Реферат: Выборгского района Санкт-Петербурга «Война и мир» в произведениях М. В. Ломоносова

Название: Выборгского района Санкт-Петербурга «Война и мир» в произведениях М. В. Ломоносова
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Содержание:

Стр.

Введение ……………………………………………………... 3

Глава 1. Исторические условия деятельности М.В.Ломоносова …... 5

Глава 2. Ломоносов М.В. о развитии русского гражданского

общества («о мире») ………………………………………… 8

Глава 3. Об отношении М.В. Ломоносова к «войне» ……………… ... 16

Заключение …………………………………………………… 22 22 Список литературы ………………………………………….. 26 26 Введение Тема «войны и мира» в произведениях великого русского ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова - это не просто описание событий, связанных с вооруженными столкновениями с врагом или отсутствием таковых. Прежде чем говорить о мире - нужно определить, что мы имеем в виду. По определению В.С.Соловьева: «мир - связная совокупность множеств бытия или совокупность всей существующей множественности» [32,26]. И.Т. Фролов определяет мир как совокупность всех форм существования материи [36,621] В более узком понимании слово «мир» можно определить как:- Дружеские согласные отношения между кем-нибудь, отсутствие разногласий , вражды или ссоры. Отсутствие войны, вооруженной борьбы в международных отношениях;- Тишина, покой, спокойствие;- Соглашение между воюющими сторонами о прекращении военных действий; то же, что мирный договор .В широком смысле это:- Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Вся жизнь в бесконечности; всё, что есть во вселенной;- Отдельная часть мироздания, вселенной; планета;- Отдельная сфера жизни или область предметов, явлений. Отдельный круг или область понятий, чувств, переживаний, представлений. Одна из двух сфер, на которые делится бытие с точки зрения идеалистических и религиозных представлений;- Народ, совокупность народностей, часть человечества, с их социальными, культурно-историческими и этнографическими признаками. Отдельная группа, категория людей с точки зрения социальных, профессиональных делений человечества, с ее культурой, бытом, психологией [34,456].

Ломоносов принадлежит к числу универсальных деятелей мировой культуры, которые в своем творчестве воплощали непреходящую потребность человеческого рода постичь и освоить мир во всем его многообразии, выражали извечное стремление человека к социальной и нравственной свободе, словом и делом своим утверждали необходимость деятельной любви к людям.

Философская категория мира в глазах Ломоносова заключает в себе категории нравственные. Его мир – это Отчизна, народ российский, русский язык, именно это для него «добро». Для Ломоносова Отчизна - это место, где человек сделал свои первые шаги, это беспредельные просторы земли, ее природные богатства, сам русский народ, к труду "избранный", выдержавший во имя мира и добра "тьму сильных боев". Именно с приходом в поэзию Ломоносова тема Отчизны, России наполнилась глубинным смыслом, стала ключевой в произведениях русской литературы, а само чувство к Родине уже рассматривается как важный шаг нравственной категории.

В произведениях Ломоносова Родина воспроизводится не только как "держава царская", как страна, одерживающая те или иные воинские победы. Славу русской армии Ломоносов видит в том, что она борется с агрессором. В его торжественных одах настойчиво звучит призыв к миротворчеству, просвещению и преумножению благосостояния страны.

Актуальность выбранной темы выпускной работы в первую очередь определяется необходимостью систематизации знаний о взглядах великого русского ученого на объект данного исследования, а также значимостью данной темы для истории страны в целом, так как мало кто из теоретиков касался этой темы.

Цель настоящей работы состоит в:

- изучении отношения М.В.Ломоносова к войне и миру через его произведения;

- систематизации взглядов ученого и представление их в виде презентации;

- изучении вклада М.В. Ломоносова в общественно-политическую и культурную жизнь страны в аспектах, связанных с проблемами «войны и мира».

Объектом исследования является анализ влияния взглядов ученого на его деятельность во всех областях знаний, на внутри - и внешнеполитическую жизнь России. Предметом данного исследования является механизм воздействия Ломоносова-поэта и Ломоносова-ученого на формирование взглядов современников, поворот их сознания в сторону политики созидания вопреки героизации войны.

В соответствии с данной целью в исследовании ставятся задачи по изучению основных взглядов ученого, определение их сущности, а также возможности их влияния на общественную мысль XVIII века; по определению наличия проблем, связанных с темой данного исследования в современных условиях.

На разных этапах исследования, с учетом специфики решаемых задач, использовался широкий спектр методов современной науки: аналитический, сравнительный, экспертный, и др.

Всё это и предопределило структуру данной работы, которая состоит из трех основных разделов. В теоретической части выпускной работы будут изложены основные аспекты взглядов Ломоносова М.В., приведен краткий обзор исторической обстановки XVIII века, исследована взаимосвязь биографии ученого для наилучшего изучения и понимания чаяний Ломоносова как поэта, формы его произведений как некоего проводника идей поэта и ученого посредством воздействия на вершителей судеб России. В аналитической части данной работы исследуются взгляды М.В. Ломоносова на проблемы войны и мира. Особое внимание будет уделяться изучению торжественных од М.В. Ломоносова, как наиболее важным для достижения целей данного исследования, а также изучению научных работ, которые могут оказать помощь для освещения темы исследования. Методологической и теоретической основой данной работы являются многочисленные детальные исследования целого ряда специалистов: Меньшуткина Б.Н., Лебедева Е.Н., Вернадского В.И., Пумпянского Л. В., Ключевского В. О., Соловьева С. М., монографии Моисеевой Г. Н., Полное собрание сочинений самого Ломоносова М.В. В трудах этих и других исследователей раскрываются различные важные аспекты для исследований государственно-политической тематики.

