Реферат: Задачи изучения дисциплины Врезультате обучения в соответствии с учебной программой студенты должны научиться следующему: практически овладеть технологиями Windows (95 или nt)
Название: Задачи изучения дисциплины Врезультате обучения в соответствии с учебной программой студенты должны научиться следующему: практически овладеть технологиями Windows (95 или nt) Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Цели и задачи учебного курса 1.1 Основная цель преподавания дисциплины «Информационные технологии» состоит в следующем: - ознакомить студентов с технологиями, реализованными в современных программных продуктах и продемонстрировать возможности их практического применения; - развить у студентов навыки свободной работы в среде текстового процессора MS Word и электронных таблиц (табличного процессора – ТП) MS Excel. 1.2 Задачи изучения дисциплины В результате обучения в соответствии с учебной программой студенты должны научиться следующему: - практически овладеть технологиями Windows (95 или NT); - освоить режимы работы в редакторе MS Word, позволяющие осуществлять формирование документов любого функционального назначения в соответствии с международными стандартами; - ознакомиться с графическими редакторами пакета MS Office; - практически применять технологии электронных таблиц MS Excel; - научиться использовать возможности MS Excel для моделирования и решения экономических задач. 2.Содержание теоретического раздела дисциплины Тема 1. Введение. Понятие об информационных технологиях (ИТ), их роль в развитии общества. Истоки информационных технологий. Эволюция средств накопления, обработки и передачи информации. Информация и данные. Новые информационные технологии и технические достижения, лежащие в их основе. Информатизация общества: достижения и проблемы. Социальные аспекты информатизации общества. Информационная технология как система. Основная цель ИТ и задачи, решаемые в процессе создания и внедрения ИТ. Компоненты и структура ИТ. Краткая характеристика функциональных, содержательных и опорных компонентов ИТ. Взаимодействие ИТ с внешней средой, ее целостность и развитие во времени. Основные этапы развития ИТ и тенденции их развития на Западе. Вопросы для самостоятельного изучения: Причины успеха персональных компьютеров. Способы сбора информации. Процесс обработки информации и создание баз хранения данных. Применение полученной информации в различных областях человеческой деятельности (банковские структуры, социологические исследования, медицинская статистика и т.д.).
Тема 2. Основы работы в среде Microsoft Windows. Общие сведения об операционной среде Windows 95 (NT), преимуществаWindows, требования к аппаратуре, диспетчер программ, краткий обзор комплекта Windows, приложение и документ. Основные понятия и объекты Windows: рабочий стол, типы и варианты представления окон, пиктограмма(значок), буфер обмена. Окно приложения: заголовок окна, горизонтальное меню, ниспадающее меню, панель инструментов, контекстное меню, строка состояния, триада инструментальных средств приложений. Окно документа: заголовок окна, полосы прокрутки, линейки. Работа с диалоговым окном: заголовок окна, элементы диалогового окна. Вопросы для самостоятельного изучения: Работа с меню. Условные обозначения в меню. Кнопки действий. Соглашения по поводу кнопок. Типы полей запросов. Поле списка. Раскрывающийся список. Поле со стрелками увеличения-уменьшения.
Тема 3. Общая схема работы с Windows: запуск оболочки Windows, запуск прикладных программ (Приложений Windows) в среде Windows, работа с приложениями, завершение приложений Windows, завершение Windows. Общая схема управления окнами: системное меню; управление представлением, размером и позицией окон; переключение между окнами приложений и документов. Основные технологические принципы Windows: работа с файлами в среде Windows, основы работы со шрифтом в графической среде; совместная работа приложений Windows: буфер обмена; связь и внедрение объектов (OLE); непосредственный обмен данными (DDE). Вопросы для самостоятельного изучения: Диспетчер задач. Программа Мой компьютер.
Тема 4. Справочная система Windows. Обзор приложений Windows: офисная технология и информационные системы, понятие о мультимедиа, некоторые системы обработки текстов. Установка программного продукта. Особенности Windows 95: папки, программы и документы. Новые элементы интерфейса Windows 95: ярлыки, кнопка “Пуск”, Главное меню, Панель задач. Управление файловой системой: контекстное меню; параметры окна папки; корзина; Проводник (Windows Explorer). Создание, копирование, перемещение, удаление и переименование объектов. Вопросы для самостоятельного изучения: Окно встроенного справочника. Выход из справочника. Перекрестные ссылки и определения терминов. Поиск темы в справочнике.
