Реферат: Список использованной литературы 13
Название: Список использованной литературы 13 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Содержание
1. Состояние туристическо-эскурсионного рынка Российской Федерации. 9 1.1. Современное состояние туристско-экскурсионной отрасли в Российской Федерации. 9 1.3. Организация методической работы в экскурсионной фирме. 18 2. Структура экскурсионно-методического отдела студенческого экскурсионного бюро. 29 2.1. Структура, цели и задачи студенческого экскурсионного бюро. 29 2.2. Документация, регламентирующая деятельность студентов в студенческом экскурсионном бюро 35 3. Менеджмент экскурсионно-методической работы в студенческом экскурсионном бюро. 38 3.1. Направление деятельности экскурсионно-методической работы в студенческом экскурсионном бюро. 38 3.2. Экскурсионная деятельность студенческого бюро РМАТ. 42 3.3. Расчет оплаты экскурсоводов на маршрутах и расчет стоимости экскурсионных программ.. 47 3.4. Осуществление контроля за работой экскурсовода. 57 Список использованной литературы.. 66
ВведениеВыбирая тему дипломной работы, я решила остановится на таком актуальном вопросе в наше время, как организация экскурсионно-методической работы в туристско-экскурсионной фирме на примере студенческого экскурсионного бюро. Чем обусловлена актуальность этой темы: Современный этап развития нашей страны отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты, в том числе и сферу экскурсионного туризма. Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными темпами развития, в настоящее время, как и вся туристическая сфера, переживает глубокий кризис. Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались: ярко, выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами стали школьники; резкое сокращение тематики экскурсий; дефицит квалифицированных экскурсоводов и гидов-переводчиков, способных обеспечить высокое качество экскурсии; растет число «подпольных» экскурсоводов. Еще одна серьезная проблема в развитии Российского экскурсионного туризма- несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг. Спрос на экскурсионно-туристическое обслуживание формирует всю совокупность вещественных ( предметов потребления) и невещественных ( в форме услуг) потребительских стоимостей, способных удовлетворить запросу экскурсантов и туристов, и классифицируются как категория потребительского спроса. Сегодня туристу мало купить просто тур и получить оплаченное обслуживание. Ему необходимо иметь возможность пользоваться дополнительными услугами , в том числе и услугами экскурсовода. Кроме того, проблема межсезонья, как в крупных туристических центрах и курортах, так и в малых, решается сегодня также при помощи огромного разнообразия местных программ, в которые включены экскурсионные маршруты. Реализация развития экскурсионного бизнеса возможна при выполнении ряда условий, важнейшие, из которых: - перспективное планирование развития и размещения материально-технической базы как целостного комплекса туристско-экскурсионного обслуживания; - создание единой методики статистического учета всего контингента туристов и экскурсантов; - ориентация финансово-хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных организаций на повышение экономической эффективности функционирования материально-технической базы посредством дифференцированных нормативов фондоемкости, фондозатрат, фондоотдачи. - кооперирование инвестиционных потенциалов организаций, ведомств и частных лиц, заинтересованных в развитии материально- технической базы туризма. В то же время, именно в сфере экскурсионного туризма возможно в кратчайшее время создать качественный внутренний продукт, с заданным свойствами и удовлетворяющий спросам самых различных категорий потребителей. Одно из основных условий для создания этого продукта – культурно исторический потенциал — в России есть. В настоящее время в стране на государственном учете находятся более 150 тыс. памятников - недвижимых объектов. Кроме того, в музеях страны находится более пятидесяти миллионов экспонатов, которые получили название движимых объектов, то есть являющихся или способных быть объектами музейного показа. Многие памятники истории и архитектуры, центры народного искусства представляют хорошую базу для разработки обзорных и тематических экскурсий и экскурсионных транспортных туров. Второе условие, которое обеспечит создание экскурсионного продукта, - наличие кадров, способных решить эту задачу, подготовка которых ведется в РМАТ и других высших учебных заведениях страны. Однако только наличие этих важных условий не может обеспечить развитие экскурсионного туризма. