Реферат: Методические рекомемендации по использованию краеведения в урочной и внеурочной деятельности кафедра учителей начальной школы 2011 год
Название: Методические рекомемендации по использованию краеведения в урочной и внеурочной деятельности кафедра учителей начальной школы 2011 год Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление образования администрации г. Белгорода Муниципальное общеобразовательное учреждение Методические рекомемендации по использованию краеведения В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кафедра учителей начальной школы
2011 год ВВЕДЕНИЕ Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Чтобы вырастить образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения, необходимо изучение краеведения. Введение его в содержание образования с начальных классов положительно влияет на развитие интереса детей к изучению культуры, природы родного края и своей малой родины через рассказы бабушек и дедушек, других родственников. От совместных участий родителей и детей в охране и восстановлении природы происходит укрепление семейных традиций, формируется чувство гордости за героические и трудовые свершения своих предков и воспитывается старшим поколением на своих примерах и рассказах бережное отношение к памятникам истории и культуры, к природе, в целях воспитания экологической культуры. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Она дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о родном крае, прививаться бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. На протяжении многих лет МОУ СОШ №20 работает, используя в учебно-воспитательном процессе краеведческий материал. С 2006 года школа действует в режиме эксперимента «Технологические алгоритмы функционирования школы-лаборатории, работающей на краеведческой основе», задачами которого является развитие и воспитание учащихся на основе углубления знаний о родном крае, расширения краеведческого кругозора. Целью изучения краеведения в начальной школе является создание условий для духовноценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, области), воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Образовательные задачи: · изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения; понимание особенностей нашего региона на основе формирования системы знаний о природе нашего края, его истории, населения, быте, культуре; · формирование представлений о жизни своего края и населения; · Формирование представлений о ценности литературных и художественных произведений как источника познания культуры и истории родного края. Воспитательные задачи: · воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций Белгородчины; · развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; · укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием краеведения не только учащихся, но и родителей; · наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; · изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; Развивающие задачи: · развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса уч-ся к краеведению через тематические беседы, конкурсы, олимпиады и другие мероприятия краеведческой направленности; · адаптация к реальной деятельности, к местной социокультурной ситуации; · формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; · видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем; · развитие творческих способностей, научно-исследовательских умений средствами региональной культуры. Краеведение в начальной школе предполагает комплексное изучение родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом и др. Общим предметом изучения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура Белгородской области. Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии: Образовательная - содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Белгородского края. Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение. Деятельностная - способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Белгородского края в единстве разнообразных видов деятельности. Творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента. Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонен та: - культуросообразность, - прикладная направленность, -интегративность, - взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, -региональность. Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть основным и единственным источником информации для ребенка. Вместе с тем такое образовательное поле, как изучение родного края, содержит огромный потенциал в реализации государственного образовательного стандарта. Организация достижения этой цели определена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей. 1. Начальная степень – пропедевтический курс, который способствует осознанию ребенком важности окружающего его микромира. 2. Внедрение краеведения в учебные дисциплины. 3. Целенаправленная внеклассная и внешкольная работа. 4. Связь с социосредой (родителями, учреждениями района, города). ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Главная функция регионального компонента государственного образовательного стандарта Белгородской области в начальной школе – формирование общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде. Важно начинать заниматься изучением истории своего края с младших классов. Поэтому выбрана методическая тема ПК учителей начальных классов: «Совершенствование урока с учетом апробированных методов и внедрение новых педагогических технологий на основе краеведения» С 2006 года в своей педагогической деятельности нами стали внедряться интегрированные уроки, которые проводились именно с первого года обучения. Следует отметить, что интеграция краеведения в учебные предметы общеобразовательного цикла на уроках и во внеурочной воспитательной работе ставит перед собой цель обеспечения познания истории и особенностей региона, места проживания и является важным фактором воспитания личности с гражданских и патриотических позиций. Работа над выбором форм, методов и способов организации и проведения интегрированных занятий привела нас к необходимости применения системного подхода в разрешении данной проблемы. Были выработаны четыре этапа ее проведения, которые соответствовали возрастным и познавательным особенностям развития детей в младших классах. Поэтому первый этап был репродуктивным. Второй этап посвящался развитию творческих способностей учеников. На третьем этапе (продуктивном) развивались исследовательские навыки детей. Четвертый этап являлся эвристическим.
