Реферат: Концепция православного образовательного центра при свято-троицкой сергиевой лавре

Название: Концепция православного образовательного центра при свято-троицкой сергиевой лавре
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

КОНЦЕПЦИЯ

ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

ПРИ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ

Содержание

1. Введение

2. Цель и задачи православного образовательного центра

3. Структура и методологические принципы православного образовательного центра

4. Имеющиеся ресурсы православного образовательного центра.

5. Православный детский сад

6. Православная гимназия

7. Молодежный центр

8. Учебно-методический центр

9. Планируемые программы и проекты православного образовательного центра

1. Введение

1.1. В Российской Федерации продолжаются масштабные реформы, затрагивающие все без исключения стороны политической, социальной и экономической жизни страны. Безусловно, позитивные результаты этих преобразований, наметившиеся в последние годы, омрачаются рядом отрицательных тенденций, совокупность которых правомерно охарактеризовать как кризис нравственности и бездуховность молодежи. Задача духовно-нравственного образования и воспитания детей и молодежи имеет сегодня чрезвычайную значимость и актуальность, является приоритетом национальной безопасности страны.

Русская Православная Церковь, взявшая на себя труд по духовно-нравственному возрождению нашего Отечества, не может и не должна стоять в стороне от процессов, определяющих на сегодняшний момент систему российского образования.

Монастыри испокон веков были подлинными “университетами”, где русский человек получал истинное образование и воспитание, освобождавшее его от рабства страстям и делавшее его настоящим христианином и верным сыном своей Родины. Из монастырских школ вышла вся русская книжность.

Православная вера на протяжении всей истории России являлась той объединяющей основой, на которой формировались здоровые силы, способные возродить нашу страну. Неоценимо значение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во все трудные времена нашего Отечества. Именно преподобный Сергий Радонежский дал свое святое благословение на решающую битву на Куликовом поле, именно стены Лавры явились непоколебимым оплотом для русских патриотов во времена польско-литовской интервенции, именно отсюда келарь Авраамий рассылал воззвания об объединении всех патриотических сил для спасения Отечества и православной веры. И сегодня в наше непростое, смутное для нашей страны время исторически оправдано продолжить святое дело возрождения российского образования от стен Святой Лавры.

В настоящее время Свято-Троицкая Сергиева Лавра проявляет заботу об образовании и воспитании детей, на её попечении находятся несколько общеобразовательных и воскресных школ, детских центров дополнительного образования. Наиболее результативным проектом призван стать православный образовательный центр при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, на который возлагаются надежды на эффективное решение сформулированных ниже образовательных и воспитательных задач.

Православный образовательный центр при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре должен представлять собой новый тип общеобразовательной школы, в котором соединяются религиозно-нравственное воспитание детей и современное гуманитарное и естественнонаучное образование.

1.2. Основной идей проекта является соединение качественного образования, православного мировоззрения и национальных культурных ценностей для подготовки сознательных, образованных, деятельных, творческих, патриотически воспитанных, культурно развитых и воцерковленных участников современной жизни, которые будут формировать научную, административную, дипломатическую и политическую элиту страны.

2. Цель и задачи православного образовательного центра

2.1. Основная цель православного образовательного центра сформулирована Святейшим Патриархом Алексием II: «В православных школах и гимназиях мы готовим образованных православных граждан - патриотов нашего Отчества, людей, которые будут руководствоваться в своей жизни евангельскими нравственными основами».

2.2. Основные задачи православного образовательного центра:

- воспитание граждан России – патриотов своего Отечества, желающих и способных не на словах, а на деле принимать активное участие в судьбе Родины, формирование высокоразвитой разносторонней общественно-активной личности, обладающей православным мировоззрением и приобщенной к богатому культурно-историческому наследию Руси;

- развитие интеллекта обучающихся путем познания основ гуманитарных и естественных наук не ниже государственного общеобразовательного стандарта; Интеллектуальное воспитание направлено на развитие инициативы ума, творческих сил, раскрытие всесторонних возможностей разума как дара Божия.

- создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала и эстетического развития обучающихся.

- содействие гармоничному физическому развитию учащихся, спортивное и военно-патриотическое воспитание, обучение основам выживания, в том числе в экстремальных условиях;

- трудовое воспитание, воспитание правильного отношения и уважения к любому труду, привитие навыков самостоятельного труда и умения практического применение своих знаний;

- социальное воспитание личности связано с развитием чувства ответственности за себя, других людей, мир в целом, воспитание сознательной дисциплины. От внешней дисциплины к внутренней самодисциплине - в поступках, мыслях, чувствах.

2.3. Этнокультурность православного образовательного центра. Сегодня мы все больше убеждаемся, что внутренняя стабильность в стране и общий климат межнациональных отношений в ней во многом зависят от того, как основной государствообразующий народ - русский народ - осознает себя таковым. За формирование верного национального самосознания, как и всего духовного облика человека, ответственна в первую очередь школа. Поэтому в последнее время началось интенсивное развитие системы национального воспитания и образования.

Цель этнокультурного воспитания – сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры, осознание особой ответственности за судьбу России.

Подобная ответственность предполагает наличие целостной системы нравственных критериев, которая веками формировалась в рамках Православной Церкви.

Воспитательная работа в православном образовательном центре призвана решать следующие задачи:

· Обеспечение преемственности в передаче культурного наследия мудрости русского народа подрастающему поколению;

· Поддержание и культивирование духовных и нравственных основ русского народа;

· Приобщение учащихся к образу жизни русского народа, его этнокультурному быту и традициям;

· Включение этнокультурного компонента в полноценную жизнедеятельность детей и молодежи в соответствии с разумными потребностями;

3. Структура и методологические принципы православного образовательного центра

3.1. Значительный по продолжительности этап жизни ребенка проходит в образовательной сфере. Это период становления личности, когда закладываются и утверждаются мировоззренческие принципы. Как же важно этот период пройти рука об руку с Православной Церковью.

Православный образовательный центр – это новая модель образовательного учреждения, соединившая в единое целое образовательное пространство, где созданы условия для творческого развития и духовно-нравственного воспитания личности на основе православного мировоззрения и наследия русской цивилизации.

Православный образовательный центр при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре будет включать в себя:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР

ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ

ДЕТСКИЙ САД

3.2. Реализация основной концептуальной цели осуществляется через следующие методологические принципы образователь-ной деятельности:


Непрерывность, которая заключается в последовательности, преемственности знаний и методов воспитания от дошкольного возраста до окончания гимназии, включая систему внешкольных занятий, а также возможность поддерживать живую связь с выпускниками в рамках молодежного центра (см. схему, приведенную ниже).

Целостность, когда фундаментальные основы знаний идут из одной исторической культуры, не являются разорванными и не связанными, когда факты сведения, воззрения развиваются друг из друга и не против друга.

Единство усилий центра, семьи и Церкви в вопросах воспитания и ценностных приоритетов образования на благо нации.

Структура непрерывного образования

Детский сад

преемственность в обучении и воспитании

ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ

Начальная ступень образования (образовательные программы расширенного развивающего обучения, формирование классов в зависимости от уровня подготовки)

5-7 классы факультативные курсы по интересам

8-9 классы предпрофильная подготовка (элективные курсы по выбору учащихся, информационная работа, формирование «портфолио»)

Профильные 10-11 классы

Обязательные элективные курсы по выбору учащегося

МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР

Воспитательная работа с молодежью, студенчеством, сохранение живой связи с выпускниками

4. Имеющиеся ресурсы православного образо-вательного центра.

4.1. Православный образовательный центр при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре призван стать духовно-оправданным лидером школьного возрождения, поскольку находится в городе Сергиев Посад - духовной столице России и центре богословско-педагогической мысли. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре находится великая национальная святыня – мощи преподобного Сергия Радонежского, Игумена Земли Русской. В Сергиевом Посаде собраны лучшие богословские и педагогические кадры, создана наиболее благоприятная духовно-нравственная атмосфера, связанная с непосредственной близостью Троице-Сергиевой Лавры, Московской Духовной Академии, множества православных храмов.