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства. Возрождение же экскурсионного туризма, нормирование спроса на экскурсии, как на внутреннем, так и на внешнем рынке невозможно без активного воздействия рекламы. Эта аксиома не требует каких-либо доказательств, а предполагает необходимость разработки грамотной рекламной стратегии на внешнем и внутреннем рынке, адаптированный к каждой стране и способной привлечь в Россию экскурсантов как из стран ближнего и дальнего зарубежья, так и пробудить потерянный интерес местного населения к экскурсиям. В данной ситуации она должна стать составной частью государственной политики в области развития экскурсионного туризма. Поэтому в настоящее время актуальность экскурсионного туризма как сферы услуг не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, она также является и ее важным элементом. Объектом исследования данной работы является студенческое экскурсионное бюро. Предметом исследования - организация экскурсионно-методической работы в туристско-экскурсионной фирме. Цель исследования - показать роль менеджмента в туристско-экскурсионной деятельности на примере студенческого экскурсионного бюро, а также оценить его возможности по развитию экскурсионных маршрутов для РМАТ. Задачи исследования : · Провести анализ туристско-экскурсионной отрасли в Российской Федерации; · Определить роль экскурсионного менеджмента в развитии туристско-экскурсионного дела в Российской Федерации; · Организовать методическую работу в экскурсионной фирме; · Исследовать деятельность студенческого экскурсионного бюро; · Разработать документацию, регламентирующую деятельность студентов в студенческом экскурсионном бюро; · Составление методических рекомендаций по экскурсионно-методической работе в студенческом экскурсионном бюро, по составлению маршрутов и разработки их программ; · Рассчитать стоимость экскурсионных программ; · Выбрать оптимальные формы контроля и оценки деятельности экскурсоводов в студенческом экскурсионном бюро. Содержание работы нашло свое отражение в трех главах: 1.Состояние туристическо-эскурсионного рынка Российской Федерации 2.Структура экскурсионно-методического отдела студенческого экскурсионного бюро 3.Менеджмент экскурсионно-методической работы в студенческом экскурсионном бюро ЗаключениеИзученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод, что на современном этапе современное состояние туристско-экскурсионной отрасли в Российской Федерации находится в глубоком кризисе, поэтому основной целью дипломной работы стало оценка роли менеджмента в туристско-экскурсионной деятельности на примере студенческого экскурсионного бюро, а также его возможности по развитию экскурсионных маршрутов для РМАТ. При написании работы использовалась специальная литература по менеджменту туризма и экскурсионному менеджменту, включая учебные пособия, статьи руководителей экскурсионно-туристических фирм, а также нормативные акты регулирующие туристско-экскурсионную деятельность в Российской Федерации. В дипломе, в первую очередь, сочла необходимым рассмотреть материалы, касающиеся состояние туристическо-эскурсионного рынка Российской Федерации, а именно его современного состояния туристско-экскурсионной отрасли. Здесь же была рассмотрена роль экскурсионного менеджмента в развитии туристско-экскурсионного дела в Российской Федерации. Роль экскурсионного менеджмента в развитии туристско-экскурсионного дела определяется особенностями менеджмента , ее целями и задачами в сфере экскурсионной деятельности. «Грамотный» менеджмент - это основа успешной работы и процветания экскурсионной фирмы. Перед менеджментом стоят цели по достижению определенных задач. Цели организации являются отражением места и роли ее в общественной системе и определяются запросами покупателей, клиентов. Так как в мире все постоянно меняется (условия жизни, техника и технология производства, финансовая ситуация, вкусы и привычки людей), цели должны регулярно и в индивидуальном порядке пересматриваться, чтобы отражать современные требования общества. Цели определяют задачи экскурсионной деятельности. Задача экскурсионной деятельности - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Организация будет действовать успешно, если задачи будут выполняться определенным образом