Тема 5. Запуск и завершение процессора Word. Создание, загрузка и сохранение файлов-документов. Окно процессора Word: функции горизонтального меню, панели инструментов, отображение документа на экране, настройка экрана MS Word. Основные элементы текстового документа: абзац, структура страницы, структура документа, таблицы и рисунки, поля. Шаблоны и стили оформления. Основные операции с текстом: перемещение по тексту, выделение элементов текста, удаление, перемещение и копирование фрагментов документа, поиск и замена фрагментов текста, отмена команд. Форматирование. Вопросы для самостоятельного изучения: Окно приложения MS Word . Окно документа в MS Word. Сохранение документа. Файловое меню. Меню редактирования. Меню отображения рабочей страницы. Меню форматирования.
Тема 6. Оформление страницы документа: разметка страницы, вставка номеров страниц, верхний и нижний колонтитулы, вставка сносок, разрыв страницы. Формирование оглавления. Вопросы для самостоятельного изучения: Меню работы с параграфами, списком, границами и рамками текста. Тема 7. Работа с таблицами. Работа с рисунками. Грамматика в процессоре MS Word. Издательские возможности процессора MS Word. Печать документов. Вопросы для самостоятельного изучения: Меню создания и правки таблиц. Работа с объектами WordArt; автофигурами; вставленными графическими объектами.
Тема 8. Введение в электронные таблицы. Запуск и завершение программы MS Excel. Создание,загрузка и сохранение файлов-документов. Окно программы MS Excel: функции горизонтального меню, панели инструментов, настройка экрана MS Excel. Адресация ячеек, ввод данных в ячейку таблицы, очистка ячеек. Оформление, основные манипуляции и печать таблицы. Вопросы для самостоятельного изучения: Главное окно MS Excel. Сохранение рабочей программы. Переименование и сохранение файлов. Меню работы с файлами. Меню «Правка». Меню «Вставка». Меню «Форматирование». Операции с ячейками, строками и столбцами таблицы.
Тема 9. Расчетные операции в Excel: операции с формулами и функциями, Мастер функций, статистические, математические и логические функции Excel. Построение графиков и диаграмм, их редактирование и представление в интегрированных документах. Моделирование в среде MS Excel. Вопросы для самостоятельного изучения: Практическое использование Мастера диаграмм. 3.Содержание практического раздела дисциплины Тема: «Урок Windows» Лабораторная работа №1 (2 часа) Вопросы: 1) Управление объектами Windows. Типы и варианты представления окон. 2) Окно приложения: меню, вывод панелей инструментов, контекстное меню, информация в строке состояния, триада инструментальных средств приложения. Лабораторная работа №2 (2 часа) Вопросы: 1) Окно документа: заголовок, полосы прокрутки, линейки. 2) Работа в нескольких окнах: управление представлением, размером и позицией окон; переключение между окнами приложений и документов. Лабораторная работа №3 (2 часа) Вопросы: 1) Создание и сохранение файлов и папок в среде Windows, формат и имя файла. 2) Операции с файлами и папками: выделение, удаление, копирование и перемещение файлов и папок с использованием триады инструментальных средств (меню, панели инструментов и контекстно-зависимого меню). Лабораторная работа №4 (2 часа) Вопросы: 1) Практическое применение программы «Проводник» в операциях с файлами и папками. 2) Работа со шрифтами в графической среде: растровые и векторные шрифты, шрифты True Type, диалоговое окно Font (Шрифт). Лабораторная работа №5 (2 часа) Вопросы: 1) Совместная работа приложений Windows: буфер обмена; связь и внедрение объектов (OLE), непосредственный обмен данными(DDE). 2) Знакомство и практическое использование справочной системы Windows. Тема:Текстовый процессор MS Word. Лабораторная работа №6 (2 часа) Вопросы: 1)Запуск и завершение MS Word. Создание, загрузка и сохранение файлов- документов. 