Глава 1. Исторические условия деятельности М.В.Ломоносова

Ломоносов М.В. (1711-1765 гг.) жил в веке, когда происходили великие исторические перемены - Царь Пётр I провёл радикальные изменения во внутренней и внешней политике государства. Реформы Петра I привели к модернизации армии, государственного аппарата и образования. В России установилась абсолютная монархия во главе с императором, которому подчинялась даже церковь (через обер-прокурора Священного Синода). В 1724 году основана Петербургская Академия наук . После смерти Петра I началась Эпоха дворцовых переворотов , характеризовавшаяся дворянской олигархией и частыми сменами императоров. 28 января (8 февраля) 1725 года Екатерина I (Екатерина Алексеевна) « взошла на престол Российской империи благодаря поддержке гвардии и вельмож, возвысившихся при Петре. Фактическую власть в царствовании Екатерины сосредоточил князь и фельдмаршал Меншиков, а также Верховный Тайный Совет. В большей степени правительницу интересовали лишь дела флота - любовь Петра к морю коснулась и её» [17,68]. В результате, роль Сената резко упала, хотя его и переименовали в Высокий Сенат. За два года правления Екатерины I Россия не вела больших войн, только на Кавказе действовал отдельный корпус под началом князя Долгорукова, стараясь отбить персидские территории, пока Персия находилась в состоянии смуты, а Турция неудачно воевала с персидскими мятежниками.На смену Екатерине I пришел Петр II (внук Петра I, однако скоропостижная его смерть создала основу для новых дворцовых переворотов. Следующей правительственницей стала Анна Иоанновна , предоставившая ведение дел своему фавориту Бирону (бироновщина) и главным руководителям: канцлеру Головкину, князю Черкасскому, по внешним делам Остерману и по военным делам фельдмаршалу Миниху. Придя к власти, Анна распустила Верховный тайный совет, заменив его в следующем году кабинетом министров. Война с Турцией (1735-1739) завершилась невыгодным для России Белградским миром . В 1736-1738 было разгромлено Крымское ханство. После Анны Иоанновны пришел период регентства Анны Леопольдовны. Но 25 ноября (6 декабря) 1741г., воспользовавшись падением авторитета и влияния власти, Елизавета Петровна при поддержке гвардии осуществила государственный переворот, в ходе которого свергла Ивана VI и правительницу-регентшу Анну Леопольдовну.Основными принципами внутренней и внешней политики Елизавета Петровна провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Упразднила возникшие после смерти отца государственные институты (Кабинет министров и др.), восстановила роль Сената, коллегий, Главного магистрата. Отменила смертную казнь (1756). Ликвидировала внутригосударственные таможни. В 1754 создала Уложенную комиссию для выработки нового свода законов. Комиссия разработала проекты реформ, направленных на секуляризацию церковных земель, законодательное оформление дворянских привилегий и т. п. В целом внутренняя политика Елизаветы Петровны отличалась стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти. По целому ряду признаков можно сказать, что курс Елизаветы Петровны был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма, осуществлявшейся затем при Екатерине II. Императрица придавала большое значение развитию русской культуры, образования, науки. В 1755 по её повелению был открыт первый в стране Московский университет . Была основана Академия художеств, созданы выдающиеся памятники культуры (царскосельский Екатерининский дворец и др.). Оказывала поддержку Михаилу Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры. Активной была и внешняя политика Елизаветы. В ходе русско-шведской войны 1741—1743 Россия получила значительную часть Финляндии. Пытаясь противостоять возросшей мощи Пруссии, Елизавета отказалась от традиционных отношений с Францией и заключила антипрусский союз с Австрией. При императрице Елизавете Петровне власть в России стабилизовалась. Русская армия успешно воевала против Пруссии в Семилетней войне (1756—1763). После взятия Кенигсберга Елизавета издала указ о присоединении Восточной Пруссии к России на правах её провинции. Кульминацией военной славы России при Елизавете стало взятие Берлина в 1760.В последний период царствования императрица меньше занималась вопросами государственного управления, передоверив его П. И. и И. И. Шуваловым, М. И. и Р. И. Воронцовым и др. Официальным наследником престола Елизавета вскоре после вступления на престол назначила своего племянника (сына сестры Анны) - герцога Голштинского Петера Ульриха (Петра Фёдоровича). После смерти Елизаветы Петр Федорович вступил на престол под именем императора Петра III . «Оставаясь в душе лютеранином, Петр III, окруживший себя голштинцами, стал переделывать на прусский лад русское войско и тем вооружил против себя гвардию, которая в то время была почти исключительно дворянская по составу. Побуждаемый своими прусскими симпатиями, Петр III тотчас же после восшествия на престол отказался от участия в Семилетней войне и вместе с тем и от всех русских завоеваний в Пруссии, а в конце своего царствования начал войну с Данией из-за Шлезвига, который хотел приобрести для Голштинии» [2,125]. Дворянство, в лице гвардии, открыто восстало против Петра III и провозгласило императрицей Екатерину II (28 июня 1762 г.). Окончанием эпохи дворцовых переворотов считается приход к власти Екатерины II . При императрице Екатерине Великой Россия успешно воевала с Турцией за выход к Чёрному морю, появились бумажные деньги (ассигнации), в России поселилось множество иностранцев и началось освоение Америки. Екатерина является лидером среди всех российских императоров по продолжительности жизни и сроку правления. Период её правления часто считают «золотым веком» Российской Империи . Сенат Российской империи преподнёс ей эпитеты Екатерины Великой и Матери Отечества.Таким образом Московское государство стало Российской империей, имея во главе Императора Всероссийского. Теснейшим образом связана с историей России жизнь первого русского ученого - естествоиспытателя мирового значения, поборника развития русской науки, экономики и мореплавания Ломоносова Михаила Васильевича (1711-1765) . Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знаний, а его идеи далеко опередили науку того времени. В 1748 году основал при АН первую химическую лабораторию. Личность Ломоносова, его открытия в области науки и литературы сыграли значительную роль в развитии русского общества и истории русской культуры. С его именем связано основание в 1755 г. Московского университета, развитие практически всех отраслей знания, в том числе и словесности. В.Г. Белинский называл Ломоносова "Петром Великим русской литературы". С 1757г. Ломоносов М.В. являлся канцлером Академии наук.Он высказал мысль о зависимости войн от развития экономики и науки, исследовал и обобщил основные моменты военно-морской деятельности Петра I, изучил многие вопросы морского дела, морской географии, метеорологии и оптики и оставил после себя множество научных трудов ("Разсуждения о большой точности морского пути", "Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях", трактат "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в восточную Индию", труд "О северном мореплаваниии на восток по Сибирскому океану", составил карту Северного Ледовитого океана и схему морских течений в нем). По инициативе Ломоносова были снаряжены экспедиции В.Я. Чичагова и П.К. Креницына - М.Д. Левашова. В 1758 году Ломоносову было поручено "смотрение" за Географическим департаментом. На этом посту он много сделал для создания "Атласа Российского". В 1763 году Ломоносов был избран членом Российской академии художеств (за мозаичные работы).Хотя главные открытия касались химии, физики и астрономии, Ломоносов серьезно занимался и русской поэзией. В "Письме о правилах российского стихотворения" (1739) он создал собственную теорию русского стихосложения, которая в основных чертах существует и в наше время. М.В.Ломоносовым созданы труды и в области литературы: "Краткое руководство к красноречию" (1748), "О пользе книг церковных в российском языке" - учение о трех стилях - "высоком", "посредственном", "низком" - в русском языке и о жанрах русской литературы. Таким образом, личность гениального ученого и поэта была выдвинута самой общественной русской жизнью как бы для того, чтобы культурные нововведения обратить к нуждам России, приспособить их к национальной стихии. Колоссально много задач выпало на долю Ломоносова! Он призван был оставить след почти во всех областях существующих тогда знаний и наук, продвинуть их вперед, одушевить поэтическим пафосом служения Отчизне. Для решения задач, связанных с темой данного исследования, необходимо проникнуть в суть поэтических произведений великого поморского гения, понять смысл его произведений, разглядеть истинные чувства их автора. В следующей главе сделаем попытку проанализировать понятия «войны и мира» через литературные произведения М.В.Ломоносова, стремление автора к гуманизму и просвещению российского народа и прекращению войн - источника величайших бедствий для страны.

