Реферат: План введение Основные формы познания. Особенности и разновидности познания. Философия в познании: средства, уровни, специфика. Заключение
Название: План введение Основные формы познания. Особенности и разновидности познания. Философия в познании: средства, уровни, специфика. Заключение Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Познание, его разновидности ПЛАН
Введение 1. Основные формы познания. 2. Особенности и разновидности познания. 3. Философия в познании: средства, уровни, специфика. Заключение Список использованной литературы Введение
Теория познания разрабатывается в философии с момента ее Связь теории познания можно рассмотреть с такими фундаментальными науками, как онтология - учение о бытии и диалектика - учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук. Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и гносеология постепенно преобразуется в подлинное социально-гуманитарное исследование. При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, медицины и др. При осмыслении этого материала недопустимо как недооценивать (а тем более, полностью игнорировать), так и абсолютизировать какой-либо один из источников. Так, строить теорию познания только и исключительно на основе анализа математического (Декарт) или естественнонаучного знания (логический позитивизм) - значит поступать односторонне и, следовательно, ошибочно. История познания показывает, что знания всегда обусловлены потребностями общества, прежде всего запросами материального производства и практики. Поэтому на каждом из этапов общественного развития они впитывают в себя все то новое, что приносит с собой каждый из них и приобретают специфический облик. Целью нашего рефераты является рассмотреть, что же такое познание, его формы, особенности и разновидности, а также изучить средства, уровни, специфику философии в познании.
1. Основные формы познания. Познание как разновидность духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания протекает в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной, как научная. Познание - обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире[2] . Познание представляет собой деятельность, целью которой является получение истинного знания о каком-либо объекте. Познание выражается в определенном отношении субъекта к объекту познания. В процессе установления этого отношения субъект овладевает объектом, получает о нем необходимую информацию, содержание которой зависит от частных задач познавательной деятельности, используемых средств и приемов. Познание - сложный процесс отображения и воспроизведения человеком действительности. Уже на ранних этапах развития человечества существовало обыденно-практическое познание. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т. д. и представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т. п. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, интуитивные убеждения, предчувствия и пр. Одна из исторически первых форм - игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой, спортивной, актерской и др.) индивид активно познает окружающую действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую любознательность детей, формируют их духовный мир, дают определенные знания, вырабатывают навыки общения и т. п. Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика - в фантастическом отражении реальности, в бессознательно-художественной переработке народной фантазией загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т. д. В рамках мифологии зарождалась художественно-образная форма познания, наиболее развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т. д. К древним формам познания, генетически связанным с мифологией, следует отнести также философскую и религиозную. Здесь же отметим, что если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научной и философской форм познания - рациональность, которая эмоции и веру содержит в качестве подчиненных моментов. Типологизацию знания можно провести по самым различным основаниям (критериям). Выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т. п. Непосредственная цель познания в любой его форме - истина[3] . Путь к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания - заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания. Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику. Заблуждение - это знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.
2. Особенности и разновидности познания.
Действительное познание - это процесс перехода от незнания к неполному знанию, а от него - к знанию, более полному. Это процесс непрерывного стремления к истине. Всякий процесс познания независимо от того, в какой сфере человеческой деятельности он протекает, подчиняется наиболее общим законам познания - законам диалектики, выражающим самые общие и существенные связи и отношения объективной действительности. Поскольку законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи любой форме движения всей материи - развитию природы, общества, мышления, - поскольку диалектический метод является единственным всеобщим методом познания, равно применимым во всех разновидностях процесса познания и в науке, и в практике. По этому поводу Н.Х. Вахтомин пишет: «Законы, раскрываемые конкретной наукой, относятся только к данной форме движения материи и не распространяются на другую... Наряду с этим есть законы, которые относятся ко всем без исключения формам движения материи, да и не только материи. Они одновременно являются и законами познания... Наиболее полное, всестороннее и глубокое научное выражение эти законы получили в диалектике»[4] . Чувственное познание осуществляется через органы чувств - зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции. Органы чувств - это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом, чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира. Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа - восприятия. Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений. Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении[5] . Мышление - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т. п.). Мышление человека - не чисто его природное свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием практики. Выделяют два основных уровня мышления - разум и рассудок. Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка. Он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное, повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание. Разум - (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума - объединение многообразного, вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Формы мышления (логические формы) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др., на которых остановимся на следующей лекции. Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Наиболее общие понятия - это философские категории (материя, качество, противоречие и др.). Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов (атом, водород и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы и др.). Суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным (Лондон стоит на Темзе), либо ложным (Париж – столица Югославии). Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения: 1. Все люди смертны (посылка). 2. Аристотель - человек (обосновывающее знание). 3. Следовательно, Аристотель смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием). Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п. Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и т. д. 3. Философия в познании: средства, уровни, специфика.