2) Изучение окна процессора MS Word: - функции горизонтального меню; - режимы работы над документами в MS Word ( “обычный”, режим разметки страницы, режим структуры документа); - панели инструментов – стандартная, форматирования, обрамления, рисования; настройка экрана MS Word. Лабораторная работа №7 (2 часа) Вопросы: 1) Подготовка и оформление документа в MS Word: установка параметров страницы, использование средств Word Art. Лабораторная работа №8 (4 часа) Вопросы: 1)Основные операции с текстом: перемещение по тексту; выделение элементов текста; удаление, перемещение и копирование фрагментов документа; поиск и замена фрагментов текста; отмена команд. Лабораторная работа №9 (2 часа) Вопросы: 1) Форматирование символов и абзацев. Лабораторная работа №10 (2 часа) Вопросы: 1) Оформление страницы документа: разметка, нумерация, создание верхнего и нижнего колонтитулов, вставка сносок, разрыв страницы. Лабораторная работа №11 (2 часа) Вопросы: 1) Режим структуры документа, формирование оглавления, его редакция и создание Перечня иллюстраций. Лабораторная работа №12 (2 часа) Вопросы: 1) Создание, операции преобразования и редактирования таблиц. 2) Вычисления в таблицах. 3) Преобразование текста в таблицу. 4) Создание перечня таблиц (в дополнение к Оглавлению). Лабораторная работа №13 (2 часа) Вопросы: 1) Вставка рисунков и операции над ними. Взаимное позиционирование рисунков и текста, применение панели инструментов (ПИ) Настройка изображения. 2) Проверка правописания в MS Word. Лабораторная работа №14 (2 часа) Вопросы: 1) Режим Главного документа, его практическое применение и преимущества для рациональной организации создания больших документов. 2) Возможности Windows и MS Word по конвертированию файлов. Тема: Электронные таблицы MS Excel Лабораторная работа №15 (2 часа) Вопросы: 1) Запуск и завершение программы MS Excel. Создание, загрузка и сохранение файлов-документов (книг). 2) Изучение функций горизонтального меню, освоение панелей инструментов, настройка экрана MS Excel. Лабораторная работа №16 (2 часа) Вопросы: 1)Создание таблиц в среде MS Excel: адресация ячеек, ввод данных в ячейку таблицы, форматирование ячеек, оформление и печать таблицы. Лабораторная работа №17 (2 часа) Вопросы: 1) Основные манипуляции с таблицами: перемещение по таблице, выделение ее фрагментов, очистка ячеек, вставка и удаление информации и элементов таблицы, перемещение, копирование и вставка фрагментов, поиск и замена, отмена и повторение команд. Лабораторная работа №18 (4 часа) Вопросы: 1) Расчетные операции в MS Excel: применение формул и функций, Мастер функций, основные математические статистические и логические функции MS Excel. Лабораторная работа №19 (4 часа) Вопросы: 1) Примеры решения практических задач в среде MS Excel: линейных оптимизационных моделей бизнес ситуаций, задач регрессионного анализа и др. Лабораторная работа №20 (4часа) Вопросы: 1) Построение графиков и диаграмм и их редактирование 4. Тематика курсовых работ или рефератов – таковые не предусмотрены учебным планом.
5. Программа самостоятельной познавательной деятельности. Задания для самостоятельной работы: Тема «Причины успеха персональных компьютеров(ПК). Способы сбора информации. Процесс обработки информации и создание баз хранения данных». 1) Раскрыть, чем принципиально отличаются последствия широкого практического применения ПК в настоящее время и больших вычислительных машин (например, серии ЕС) в 60-80-е годы 20 в. 2) Какую роль в экономике сыграл «принцип открытой архитектуры», провозглашенный компанией IBM на заре эпохи ПК? 3) Как происходит применение информации в различных областях человеческой деятельности (банковские структуры, социологические исследования, медицинская статистика и т.д.)? Тема «Освоение горизонтального меню Windows приложений» 1) Работа с меню. Условные обозначения в меню. Кнопки действий. Соглашения по поводу кнопок. 2) Типы полей запросов. Поле списка. Раскрывающийся список. Поле со стрелками увеличения-уменьшения.
