Реферат: «роль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся»
Название: «роль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||
План 1. Введение 2.Современные требования к учителю изобразительного искусства; 3. Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя; 4.Основные ролевые функции кабинета изобразительного искусства: 4.1. Кабинет искусства – это учебно - развивающий центр, который активно формирует эстетическую потребность общения учащихся с искусством; 4.2. Кабинет –это комфортная образовательная среда, психологически воздействующая и воспитывающая ребенка; 4.3. Кабинет искусства – это искусствоведческий центр, библиотека, где происходит знакомство учащихся с произведениями мировой художественной культуры; 4.4. Кабинет искусства – это музей, в котором представлены удивительные творения русского народного творчества; 4.5. Кабинет искусства – это творческая мастерская по выращиванию талантов; 4.6. Кабинет искусства – это выставочный зал; 4.7. Кабинет искусства – это методический центр, «педагогическая мастерская»; 4.8. Кабинет искусства - это фонд, хранилище, достижений учащихся;. 4.9. Кабинет искусства - это проектный, исследовательский центр для учителей и учащихся; 5.Заключение. 6.Литература 7.Приложения 8.Контрольная работа по изобразительному искусству в 5 классах Введение Выбор темы реферата не случаен, вызван её актуальностью в художественной педагогике современности. Общепедагогической подготовке учителя, проблемам проектирования педагогического процесса и созданию моделей образовательных технологий, теоретическим основам урока посвящены исследования многих авторов. Но оценить роль кабинета искусства в формировании творческих способностей ребенка, в приобщении его к мировой художественной культуре в контексте искусства изобразительного, в приобретении детского собственного творческого опыта получилось лишь у немногих авторов. Анализ литературы и практики показал , что чаще всего исследование роли кабинета искусства включает в себя лишь описание оборудования кабинета с перечнем необходимых художественных материалов, методических и дидактических пособий. Цель моей работы- определение методологических подходов к осуществлению проектно-педагогической деятельности учителя в рамках кабинета искусства, определению его роли в формировании художественно- творческих способностей учащихся. Эта работа родилась в результате длительного общения с детьми, работы с ними по необычайно интересному и важному для формирования их души предмету «Изобразительное искусство». Представленные в этой работе материалы следует воспринимать как обобщение опыта учителя на тему роли и места кабинета изобразительного искусства в системе других школьных кабинетов 1.Современные требования к учителю изобразительного искусства Учителя более чем кто-либо созидают будущее человеческой культуры. » Б.Неменский Происходящая модернизация образования в нашей стране связана с фундаментальными изменениями его системы, с гуманизацией его сущности. Современная парадигма в новых политических и социально-экономических условиях направлена на демократизацию и повышение качества российского образования, поэтому в настоящее время так важен «учитель-профессионал», «учитель-творец», способный с учетом меняющихся социально- экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, направленные на решение психолого-педагогических задач, создавать собственную педагогическую концепцию, постоянно совершенствовать свое мастерство.
История свидетельствует, что на протяжении тысячелетий художественное образование являлось двигателем в развитии образованности общества, его духовного и культурного потенциала. Обучение изобразительному искусству состоит из нескольких аспектов: познавательного (учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, овладевать умениями и навыками), развивающего (развитие речи, мышления, творческих способностей), воспитательного (формирование личностных качеств, отношений, суждений, мировоззрений). Анализируя эти аспекты, четко выстраиваются основные психолого-педагогические задачи современного учителя : -учитель должен видеть ученика в образовательном процессе, отслеживать рост его навыков и способностей; -устанавливать взаимодействие с другими учебными предметами образовательного процесса, направленное на его интеграцию; -создавать образовательную среду в школе, на уроке, направленную на развитие творческих способностей учащихся, используя её воспитательные возможности; - проектировать и осуществлять профессиональное самообразование. Сегодня, как никогда, учитель ИЗО является носителем и транслятором искусства и культуры в школе. И роль кабинета искусства здесь неоценима.
