Реферат: «Приобщение старших дошкольников к якутской национальной культуре в различных видах деятельности»
Название: «Приобщение старших дошкольников к якутской национальной культуре в различных видах деятельности» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
воспитатель спец. группы, первая категория МДОУ «Улыбка», г. Нерюнгри,
Реферат на тему: «Приобщение старших дошкольников к якутской национальной культуре в различных видах деятельности» Содержание 1. Введение 1.1.Актуальность темы. 1.2.Цель, задачи работы по приобщению детей к якутской культуре. 2. Основная часть 2.1. Методы и этапы построения работы. 2.2. Беседы. 2.3. Дидактические игры. 2.4.Народные игры. Заключение Библиография Приложения 1. Введение 1.1. Актуальность темы Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения. Древние Саха имели свои понятия и представления о тайнах мироздания и происхождения Земли, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру. Народы Якутии, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимались скотоводством, земледелием, охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из железа, золота, серебра, меди, глины, кости, дерева, выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных продуктов. Еще в далекие от нас времена они имели представления по географии и биологии, астрономии и медицине. Национальная культура – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. 1.2. Цель, задачи работы по приобщению детей к якутской культуре В старшей группе на основе анализа индивидуальных бесед с детьми я сделала вывод: у большинства детей не сформированы знания о нашем северном крае, о коренных жителях Якутии, их традициях, обычаях. Поэтому я поставила перед собой цели:
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето. На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов России является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности. У якутов есть мудрая пословица: «Человек начинается с детства». Я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос. Для реализации поставленных целей мне необходимо было решить следующие задачи: · изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу; · собрать и систематизировать дидактический материал в мини-музее «Белый олень»; · составить план, разработать занятия; · систематизировать сведения о труде коренных жителей Севера; · формировать уважение к традициям и обычаям; · знакомить с устным народным творчеством; · воспитывать любовь к родному северному краю; · прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные обычаи.
2. Основная часть 2.1. Использование разнообразных методов работы Для решения поставленных задач я использовала разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, я считаю кружковую деятельность. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности. На протяжении многих лет в нашем детском саду открыт и успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции Мини-музей Саха (Якутии) « Мин Дойдум – мини Буга». Цель создания музея – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках кружковой деятельности, мои воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Саха. Название клуба – «Белый олень», я выбрала не случайно. Белый олень – символ счастья и любви, знак памяти и верности традициям наших предков. По древнему эвенкийскому преданию, белый олень считается священным животным, приносящим людям счастье. Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собрала традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?» Использование наглядного материала о жизни и труде северян помогает мне развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать. 2.2. Беседы Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей. Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своей республике и о народностях Севера, на занятия приходит кукла Нюргуяна в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем наряде: «Я девочка-якутяночка - Нюргуяна». Я живу в Якутии. На мне якутский костюм: платье – халадай с оборками и жилет с орнаментом. На голове у меня украшение – бастынга, а на ногах - торбаса. Я буду знакомить вас с родным краем и коренными жителями республики; их трудом, обычаями, традициями». Знакомство детей с народной культурой я начинаю со старшей группы. В начале года знакомлю детей с коренными жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Коренные народы Республики Саха (Якутия)», «Якутия – Мой край родной», «Жители тундры», «О природе и жизни людей на Севере». Для того, чтобы вызвать у детей еще больший интерес к занятиям и беседам, на которых я знакомлю их с коренными жителями, я обязательно включаю игровой момент – приход куклы Нюргуяны с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами. Я заметила, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными. Беседуя с детьми о коренных жителях Севера, вношу конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии коренных народов Якутии. Предлагаю отобрать только те фотографии, на которых изображены северяне. Задаю вопросы: «Почему вы считаете, что это коренные жители Якутии?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятий жителей Севера?» и т.д. В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о северянах. Вот пример рассказа Лизы Д.: «Основные занятия коренных жителей Якутии – это охота, оленеводство и рыболовство. Мясом диких животных люди питаются. Из меха шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Украшают одежду очень красивым орнаментом». Целью бесед по ознакомлению детей с народами Севера является обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада жизни коренных представителей народов Якутии, умение устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей, воспитание уважения к людям другой культуры. В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, ввела новые беседы: «Одежды народов Севера», «Северный олень», «Декоративно-прикладное искусство», «Символы Якутии», «Якутский праздник - Ыссыах». На всех возрастных этапах, в своей работе я использую иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют мне развивать у детей внимание, память и речь. Беседа о труде и жизни оленевода: - Кто такие оленеводы? Дети: «Люди, которые заботятся об оленях». - Из чего оленевод мастерит свое жилище? Дети: «Из оленьего меха». - Из чего шьют одежду и почему? Дети: «Из меха оленей и диких животных, чтобы не замерзнуть». Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь. Затем предлагала детям составить рассказ о труде оленеводов и об олене. Приведу в пример рассказы детей подготовительной группы:
Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных жителей Якутии: оленеводов, охотников, рыбаков. Детям неместного населения в дошкольном возрасте и в городских условиях очень трудно понять культуру другого народа. На занятиях по обучению рассказыванию вношу устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом северных народов. Дети называют птиц и животных, особо почитаемых в Якутии, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи. 2.3. Дидактические игры Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий я использую дидактические игры. Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:
Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В старшей группе предлагаю детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась урасу», на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах. «Кто первый приведет оленей к стойбищу?» (закрепление знаний о жизни детей оленеводов), «Найди пару» (закрепление названий предметов: чорон, бастынга, сэргэ кытыйа, туесок, ураса), «Магазин игрушек». Например, в игре «Магазин игрушек» дети учатся описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. В магазине на полке стоят разные игрушки, среди которых игрушки северных ребятишек (лук, олешки из тальника, кукла). В начале игры, обращаясь к детям: - У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их можете купить. Но, чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описать. По вашему описанию продавец узнает игрушку и продаст ее вам. В ходе игры я заметила, дети с интересом «покупают» игрушки, сделанные из природного материала (березы, тальника). С «купленными» игрушками дети потом играют. Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о профессиях предлагаю игру «Кому что нужно?». Дети подбирают предметы необходимые охотнику, рыбаку, оленеводу. Так же использую дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас», «Рыбацкая угадай-ка». Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаю игру «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняем, где эти предметы используются, какую пользу они приносят людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним. На прогулках провожу индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возростает интерес к культуре северных народов. Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность. В подготовительной группе дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию. Сама игра вызывает у детей большой интерес, а, играя, ребенок запоминает многое из окружающей действительности. В результате я отметила, что в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает с легкостью, не замечая, что его обучают. 2.4. Народные игры Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Ушинский К.Д. писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача педагогики». Якутская философия гласит: «Устойчивость в суставах, гибкость в спинном хребте – главные признаки здоровья, долговечности организма, в приобретении которых большое значение имеют народные игры». Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности. Мудрость народов Севера гласит: «Внешние движения конечностей влияют на жизнь внутренних органов человека». Поэтому в старшей группе предлагала детям национальные подвижные игры на развитие различных групп мышц. Например «Бег зверя на четвереньках», «Стойка быка», «Горностай». Эти игры оказывают влияние и на развитие интеллектуальных способностей детей. Далее использовала игры на воспитание чувства коллективизма, такие как «Невод» – бег парами, «Сокол и лиса» – бег, действие по сигналу, «Волк и жеребята» – бег и ловкость, «Ловкий оленевод» – меткость, глазомер, «Полярная сова и овражки» – реакция и выносливость. В подготовительной группе, учитывая то, что дети стали старше, движения детей более точными, а так же значительно увеличились волевые усилия при выполнении заданий, я предлагаю игры – состязания, среди которых особое место занимает «хапсагай» (борьба на ловкость), «куобах» (прыжки на двух ногах), «кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге), перетягивание палки, прыжки через нарты, бег на разные дистанции, «Соколиный бой», «Бой быков», «Отара». Эти игры развивают в мальчиках силу, ловкость, глазомер, расчетливость, волю и лучшие черты характера. Народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно их воспитывают. Заключение Таким образом, я сделала вывод о том, что приобщение детей к якутской национальной культуре не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает и эвенка, и якута, и русского и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры. Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива. В процессе обучения в клубе «Белый олень» дети не только знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, но имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о земле, на которой мы все живем. Библиография: 1. Национальная культура коренных народов Якутии. – Якутск, 2003. 2. Г.И. Волков «Этнопедагогика». – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 3. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова. «Родной край» - М.: «Просвещение», 1985. 4. Декоративное рисование в детском саду. Якутское книжное издательство, 1991. 5. Винокуров У.А. «Сказ о народе Саха». – Якутск: Национальное книжное издательство, 1994. 6. Фольклор народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Республики Саха - Якутск, 1993. 7. Бондаренко А.К. Детские игры в детском саду. - М.: «Просвещение», 1991. Приложение 1
Тематический план работы клуба «Белый олень»
Цель: Приобщение детей к культуре народов Севера. Задачи:
Первый год обучения (старшая группа)
Второй год обучения (подготовительная группа)
Приложение 2 В помощь педагогу Некоторые сведения по теме «Оленеводство»
Цель: дать детям представления о традиционном занятии эвенков – оленеводстве. Учить называть предметы упряжи, их назначение. Закреплять навыки силуэтного вырезывания. Поощрять детское творчество, выдумку.