Тема «Диспетчер задач. Программа Мой компьютер ». 1) Освоить пользование Диспетчером задач. 2) Освоить Программу Панель управления, форматирование флоппи-дисков, навигацию по файловой системе. Тема «Справка редактора MS Word». 1) Окно встроенного справочника. Выход из справочника. 2) Структура справочника:перекрестные ссылки и определения терминов; поиск темы в справочнике. Тема «Экран MS Word». 1) Окно приложения MS Word. 2) Окно документа в MS Word. Сохранение документа. 3) Файловое меню. Меню редактирования. Меню отображения рабочей страницы. Меню форматирования. Тема «Форматирование». 1) Меню работы с абзацами, списком, границами и рамками фрагментов документа. Тема «Режим таблиц в MS Word. Cредства Word Art ». 1) Меню создания и правки таблиц. 2) Работа с объектами WordArt; автофигурами; вставленными графическими объектами. Тема «Окно приложения MS Excel». 1) Сохранение документа. Переименование и сохранение файлов. Меню работы с файлами. Меню «Правка». Меню «Вставка». 2) Меню «Форматирование». Операции с ячейками, строками и столбцами таблицы. Тема «Практическое использование Мастера диаграмм MS Excel». 1) Освоить создание столбиковых, круговых и др. типов диаграмм. 6. Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины.
Контрольные вопросы и типовые задания для подготовки к экзамену
Основы работы в среде MS Windows1. Общие сведения о графической оболочке Windows: ее преимущества для пользователей, требования к аппаратуре. 2. Рабочий стол Windows, типы и варианты представления окон, значки (ярлыки, пиктограммы), буфер обмена, панель задач. 3. Окно приложения: заголовок, горизонтальное меню, ниспадающее меню, панели инструментов, контекстное меню, строка состояния, триада инструментальных средств приложений. 4. Окно документа: заголовок, полосы прокрутки, линейки. Диалоговое окно и его элементы. 5. Общая схема работы с Windows: запуск оболочки Windows, запуск прикладных программ в среде Windows, завершение приложений Windows, завершение Windows. 6. Общая схема управления окнами: системное меню, управление представлением, размером и позицией окон; переключение между окнами приложений и документов. 7. Операции с файлами и папками в среде Windows, управление файловой системой (контекстное меню; параметры окна папки; "Корзина", "Проводник"). 8. Совместная работа приложений Windows: буфер обмена; связь и внедрение объектов (технология OLE); динамический обмен данными (технология DDE); замена формата файлов. 9. Создание, копирование, перемещение, удаление и переименование объектов. Текстовый редактор MS WORD 10. Запуск и завершение текстового редактора WORD. Окно MS WORD: функции горизонтального меню, панели инструментов, отображение документа на экране, настройка экрана MS WORD. 11. Создание, загрузка и сохранение файлов–документов. 12. Основные элементы текстового документа: абзац; структура страницы; структура документа; таблицы и рисунки; поля. 13. Основные операции с текстом: перемещение по тексту, выделение элементов текста, удаление, перемещение и копирование фрагментов документа, замена фрагментов текста, отмена команд. 14. Форматирование символов и абзацев документа, копирование формата. 15. Оформление страницы документа: разметка страницы, вставка номеров страниц, колонтитулы верхний и нижний, сноски, принудительный разрыв страницы. 16. Создание структуры документа в режиме структуры, формирование оглавления, стили оформления. Создание перечня иллюстраций, таблиц и формул. 17. Режим главного и вложенных документов: практическое значение этого режима, создание главного и вложенных документов, разбиение и слияние вложенных документов. 18. Разработка таблиц в среде MS WORD: создание, работа и редактирование таблиц, расчетные операции в таблицах MS WORD, оформление названий таблиц для представления их в дальнейшем в Перечне таблиц в Оглавлении. 19. Рисунки в документах WORD, управление взаимным расположением рисунков и текста, операции группирования и разгруппирования. 