников правовых знаний и совместной работы со смежными ведомствами.
В 2008 году наблюдается снижение преступности среди учащихся общеобразовательных учреждений. В целях оказания помощи в профилактической работе продолжает работать психолого-педагогический семинар для классных руководителей «Трудновоспитуемость детей и подростков как психолого-педагогическая проблема». 11. Реестр нормативной правовой базы муниципальной системы образования Отдел образования администрации г. Рассказово является структурным подразделением органа местного самоуправления. Управление системой образования осуществляется на основе программно-целевого подхода в соответствии с муниципальными целевыми программами: - «Программа развития образования г. Рассказово Тамбовской области на 2004-2007 годы» - «Оптимизация образовательной сети города Рассказово на 2007-2010 годы» - «Программа развития системы дополнительного образования детей на 2004-2007 годы» - «Модернизация системы образования г. Рассказово на 2009-2010 годы» - «Развитие дошкольного образования города Рассказово на 2008-2012 годы» - «Комплексная безопасность образовательного учреждения на 2007-2010годы» - «Школьное питание на 2008-2010 годы» - «Повышение безопасности дорожного движения 2006-2012 годы» - «Комплексная программа профилактики безнадзорности правонарушений в г. Рассказово на 2008-2010 годы» - «Патриотическое воспитание школьников города Рассказово на 2006-2010 годы» - «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков г. Рассказово в каникулярное время на 2007-2010 годы» Полномочия и взаимодействие с подведомственными образовательными учреждениями регламентируют нормативно-правовые акты, разработанные и утвержденные на муниципальном уровне: - Порядок учета детей, подлежащих обязательному обучению в муниципальных общеобразовательных учреждениях; - Порядок приема детей в муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; - Положение об индивидуальном обучении больных детей на дому; - Положение об обучении учащихся, находящихся на длительном лечении в городской детской больнице; - Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений; - Положение о родительской плате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; - Порядок приема детей в муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей; - Положение об организации дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных школах; - Положение об организации платных образовательных услуг в муниципальных образовательных учреждениях города; - Положение о профильном классе общеобразовательного учреждения; - Положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Рассказово; - Положение о статусе городской экспериментальной площадки; - Положение об организации инновационно – экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях г. Рассказово; - Положение о Совете отдела образования администрации г. Рассказово; - Порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения города; - Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в городе Рассказово. Состояние системы образования города Рассказово рассматривалось по следующим направлениям: - динамическое сравнение основных характеристик процесса, - оценка полученных результатов, - оценка имеющихся ресурсов. Полученные данные позволяют сделать заключение о стабилизации ситуации и определяют пути развития образовательной системы. Основные проблемы заключены в: - демографической ситуации сегодняшнего дня: отрицательный естественный прирост населения (уровень смертности превышает уровень рождаемости) в городе, тенденция повышения среднего возраста жителей города, увеличение доли лиц пенсионного возраста; - увеличении количества педагогических работников предпенсионного и пенсионного возраста, феминизации труда преподавателей; - зависимости финансового состояния образовательных учреждений от количества обучающихся в них и объёмов бюджетного финансирования. Дальнейшее развитие системы образования города должно быть связано с реализацией следующих направлений: - Оптимизация образовательной сети города; - Создание «ресурсных центров» в городских школах и их сетевое взаимодействие. Предлагается следующая сеть ресурсных центров: по направлению «Экология»: МОУ СОШ № 3, 7, МОУ Лицей; по направлению «Патриотическое воспитание. Поисковая работа. Туризм»: МОУ СОШ №1, 4; по направлению «Школа-театр»: МОУ СОШ №6; по направлению «Здоровьесбережение/Безопасность: МОУ СОШ №10, 5; по направлению «Дошкольное образование»: МОУ СОШ №1; - Создание межшкольного городского медиацентра на базе МОУ СОШ №10; - Развитие муниципальной системы оценки качества образования; - Сохранение, модернизация традиционных дошкольных учреждений с введением в эксплуатацию резервных площадей; - Открытие на базе ДОУ Центров игровой поддержки ребёнка и Консультативных пунктов для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи. - Открытие на базе ОУ групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады в возрасте от 3-х до 7-и лет; - Реализация семейного воспитания, осуществляемого родителями или гувернерами, с использованием центров сопровождения семьи, игровых комнат ОУ; - Создание условий для развития практики обучения по выбору (создание условий для реализации индивидуальных учебных планов, индивидуальных программ, дополнительное образование); - Поддержка и распространение образцов инновационной образовательной деятельности; - Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений для организации профильного обучения, создание колледж-классов; - Организация мониторинга деятельности Управляющих Советов образовательных учреждений; - Ориентация на эффективное использование вариативных развивающих образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей; - Содействие повышению квалификации кадров, современному методическому сопровождению; - Активное использование материально-технической базы школ для организации дополнительного образования; - Расширение реализации дополнительных платных образовательных услуг с целью повышения инвестиционной привлекательности учреждений для потребителей образовательных услуг; - Повышение эффективности внедрения в образовательный процесс ИКТ. - Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программы высшего профессионального образования. - Принятие мер по опережающему обучению педагогических работников и подготовки их к введению образовательных стандартов нового поколения, реализации направлений новой образовательной стратегии «Наша новая школа». |