Реферат: по предмету Техника сми на тему Иллюстрации

Название: по предмету Техника сми на тему Иллюстрации
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Реферат по предмету

Техника СМИ

на тему

Иллюстрации

студентки второго курса 203 группы

факультета журналистики МГУ

Тимушевой Елены Сергеевны

МГУ 2002 Москва

Использование фотографий может улучшить или ухудшить оформление газеты. То, как газета помещает фотографии, особенно на первой полосе, является самым отчетливым показателем понимания принципов дизайна газеты.

Публиковать следует только хорошие фотографии. Уверена, что это звучит банально, но в действительности в газетах по ряду причин публикуются не очень качественные фотографии. Наиболее распространенная причина состоит в том, что либо нет других фотографий, относящихся к статье, либо планировали использовать снимок с определенной статьей, а представленное на рассмотрение фото не очень высокого качества. Тогда следует отправить фотографа на задание еще раз или попросить его показать, как правило, имеющиеся другие снимки, которые могут оказаться лучше. Может быть, есть другие фотокорреспонденты, у которых получились более удачные снимки. Бывают ситуации, когда плохая фотография лучше, чем ее отсутствие вообще, но подобных моментов не много.

· Всякий раз, когда это возможно, следует размещать фотографии, содержащие действие. Фотография, изобража-ющая действие, почти всегда предпочтительнее статичных снимков. Фотография, на которой показан футболист, просто держащий мяч, не так интересна в сравнении с той, где игрок изображен в динамике, например, стремящийся забить гол. Следует поощрять фотографов на съемку объекта в действии.

· Красивая фотография должна быть доминирующим элементом на странице. Следует учитывать местополо-жение фотографии или фотографий при макетиро-вании полосы. Страница монтируется вокруг фото-графий. Имеет смысл создавать дизайн полосы именно таким образом, так как мы знаем, первое, что увидят читатели на странице газеты - это фотографии.

· Если есть хорошая фотография, то сделать ее нужно большого размера. Это привлечет читателей к странице и непосредственно к статье. Красивый снимок будет главным моментом в дизайнерском оформлении.

·Следует умело обрезать фотографии. Посредственную фотографию можно превратить в хорошую, удачно ее обрезав. Обычно ищут самую важную часть снимка, выделяют именно действие на нем, убирают все ненужное, особенно "пустые" пространства. Можно даже обрезать на фото чьи-то руки или ноги, чтобы сфокусировать внимание на действии.

· Фотографии можно придать форму широкого /горизонтального/ или глубокого /вертикального/ прямоугольника. Квадратная форма скучна. Чем дальше мы уйдем от квадрата, тем более интересно будет выглядеть фотография.

· На первой полосе используют самые лучшие фотографии. Размещают такие снимки на первой странице, даже если сопровождающая статья будет напечатана внутри газеты. В своей подписи приглашают читателей перейти на другую страницу и прочитать материал. Можно даже использовать то же самое фото меньших размеров внутри газеты.

· Если размещают несколько связанных между собой фотографий в фотоочерке, выделяют одну из них как главную. Эту фотографию следует сделать в два раза большего размера по сравнению с другими. Все фотографии нужно разместить на странице вместе так, чтобы они касались друг друга. Сила воздействия фотографий увеличивается, когда они сгруппированы подобным образом, и эта сила уменьшается, если фото-графии разбросаны по странице и разбиты текстом. Статью следует "обернуть" вокруг фотографий, чтобы создать соответствующее оформление.


Хорошие фотографии можно улучшить, а неудачные - даже опубликовать, если талантливо их обрезать. В данном случае левый снимок, на котором изображен славный ребенок, можно сделать намного интереснее, если обрезать его по фигуре малыша. На правой фотографии читатели скорее обратят внимание на выражение лица ребенка и на морковь в его руке, которую трудно заметить на левом снимке. Кроме того, изменилась форма фотографии, и теперь она выглядит более привлекательно. Темные и светлые полосы ступенек лестницы на новой фотографии образуют интересный геометрический фон. Помните, что самое важное в любой фотографии - это чувство и действие. Редактор может приумножить силу этих элементов, умело обрезав предложенные на рассмотрение фотографии. Впечатляющая иллюстрация - это не обязательно фотография. На первой полосе новосибирской газеты Молодая Сибирь размещен рисунок, который выглядит весьма привлекательно. Он даже способствует облегчению восприятия этой страницы, которая перегружена элементами черного цвета.



