Реферат: Модельный стандарт деятельности культурно-досуговых учреждений забайкальского края чита, 2009
Название: Модельный стандарт деятельности культурно-досуговых учреждений забайкальского края чита, 2009 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ Чита, 2009 СОДЕРЖАНИЕ
1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ........................................................................... 4 1.1. Термины и определения 1.2. Виды культурно-досуговых учреждений и их функции 2. УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ НАСЕЛЕНИЮ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ..……………………………………………..63.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УСЛУГ …..8 4. РЕСУРСНАЯ БАЗА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ..…..….11 4.1 Нормативные ресурсы 4.2. Материально-технические ресурсы 4.3. Финансовые ресурсы 4.4 . Кадровые ресурсы 5. ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………………………………………………………………..….…15 6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ …………………………………………………20 ПРИЛОЖЕНИЯ: Приложение 1. Показатели отнесения культурно-досуговых учреждений к группам по оплате труда руководителей и специалистов Приложение 2. Рекомендации по определению штатной численности работников культурно-досуговых учреждений Приложение 3. Подходы к определению показателей эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений Приложение 4. Рекомендации по формированию имиджа культурно-досуговых учреждений Приложение 5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность культурно-досуговых учреждений Введение Настоящий Модельный стандарт деятельности культурно-досугового учреждения Забайкальского края разработан на основе действующих нормативных правовых актов, с учетом опыта разработки модельных стандартов ряда регионов России и специфики организации сети учреждений культурно-досугового типа в Забайкальском крае. Культурно-досуговые учреждения обеспечивают конституционные права граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки творческого общения, способствуют развитию демократии через различные социально-культурные инициативы. Культурно-досуговые учреждения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Особенности клубной инфраструктуры Забайкальского края напрямую связаны с преимущественным расположением клубных учреждений в сельской местности (из 642 муниципальных домов культуры и клубов 583 или 90,8% работают на селе). Около 50 тысяч человек проживает в малонаселенных и удаленных деревнях Забайкальского края, не имеющих учреждений культуры. Передвижных учреждений культуры в крае работает только 36. Серьезной проблемой продолжает оставаться состояние материально-технической базы клубных учреждений. В капитальном ремонте нуждается 35,9% учреждений, 6,3% находятся в аварийном состоянии. Обеспеченность мебелью, находящейся в удовлетворительном состоянии, составляет примерно 30%. Не во всех учреждениях культуры клубного типа имеются телефоны. Выход в Интернет имеет только 14 учреждений (2,1% от общего числа). Модельный стандарт разработан с целью закрепления в виде нормативов минимально необходимых параметров , которые могут обеспечить нормальную жизнедеятельность клубных учреждений в современных условиях. Настоящий Модельный стандарт может быть использован органами местного самоуправления в качестве методических рекомендаций по разработке собственных модельных стандартов, с учетом территории, населения, уровня материально-технической базы и т.д. 1. Основные положения1.1. Термины и определения Культурно-досуговое учреждение – организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством. Клубное формирование - добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха. Коллектив любительского художественного творчества – форма организованной деятельности группы людей, основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, хореографического, театрального, циркового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это уникальная система по развитию и совершенствованию личности в процессе художественной деятельности. Студия – самодеятельный клубный коллектив с преобладанием в содержании работы учебно-творческих занятий. В студии есть свой руководитель-педагог, занятия ведутся по типовым программам, утвержденным органами культуры, имеются специальные классы и залы. Любительские объединения и клубы по интересам – организационно оформленное добровольное объединение людей, занятых социально-полезной культурно-досуговой деятельностью в целях удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов в сфере свободного времени. Киноустановка (видеоустановка) - комплекс смонтированной кино (видео-)аппаратуры для демонстрации кино-(видео)фильмов. Киноустановки обслуживаются специалистами-киномеханиками. 1.2. Виды культурно-досуговых учреждений и их функции
Данный примерный перечень не является исчерпывающим. По уровню организованности, материально-технической и кадровой базы, общественных связей и отношений культурно-досуговое учреждение может быть: - многопрофильным, обеспечивающим поддержку и развитие культурно-творческой, просветительской и досуговой деятельности различных направлений, форм, видов и жанров; - однопрофильным, обеспечивающим разнообразие деятельности на основе конкретного направления или вида культурно-досуговой деятельности; - функционирующим в качестве прокатной площадки для проведения культурно-досуговых и других общественных мероприятий. Культурно-досуговые учреждения могут быть филиалами, структурными подразделениями, представительствами в составе централизованных клубных систем или комплексных социально-культурных (культурно-образовательных, культурно-спортивных и т.п.) объединений, являющихся юридическими лицами. 2. Услуги, предоставляемые населениюкультурно-досуговыми учреждениямиКультурно-досуговое учреждение предоставляет населению следующие виды услуг:
Данный перечень не является исчерпывающим, учреждение самостоятельно определяет перечень своих услуг, согласно своей миссии и решаемым задачам. Услуги культурно-досугового учреждения носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на площади, стадионе, поляне, ферме, на предприятии, в учебном заведении и т.д.). Заказчиками услуг культурно-досугового учреждения могут быть все субъекты гражданско-правовых отношений: - органы государственной власти и местного самоуправления; - юридические лица; - физические лица. Услуги культурно-досугового учреждения предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей). На бесплатной основе могут осуществляться услуги, направленные на: - проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (государственные, сельские (городские) праздники и т.п.); - культурное обслуживание наименее защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, многодетные семьи и пр.); - патриотическое воспитание детей и молодежи; - развитие национальных культур народов Забайкалья, выявление, сохранение и популяризация традиций материальной и нематериальной народной культуры (ремёсел, праздников, обычаев, обрядов и пр.) В соответствии с действующим законодательством при организации платных мероприятий культурно-досуговое учреждение может устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. 3. Обеспечение доступности культурно-досуговых услуг Культурно-досуговые учреждения предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии. Доступность культурно-досуговых услуг для населения обеспечивается следующими факторами: 1. Рациональным размещением сети культурно-досуговых учреждений в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р (с изменениями, утверждёнными распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 923-р), а также учитывая сложившуюся ситуацию в крае.
