Реферат: а, безусловно, актуальна, поскольку меняются времена, меняется ментальность, меняется и отно­шение к путешествиям. Но при всех его трансформациях туризм был, есть

Название: а, безусловно, актуальна, поскольку меняются времена, меняется ментальность, меняется и отно­шение к путешествиям. Но при всех его трансформациях туризм был, есть
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Содержание

Введение 3

Глава 1. Генезис туристско–экскурсионной деятельности в Российской империи 5

Глава 2. Туристско-экскурсионное дело в СССР 13

Глава 3.Туризм на современном этапе и его перспективы 21

Заключение 24

Список литературы 26

Введение

Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы дея­тельности людей, которые, так или иначе, подпадают под катего­рию туризма.

Туризм сыграл огромную роль в становлении и развитии, как локальных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом.

Путешествия и туризм являются неразрывно связанными по­нятиями, они описывают определенный вид деятельности чело­века. Путешествия могут носить как индивидуальный, так и груп­повой характер. Во время путешествий происходит перемещение людей, объединенных некой единой целью. Иногда путешествие становится образом жизни.

К разновидностям туризма относятся путешествия, различаю­щиеся по своим главным целям. Это могут быть туры оздорови­тельные, развлекательные, для удовольствия, познавательные, для отдыха, ознакомительные, а также экотуризм или деревенский (сельский), паломнический и ностальгический, ритуальный и кладоискательский, туры на места катастроф, секс-туры и др.

Туризм имеет свою историю развития. История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними.

Тема реферата, безусловно, актуальна, поскольку меняются времена, меняется ментальность, меняется и отно­шение к путешествиям. Но при всех его трансформациях туризм был, есть и будет неотъемлемой частью человеческого социума.

Цель нашей работы рассмотреть генезис историко-культурного наследия туризма в России начиная с 18 века и по наше время. Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.

Глава 1. Генезис туристско–экскурсионной деятельности в Российской империи

В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М.Соловьёва, одними из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие, были “любопытство посмотреть чудеса образованного мира” и престиж, т.к. “…возвышался тот, кто был в Константинополе”. К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её пределами (Византия, Астраханское государство).

Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Он описал всё, что видел, тем самым, положив начало религиозным описаниям – “хождениям”. Помимо религиозных целей такие путешествия имели и познавательный характер. Рассказы, описания паломников содержали в себе сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов. Основными местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и другие святые места.

Новый этап в развитии Российского государства наступает в правление императора Петра I (1682 - 1725). Именно с его ре­форматорской деятельностью связано начало перехода России от традиционного аграрного общества к индустриальным отно­шениям. Модернизации в Российской империи подверглись все стороны жизни: начиная от социально-экономических отношений до некоторых аспектов быта подданных Его Императорского Величества. Именно Петр I начал демонтаж «железного занавеса», который в Средневековье отделял Россию от других государств.

По всей вероятности, Петра I можно называть и одним из пер­вых гидов в нашем государстве. Он очень любил водить экскурсии иностранцев по Санкт-Петербургу, показывая им городские по­стройки и дворцы, Кунсткамеру и храмы, а также давая простран­ные объяснения о планах градостроительства на ближайшую пер­спективу.

Импульс, данный Петром I, получил огромное развитие. В Российской империи стали почти обыденными «походы за знания­ми», научный туризм. Знаменательно, что практически не было «невозвращенцев». Те, кто получал «пенсии» (стипендии), по окон­чании курса стремились приложить свои знания и умения в род­ном Отечестве.

Путешествия с научными и образовательными целями в XVIII - XIX вв. стали составной органичной частью жизни российского общества.

Начиная с XVIII в. можно говорить и о лечебном туризме в нашем государстве. Различные целебные источники были давно известны на Руси, их называли в народе «святыми». Но только Петр I, неоднократно поправлявший свое здоровье на загранич­ных курортах, решил отыскать в самой России целебные воды и организовать лечение на них. Он поручает «разыскать лечительные воды в землях его Царского величества». Известны были источники в Пятигорске и Брагунские теплые воды на Тереке, куда в 1717 г. для исследования «тамошних теплых вод» и был послан москов­ский штадт-физик Г. Шобер. Ему и принадлежит первое описание кислых вод на Кавказе.