и в указанные сроки. Выполнение задачи - это конкретный результат, который фирма должна получить в ходе реализации цели к определенному сроку. К задачам предъявляются более жесткие требования, чем к целям. Среди этих требований: · измеримость (время, количество); · привлекательность, служащая основой пробуждения интереса у конкретных исполнителей; · индивидуальность; · наличие ограничений (то есть указание того, что не следует делать при решении данной задачи). Общая концепция достижения поставленных целей или решения конкретных задач получила название стратегии. Не маловажным элементом в развитии туристическо-эскурсионного рынка Российской Федерации является организация методической работы в экскурсионной фирме. Методическая работа представляет собой комплекс постоянно проводимых мероприятий, направленных на выполнение конкретных задач (на разработку экскурсий, обеспечение их глубокого содержания, совершенствование методики и техники их проведения, подготовку экскурсионных кадров.). Структура методического отдела : · старший менеджер (старший методист); · методические секции экскурсоводов; · методический кабинет; · общественный совещательный орган - методический совет. Успех достигается слаженностью работы всех звеньев, их взаимодействием между собой. Работа строится с учетом нормативного и стратегического планирования экскурсионной деятельности на основе годового плана. Формы работы отдела различны: семинары, лекции, конференции, учебные и показательные экскурсии, занятия методических секций экскурсоводов, заседания методического совета, обмен опытом. Во второй части дипломной работы была рассмотрена структура экскурсионно-методического отдела студенческого экскурсионного бюро, а именно структура, цели и задачи студенческого экскурсионного бюро. С целью формирования профессиональных знаний, умений и навыков у будущих менеджеров туризма и обеспечения туристско-экскурсионной отрасли квалифицированными специалистами при Российской Международной Академии туризма в 1996 году была создана учебная туристско-экскурсионная фирма. Содержание работы студенческого экскурсионного бюро направлено на формирование подготовленности студента к его профессиональной деятельности в туристском бизнесе, включении студентов в более активную практическую работу. Главная задача бюро - создание и реализация практической работы студентов. Структура студенческого экскурсионного бюро была разработана с учетом основных направлений деятельности в туристско-экскурсионной сфере, с целью формирования профессиональных навыков и умений по отдельным видам деятельности у студентов, будущих менеджеров туризма. Руководителем студенческого экскурсионного бюро является преподаватель кафедры «Экскурсоведения и краеведения». Здесь же была рассмотрена документация, регламентирующая деятельность студентов в студенческом экскурсионном бюро. Деятельность студентов в студенческом экскурсионном бюро осуществляется на основе Положения «О практической работе студенческого экскурсионного бюро».[1] Положение разработано на основе учебно-тематической программы кафедры «Экскурсоведения и краеведения». В нем определены структура, цели и задачи практической работы студентов. Содержание практики определяется учебной программой. Организация практики утверждается ректором Академии. Цель производственной практики - практическое закрепление знаний, навыков и умений студентов в области туристско-экскурсионной деятельности. Задачи производственной практики: - привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности в области экскурсионного менеджмента и Экскурсоведения; - привлекать студентов к разработке экскурсионных маршрутов по различным тематическим направлениям; - обеспечивать студентам возможность проводить экскурсии для студентов, учащихся школ по различным направлениям; - обеспечивать студентам возможность проходить практику по тематике дипломных и выпускных квалификационных работ, связанных с проблемами экскурсионного менеджмента; - проводить учебно-воспитательную и внеаудиторную работу со студентами. - осуществлять экспедиционную работу по заданию научного центра РМАТ по выявлению экскурсионных объектов для разработки новых экскурсионных маршрутов. - проводить шефские экскурсии по заданию ректората Академии. В заключительной главе моей работы были рассмотрены основные направления деятельности экскурсионно-методической работы в студенческом экскурсионном бюро. Методическая работа в