Рассматривая вопрос о специфике познавательных средств на примере При характеристике средств философского познания их разделяют на 1) научные средства (они отличают философию от других форм познания: религиозного, художественного, обыденного); 2) умозрительные средства (они отличают философию от экспериментальных наук); 3) всеобще-категориальные (они отличают философию от частных теоретических научных дисциплин, от математики, при этом, всеобщие категории вообще являются главным средством философского познания), 4) критически-конструктивно-рефлексивные (они отграничивают философию от ненаучных подходов в познавательной деятельности, таких как описательный, догматический, схоластический; последний, к примеру, зачастую используется в практике преподавания философии, с необходимостью дезавуируя метафизическую несостоятельность Рассмотрим инструментальные средства философского познания Диалектика как метод прошла длительную эволюцию. Сначала она Определяя средства философского познания, мы должны обозначить К примеру, к экстраполяции прибегают, когда имеют дело с В случае мысленного эксперимента, используя идеализацию, философы Следующим средством философского познания является Таким образом, важно то, что герменевтико-интерпретаторский подход выходит за рамки формально-логического познания действительности. В его К средствам философского познания относится и трансцендирующий Выбор средств познания в философии определяется, прежде всего, самой Кроме собственных, философия использует и общенаучные средства Однако, собственно философские средства, к примеру, такие как С одной стороны, философское мышление более спекулятивно, оперирует более абстрактными категориями, чем естественнонаучное, но, с другой стороны, оно более конструктивно, поскольку объединяет в русле Таким образом, философское умозрение позволяет преодолеть противопоставление абстрактного и экспериментального мышления, что в свою очередь позитивно сказывается на диалектическом единстве научно-философской методологии познания. Решение вопроса о средствах познания в философии находится в тесной связи с решением проблемы типологии уровней освоения действительности в контексте философского познания. Необходимо иметь ввиду, что эту своеобразную типологию освоения действительности можно отстроить в пределах научного рационалистического понимания предмета философии, то есть, не вовлекая в круг типологии ненаучные, иррациональные прото- и парафилософские формы познания. Вопрос об уровнях освоения действительности с необходимостью оказывается в горизонте вопроса об отношении эмпирического и теоретического познания внутри философии. При этом, точка зрения, утверждающая строгую теоретичность философии, не может считаться единственно возможной. Философия познает действительность по-разному: опосредованно, анализируя достижения частных наук, и непосредственно, анализируя явления и процессы реальности собственными средствами, которые рассмотрены нами ранее. Создавая мировоззрение, философия с необходимостью взаимодействует с естественными науками, взаимодействуют и частные науки с философией, создавая современную картину мира. Таким образом, мы можем прийти к признанию взаимообусловленности философского и естественнонаучного знания. Здесь важно, чтобы философское мировоззрение соответствовало современному характеру развития естествознания. В истории же философии, философия порой дистанциировалась от науки, к примеру, натурфилософия, равно как и наука, зачастую дистанциировалась от философии, к примеру, доктрина позитивизма отделяла философию от науки. Путь к знанию лежит через диалектическое единство средств и Таким образом, философское и научное, всеобщее и частное, познавательное и реальное должны быть тесно взаимосвязаны, хотя бы в силу реальной взаимообусловленности этих компонентов в контексте познания. В философии, в актах собственно философского освоения действительности, доминирующим являются не средства индукции экспериментальных и естественнонаучных теоретических данных, а диалектический принцип всеобщности. Однако, по аналогии с естественнонаучным знанием, мы можем признать за философией наличие двух уровней освоения действительности: эмпирического и теоретического. При этом, эмпирическое знание отражает отдельные фрагменты и явления изучаемых процессов, а теоретическое знание отражает взаимосвязь всех проявлений и фрагментов сущности этих Философский эксперимент прибегает к инструментальной помощи умозрения и интуиции. Как и во всякой экспериментальной деятельности, основной формой познания является «философский факт», который в силу своей метафизической природы содержит не только обобщенный эмпирический материал, но и имманентный элемент всеобщего как Чтобы стать философским фактом, явление действительности должно При этом, особенностью философских фактов является их Другой особенностью философских фактов является гетерогенность реальности как источника фактов - реальность как целое в качестве предмета философского познания состоит из явлений принципиально разнородной Теоретический уровень философского знания, который в отличие от Философское познание имеет следующие теоретические уровни: 1) категориальные теории, которые посвящены отдельным предельно общим философским понятиям-категориям (теория причинности); 2)теории, разрабатывающие общетеоретические принципы философских исследований (учение о развитии); 3) отраслевые философские теории (онтология); 4) теории философского знания как такового (логика философского познания)[12] . Итак, философское познание в своем развитии опирается на основания двоякого рода: внефилософские (к примеру, частнонаучные) и собственно философские, эксплицированные в историко-философской традиции. Отсюда, неоднородность оснований сообщает двойственный экспериментально-теоретический характер философскому познанию, определяя его уровни. Заключение