Паломнический туризм приобретал с каждым столетием в Рос­сии все больший размах. Надо отметить, что в XIX в. произошли определенные социальные изменения среди участников палом­нических туров. Все больше среди пилигримов, которые отправ­лялись за рубеж, стало встречаться крестьян.

Паломнический туризм как массовое явление стал иссякать в годы Первой мировой войны. Зарубежное паломничество было прервано Октябрьской революцией 1917 г. и стало восстанавли­ваться только в последнее десятилетие.

Для возникновения массового туризма необходима соответству­ющая инфраструктура. Каково же было состояние дорог в Россий­ской империи в XVIII в.? В первую очередь надо отметить, что россияне использовали водные пути, т. е. реки. Их протяженность составляла около 150000 км, но только одна треть из них была судоходна.

Что касается сухопутных дорог, то Москва, бесспорно, пре­вратилась в их центр. От нее расходилось девять радиальных путей. Дорожник, составленный В.Г. Рубаном в конце XVIII в., выдер­жал несколько изданий. В нем было перечислено 400 наиболее важных транспортных маршрутов с указанием промежуточных станций и расстояний между ними. Некоторые тракты имели про­тяженность в тысячи километров.

Препятствовал развитию массового туризма и такой вид доку­мента, как подорожная. Он представлял собой разновидность внут­реннего паспорта, и без этой бумаги отправляться в путь было нельзя. Подорожная выдавалась каждому, кто хотел совершить сколько-нибудь дальнюю поездку. В ней указывался маршрут сле­дования и его цель, имя проезжающего, количество подвод и лошадей, которые были ему необходимы, а также порядок опла­ты проезда. Без этого документа путешествующие не могли полу­чить лошадей, а соответственно и дальше передвигаться.

Но, несмотря на все запреты закрытого и антидемократичного государства количество людей, совершавших различные поездки, росло год от года. Петр I в январе 1719г. издает указ «Об учрежде­нии постоялых и гостиных дворов». Согласно этому указу необхо­димо было построить на дорогах «дворы с довольными покоями для людей и лошадей, со съестными харчами и конскими кормами... чтоб проезжим людям в тех домах ни в чем никакой нужды и от торговли в цене обиды не было»[1] .

Как средство передвижения пассажиров (туристов) и размеще­ния их в гостиницах стала выступать почта, зачатки которой появи­лись в России еще в XVII в. Правда, в то время по почте пересылали только дипломатическую документацию. В XVIII в. существовали по­чтовые тракты от Москвы до Санкт-Петербурга, Киева, Архангель­ска, Астрахани, как уже говорилось выше, стал строиться и тракт в Сибирь. При почтовом ведомстве и стали организовываться гости­ницы, первая была создана в 1715 г. в Санкт-Петербурге. Видимо, от этой даты можно вести официальную историю нашего гостинично­го хозяйства. Правда, сначала в них размещались в основном инос­транцы. Именно в гостиницах Петр I любил устраивать приемы и ассамблеи. В гостиницах стали со второй половины XVIII в. прода­вать специальные почтовые карты и дорожники для проезжающих. К началу XIX в. в России имелось уже 3200 почтовых станций, где путники могли отдохнуть и поменять лошадей.

О влиянии туризма на развитие культуры в нашем обществе говорит тот факт, что именно благодаря гостиницам появились, в частности, общественные бани. В гостинцах стал расти уровень сервисных услуг. Проезжающие могли там не только переночевать и поесть, но и помыться с дороги. Постепенно в бани при гости­ницах стали приходить и местные жители. А в 1782 г. появился «Устав благочиния», согласно которому в банях устанавливались специально мужские и женские дни.

В XVIII в. в России начинает зарождаться детский (школьный) туризм. Первоначально это были экскурсии с целью ознакомления учащихся с разнообразием местного растительного мира. Но постепенно экскурсии, связанные с различными краеведческими опросами, становятся столь органичны в школьной программе, что их необходимость была зафиксирована в Уставах учебных за­ведений начиная с 1786 г. Школьники не только стали выезжать на природу, но посещать местные заводы и мануфактуры, рудни­ки и т. п. В XIX - начале XX в. для активизации экскурсионного дела стали привлекать выдающихся ученых: Д.И. Менделеева, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, К.А. Тимирязева, И.П. Павлова, В.И. Вернадского и др. Министерство на­одного образования и Синод проводили экскурсии, связанные с патриотическим и идеологическим воспитанием учащихся[2] .