К учреждениям культуры клубного типа относятся клубы, дома (дворцы, центры) культуры, дома (центры) народного творчества, дома ремесел, дома фольклора, национально-культурные центры, передвижные центры культуры, информационно-методические центры и другие учреждения согласно функциональной принадлежности. В административном центре муниципального района (городского округа) создается межпоселенческий (центральный) Дом (Дворец, Центр) культуры либо городской (центральный) Дом (Дворец, Центр) культуры с целью создания условий для обеспечения поселений услугами по организации досуга и создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. Число зрительских мест в центральных учреждениях культуры клубного типа должно быть не менее 500. В административном центре муниципального района создается информационно-методический центр с целью методического обеспечения учреждений клубного типа муниципального района. В муниципальных районах, городских округах и городских поселениях могут создаваться дома и центры народного творчества (фольклора, ремесел и т.п.). В зависимости от региональных и мощностных возможностей межпоселенческого учреждения культуры клубного типа и территориальной специфики информационно-методический центр может являться его структурным подразделением. В городских и сельских поселениях, муниципальных районах могут создаваться национально-культурные центры, дома дружбы, дома фольклора, дома ремесел и другие учреждения клубного типа в зависимости от специфики региона. В населенных пунктах с числом жителей до 100 человек услуги культуры могут предоставляться передвижной формой обслуживания. В административном центре муниципального района могут создаваться культурно-досуговые учреждения межпоселенческого значения с филиалами в сельских и городских поселениях района. В сельских (городских) поселениях, в состав которых входит несколько населенных пунктов, могут создаваться культурно-досуговые учреждения с филиалами в данных населённых пунктах. За сетевую единицу числа учреждений культуры клубного типа принимаются: самостоятельные учреждения культуры клубного типа, а также учреждения, организующие специализированное обслуживание детей, юношества и других категорий населения; межмуниципальные и межпоселенческие учреждения, имеющие филиалы; учреждения культуры клубного типа - филиалы. Внестационарные отделы обслуживания не рассматриваются в качестве сетевой единицы. 2. Использованием внестационарных (передвижных) форм культурного обслуживания В муниципальном районе и городском округе создается передвижной центр культуры (культбригада) с целью обеспечения услугами культуры жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные учреждения культуры. В зависимости от территориальных особенностей передвижной центр культуры может действовать в качестве структурного подразделения межпоселенческого учреждения культуры клубного типа или городского Дома (Дворца, Центра) культуры либо информационно-методического центра. При расчете потребностей во внестационарных формах культурного обслуживания учитывается необходимость обслуживания жителей каждого населенного пункта, не имеющего стационарного клубного учреждения, не менее двух раз в месяц. 3. Удобным месторасположением стационарного клубного учреждения: в центре села, города, жилого квартала, микрорайона, района города, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, развязок и т.д. 4. Гибким и удобным для населения режимом работы учреждения, предусматривающим работу в вечернее время, праздничные и выходные дни. Время работы клубного учреждения не должно полностью совпадать с часами работы основной части населения. Прилегающая к учреждению территория должна способствовать формированию привлекательного образа. Основные ее характеристики включают наличие подъездных путей и пешеходных дорожек с твердым покрытием, зеленых насаждений, газонов, цветочных клумб, садовых скамеек, эстрадно-танцевальной площадки, места для детских игр с аттракционами малых форм, специально оборудованной площадки для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и народных игр. 5. Сбалансированным и экономически обоснованным соотношением бесплатных и платных услуг, обеспечивающим финансовую доступность предоставляемых услуг для всех категорий населения. . 4. Ресурсная база культурно-досуговых учреждений 4.1. Нормативные ресурсы – массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в учреждении. Учредительными документами культурно-досугового учреждения являются: - Устав учреждения; - Учредительный договор (необязательно). Локальными актами учреждения являются: - Коллективный договор; - Штатное расписание; - Правила внутреннего трудового распорядка; - Должностные инструкции; - Положения о надбавках, доплатах, премировании; - Положение о платных услугах; - Документы, регулирующие охрану труда и технику безопасности и т.д. Организационно-распорядительными документами являются: - планы и отчеты учреждения; - протоколы, решения; - приказы, распоряжения, указания; - аттестационные документы; - бухгалтерские документы; - кадровые документы; - журнал учета работы учреждения; - журнал учета работы любительских формирований; - докладные записки, справки, переписка. 4.2. Материально-технические ресурсы : - недвижимые – здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и земля под ними; - движимые – специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения культурно-досуговой деятельности. Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных или приспособленных зданиях и помещениях, доступных для населения, и оснащеных телефонной связью. По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.). В учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности посетителей и персонала, защите материальных ресурсов. Учреждение должно быть оснащено специальным оборудованием, современной аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых населению культурно-досуговых услуг. Культурно-досуговое учреждение должно иметь следующее оборудование: - кресла (зрелищные стационарные съемочные); - столы рабочие; - стулья; - шкафы (стеллажи); - другая мебель. Техническое оснащение зрительного зала должно включать: - звукоусилительную аппаратуру; - усилитель; - колонки; - пульт микшерский на 8 каналов (минимальная величина); - микрофоны и стойки к ним по 6 штук (минимальная величина); - световую аппаратуру; - силовой блок; - пульт регулятора; - прожекторы осветительные сценические; - софиты; - др. осветительные приборы; - при наличии танцевального зала необходимы световые эффекты. В культурно-досуговом учреждении необходимо наличие аудиовизуальных средств, обеспечивающих доступ пользователей к звуковой и визуальной информации. К ним относятся: - цветной телевизор; - пульт дистанционного управления; - видеомагнитофон или DVD-проигрыватель; - видеокамера (цифровая); - магнитофон; - фотоаппарат (цифровой); - проигрыватель; - музыкальный центр; - кино(видео, DVD)проектор; - киноэкран; - проектор для слайдов. Необходимо обеспечить культурно-досуговое учреждение копировально-множительной и компьютерной техникой, включающей: - компьютеры; - лазерный принтер; - сканер; - копировальный аппарат. Программное обеспечение, устанавливаемое на компьютерах, в обязательном порядке должно быть лицензированным и иметь соответствующие подтверждающие документы. В зависимости от перечня базовых (обязательных) услуг, культурно-досуговое учреждение должно быть обеспечено: - фонотекой (пластинки, компакт-диски, аудиокассеты); - фильмотекой (видеокассеты, фильмокопии аналоговые, DVD-диски, слайды); - стойкой для хранения CD- и DVD-дисков; - настольными играми (шашки, шахматы, лото, домино, нарды, инвентарь для настольного тенниса и др.); - развивающими компьютерными играми и программами; - библиотечным книжным фондом, включающим специализированные периодические издания, сборники сценариев; - спортивным инвентарем (сетки, мячи и др.); - одеждой сцены (рабочей и праздничной); - доской меловой; а также музыкальными инструментами, к которым относятся: - комплект для оркестра народных инструментов; - комплект для духового оркестра (по необходимости); - комплект для инструментального ансамбля; - баян, аккордеон, гармонь; - рояль, пианино. Культурно-досуговое учреждение должно быть оснащено телефонной связью и выходом в Интернет. 4.3. Финансовые ресурсы – бюджетное финансирование и другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству. Финансирование муниципальных культурно-досуговых учреждений осуществляется за счет средств местного бюджета, а также за счет средств целевых грантов; пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц; доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Расходы бюджета учреждения с учетом всех источников его формирования осуществляются на следующие цели: - содержание персонала (оплата труда с начислениями, выплата надбавок за квалификационные категории по результатам аттестации и иных надбавок, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров); - содержание здания и оборудования (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т. д.); - содержание прилегающей территории, филиалов и объектов, относящихся к культурно-досуговому учреждению; - материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовка концертных программ, фестивалей, выставок и других видов культурно-массовых мероприятий, обновление сценических костюмов, обуви, реквизита и т.д.); - осуществление организационно-методической, научно-исследовательской и учебно-образовательной деятельности культурно-досугового учреждения; - оснащение культурно-досугового учреждения современными техническими средствами и оборудованием; - другие затраты, связанные с основной деятельностью учреждения. 4.4. Кадровые ресурсы – руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, обеспечивающие бесперебойную работу учреждения (технический персонал). Учреждение должно располагать необходимым и достаточным числом специалистов для обеспечения выполнения основных функций учреждения. Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Руководители и специалисты учреждения могут пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории. Все руководители и специалисты учреждения не реже 1 раза в 5 лет должны пройти повышение квалификации по любой из установленных форм (курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары и т.д.). Повышение квалификации является обязательным условием при прохождении работником аттестации на присвоение квалификационной категории. При присвоении либо подтверждении творческому коллективу звания «народный (образцовый) самодеятельный коллектив» прохождение руководителем коллектива повышения квалификации также является обязательным. 5. Клубные (любительские) формирования культурно - досуговых учреждений Клубные (любительские) формирования – это основа деятельности культурно-досугового учреждения. Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха. К клубным формированиям относятся: - коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества; - любительские объединения и клубы по интересам; - школы и курсы прикладных знаний и навыков; - группы здоровья и туризма; - другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно - досугового учреждения. Клубное формирование в рамках своей деятельности:- организует систематические занятия в формах и видах, характерных для данного клубного формирования (репетиция, лекция, урок и т.п.);- проводит творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, показательные занятия и открытые уроки, творческие лаборатории, мастер - классы и т.