На первом этапе проводились уроки, на которых детям предлагались упражнения и задания, содержащие информацию о нашем городе. Формирование познавательного интереса к изучению родного края начинается в начальной школе с первого класса, с первой странички «Букваря» или «Азбуки». Традиционно каждое 1 сентября в любой школе нашей страны начинается с урока Знаний, на котором учитель говорит о любви к Отчизне, о любви к малой Родине. Чтобы эти ценные минутки первого в их жизни урока не пропали даром и не стали формальными, необходимо выстроить систему краеведческих знаний, навыков, посильных младшему школьнику. На последующих уроках обучения грамоте необходимо ориентировать учащихся и этим пополнять лексический запас ребенка на краеведческие термины «Родина», «Отчизна», «малая Родина», «родная сторона», «семья», «родня», «родители» и т.д. В этом помогает и учебник. В нем даются задания составить рассказ по картинке («Азбука»). Дети составляют рассказы, но если им предложить принести фотографии своей семьи, то это же самое задание не будет выполнено формально. Ведь ребенку надо достать семейный альбом, а перелистывая его, возникают вопросы, подключаются другие члены семьи, это воспитывает гордость и ответственность за свою семью, повышает качество самого рассказа, развивается речь. При изучении темы «Звуки и буквы У, у» в «Азбуке» используется текст, который можно предложить ребятам просто пересказать, а можно предложить дополнить его представив, что речь идет о нашем городе. Например, перечислить по каким улицам нашего города движется транспорт и т.п. Практически каждый урок можно превратить в маленькое путешествие по Белгороду. Важно только, чтобы это не было навязчивым, нудным и слишком назидательным. Как продолжение такие уроки проводятся в курсах русского языка и литературного чтения. На этих материалах отрабатывались общеучебные навыки. У ребят заметно выросла учебная мотивация, повысился интерес к уроку, возник интерес к изучению родного края. Второй этап предполагал развитие творческих способностей, которое происходило через различные творческие работы: сочинения, эссе, рисунки, самостоятельное словесное творчество учащихся. На третьем этапе началась работа по развитию навыков исследовательской работы. Дети учились находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее, строить собственные гипотезы, предлагать свои формы заданий для уроков. Следующим четвертым этапом для совместной работы педагога и учащихся стало создание исследовательских и творческих проектов. Направления экспериментальной работы учителей начальной школы Научно-методическая работа Образовательная деятельность Воспитательная работа
· Научно-методическая работа: Заседания школьной предметной кафедры. Педагогические консилиумы. Малые педагогические советы. В темах по самообразованию педагогов прослеживается связь с экспериментальной работой школы по краеведению. Предметная неделя начальной школы. Организация и проведение предметных олимпиад. Курсовая переподготовки учителей начальных классов. Организация работы по аттестации учителей. Участие педагогов в школьном и городском смотре учебных кабинетов. Участие учителей начальных классов в городских, областных, всероссийских мероприятиях, посвященных проблемам начальной школы. Создание банков данных по различным направлениям деятельности (банк данных по краеведению). Обобщение опыта работы педагогов, сертификаты о занесении опыта в городской и областной банк данных. Выступления с докладами, размещение материалов в печати, на сайтах, получение сертификатов. Печатные работы в Российских и региональных изданиях. Создание коллекции электронных материалов по краеведению для тиражирования (коллекция СД дисков: видеозаписи, презентации, справочные материалы по краеведению, разработки уроков и внеклассных мероприятий) Ведение мониторинга экспериментальной работы: диагностика, анализ результативности. · Образовательная деятельность: Разработаны Образовательные Стандарты по предметам начального курса обучения с краеведческим компонентом. Разработаны Рабочие программы по предметам с элементами краеведения
Календарно-тематическое планирование по предметам содержит краеведческий компонент. В связи с введением в учебный план уроков ОБЖ и основ православной культуры, учителями кафедры разработаны программы с элементами краеведения по этим курсам. Разработаны конспекты уроков с краеведческой направленностью по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и другим предметам. Проводятся открытые уроки для городских и областных семинаров учителей начальных классов, участников Пасхальных чтений, студентов БелГУ, учителей школы. Ведётся апробация новых педагогических технологий: проведение нетрадиционных уроков, музейных уроков, использование компьютерного и интерактивного обучения. Осуществляется руководство исследовательской и проектной деятельностью учащихся: исследовательские и проектные работы «Реликтовые сосны», «Родословная моей семьи», «Улица моего детства» и др.; творческой работой- конкурс сочинений «Письмо родной школе», стихотворений о родном крае и т.д. В начальной школе ведутся факультативные занятия по авторской программе Т.А.Приставкиной и О.В.Маховой «История и культура моего народа». Разработан дидактический материал с элементами краеведения: карточки с задачами на краеведческой основе, кроссворды, тесты, тексты для списывания, восстановления деформированного текста, зрительные диктанты, орфографические минутки. Учителями кафедры изготовлены наглядные пособия по предметам: «Моя родословная», «Храмы Белгородчины», «Красная книга Белогорья», «Наши земляки» и др. Организуется участие детей в конкурсах различных уровней. Проводится мониторинг знаний – срезовые контрольные работы, тесты по краеведению, анкетирование. Воспитательная деятельность Разработаны и проводятся внеклассные мероприятия краеведческой направленности: праздники микрорайона, День рождения школы, «Свет Рождества», «Праздник семьи», «Масленица» и др., ярмарки. Организовано посещение музеев: народной культуры, литературного, художественного, музея-диорамы; библиотек – А.Лиханова, им.Ерошенко. Выездные экскурсии по городу и области. Проводятся встречи с известными земляками (писателями, поэтами, композиторами, художниками), ветеранами ВОВ. Творческая деятельность учащихся: конкурсы рисунков на асфальте «Любимый город», детских творческих работ в библиотеке им. Ерошенко, конкурс рисунков «Родное Белогорье», выставки поделок из природного материала, выступления ансамбля «Веретенце». Участие в благотворительных акциях: «Помоги детскому дому», «Белая ромашка», «Подарок солдату», «Ветеран живёт рядом». Осуществляется тесное сотрудничество с социальными партнёрами: ГДТ (кружковая работа), филармония (музыкальный лекторий), комната школьника «Факел», МНК, ГДК, областной кукольный театр.