4.2. Учредителями православного образовательного центра помимо Свято-Троицкой Сергиевой Лавры выступает Московская Духовная Академия и Администрация Сергиево-Посадского района.

По статусу своих учредителей православный образовательный центр обязан стать образцово-показательным центром научно-методических исследований и разработок, творческой лабораторией по созданию программ и учебных пособий по среднему православному образованию, маяком для других православных школ и гимназий.

4.3. Московская Духовная Академия , отвечающая за кадровое обеспечение образовательного центра, основана в 1685 г. и первоначально именовалась Славяно-греко-латинской академией. Московская духовная академия является первой высшей школой России и крупнейшим центром развития православной науки и образования в Русской Православной Церкви; из ее стен вышли известные богословы, церковные и общественные деятели. Среди питомцев Академии XVIII века: великий ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов, математик Л.Ф. Магницкий, первый русский сатирик Антиох Кантемир и многие другие известные деятели русского просвещения.

В настоящее время Академия — центральное богословское учебное заведение, готовящее преподавательские, научные, исследовательские и административные кадры для духовных учебных заведений, церковно-научных центров, синодальных и иных церковно-административных учреждений Русской Православной Церкви. В качестве структурного подразделения первого уровня обучения при академии действует семинария. Также при Академии существуют Регентская и Иконописная школы.

Московская духовная академия является национальным научным и культурным достоянием России. Академия внесла великий вклад, получивший мировое признание, в развитие богословских, гуманитарных и естественных наук, во все времена оставаясь верной своему призванию — служить делу духовного просвещения и нравственного воспитания.



4.4. Наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископом Феогностом для расположения православного образовательного центра определен комплекс зданий бывшей Вифанской семинарии , одного из старейших учебных заведений России.

Этот комплекс зданий является историческим памятником российского образования, стены Вифанской семинарии безусловно заслуживают особого упоминания.

Комплекс зданий расположен в пригороде Сергиева Посада, в живописном месте на берегу Вифанского пруда. Строительство Вифанского скита и семинарии было осуществлено по указу императора Павла I, посетившего обитель после своей коронации (1797г.). Устроением семинарии занимался выдающийся церковный деятель митрополит Платон (Левшин) (1737-1812).

Объемно-пространственная композиция здания и система наружного декора, придающие вид замка позволяют отнести старый семинарский корпус к ценным памятникам романтического направления в архитектуре русского классицизма. Автор проекта «Нового семинарского корпуса» — известный Московский архитектор Бове.

Обновление и благоустройство Вифанской семинарии связано с именем великого церковного и государственного деятеля святителя Филарета (Дроздова).

Спасо-Вифанская семинария являлась долгое время центром духовного просвещения, целью которого было изучение слова Божия, воспитание служителей Слова, образование юношества в истинном благочестии.

Среди известных воспитанников и преподавателей Вифанской семинарии - известный проповедник епископ Архангельский Неофит (Докучаев-Платонов), известный миссионер, просветитель далекой Сибири, организатор Алтайской миссии архиепископ Евгений (Казанцев), талантливые и блестящие проповедники архиепископ Амвросий (Ключарев) и епископ Виссарион (Нечаев), исповедник нашего времени митрополит Трифон (Туркестанов), новомученик Российский епископ Серафим (Звездинский). Из светских ученых, оставивших заметный след в богословской науке, мы смогли бы назвать Н.И.Субботина, прекрасного историка-исследователя, осново-положника критического направления в отечественной историографии Е.Е. Голубинского, известного ученого в области исследования Священного Писания М.Д. Муретова, прекрасного ученого-физика, исследователя в области различных явлений природы Д.Ф. Голубицкого, Д. Боголепова, Н.Ф. Каптерова, С.Д.Муретова и др. Вот только краткий и небольшой перечень лиц, которые, однако, внесли весомый вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения на Святой Руси. Все они, как мы уже выше отмечали, были или выходцами из Вифанской семинарии или были связаны с ней преподавательской или административной деятельностью.

