Реферат: Международный опыт оценки рыночной стоимости компании и возможности его применения в России
Название: Международный опыт оценки рыночной стоимости компании и возможности его применения в России Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||
Содержание 1.1. Цель и информационная база оценки предприятия. 7 1.2. Характеристика основных методов оценки предприятий. 27 1.3. Основные методы оценки рыночной стоимости компании, используемые в зарубежной практике. 38 Глава 2. Оценка стоимости предприятия ОАО «СУЭК». 58 2.1. Характеристика ОАО «СУЭК» как объекта оценки. 58 2.2. Оценка ОАО «СУЭК» методом чистых активов. 63 2.3. Оценка стоимости ОАО «СУЭК» методом дисконтирования денежных потоков 68 2.4. Определение стоимости ОАО «СУЭК» методом сделок. 76 Глава 3. Использование результатов оценки для повышения эффективности деятельности компании. 82 3.1 Управление стоимостью компании (Value based management) 82 3.2 Возможности применения концепции в России. 104 Список использованных источников. 110 ВведениеАктуальность темы исследования. Глобальное расширение рынков и рост конкуренции подталкивают компании к анализу факторов, лежащих в основе эффективности их деятельности. Из теории маркетинга известно, что конкурентоспособность любой фирмы зависит от совокупности большого количества финансовых и нефинансовых факторов. Одним из важнейших факторов повышения эффективности и инвестиционной привлекательности на современном этапе выступает качество корпоративного управления компании. В рамках концепции управления стоимостью среди важнейших критериев успешности управленческой деятельности на разных ее уровнях рассматривают максимизацию рыночной стоимости предприятия или его отдельных подразделений. Управление с позиций стоимостного подхода хорошо сочетается с основными принципами корпоративного управления: прозрачностью и доступностью информации, подотчетностью менеджмента, повышением благосостояния собственников. Стоимостные методы позволяют создать такую систему материального поощрения сотрудников, которая решает классическую агентскую проблему. Стоимостный подход к управлению требует анализа существующих и разработки новых методов оценки стоимости предприятия с целью планирования и постановки управленческих задач для ее максимизации. В связи с этим достаточно актуальными представляются вопросы построения таких методик оценки предприятия, которые бы позволяли, во-первых, согласовывать результаты, полученные в рамках стандартных подходов, во-вторых, учитывать не только финансовые составляющие стоимости, но также и уровень корпоративного управления в компании и, в-третьих, могли бы эффективно использоваться как самостоятельные методы оценки стоимости бизнеса. Степень разработанности проблемы. Вопросы теории и практики оценки бизнеса нашли достаточно широкое применение в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Именно за разработки в этой области были награждены Нобелевской премией Дж. Тобин (1981), Ф. Модильяни (1985), Г. Марковиц, М. Миллер и У. Шарп (1990), М.Скоулз и Р. Мертон (1997). Такие зарубежные авторы, как Г. Александр, И. Ансофф, Р. Брейли, Дж. Бэйли, А. Дамодаран, Г. Десмонд, К. Гриффит, Т. Коллер, Т. Коупленд, Р. Каплан, С. Майерс, Дж. Муррин, Д. Нортон, Ш. Пратт, В. Шарп, Дж. Фишмен, К. Уилсон внесли неоценимый вклад в разработку теорий стоимости и определили роль стоимостного подхода как естественного фактора эволюционных процессов в экономической науке. Вместе с тем работы указанных авторов ориентированы на западный рынок, а накопленный преимущественно за рубежом опыт не всегда может быть применен в современных российских условиях. Особенно остро эти проблемы возникают при учете высокой степени неопределенности прогнозирования в условиях российской экономики, при использовании рыночной информации для целей оценки стоимости, при принятии стратегических решений на основе стоимостного подхода к управлению компанией. Как следствие, необходимо найти способы разрешения специфических проблем рыночной экономики России. Среди исследований российских ученых по данной тематике следует отметить труды Валдайцева С.В., Виленского П.Л., Виханского О.С., Волкова И.М., Герчиковой И.Н., Грязновой А.Г., Данилочкиной Н. Г., Ефремова В.С., Попова С.А., Рутгайзера В.М., Смоляка С.А., Федотовой М. А. и др. Вопросы практического применения управления стоимостью в российских компаниях исследовались в работах И.А. Егерева, С. Мордашова, Ю.