· Необходимо определить "направление" фотографии. В большинстве случаев лица на фотографиях направлены налево или направо. Если это фотография, показывающая действие, то оно имеет определенное направление, если это портрет или "снимок головы", глаза или плечи будут определять направ-ление такого снимка. Установив это направление, создают дизайн полосы так, чтобы все фото "смотрели" на страницу, а не с нее. Они также должны быть направлены на статью, которую они сопровождают, а не от нее. Если же группируют фотографии для фотоочерка, то они должны быть направлены друг на друга, а не в противоположную сторону.

· С помощью очень тонкой линии рисуют фотографиям контур. Таким образом можно выделить фотографии на странице и придать им больший драматизм. Подобная техника способствует улучшению качества всех снимков в вашей газете. Линия для выделения фотографии должна проходить точно по краю снимка. Следует избегать белого пространства между фотографией и контурной линией.

Хотя подписи к фотоснимкам являются неотъемлемой частью газетного повествования, они же, как ни странно, оказываются и наиболее пренебрегаемым элементом газетной структуры, «бедным родственником» в семействе текстов, графики и иллюстраций.
Между тем, плохо сделанная подпись способна исказить саму идею снимка, нарушить логику повествования, или даже разрушить замысел информационного пакета в целом.

Вот несколько правил, о которых нужно помнить при подготовке подписи для фотоснимка.

  • Проверяйте факты. Будьте точны.
  • Не объясняйте очевидное, то, что и так понятно из снимка. «Борис Ельцин широко улыбается, в то время как сидящий рядом Якушкин сидит, закрыв руками лицо».
  • Идентифицируйте основных действующих лиц на фотографии.
  • Не повторяйте в подписях того, что будет сказано в заголовках и подзаголовках.
  • Избегайте суждений. «Угрюмый гражданин наблюдает за демонстрацией разъяренных старушек». Как вы можете быть уверены, что он угрюмый? Может, он просто как раз сел на гвоздь или просто не фотогеничен? Почему вы думаете, что старушки разъяренные? Может они просто возбуждены и в возбуждении размахивают авоськами? В любом случае, если вы и вынуждены оценивать внутреннее состояние людей, по крайней мере, пытайтесь делать это объективно.
  • Пишите только то, в чем вы абсолютно уверены. Если что-то неясно, поговорите с фотографом или журналистом, который был на месте происшествия.
  • Не используйте обороты вроде «на фотографии…, на фотографии изображено…, …вы видите…» и т.п.
  • Если фотография архивная или сделана не к этому номеру, укажите дату, когда она была сделана.
  • Помните, что фотограф всегда пытается запечатлеть определенный момент времени. Когда это только возможно, используйте настоящее время и соответствующие грамматические конструкции. Это поможет создать ощущение непосредственности происходящего.
  • Не пытайтесь блистать юмором, когда фотография к этому не располагает.
  • Описания иногда могут очень помочь читателям. Человек «одетый в черное», «держащий водонапорный шланг», «стоящий справа от дивана» - все это хорошо помогает читателю понять, о ком же идет речь.
  • Не бойтесь публиковать длинные подписи, если больший объем информации действительно поможет читателю лучше понять материал и ситуацию.
  • Иногда в качестве подписей можно использовать цитаты героев иллюстраций. Когда уместно, будьте готовы это сделать.
  • Нормальная повседневная речь подходит для подписей лучше всего. Избегайте клише. Пишите подписи так, как если бы вы рассказывали суть материала члену вашей семьи.

Кроме фотографий, существуют и другие возможности иллюстрирования различных материалов. Расположим их в порядке приоритетности.

· Если предметом публикации является событие

    1. Первое о чем нужно думать — документальное фото
    2. Инфографика, восстанавливающая картину события (схемы крушения, картины преступления, графики, изображающие внезапное падение котировок, и т.п.).
    3. Фото участников событий.
    4. Графическая иллюсторация, которая может дать хотя бы эмоциональную интерпретацию происходящим событиям, ответить на вопрос «а что это значит для меня как жителя этого города?»
  • Если предметом публикации является конкретная проблема
    1. Если есть возможность запечатлеть конкретные последствия проблемы, то нужно делать документальное фото. При этом помните, что в кадре, по возможности, должны быть люди. Ибо последствия проблемы — это последствия для людей.
    2. Постановочное фото, коллаж или рисунок, эмоционально интерпретирующий материал.
    3. Инфографика (графики, таблицы, схемы, карты)
  • Если предметом публикации является абстрактная проблема («вечная тема»)
    1. Постановочное фото, коллаж, рисунок
    2. Инфографика (статистическая информация, представленная в графическом виде)
  • Если предметом публикации является отношение к событию или проблеме (комментарии, мнения)
    1. Постановочное фото, коллаж, рисунок
    2. Фото автора мнения
  • Если предметом публикации является личность героя
    1. Фото героя
    2. Постановочное фото, коллаж, рисунок
  • Если предметом публикации является отдельный факт
    1. Инфографика (схемы, карты, графики, и т.п.)
    2. Постановочная фотография, коллаж, рисунок.