п.);- участвует в общих программах и акциях культурно – досугового учреждения;- использует другие формы творческой работы и участия в культурной и общественной жизни;- принимает участие в муниципальных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п. Клубное формирование создается, реорганизуется и ликвидируется по решению руководителя базового культурно – досугового учреждения. Клубные формирования могут осуществлять свою деятельность:- за счет бюджетного финансирования базового культурно-досугового учреждения;- за счет внебюджетных средств базового культурно-досугового учреждения;- по принципу частичной самоокупаемости, с использованием средств базового культурно-досугового учреждения, участников клубного формирования, а также за счет средств, полученных от собственной деятельности;- по принципу полной самоокупаемости, с использованием средств участников клубного формирования, а также средств, полученных от собственной деятельности, и иных средств. Рекомендуемая[1] наполняемость участниками клубных формирований, финансируемых из бюджета
Занятия во всех коллективах любительского художественного творчества проводятся систематически не реже двух раз в неделю по три учебных часа (учебный час – 45 минут) (см. «Примерное Положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества», утвержденное постановлением коллегии Министерства культуры СССР от 24 мая 1978 года № 121). Руководители могут собирать свои коллективы на репетиции чаще, например, в период подготовки к концерту, фестивалю, конкурсу, смотру и другим подобным мероприятиям. Коллективы любительского художественного творчества - это форма организованной деятельности группы людей, основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, хореографического, театрального, циркового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это уникальная система по развитию и совершенствованию личности в процессе художественной деятельности. Творческий сезон коллектива любительского художественного творчества длится с сентября по май включительно. В конце каждого творческого сезона должны быть организованы отчетные концерты, спектакли, представления любительских художественных коллективов, выставки работ участников формирований изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Примерные минимальные нормативы результативности деятельности творческих коллективов предусматривают результат творческого сезона:
Показателями качества работы творческого коллектива являются стабильность его личного состава, участие в смотрах и конкурсах творческого мастерства, положительная оценка деятельности общественностью (публикации в СМИ, благодарственные письма, заявки на концерты (спектакли) от организаций, доходы от проданных билетов на концерты и спектакли коллектива). По согласованию с учредителем клубные формирования могут оказывать платные услуги, как то: спектакли, концерты, представления, выставки, при условии, что сборы от реализации платных услуг будут использованы на развитие творческой деятельности коллектива, например, на приобретение костюмов, заказ постановок, приобретение музыкальных инструментов, методических пособий, а также на поощрение руководителей и участников творческого коллектива. За достигнутые успехи любительскому коллективу может быть присвоено почетное звание «народный (образцовый) самодеятельный коллектив». Порядок присвоения и подтверждения звания определены в «Положении народном, образцовом самодеятельном коллективе», утвержденном приказом Министерства культуры Забайкальского края от 23.04.2009г. № 25-ОД. Продолжительно и плодотворно работающие народные любительские коллективы, накопившие богатый и высокохудожественный репертуар, имеющие значительный опыт воспитательной работы и крепкий исполнительно-артистический состав, по представлению руководителя муниципального органа управления культурой и по решению представительного органа муниципального образования, могут стать базой для создания муниципального коллектива . Муниципальный коллектив будет иметь статус профессионального коллектива. Его руководители и участники (артисты) могут находиться на полном или частичном бюджетном финансировании. Студия – самодеятельный клубный коллектив с преобладанием в содержании работы учебно-творческих занятий. В культурно-досуговой работе ведущее положение занимают художественные студии: музыкальные, хореографические, вокальные, эстрадные, художественного слова и др. В студии есть свой руководитель-педагог, занятия ведутся по типовым программам, утвержденным органами культуры, имеются специальные классы и залы. Любительские объединения и клубы по интересам - организационно оформленное добровольное объединение людей, занятых социально-полезной культурно-досуговой деятельностью в целях удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов в сфере свободного времени. Основными организационными особенностями любительского объединения , в отличие от творческого коллектива, являются: - Целью участия в любительском объединении является не столько получение умений и навыков в определенном жанре самодеятельного творчества, сколько общение с единомышленниками на основе общих интересов и увлечений; - Работа любительского объединения строится на принципах самоуправления. Руководитель любительского объединения, как правило, это общественник, не получающий заработную плату за руководство объединением; - Любительское объединение может не иметь строго фиксированного графика встреч и занятий, его общий количественный состав также может не быть постоянным; Любительские объединения и клубы по интересам развиваются по целому ряду направлений, что дает основание для их примерной классификации: - общественно - политические - художественно - творческие - культурно - развлекательные - научно - технические - спортивно - оздоровительные - коллекционно - собирательские - семейно - бытовые - экологические, естественнонаучные и др. Любительские объединения и клубы по интересам способствуют организации содержательного досуга населения, создают благоприятные условия для живого человеческого общения, участвуют в пропаганде достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства, науки, формируют мировоззрение, воспитывают эстетический вкус, прививают навыки самоуправления и самообразования, развивают инициативы и предприимчивость. 