Что такое школа ? Это целый мир… Школа – это ступеньки классов, ведущие все выше и выше. Школа это не серые стены и длинные коридоры. Это разные дети и учителя, и большое количество предметов. А кабинеты школы – это островки познания и они должны быть все особенными, и обязательно интересными. Как скучно было бы в школе с одинаковыми кабинетами. Наверное, такими же стали бы и наши дети, все одинаковые, как оловянные солдатики, с похожими мыслями и фразами. Как хорошо, что в школе разные кабинеты ! Кабинет искусства - это удивительно тонкий мир. Здесь нет приборов и лабораторных столов, нет обычных парт, нет учебников и тетрадок. Зато есть краски, кисти, карандаши. Здесь царит особая атмосфера, в которой формируется великая драгоценность- душа человека, она отдана в руки учителя . И задача учителя: сберечь, не ранить, а «разбудить» спящий мир ребенка, зажечь в нем яркий интерес к работе. Как достичь этого? Исходя из выше перечисленных задач и аспектов обучения искусству, вытекают основные ролевые функции кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся, а именно: 1. Кабинет искусства – это учебно - развивающий центр, который активно формирует эстетическую потребность общения учащихся с искусством; 2. Кабинет –это комфортная образовательная среда, психологически воздействующая и воспитывающая ребенка; 3. Кабинет искусства – это искусствоведческий центр, видеозал, библиотека , где происходит знакомство учащихся с произведениями мировой художественной культуры ; 4. Кабинет искусства – это музей, в котором представлены удивительные творения русского народного творчества; 5. Кабинет искусства – это творческая мастерская по выращиванию талантов; 6. Кабинет искусства – это выставочный зал; 7. Кабинет искусства – это методический центр, «педагогическая мастерская» ; 8. Кабинет искусства -это фонд, хранилище, достижений учащихся ; 9. Кабинет искусства- это проектный, исследовательский центр для учителей и учащихся; Позвольте мне остановиться на характеристике основных ролевых функций кабинета. Кабинет искусства – это учебно - развивающий центр, который активно формирует эстетическую потребность общения учащихся с искусством. Войдите в кабинет изобразительного искусства.. В нем нет парт - есть специальные станки для занятий искусством- «мольберты». Когда ребенок сидит за таким станком, учителю легче формировать его правильную осанку. Прямая спина- прямая рука. Большой лист на вертикали планшета. Юные художники не боятся больших листов, они уверенно и спокойно выполняют все рекомендации учителя. Им интересно в кабинете, потому что он не такой как все. На стенах висят красочные детские рисунки в рамах , на застекленных полках- белоснежные гипсовые орнаменты , удивительные веселые озорные матрешки и свистульки, много разных кувшинов и вазочек. А на большом столе учителя- затейливые детские поделки. На рабочих местах детей коробки с гуашью и кисти. Кисть опускается в воду, затем легко движется по краске и на лист. Вот оно- первое маленькое чудо! Здесь рождается художник! Происходит обучение законам изобразительного искусства…… Детскую фантазию легко спугнуть неловким словом, но эту таинственную гостью можно и привлечь различными способами. Один из них - разнообразие художественных материалов, представленных в кабинете ( мелки, гуашь, сангина, пастель …) Учащиеся попеременно пробуют себя в деятельности художника-графика, скульптора, живописца, архитектора, дизайнера, зрителя, критика-ценителя художественного произведения. Дети любят мечтать и рисовать свои мечты. Как хорошо , что в школе есть такой класс, где живет Мечта, добро и красота! Кабинет –это комфортная образовательная среда, воспитывающая ребенка Говорят, что воспитывают даже стены. В сером и скучном кабинете нельзя вести уроки искусства. Атмосфера урока – это и атмосфера кабинета. Светлые, теплого цвета, стены настраивают учащихся на восприятие прекрасного. Важным условием работы является небольшая численность детей- не более 16-18 человек (половина класса в другом кабинете). Это позволяет на деле осуществлять индивидуальный подход и работать с детьми в оптимальном для них режиме. При таком подходе ученики в большей степени личностно вовлекаются в учебно-воспитательный процесс. Непременным условием работы с детьми по изобразительному искусству является присутствие детских работ в образовательной среде кабинета, в рамах на стене, в учебных витринах, в паспарту на учебной доске. Дети видят свои работы и рисунки своих сверстников. Это позволяет обеспечить единство учебно-воспитательного процесса, стимулирует ученика к саморазвитию и самосовершенствованию. Учитель свободно передвигаясь по кабинету, внимательно наблюдает за детьми, помогает им советами, показывает образцы своих действий, направляет творческую деятельность детей. В кабинете много деталей положительно воздействующих на эмоциональное состояние участников образовательного процесса : очень часто на уроках звучит музыка, настраивая детей на творчество. Иногда это «бурное море», а иногда просто пение птиц и журчание воды.