В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и походы. Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию, организация научных и профессиональных обществ – всё это послужило основой для объединения любителей туризма в различные специализированные организации.

Первые туристские организации возникли на Кавказе. В 1877г. при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб. Он просуществовал всего несколько лет, но, тем не менее, его члены организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа; издали два сборника под названием “Известия”, в которых были помещены статьи о фауне и флоре Кавказа и Закавказья.

Об опасности путешествий по Кавказу, о непригодности дорог для организации групповых путешествий постоянно писали в прессе. Поэтому Тифлисский альпийский клуб с самого начала не мог рассчитывать на широкую поддержку и просуществовал недолго.

Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий не только внутреннего, но и иностранного туризма. В конце XIX в. здесь началось строительство шоссейных и железных дорог, открывались гостиницы, на перевальных дорогах возникали почтовые станции и дорожные казармы.

В 1888г. в Тифлисе был издан “Путеводитель по Кавказу” с рисунками и картой. Его составитель Е. Вейденбаум дал в книге подробное описание Кавказского края, девяти маршрутов с изложением главнейших населённых пунктов, городов, природных и исторических достопримечательностей.

В этот период появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествий со всеми достопримечательностями.

В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность получает второй горный район – Крым, до которого легко было добраться как по суше, так и морем. Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот, близостью тёплого моря.

Крым также стал известен своим лечебным климатом, благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы.

В Ялте в конце 80-х годов XIX в. образовался “Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор”. Основной задачей клуба было научное изучение Крымских гор. Их деятельность включала охрану редких горных видов растений и животных, создание экскурсий, издание трудов клуба.

В апреле 1895 г. в Санкт-Петербурге было создано «Общество велосипедистов-туристов». В задачи «Общества» входило содействие выработке условий для путешествий на велосипедах по России; издание дорожни­ков, путеводителей и карт; организация путешествий. А своеобразной «сверхзадачей» была выработка дорожной карты Россий­ской империи. Руководство устраивало различные конкурсы по туристическим маршрутам, путеводителям.

При «Обществе» вскоре были созданы секции других видов туризма и путешествий. Популярность его была настолько велика, что его отделения появились в 24 городах России, а в 1898 г. на Люксембургском конгрессе «Общество велосипедистов-туристов» было принято в Лигу туристских обществ.

Забота о туристах прослеживается во многом. Например, в опи­сании пешеходного маршрута № 9 по Военно-Грузинской дороге говорится, что «для багажа будут предоставлены лошади с таким расчетом, чтобы на них всегда могла ехать часть уставших или почему-либо не могущих идти пешком»[3] . В списке рекомендо­ванных вещей указываются не только вещи первой необходимо­сти, как «2 - 3 кофточки немарких» или «запасная пара обуви, Достаточно плотная, на низком каблуке», но не забыты и носовые платки «в количестве 10 - 12 штук», «запасная тетрадь (для конспектов. - М.С.), 1 - 2 книги для чтения, бинокль и фотоап­парат».

О том, что познавательной стороне туров придавалось огромное значение, говорит рекламное объявление, приглашавшее на работу экскурсоводов «хорошо знающих город», чьи услуги будут необходимы «при посещении музеев, картинных галерей, фабрик, заводов, рудников и т.п.», так как «нужны знания лиц, близко стоящих к делу, непосредственно в них работающих специали­стов». И, как было добавлено, «опыт прошлых лет показал, что в этом деле можно рассчитывать на успех»[4] .

Довольно жесткие правила при заказе путевок, приоритет для членов Клуба вроде бы говорят о том, что нехватки в желающих не было. Но при 120 млн. населения Российской империи в то время 5000 членов клуба составляли десятитысячные доли процента.