1. Рассказ воспитателя о народном промысле эвенков. На прошлом занятии мы познакомились с занятием эвенков – охотой. Но со временем охоту вытеснило оленеводство. И эвенки уже не мыслили свою жизнь без оленя. Так и считалось – «без охоты нет эвенка». Главным занятием стало оленеводство.
2. Вырезывание оленя из бумаги, сложенной вдвое. Детям предлагается изобразить оленя в движении: как он ходит, бегает, бьет копытом, добывает из-под снега мох и др. поощряются проявления детского творчества. Далее дети по трафарету обводят силуэт оленя на лист бумаги, сложенный вдвое и вырезывают его. 3. Оленья упряжка. По роду своей деятельности олени делятся на виды (во время рассказа педагог расставляет оленей на столе «в упряжку», согласно назначения): ЭЛГЭВУН – ведомый вьючный олень; УЧАК – передний ездовой олень; ГИЛГЭ – вьючный олень-бык для перевозки тяжелой ноши с продуктами, инструментами и постелью; НЯМИ – вьючная важенка; БЭРЭТЧИК – ведомый олень; ОЁГОС – ведомый олень; СИГУ – олень производитель. Дети выстраивают своих оленей по видам деятельности, поясняют свой выбор – какой род занятий они выбрали для своего оленя и почему. 4. Рассказ педагога о специальной упряжи с показом образца. Для оленей изготавливают специальную упряжь. Она бывает летняя и зимняя. Летняя упряжь: УСИ – узда; СЮРДУ – ездовая нарта; СЭРГЭ – грузовая нарта; НЭМЭ – ездовое седло; ГОРГИ – ремень-подпруга; ДОПТУН – подстилка под седло из шкуры оленя, ремень для закрепления вьюка, вьюк; НЕГУ – уздечка. Во время преодоления водных преград оленей пускают вплавь развьюченными, а весь скарб перевозят на лодках-долбленка. Зимняя упряжь: БЭРЭТЧИК – коренной ведущий олень; НЁГУ – узда; ЧИЧЕРКА – нагрудник для управления; ЛЯМИН – тяговые сбруи; КАПКАПТАУН – ошейник для чорона (колокольчика). Нарты: СИНАК – полозья; БАРДА – дуга; ТЫЕВУН – посох, который используется при поездке верхом; ЧАЙГАЙПТУН – ошейник из бересты; ЧАТОЙ – колотушка; МАУТ – аркан – длинная тонкая веревка из ремня (ремень вырезался по кругу из наиболее толстой кожи передней части шеи и живота лося или дикого оленя). Ручная нарта узкая (собачья) вдвое длиннее обычной нарты. Изготавливалась из тонкого, легкого, прочного тальника. Лыжи, обтянутые лосиной шкурой, гнутся сзади и спереди, мастерили из широких тонких досок. 6. Рисование оленьей упряжки и нартами по образцу. Детям предлагается рассмотреть нарты, вспомнить рассказ воспитателя об оленьей упряжке. Повторить называния основных олений позиций. Рассмотреть картины с изображением оленей, оленеводов, Нартов. Рисование по образцу, выбранному детьми. Материалы для рисования по выбору. 5. Подвижные игры народов Севера Волк и олени Из числа играющих выбирается волк, остальные дети – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «ВОЛК» - волк просыпается, выходит из логова. Сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужается. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк пытается их поймать (коснуться рукой). Пойманного «оленя» «волк» отводит к себе в логово. Правила игры: · Выбегать из круга можно только по сигналу. · Тот, кого поймали, должен идти за волком. · Игра продолжается до тех пор, пока не останется один олень. Соколиный бой Дети разбиваются на пары и встают друг напротив друга. Руки прячут за спину. Далее дети, передвигаясь на одной ноге стараются сбить с ног соперника или заставить его встать на обе ноги. Побеждает тот «сокол», которому удалось дольше продержаться на одной ноге. Перетягивание палки Мотивация. Оленевода должны быть очень сильными, чтобы совладать со строптивым оленем, который не хочет быть запряженным. Поэтому периодически оленевода устраивают состязания, в которых определяют самого сильного и выносливого. Ход игра. Дети разбиваются на пары и садятся на пол, упираясь ступнями ног в ступни противника. Между ними находится палка, которую оба соперника плотно обхватывают руками. По сигналу «оленеводы» начинают тянуть палку на себя, стараясь вырвать ее из рук противника. Побеждает тот, кто первым вырвет палку. Оленьи бега Дети делятся на тройки. Два участника – олени, третий – погонщик. «Олени» плотно обхватывают друг друга за талию и не отпускаются до конца игры. На плечи им набрасывают веревку (упряжь) за концы которой держится погонщик. По сигналу оленьи упряжки начинают движение по определенному