6. Методическое обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений осуществляют методические службы различных видов: - Районные (городские, межпоселенческие) организационно - (информационно-, координационно-) методические центры; - Методические службы при культурно-досуговых учреждениях; - Организационно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой. Методическая служба может существовать в следующих организационно-правовых формах: - как учреждение культурно-досугового типа (являться самостоятельным юридическим лицом); - как филиал, подразделение или представительство в составе централизованной клубной структуры; - как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) межпоселенческого культурно-досугового учреждения или органа управления культурой. На уровне Забайкальского края функции организационно-творческого и информационно-методического обеспечения функционирования культурно-досуговой сферы осуществляют ГУК «Учебно-методический центр культуры и народного творчества Забайкальского края», ГУК «Агинский Государственный Центр народного творчества». Основными задачами методической службы являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности. Основными функциями методической службы являются: - Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других социокультурных акций; - Повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы; - Организации участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации краевого, всероссийского и международного уровней; - Создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества; - Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов; - Разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений; - Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы; - Сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений. Приложение 1 к модельному стандарту деятельности культурно-досуговых учреждений Забайкальского края Показатели отнесения культурно-досуговых учреждений к группам по оплате труда руководителей и специалистов К учреждениям культуры клубного типа относятся: - сельские, городские клубы; - сельские, районные, городские, окружные, региональные Дома культуры и Дворцы культуры; - автоклубы, культбригады; - Центры культуры (в том числе национальные). Отнесение клубных учреждений к группе по оплате труда руководителей (подтверждение, повышение, снижение) производится ежегодно по результатам работы за прошедший год исходя из среднегодовых статистических показателей их работы, исчисленных за последние 3 года по форме 7-нк и финансовой отчетности: - органами управления культуры субъекта Российской Федерации - учреждениям регионального подчинения; - органами управления культуры администраций муниципальных районов, городских округов - учреждениям муниципальных районов, городских округов; - органами местного самоуправления - учреждениям поселений. Вновь вводимые клубные учреждения относятся к группам по оплате труда руководителей в зависимости от объема работы, определенного по плановым показателям в расчете на год. В клубных учреждениях, показатели деятельности которых превышают в 1,5 раза и более установленные для I группы, оплата труда руководящим работникам устанавливается на один разряд выше по сравнению с действующим. Клубные учреждения при достижении высоких результатов по основным направлениям деятельности могут быть переведены вышестоящим органом культуры на одну группу выше по сравнению с установленной по показателям. Основные направления деятельности клубным учреждениям устанавливаются вышестоящим органом культуры исходя из местных условий, специфики работы и использования материально-технической базы учреждений культуры (отдаленные населенные пункты, малочисленные населенные пункты). Клубным учреждениям, расположенным в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, устанавливается группа оплаты труда на одну выше по сравнению с установленной по показателям (в приложении к данному Положению формируется Перечень отдаленных, труднодоступных населенных пунктов). Клубные учреждения могут быть отнесены на одну группу ниже по оплате труда руководителей по сравнению с группой, определенной по установленным показателям, в тех случаях, когда содержание их работы не отвечает предъявленным к ним требованиям. Городские учреждения культуры клубного типа могут быть отнесены (при наличии не менее 3 клубных учреждений - филиалов) на одну группу выше по сравнению с установленной по показателями (не включая показатели филиалов). Районные, окружные учреждения культуры клубного типа, районные, окружные, городские центральные учреждения культуры клубного типа централизованных клубных систем могут быть отнесены на одну группу выше по сравнению с установленной по показателям (не включая показатели клубных учреждений сельских поселений и филиалов). Сельские учреждения культуры клубного типа относятся к группам по оплате труда руководителей в зависимости от количества постоянно действующих в течение года клубных формирований, культурно-досуговых мероприятий на платной основе на одного творческого работника, народных самодеятельных коллективов, сольных концертов, данных этими коллективами, видов платных услуг; численности участников в кружках художественной самодеятельности; участия коллективов в смотрах, конкурсах, фестивалях по следующим показателям (в условных единицах): а) городские, районные, окружные учреждения культуры клубного типа:
б) сельские учреждения культуры клубного типа (кроме клубов):