Средства познания философии - это разные, но взаимосвязанные моменты и звенья конструктивной духовной деятельности философов, направляемые всеобщим мировоззрением и нацеленные на совершенствование природной, социальной и духовной действительности. И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта...» [13] . Имеется в виду, что познание начинается с чувств. С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолютное большинство философов придерживается именно такой точки зрения. Человек обладает органами чувств, зрением, осязанием, слухом, вкусом, обонянием. Благодаря им, человек обретает чувства. Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение - это наиболее элементарная форма чувств. Восприятие - это целостное чувство, содержащее в себе несколько ощущений («это яблоко круглое, желтое, кисло-сладкое, тяжелое»; яблоко дано как восприятие). Представление - это чувство, которое вспоминается или воображается (например, я представляю себе моего друга, въезжающего в аудиторию на голубом коне). Итак, познание начинается с чувств. Но что я могу знать благодаря чувствам? Какова их роль в походе за знанием? (Познание - это поход за знанием). Каждому ясно, что чувства связывают нас не только с внешним миром, но и с воображаемыми явлениями. Познание есть процесс, потому имеет смысл проанализировать чувства в различных стадиях этого процесса. Итак, благодаря чувственному познанию человек получает сведения обо всем том, что способно вызывать чувства. Человек обладает уникальнейшей способностью «вчувствования» в мир, благодаря этому возможно познание. Но оно, («вчувствование»), как известно, сопряжено у человека с мышлением, объяснением. То и другое относится к рациональному познанию. Подлинная природа понятий выясняется в науке, где как раз в предельно действенном виде даны понятия в их объясняющей силе. Суть всех явлений объясняется на основе понятий. Понятиями являются также идеализации. Суждение - это мысль, утверждающая либо отрицающая что-либо. Умозаключение есть вывод нового знания. Умозаключение должно быть проведено «чисто», без ошибок. В этой связи используют доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей. Три формы рационального познания - понятие, суждение, умозаключение - составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении. Философская традиция после Канта состоит в различении рассудка и разума. Разум - высшая ступень логического мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум. Бесспорно, что рациональное познание особенно рельефно выражает природу человека. Именно в сфере рационального, человек не знает себе равных. Список использованной литературы
1. Агофонов В. П, Казаков Д. Ф., Рачинский Д. Д. Философия. - М.: 2000, 321 с. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. - М.: 1996. 3. Вахтомин Н.К. Законы диалектики - законы познания. – М.: 1996, 112 с. 5. Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 6. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М.: 1993. 7. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М.: 1994. 8. Коршунов A. M. Познание и деятельность. - М.: 1993. 9. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - М.: АТС; Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 574 с. 10. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. – М.: 2001, 197 с. 11. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. - М.: 1997. 12. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в 13. Философия и методология науки: Учеб. пособ. для студентов вузов / Под ред. В.И.Купцова. - М.: 1999. 14. Философия: Учебник/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: 1996, 170 с. 15. Философский словарь//Под ред. Д.П.Горского, А.А.Ивина, А.Л. Никифорова. – М.: 2003, 390 с. 16. Фролов И. Т. Введение в философию. - М.: 2002, 260 с. 17. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. 18. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. - М.: 2001, 312 с. [1] Философский словарь//Под ред. Д.П.Горского, А.А.Ивина, А.Л. Никифорова. – М.: 2003, 390 с. [2] Фролов И. Т. Введение в философию. - М.: 2002, 260 с. [3] Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М.: 1993. [4] Вахтомин Н.К. Законы диалектики - законы познания. – М.: 1996, С.53-54. [5] Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. – М.: 2001, 197 с. [6] Философия и методология науки: Учеб. пособ. для студентов вузов / Под ред. В.И.Купцова. - М.: 1999. [7] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. - М.: 1996. [8] Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. - М.: 1997. [9] Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: 1996, 170 с. [10] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. - М.: 1996. [11] Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. – М.: 2001, 197 с. [12] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. - М.: 1996. [13] Агофонов В. П, Казаков Д. Ф., Рачинский Д. Д. Философия. - М.: 2000, 321 с. |