экскурсионном учреждении представляет собой комплекс постоянно проводимых мероприятий, деятельность определенной группы работников, направленную на выполнение конкретных задач: разработку новых экскурсий, обеспечение их глубокого содержания, наиболее совершенной методики и техники проведения. Система экскурсионно-методической работы в студенческом экскурсионном бюро включает в себя деятельность ряда звеньев: методических секций экскурсоводов, методического совета, методического кабинета. Каждое из названных подразделений выполняет определенные задачи и имеет четкий круг обязанностей. Наряду с этим все подразделения взаимодействуют друг с другом. Здесь же была рассмотрена экскурсионная деятельность студенческого бюро РМАТ, которая включает в себя разработку новых экскурсионных тем и переработку уже действующих, составление методических рекомендаций и разработку экскурсионных программ. В данной работе мною были разработаны экскурсионные маршруты: «Древняя история Красной площади», «Романовы в Москве», программы туров и посещений. А также была рассчитана стоимость экскурсионных программ, которая составила: По экскурсионному туру «Древняя история Красной площади» 1860 рублей стоимость из расчета на группу 21 человек. По экскурсионному туру «Романовы в Москве» стоимость всей экскурсии составит на группу 21 человек 24990 рублей, соответственно экскурсионный тур для одного человека составит 1190 рублей. И наконец, здесь был рассмотрен не маловажный аспект в сфере экскурсионного менеджмента, осуществление контроля за работой экскурсовода. Контроль - одна из основных функций менеджмента. Непрерывность хозяйственной деятельности фирмы требует, чтобы контроль, как и планирование, был не единичным актом, а непрерывным процессом. Цикличность производства предполагает и цикличность контроля: · установление стандартов деятельности экскурсионной · измерение и анализ результатов деятельности, достигнутых · корректировка хозяйственных, технологических и иных Без надежной системы контроля не может нормально функционировать ни одна организация. На практике существуют три разновидности контроля: предварительный, текущий и итоговый. К формам контроля за работой экскурсовода относятся знакомство методистов и руководителей секции с индивидуальными текстами и оценка их содержания, а также проведение пробных экскурсий и оценка их качества. В экскурсионных организациях проводится рецензирование методических документов, которые являются основой экскурсии. Рецензирование контрольных и индивидуальных текстов, методических разработок способствует повышению качества методической документации. К рецензированию привлекаются квалифицированные специалисты, методический совет. Прослушивание рецензии дает возможность более подробно остановиться на содержании экскурсии, методике ее проведения. Рецензия является более подробной и серьезной формой анализа экскурсии. Организаторами работы по контролю за качеством проведения экскурсий являются менеджеры методических или экскурсионных отделов, а там, где их нет, - руководители методических секций экскурсоводов, старшие методисты и методисты экскурсионных организаций. Качество экскурсионного тура - это совокупность сводных показателей качества всех услуг, включенных в программу обслуживания с учетом цели этого тура. Любая экскурсия должна проводиться подготовленным экскурсоводом, а для иностранных экскурсантов - опытным гидом-экскурсоводом. В большинстве случаев критерием качества проведения экскурсии экскурсовод считает степень удовлетворенности экскурсантов. Для того чтобы экскурсия была качественной, необходимы предварительный контроль знаний, осуществляемый методистом во время собеседований с экскурсоводом, проведение пробных экскурсий, а затем - прослушивание экскурсии на маршруте. Прослушивание экскурсии - это проверка работы экскурсовода на маршруте. В процессе прослушивания происходит анализ качества проведения экскурсии. Результаты прослушивания вносят в документ, который получил название «Карточка прослушивания экскурсии (экскурсовода)». В свете вышесказанного совершенно очевидна необходимость разработки более совершенной экскурсионно-методической работы в туристско-экскурсионных фирмах. В данной ситуации они должна стать составной частью государственной политики в области развития экскурсионного туризма. Когда сегодня формальное функционирование системы туризма, в том числе и экскурсионного, не может не обойтись без организационной и финансовой помощи и поддержки государства. Финансовая поддержка государства должна осуществляться не только в виде государственных инвестиций в развитие экскурсионного туризма, но и продуманной системы льгот в период становления. Учитывая, что высокая рентабельность туристско-экскурсионного обслуживания не связана с эксплуатацией природных богатств и вывозом сырья, в то же время является мощным фактором стабилизации экономики, сохранения и возрождения культурно-исторического наследия, выход из кризиса и последующее развитие экскурсионного туризма отвечает экономическим и национальным интересам России. Список использованной литературыI.