Детские работы в кабинете
Рисует Саруханян Ирина , 9лет Если на уроках математики школьников учат считать, на уроках чтения - читать, то на уроках искусства учитель учит детей «смотреть» на окружающий их мир и «видеть» его красоту. Вспоминаю слова Александра Бенуа : «Почему люди не видят? Впрочем, это величайшая загадка, почему люди не видят, когда все ясно как день?» Осмелюсь сказать: загадки здесь нет. Просто людей не научили этому ещё тогда ,когда они были совсем маленькими. Смотреть и видеть - разные вещи. Чтобы формировать у детей художественное видение, необходимо обратить внимание на ассоциативное восприятие и мышление. Как много общего в работе актера, художника и , конечно, педагога. Ведь они - творцы. Надо создать в кабинете такую обстановку, чтобы каждый из детей мог «войти» в изображаемую им среду, представить все то, над чем он работает. Включение учащихся с начальной школы в активную художественную деятельность с использованием различных художественных материалов и техник находит свое развитие в основной школе. Таким образом, сохраняется преемственность с начальной школой и обеспечивается углубление содержания художественного образования от класса к классу. На уроках , в кабинете искусства, успешно реализуется принцип вариативности, взаимодействия с другими учебными предметами образовательного процесса, направленного на его интеграцию. Рисует Шалимова Елена , 9лет Кабинет искусства – это искусствоведческий центр, видеозал библиотека , где происходит знакомство учащихся с произведениями мировой художественной культуры
В библиотечном фонде кабинета представлены комплекты учебников и рабочих тетрадей УМК по изобразительному искусству, которые требуются для выполнения практических работ в классе. Учебники по искусству используют учащиеся при подготовке тематических сообщений, исследовательской проектной и творческой деятельности, для самостоятельной работы. Разнообразные книги по стилям и жанрам, видам и техникам изобразительного искусства позволяют провести учителю мини- экскурсии от реализма до беспредметного искусства. Их использование помогает более полно раскрыть тему урока, расширяет у ребят представление о возможностях выражения своих чувств на бумаге, потребности творчески подходить к изображению через свое мировосприятие, вложив в произведение мастерство и душу. В кабинете искусства нельзя обойтись без показа слайдов. Закрыты темные шторы, гаснут лампы и вспыхивает белое пятно экрана, на нем появляются разные кадры. Перед глазами детей - яркие произведения изобразительного искусства. Совершая путешествия в мир искусства разных стран и народов, ребята с удовольствием изучают архитектуру, скульптуру, живопись, графику через просмотр электронной библиотеки кабинета по истории изобразительного искусства, по народным промыслам России, знакомятся с шедеврами мировой анимации и кинематографа.«Путешествие в Эрмитаж», «В залах Третьяковской галереи», «Русский музей»…- все это позволяет получить представление о разнообразных жанрах и видах изобразительного искусства, о реальных произведениях ярких мастеров прошлого и настоящего Кабинет искусства – это музей, в котором представлены удивительные творения русского народного творчества. В натурно-демонстрационном фонде кабинета представлены изделия русских народных промыслов : гжельская керамика с подглазурной кобальтовой росписью, жостовские подносы, хохломская посуда .Богато представлены русская народная игрушка : дымковская, полховско - майдановская, филимоновская и каргопольская. Большой ценностью кабинета следует считать коллекцию предметов русского народного быта, таких как плетеные лапти, короба, прялки, самовары, вышитые полотенца ,берестяные туеса , бурачки и другую крестьянскую утварь.