Количество условных единиц определяется следующим образом:
Сельские клубы относятся к группам по оплате труда руководителей в зависимости от количества постоянно действующих в течение года клубных формирований, культурно-досуговых мероприятий на платной основе по следующим показателям (в условных единицах):
Количество условных единиц определяется следующим образом:
Количество культурно-досуговых мероприятий на платной основе на одного творческого работника определяется следующим образом: Количество культурно-досуговых мероприятий на платной основе, предусмотренных в п. 2 примечаний делится на число творческих работников, согласно п. 3 примечаний (п. 2; п. 3). Численность участников в постоянно действующих в течение года кружках художественной самодеятельности на одного работника кружка определяется путем деления численности участников в кружках на число работников в кружках, согласно п. 8 примечаний. Передвижные клубные учреждения (автоклубы, культбригады), не являющиеся структурным подразделением учреждения культуры клубного типа, относятся к группам по оплате труда руководителей в зависимости от количества культурно-досуговых мероприятий; программ, имеющихся в репертуаре; коллективов, имеющих звание "народный"; обслуживаемых населенных пунктов; видов платных услуг, оказываемых населению в течение года, по следующим показателям (в условных единицах):
Количество условных единиц определяется следующим образом:
Примечание: 1. К клубным формированиям относятся: любительские объединения, клубы по интересам, кружки и коллективы народного творчества, прикладных знаний и навыков, домоводства и другие кружки, курсы, школы, студии и т.п.; спортивные секции, оздоровительные группы, школы и т.п.; народные университеты или их факультеты, другие подобные формирования, действующие в клубном учреждении и его филиалах на конец отчетного года. Клубные формирования, действующие в течение года, но завершившие программу (курс) обучения до конца отчетного года, также включаются. 2. К культурно-досуговым мероприятиям на платной основе относятся: театрализованные праздники и представления, концерты, спектакли, карнавалы, праздники города (района), гражданские семейные обряды и ритуалы, культурно-спортивные мероприятия, игры, показательные выступления, танцы, дискотеки, игротеки, на которые вход зрителей производится по входным билетам (абонементам) по цене, утвержденной в установленном порядке. 3. К творческим работникам относятся следующие специалисты, занятые культурно-досуговой деятельностью: - художественный руководитель; - методист; - художник-постановщик; - режиссер, дирижер, балетмейстер, хормейстер; - ассистент режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; - распорядитель танцевального вечера, ведущий дискотеки, руководитель музыкальной части дискотеки; - аккомпаниатор; - культорганизатор; - артист; - художник; - звукорежиссер; - звукооператор. Вышеуказанные специалисты должны числиться в штате клубного учреждения и фактически работать на конец отчетного года или работать на условиях трудового договора сроком не менее года, в том числе по совместительству. В общее количество творческих работников включаются специалисты, содержащиеся за счет сельскохозяйственных и других организаций, на основании справок, представленных ими в местный орган управления культуры о работающих специалистах. 4. К концертам относятся концерты, продолжительностью не менее 55 минут, проводимые своими силами (исполнителями, коллективами, бригадами) как на стационаре, так и на выездах и гастролях. К концертам на стационаре относятся концерты, проводимые в собственных или постоянно арендованных концертных залах. К выездным концертам относятся концерты, проводимые в других залах села, города, округа, района, субъекта РФ, если коллектив (или исполнители) возвращаются на базу в течение суток. К гастрольным концертам относятся концерты, проводимые за пределами своего села, города, округа, района, субъекта РФ, если длительность их пребывания в поездке более суток. В количество концертов не включаются концерты, проведенные силами сторонних коллективов, культбригад, сольных исполнителей. 5. К народным (образцовым) самодеятельным коллективам относятся постоянно действующие коллективы художественной самодеятельности клубных учреждений, звание "народный (образцовый)" которым присваивается на основании Положения о "народном (образцовом)" самодеятельном коллективе. 6. К видам платных услуг, оказываемых населению, относятся виды услуг, утвержденные Уставом (Положением) учреждения культуры клубного типа, и стоимость которых утверждена в установленном порядке. 7. К художественной самодеятельности относится: - форма самоорганизации населения в области народного творчества. Включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.). 8. К клубным формированиям относятся: - кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, любительские объединения и клубы по интересам, народные университеты и их факультеты, школы и курсы прикладных знаний и навыков, физкультурно-спортивные кружки и секции, группы здоровья и туризма, а также другие клубные формирования творческого, просветительского, физкультурно-оздоровительного и иного направления, соответствующего основным принципам и видам деятельности учреждения культуры клубного типа. 9. К работникам кружков художественной самодеятельности относятся руководители кружков и аккомпаниаторы. 