В. Козыря. Указанными авторами разработаны новые подходы к оценке стоимости компании, определению критериев принятия стратегических решений, оценке эффективности проектов, анализу и учету неопределенности при прогнозировании. Между тем, предлагаемые российскими учеными решения не охватывают все возникающие в рассматриваемой области проблемы. Например, мало изучены способы адаптации западных методик оценки стоимости компании к условиям российской изменяющейся экономической среды и взаимосвязь различных методов оценки между собой. Открытым остается вопрос влияния на рыночную стоимость компаний качества корпоративного управления. Отмеченные выше пробелы в теории и практике оценки стоимости компании и определили состав исследуемых в настоящей работе проблем. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования рыночной стоимости корпораций и опосредующие влияние качества корпоративного управления. Объектом исследования являются процессы формирования рыночной стоимости российских промышленных компаний. Цель и задачи исследования . Целью работы является обоснование методов оценки рыночной стоимости российских компаний. Для достижения поставленной цели в работе сформулированы основные задачи : - Дать характеристику основных методов оценки предприятий - Рассмотреть основные методы оценки рыночной стоимости компании, используемые в зарубежной практике - Оценить исследуемую компанию методом чистых активов - Оценить исследуемую компанию методом капитализации чистой прибыли - Оценить исследуемую компанию методом сделок - Выявить возможность использования концепции управления стоимостью современными российскими компаниями. Теоретико-методологическую основу составляют исследования отечественных и зарубежных ученых по теории стоимости капитала, теории оценочной деятельности, теории управления, инвестиционной теории, теории временной стоимости денег. В процессе исследования в качестве инструментария применялись методы и приемы системного, экономического и статистического анализа, общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, логический метод, методы моделирования). Информационно-эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики. Глава 1. Теоретические и методические аспекты оценки стоимости действующего предприятия: международный опыт1.1. Цель и информационная база оценки предприятияРазвитие рыночных отношений в экономике России порождает ряд новых теоретических и практических проблем, значительное место среди которых занимает проблема оценки стоимости предприятий. Актуальность ее обусловлена рядом обстоятельств: без оценки стоимости предприятия невозможно обойтись при операциях купли-продажи, сдаче в аренду, при акционировании, разработке плана развития предприятия, его реструктуризации, повышении эффективности управления и т.д. В корректной оценке стоимости предприятия, отвечающей современным требованиям и стандартам, заинтересованы владельцы предприятий, банки и кредитные учреждения, страховые компании, юридические организации, налоговые и другие административные службы. В оценочной деятельности часто используются как синонимы термины «бизнес» и «предприятие», однако каждое из этих понятий имеет особенности. Бизнес — это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, работ, услуг, или другая разрешенная законом деятельность с целью получения прибыли. Этой деятельностью занимается хозяйствующий субъект (физическое или юридическое лицо), которому принадлежит предприятие. Предприятие — производственно-экономический и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданского кодекса РФ). При осуществлении оценочной деятельности предприятие рассматривается как единое целое, в состав которого входят все виды имущества и права на него. Предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, в том числе гудвилл (в отечественной практике — деловая репутация), права на товарный знак, фирменное наименование и другие исключительные права. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Эксперт-оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Естественно, что он должен рассчитать величину стоимости предприятия (рыночную, ликвидационную, инвестиционную и т.