Работа по этим направлениям даёт определённые результаты в обучении и воспитании младших школьников. Она способствует развитию коммуникативной и информационной компетенций учащихся, формирует положительную мотивацию к обучению, увеличивает результативность подготовки по всем предметам начальной школы, позволяет в значительной мере повысить творческую активность детей в учебно-познавательной деятельности через использование краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе, воспитывает любовь к родному краю, интерес к его прошлому и настоящему. ПРИЛОЖЕНИЕ СТАНДАРТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ Минимум содержания образования по предметам начальной ступени обучения (1-4 классы) Учебный предмет «Математика» Изучение учебного предмета «Математика» с использованием регионального компонента на ступени начального общего образования предполагает · развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков на основе краеведческого материала, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; · освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике, используя исторические, статистические, экономические данные по родному краю; · воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни родного края. и направлено на достижение следующих целей: · формирование любви к своему краю, чувства гордости за него; · формирование математических знаний на основе данных Белгородской области; · воспитание интереса к математике через краеведческий материал. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Числа и вычисления Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >. Числовые сведения о разнообразии животного мира Белгородской области. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Таблица сложения. Отношения «больше на…», «меньше на…». Числовые сравнения данных по природным ресурсам. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Отношения «больше в… », «меньше в… ». Деление с остатком. Составление задач на основе сведений об образовательных ресурсах края. Арифметические действия с нулем. Основные числовые данные о водоемах Белгородской области. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них. Перестановка слагаемых в сумме. Перестановка множителей в произведении. Группировка слагаемых в сумме. Группировка множителей в произведении. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Способы проверки правильности вычислений. Данные по заповедникам и заказникам Белгородской области для составления арифметических выражений. Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Использование статических данных различных областей по Белгородской области при работе с величинами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость). Построение простейших логических выражений типа «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Применение данных экономического развития области для установление зависимостей между величинами Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Составление различных видов текстовых задач на основе краеведческого материала. Пространственные отношения. Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, спереди-сзади, перед, после, между и др. Использование сведений о флоре и фауне родного края. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Распознавание и изображение геометрических фигур через архитектурные объекты Белгорода. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника. Составление задач на основе о сельскохозяйственных угодьях Белгородской области ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
|
(Памятник русскому актёру расположен около Драматического театра.)
Проверка заданий проходит вместе с учителем.
V . Работа с деформированным предложением.
Учитель. Восстановите предложение.
Театр, государственный академический, драматический, Белгородский, великого, земляка, имя, носит, Михаила Семёновича Щепкина.(Белгородский государственный академический драматический театр носит имя великого земляка Михаила Семёновича Щепкина).
VI . Закрепление знаний и способов действий.
Первая группа с помощью зелёных карточек повторяет падежи и вопросы. Карточки нужно сложить в соответствующей конфигурации (в одной части фигуры написаны падежи, в другой вопросы падежей). Затем учащиеся работают с желтыми карточками. На них представлен текст:
Щепкин стал актёром ещё в школе. Он сыграл главную роль в комедии. Представление происходило на Масленицу. К спектаклю долго готовились.
Учитель. Выписать имена существительные с предлогами, определить падеж имён существительных.
Вторая группа работает по перфокартам. С помощью стрелок соотнести слово с падежом.
драматургом родительный падеж
музея творительный падеж
актёра дательный падеж
пьесе винительный падеж
о комедии именительный падеж
освобождение предложный падеж
На экране записаны ответы. Учащиеся двух групп выполняют самопроверку.
VII . Физкультминутка.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс.
Приседайте и вставайте,
Земляка не забывайте.
VIII . Самостоятельная работа.
1 группа.
Учитель. Списать текст, существительные поставить в нужной форме, если необходимо добавить предлоги. Определить падеж имени существительного и назвать член предложения, которым является данное существительное.