20. Создание формул в документах WORD, оформление названий формул для представления их в дальнейшем в Перечне формул в Оглавлении. Электронные таблицы MS EXCEL 21. Запуск и завершение программы MS EXCEL. Особенности экрана EXCEL (по сравнению с экраном MS WORD). Структура файла–документа MS EXCEL. 22. Создание, загрузка и сохранение файлов в MS EXCEL. 23. Окно MS EXCEL: функции горизонтального меню, панели инструментов, настройка экрана MS EXCEL. 24. Адресация ячеек: относительная, абсолютная, с использованием произвольного имени. 25. Ввод данных (чисел, формул, текстовой информации) в ячейку таблицы, очистка ячеек. 26. Расчетные операции в EXCEL: работа с формулами и функциями (Мастер Функций). 27. Форматирование ячеек при разработке в среде EXCEL таблиц сложной структуры. 28. Последовательность действий при создании в среде MS EXCEL столбиковых и круговых диаграмм с помощью Мастера Диаграмм. 29. Создание графиков в среде MS EXCEL с помощью Мастера Диаграмм. 30. Совместная работа MS EXCEL и MS WORD: буфер обмена, технологии OLE, DDE. 31. Логические функции ЕСЛИ, И, ИЛИ, НЕ и их применение для создания расчетных документов. 32. Возможности моделирования в среде MS EXCEL на примере задач линейного программирования: последовательность действий при использовании команды Сервис-Поиск решения.
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО MS WORD 1. Создать одностраничный документ следующей структуры: заголовок – по центру; шрифт Times New Roman, 16, полужирный; эпиграф – справа, шрифт тот же, 12, курсив; абзац – с отступом первой строки, шрифт тот же, 14 с одинарным межстрочным интервалом; левое, верхнее и нижнее поля – 3 см, правое поле – 1,5 см. Сохранить документ. 2. Создать документ следующей структуры: заголовок – по центру, шрифт Arial, 14, полужирный курсив; список из четырех пунктов тем же шрифтом, но кеглем 12, обычным, красного цвета; между заголовком и списком интервал 12 пт. Сохранить документ. 3. Создать документ, имеющий: – верхний колонтитул с именем студента и датой; – заголовок – по центру, кеглем 15, полужирным, синего цвета; – таблицу из 3 столбцов равной ширины и 4 строк с именем "Таблица 1" над правым верхним углом, строки пронумеровать с левом столбце, номера строк центрировать. Документ сохранить. 4. Создать документ, имеющий заголовок, общий над текстом в 2 колонки. Заголовок оформлен шрифтом Arial–11, полужирным с подчеркиванием. Текст имеет отступ первой строки и начинается с буквицы высотой в 2 строки. Колонки выровнять по высоте, между ними и заголовком интервал 12 пт. 5. Установить следующие параметры страницы: левое поле – 3,5 см; верхнее и нижнее поля – по 2,5 см; правое поле – 1,5 см. Создать верхний колонтитул с эмблемой справа. На странице расположить абзац, оформленный шрифтом Times New Roman Kyr, 12, обычным, разряженным, с выравниванием справа, красного цвета. Документ сохранить. 6. Установить стандартные параметры страницы. Оформить таблицу следующей структуры:
"Шапочку" таблицы выполнить шрифтом Arial – 11, полужирным, заголовки столбцов отцентрировать. 7. Создать свою визитку с эмблемой и сделать 10 ее копий. Визитка должна иметь Ваш знак Зодиака из Таблицы Символов. 8. Создать документ с 3–х уровневым оглавлением. Пояснение: для этого стоит скопировать несколько раз абзац текста и в режиме структуры произвести структурирование документа. 9. Оформить оглавление документа. Документ сохранить. 10. Создать документ, имеющий 2 главы, введение и Заключение; в первой главе – 3 параграфа, во 2–ой главе – 2 параграфа, каждый из которых имеет 2 подпараграфа. Выделить из этого документа два вложенных документа: первую главу и вторую главу. Документ сохранить. 11. Оформить страницу научной статьи, имеющую верхний колонтитул с названием журнала (например, "Экономка промышленности") и номером страницы; формулу, созданную в редакторе формул:
с заголовком "Целевая функция: суммарная прибыль от реализации товара", нижний колонтитул с названием статьи (например, "Оптимизация прибыли").