Если решено готовить постановочное фото, коллаж или рисунок, перед тем как приступать к поиску идеи нужно ответить на следующие вопросы:

  • Каково наше послание читателю? Что это значит для читателя (в одном предлложении)? Что мы ему хотим сообщить, сказать?
  • Какая мысль (ощущение) должно возникнуть у читателя?
  • Уместна ли ирония?
  • Какой категории читателей касается проблема непосредственно? Кто должен быть на иллюстрации?

Когда идея созрела:

  • Есть ли возможность сделать постановочное фото? Что для этого реально потребуется?
  • Если необходимо коллажирование, то какие элементы нужны? Кто их будет выполнять, как и к какому сроку?
  • Реально ли воплотить идею имеющимися силами и на имеющейся технике?
  • Сделайте набросок.

Кто должен быть на иллюстрациях?

  • Не следует увлекаться фотографиями начальников и звезд. Целевая аудитория должна видеть в газете себя и читать о себе, поэтому иллюстрации (не только фотографии, но и рисунки) должны изображать прежде всего наших читателей.
  • По возможности, в кадре всегда должны быть люди.
  • Проанализировав иллюстрации, которые появляются газете, ответьте, кто является их героями? Почти наверняка это мужчины среднего возраста. Поэтому нужно следить за тем , чтобы в иллюстрациях были представлены все категории населения более или менее пропорционально тому, какое место они занимают в вашей целевой аудитории: женщины, старики, подростки, национальные меньшинства, и т.п.

Теперь поговорим подробнее об инфографике.

  • Как понятие инфографика появилась в начале 80-х годов в США. Ее активное использование прежде всего связано с опытом газеты "USA Today", которая, добиваясь успеха у читателей, сделала ставку на использование этой новой формы подачи информации. Успех газеты способствовал популярности инфографики, ее взяли на вооружение многие западные издания.
    Инфографика представляет собой графические произведения, предназначенные для подачи информации (особенно успешно информации, содержащей статистические даннные и цифры) в более привлекательной для читателей занимательной форме. Инфографика доносит информацию лучше и короче, чем просто текстовое описание, используя диаграммы, карты, графики, таблицы вместе с занимательными изобразительными образами. Приемы инфографики могут с успехом использоваться в рекламе. Они позволяют экономить место, создавая новую информационную среду на традиционной газетной полосе.

Возможно, наиболее очевидным прогрессом в газетном дизайне за последние два десятилетия было развитие информационной графики. Для поколения читателей, воспитанных телевидением, дизайнеры должны создавать газеты, отвечающие высоким информационным и визуальным требованиям. Для достижения визуального аспекта информационная графика стала также важна, как и фотография.

Информационная графика - это дополнительное средство дизайнера при создании привлекательной газеты. С помощью диаграмм, таблиц, карт, которые сопровождают статью, дизайнер может превратить серые страницы в оригинально оформленный материал.

Самые простые и давно известные графические работы - это карты, показывающие читателям точное местонахождение события, о котором идет речь в статье. Для того, чтобы создать простейшую карту местности, нужно только иметь сканирующее устройство. Проводят сканирование контура региона с помощью программы для создания и редактирования изображений. Простую информационную графику можно создать даже с помощью компьютера с ограниченным потенциалом.

Внутри большинства длинных статей содержатся различные списки. Так, например, из материала, посвященного детской литературе, можно выделить список рекомендуемых детских книг. Извлекая этот список из статьи, чтобы избежать повторения, можно напечатать его другим шрифтом, поместить над ним заголовок и сделать вокруг него рамку, определив размер. Итак, у вас готова информационная графика.

Если среди сотрудников есть кто-то, талантливо использующий графические программы, то тогда, используя его способности, можно простой рекомендательный список детской литературы превратить в "книгу" или изобразить его в виде библиотечного здания.

Для создания информационной графики можно также использовать программу "clip art", имеющую большие графические возможности. Совсем необязательно брать в штат газеты художника-графика, чтобы делать простые и привлекательные информационные наглядные элементы. Хорошая графика дает читателю
наибольшее количество идей
за наименьший отрезок времени
с минимальной затратой чернил и пространства.
— Эдвард Тафти

Существует много способов графически изобразить статистические данные, но основных чартов всего четыре: график, брусковая диаграмма («кирпич»), секторная диаграмма («пирог») и таблица. Нужно выбрать один из них для любой статистической информации, и выбор всегда должен быть логичен.