И если невозможно говорить о массовом внутрироссийском туризме, то тем более говорить о массовом зарубежном туризме в царской России не приходится из-за того, что на любую поездку за рубеж требовалось высочайшее дозволение. Необходимо было личное «утверждение» каждой кандидатуры императором. Хотя с правления Екатерины II дворянам, согласно «Жалованной гра­моте дворянству» (1785), можно было уехать за границу и вер­нуться в любое время. Поэтому основными видами зарубежного туризма оставались традиционные: лечение, паломничество, пер­вооткрывательство. Хотя и существовали ознакомительные поезд­ки, о чем регулярно информировал своих читателей «Русский ту­рист», публикуя, правда, анонимные заметки о посещении различных стран: Португалии, Финляндии, Франции, Италии Ц др. Судя по приводимым в этих путевых очерках впечатлениях, они не были взяты из путеводителей и не являлись заказными рекламными акциями. «В Финляндии, как и в Германии - прекрасные дороги, вымощенные гранитом. Они содержатся в таком порядке, что нужно проехать не мало верст, чтобы найти на шос­се малейшую выбоину». Или описание любви португальцев к жи­вотным. «Кто не любит животных - у того нет сердца», - гласит португальская поговорка. Автора поразили специально оборудо­ванные водопои и навесы для животных, а также обилие кошек, «которых в Лиссабоне десятки тысяч». Вряд ли этот материал спо­собствовал бы массовому наплыву туристов[5] .

Глава 2. Туристско-экскурсионное дело в СССР

Туристско-экскурсионной деятельности Советская власть бук­вально с первых месяцев своего существования начинает уделять самое пристальное внимание, понимая, что это - одна из возмож­ностей влияния на массы.

С 1921 г. начинают проводиться конференции по проблемам экскурсоводческого дела. Конференции с самого начала носили не локальный, а общероссийский характер. На них действовали две секции по естественно-научным и гуманитарным вопросам. Это было не случайно, так как экскурсии и походы должны были нести кроме общепознавательной и образовательной также и иде­ологическую нагрузку. Разрабатывалась историко-революционная тематика согласно ленинскому Декрету 1918 г. о монументальной пропаганде, а также уточнялись списки предприятий народного хозяйства, где можно было убедиться в «превосходстве социалистических методов хозяйствования». В Москве были созданы Центральный музейно-экскурсионный институт и экскурсионный от­дел в Институте методов внешкольной работы, а в Петрограде соответственно Научно-исследовательский экскурсионный инсти­тут. Сотрудники этих учреждений занимались обобщением опыта работы в туристской сфере, читали различные циклы лекций и подготавливали конференции и съезды как по теоретическим, так и по практическим вопросам, связанным с туризмом.

С середины 1920-х гг. на страницах «Комсомольской правды» стали появляться статьи, настойчиво призывающие молодежь за­няться туризмом. В декабре 1926 г. Московским комитетом комсо­мола совместно с «Комсомольской правдой» и МГСПС была орга­низована первая массовая экскурсия, в ней приняло участие около 300 человек. Это было рекламно-пропагандистское мероприятие в рамках ГОЭЛРО.

В 1930-е гг. стало очевидно, что мир стоит на пороге новой вой­ны. Туризм стал внедряться и в армию. «Путешествие группы ко­мандиров 51-й дивизии на дунайских каяках из Смоленска в Одес­су, по Днепру и Черному морю; шлюпочный поход командиров смоленского гарнизона от Смоленска до Киева; велосипедный про­бег начсостава киевского гарнизона по маршруту Киев - Жито­мир; пробег командиров Приволжского военного округа по маршруту Казань - Свияжск - Чебоксары; 700-километровый поход на лодках начсостава Северокавказского военного округа по Дону и т.д.» Эти факты свидетельствуют о понимании значения туриз­ма армейским командованием в деле воспитания и развития та­ких качеств, необходимых бойцу, как умение ориентироваться на местности, закалка характера, смелость, выносливость, взаимо­выручка.

В 1939 г. была создана добровольная альпинистская организа­ция военно-спортивной направленности. Из членов этой органи­зации в годы Великой Отечественной войны формировались спе­циальные отряды. Туризм приносил ощутимую помощь стране[6] .

«Советским туристом» было разработано около 30 маршру­тов, которые охватывали фактически всю территорию Советско­го Союза. Были даже разработаны маршруты по Памиру. Учиты­вая, что средняя продолжительность отпуска у большинства рабочих и служащих составляла порядка двух недель, соответ­ственно и подавляющее большинство туров было такой же про­должительности.

Разница в деятельности ОПТ и Совтура заключалась в том, что ОПТ занимался организацией самодеятельных походов, а Совтур обслуживал группы отдыхающих по заранее определенным мар­шрутам, носящим в основном общеобразовательный и краевед­ческий характер.