К сожалению, эта плеяда великих ученых и просветителей прервалась в начале 20 века, в 1918 г. Вифанская семинария была закрыта.

Спасо-Вифанская семинария являлась на протяжении более 100 лет не только памятником архитектуры, но более даже памятником силы и духа, памятником просвещения и церковной науки. Стены Вифанской семинарии заслуживают достойного продолжения в них образовательной деятельности на благо нашему Отечеству и Святой Церкви.

5. Православный детский сад

5.1. Сложность и ответственность поставленных задач определяют необходимость целенаправленной и последовательной подготовки детей к обучению в православной гимназии. Психическое, интеллектуальное и физическое развитие ребенка в раннем периоде (дошкольном) осуществляется наиболее высокими темпами по сравнению со всеми другими возрастными периодами детства. Еще в большей степени это наблюдение верно по отношению к душевной жизни ребенка. Душевный мир ребенка целостен, противоречия мира губительно сказываются на нем. Христианское воспитание, основы которого закладываются в семье, не должно быть изолированным и закрытым. Православный детский сад дает возможность верующим родителям воспитывать детей в православной вере, помогает им гармонизировать личность ребенка. В отношении воспитания детей православный детский сад предшествует началу обучения в гимназии, является его первой ступенью. Дети с первых шагов привыкают к образу жизни, сообразному православному миропониманию.

Опекая ребенка с раннего возраста, воспитатели имеют возможность выявить индивидуальные возможности и склонности ребенка, вовремя скорректировать нежелательные отклонения в его естественном развитии, системно сформировать основы интеллектуальных и трудовых навыков, необходимые для успешного обучения в гимназии. Особое значение придается эстетическому развитию ребенка - раскрытию его творческих способностей, гармоничности его физического и психического здоровья.
5.2. На протяжении 3-х лет обучения в православном детском саду воспитанники получают всестороннюю подготовку к начальной школе православной гимназии.

Учебные программы разделены на блоки:

общеобразовательный:

-чтение;

-письмо;

-арифметика.

гуманитарный:

-история;

-древнерусская культура.

воспитательный:

-прикладное творчество (лепка, рисунок, керамика);

-пение с элементами сольфеджио;

-индивидуальное музыкальное обучение (по желанию).

-физическая культура.

Получаемые знания должны позволить воспитаннику детского садика продолжить свое обучение в 1 классе православной гимназии или в иных школах с повышенными требованиями при поступлении.

5.3. Преемственность православного детского сада и гимназии, основанная на применении дошкольных методов и форм организации жизни детей на начальных этапах школьного обучения, адаптирует переход к новой деятельности.
Освоение с детского сада основ православной жизни, определяющее в той же мере уклад гимназии, углубляется сообразно взрослению воспитанников. Опекаемые Церковью и наставниками, дети должны научиться претворять полученные знания в собственный опыт богопознания и духовной жизни. Заповеди Божии о почитании родителей, милосердии и любви должны стать для детей основой их жизни, потребностью и осмысленным убеждением.

5.4. Православный детский сад как структурное подразделение православного образовательного центра планируется разместить в освободившемся здании гимназии, рассчитанном на 150 человек.

6. Православная гимназия

6.1. В традиционном понимании - образование – это формирование в человеке определенного образа. Согласно библейской антропологии человек, сотворенный по образу Божию (Быт. 2 гл.), носит в себе самом образ божественной славы. Но поскольку образ Божий в человеке затемнен и даже искажен грехом, то необходимо образование человека, то есть необходимо воссоздание в человеке первозданной божественной красоты путем очищения от греха и преображения человека через святую и добродетельную жизнь .