Щепкин родился (село) Красном. В юности играл в театре, который принадлежал (граф). В Москву приехал настоящим (мастер). В нашей стране есть три памятника великому (актёр).
Проверка производится вместе с учителем.
2 группа: работа по учебнику, упражнение 1,с. 15.
Учитель. Списать, имена существительные поставить в нужной форме, определить падеж.
Тень от (сосна), конверт для (письмо), стоять у (доска), добраться до (дом), уехать без (друзья), коробка из (картон).
Ученики выполняют взаимопроверку.
IX . Работа с деформированным текстом.
Учитель. Пронумеровать предложения в таком порядке, чтобы слово «село» изменялось по падежам, начиная с именительного и т. д.
Село Красное раньше входило в Курскую губернию.
В пятидесяти километрах от села находится город Белгород.
К селу ведёт узкая дорога между полей.
При въезде в село видна речка Пенка.
Жители гордятся своим селом.
В селе находится музей знаменитому актёру.
Учащиеся сопоставляют каждой цифре букву. Получают слово – Щепкин.
X . Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. Какой этап урока был наиболее интересным?
- О ком из знаменитых земляков хотели бы поговорить на следующих уроках?
Урок окружающего мира «Судьба природы - наша судьба» (3 класс)
Смелянская В.С., учитель начальных классов
Рыбе - вода , птице - воздух, зверю- лес, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу-
значит охранять Родину.
М.Пришвин
Тип урока: комбинированный
Задачи : 1)показать красоту родной природы;
2)создать условия для развития познавательной активности учащихся;
3)воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование: карта Белгородской области, картины природы, птиц, насекомых, животных, рисунки - плакаты на тему: «Защитим природу!», 3 кроссворда на плакатах.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II .Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о природе, заниматься исследовательской работой - решать экологические задачи. Как вы понимаете тему урока? (Ответы учащихся).
Учитель. Посмотрите на доску. Здесь написано высказывание М.М.Пришвина. Как вы думаете, что М.Пришвин считает необходимым человеку?
Вывод: Родина включает в себя все - и птиц, и рыб, и зверей, и горы, и воздух.
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель. Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилье, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. В руках человека красота и богатство родной земли.
III . Повторение изученной темы «Природные зоны».
1) Установить стрелками соответствие (вызываются 3 ученика).
Растения |
Природные зоны |
Ковыль, тюльпан |
Арктика |
Ель, береза, сосна |
Тундра |
Мхи, лишайники |
Лесная |
Карликовая ива |
Степь |
Учитель. Нашли правильное слово – значит, правильно выполнили.
2) 1.Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», питаются рыбкой. (Чайки)
2. Близкий родственник тюленей. (Морж)
3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал. (Кайры)
4. На них очень любит охотиться белый полярный медведь. (Тюлень) 5.Самое распространенное растение полярных районов. (Лишайники)
6. Самый крупный обитатель морей и океанов. (Кит)
7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы. (Рачки)
3) 1. Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце)
2. Пушистый ковер не руками ткан, не иголками сшит,
При солнце, при месяце серебром блестит.(Снег)
3.Кто зимой в трубе шумит? (Ветер)
4.Два братца в воду глядят, никак не сойдутся. (Берега реки)
5.Бежит, бежит - не выбежит, течет, течет не вытечет. (Река)
б) Игра «Получи пятерку»
Учитель диктует вопросы, дети - пишут ответы буквами (А и Б) в тетрадях.
Карточка 1.
1.Пеликаны, вараны, джейраны, лебеди, цапли, кабаны - взяты под охрану.
Что нужно сделать, чтобы сохранить природу этой зоны?
А)Строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники.
Б)Перевозить этих животных пустыни в другие места с благоприятными условиями.
Карточка 2.
1 .Как называется самая большая на Земле пустыня?
А)Пустыня Гоби.
Б)Пустыня Сахара.
Карточка 3.
1. Почему по следу оленя идут его «пастухи» (лисы, волки, песцы)?
А)Чтобы полакомиться остатками пищи, найденной оленями.
Б)Они поджидают ослабленных животных, чтобы их отловить.
IV . Работа по теме урока.
Учитель. В какой природной зоне мы живем? (Западная, Центральная и Восточная – лесостепная. Юго-восточная – степная).
Учитель. Располагается на острогах Средне-Русской возвышенности, изрезана балками и оврагами. Холмистая равнина. Характерная особенность ландшафта - меловые обнажения. Климат умеренный, средняя продолжительность солнцестояния - 1800 часов в год.
Учитель. Послушаем сообщения наших экологов о том, какая работа по охране природы ведётся в Белгородской области.
1 эколог. Разработана Программа оздоровления экологической обстановки в области на 2000-2005 годы, расчистка рек Оскол, Тихая сосна, Везелка, Валуй, Айдар. Действуют 30 общественных экологических объединений; разбиты 40 новых парков, скверов, аллей; в Белгороде заложен Ботанический сад; готовятся мероприятия в честь Всемирного дня Земли (22 апреля), Всемирного дня охраны окружающей среды (5 июня).