Музейный фонд кабинета Кабинет искусства – это творческая мастерская по выращиванию талантов. Усиление эффективности эстетического воспитания школьников, расширение их культурного и интеллектуального кругозора – вот задачи, стоящие сейчас перед школой. Но решить их только на уроках изобразительного искусства практически невозможно, так как ведется этот предмет один раз в неделю. А что можно сделать за один час, даже если эти уроки ведет высококвалифицированный специалист? Многие дети , познакомившись в рамках урока с предметом «изобразительное искусство» приходят в этот же кабинет для занятий в школе искусств . Рисунок, живопись, композиция, история искусства, декоративно- прикладное творчество- вот классический набор предметов любой художественной школы, по которым ученикам предлагается осваивать изобразительную грамоту в школе искусств нашей гимназии. Широкий простор для эстетического воспитания открывает внеклассная работа. Стало хорошей традицией гимназии для учащихся начальной школы проводить в кабинете детские творческие праздники «Посвящение в художники», «Путешествие в страну Цветляндию» , а для родителей и детей проводить «мастер- классы» по освоению новых художественных техник.
«Мастер- класс» Детский праздник Осени для детей и родителей Разработка новой коллекции «Мисс Упаковка»
Учащиеся старших классов на кружковых занятиях творческой мастерской «Силуэт» занимаются графическим и предметным дизайном, конструированием и моделированием одежды из самых «нетрадиционных материалов»: сетки и пленки, пластмассовой упаковки, бумажных фантиков и т.д. Юные художники разрабатывают дизайн моделей одежды, продумывают в своих эскизах графическое или колористическое решение образа будущей коллекции , подбирают материал , своими руками изготавливают неповторимые изделия и сами показывают на подиуме. Самая последняя коллекция мастерской «Мисс Упаковка» была высоко отмечена на городском конкурсе детского творчества «Хлам- Арт», на областных творческих конкурсах, таких как «Арт- Подиум» и «Зкодизайн».
Юные дизайнеры за изготовлением костюма «Шоколадница» из коллекции «Мисс Упаковка» Кабинет искусства – это выставочный зал.
Кабинет искусства – это творческая среда , в которой общаются дети, родители и учителя. Традиция школы искусств- проводить в кабинете изобразительного искусства отчетные просмотры работ юных художников, вернисажи по итогам летней творческой практики . Подобные творческие мероприятия несут высокий , эмоциональный, положительный заряд для учителей, детей и их родителей. В этом случае, кабинет превращается в выставочный зал, в котором авторами представленных рисунков являются юные художники. Дети и их родители обсуждают творческие работы, общаются друг с другом , происходит формирование семейных ценностей средствами искусства изобразительного. Творчество школьников зависит от степени заинтересованности учителя к обучению творчеству. В кабинете периодически проходят персональные выставки известных костромских художников, и сами учителя изобразительного искусства представляют свой творческий опыт перед детьми в рамках кабинета искусства. Когда ученики видят, что их учителя обучены приемам творчества, что они сами могут создавать удивительные произведения живописи, восторг и уважение можно прочитать в детских глазах.
Просмотры, выставки, вернисажи Как же научить ребенка творчески мыслить ? На этот риторический вопрос все-таки можно найти ответ. Основным противоречием в творческом процессе является неумение ребенка сформулировать языком рисунка свою мысль, то есть сделать её видимой. В решении этой проблемы, в первую очередь, помогают творческие задания, разнообразные раздаточные, дидактические материалы , подготовленные учителями по разным темам курса, собранные в кабинете .В учебно- методической базе кабинета представлено большое количество методических таблиц по искусству, созданных руками учителей, дидактических пособий для учащихся, электронные учебники по основным темам курса, которые применяются учителем в рамках учебных и внеклассных занятий по искусству. Интересна методическая библиотека изобразительного искусства ( подборка журналов «Юный художник», «Изобразительное искусство в школе», «Искусство в школе»,)и т.д.