Глава 2. Ломоносов М.В. о развитии русского гражданского общества («о мире»)

Родина, ее необъятные просторы, неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, будущее величие и слава - одна из основных тем в поэзии Ломоносова. По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэтом-гражданином. Его стихотворение "Разговор с Анакреоном" ярко демонстрирует отношение к поэзии и понимание им задач поэта: «Хоть нежности сердечной в любви я не лишен, героев славой вечной я больше восхищен» [22,292]. Здесь автор противопоставляет себя как певца героев певцу любви Анакреону. Завершается это стихотворение темой, очень важной для всего творчества Ломоносова, в его стихотворении любовь к Родине является важнейшим назначением поэта, она превосходит чувства к женщине, любые другие чувства. В противоположность древнему певцу наслаждений русский поэт защищает идею служения поэзии идеалам гражданственности и просвещения и рисует образ своей великой вдохновительницы - Матери-России. М.В.Ломоносов занимался поэтическим творчеством, где значительное место занимали оды. "Оду на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны" (1747) Ломоносов превратил в рассказ о судьбе России. Кратко упомяная о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь и вновь обращается к Елизавете, в ком ему хотелось бы видеть «Достойную дочь великого отца», такую же покровительницу науки и искусства. Автор приветствует Елизавету как поборницу просвещения, восхваляет мир и тишину как залог преуспевания наук. Конечно, за этим образом Родины-матери-императрицы стоит сложная система ценностей, присущая Ломоносову как великому сыну своего века. Характеризуя идею государства в мировоззрении просветителей-классицистов, можно отметить, что «государство было предметом поэтического восторга и философской медитации именно потому, что оно как бы выступало распорядителем космической гармонии на земле. Поэтому победы монарха, его благоденствие, заключение союзов и мирных договоров были не только материалом изображения, но и темой философской и художественной рефлексии. Прогресс государства воспринимался при этом как прогресс разума и прогресс просвещения…» [9,13]. Именно этим принципом руководствовался Ломоносов, воспевая монархов и их деяния. Ломоносов восхвалял Елизавету за то, что она, вступив в 1742 г. на престол, закончила русско-шведскую войну и дала русскому народу долгожданный мир. Ломоносов выступает здесь как поборник мирной политики, для него «возлюбленная тишина» - основа процветания сильного и культурного государства.Он славит преобразования Петра. Образ Петра I, "просвещенного монарха", "отца Отечества", "неустанного строителя, плавателя, в морях - героя" проходит через все творчество Ломоносова, который был горячим приверженцем петровских преобразований, а самого Петра видел как посланника Бога: «ужасный чудными делами, зиждитель мира искони своими положил судьбами себя прославить в наши дни: послал в Россию Человека, какой не слыхан был от века» [22,123]. Похвальные оды и торжественные слова Ломоносова проникнуты высоким патриотическим пафосом. Непосредственные адресаты его од - царственные покровители поэта - отступали в них в тень перед величественным образом России , размышлениями о перспективах ее исторического развития. Ломоносов был ее вдохновенным певцом в пору становления русской нации, закладывания основ русской национальной культуры, к настоящему и будущему которой он относился с горячим воодушевлением. Одно из значений слова «мир» - Родина в творчестве Ломоносова воспроизводится не только как "держава царская", как страна, одерживающая те или иные воинские победы. Для Ломоносова это также место, где человек сделал свои первые шаги, это беспредельные просторы земли, ее природные богатства, сам русский народ, к труду "избранный", выдержавший во имя мира и добра "тьму сильных боев". Именно с приходом в поэзию Ломоносова тема Отчизны, России наполнилась глубинным смыслом, стала ключевой в произведениях русской литературы, а само чувство к Родине уже рассматривается как важный шаг нравственной категории: «Вокруг тебя цветы пестреют, и класы на полях желтеют; сокровищ полны корабли дерзают в море за тобою; ты сыплешь щедрою рукою свое богатство по земли... воззри в поля твои широки, где Волга, Днепр, где Обь течет; богатство в оных потаенно...»[21,121]. Автор рисует огромные пространства России с ее морями, реками, лесами и богатейшими земными недрами. Всеми этими богатствами державы должно овладеть и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, ученые. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» [22,128].Восторженный гимн науке - важная и интересная тема в поэзии Ломоносова. По убеждению поэта, благо и слава Родины - в развитии "божественных" наук: механики, химии, астрономии, географии: «Науки пользуют везде среди народов и в пустыне, в покое сладком и в труде» [22,128]. Рукописное наследие М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Он предугадывает в одах грандиозные успехи русского кораблестроения, соединение морей искусственными каналами, осушение болот, точные расчеты метеорологии, посредством которых человек научится верно предсказывать погоду. Он воспевал и «великое северное сияние», и «пользу стекла», и «превосходство новоизобретенной артиллерии пред старою». Поэт-ученый отнюдь не превращал свои стихи в рифмованное изложение философских проблем или научных истин. Свои наблюдения он умел облекать во впечатляющие, точные и величественные поэтические образы. Ибо только художник, пораженный величием природы, мог, как Ломоносов, сказать о солнце: «Горящий вечно Океан». Или, созерцая ночное небо, выражал свой восторг в словах: «Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна». «...Сила восторга превратила натуралиста в поэта», - писал о философских размышлениях Ломоносова Гоголь. Патриотическое чувство Ломоносова сказалось в его заботах о сохранении отечественных природных ресурсов. Он призывает к рачительности и любви по отношению к ней! Поэт одухотворял природу. Для него она не только источник материальных благ, но и олицетворение сущности человека , который вышел из природы и может жить только в единении с ней. Ломоносов утверждал, что без понимания людьми самих себя как частицы целого не может быть ни духовного оздоровления человека, ни тем более его разумной деятельности. В его одах чувствуется та всемогущая, всепроникающая нить, которая скрепляет все и которая именуется жизнью. Вот как поэт изображает мир без войн , без вражды и политических стяжательств: «кристальны горы окружают, струи прохладны обтекают усыпанный цветами луг. Плоды румянцем испещренны, и ветви, медом орошенны, весну являют с летом вдруг»[22,103]. Ломоносов-поэт вкладывал в свои оды заветные мысли о благе родины, ставил перед собой общенациональные задачи, следовал идеям возвеличивания государства, укрепления его могущества и просвещения русского народа. Мечтая о просвещенной России, которой мирное сосуществование даст возможность для развития ее далеко не исчерпанных гигантских возможностей, Ломоносов уверенно и взволнованно призывал молодые поколения к новой героике - дерзновенному полету мысли, научным открытиям и трудовым свершениям: «О вы, которых ожидает Отечество от недр своих и видеть таковых желает…»[22,128].М. В. Ломоносов не был профессионалом-историком, но его исторические труды по праву занимают видное место в русской науке. Он боролся с теорией Байера и Миллера о норманском происхождении Руси, на основе критического изучения исторических источников создал обобщающий труд «Древняя Российская история», в котором писал, что «не с призвания варягов начинается история нашей Родины, а что русский народ и язык простираются в глубокую древность» [19,246]. Русская история дана Ломоносовым на фоне истории всеобщей.Вспыльчивый, твердо верящий в правоту своего дела Ломоносов испытывал душевные муки, видя, как абсолютно равнодушные к нуждам русской науки иноземные бюрократы управляют Российской академией. Получающие жалованье от русского правительства немцы по своему усмотрению распоряжались кадровой политикой в русской науке. Доступ отечественных ученых в Академию был крайне затруднен. О борьбе великого ученого с засильем иностранцев в русской Академии наук сказано немало. В советское время, особенно в ту пору, когда всюду подчеркивались русские приоритеты в научных открытиях, акцент ставился именно на том, что Ломоносов отстаивал национальные интересы русской науки. Впрочем, дело было вовсе не в том, что это немцы. Как помним, жена Ломоносова и верный его друг была немкой. Всю жизнь боготворил русский ученый своего знаменитого наставника Вольфа, дружил с выдающимся немецким математиком Эйлером, а в Петербурге его близким и надежным другом сделался профессор Рихман. Не против немцев воевал он, а против «неприятелей наук российских» ! Главным делом его жизни стало поддержание «чести российского народа » посредством просвещения общества и развития отечественной науки. «За то терплю, – с горечью признается Ломоносов, – что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое довольство». И утверждает: «Честь российского народа требует, чтобы показать способность и остроту его в науках и что наше Отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний» [18,27]. Ломоносов продолжал славные традиции петровской России, которая прорубила окно в Европу не для того, чтобы дублировать цивилизованную соседку, но чтобы, взяв у Европы всё достойное усвоения, затем, как говорил царь Пётр, «повернуться к ней задом». В этом грубом образе проглядывало отнюдь не лице­мерие, не тайный макиавеллевский план. Широко вводя в русскую жизнь европейские нормы жизни, Петр, во-первых, никогда не скрывал националь­ные интересы России, а, во-вторых, во всеуслышание заявлял, что у русского орла две головы, одна смотрит на Запад, другая на Восток. В этом, как и во многом другом, Ломоносов наследовал устремления первого русского импе­ратора.Он был убежден, что поэзия, как и наука, выполняет великую миссию: служит делу просвещения русских людей, а с ним и процветанию России. Характер его поэтического и научного творчества был боевым и патриотическим. Незадолго до смерти Ломоносов написал: «Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет; стоял я за них смолоду, на старость не покину». В начале марта 1765, чувствуя, что покидают последние силы, Ломоносов задумал еще одну попытку защитить “сокращаемые штаты” Петербургской Академии и свои “наме­рения” - он решил добиться аудиенции у Екатерины II. И составил план предполагаемого разговора с императрицей. Вот что он писал за месяц до смерти:«1. Видеть государыню.2. Показывать свои труды.3. Может быть, понадоблюсь.4. Беречь нечего. Всё открыто Шлецеру сумасбродному. В Российской библиотеке есть больше секретов. Вверили такому человеку, у коего нет ни ума, ни совести, рекомендованному от моих злодеев.5. Приносил его высочеству дедикации (посвящения. - Ю. К.). Да всё! И места нет.6. Нет нигде места и в чужих краях.7. Все любят, да шумахерщина.8. Multa tacui, multa pertuli, multa concessi*.9. За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство pro aris etc**.10. Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют.11. Ежели не пресечёте, великая буря восстанет»[19,346] .Комментируя эти наброски несостоявшегося разговора с новой импе­ратрицей, биограф М. В. Ломоносова Евгений Лебедев писал:«Уже при беглом взгляде на этот документ видно, что Ломоносов ничего не собирался выпрашивать для себя лично (хотя и идет разговор о “местах”). Здесь жизнь со смертью борется . Здесь решаются судьбы новой русской культуры. Здесь дело идёт либо о приумножении достоинства, славы, знания великого народа, либо о полной потере всего этого, о культурной деградации и погружении в хаос. Ломоносов хотел прийти к Екатерине, чтобы напомнить, а не славословить императрицу и в гораздо большей степени спросить с неё, чем просить у неё. И предостеречь: «ежели не пресечёте, великая буря восстанет». Так с царями говорят пророки, а не просители и не прожектеры» [19,412].Предсмертное письмо Ломоносова - итог его долгих раздумий, его потрясающей воображение напряжённой творческой жизни. И борьбы. Борьбы с самим собой, с судьбой, с одиночеством, с властями и врагами. С друзьями тоже.В новосибирском академгородке на видном месте помещено широко цитируемое изречение Ломоносова: “Российское могущество прирастать будет Сибирью”. Обрублено не понятое до самого последнего времени окон­чание ломоносовской фразы: “и Северным Ледовитым океаном”. Смысл становится понятным только сейчас, когда происходит потепление климата и, по прогнозам многих ученых, предстоит таянье полярных шапок. Оно грозит затоплением многим континентам, а для России прирастёт могуществом. В точном соответствии с целым рядом пророчеств о превращении обширных и безлюдных ныне мерзлотных зон нашей страны в земли с субтропическим климатом. Мир, в понимании Ломоносов, состоит из: любви к истине и любви к отечеству , можно присоединить и третье - неудержимое стремление к независимости личной и национальной . Это три его кита, камень основания. Записка “О сохранении и приращении русского народа” при жизни Ломоно­сова не была опубликована, с купюрами её печатали и в последующие века. Так что мы в долгу перед сыном отечества, который заботился о том, чтобы нас было больше еще в эпоху, когда угроза русской демографии только намечалась. План несостоявшегося разговора с Екатериной II, который приведен в нашей работе, был завещанием и напутствием Ломоносова потомкам. В замечательной книге о Ломоносове, вышедшей в 1990 г. и принадле­жащей перу писателя-патриота Евгения Лебедева, проникновенно проком­мен­ти­рованы эти наброски плана разговора.Подавляющее большинство научных замыслов и начинаний Ломоносова было направлено на пользу России и вызвано потребностями собственно русского культурного развития - так что он со своей культурно-просветительской программой пришелся бы не ко двору в любой западноевропейской академии. А в родной Академии реализовать эту программу не дают чиновники-иностранцы. Для русского учёного её стены превращены в тюрьму.Учиться у Запада безусловно необходимо. Но учиться, полагаясь на свой разум, на свои ресурсы, учитывая насущные потребности и внутреннюю логику своего развития. Только такое ученье могло быть плодотворным, ибо и сама Россия несла с собой уникальные ценности в сокровищницу мировой культуры.Нравственная (и одновременно государственная) задача, которую ставит Ломоносов, заключается, следовательно, в том, чтобы сделать эту “борьбу за алтари и домашние очаги”, за “достоинство россиян” краеугольным камнем всей русской политики , что будет невозможно, если эта “борьба” не станет личной потребностью императрицы. “Тауберг (наследник Шумахера - Ю. К.) протянули свои цепкие руки к чему-то неизмеримо большему, нежели русская наука или русская казна...«Ежели не пресечёте, великая буря восстанет» Поход помора на Москву увенчался, как известно, триумфом. Однако за прижизненной славой русского энциклопедиста скрыта личная драма человека, всю жизнь преступавшего границы. Вопреки неприязни поморов-староверов к столице, Ломоносов проник в ее "мозг"; вопреки робости столичных интеллектуалов перед европейскими учеными, он строил здание отечественной науки, самоотверженно, порой до исступления, очищая и защищая его от засилья иностранцев.Ломоносов - поэт, одаренный мощным воображением, и Ломоносов -ученый, преобразователь науки своего времени, счастливо дополняли друг друга. «Слово твое, живущее присно и вовеки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прелетит во устах народных за необозримый горизонт столетий», - писал о заслугах Ломоносова-поэта и теоретика поэзии в конце XVIII в. А. Н. Радищев. В работе «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года сочиненная Михайлом Ломоносовым…» он подчеркивал, что внутренние разноглаия ослабляют отечество, уподобляя развитие народа течению сильной реки, которая разбиваясь на мелки ручейки, «теряет глубину и стремление; но, паки соединясь в одни береги, вящую быстрину и великость приобретает; потом присовокупив в себя иные великие от сторон реки, чем далее протекает, тем обильнейшими водами разливается и течением умножает свои силы». «Большая одних древность не отъемлет славы у других …Не время, но великие дела приносят преимущество. Посему всяк, кто увидит в российских преданиях равные дела и героев, греческим и римским подобных, унижать нас пред оными причины иметь не будет, но только вину полагать должен на бывший наш недостаток в искусстве, каковым греческие и латинские писатели своих героев в полной славе предали вечности». Говоря о необходимости сохранения целостности государства и почеркивая роль исторических знаний он пишет: «Напротив того, разномысленною вольностию Россия едва не дошла до крайнего разрушения; самодержавством как сначала усилилась, так и после несчастливых времен умножилась, укрепилась, прославилась. Благонадежное имеем уверение о благосостоянии нашего отечества, видя в единоначальном владении залог нашего блаженства, доказанного толь многими и толь великими примерами. Едино сие рассуждение довольно являет, коль полезные к сохранению целости государств правила из примеров, историею преданных, изыскать можно» [19,245].В своей работе, написанной в 1756 году «О нынешнем состоянии словесных наук в России» М.В.Ломоносов так выражает свое отношение к войне (силе): «Коль полезно человеческому обществу в словесных науках упражнение, о том свидетельствуют древние и нынешние просвещенные народы. Умолчав о толь многих известных примерах, представим одну Францию, о которой по справедливости сомневаться можно, могуществом ли больше привлекла к своему почитанию другие государства или науками, особливо словесными, очистив и украсив свой язык трудолюбием искусных писателей. Военную силу ее чувствуют больше соседние народы, употребление языка не токмо по всей Европе простирается и господствует, но и в отдаленных частях света разным европейским народам, как одноплеменным, для сообщения их по большой части служит. Посему легко рассудить можно, коль те похвальны, которых рачение о словесных науках служит к украшению слова и к чистоте языка, особливо своего природного. Противным образом коль вредны те, которые нескладным плетеньем хотят прослыть искусными и, охуждая самые лучшие сочинения, хотят себя возвысить; сверх того, подав худые примеры своих незрелых сочинений, приводят на неправый путь юношество, приступающее к наукам, в нежных умах вскореняют ложные понятия, которые после истребить трудно или и вовсе невозможно» [19,244].В данной статье ученый высказывает мысль о том, что сила страны и ее могущество (примером чего является европейская страна Франция) достигается не только ее воинскими успехами, не только силой оружия, но и науками, в том числе словесными, красотой и благозвучностью родного языка.Позднее, на протяжении всей своей деятельности, Ломоносов продолжал уделять широкое внимание теоретическим проблемам, связанным с развитием русской литературы и русского языка. Его «Риторика» (1748), вытеснившая схоластические учебники и семь раз переизданная на протяжении XVIII в., служила в течение долгого времени основным руководством по теории литературы. Особенно важное значение приобрело «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», напечатанное в качестве введения к собранию сочинений Ломоносова 1757 г. Подводя итог этой главе, посвященной теме «мира», можно сделать вывод, что у Ломоносова была своя четко продуманная программа мирного процветания государства . Изучив неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра, поэт делает вывод о том, что их преумножение и использование их на благо народа требует "искусством утвержденных рук". Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь только при одном условии: ее должен был принять и одобрить монарх. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит в свое творчество образ Петра I. Ломоносов славит Петра за его военные успехи, за создание морского флота, за возведение Петербурга, но особенно за его покровительство наукам. Петр становится живым и убедительным примером для каждого из его наследников.Таким образом, призыв к миру, к приращению мощи и славы России и прямое указание монархам посредством средств художественного слова на то, как должно им поступать – таково предназначение поэта и ученого, согласно взглядам М.В.Ломоносова.В дальнейшей истории проблемы мира продолжали занимать умы человечества; многие видные представители философии, деятели науки и культуры известны нам своими взглядами на эти вопросы. Так, Лев Толстой отстаивал в своих произведениях идею "непротивления злу насилием".А. Н. Радищев отвергал те положения теории естественного права, которые признавали войну неизбежной, оправдывали право войны. По его мнению, устройство общества на началах демократической республики навсегда избавит от величайшего зла - войны. А. И. Герцен писал: "Мы не рады войне, нам противны всякого рода убийства - оптом и в разбивку... Война - это казнь гуртом, это коренное разрушение». Двадцатый век, принесший человечеству две невиданные до этого по масштабам мировые войны, еще более обострил значение проблемы войны и мира.М.В.Ломоносов принадлежит к числу «универсальных деятелей мировой культуры, которые в своем творчестве воплощали непреходящую потребность человеческого рода постичь и освоить мир во всем его многообразии, выражали извечное стремление человека к социальной и нравственной свободе, словом и делом своим утверждали необходимость деятельной любви к людям» [20,2].