Наряду с внутренним туризмом в СССР очень рано начинает развиваться и иностранный туризм. Так же как и при развитии внутреннего туризма, здесь приоритетными были пропагандист­ские вопросы.

Великая Отечественная война и восстановительный период отодвинули туристские проблемы на второй план. Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 1940-х гг. В послевоенные годы получил широкое распространение как плановый, так и са­модеятельный, спортивный, детский и семейный туризм.

Был восстановлен также и туризм в Вооруженных Силах СССР. Согласно приказу министра обороны, возглавлять это направле­ние в туризме было возложено на начальника Тыла ВС, а непо­средственное руководство — на Управление по туризму и экскур­сиям Министерства обороны. Специально был создан Всеармейский совет по туризму для привлечения к этой работе широких слоев армейской и флотской общественности. Туризм, как плановый, так и самодеятельный, вскоре становится одним из наиболее люби­мых и массовых видов отдыха.

К середине 1980-х гг. было 24 турбазы, входивших в подчине­ние военных ведомств и Министерства обороны. Только с 1980 по 1985 г. на них отдохнуло около 1,2 млн. военнослужащих и членов их семей. Наибольшей популярностью в советское время пользовалась турбаза «Терскол», принимавшая туристов круглый год. Летом отсюда совершались походы и экскурсии по Приэльб-русью, а зимой приезжали горнолыжники. Уникальность ее, од­нако, заключалось в другом. Только здесь были разработаны мар­шруты различных категорий: от наипростейшего, дающего право на значок «Турист СССР», до I категории сложности.

Были разработаны десятки маршрутов автобусных путешествий по СССР. Пользовались популярностью и речные путешествия по Волге и Волго-Балту, а в июле ежегодно проводился 15-дневный тур по Енисею от Красноярска до заполярного Диксона. Проявля­лась забота и о семьях молодых офицеров. В три раза увеличилось в середине 1980-х гг. количество турбаз, где можно было отдыхать с детьми от пятилетнего возраста[7] .

Самодеятельный туризм также не был обойден вниманием. С 1970-х гг. стали проводиться ежегодные всеармейские соревно­вания на лучшее туристское путешествие, а с 1976 г. - Всеармей­ские слеты туристов. Это были грандиозные мероприятия.

Традиционно важным направлением туристско-экскурсионной работы был школьный туризм. Еще до начала Великой Оте­чественной войны в 1941 г. было объявлено о начале туристичес­кой краеведческой всероссийской экспедиции «Моя Родина - СССР». К идее возобновления этой экспедиции вернулись лишь в середине 1950-х гг. В 1956 г. «Пионерская правда» и Центральная детская экскурсионно-туристическая станция опубликовали ос­новные положения этой Экспедиции. Работа развернулась по семи направлениям: «Ленин и теперь живее всех живых», «К тайнам природы», «Искусство принадлежит народу», «В буднях великих строек» и др.

С 1957 г. начинается история советского морского туризма. Интурист арендовал два судна - «Победу» и «Грузию», на которых и осуществлялись морские путешествия вокруг Европы из Одессы в Ленинград. Теплоход «Петр Первый» проводил черноморские кру­изы для туристов из соцстран. А в 1960 г. печально известный теп­лоход «Адмирал Нахимов» стал курсировать вдоль Крымско-Кав­казского побережья. В начале 1960-х гг. морской туризм стал развиваться на Балтике, а судно «Григорий Орджоникидзе» уст­раивало 20-дневные туры вдоль Дальневосточного побережья.

На создание отвечающих европейским стандартам требований для приема иностранных туристов ушло десять послевоенных лет. Необходимо было построить сеть гостиниц и ресторанов, нако­пить опыт перевозок большого количества иностранцев авиаци­онным и железнодорожным транспортом, развернуть рекламу и, наконец, наладить производство сувенирной продукции.

«Интурист» занимался организацией не только групповых ту­ров, но и индивидуальных морских и речных круизов, поездок иностранцев на курорты СССР, а советских граждан - на зару­бежные курорты. Устраивались и эксклюзивные туры, например для охоты.

С 1964 г. «Интурист» стал принимать туристов для лечения на наиболее известных курортах страны. В их число вошли санатории, известные минеральными источниками, например, Мацеста в Сочи, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, лечебные грязи Цхалтубо и др.