д.), зависит от цели оценки, а также от параметров оцениваемого предприятия. Например, если расчет стоимости предприятия производится с целью заключения сделки купли-продажи, то рассчитывается рыночная стоимость; если же целью оценки является определение стоимости предприятия в случае его ликвидации, то вычисляется ликвидационная стоимость. В-третьих, сущностная черта стоимостной оценки заключается в ее связи с рыночной ситуацией. Это означает, что субъект оценки не ограничивается учетом только затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его технических характеристик, местоположения, генерируемого им дохода, состава и структуры активов и обязательств и т.п. При этом необходимо учитывать совокупность рыночных факторов: рыночную конъюнктуру, уровень и стратегию конкуренции, рыночное реноме оцениваемого предприятия, макро- и микроэкономическую среду обитания, среднерыночный уровень доходности, цены на аналогичные объекты, текущее состояние отрасли и экономики. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Поскольку стоимость бизнеса является результатом воздействия многочисленных взаимосвязанных факторов, постольку и информация необходимая для ее оценки представляет собой систему взаимосвязанных информационных блоков, среди которых выделяются финансовые результаты деятельности предприятия. Оценочная информация классифицируется по различным критериям. В зависимости от характеризуемых условий выделяются внешняя и внутренняя информация. Внешняя информация характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли, в стране, на внешнем и внутреннем рынках. Внутренняя информация описывает само предприятие, дает отчет о его деятельности, организационной структуре, финансовых результатах. В зависимости от размещения источника выделяется аутсайдерская и инсайдерская информация. Аутсайдерская информация является публичной, доступной широкой публике, открытой, т.к. она печатается в средствах массовой информации или в сети интернет. Источник аутсайдерской информации расположен в не фирмы. Инсайдерская информация, напротив, нигде не публикуется либо содержится во внутренних изданиях, о которых посторонние предприятию люди даже не подозревают, к инсайдерской относится также и конфиденциальная информация. Источник такой информации расположен внутри фирмы. В зависимости от параметров бизнеса и показателей. характеризующих его состояние, информацию можно подразделить на обычную и специфическую. Общая информация включает в себя стандартные показатели, характеризующие деятельность любого предприятия, без учета его специфики. Специфическая или особенная информация, напротив, отражает особенности оцениваемого бизнеса, обусловленные его отраслевой принадлежностью, месторасположением и т.п. В процессе оценки стоимости как бизнеса так и предприятия, можно выделить три основных этапа (и семь более мелких): a. Подготовительный этап. b. Оценочный этап. c. Заключительный этап. Подготовительный этап 1. Выбор стандарта стоимости и методов оценки 2. Подготовка информации для проведения оценки В соответствии с определенными методами оценки определяется набор и объем необходимой информации. Информация может черпаться из нескольких источников, как то: оцениваемая компания, фондовый рынок, различная статистическая информация, маркетинговые исследования и т.д. В соответствии со стандартом BVS-III, эта информация должна охватывать: a. Характеристики предприятия, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг, подлежащих оценке, включая права, привилегии и условия, количественные характеристики, факторы, влияющие на контроль и соглашения, ограничивающие продажу или передачу. b. Общую характеристику предприятия, его историю и перспективы развития. c. Финансовую информацию о предприятии за предыдущие годы. d. Активы и обязательства предприятия. e. Общую характеристику отраслей, которые оказывают влияние на данное предприятие; их текущее состояние. f. Экономические факторы, оказывающие влияние на данное предприятие. g. Состояние рынка капиталов как источника необходимой информации, например, о возможных ставках дохода по альтернативным капитале вложениям, об операциях со свободно обращающимися акциями, о слияниях и поглощениях компаний. h. Данные о предыдущих сделках с участием оцениваемого предприятия, доли акционеров в капитале предприятия или его акций. i. Другую информацию, которую оценщик сочтет имеющей отношение к проведению оценки. Как из этого видно, при проведении оценки бизнеса необходимо использовать ретроспективную учетную информацию (бухгалтерскую отчетность) и текущие финансово-экономические показатели компании. Время учета используемых данных и момент оценки между собой не согласованы. Расхождение данных во времени создает условия для появления в них различного рода искажений. Среди них можно назвать: изменение стандартов учета исходных данных, деноминация денежных единиц, колебания курса валют, структурные изменения цен и др. Эти несоответствия порождают проблему корректировки всей используемой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью приведения их к общему временному эталону, в роли которого выступает момент оценки. Приведение и корректировка финансовой отчетности регулируется стандартом BVS-IX, этот процесс может включать в себя: a. Приведение финансовой информации об оцениваемой компании и компаниях-аналогах к единой основе. b. Пересчет отчетных стоимостей в текущие. c. Корректировка статей доходов и расходов таким образом, чтобы они достаточно полно характеризовали результаты деятельности компании за продолжительный период времени. d. Учет нефункционирующих активов и обязательств, и связанных с ними доходов и расходов. e. Вырезано. f. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Различия в значении итоговых показателей при использовании указанных подходов являются незначительно мелкими в промышленно развитых странах с устоявшимся рынком и нормальным темпом инфляции. В странах с большими темпами инфляции или гиперинфляцией появляются различия в значениях итоговых показателей в зависимости от выбора того или иного подхода корректировки на инфляцию. При проведении оценки в РФ предпочтительнее использование методов, основанных на прямой корректировке денежных сумм на значения инфляционных показателей. Более того, как показано в работе профессора СПбГИЭА П. А. Ватника, инфляция оказывает различное влияние на величины типа потока (выручка, прибыль, ввод фондов и т.п.) и на величины типа запаса (активы всех видов). Кроме того, искажение различных показателей связано с неодинаковостью условий их формирования в системе учета. В соответствии с итогами исследования корректировка учетных и проектных данных различного типа, необходимых для финансово-экономических расчетов и прогнозов должна проводиться раздельно. В качестве значений инфляционных показателей в зависимости от области действия компании могут использоваться: индекс цен предприятий производителей, индекс потребительских цен, значения девальвации основной валюты, или индекс цен может быть рассчитан для конкретной компании. 3. Оценка финансового положения компании Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Существует два подхода к трактовке элементов риска при проведении оценки: a. проведение понижающей корректировки ожидаемого будущего потока (прибыли, денежного потока, дивидендов и т.п.) с тем, чтобы отразить эту неопределенность; b. учет риска путем использования более высокой ставки дисконта при оценке ожидаемого потока с тем, чтобы отразить требуемую доходность как вознаграждение за риск. Американскими учеными Бирманом и Шмидтом убедительно показано, что теоретически более верным вариантом учета элемента риска является приведение ожидаемого будущего дохода к тому, что они назвали "скорректированным на определенность эквивалентом". Они рекомендуют вносить поправки в ожидаемый поток с помощью коэффициента, который отражает вероятность получения данного потока. Затем появляется возможность применить один и тот же дисконт (показатель стоимости капитала) для оценки всех альтернативных инвестиционных решений. Однако на практике подход к учету риска путем использования более высокой ставки дисконтирования является наиболее часто применяемым. Экономический смысл используемого увеличения ставки дисконтирования заключается в поиске некоторого дополнительного дохода, превышающего безрисковую ставку, как компенсацию за риск владения этими активами. Этот подход представлен двумя наиболее распространенными моделями САРМ / АРТ и кумулятивным методом. Оценочный этап. 5. Проводится выполнение необходимых расчетных процедур, предусмотренных избранными методами оценки бизнеса Заключительный этап. 6. Корректировка стоимости В любом случае, вне зависимости от того, предпринимается ли попытка составить прогноз на будущее, или же за основу берутся ретроспективные данные, оценка бизнеса опирается на ряд ключевых переменных. Их относительная важность может быть различной в зависимости от конкретной ситуации, но во многих случаях на заключение о стоимости влияет такие внутренние переменные как: a. размер оцениваемой доли (мажоритарная или миноритарная); b. наличие голосующих прав; c. ликвидность компании (пакета); d. положения, ограничивающие права собственности; e. специальные привилегии; f. финансовое