Подводя итог данной главе и переходя к следующей, заметим, что на этом мы могли бы остановиться, так как изучая тему и касаясь одного понятия, мы тем самым затрагиваем и второе, так как по сути своей мир характеризуется в том числе и отсутствием войны. Война и мир одновременно существовать не могут: либо война, либо мир. Данная черта является весьма существенной для определения мира. Однако исследование наше выходит за рамки обычного трактования этих понятий, поэтому имеет смысл продолжить наше исследование, дополнив его убедительными доказательствами истинного отношения поэта и ученого к войне.

Глава 3. Об отношении М.В. Ломоносова к «войне»

Война в понимании Ломоносова – это героизм , причем героизм не только на полях военных сражений.

По Ломоносову, самые сильные сцены "Илиады", "Одиссеи" и "Энеиды" затмились бы изображениями побед Петра. Эта гиперболическая идейная установка сопровождает образ Петра на протяжении всего творчества М.В. Ломоносова. Культ Петра был фундаментом государственной идеологии Российской империи в XVIII веке. И для создания этого культа "требовалось участие общенационального, духовного авторитета - художника, способного своим искусством подтвердить ведущую роль российского императора в культурной жизни общества" . Будучи одним из последовательных идеологов петровского культа, Ломоносов допускал даже смелые, вызывавшие споры сравнения создателя Российской империи с Творцом: «Он Бог, он Бог твой был, Россия…» [19,100].

В одах своих поэт прославляет победы русских над врагами или отмечает различные торжественные даты. 19 августа 1739 года русская армия после сражения овладела штурмом мощной турецкой крепостью Хотин, что явилось завершением четырехлетней войны. Ломоносов так откликнулся на это событие, которое: «Не медь ли в чреве Этны ржет и с серою кипя клокочет? Не ад ли тяжки узы рвет и челюсти разинуть хочет? То род отверженной рабы, в горах огнем наполнив рвы металл и пламень в дол бросает, где в труд избранный наш народ среди врагов, среди болот чрез быстрый ток на огнь дерзает» [19,21].

Петр выступает в этой оде как Герой - Герой с большой буквы. Сначала поэт даже не называет его имя: «Над войском облак вдруг развился, блеснул горящим вдруг лицем, умытым кровию мечем гоня врагов, Герой открылся». Ломоносов предвосхищает явление своего Героя рядом громких вопросов (излюбленный ломоносовский риторический прием). Но вот Пётр назван и – «…чувствуя приход Петров, дубравы и поля трепещут». Именно таким эффектным и должно быть появление Героя, ставшего могущественным мифом. Вместе с Петром из "мглы" является и "Смиритель стран Казанских", который "Селима гордого потряс" - Иван Грозный. Герои прошлого спокойны за Россию, которая под мудрым руководством Анны разбивает противников под Хотином.

М. В. Ломоносов был восприимчив к эстетике героического эпоса, любование которым составило его переводы из Гомера и Вергилия . Есть в его переводах и характерный ломоносовский гуманизм , страх перед ужасами войны: «Вот, троянин, поля, что ты искал войною, и вот Гесперия. Измерь, лежа убитый». [13,376]

Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить "языком богов" о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям. Так, в 1747 г., когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду "На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года".

Ломоносов не был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью Российского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям . Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое он назвал словом "тишина.