В 1960-х гг. в СССР насчитывалось пять направлений туризма, которые существовали в значительной степени параллельно друг другу:

­ профтуризм (Центральный Совет по туризму и экскурсиям - ЦСТиЭ при ВЦСПС);

­ интуризм (Государственный комитет по иностранному туриз­му при Совете Министров СССР);

­ молодежный туризм («Спутник» при ЦК ВЛКСМ);

­ военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Мин­обороны СССР);

­ школьный туризм (ЦДТЭС Министерства просвещения СССР).

В 1960-е гг. туристско-экскурсионными организациями проф­союзов было разработано свыше 13000 маршрутов - линейных, кольцевых, радиальных. В целях обеспечения разработки и выпус­ка различных видов рекламы, организации в прессе, по радио, телевидению и в кино пропаганды и рекламы мероприятий, про­водимых туристско-экскурсионными организациями, решено было создать рекламно-информационное бюро «Турист». Оно было от­крыто в 1971 г. и действовало на хозрасчетных условиях.

Главными туристскими регионами были Центральный, куда кроме Московской входили Тульская, Рязанская, Калужская, Калининская, Смоленская, Ярославская и Владимирская области; и Северо-западный, включавший Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области. Одно только Московское бюро экскурсий в 1960-е гг. реализовало 4 млн. туристских путевок. Туристскими «мекками» в этот период становятся маршруты: «По пушкинским мес­там», «По древнерусским городам и Ленинграду» и др. Хотя коли­чество маршрутов в Центральном и Северо-западном регионах было меньше, чем, скажем, в Закавказье или Крыму, но в них прини­мало участие гораздо большее количество туристов из-за развито­сти инфраструктуры. Кроме того, здесь были сосредоточены крупные туристские комплексы, которые были в состоянии обслужить большое количество путешественников. Многие маршруты по Центральному и Северо-западному регионам носили общесоюзный характер, что также влияло на массовость, хотя это не значит, что здесь не существовало местных маршрутов.

Более половины всех плановых всесоюзных маршрутов было проложено в таких курортных местах, как Черноморское побере­жье Кавказа, Крым, Северный Кавказ, Закавказье. Этот регион лидировал по «концентрации» кемпингов, туристских баз и гос­тиниц, которых здесь было более 50 % от их общего количества по стране[8] .

К маршрутам с активными способами передвижения относи­лись 55 всесоюзных маршрутов. Это были конные, велосипедные, водные (лодочные, байдарочные и на надувных плотах), пешеход­ные. Турист, принявший участие в одном из них, имел право на получение удостоверения и значка «Турист СССР». Девять маршру­тов, причисленные к первой категории сложности, среди которых можно назвать такие, как «По горному Крыму», «По Днестровско­му каньону на плотах», «По Телецкому озеру и алтайской тайге» и др. - могли принести туристу присвоение третьего разряда по ту­ризму, правда, если у него уже имелось «звание» «Турист СССР». Туризм в 1960-е гг. стал настолько популярен, что почти во всех вузах СССР создаются туристские секции, а в некоторых уни­верситетах даже были организованы Клубы туристов.

В 1970 - 1980-е гг. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с элитными морскими и речными круизами - такими, как, например, «Арктический круиз», когда совершалось путе­шествие по Северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов - Охотскому и Японскому; или путешествия на комфортабельных теплоходах по Лене, Енисею, Амуру - наблюдается разработка самодеятельных маршрутов от Хибин до Камчатки. Туристские путешествия становятся одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Путешествия на речных судах проходили по всем крупным ре­кам Советского Союза. Более 40 Советов по туризму разного уров­ня арендовали суда и организовывали путешествия для «своих» ту­ристов. И хотя путешествия водным транспортом традиционно имел небольшой удельный вес - около 5 % от общего объема транспорт­ных путешествий, - тем не менее, в СССР к началу 1990-х гг. фун­кционировало около 500 речных и морских маршрутов, которые обслуживали 200 судов[9] .

Железнодорожные путешествия планового характера появились впервые в 1960-е гг. Постепенно маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью множества маршрутов самого разного уровня. Начинают формироваться «поезда здоровья» и специальные туристско-экскурсионные поезда. Маршруты составлялись таким образом, чтобы железнодорожные переезды между туристскими центрами приходились в основном на ночное время. В 1986 г. насчитывалось более 2500 туристско-экскурсионных поез­дов. Особенной популярностью у жителей Дальнего Востока, Урала и Сибири пользовались кольцевые маршруты, охватывавшие глав­ные города европейской части Союза, а также Средней Азии.