положение оцениваемого объекта; g. и др. Более того, следует учесть, что сумма стоимостей всех отдельных пакетов акций может отличаться от стоимости предприятия, взятого как целое. В большинстве случаев сумма стоимостей отдельных пакетов меньше стоимости всего бизнеса, как если бы оно было приобретено одним покупателем. Компания, оцениваемая как единое целое, имеет иную стоимость, поскольку последняя сопряжена с иными правами и интересами, чем сумма всех интересов, взятых на миноритарной основе. · Корректировка стоимости компании на финансовое положение · Вырезано. · Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Пригодность к быстрой реализации (ликвидность) определенно повышает стоимость бизнеса и, напротив, отсутствие ликвидности снижает ее стоимость по сравнению с сопоставимым, однако, высоколиквидным бизнесом. Другими словами, рынок выплачивает премию за ликвидность и снижает цену при ее отсутствии. Поскольку пакеты закрытых компаний не обращаются на высоколиквидном рынке открытых компаний, то доля в закрытой компании стоит обычно меньше, чем сопоставимые с ними по другим параметрам пакеты открытых компаний. На относительную ликвидность различных пакетов влияет множество факторов. Значение может иметь также и величина доли. В некоторых случаях легче продать более мелкую долю, в других - наоборот. С течением времени важность фактора ликвидности в оценке бизнеса получает все большее признание. Многочисленные рекомендации и факты свидетельствуют, что непригодность к продаже снижает стоимость акций (или доли) закрытых компаний по сравнению с акциями публичных компаний в среднем на 35-50%. Отсутствие ликвидности у пакета может быть учтено одним из трех способов: a. увеличением ставка дисконта с тем, чтобы она учитывала недостатки, связанные с неликвидностью; b. скидка на неликвидность может быть сделана отдельно; c. скидка на ликвидность может быть учтена в процессе корректировки на риск. · Основной управленческий персонал. Возможно, наиболее высокой качественной характеристикой многих закрытых компаний является их зависимость от одной или нескольких ключевых фигур управленческого персонала. В некоторых случаях этот фактор может оказаться настолько важным, что при оценке стоимости на него следует сделать отдельную специальную корректировку. · Низкая диверсифицированность производства. Для многих закрытых компаний характерен очень узкий набор выпускаемой продукции, что может увеличить их риски и/или ограничить их возможности в сопоставлении с другими фирмами. Узость производственного ассортимента может стать ограничителем как категорий потенциальных потребителей, так и числа потенциальных потребителей в каждой категории. Она способна также увеличить риски, связанные с дефицитом некоторых основных видов сырья и материалов или с началом выпуска новых конкурентоспособных продуктов. · Прочие факторы. Прочие факторы, которые следует принимать во внимание в различных случаях, включают интенсивность и характер усилий компании в области НИОКР, ее положение в отрасли, масштабы и качество активов в сопоставлении с другими компаниями, образовательные и учебные программы. 7. Составление отчета об оценке бизнеса Составление отчета об оценке бизнеса регулируется стандартом BVS-VIII. Выделяемые задачи отчета об оценке состоят в том, чтобы: a. изложить анализ и заключение в ясной и убедительной форме; b. задокументировать детали оценки в качестве справочного материала. В большинстве случаев отчет об оценке содержит следующие разделы: a. Введение. (Общая информация) b. Макроэкономическая информация. c. Отраслевая информация. d. Описание компании. e. Описание источников информации. f. Анализ финансово-экономического положения компании. g. Подходы к оценке и заключение. i. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. 1.2. Характеристика основных методов оценки предприятийВ практике операций с оценкой предприятий встречаются самые различные ситуации. При этом каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные только ему подходы и методы. Для правильного выбора методов необходимо предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, момента, на который производится оценка, и т.д. В зависимости от факторов стоимости, являющимся основными переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый подход позволяет определить факторы стоимости. Каждый из трех названных подходов предполагает использование в работе присущих ему методов. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земли, а также в целях страхования. Собираемая информация обычно включает данные о ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.п. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками или устаревших объектов. Затратный подход основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины1 и экономического разделения. В целом, все три подхода связаны между собой. Каждый из них предлагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка. На этом принципе основывается оценка недвижимости с позиций затратного подхода. Каждый из трех подходов открывает перед оценщиком различную перспективу. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости. Каждый из трех рассмотренных подходов предопределяет использование при оценке внутренне присущих ему методов Согласно методу капитализации дохода рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле: V = D/R , где: D — чистый доход бизнеса за год; R — коэффициент капитализации. Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода. Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок должны послужить ориентиром для определения цены оцениваемой компании. Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний. Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики. [13, сс. 133-136] Подводя итог вышеизложенному, видим, что в России модели, с помощью которых оценщики пытаются выяснить “истинную ценность фирмы” классифицируются по трем категориям (подходам), которые официально утверждены в российских стандартах оценки: 1. Модели, основанные на предсказании будущего - доходный подход. Они соотносят ценность актива с текущей ценностью ожидаемых в будущем (предсказываемых) денежных потоков, приходящихся на данный актив, основной моделью этого типа является – оценка дисконтированных денежных потоков в различных модификациях (метод DCF ). 2.Модели, основанные на настоящем – сравнительный подход. Эти модели определяют ценность актива, в сравнении его со сходными активами, цена которых уже известна. 3.Модели, основанные на прошлом – затратный подход (модели оценки на основе активов). “Истинную ценность актива” измеряют на основе понесенных в прошлом затрат на создание составных частей актива, переведенных в текущие цены за вычетом обесценивания этих частей актива с течением времени либо на основе ликвидационной стоимости, получаемой посредством суммирования оцененной выручки от продажи активов, принадлежащих оцениваемой компании. 1.3. Основные методы оценки рыночной стоимости компании, используемые в зарубежной практикеВ западной практике существует множество методов оценки компаний. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные качества. Из методов, базирующихся на оценке активов, в мировой практике используются метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости. Для оценки предприятия методом чистых активов определяют рыночную стоимость всех его активов: материальных (земли зданий, оборудования, запасов), финансовых и нематериальных. Для оценки недвижимости (земли и зданий) возможно использование трех методов: затратного, доходного и рыночных сравнений. Затратный метод сводится к следующему. Сначала определяют затраты на строительство зданий и сооружений. После этого из них вычитывают износ зданий и сооружений с учетом их физического, функционального, технологического и экономического старения. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Если компания оценивается по активам, то предполагается, что собственник может продать все активы или их часть. Но решения о купле-продаже активов принимает лишь собственник, владеющий контрольным пакетом акций. Поэтому, если оценивается неконтрольный пакет акций открытой компании, делается скидка на неконтрольный характер. Если же оценивается меньшая доля в компании закрытого типа, то делается еще скидка на недостаточную ликвидность. Основным достоинством методов, базирующихся на оценке активов, является то, что они основываются на реальных ценностях, которые находятся в собственности компании. Но все методы определения рыночной цены компании, построенные на основе активов, имеют существенный недостаток — они не связаны с результатами работы — настоящими и ожидаемыми в будущем. Оценка компаний методом чистых активов используется для компаний, обладающих значительными материальными и/или финансовыми активами. Обычно это холдинговые или инвестиционные фирмы. Данный метод применяется также в случае отсутствия ретроспективных данных о прибылях или невозможности достаточно точно оценить прибыли компании или денежные потоки. Используется он и для оценки новых компаний.