Ломоносов - поэт-патриот, он дорожит независимостью своей родины, гордится победами русского оружия, радостно воспевает их, но захватнические войны ему ненавистны, он признает справедливой только войну оборонительную. Об этом ясно говорится в оде 1747 года и еще более четко-заявлено в одах 1757-1762 годов, написанных в то время, когда Россия участвовала в Семилетней войне. Обращаясь к Елизавете , Ломоносов славит ее как поборницу мира , которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами ради спокойствия и счастья россиян: «Когда на трон она вступила, как высший подал ей венец, тебя в Россию возвратила, войне поставила конец. Тебя прияв, облобызала: - «Мне полно тех побед, – сказала, – для коих крови льется ток. Я Россов счастьем услаждаюсь, я их спокойством не меняюсь на целый Запад и Восток» [19,122].

Но в действительности Елизавета вовсе не была миротворицей! Воинственная правительница задумывала новые и новые походы на границах Российского государства. Военные сражения тяжелым бременем ложились на семьи русских людей-тружеников. Как мало соответствовала реальная Елизавета Петровна тому идеалу правительницы страны, который воссоздан в произведении! И каким нужно было быть не просто смелым, но дерзким человеком, чтобы расхваливать императрицу за внешнюю политику, противоположную той, которую она установила в отношении военных действий! Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, что России нужен мир и не нужны войны . Пафос и стилистика произведения миротворческие, а не призывно-агрессивные.

Ломоносов служил и государству, и просвещению, ощущая взаимосвязь этих явлений и их институтов. Ломоносов - поэт совершенно осознанно отдает приоритет герою историческому, память о котором может быть полезной как рычаг просвещения и усиления России.

Ломоносов включает в свой эпос и были и о современных ему героях - героях Семилетней войны. В поэме сюжеты разных эпох, объединенные общей идеей преемственности русского героизма: «О войско славное, потомки тех героев, что, следуя Петру по жатве многих боев, торжественные ввек приобрели венцы, Отечество в земны прославили концы, я вашим мужеством в труде сем ободряюсь и сердцем и умом меж вами обращаюсь: воюйте счастливо, сравните честь свою со предков похвалой, которую пою» 19,334].

Смысл этого обращения прозрачен. Величие петровского героизма, по Ломоносову, и состоит в том, что он заложил традиции, продолженные героями елизаветинского времени, поразившие Европу на полях сражений. Ломоносова интересует герой, создавший новую Россию, с величественной имперской идеей и преемственностью героизма. Героизму новой России, олицетворенному Петром, и посвящен эпос Ломоносова.

Просветитель и естествоиспытатель, Ломоносов не мог не придать своему герою черты победителя природы , подчинившего себе ее силы в апофеозе науки. Ломоносов любуется тем, как Петр, не боявшийся смелых замыслов, подчинил себе природу, ждущую человеческих трудов, готовую обогатить труженика, неутомимого работника: «И в сердце положил великий труд. Канал, дабы российскою могущею рукою потоки Волхова соединить с Невою». Здесь у Ломоносова возникает род героизма, редкий у поэтов XVIII века - героизм труда . Петр у Ломоносова пророчески оценивает и богатство русского севера, озвучивая мысли самого Ломоносова-северянина: «Сказал: "Ты можешь мне произвести, Россия, целебны влажности и жилы золотые. Но ныне для твоей бессмертной похвалы спешу против врагов чрез горы и валы; железо мне пролей, разжженной токи меди…». Здесь Петр пророчествует, проникая в славное будущее создаваемой им империи (Ломоносов ставит именно такую идеологическую задачу). Пророчество Петра содержит и характерный для Ломоносова апофеоз науки и географических исследований, героизация которых входит в программу поэта: «Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на восток, и наша досягнет в Америку держава…».

Эти строки перекликаются с прославлением героизма Витуса Беринга, которое встречается в елизаветинской оде Ломоносова 1742 года: «к тебе от встречных стран спешат уже Американски волны в Камчатской порт, веселья полны…»

Герои науки, герои-первопроходцы (именно в 1742 году было получено известие о достижении берегов Америки экспедицией В. Беринга) становились, наряду с героями-монархами и воинами, национальными героями России, утверждёнными и воспетыми в поэзии - и в этом заслуга Ломоносова, его мощного поэтического и культуртрегерского энтузиазма. В поэме присутствует и новый для Ломоносова (и русской поэзии) исторический герой - московский царь Иван Третий, Иван Великий, о котором поэт помнит, что: «Сей бодрый государь в Россию первый ввел на бранях новый страх земных громовых стрел. Неслыханны пред тем и сильные удары почувствовав от нас против себя татары, вовек отчаялись над россами побед: скончался с гордостью ордынскою Ахмет».

"Бодрый государь" - то есть, под стать Петру, работоспособный, активный, неутомимый (таким и был Иван Великий, строитель московского Кремля). "Бодрый государь" - это близкое к постижению идеала и потому исключительно важное как для Ломоносова, так и для эпохи, определение. И Петр, создатель новых традиций, является в свою очередь продолжателем традиций русского героизма защитников нашей государственности, освободителей от ордынского ига, из которых поэт вспоминает Ивана III.

В поэме упоминаются герои прошлого - кроме русских князей и царей, это Александр Великий и его противник Дарий, а также герои-сподвижники Петра, Карпов ("вождь Преображенских сил") и Шереметев, мужественные призывы которого "отмщеньем дышущих бодрит напор сердец". Но вообще для поэмы Ломоносова характерна сосредоточенность на главном и заглавном герое, все остальные лишь подчеркивают его величие.

Надежды на победное окончание Семилетней войны, в которой Россия должна была утвердиться как великая европейская держава, защищающая законный порядок и спасающая мир от войны , выразились в пожелании: "И повели войнам престать" ("Разговор с Анакреоном"), доказавшем не раз звучавшее в одах миролюбие патриотического чувства у Ломоносова. Отметим, что Ломоносов воспринимал миролюбие только при условии того, что его родной России уготована участь победительницы . Унижений родной империи Ломоносов не терпел, о чем в острой публицистической форме писал в оде Екатерине 1762 года: «Слыхал ли кто из в свет рожденных, чтоб торжествующий народ предался в руки побежденных? О стыд, о странной оборот!».

Такова была поэтическая реакция Ломоносова на актуальные политические реалии того времени: Россия, по капризу императора Петра III, не воспользовалась плодами блестящих побед нашей армии над Пруссией, над Фридрихом Великим. Ломоносов считал необходимым поэтически откликнуться на этот позор, на оскорбление героического начала России - начала, которое поэт олицетворял в образе Петра Великого.

Пышность и великолепие поэтического слога помогают Ломоносову воссоздать мощную энергетику и красочную наглядность описываемых картин. Вот, например, в оде 1742 года удивительно яркая картина военного сражения, в центре которой персонифицированный образ Смерти. От созерцания этого образа мурашки бегут по коже: «Там кони бурными ногами взвевают к небу прах густой, там Смерть меж готфскими полками бежит, ярясь, из строя в строй, и алчну челюсть отверзает, и хладны руки простирает, их гордый исторгая дух». А что за чуўдные кони с «бурными ногами»! В обычной речи так выразиться нельзя, в поэтической - можно. Больше того, «бурные ноги» коней, взвевающие к небу густой прах,- почти космический образ. Проведенный при этом по очень тонкому поэтическому лезвию. Чуть- чуть в сторону, и все сорвется в нелепость.

Ломоносов горячо любил русский язык, он верил, что этот язык открывает для развития поэзии широчайшие исторические перспективы. Сильный язык - это тоже оружие. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть», - писал он, а в «Российской грамматике» (1754-1755) добавлял - «в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка... Сильное красноречие Цицероново, великолепная Виргилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке. Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи».