10. К количеству программ, имеющихся в репертуаре и используемых в работе, относятся программы, утвержденные согласно Уставу (Положению) учреждения культуры клубного типа. Приложение 2 к модельному стандарту деятельности культурно-досуговых учреждений Забайкальского края Рекомендации по определению штатной численности работников культурно-досуговых учреждений К специалистам учреждений культуры клубного типа относятся: - директор (заведующий); - заместитель директора; - художественный руководитель; - методисты всех категорий; - балетмейстер; - режиссер; - сценарист; - хормейстер; - дирижер; - концертмейстер (музыкальный руководитель); - аккомпаниатор; - художник-оформитель; - заведующий хозяйством; - звукооператор; - осветитель; - киномеханик; - руководитель кружка, любительского объединения, клуба по интересам; - лектор (экскурсовод); - ведущий дискотеки, распорядитель танцевального вечера; - культорганизатор; - менеджер. Штатное расписание специалистов учреждения культуры клубного типа устанавливается в зависимости от количества населения в данном населенном пункте, отраслевых предприятий в данном населенном пункте, постоянно действующих в течение года клубных формирований, культурно-досуговых мероприятий, самодеятельных коллективов со званием "Народный (образцовый)", по следующим показателям (в условных единицах на 1 специалиста): Таблица 1
Количество штата определяется следующим образом: Общее количество условных единиц делится на условные единицы на 1 специалиста (колонка 2 таблицы 1) соответствующей данному учреждению культуры клубного типа группы оплаты труда руководителей. Общее количество условных единиц определяется на основании результата работы за прошедший год, исходя из среднегодовых статистических показателей их работы, исчисленных за последние 3 года по форме 7-нк, планов работ на следующий год:
Количество штата обслуживающего и технического персонала определяется следующим образом: 1. Костюмер (заведующий костюмерным цехом): а) 1 штатная единица - при наличии в учреждении постоянно действующих 1 хореографического и 1 драматического самодеятельных коллективов; б) свыше 1 штатной единицы - 0,5 штатные единицы на каждые последующие 3 самодеятельных коллектива. 2. Уборщица: а) 0,5 штатной единицы - при наличии убираемой площади до 300 кв. метров с центральным водоснабжением; б) 1 штатная единица - при наличии убираемой площади от 300 до 500 кв. метров с центральным водоснабжением, либо до 300 кв. метров без центрального водоснабжения; в) свыше 1 штатной единицы - при наличии убираемой площади от 500 кв. метров, по 0,5 штатной единицы на каждые 150 кв. метров с центральным водоснабжением. 3. Истопник: а) 1 штатная единица - при наличии свыше 10 печей. 4. Гардеробщик: а) 0,5 штатной единицы на каждые 100 мест в гардеробе при работе в 1 смену (8 часов). 5. Кочегар: а) в клубных учреждениях, имеющих самостоятельное центральное (водяное, газовое, паровое) отопление, на отопительный сезон устанавливаются должности кочегаров из расчета 1 штатная единица на смену; б) из общего числа кочегаров 1 штатная единица устанавливается на круглый год. 6. Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания: а) 1 штатная единица - на каждые 500 кв. метров площади учреждения при централизованном теплоснабжении и водоснабжении и круглосуточном дежурстве. Исходя из характера, объема и конкретных условий работы, и при наличии средств в штат учреждения культуры клубного типа с разрешения учредителя могут быть введены дополнительные должности специалистов, рабочих, младшего обслуживающего персонала в соответствии с учрежденными должностными обязанностями и размерами должностного оклада (тарифной ставки). Руководитель учреждения культуры клубного типа самостоятельно распределяет количество и тип необходимых специалистов, исходя из характера и объема работы внутри фонда заработной платы учреждения. Данное Положение определяет минимальное количество штата учреждения культуры клубного типа и не ограничивает их количество. Приложение 3 к модельному стандарту деятельности культурно-досуговых учреждений Забайкальского края Подходы к определению показателей эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений Разработка показателей эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений обусловлена потребностями реальной практики управления, необходимостью оценки целесообразности расходования бюджетных средств. Особую актуальность эта задача приобретает в связи с проводимой реформой бюджетного сектора. Концепцией реформирования бюджетного процесса[2] предусмотрено «формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. При этом система оценок этих результатов должна включать «как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей)». При выборе критериев, отражающих социально-значимые результаты деятельности учреждений следует использовать показатели, характеризующие активность работы учреждения культуры с населением. При этом показатели должны быть достаточно информативны, а их число не должно быть большим. Оценка уровня эффективности предполагает выбор базы сравнения. В условиях, когда социальные стандарты по сфере культуры на федеральном уровне еще не разработаны, в качестве такой базы могут выступать: а) лучшие или средние значения показателей для учреждений соответствующего типа; б) значения показателей деятельности этого же учреждения в предыдущий период. С учетом перечня отчетных показателей учреждений культурно-досугового типа и общероссийского классификатора услуг населению[3] , в качестве измеряемых показателей социальной эффективности культурно-досуговых учреждений (далее - КДУ) предлагается использовать: 1. количество посетителей культурно-досугового учреждения (КДУ), чел. и изменение их численности по сравнению с прошлым годом, % ; 2. удельный вес населения, посещающего мероприятия на платной основе, %; 3. число клубных формирований, ед. и изменение (рост, снижение) числа участников клубных формирований по сравнению с прошлым годом, %; 4. число культурно-досуговых мероприятий, проведенных КДУ за год, ед. и их средняя посещаемость; 5. доля культурно-досуговых мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных групп населения: детей и подростков, пенсионеров, инвалидов и т.