[1] На следующем этапе расчета по методу дисконтируемых будущих доходов определяют суммарную величину доходов, которые может получить собственник в постпрогнозный период. Расчет доходов в постпрогнозный период может осуществляться несколькими методами, такими, как модель Гордона (метод «предполагаемой продажи»), по стоимости чистых активов, по ликвидационной стоимости.[2] Полученная величина определяет стоимость 100-процентного контрольного пакета. В случае оценки меньшей доли делается скидка на неконтрольный характер. Если определяют рыночную стоимость закрытой компании, то производят скидку на недостаточную ликвидность. Метод оценки компаний на основе дисконтирования будущих доходов имеет целый ряд достоинств и недостатков. Он позволяет отразить будущую доходность компании, что в наибольшей степени интересует инвестора. При этом учитывается риск инвестиций, возможные темпы инфляции, а также ситуация на рынке через ставку дисконта. Этот метод позволяет учесть экономическое устаревание компании, показателем которого является превышение величины рыночной стоимости, полученной методом накопления активов, над величиной рыночной стоимости, полученной методом дисконтирования будущих доходов. Мировая практика показала, что такой метод точнее всего определяет рыночную стоимость предприятия, но его использование затруднено в силу сложности проведения достаточно точного прогнозирования. Рассмотрим третью группу методов, используемых в мировой практике для оценки компаний, — методы компаний-аналогов. К этой группе относятся метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций сходных компаний. Предполагается, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Подобный метод основывается на финансовом анализе оцениваемой и сопоставимых компаний. Финансовый анализ включает в себя определение и оценку коэффициентов текущей ликвидности структуры капитала, показателей рентабельности, прогнозирование темпов роста. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Хотя, как правило, наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса является доходный поход. В следующей главе дипломного проекта проведем оценку стоимости предприятия методом чистых активов, методом дисконтирования денежных потоков и методом сделок. Глава 2. Оценка стоимости предприятия ОАО «СУЭК»2.1. Характеристика ОАО «СУЭК» как объекта оценкиОАО «СУЭК» создано в соответствии с решением учредителей от 01 декабря 1999 года (протокол №1) и зарегистрировано Московской регистрационной палатой 14 марта 2000 года за № 097.096 с фирменным наименованием ОАО «Республиканский отраслевой союз по сбыту и производству угольной продукции» (Компания «Росуглесбыт»). Решением внеочередного Общего собрания акционеров от 19 декабря 2002 года Общество было переименовано в ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания». В соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в Единый государственный реестр была внесена запись Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве 23 августа 2002 года и присвоен основной государственный регистрационный номер 1027700151380. СУЭК является крупнейшей угольно-энергетической компанией России и одной из ведущих мировых угледобывающих компаний. Предприятия угольного и электроэнергетического бизнеса СУЭК расположены в девяти регионах Сибири и Дальнего Востока. По запасам угля СУЭК входит в тройку крупнейших угольных компаний мира, а по объёмам добычи занимает седьмое место. СУЭК стала одним из важнейших участников международного рынка энергетического угля, занимая пятое место среди его основных мировых экспортёров. СУЭК является одним из крупнейших производителей топливных ресурсов в Российской Федерации и обеспечивает около 30% всей добычи российского угля. СУЭК уверенно занимает первое место среди российских угольных компаний по объемам добычи как открытым, так и подземным способом. Компания занимает лидирующие позиции в российской угольной промышленности по объему инвестиций в модернизацию угледобычи, а также по темпам роста и достигнутым показателям в производительности труда. СУЭК является крупнейшим поставщиком энергетического угля на внутреннем рынке: компания обеспечивает 43% поставок российского угля для электроэнергетики страны, в т.