Величайший русский гений, академик Михаил Васильевич Ломоносов, будучи основателем Московского университета, оказал мощное содействие развитию всех наук, в том числе и науки международного права ( чаще всего это понятие применяется для обозначения международного публичного права как системы юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, а также с участием др. субъектов международно-правовых отношений в сферах межгосударственного сотрудничества и определяющих их взаимные права и обязанности).

Патриот, в одах своих воспевавший славные победы русских войск, ведших справедливые войны против Турции и против агрессора, прусского короля Фридриха II, в защиту Австрии, Ломоносов особенно высоко ценил блага, которые доставляет народам мир. В качестве подтверждения, приведем отдельные его высказывания, которые также могут быть наказом, а иногда и предостережением международным политикам:

- «Велико дело в том, чтоб часто побеждать, но более того всегдашний мир держать».

- Всем памятен его гимн миру: «Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина! Блаженство сел, градов ограда, коль ты полезна и красна!»

- Славу русской армии Ломоносов видит в том, что она борется с агрессором. «Имеем, - говорит он, - и в нынешние веки злобною завистью терзающиеся сердца к похищению чужих владений: и ныне нередко почитается сильного оружие вместо прав народных».

- Таков Фридрих II Прусский, стремившийся «в буйной страсти вселенной наложить ярем»: «Присяжны преступив союзы, поправши нагло святость прав , царям навергнуть тщится узы желание чужих держав».

- Но «российский Геркулес» «един сто острых жал притупит: восставит вольность многих стран».

- Ломоносов призывает к строгому соблюдению договоров: «Народы, ныне научитесь, смотря на страшну гордых казнь, союзы разрушать блюдитесь, храните искренню приязнь».

Обобщая вышеизложенное самим Ломоносовым, можно сделать вывод, что если идти от политики государств до их интересов, которые и лежат в основе проводимой ими политики, то не трудно увидеть, что справедливый мир может быть достигнут только за счет баланса интересов различных государств. В свою очередь, несправедливый мир - это подавление или ущемление одними странами, более сильными, интересов других государств, которые вынуждены идти на подписание мирного договора в надежде, что со временем удастся собраться с силами и осуществить реванш в ходе более удачной войны.

«Способ, каким государства добиваются своих прав,- писал И.Кант,- не является судебным процессом, а лишь войной, которой, как и счастливым исходом ее - победой, не решается вопрос о праве. И мирный договор кладет конец данной войне, но не военному состоянию, когда всегда можно найти предлог к новой войне. Строго говоря, несправедливый мир - это всего лишь перемирие, которое не только не устраняет причин новой войны, но, наоборот, подстегивает к ее более усиленной подготовке» [10,159].

Нам известно, что мыслители различных эпох осуждали войны, страстно мечтали о вечном мире и разрабатывали различные аспекты проблемы всеобщего мира. Одни из них обращали внимание в основном на ее этическую сторону. Они полагали, что агрессивная война есть порождение безнравственности, что мир может быть достигнут только в результате морального перевоспитания людей в духе взаимопонимания, терпимости к различным вероисповеданиям, устранения националистических пережитков, воспитания людей в духе принципа "все люди братья".

Другие видели главное зло, причиняемое войнами, в хозяйственной разрухе, в нарушении нормального функционирования всей экономической структуры. В связи с этим они пытались склонить человечество к миру, рисуя картины всеобщего процветания в обществе без войн, в котором приоритет будет отдаваться развитию науки, техники, искусства, литературы, а не совершенствованию средств уничтожения. Они считали, что мир между государствами может быть установлен в результате разумной политики просвещенного правителя.

Третьи разрабатывали правовые аспекты проблемы мира, достичь которого они стремились путем договора между правительствами, созданием региональных или всемирных федераций государств.

Подводя черту проводимому в данной работе исследованию, можно сделать вывод: каким бы образом не достигался мир, он является общечеловеческой ценностью. Представляется, что ретроспективный анализ взглядов Ломоносова на проблемы «войны и мира» имеет не только культурное, но и историческое значение.


Заключение

М. В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности – таков итог его кропотливых трудов.

Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.

Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии.

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М. В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук.

В-заключение, в общих чертах охарактеризуем взгляды М.В. Ломоносова на проблемы «войны и мира»:· Тема Родины и служения ей - ведущая в творчестве М. В. Ломоносова. Именно она определяет понятие мира , она является основой стремлений поэта и ученого. Родина, ее необъятные просторы, неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, будущее величие и слава - одна из основных тем в поэзии Ломоносова;· Процветание Родины невозможно без мира, «возлюбленная тишина» Ломоносова – источник богатства и силы, источник жизни. От мира зависит продолжение рода человеческого. Если его не разрушить, то человека окружает гармония и красота;· Целью своей жизни он избрал превращение России в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа. Наука у Ломоносова не только способствует процветанию России, но и приносит пользу каждому человеку. По убеждению поэта, благо и слава Родины - в развитии "божественных" наук: механики, химии, астрономии, географии. · Тему мира Ломоносов связывает с самим русским народом, к труду "избранным", выдержавшим во имя мира и добра "тьму сильных боев. Лишний раз мысль ученого подтверждается мыслью К. Аксакова: "Источник внутренней силы и жизни и, наконец, мысль всей страны пребывают в простом народе". Мы можем что-то сделать на поприще личной деятельности, личного сознания только тогда, когда между нами и народом нашим есть "непрерывная живая связь и взаимное понимание";· Ломоносов ярко демонстрировал свое отношение к поэзии и понимание задач поэта в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей», формировать общественное мнение в пользу государства, просвещения, усиления его путем воспитания гражданственности, патриотизма, нравственных начал. Он был поэтом-гражданином. Любовь к Родине, в его понятии, является категорией нравственной, основой основ духовности человека, первопричиной всех дальнейших деяний человека;· Константин Аксаков, пишет: "Немного таких стихов, в которых каждое слово требует внимания и подает раздельно свой голос". Поэзия Ломоносова – это не пустое «рифмачество», а четко продуманная программа мирного процветания государства. Однако голос поэта не всегда может быть услышан тем, к кому он обращен. Ломоносов же своей неуёмной энергией, силой своего слова и дипломатическими умениями смог влиять на политику России своего времени. Его взгляд, обращенный на будущее Отчизны, и в наше время получает свое развитие посредством наук, культурных и духовных преобразований общества, которым Ломоносов заложил фундамент;· Для усиления России Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка. Сегодня же русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово, если не задуматься над проблемами сегодня, возможно завтра мы не сможем понять друг друга, а это может привести русский народ к ослаблению и разобщению. Так глубоко и широко у Ломоносова трактуется понятие «мира» . Как же выражает он свое отношение к «войне» ? Обобщая все сказанное в 3 главе, можно так его определить:- Поэт прославлял победы русских над врагами, однако, он же и писал, что России не нужны чужие земли [19,165]. Необходимо отметить, что поскольку война есть продолжение политики во время мира, а мир есть продолжение политики войны, то в зависимости от социального характера все многообразные состояния отсутствия непосредственного применения вооруженного насилия можно разделить на два типа: мир справедливый, демократический и мир несправедливый, насильственный, основанный на отношениях господства и угнетения. Конечно, несправедливый мир не может быть миром в строгом смысле этого слова, а является лишь перемирием… отсутствием войны. Ломоносов был поборником мира справедливого, демократического;- Ломоносов выделил в соответствии с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства (“самодержавства”) и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков, усиление Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны; - Мечтая о великом будущем своей родины, он неустанно подчеркивал значение России для судеб человечества, в одной он писал об утомленной войной Европе, которая в огне простирает к России руки и молит о мире; Поэт напоминал о том, что Россия - важнейший член европейской политической системы;- Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов;- Ломоносов признавал справедливой только войну оборонительную. Когда началась Семилетняя война, и, верная союзническому долгу, Россия послала в Пруссию свою стотысячную армию, Ломоносов говорил о том, что нужно укреплять границы отечества, обращал внимание на необходимость обезопасить положение Петербурга и довести до конца победоносную Семилетнюю войну;- Ломоносов считал, что слава русского оружия, созданная на полях сражений в Петровские и Елизаветенские времена, прирастала традициями и преемственностью героизма новой России. Он писал об историческом значении героических свершений эпохи Петра, что счастье России утверждено «Петровой кровью» и будет служить «будущим родам». «Примеры храбрости российской» долго будут служить грозным предостережением врагам России. Ломоносов проводил мысль о неразрывной связи Петра I с историческими судьбами русского народа, заставляет «взирать» с облаков на беспримерный героизм русских воинов Петра I (а также Ивана Грозного), тем самым связывая воедино узловые моменты исторического развития России; - По мнению Ломоносова личность Петра сыграла большую роль в истории России. Ломоносов связывал фигуру Петра I с его неустанным трудом, с его гигантской деятельностью, направленной на развитие страны, укреплению которой способствовали его военные успехи. Тема Петра I, "просвещенного монарха", "отца Отечества", "неустанного строителя, плавателя, в морях — героя" широко представлена в творчестве Ломоносова, который был горячим приверженцем петровских преобразований. Имя Петра, которое было для Ломоносова символом величия его родины, должно было служить, по мысли поэта, вдохновенным примером и для царствующей императрицы Елизаветы Петровны.- В своем творчестве Ломоносов поднимает вопросы войны и мира, которые актуальны и по настоящее время. Он формулирует собственные взгляды и дает советы правителям для решения насущных политических и культурных проблем. Ломоносов поэт-патриот. Ломоносов дорожит независимостью своей Родины. Войны ему ненавистны. Поэт стремится к миру без войн, без вражды и политических стяжательств. Как необходим он сейчас нам, живущим в XXI столетии. Подводя итог работы, вернемся к задачам, которые были поставлены в начале исследования, а именно: изучить основные взглядов поэта и ученого на проблемы «войны и мира», определить их сущность, а также их влияние на общественную мысль XVIII века; исследовать пути развития взглядов ученого в современных условиях.Хочется верить, что нам удалось проанализировать различные аспекты, связанные с объектом исследования, раскрыть основные понятия не выходя далеко за рамки заданной темы и объема. Для наглядности основные взгляды М.В.Ломоносова сведены в Таблицу 1 , их трактовка подкреплена конкретными примерами из его произведений.

