Реферат: История моей семьи
Название: История моей семьи Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Российско-Немецкий дом Министерства Образования и Науки Российской Федерации Славгородская средняя общеобразовательная школа с. Славгородского Славгородского района Конкурсная работа «Мои этнические корни – 2008 год» Тема: История моей семьи Выполнила: ученица 11 класса Анастасия Энгель Научный руководитель: Кучинская Татьяна Геннадьевна, учитель немецкого языка Содержание 1. Введение. 2. Переселение немцев в Россию. 3. Первые немецкие колонисты на Алтае. 4. Образование и воспитание. 5. Обычаи и традиции российских немцев. 6. Одежда. 7. Особенности национальной кухни. 8. Интерьер немецкого жилища. 9. Из истории моей семьи. 10. Заключение. 11. Приложение. 12. Список использованной литературы. «Во всех условиях нужно сохранить то, чем жив дух человеческий» Н.Рерих Введение На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Я выбрала тему «Мои этнические корни. История моей семьи», потому что она для меня актуальна и интересна. Мне очень хотелось узнать, откуда мои родственники, куда они переселились и по какой причине. Как они жили раньше, чем занимались, какие у них были традиции, условия жизни, быт. Так же было интересно составлять генеалогическое древо. Жалко, что оно у меня небольшое, так как раньше была война, и многие сведения о моей семье не сохранились. В составлении древа мне помогали все родственники, вспоминали все вместе, каждый помогал, чем мог. Очень хотелось бы побывать в тех местах, где жили раньше мои родные! Я с удовольствием взяла в руки историю российских немцев и прочитала ее, так как мне было интересно узнать, почему они переселились в Россию, какие обычаи и традиции соблюдали. С большим интересом искала материал по данной теме. Ибо, кто не знает своего прошлого, для того нет будущего. Переселение немцев в Россию. Ко времени вступления Екатерины второй на престол перед Россией стояли очень важные задачи по укреплению международного авторитета страны. Для освоения полупустующих земель Поволжья, а позднее и Юга России необходимо было земледельческое население. Между тем помещики не горели желанием переселяться со своими крестьянами на окраину империи. Поэтому уже в год своего вступления на престол Екатерина II обратилась к привлечению иностранцев, которые были свободны от крепостного права, имели бы в связи с этим больше возможностей для быстрого развития своего хозяйства и должны были бы в последствие дать доход государству. Однако ее первый манифест от 4 декабря 1762 года остался без последствий, прежде всего потому, что он не гарантировал переселенцам надежного будущего. 22 июля 1763 года Екатерина II издала второй, более подробный манифест. Переселе6ние в Россию приняло большой размах. Большую роль в этом сыграли привлекательные условия манифеста и действие вербовщиков. Вербовка проходила в двух направлениях: непосредственно через вербовщиков русского правительства, проводивших ее при поддержке российских посланников и уполномоченных и через частных лиц (пригласителей - зазывателей, директоров). С последними русское правительство заключило договоры, в которых говорилось, что вербовщик обязывается за определенное вознаграждение склонить желающих к переселению в Россию. Активными вербовщиками были главным образом, французы, швейцары и бельгийцы. В январе 1764 года в г. Любеке была создана переселенческая служба, во главе которой стоял купец Кристоф Генрих Шмидт. Позже появились правительственные «комиссары» в Ульме (октябрь 1765 г, Карл Фридрих Майснер) и во Фракфурте-на-Майне (Йоганн Фациус). Их деятельность контролировал русский посланник при рейхстаге Священной Римской империи Германской нации Иван Смолин. В обязанность частных вербовщиков входил не только набор переселенце, но и их сопровождение по пути в Россию, устройство колоний на месте назначения и управление ими в дальнейшем. Первые немецкие колонисты на Алтае. Первые немецкие поселения на Алтае появились в 1890-х гг. Основной причиной переселения немцев на Алтай было малоземелье и высокая стоимость земли в Поволжье и на Украине. Переселенцы получали денежное пособие и ссуду, освобождались от несения государственных повинностей на три года и от налогов на пять лет. Наличие свободной и недорогой земли, льготы привлекли большое количество желающих переехать на Алтай. В Славгородском уезде в 1907 г. было основано 14 немецких поселений, в 1908 г. - 16, в 1909 г. - 16. К 1914 г. немецкое население в Славгородском уезде составляло более 17 тысяч человек. К концу прошлого столетия в алтайской части Томской губернии уже определились основные районы немецкой "колонизации". Ими стали степные просторы Кулудинской степи и земли близ Змеиногорска. Пик немецкого переселения населения на Алтай приходится на 1907-1912 гг., именно в это время возникли многие населенные пункты, которые сохранились до сих пор: Гришковка, Подсосново, Полевое, Камыши, Орлово, Сереброполь и другие. К 1917 г. на этих землях проживало около 60-70 тысяч немцев. В годы Гражданской войны по немецким хозяйствам был нанесен серьезный удар. Лишь восстановление ранее нарушенных хозяйственных связей в период НЭПа позволило им "возродиться. В Славгородском уезде немецкое население в канун 1914 года насчитывало примерно 17.5 тысяч человек, из них 45.5% составляли меннониты, 40.5%-лютеране и 14%-католики.