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО MS EXCEL. 1. Построить таблицу значений функций y=a+bx и z=cx2 –d для –5 ≤ х ≤ 5 , а› 0; b › 2; c › 0,7; в ‹ 15 . По данным таблицы построить графики функций y и z на одном поле. 2. Проиллюстрировать соотношение сумм и отчислений отдельными сотрудниками с помощью столбиковой диаграмма. 3. Построить таблицу.
Показать соотношение сумм отчислений, сделанных отдельными сотрудниками, с помощью круговой диаграмма. 4. Построить таблицу: Доходы сотрудников в третьем квартале 19ХХ года
По данным таблицы построить графики изменения доходов у этих сотрудников в течение третьего квартала. 5. Построить таблицу и заполнить ее с учетом индексов зарплаты сотрудников. Зарплата сотрудников
т.е. зарплата в марте составила 1,5 от февральской, в апреле оставалась равной мартовской, а в мае возросла в 2 раза по сравнению с предыдущим месяцем. 6. Построить график функции Y=2,7 sin(3x+0,83) для 0 ≤ х ≤ 20 (х задать в долях от числа π ) 7. Показать на графике кривые изменения спроса и предложения:
для 0 ≤ р ≤ 30 . 8. Разработать таблицу и, переместив ее в MS WORD, создать интегрированный документ–отчет. Отчет сохранить. Удержания по болезни
9. Построить график функции Qs =12(p–60)2 –50 0≤p≤60 и создать в MS WORD интегрированный документ–отчет с формулами и графиком. Отчет сохранить. 10. Прокомментировать в MS WORD построение графика функций Qd =13(p–4)4 +2(p–4)2 –1500, Qs =8500p–1570 для 0 ≤ р ≤ 4 , создав интегрированный документ–отчет. 11. x = (a+b)cos φ – a cos ((a+b) φ /a; y = (a+b)sin φ –asin((a+b) φ /a. 0 ≤ φ ≤ 2 π ( или – π ≤ φ ≤+ π ), а <>0, b<>0. 12. Построить график гипоциклоиды, которая задается уравнениями x = (b–a)cos φ – a cos ((b–a) φ /a; y = (b–a)sin φ –asin((b–a) φ /a. b>a, –∞<
φ
<+∞.
13. Построить график удлиненной и укороченной эпициклоиды, которая задается уравнениями x = (a+b)cos
φ
–
y= (a+b)sin
φ
–
a>0, b>0, λ <>0, –∞> φ>+∞. 14. Построить график улитки Паскаля, которая задается уравнениями 15. Построить график удлиненной и укороченной гипоциклоиды: x = (b–a)cos
φ
+
y = (b–a)sin
φ
–
b>a>0, λ <>0, –∞< φ<+∞. Текущий контроль усвоения материала означает контроль за выполнением вышеперечисленных лабораторных работ, в ходе которых студент должен продемонстрировать степень овладения теоретическими знаниями и их практическое применение для решения задач, которые ставятся преподавателем во время занятий. Личное присутствие студента на лабораторных работах обязательно. 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Литература7.1.Основная литература 1. Компьютерные технологии обработки информации. Учебное пособие./С.В.Назаров и др.;Под ред. С.В.Назарова.- М.: Финансы и статистика,1995.-248 стр.: илл. 2. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя.-М.:Инфра,1995. 3. Новиков Ф.А., Яценко А.Д. Microsoft Office в целом.СПБ.: BHV- Cанкт-Петербург,1995. 4. Николь Н.,Альбрехт Р. Электронные таблицы Excel: Практическое пособие/ Пер. с нем.- М:ЭКОМ.,1995 7.2. Дополнительная литература 1. Гукин Д. Word for Windows 6.0 для "чайников". - Киев: Диалектика,1994. 2. Нонс Б. Компьютерные сети. Пер. с англ.-М.:Бином,1995. 3. Фаненштих К.,Хаселир Р.Г. Word 6.0 для Windows.- М.:1996. Программное и аппаратное обеспечение
1. Пакет MS Office – профессиональная версия. 2. Доступ в Интернет. 3. Мультимедийный проектор.
|