Проблема мира, как и проблема войны, привлекает внимание политических и общественных движений, ученых многих стран и сегодня. Бесспорны успехи миролюбивых сил и всех организаций, как и достижения ряда школ и направлений, научных центров, специализирующихся на исследовании проблем мира. Накоплена обширная сумма знаний о мире как цели, как факторе развития и выживания человечества, о сложной диалектике взаимосвязи войны и мира и ее особенностях в современную эпоху, о возможных путях и предпосылках продвижения к миру без оружия и войн – и в этом, бесспорно, велика роль ученого и поэта, Михаила Васильевича Ломоносова.


Список литературы:

1. Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981.2. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. - М., 1986.3. Белявский М.Т. Все испытал и все проник: О М.В. Ломоносове.-М.: Изд-во МГУ, 1990.-221с.4. Берков П.Н. Ломоносов и литературная полемика его времени. М, -- Л., Изд-во АН СССР, 1936, 263с.5. Вавилов С.И. Ломоносов и русская наука. - М. : Воениздат, 1947. - 47 с.6. Васецкий Г. С. М.В. Ломоносов. Его философские и социально-политические взгляды. - М.: Соцэкгиз, 1940. - 80 с.7. Вернадский В. И. Памяти М. В. Ломоносова / Материалы к биографии. -М.: Молодая гвардия, 1988. - С. 326 – 328.8. Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трех стилей / В. П. Вомперский. - М. : Изд. МГУ, 1970. - 211 с. 9. Г. А. Гуковский . Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века / Общ. ред. и вступ. ст. В. М. Живова. -М.: Языки русской культуры, 2001. 352 с10. .Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. -М. 1986. 11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М., 1978–1980.12. Дмитриев С.Д. Петр II. Осиротевшее царство. Фаворит и опала. Божья воля. - М.: Изд-во: АСТ, 2006. 13. Егунов А. Н. Ломоносов - переводчик Гомера / Литературное творчество Ломоносова.- М. - Л., 196214. Западов А.В. Поэты XVIII века /М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин/. -М., 1979. 15. Капто А. С. Философия мира. -М.,1990,16. Клаузевиц К. О войне. -М., 1990.17. Ключевский В.О. «Исторические портреты» - М., издательство “Правда”, 1990 г. 18. Ключников Ю. Одиночество героя. –М.: Наш Современник, 2005.-№7.19. Лебедев Е.Н . М.В.Ломоносов. Сочинения. -М.: Современник, 1987.- 444с.20. Лебедев Е.Н. Михаил Васильевич Ломоносов: историческая литература. - Ростов-на-Дону ; М. : Феникс, Зевс, 1997. - 636.21. Ломоносов М. В . Знак бессмертия.
-ММММММ -М.: Русский раритет, 2004. - 240 с.22. М.В.Ломоносов. Избранные произведения / под ред. Андреева Ю.А., 4-е изд: -Л: Сов. писатель, 1990. -464с.23. Ломоносов М.В. Полное собр. соч.: В 7 т. М.; Л., 1952.24. Любомиров П. Г . Крепостная Россия XVII—XVIII вв., с. 586 25. Меньшуткин Б.Н . Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова /- 3-е изд., с дополнениями П.Н. Беркова, С.И. Вавилова и Л.Б. Модзалевского. -М.;Л.; Изд.АН СССР 1947. -296с. 26. Моисеева Г. Н.. Ломоносов и древнерусская литература.. - Л.: Наука, 1971. -119с.27. Павлова Г.Е. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. -М.: Современник, 1989.- 493с.28. Пигарев К.В., Фридлендер Г.М . Ломоносов / История всемирной литературы. - Т. 5. - М., 1988. - С. 367-372.29. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. - 66c. 30. Пумпянский Л.В. Очерки по литературе первой половины XVIII в/ В сб.cт.«XVIII век», т. I.- М- Л.: Изд-во АН СССР, 1935-118с.31. Серман И.З. Русская поэзия начала XVIII века. Кантемир. Тредиаковский. Ломоносов. /История русской поэзии: В 2 т. Л., 1968. Т. 1.32. Соловьев С.М . История России с древнейших времен. Кн. 10. Т. 19-20. -М., 1993.33. Соловьев С.М. «Чтения и рассказы по истории России»: М., изд. “Правда”, 1989. 34. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова . - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.35. Уткина Н.Ф. Михайло Васильевич Ломоносов. - М.: Мысль, 1986.- 223с.

Философский словарь. / ред. И.Т. Фролова . -М.: ИПЛ 6-е изд, 1991.