Кабинет искусства – это методический центр, «педагогическая мастерская » творческих идей, авторами которых являются учителя изобразительного искусства и технологии. Именно они, в рамках гимназии, занимаются разработкой и обсуждением приемов, методов, методик, технологий обучения детей по разным темам искусства, проводят обзор методической литературы, обсуждают такие вечные школьные проблемы как преемственность, проведение олимпиад и участие в конкурсах и выставках. Учителя дают открытые уроки, работают над темами по самообразованию. Анализируя опыт работы методического объединения учителей , следует отметить такие формы как разработка проектов уроков, занятий в школе искусств, открытых внеклассных мероприятий с родителями и учащимися, обобщение опыта учителей изобразительного искусства через изучение их публикаций и методических пособий, участие учителей изобразительного искусства и технологии в городских и областных конкурсах педагогического мастерства, в городских и областных семинарах в рамках повышения квалификации учителей изобразительного искусства, в работе областных профессионально-отраслевых учебных объединений. . Одним из направлений деятельности методического объединения учителей изобразительного искусства следует считать работу с одаренными детьми гимназии. Ведется систематическая работа по отслеживанию творческих достижений учащихся художественного отделения школы искусств через проведение презентаций с приглашением родителей, через создание банка данных детей с «художественной одаренностью», в кабинете собрана «методическая копилка» идей по работе с одаренными детьми Кабинет искусства -это фонд, хранилище, достижений учащихся Огромную помощь в систематизации учебно-методического. наглядного и дидактического материала, натурного фонда, видеотеки, слайдотеки по изобразительному искусству оказывает лаборантская кабинета. Это своеобразное хранилище фонда детских работ, разнообразных художественных материалов и пособий. Именно в кабинете изобразительного искусства представлены основные достижения всего художественно-эстетического отделения за последние 10 лет работы: многочисленные дипломы, грамоты , благодарственные письма учащимся и учителям отделения, каталоги Международных выставок с работами учащихся гимназии, портфолио» одаренных учащихся и учителей изобразительного искусства и технологии. В фонде кабинета представлены детские работы учащихся по самым разным темам, выполненные в разнообразных художественных техниках. На основании этих работ создан виртуальный музей художественного отделения школы искусств… Авторы многих работ выросли и уже закончили школу, имеют разные профессии, но до сих пор приходят в кабинет, чтобы выразить свою любовь к изобразительному искусству и уважение к своим учителям. Они рассматривают свои детские рисунки , рассказывают о своих успехах, показывают свои работы учащимися школы искусств, передают свой творческий опыт общения с искусством изобразительным. Кабинет искусства- это проектный, исследовательский центр Повешению качества художественного образования, развитию интереса к изобразительному искусству и художественной деятельности, более глубокому восприятию детьми явлений искусства способствует широкое привлечение технических средств обучения, помимо применения традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения, а именно, мультимедийного оборудования с программным обеспечением. В кабинете организована проектная, художественно-творческая и исследовательская деятельность учащихся, активно используются информационно- коммуникативные средства в обучении поисковой деятельности юных художников, проводится работа по формированию информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства. Рабочее место учителя в кабинете укомплектовано основными техническими средствами, отвечающими современным требованиям художественной педагогики: компьютером, принтером, сканером… Именно здесь учитель может осваивать новейшие компьютерные технологии, вместе с детьми создавать электронные презентации, осваивать новые направления в развитии школьного образовательного пространства. Заключение Сегодня многие дети занимаются творчеством, интересуются изобразительным искусством, любят рисовать. Ими движет страстное желание познать окружающий мир и передать его красоту в своих рисунках. Умение рисовать - это такая способность, которую трудно переоценить. Страна, в которой учили бы рисовать так же , как учат писать, превзошла бы скоро все остальные страны во всех искусствах,- утверждал французский философ Д.Дидро. Приведенная характеристика учебного кабинета изобразительного искусства позволяет сделать вывод о том, как велика его роль в формировании творческих способностей учащихся, в продуктивном развитии личности ребенка, раскрытии его потенциала и его индивидуальности. Литература: 1.Программы общеобразовательных учреждений: изобразительное искусство и художественный труд.1-9 классы/Под рук. Неменского Б.М.-М.;Просвещение, 2005; 2.Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе;проект.-М.,1990; 3. Аранова С.В.Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического.-СПб.;КАРО,2004; 4. Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания.- М.:Просвещение,1987; 5.Ильин В.С.Формирование личности школьника.-М.,:Педагогика,1984; 6.Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие под редакцией Т.Я.Шпикаловой.Г.А. Поровской. -М.: Гуманитар.изд.центр «ВЛАДОС»,2000; 7.Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики/ под ред.М.А. Данилова, М.Н.Скаткина.-М.:Просвещение.-1975; 8.Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система : теоретические аспекты.- М. : АПКи ПРО,2001; 9.Волков И.П.Художественная студия в школе:Книга для учителя.-М.:Просвещение,1993; 10.Дитмар К.В.Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя.-М.:Просвещение,1993. |