Цель к которой должна стремиться Гимназия, в самом общем виде может быть сформулирована следующим образом: формирование в учащихся цельного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, хранимых в России столетиями, а также практических знаний, которые позволят будущим гражданам России реализовать свои способности в возрождаемом Отечестве.

6.2. Выпускник Православной гимназии должен обладать качествами характера, знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему быть достойным сыном своего Отечества.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

ВЫПУСКНИКА ПРАВОСЛАВНОЙ

ГИМНАЗИИ

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРИСТИАНИН

ПАТРИОТ РОССИИ

КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СЕМЬЯНИН, НОСИТЕЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ШИРОКИЙ КРУГОЗОР ИНТЕРЕСОВ

ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ

УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, УМЕНИЕ

РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ

ПОТРЕБНОСТЬ К ТРУДУ И ТВОРЧЕСТВУ

САМОАДАПТАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

6.3. Для успешного воспитания вышеуказанных качеств характера и формирования необходимых знаний, умений и навыков православная гимназия в своей образовательной и воспитательной деятельности опирается на следующие концептуальные положения:

6.3.1. Продолжение традиций российского гимназического образования

Одним из важнейших условий реформирования российской школы является бережное и творческое отношение к богатейшей отечественной педагогической традиции. И в последнее десятилетие, благодаря обращению к ценнейшему педагогическому наследию прошлого, к нам вновь возвратились такие строго-торжественные слова, которые прежде мы встречали лишь в художественной литературе и представление о которых получали из кинофильмов о дореволюционной России: гимназия, гимназисты, гимназическое образование.

Российская гимназия отражала многовековые традиции православной культуры России, поэтому понять и оценить российскую систему гимназического воспитания можно лишь исходя из православной педагогической традиции.

Будучи сама носительницей высокой духовной и гражданской культуры, российская гимназия воспитывала такие высокие чувства, как почтение к святыне, «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», желание служить Богу и людям, милосердие и сострадание к униженным и оскорбленным, честность и ответственность за свои слова и дела, верность родителям и друзьям, преданность гражданскому долгу, понимаемому как жертвенность-патриотизм. Потому и сама образованность человека и гражданина в российской культурно-исторической традиции осознавалась прежде всего как важнейшее качество, необходимое в служении Богу, людям, Отечеству.

Русский педагог К. Ушинский утверждал: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди… Мы считаем удобным выразить вообще желание, чтобы наше светское образование сблизилось с религиозным…православие есть единственная религия, представляющая все условия для такого движения».

6.3.2. Полноценное и разностороннее обучение в гимназии.

Образовательное пространство состоит из 3-х ступеней:

  • начальное общее образование - по программе 1-4 классов;
  • основное общее образование - по программе 5-9 классов;
  • среднее (полное) общее образование - по программе 10-11 классов.

Начальная ступень образования является базой для получения основного общего образования. Начальная ступень обеспечивает развивающее обучение, предусматривает комплексное формирование лингвистических, математических, естественнонаучных, трудовых умений и навыков, достаточных для дальнейшего систематического изучения наук. В основе образовательного процесса лежит индивидуальный подход к обучению, последовательное расширение и углубление содержания образования, усиление его практической направленности, формирование у воспитанников способности к самообразованию.

Основные задачи I ступени:

- необходимый уровень познавательных процессов (когнитивное развитие),
- формирование психологической готовности к обучению,
- положительное отношение к учению (мотивационная готовность),
- высокий уровень произвольного поведения (волевая готовность), что включает в себя умение понимать задание, сохранять его, планировать свои действия, действовать по правилу, контролировать свои действия.

На II ступени (5-9 классы) особое внимание уделяется обучению учащихся находить связи и отношения, формулировать суждения и умозаключения, делать выводы, проводить аналогии и т.д. Это способствует развитию навыков систематизации, классификации, конкретизации. Поощряется любознательность, которая может привести к устойчивому интересу в той или иной области знаний.

Основные задачи II ступени:

- формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук,
- повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей, их диагностику,
- начало формирования навыков культуры умственного труда,
- формирование коммуникативных навыков и начало формирования рефлексивных навыков,
- формирование общих умений и навыков.