Нормативно-правовые акты 1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 ред. от 21.03.2002 г. СПС «Гарант», ноябрь 2002 г. 2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»от 14 ноября 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5491. 3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (с изменениями от 30.12.2001). 4. Закон Российской Федерации «О стандартизации» (от 27.12.95 N 211- ФЗ). 5. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» введен в действие Верховным Советом Российской Федерации и подписан Президентом Российской Федерации 10 июня 1993 года № 5151-1(в редакции федеральных законов от 27 декабря 1995 года № 211-ФЗ,от 2 марта 1998 года № 30-ФЗ,от 31 июля 1998 года № 154-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2001 года № 15-П). 6. Закон Российской Федерации «О рекламе» от 18.07.1995 №108-ФЗ (с изменениями от 30.12.2001). 7. Закон Московской области «О туристской деятельности в Московской области» от 11 декабря 1997 г. 8. Постановление Правительства Российской Федерации № 1222 9. ГОСТ Р 50690-2000 »Туристические услуги. Общие требования» от 16 ноября 2000 г. 10.Туризм: нормативно-правовые акты: Сб. актов / Сост. Н.И. Волошин. – М.: Финансы и статистика, 2001. 432 с. II.Учебные пособия 1. Аврашков Л. Я., Адамчук В. В., Антонова О. В. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Гонкеля В. Я., Швандара В. А.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. 286с. 2. Биржаков М.Б. «Введение в туризм» Москва, Санкт-Петербург, 2001г.-268с. 3. Волошин Н.И., Исаев Н.В. и другие Учебник. « Менеджмент туризма.: Туризм как объект управления».-М.: Финансы и Статистика, 2002.-302с. 4. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Издательство РГУ, Р.-н.-Д., 1988 г., 192с. 5. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. - М.: Сов. спорт, 2003.294с. 6. Зорин И. В., Квартальное В. А. Туристский терминологический словарь. - М.: Сов. спорт, 2002.186с. 7. Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2003.286с. 8. Ильина Е.И «Основы туристской деятельности», Москва, 2002г.- 246с. 9. Квартальное В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика, 2002.с318. 10. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ.; Под ред. Р. Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 2001.489с. 11. Попова Р.Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России - М.:МГГУ 2001г. с116с. 12. Шаповал Г.Ф. История туризма. Пособие. – Экоперспектива, Минск, 2002 г., С. 193-237. 13. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. «Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный опыт».Издательство «Финансы и Статистика», 2002г, 416с. III.Периодическая печать 1. Азар В. Туризм - еще один феномен XX в. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - Ноябрь 2003.-№ 11.с 8-17. 2. Осадим Б. Tourism Satellite Accounts, или Как измерять туризм//РТГ. - 2003.-№ 17.с5-13 3. Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России. // Международный бизнес России. -№ 11,-2002г.-стр. 24 4. Интервью с директором по маркетингу компании Heliopark Hotel Management Виталием Шпаковым: "Внутренний туризм ждет жесткая конкуренция", электронная версия 2003г. http://www.rbc.ru/reviews/tourism/interview-03.shtml 5. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. - М., 2002; 2003. 6. Журнал «Туризм». - 2003. -№ 10. 7. Журнал «Туризм». - 2003. -№ 11. 8. Журнал «Туризм». - 2004. - № 1. 9. Журнал «Туризм: Практика, проблемы, перспективы». 2003.-№1-12. 10. Журнал «Туризм: Практика, проблемы, перспективы». -2000.-№1. 11. Российская туристская газета. - 2002, 2003 гг. 12. Журнал «Проблемы прогнозирования». - 2002. -№5. Туринфо. -Вып. 1999-2003 гг. [1] См. Приложение №4. Положение О практической работе студентов в студенческом экскурсионном бюро |