Цель создания чарта — объяснить и наглядно показать факты и цифры, которые могут потеряться в тексте.

ГРАФИК

Изображение количественных данных в различные моменты времени. Соотношение точек, выраженное кривой (восходящей или нисходящей).

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

  • Кривая, состоящая из точек, отмеченных на сетке.
  • ось Y (вертикальная шкала) передает количественные данные
  • ось Х (горизонтальная шкала) передает временные данные.

ХОРОШО ДЛЯ

  • Данных о безработице
  • динамики роста/падения акций
  • курса валют и любых других меняющихся цифр.

ПЛОХО ДЛЯ.

  • Слишком насыщенной информации.
  • Статистики с несущественными изменениями.

«КИРПИЧ» (БРУСКОВАЯ ДИАГРАММА)

Изображение количественных данных вне зависимости от времени, представленных отдельными брусками или колонками и соотносящимися по высоте или длине с общим показателем.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

Бруски, или элементы, сгруппированные в колонки. Сетка или структурная основа, поясняющая количественное соотношение элементов.

ХОРОШО ДЛЯ

  • Сопоставления отдельно взятых величин, а не целого потока.
  • Сравнения различных предметов; вне временного соотношения.
  • Наглядного изображения разницы между двумя или более показателями в один и тот же момент времени.

ПЛОХО ДЛЯ ...

  • Материалов со множетвом цифр, которые сделают бруски слишком тонкими.
  • Материалов, в которых общие данные важнее частных.

«ПИРОГ» (СЕКТОРНАЯ ДИАГРАММА)

Разделение окружности на секторы, обычно в процентном соотношении.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

  • Окружность, представляющая единое целое и разделенная «спицами» от центра к краю.
  • Сектора, получившиеся в результате соприкосновения линии радиуса с окружностью, являющиеся частями целого.

ХОРОШО ДЛЯ.

  • Отображения 8-10 частей целого.
  • Бюджетов, соотношения собственников акций, анализа доходов и расходов.

ПЛОХО ДЛЯ

  • Большего количества секторов, что приводит к неразборчивости маленьких кусочков пирога.
  • Диаграмм сложной формы (если это не круг).

ТАБЛИЦА

Изображение цифр или слов, разбитое на колонки.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

  • Серия данных, выраженных в цифрах, и обозначение предметов
  • Сетка или рамка

ХОРОШО ДЛЯ ...

  • Статистических данных в тех случаях, когда деления между наибольшим и наименьшим показателями слишком велики для любого другого чарта
  • Родословной
  • Расписания
  • Последовательности событий, порядка действий
  • Календарей

ПЛОХО ДЛЯ...

Всего, что можно изобразить с помощью трех других чартов.

· Вот несколько рекомендаций для создания информаци-онной графики:
· Доминирующим элементом должна быть информативность, а не художественность.
Сложная графика бесполезна, если она не разъясняет или не дополняет статью. Самое главное - она не должна препятствовать представлению текста.

· В информационной графике должен содержаться весь необходимый материал для того, чтобы ее можно было понять без сопровождения статьи. Хорошая графика говорит сама за себя.

· Информационная графика публикуется, во-первых, под опреде-ленным заголовком и, во-вторых, содержит источник информации, который может быть напечатан очень мелким шрифтом внизу. Второе - это обязательное условие, так как читатели имеют право знать, откуда для графики взят материал.

· Информационная графика не должна быть той мыслью, которая пришла в голову слишком поздно. Репортерам следует собирать информацию для графики в то время, как они проводят интервью для статьи. В процессе написания текста корреспонденты обсуждают с редактором возможности использования как информационной графики, так и фотографий. Все замечания по информационной графике вносятся в процессе работы.

· Использование информационной графики позволяет сделать газету интересней. Отличным образцом инфографики может служить эта карта погоды из санкт-петербургской газеты “Cеверная столица”. Такие карты наиболее популярны в газетах Западной Европы и США. Они обеспечивают огромную информацию на небольшом газетном пространстве. Другой вид быстро создаваемой инфографики - это карты, показывающие какое-либо событие. Карты могут быть разного размера
большие или совсем маленькие, которые размещают в колонке текста.

Источники:

Мишель А.Картер. Современный дизайн газет. 1995

статья Кенни Эрби, Poynter Institute

статья Дмитрия Сурина “Как планировать иллюстрации? ”

Материалы семинара школы журналистики и медиа менеджмента «ДИЗАЙН ГАЗЕТ: ИНФОГРАФИКА» 05-07 июля 1999 г., cеминара «ДИЗАЙН ГАЗЕТ: ИЛЛЮСТРАЦИЯ»
24-26 мая 2000 г., Москва