Для III ступени (10-11 классы) характерен рост интеллектуальных сил учащихся. Мыслительная деятельность характеризуется высоким уровнем обобщения и абстрагирования, причинным объяснением явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления в систему. Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии. Развивается умение пользоваться приемами логического запоминания, а также направленная познавательная деятельность.

Основные задачи III cтупени:

- выполнение государственных стандартов образования,
- подготовка к сдаче вступительных экзаменов в ВУЗ,
- профессиональная ориентация,
- интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к обучению в высшей школе.

Задачи средней и старшей ступеней определяются усложнением и качественной перестройкой общеобразовательных принципов, дальнейшим углублением воспитательных задач и расширением знаний по следующим направлениям:

а) Религиозное воспитание личности воспитанника осущест-вляется формированием ценностной ориентации на основе Библейского Откровения и православной традиции через преподавание вероучительных дисциплин - Закон Божий и Основы Христианской Нравственности, включающие Библейскую историю, Историю Христианской Церкви, Историю Русской Церкви, Литургику, Церковное искусство, Православное краеведение, Церковный этикет.

б) Гуманитарное образование в Православной гимназии является приоритетным и осуществляется по следующим направлениям:

- филологическое в рамках которого происходит углубленное изучение русского языка и литературы, изучение современных языков, а также церковнославянского языка (5 класс) и древних языков через курс «Классическая филология» (10-11 класс), который предназначен для того, чтобы позволить учащимся увидеть классическую древность глазами православного человека и осознать ее всемирно-историческую роль. Серьезное внимание обращается на развитие художественного вкуса и устной речи учащихся.

- историческое в рамках которого учащиеся приобщаются к мировому и отечественному историческому наследию с позиций православного мировоззрения. Особое внимание обращается на преподавание истории Отечества как дисциплины, максимально способствующей духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

- обществоведческое: достигается через изучение таких дисциплин как «Обществоведение», «Экономика», «Право».

в) Естественнонаучные знания приобретаются при изучении таких предметов, как естествознание, астрономия, география, краеведение, физика, химия, биология. Умение оперировать полностью отвлеченным от конкретного мира вещей абстрактными математическими категориями и формами, развивающими абстрактное мышление, формируется на уроках математики с соответствующими разделами (алгебра, геометрия, тригонометрия). Изучение информатики ( 8 кл.) позволяет освоить ряд компьютерных программ.

г) Правильному физическому развитию в гимназии должно уделяться особое внимание, поскольку дети несут возрастающие интеллектуальные, психологические и физические нагрузки. Невозможно ограничить заботу о физическом развитии детей специальными уроками по физической культуре. Физическая культура в широкое смысле слова, определяющая гармоничное психофизическое возрастное развитие, регулирует организацию всего учебного дня. Собственно уроки физкультуры должны строиться не только по принципу спортивного тренинга, но и по познавательно-игровому принципу.

д) Эстетическое образование имеет несколько направлений: музыкальное, хоровое, художественное. Предмет «Изобра-зительное искусство» включает циклы, связанные с возрождением народных промыслов: росписи, вышивки, работы с глиной, деревом.

е) Этнокультурная составляющая предполагает содержание образования, в котором наиболее полно должны быть представлены богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности.

6.3.3. Спрофилированность на вузы. Развитие сотрудничества с другими образовательными учреждениями, в том числе с ведущими вузами России – МГУ им. Ломоносова, МГИМО, Академией управления и др.

- предпрофильная подготовка и профильное обучение;

- индивидуальная предвузовская подготовка;

- углубленное изучение предметов по профилю выбранного вуза;

- приглашение преподавателей вузов для ведения курсовых заня-тий;

- использование форм занятий, приближенных к вузовским;

- установление договорных отношений с вузами, льготы при поступлении, практика на базе высших учебных заведений;

- изучение и использование опыта и традиций ведущих учебных заведений подобного профиля в России и зарубежом.