Образование и воспитание В немецких селениях Алтая большое внимание уделялось воспитанию детей, а, следовательно, и школьному образованию. После переселения на Алтай школьное здание, как и здание церкви или молитвенного дома, строили в деревне в первую очередь. Только в самых бедных деревнях не было школы. Обучение грамоте шло параллельно с религиозным образованием. Как правило, первый год или два после переселения, пока не было построено школьное здание, обучение производилось на дому у кого-либо из односельчан.
Обычаи и традиции российских немцев В календарной обрядности немцев Алтайского края, как и немцев Сибири в целом, сочетаются древние языческие элементы. Основу календаря составляют, безусловно, церковные праздники. Все религиозные праздники отмечались в кругу религиозной общины. Устраивались праздничные молитвенные собрания и церковные службы. Из праздников, не имеющих никакой связи с христианским календарем, можно отметить лишь праздник по случаю убоя скота – "шлахфест" (Schlachfest). Считалось, что именно после этого праздника наступает зима. Шлахфест не имел точной даты. Этот праздник, завершающий осенний цикл обрядов, можно считать границей между осенью и зимою. Рождество
Самым главным весенним праздником у немцев была Пасха (Ostern), которой предшествовала страстная неделя. В католических и лютеранских селах с четверга на страстной неделе переставали звонить колокола, и время в деревне объявляли группы подростков, ходившие по улицам с трещетками. За это они получали вознаграждение в страстную субботу. Страстной четверг носил название зеленого. В этот день обязательными были щи из крапивы. Пятница отмечалась строгим постом. В субботу пекли пироги и булки к Пасхе, красили яйца. В страстную субботу перед церковью разжигали костер, на котором сжигали соломенное чучело Иуды. Ночью по домам ходил хор молодых парней, исполнявший под окнами религиозные песни. Католики и лютеране утром смотрели, как восходит солнце. Специально за три недели немцы высевали зерно пшеницы или овса. В проросшую зелень рано утром на Пасху укладывали яйца. На Пасху одаривали детей. Считалось, что подарки им приносит пасхальный заяц. Троица Троица (Pfingsten) была праздником, заканчивающим весенний цикл обрядности немцев Алтайского края. Накануне Троицы немецкие женщины наводили порядок в доме и во дворе. Обязательно украшали дом и двор распустившимися ветками березы и полевыми цветами. Их рвали обычно рано утром девушки и женщины. Ветки вешали над дверьми и окнами, по углам дома. На подоконники и столы ставили букеты из полевых цветов, чаще всего из ромашек. Ветки березы и цветы ромашки использовали и для украшения забора и хлева. Праздник сбора урожая Главный осенний праздник - Праздник урожая (Erntdankfest). Этот праздник имел съезжий характер. В нем принимали участие гости из соседних деревень. Отмечался он обычно в конце октября - начале ноября. Церковь или молитвенный дом украшались лучшими плодами нового урожая, венками из колосьев пшеницы. Эти уборочные или жатвенные венки изготавливались заранее из колосьев последнего снопа. Их хранили на чердаке. Считалось, что они защищают от злых сил и несчастий. Такие венки во многих селах Алтая плетут до настоящего времени. Один из венков был подарен участникам экспедиции. Устраивался коллективный обед, которому придавалось большое значение. Он считался кульминационным моментом праздника. Одежда. Из всех компонентов материальной культуры немцев Алтая одежда имеет наименьшую степень сохранности.
Особенности национальной кухни Пища является наиболее устойчивым элементом материальной культуры этноса. Модель питания дает прекрасный материал для выявления путей распространения общих и особенных черт в области культуры и быта. Для определения традиционной модели питания народа важным является изучение характера питания, состава потребляемых блюд и продуктов, способов и порядка приготовления и приема пищи, предпочтений и запретов в ней, особенностей годового и ежедневного пищевого рациона, семантики пищи. Мясные блюда употребляются и в будни, и, обязательно, в праздники. Из всех видов мяса немцы предпочитают свинину, говядину и мясо птицы. В будни чаще всего готовят блюда из отварного мяса: бульоны, мясо с картофелем и капустой. На праздничный стол чаще подают блюда из рубленого мяса, колбасы, копченое мясо и сало, жаркое "проуд", рулет "штрудль". Из мяса и субпродуктов изготавливают различные колбасы. В основном готовят два вида колбас: сырокопченую и ливерную. Для набивки колбас используют специальные прессы. Кроме того, коптят желудки, фаршированные мясом или кашей "швадемахе". Обычно их брали с собой на сенокос и другие полевые работы.