Относительная дешевизна авиабилетов была одной из составля­ющих того бума, который переживал в 1980-е гг. авиатуризм. Причем услугами авиации бюро путешествий и экскурсий крупных городов (по статистике их было более 160) пользовалось не только для до­ставки туристов к местам отдыха и обратно, но разрабатывались и самостоятельные авиапутешествия, например маршрут Москва – Архангельск – Соловки – Архангельск - Москва и десятки других.

Любимыми для многих горожан становятся походы «выходно­го дня». Только в 1980-е гг. в них приняло участие более 20 млн. человек[10] .

В 1960 - 1980-е гг. туризм уже не носил того принудительно идеологизированного характера, как в довоенные годы. Материальная база его возросла многократно. Различными туристскими организа­циями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Туризм прочно вошел в быт советского человека, став его неотъем­лемой частью. Но, в силу того, что туризм носил ярко выраженный социальный характер, спрос на туристские услуги значительно опе­режал предложение. И многочисленные туристско-экскурсионные бюро не могли обеспечить путевками всех желающих.

Глава 3.Туризм на современном этапе и его перспективы

В настоящее время туризм является мощной мировой индуст­рией, занимающей до 10% мирового валового продукта[11] , где задействованы огромные массы служащих, основных средств про­изводства, привлечены крупные капиталы. Можно сказать, что туризм - это и серьезная политика глобального уровня.

В России законодательной основой туризма является Граждан­ский кодекс Российской Федерации. Им регламентируется систе­ма туристского предпринимательства, правоприменительных и договорных отношений в сфере туризма, а также обеспечиваются и защищаются экономические и личные права граждан.

В 1996 г. был принят Закон РФ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Этим законом определяются прин­ципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Феде рации, и регулируются отношения, возникающие при реализа­ции прав граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иные права при совершении пу­тешествий. Кроме того, этим Законом определяется порядок ра­ционального использования туристских ресурсов России.

В Законе перечисляются и раскрываются основные понятия, связанные с туристской деятельностью. Указываются главные прин­ципы и цели российского туризма, к которым относятся:

­ «обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей природной среды;

­ создание условий для деятельности, направленной на воспи­тание, образование и оздоровление туристов;

­ развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребно­сти граждан при совершении путешествий, создание новых рабо­чих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия».

При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются «поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельно­го туризма».

Для целей международного туризма приняты как федеральные законы, так и нормативные акты, определяющие туристские фор­мальности при пересечении границы, фискальные и санитарные нормы и правила.

Москва является не только столицей Российской Федерации, она по праву занимает первое место среди туристских центров на­шего государства. В октябре 1993 г. вышло Постановление Прави­тельства Москвы «О мерах по развитию туризма в г. Москве». Кон­цептуальная программа развития туризма названа «приоритетной для социально-экономического развития г. Москвы», что в очеред­ной раз подтверждает значимость индустрии туризма для экономики.

Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных кон­тактов постоянно возрастает. В 1991 г., по оценочным данным, сум­марный доход страны от международного туризма составил около 7 % общего объема мирового экспорта и 30 % мирового экспорта услуг. По прогнозам экспертов ВТО, ожидалось, что туризм к 2000 г. станет ведущей экспортной отраслью в мире. К 2005 г. при сохране­нии сложившихся за истекший двадцатилетний период средних темпов роста число международных туристов достигнет 900 млн. человек. Основными факторами, влияющими на развитие спроса на поездки, будут: научно-технический прогресс, повышение ка­чества жизни и увеличение продолжительности свободного времени.

Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне запад­ных стандартов, стал складываться в России только с 1993 г. Сво­их гостиничных цепей (кроме «Интуриста») в России до этого не существовало. Доходы в основном поступали от гостиниц сети «Интурист», а гостиницы для российских (советских) граждан были планово-убыточными.

С 1992 г. наблюдается сокращение числа гостиниц, но особую тревогу вызывает наметившаяся тенденция убыточности гостинич­ного хозяйства в большинстве регионов РФ, хотя во всем мире отрасль гостиничного и ресторанного бизнеса считается «курицей, несущей золотые яйца». Коэффициент загрузки гостиниц России находится на уровне 39%. По этому показателю только Москва со­поставима с другими регионами мира: Москва - 64%; Европа -61 %, Северная Америка - 65%, Азия и Австралия - 70%[12] .