п., в % от общего числа проводимых мероприятий; 6. доля мероприятий, рассчитанных на участие всей семьи, от общего количества мероприятий, %; 7. доля новых форм культурного обслуживания посетителей КДУ в общем количестве предоставляемых профильных услуг; 8. доля мероприятий, проводимых на платной основе, в % от общего числа проводимых мероприятий. В качестве основных показателей экономической эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений предлагается использовать следующие: 1. средняя цена одного посещения КДУ, руб. (расчет по поступлениям от основной деятельности) и в % от минимальной заработной платы; 2. себестоимость одного посещения КДУ, руб. и его изменение (рост, снижение) по сравнению с прошлым годом, %; 3. удельный вес бюджетного финансирования в себестоимости посещений КДУ за год, %; 4. средняя зарплата работника КДУ, руб./мес. и ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в регионе, %. Важной стороной оценки эффективности деятельности учреждений является учет мнений потребителей культурных услуг . Для решения этой задачи можно использовать такой механизм, как регулярное проведение в регионе социологических исследований (мониторинга) по проблемам качества и уровня культурного обслуживания населения. Внедрение системы мониторинга культурных потребностей населения обеспечит установление постоянной обратной связи между органами управления культурой, учреждениями культуры и населением региона. Это позволит повысить эффективность управления культурными процессами и адресность предоставляемых услуг. Приложение 4 к модельному стандарту деятельности культурно-досуговых учреждений Забайкальского края Рекомендации по формированию имиджа культурно-досуговых учреждений В условиях обострения конкуренции на рынке культурных услуг культурно-досуговому учреждению необходимо активизировать внимание повышению своего имиджа, привлекательности для населения. Основными компонентами формирования положительного имиджа учреждения являются: 1. Информационный – включает в себя выработку знаков (символов) учреждения: - название и аббревиатура этого названия (желательны их краткость и благозвучие); - эмблема или специально выполненное написание аббревиатуры (или их комбинация); - лозунги (слоганы) – фразы, в которых кратко выражена миссия учреждения, его назначение в обществе, смысл существования; - логотип – особое написание названия учреждения и его юридического адреса, которое используется в бланках документов 2. Архитектурный – включает в себя: - внешний вид здания (архитектурная эстетика, дизайн клубного объекта) - размещение (месторасположение) - видимое и легко узнаваемое название и грамотная реклама - свободные подходы, чистота и благоустройство прилегающей к зданию территории (парк, садик, цветники, аллеи, места для детских игр) - наличие автомобильной стоянки или навеса для велосипедов 3. Оформительский – предполагает хорошо продуманное оформление внутренних помещений (дизайн интерьера), их современное оснащение: рабочих мест, приемных, репетиционных, публичных и др., санитарное состояние помещений общего пользования 4. Культура внутриорганизационных отношений, или корпоративная культура – включает ценности, нормы, образы (модели) поведения, принятые в учреждении: - стиль управления (соблюдение служебного этикета, следование правилам субординации, отношение к персоналу, система поощрений и наказаний, предоставление возможностей профессионального роста, повышения квалификации, продвижение по службе); - стиль деловых отношений (обязательность, личная заинтересованность и ответственность, точность, оперативность, профессионализм руководителя и сотрудников); - стиль поведения (характер общения с посетителями, зрителями, участниками творческого процесса, манеры сотрудников, способы разрешения ими конфликтов и недоразумений между собой, чувство юмора, культура речи и т.д.); - личная культура руководителя учреждения и его сотрудников (требования к внешнему виду, образованию, особенностям личности, нравственной культуре и др.); - традиции (обряды, ритуалы, церемонии, общие празднования, принятые в коллективе). Культурно-досуговое учреждение формирует свой положительный образ, привлекая на свою сторону общественное мнение. Формированию положительного имиджа культурно-досугового учреждения способствуют учреждение премий и призов для организаций и граждан, поддерживающих учреждение, а также установление партнерских связей и отношений с различными социальными, политическими и иными организациями. Приложение 5 к модельному стандарту деятельности культурно-досуговых учреждений Забайкальского края Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность культурно-досуговых учреждений 1. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 №3612-1; 2. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ; 3. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии» от 22.08.1996 № 126-ФЗ; 4. Закон Забайкальского края № 154-ЗЗК от 01.04.2009г. «О культуре»; 5. Распоряжение Правительства РФ № 1063 от 03.07.1996 (в редакции от 13.07.2007 № 923-р) «Социальные нормативы и нормы»; 6. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.05.2006 № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества»; 7. Решение Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29 мая 2020 года №10 «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры»; 8. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 20 февраля 2008 г. N 32 «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений». [1] Количественные показатели наполняемости участниками клубных формирований рассчитаны на основании статистических данных. [2] Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. Постановление Правительства РФ № 249 от 22.05.2004 г. [3] Общероссийский классификатор услуг населению. Утвержден постановлением Госстандарта РФ № 163 от 28.06.1993 г. |