2 эколог. На предприятиях города и области установлены пылеулавливающие устройства; производственные процессы переведены на газообразное топливо; сократились выбросы на Лебединском ГОКе на 563 тонны в год.
3 эколог. Проводится операция «Чистый воздух» - проверка и замеры токсичности и количества выхлопных газов автомобилей.
4 эколог. В 1999 году создан Государственный природный заповедник «Белогорье», включающий 5 заповедных участков.
1. Старейший заповедный участок «Лес на Ворскле» (основан в 1922г. на территории бывшей «Заказной рощи» графов Шереметьевых на правом берегу реки Ворскла; возраст дубов - 250-300 лет, 25 видов мхов, 900 видов грибов, 61 вид лишайников, 550 видов цветковых и папоротникообразных. Заповедный участок имеет дендропарк, 230 видов экзотических растений с Дальнего Востока, Сибири, Канады, Кавказа, Крыма).
2. Заповедный участок «Отрасьевы Яры» (создан в 1995г., площадь 90 га, 400 видов растений).
З.Заповедный участок «Ямская степь» (создан в 1935году в 12 км от города Губкин, площадь 566га, 661 вид высших сосудистых растений, 20 видов растений и животных занесены в Красную книгу).
4. Заповедный участок «Лысые горы» (создан в 1933 году в 7 км от города Губкин. Ценность - степь и естественный широколиственный лес, 506 видов цветов, 17 видов млекопитающих, 84 вида птиц, 5 видов земноводных и пресмыкающихся).
5. 3аповедный участок «Стенки Изгорья» (создан в 1995г., площадь 267 га. Расположен в 9 км от города Новый Оскол; имеется нагорная дубрава с меловыми соснами, ковыльные степи, меловые обнажения).
V . Физкультминутка. (Звучит музыка или голоса птиц).
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
VI . Исследовательская работа.
Учитель. Работаем группами по 4 человека (группа постоянная). Будем решать экологические задачи. Группа, которая подготовится первой, сразу посылает представителя с правильным ответом.
1.Какие цветы можно дарить на день рождения?
А) Любые цветы, которые тебе нравятся
Б) Букет можно составить только из тех цветов, которые выращены
человеком.
2. Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?
А) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.
Б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугает лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места.
3.Можно ли брать с собой в лес собаку?
А) Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
Б) Собаку можно выгуливать в лесу, чтобы она не мешала людям.
4.Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвешь всего 3-4 цветка?
А) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы.
Б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе.
5. Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибочки?
А) Да, нанесешь. Ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.
Б) Нет, мелкие грибочки очень вкусны.
VI I . "В мире интересного"
Сообщения детей, подготовивших самые интересные сведения из жизни растений, животных и насекомых.
1 ученик. Колокольчик уменьшает содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма - в 2 раза.
2 ученик. Единственный костер загрязняет воздух так же, как 5200 человек. Место под костром не зарастает 5-7 лет.
3 ученик. Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу, и они исчезнут.
4 ученик. Оберегая лягушку, мы помогаем выжить цапле, которая ими питается.
5 ученик. Крапива раны вычистит и заживит, т.к. в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Она хорошо останавливает кровь, укрепляет волосы.
VII I . Итог урока. Рефлексия.
Учитель. Какие правила поведения на природе мы должны знать? (Ответы детей по «цепочке»).
-Что нам дает природа?
Дети выносят плакаты:
Красота - лес, цветы, снежинки.
Доброта - покормить птичку зимой, не рвать, а любоваться цветами.
Источники здоровья - вода, солнце, воздух.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Тестовое задание по предмету «Окружающий мир»
на основе краеведения для 2 класса
Липич С.Н., учитель начальных классов
1.В каком году образована Белгородская область? а) в 1984 в) в 1964 б) в 1954 г) в 1934 2.Сколько районов сейчас входит в Белгородскую область? а) 16 в) 21 б) 15 г) 19 3.Кто в настоящее время является губернатором нашей области? А) Г.Г.Голиков в) В.В.Потрясаев Б) А.Б.Манаков г) Е.С.Савченко 4.Какую символику имеет Белгородская область? а) герб в) герб, флаг и гимн б) герб и флаг г) герб, флаг, конституцию и гимн 5.В каком году был утверждён флаг Белгородской области? а) в 2000г. в) в 2003г. б) в 2002г. г) в 1954г. 6.Когда отмечается День флага Белгородской области? А) 12 декабря в) 7 ноября Б) 14 октября г) 5 декабря 7.Добычей какого полезного ископаемого знаменита наша область? а) золота в) железной руды б) нефти г) каменного угля 8.Назовите самую крупную реку Белгородской области. а) Везёлка в) Северский Донец б) Разуменка г) Тихая сосна 9.Как называется главная площадь города Белгорода? а) Красная в) Центральная б) Соборная г) Первого салюта 10.На какой улице расположена средняя школа №20? а) Б.Хмельницкого в) Некрасова б) Шершнёва г) Садовой |
Тестовое задание по предмету «Окружающий мир»
на основе краеведения для 3 класса
Рябцева Т.В., учитель начальных классов
Часть А
Выбери правильный ответ:
1. В каком году построен Белгород?