Объективно в России насчитывается не более 20 высококласс­ных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство гос­тиниц, входящих в международные гостиничные цепи. Как пра­вило, российские гостиницы класса 4*-5* находятся в совладении с иностранными компаниями или полностью ими управляются.

Около 40 российских отелей соответствуют категории 3*-4*. На сегодняшний день большинство таковых акционированы и находятся в долевом владении государства или города[13] . Не­смотря на то, что ряд ведомственных гостиниц подтвердил свою категорию 2*-3*, многие из них не соответствуют международ­ным стандартам. Как правило, у них достаточно ограниченный набор предоставляемых услуг, значительная изношенность поме­щений и устаревшее оборудование и мебель.

Заключение

Путешествия, а туризм считается одной из их разновидно­стей, сопутствовали человеку на протяжении всей его истории. По мере того как совершенствовалось общество, становились более совершенными, разнообразными и комфортабельными и виды путешествий. О туризме в современном его понимании можно говорить с момента возникновения первых цивилизаций. Но как массовое явление, как modus vivendi (образ жизни) миллионов людей, он воплощается в жизнь только в период индустриального общества.

Изучение генезиса туризма помогает лучшему усвоению тех или иных основополагающих исторических вех. И поступательное раз­витие туризма входит как необходимая составная часть в мировой исторический процесс. Можно констатировать, что на различных этапах истории путешествия и туризм сыграли колоссальную про­грессивную роль в развитии человеческого социума в целом, как стимулируя науку, развитие средств транспорта, торговлю, дип­ломатию, так и оказывая в целом позитивное влияние на ментальность людей.

В наши дни невозможно представить себе любой крупный го­род без туристов, как иностранных, так и отечественных.

Путешествия настолько прочно вошли в жизнь современного общества, что превратились в его неотъемлемую составную часть, став образом жизни. И какой бы мотивацией ни руководствовался человек, отправляясь в путешествие, он всегда будет сталкивать­ся с чем-то новым и неожиданным для себя. И не зря существует афоризм, что «отдых — это перемена деятельности». Он прекрас­но применим к туризму, так как в основе любого вояжа лежит потребность в получении от него максимума удовольствия и от­дыха (пусть как перемены рода деятельности). Исходя из вышеиз­ложенного, можно сделать вывод, что, пока существует человек, пока он работает, создавая и совершенствуя антропогенную среду обитания, ему будет необходим отдых, одной из разновидностей которого и являются путешествия.

Но туризм - это не только естественная, а теперь уже и само собой разумеющаяся часть жизни любого социума, это еще и «дви­житель» развития этого социума.

Очевидно, что туризм способствует формированию единого туристского пространства в масштабах всей Земли, что приводит к дальнейшей консолидации народов и государств.

Список литературы

1. Закон РФ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» // Туризм: Нормативные правовые акты / Сост. Н.И. Волошин. – М., 1998

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М; СПб., 2001

3. Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. А.Л. Чудновского. – М., 2000

4. Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР (1917-1983 гг.) – М., 1985

5. Квартальнов В.А. Туризм. – М., 2000

6. Путешествия в Святую землю. Записки русских паломников и путешественников XII – XX вв. – М., 1995

7. Русский турист. – 1911. - № 3-4

8. Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004

9. Усыскин Г. Очерки истории российского туризма. М. – С.-Пб., 2000

10. Шаповал Г.Ф. История туризма. – Минск, 1999


[1] Путешествия в Святую землю. Записки русских паломников и путешественников XII – XX вв. – М., 1995

[2] Шаповал Г.Ф. История туризма. – Минск, 1999

[3] Русский турист. – 1911. - № 3-4

[4] там же

[5] Русский турист. – 1911. - № 3-4

[6] Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М; СПб., 2001

[7] Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 с. 294

[8] Шаповал Г.Ф. История туризма. – Минск, 1999

[9] Квартальнов В.А. Туризм. – М., 2000

[10] Шаповал Г.Ф. История туризма. – Минск, 1999

[11] Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 2001

[12] Квартальнов В.А. Туризм. М., 2000

[13] там же