маршруту. Побеждает та тройка, которая первой придет к финишу. Приложение 3 БЕСЕДА НА ТЕМУ: «Жители тундры» Цель: Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей. Воспитывать уважение к людям другой культуры. Материал: Иллюстрации с изображением быта жителей Севера. Оборудование к опыту (смотри занятие). Ход занятия: · Где мы вместе с Таней, Ваней и доктором Айболитом были в прошлый раз? Покажите на карте эти места. Доктор Айболит и дети сделали там много фотографий на память и прислали их нам. Но фотографии, сделанные в тундре, перепутались с теми, что уже были в альбоме. Помогите отобрать те, что сделаны Айболитом в тундре (на столе разложены картинки с изображением пейзажей тундры, лиственного леса, ледовой пустыни, а также животных: северного оленя, волка, ежа, полярной совы, бурого медведя, белки). Подбирая «фотографии», дети рассказывают о погоде, животном и растительном мире тундры. - Как вы думаете, почему в тундре не живёт белка или ёж? - Посмотрите, вот ещё фотографии (на картинках изображены жители тундры). Как вы думаете, чем могут заниматься жители тундры? Выслушиваю ответы детей. - Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Почему нет? - Могут ли разводить коров, овец, свиней? Основное занятие жителей Севера - оленеводство, рыболовство, охота. Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, тёплую и лёгкую, что в мороз не замёрзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Делают одежду из двух слоев меха, причём внутренний слой обращен мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают её очень красиво, каждый на свой лад. Раньше из оленьего меха делали даже дома. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костёр - вот и дом. Сейчас дома строят из современных материалов с электричеством и телефоном. Дома ставят на сваях, как вы думаете, почему? Это делают для того, чтобы не повредить вечную мерзлоту. Если она растает, земля в этом месте осядет. А как вы думаете, где прокладывают в тех местах водопроводные трубы? Почему их нельзя проложить в земле? Мешает опять вечная мерзлота. Поэтому трубы тщательно утепляют и прокладывают над землёй, чтобы вода в них не замёрзла. Но всё же оленеводам, охотникам за пушными зверями приходится подолгу находиться вне дома. Поэтому их дети живут и учатся в интернатах. Интернат– это школа, в которой дети проводят по несколько месяцев, пока родители их находятся в тундре. Занимаются местные жители и резьбой по кости. Скульптурки из кости и рисунки на моржовом клыке знают во многих странах мира - такие они знаменитые. А шкурки пушных зверей песца, горностая улетают в крупные города на ярмарки и оттуда тоже расходятся по всему миру. - Давайте внимательно посмотрим на северного оленя. У северного оленя широкие копыта. Почему? Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного. Для чего северному оленю такие копыта мы сейчас выясним. Проведём опыт. Из теста, приготовленного заранее и положенного в целлофановый пакет в холодильник, делаю три приблизительно одинаковые лепёшки, толщиной 1-1,5 см. Для опыта - 2 предмета с разной площадью опоры. К одной из двух одинаковых пластмассовых крышек пластилином прикрепляю четыре остро отточенных карандаша, к другой - четыре закрытых фломастера. Каждый из полученных « столов» ставлю на лепёшку. Сверху ложу одинаковые грузы. После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами. Что вы заметили? Там, где площадь опоры меньше, они оставили более глубокий след. Теперь попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта? Чтобы он меньше проваливался в снег. Мы уже не раз говорили о том, что человек учится у природы. Посмотрите на лыжи, которыми пользуются жители Севера. Чем они отличаются от тех, на которых катаемся мы? Они более короткие и широкие. Как вы думаете, почему? На Севере охотникам и оленеводам приходится ходить на лыжах не по проложенной лыжне, а по нетронутому, глубокому снегу. И широкие лыжи позволяют им проходить и не проваливаться в снег. А теперь отгадайте загадки северных народов. - Кто на своей голове лес носит? (олень) - Всё ест - не наедается, а попьёт воды - умирает (огонь) - Кто осенью спать ложится, а весной встаёт? (медведь) - Наша поляна заячьей шкуркой покрылась (снег) - Какой олень быстрее всех бегает? (ветер) - Не костёр, а греет (солнце). |