А) в 1563 В) в 1593
Б) в 1600 Г) в 1678
2. Какую символику имеет Белгородская область?
А) герб В) герб, флаг и гимн
Б) герб и флаг Г) герб, флаг, гимн и конституцию
3. Какой город получил своё название из-за большого скопления в нем птиц?
А) Губкин Б) Грайворон В) Короча
4 . Первый город, в котором стали добывать и перерабатывать железную руду?
А) Короча Б) Губкин В) Алексеевка
5 . Центральная площадь г. Белгорода называется:
А) Торговая В) Соборная
Б) Революции Г) Главная
6. Какое животное теперь не встречается в Белгородской области?
А) медведь В) лось
Б) лиса Г) косуля
7. Какое из сел белгородской области славилось своими гончарными изделиями?
А) Красное В) Борисовка
Б) Томаровка Г) Стрелецкое
8. Чье имя носит Белгородский драматический театр?
А) А. Пушкина В) М. Щепкина
Б) Н. Ватутина Г) В. Черкесова
9. Какие животные изображены на гербе Белгорода?
А) медведь В) лев
Б) орел Г) лось
10.В честь какого выдающегося инженера назван технологический университет г. Белгорода?
А) В.Г. Шухова
Б) Н.Л. Шершнева
В) И.А. Чернухина
Часть В
Прочитай текст:
Белгородский мел
Миллионы лет назад места, где мы живем, были под водой. Здесь вздымались теплые волны Мирового океана.
Многие морские животные имели раковины. А когда животные умирали или погибали, эти раковины падали на дно. За тысячи и тысячи лет на дне выросли целые горы раковин. Верхние раковины давили на нижние, а еще сверху все заносило песком и глиной. Под давлением многотонной тяжести из раковин спрессовывался – получался камень – известняк. А из самых мелких ракушек – мел.
Вот откуда наши меловые горы и бугры.
Океан со временем отступил, а меловые горы остались. В нашей области их особенно много. Десятки, сотни населенных пунктов словно вписаны в яркую белизну меловых круч. От Белой горы, как вы уже знаете, получил свое имя и Белгород.
Мел с незапамятных времен служит человеку. Он – ценнейшее сырье для строительной, цементной, резиновой, химической, стекольной и других отраслей промышленности. Широко используют мел в сельском хозяйстве – в качестве минеральных удобрений.
Выполни задания к тексту:
· Напишите, в связи с чем образовались меловые отложения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Как получил свое имя город Белгород?
________________________________________________________________________________________________________________________________
· Каким образом человек использует мел?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть С
Подумай и напиши сочинение – рассуждение на тему «Охрана природы Белгородской области».
Воспользуйся планом:
· Атмосфера Белгородской области
· Запасы чернозема
· Птицы и животные Белгородской области
· Растительный мир Белгородской области
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тестовое задание по предмету «Окружающий мир»
на основе краеведения для 4 класса
Извекова В.А., учитель начальных классов
Часть А
Выбери правильный ответ:
1. В каком году основан город Белгород ?
А)1593г. Б) 1563г.
В) 1600г. Г) 1678г.
2. В каком веке основан наш город?
А) XVI Б) XV
В) XIV Г)XVII
3.В каком поясе Земли находится Белгородская область?
А) Полярном поясе
Б) Умеренном поясе
В) Тропическом поясе
4.На какой территории расположена наша область?
А) На Среднесибирском плоскогорье
Б) На Восточно-Европейской равнине
В) На Западно-Сибирской равнине
5. Какая река протекает по территории Белгородской области ?
А) Ворскла Б) Лена
В) Амур Г) Днепр
6. Какой заповедник находится на территории Белгородской области ?
А) Остров Врангеля Б) Таймырский
В) Белогорье Г) Чёрные Земли
7.В какой климатической зоне расположена наша область?
А) Тайга Б) Степь
В) Пустыня Г) Тундра
8. Какая самая крупная птица нашей страны живёт на территории Белгородской области, занесённая в Красную книгу?
А) Степной орёл Б) Серая куропатка
В) Дрофа Г) Журавль-красавка
9.Какое полезное ископаемое прославило наш край?
А) Нефть Б) Золото
В) Железная руда Г) Торф
10.Какая почва преобладает в нашем крае?