6.3.4. Привлечение передовых высококвалифицированных педагогических кадров. Совершенствование механизмов материального стимулирования педагогического труда. Создание творческой среды профессионального роста учителя, формирование творчески работающего коллектива педагогов-единомышленников. Методическим обеспечением религиозного и национального образования и воспитания призваны заниматься опытные педагоги, среди которых монахи Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, выпускники и преподаватели Московской Духовной Академии, кандидаты богословия.

6.3.5. Возможность развития учащихся в индивидуальном темпе. Использование методов погружения в образовательный процесс через создание соответствующих условий – благоприятный микроклимат, семейственность, разумный распорядок дня. Создание условий для круглосуточного проживания в учебном заведении многократно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса.

6.3.6. Создание материально-технических условий для эффективной работы образовательного центра. Реконструкция комплекса зданий бывшей Вифанской семинарии с оптимальным количеством учебных площадей, рассчитанный на – 500 человек. Оснащение современным оборудованием и методическое обеспечение.

6.3.7. Формирование соответствующей воспитательной среды православного образовательного центра.

Концепция воспитательной работы предполагает представление учащимся широких возможностей для получения дополнительного образования, в том числе через разнообразную и насыщенную внеурочная деятельность.


Для концепции православной гимназии характерна идея свободного раскрытия личности ребёнка. Трудность религиозного воспитания заключается в том, чтобы избежать всякой принудительности и насильственного навязывания религиозной жизни. Свобода в религиозном воспитании и образовании есть осознание своей ответственности перед Богом, миром и человеком. Мы нуждаемся не в фактической связи педагогики с Церковью, а во внутреннем соединении жизни с тем, чем всегда жила и живёт Церковь. Гимназия не может быть изолирована ни от жизни, ни от Церкви.

Общая культурная атмосфера и религиозный дух должны обеспечивать духовный рост ребёнка, а противопоставление Церкви и мира, Церкви и государства, Церкви и культуры ведёт к опасному скептицизму и воинствующему неверию. Духовно здоровая культурная атмосфера является созидательной силой в воспитании детей.

Итогом христианского воспитания необходимо считать не внешнее исполнение Христовых заповедей, а обретение ребенком внутренней системы ценностей, соответствующей этим заповедям. Причем система ценностей отражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней приверженности и в любви к Истине, то есть к Богу. На воспитание этой внутренней приверженности к Богу и должна быть направлена учебно-воспитательная работа в Православной гимназии.

7. Молодежный центр

Молодежный центр призван содействовать сохранению нравственного и физического здоровья молодежи города и района. Основной целью молодежного центра является проведение воспитательной работы с молодежью, студенчеством, сохранение живой связи с выпускниками православной гимназии. Формы и методы работы молодежного центра должны быть интересными, разнообразными и постоянно обновляться - это и общение, и паломничества, и спорт. Среди форм работы молодежного центра особое место уделяется разработке и реализации общественно значимых социальных проектов.

Базой для молодежного центра должно стать уютное студенческое кафе.

8. Учебно-методический центр

8.1. Весь комплекс задач, поставленных перед православным образовательным центром, невозможно решить без серьезного методического обеспечения.

Этим важным делом призвано заниматься еще одно структурное подразделение православного образовательного центра – учебно-методический центр, в задачу которого входит организация работы для целенаправленного ведения научно-методической работы, разработка учебных курсов и программ, отражающих задачи православного образовательного центра, создания новых учебных пособий.

8.2. Нынешнее состояние православных гимназий можно охарактеризовать как бедственное, они находятся в начале пути, разрозненны, представлены самим себе, держатся на личном энтузиазме педагогов-подвижников.

Работа данного учебно-методического центра позволит объединить усилия лучших методистов, а в дальнейшем центр станет базой для создания всероссийской Ассоциации православных гимназий, объединяющей православных педагогов-единомышленников для координации действий по развитию среднего православного образования.

9. Планируемые программы и проекты православного образовательного центра



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