ч. более 50% в энергосистемах Сибири и Дальнего Востока. СУЭК является крупнейшим поставщиком российского угля на мировой рынок, обеспечивая 24% его экспорта. СУЭК – один из основных частных инвесторов в российской электроэнергетике. Компании, в капитале которых участвует ОАО «СУЭК», занимают 7% в установленной мощности всей энергогенерации России. В частности, ОАО «СУЭК» является крупнейшим акционером ОАО «Кузбассэнерго» и ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», которые обеспечивают энерго- и теплоснабжение в Кемеровской области, Алтайском крае, Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с общей численностью населения свыше 9 млн человек. Миссия Компании – быть надежным поставщиком, улучшающим условия жизни будущих поколений. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. В компании активно разрабатываются и реализуются меры для снижения и нейтрализации проявлений кризиса. В частности: • разработана и реализуется программа сокращения расходов компании, оптимизации размеров и структуры оборотного капитала; • проведена корректировка инвестиционной программы с учетом изменения показателей эффективности инвестиционных проектов в условиях изменившейся рыночной конъюнктуры; • внесены коррективы в маркетинговую стратегию компании. Постоянная координация деятельности компании по таким направлениям, как управление операционной эффективностью, распределение ресурсов, максимизация синергетических эффектов, освоение новых рынков, хеджирование рисков и непрерывное внедрение инноваций, позволяет компании успешно достигать стратегические цели. 2.2. Оценка ОАО «СУЭК» методом чистых активовЗатратный подход основывается на принципе замещения: актив стоит не больше, чем составили бы затраты на замещение всех его составных частей. Применение затратного подхода в оценке бизнеса наиболее обоснованно в следующих случаях: — оценка предприятия в целом; — оценка контрольного пакета акций предприятия, обладающего значительными материальными активами; — оценка новых предприятий, когда отсутствуют ретроспективные данные о прибылях; — оценка предприятий, когда имеются затруднения с обоснованным прогнозированием величины будущих прибылей или денежных потоков; — отсутствие рыночной информации о предприятиях-аналогах; — ликвидация предприятия (метод ликвидационной стоимости). Если предприятие находится в режиме сокращенного воспроизводства или в его отношении осуществляется процедура наблюдения или внешнего управления, то стоимость действующего предприятия можно определить с большой долей условности, поскольку такое предприятие является, как правило, убыточным. Это делает практически невозможным применение доходного подхода. При отсутствии предприятий-аналогов невозможно использовать сравнительный подход. Таким образом, в распоряжении антикризисного управляющего остается в основном затратный подход, с помощью которого стоимость действующего предприятия определяется с использованием в его рамках метода чистых активов и метода ликвидационной стоимости. Базовая формула затратного подхода выглядит так: Стоимость предприятия = Активы — Обязательства. Затратный подход в основном реализуется посредством двух методов: чистых активов и ликвидационной стоимости. Для оценки ОАО «СУЭК» мы будем использовать метод чистых активов. Данный метод основан на корректировке баланса предприятия в связи с тем, что балансовая стоимость активов и обязательств предприятия редко соответствует их рыночной стоимости. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Стоимость бизнеса методом сделок = 27262378*0,2 + 26894694*0,2 + 26230034 *0,3 = 18700425 тыс.руб. Вывод: Применяя различные подходы к оценке можно прийти к следующим результатам (Таблица 2.8.): Таблица 2.8 - Согласование результатов оценки
Рис.2.10. Сравнение результатов оценки Метод чистых активов наиболее точно отражает рыночную стоимость бизнеса ОАО «СУЭК», так как при его использовании обрабатывалась не только справочная информация, но и данные продавцов оборудования, строительных организаций, участников финансового рынка и других. В методе сделок и методе капитализации прибыли использована информация об аналогах, но эта информация была неполной и трудно проверяемой. Рыночная стоимость ОАО «СУЭК» на текущий момент равна 33457986,8 тыс.рублей. В данном разделе мы провели оценку рыночной стоимости предприятия. Однако, самым главным является не оценка стоимости, а управление ею. Концепцию управления стоимостью мы рассмотрим в следующей главе работы. Глава 3. Использование результатов оценки для повышения эффективности деятельности компании
|