Интерьер немецкого жилища
Из истории моей семьи. Сегодня вновь стала актуальной идея возрождения России как многонационального государства, ее многонациональной культуры, национальной школы, осознание и познание своих национальных корней и умелое использование всего этого духовного богатства в воспитании и обучении молодого поколения. Глобальные политические и экономические изменения в нашей стране, возросшие миграции оказывают существенное влияние на ход и направление современных этнических процессов у немцев. Моя семья принадлежит к немецкой этнической группе «российские немцы». В 1763 -1775 гг. из Германии (Гессен и др.) в Россию переселились протестанты и католики, которые направлялись в Нижнее Поволжье, Саратовскую и Самарскую губернию. Скорее всего, наш род появился в России именно в это время. Меня зовут Энгель Анастасия. Мои родители Энгель Мария Яковлевна и Энгель Александр Викторович. Родители мамы и папы Фишер К.Я и Фишер Я.А., Энгель В.И и Энгель М.И переселились из Саратовской области в Славгородский район. Мои предки появились в Алтайском крае с 1941 года. Это было вынужденное переселение. Бабушка Фишер Клара Яковлевна вспоминает: «Нас переселяли из Саратовской области, потому что была война и чтобы мы не перешли на вражескую сторону ».
Энгель Виктор Иванович родился 2 октября 1937 года в г.Саратове, немец, католик. Переселен из г.Саратова на Алтай в с. Славгородское.
Энгель Роза Ивановна родилась в г. Саратове, немка, католичка. Переселена на Алтай. К сожалению, сведения по линии папы не полные. Переселившись на Алтай, они не продолжали говорить на немецком языке, только некоторые фразы и слова. Но быт и культуру частично сохранили. В настоящее время в нашей семье только 10% родных продолжает говорить на немецком языке. В Германии живет моя тетя с двоюродными сестрами по маминой стороне. Я изучаю немецкий язык в школе и дополнительно хожу на курсы немецкого языка в Центр немецкой культуры. Там мы углубленно изучаем немецкий язык. В нашей семье сохранились традиции празднования праздников: Рождество, Новый год, Троица, Пасха. Рождество. Рождество отмечаем 25 декабря. Перед праздником все в доме моем, украшаем дом: одно из главных украшений большая рождественская елка, которая стоит в самой большой комнате и возле которой собирается вся семья. Рядом с елкой находятся носочки, в которые кладут подарки. Новый год. Новый год отмечается 31 декабря. В канун Нового года подводим итоги прошедшего и встречаем праздник с надеждой на свершение всего задуманного в наступающем году. Под бой курантов все загадываем желания. 1 января по домам ходим в гости и обсыпаем хозяев зерном. Пасха. Самым главным весенним праздником является Пасха (Ostern), которой предшествует страстная неделя. В субботу пекут пироги и булки к Пасхе, красят яйца. В воскресенье утром после завтрака идут на кладбище. Пасхальный обед отличался обилием блюд. На первое подают куриный суп с лапшой (Nudelsup). Лапшу к праздничному обеду готовят заранее. Также на пасхальном столе обязательно присутствуют яйца, сыр, масло. Троица. Троица (Pfingsten) является праздником, заканчивающим весенний цикл обрядности. Накануне Троицы наводят порядок в доме и во дворе. Обязательно украшают дом и двор распустившимися ветками березы и полевыми цветами. К сожалению, в нашей семье мало сохранилось традиций. Очень хотелось бы, чтобы мы не забывали свой родной язык, для этого можно ходить на курсы немецкого языка, выписывать газеты на немецком языке, возродить традиции и обычаи немецкого народа. Так же на семейном совете мы решили, какие праздники необходимо возродить, чтобы не забывать те, которые ушли в далекое прошлое. Заключение. Таким образом, проведя большую работу, я узнала гораздо больше о своих предках. Узнала, что они жили очень далеко от того места, где сейчас живу я. Эта работа была для меня очень интересна, поскольку у тех, кто не знает своего прошлого – нет будущего. Я никогда не думала, что работа со старыми материалами и документами может быть так увлекательна. Жалко, что сохранилось мало информации о моих предках, если бы я знала всю их биографию. Узнав историю своей семьи, мне бы хотелось продолжить работу и узнать историю немцев с. Славгородского и г. Славгорода. Я начала исследовательскую работу по изучению истории немцев села Славгородского, которая является продолжением данной работы. В нашем селе есть все предпосылки для такого исследования: большой % российских немцев, которые до сих пор сохранили традиции и обычаи, культуру и родной язык. Список использованной литературы 1. Бруль В.И. «Немцы в Западной Сибири», с. Топчиха – 1995г 2. Герман А.А, Иларионова Т.С, Плеве И.Р «История немцев России Хрестоматия», издательство «МСНК-пресс», 2005г 3. Герман А.А, Иларионова Т.С, Плеве И.Р «История немцев России», пособие, издательство «МСНК-пресс», 2005г 4. Ерина Е.М, Салькова В.Е «Обычаи поволжских немцев», сборник, издательство «Готика», 2001г 5. Широкова Е.Ф. «Народная педагогика и воспитание», пособие, издательство БГПУ,1996г 6. Шлейхер И.И. «Пособие по истории российских немцев», пособие 7. Интернет ресурсы. |