А) Подзолистая почва
Б) Серая лесная почва
В) Болотная почва
Г) Чернозёмная почва
Часть В
Прочитай текст:
Бекарюковский бор
Уникальное, удивительное место Белогорья.
Мел - тот же камень, на нём, кажется ничего не растёт. А здесь - в Бекарюковском бору, неподалёку от Белгорода и Шебекино, на чистейшем, ослепительно белом мелу высятся роскошные сосны, устремив в небо ярко- зелёные верхушки.
Многим из этих деревьев перевалило уже за вторую сотню лет. Это так называемые реликтовые сосны - они дошли до нас со времён третичного периода. Неповторимые, поразительно выносливые деревья находятся под наблюдением и охраной учёных.
Растут реликтовые меловые сосны и ещё в нескольких местах нашего края- возле сёл Архангельское, Кошлаково, Логовое и Чураево Шебекинского района и в урочище «Стенки- Изгорья» неподалёку от города Нового Оскола.
Выполни задание к тексту:
1 .В чём уникальность Бекарюковского бора?
________________________________________________________________________________________________________________________________
2 .Почему сосны называют реликтовыми?
________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Где на территории нашего края встречаются реликтовые сосны?
________________________________________________________________
Занимательный материал для уроков окружающего мира
Липич С. Н., учитель начальных классов
Головоломки
|
На рисунке в клетки впиши названия лесных животных, обитающих в лесах Белгородской области. Правильные ответы тебе подскажут отгадки на народные загадки: По горизонтали 1. На свинью похож, а в лесу живет. Если ты правильно отгадал все загадки, то в выделенных клетках по вертикали сможешь прочесть слово "Белка". Ответы: 1. Кабан. 2. Медведь. 3. Лиса. 4. Волк. 5. Заяц. |
Попробуй отгадать загадки о деревьях. Если ты их правильно разгадаешь, то сверху вниз по выделенным клеткам прочитаешь название дерева, изображенного на рисунке. По горизонтали 1. Посреди поля висит полотенце с кистями. Если ты правильно отгадал все загадки, то в выделенных клетках по вертикали сможешь прочесть слово "Береза". Ответы: 1. Рябина. 2. Можжевельник. 3. Черемуха. 4. Елка. 5. Вяз. 6. Осина. |
|
Карточки по русскому языку (3-4 класс)
Липич С. Н., учитель начальных классов
Спиши текст. Произведи звуко-буквенный анализ слов: Белгород, Донец, Везёлка. Белгород – административный центр Белгородской области. Расположен он на берегах рек Северский Донец и Везёлка. Существует несколько версий по вопросу даты основания города. По одной из них Белгороду – тысяча лет.
|
Спиши предложение, определи части речи. Первым Белгородским губернатором был Юрий Юрьевич Трубецкой.
|
Спиши текст. Вставь пропущенные окончания, объясни написание. Летом тысяча девятьсот сорок третьего года под Прохоровкой произошло крупнейшٱ танковٱ сражение, во многом решившее исход Курской Битвы и всей Великой Отечественной войны. На небольшом участке местности в бою одновременно участвовали свыше тысячи двухсот танков, значительнٱ число артиллерии и крупные силы авиации.
|
Задания, посвященные Великой Отечественной войне
Одной из ярчайших страниц бессмертной летописи Великой Отечественной войны является битва на Курской дуге. 50 дней, с 5 июля по 23 августа 1943 года продолжалась эта битва. По количеству войск и боевой техники, по ожесточению и напряжению она не имела себе равных в истории этой войны. Упорядочив пропущенные в словах буквы, вы прочитаете название Курской битвы. П...беда, плу..., же...щина, леб...дь, весе... ...ий, н...род, ...гненок; поез..., бр...сника, се...одня, б...гаж. (Огненная Дуга) |
5 июля 1943 года на позиции наших войск обрушился огонь тысяч орудий и минометов. В атаку двинулась секретная техника до 200 машин в группе. Расшифруй названия вражеских танков, переставив буквы, пропущенные в словах. Мяко...ь, по...ода, д...ван, у...ожай; ш...ион, ко...ьки, сем...на, ф...соль, р...кета, ...арелка, ба...сук. ( "Тигр", "Пантера") |
12 июля наши войска нанесли встречный удар и совершенно неожиданно для врага перешли в наступление. В танковой битве с обеих сторон участвовало до 1500 танков и крупные силы авиации. Это танковое сражение, самое грандиозное за всю Великую Отечественную войну, было выиграно советскими войсками. 23 августа освобожден город на южном фасе* Курской дуги. (* Фас – в фортификации – прямолинейный участок траншеи, хода сообщения, невзрывных противотанковых и противопехотных сообщений). Расшифруй его название, разгадав кроссворд. 1
. Bce то, что служит для производства, составляет производство. Держи ты их в порядке. Они – твое... Владей им без зазнайства. 2 . Транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям. 3 . Поддаваться действию огня, уничтожаться огнем. 4 . Металлические ... впервые появились почти 300 лет назад. Молодой царь Петр I собственноручно выковал для себя железные ... . Их называли "скороходами". Изгиб ... обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название ... . 5 . Мебель для спанья – длинная рама с ножками и двумя спинками, на которую кладут матрац и постельные принадлежности. 6. Население государства, жители страны. 7. Ярко блестеть, переливаться, отражая свет, лучи. |
На реке Северский Донец стоит город. 5 августа 1943 года он был освобожден от фашистов. Для туристов проводится экскурсия "По местам сражений и памятникам Курской битвы". Этот город зашифрован. Вставь в квадрат букву, чтобы получилось по три слова в каждом столбике. Из данных и вставленных букв получится название города. |
Карточки по математике (4 класс)
Липич С. Н., учитель начальных классов
Разнообразен животный мир Белгородчины. Насчитывается 9000 насекомых, 300 видов пауков, моллюсков в 2 раза меньше, чем пауков, рыб в 300 раз меньше, чем насекомых, ракообразных в 3 раза меньше, чем моллюсков, млекопитающихся на 30 больше, чем рыб, птиц в 4 раза больше ракообразных. Сколько видов животных насчитывается в Белгородской области?
|
Дуб-великан в посёлке Дубовое посажен в 1654 году в честь дружбы между Россией и Украиной. Сколько лет растёт дуб в посёлке? |
Задания, посвященные Великой Отечественной войне
Разгром фашистских войск на Кавказе позволил начать бои за освобождение Керчи и всего Крыма. 1 ноября 1943 года части 18-й армии и моряки Черноморского флота высадились в районе Эльтигена. Вслед за тем воины 56-й армии и моряки Азовской военной флотилии захватили плацдарм северо-восточнее Керчи. Неувядаемой славой покрыли себя защитники Эльтигена, вошедшего в историю под именем: "Огненной дуги" – 24;
|
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Флора и фауна моего края
(Тест по краеведению)
1. Какие основные культуры выращивают на Белгородчине?
А) зерно Б) рис В) сахарная свекла
2. Какое самое крупное животное обитает на территории Белогорья?
А) лось Б) зубр В) як
3. Каким краем называют Белгород?
А) ягодным Б) яблочным В) мандариновым
4. Какой район славится яблоками?
А) Шебекинский Б) Корочанский В) Алексеевский
5. Каких животных можно увидеть в зоопарке Белгорода?
А) жираф Б) крокодил В) верблюд
6. Какие рыбы водятся в реках области?
А) корюшка Б) красноперка В) семга
7. Какая служба помогает людям беречь растительный и животный мир Белогорья?
А) метеорлогическая Б) экологическая В) пожарная
8. Зачем люди нашего края составляли народный календарь?
А) узнавать, какой месяц, день Б) узнавать, когда вставать, когда ложится спать
В) узнавать, когда сеять и собирать урожай
9. Какие заповедники находятся на территории Белгородской области?
А) Ямская степь Б) Воронежский В) Центральносибирский Г) Прохоровское поле Д)Черные Земли Е) Ростовский
10. Какие животные занесены в Красную книгу области?
А) заяц-русак Б) кабан В) выхухоль Г) степная гадюка Д) филин Е) косуля
11. Какие растения занесены в Красную книгу области?
А) пион тонколистный Б) первоцвет весенний В) пион кавказcкий
Г) меч-трава Е) козлобородник 12. продолжить цепь питания
МОЙ ГОРОД
(Тест по краеведению)
1. С именем какого поэта связано открытие Литературного музея?
А) Некрасова Н.А Б) ПушкинаА.С. В) ТолстогоЛ.Н.
2. Кто такой Шуров В.Н.?
А) Публицист Б) Пианист В) Фольклорист
3. Какая билиотека есть в Белгороде?
А)Островского Б) Ленинская В) Толстого
4. Назовите сказочника Белгорода!!!
А) ЛитвиновЮ.М. Б) МакаровЮ.И. В) Шуров В.Н.
5. Что скрыто под. названим «Белгородский алфавит»?
А) Справочник Б) Словарь В) Сборник
6. Какая улица есть в Белгороде?
А) Цветочная Б) Садовая В) Клубничная
7. Какой музей есть в городе?
А) Космонавтики Б) Шоколада В) Художественный
8. Что связано с 1954 годом?
А) Образование области Б) Освобождение города В) Создание Диорамы
9. Чье имя носит драмматический театр?
А) Ватутина Н.Ф. Б) Косенко В) ЩепкинаМ.С.
10. Назови самый большой музей города!
А)Диорама Б)Литературный В) Народной культуры
11. Какой из перечисленнях парков центральный?
А) Южный Б) Имени Гагарина В) имени Ленина Г)Победы