Реферат: 3 Корпоративная пресса и корпоративные издания
Название: 3 Корпоративная пресса и корпоративные издания Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
PR-служба в крупной российской корпорации (на примере ОАО Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ") Содержание 1. Введение 1.1 Понятие пиар 1.2 Одна из крупнейших корпораций Российской Федерации - Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». 2. Пиар-служба крупной корпорации. 2.1 Функции и роль пиар-службы. 2.2. Структура пиар-службы. 3. Имидж корпорации и пиар-служба. 3.1. Корпоративная пресса и корпоративные издания. 3.2. Контакт с государственными структурами. 3.3. Контакты со СМИ. 3.4. Спонсорство и благотворительность. 3.5. Экологические аспекты деятельности пиар-службы. 3.6. Внутрикорпоративный пиар. 4. Заключение Введение. 1.1. Понятие пиар. Пиар (связи с общественностью) – это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта.[i] Не следует путать понятие пиар с другим, родственным ему понятием, - пропагандой. Оба понятия означают использование определенных технологий для эффективного внедрения каких-либо тезисов в массовое сознание. Однако большинство пиар-специалистов считают, что пиар и пропаганда – разные явления. Вот как определяет различие между пиаром и пропагандой начальник Департамента общественных связей Нефтяной Компании «ЛУКОЙЛ» А.Б.Василенко в книге Н.Черникова "Нефть и розы. Вагит Алекперов и его команда: Равиль Маганов": "Александр Василенко, доктор политических наук, автор солидных монографий, профессор, один из ведущих идеологов Компании, к тому же прошедший с ней все десять лет. Мы не раз подолгу беседовали с ним о делах и проблемах ЛУКОЙЛа, и всякий раз я получал точные исчерпывающие ответы. На сей раз меня волновала моя будущая книга о Компании. - Ведь многими она будет воспринята как пиар чистейшей воды, - сетовал я своему собеседнику. – Воспринята как пропаганда дел и планов ЛУКОЙЛа. - Да, пиар. И ничего страшного в этом нет… Видишь ли, в общественном мнении, к сожалению, устоялось мнение, что пиар и пропаганда – это, по сути дела, одно и то же. То есть оба информационных направления ориентированы на то, чтобы насильственно внедрять в сознание аудитории определенные идеи. А это не так. Пиар и пропаганда не одно и то же. Пропаганда – это рупор, жестко направленный в одну сторону. Пиар же немыслим без двусторонней связи. В пропаганде допускается нарочитое и обдуманное искажение фактов. В пиаре, напротив, за исходное берется правдивая информация о том или ином факте. Пиарщик не вправе не только сознательно искажать информацию, но даже утаивать, недосказывать какую-то "невыгодную" ее часть. Почему? Да потому… Говоря о том, что задевает души людей, ты вызываешь их на диалог, устанавливаешь обратную связь. Это главное. Пропагандист прокукарекал, а дальше хоть не рассветай. Пиар подводит людей к выводам, но отнюдь не навязывает их. Я уверен, что и твоя книга вызовет самые разные суждения, читательские письма. В этом и есть весь пиар!"[ii] Как бы ни определяли связи с общественностью, в любом случае следует признать, что это не столько изобретенные кем-то наука и технология, сколько объективно и постоянно присутствующая в обществе функция, направленная на создание благоприятного (нейтрализацию неблагоприятного) фона. Другое дело, что методы и средства реализации данной функции могут применяться с большей или меньшей степенью осознанности, базироваться на отрывочных эмпирических сведениях или стройной системе научной информации, мотивироваться различными факторами.[iii] 1.2. Одна из крупнейших корпораций Российской Федерации - Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». ОАО "ЛУКОЙЛ" - ведущая вертикально - интегрированная нефтяная компания России. Основные виды деятельности Компании - операции по разведке и добыче нефти и газа, производство и реализация нефтепродуктов. Постановлением Совета Министров СССР № 18 от 25 ноября 1991 года создается государственный нефтяной концерн "ЛангепасУрайКогалымнефть", объединяющий на добровольной основе три нефтедобывающих предприятия "Лангепаснефтегаз", "Урайнефтегаз", "Когалымнефтегаз", перерабытывающие предприятия "Пермнефтеоргсинтез", Волгоградский и Новоуфимский НПЗ.
Производимые компанией геологоразведочные работы сосредоточены преимущественно в Западной Сибири, Тимано-Печорской нефтегазовой провинции и на Ямале. Международные проекты по разведке и добыче углеводородов ведутся на территории Азербайджана, Казахстана, Египта, в Северной Африке и Колумбии. ЛУКОЙЛ владеет значительными нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ - в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде. Совокупный объем мощностей по переработке на указанных НПЗ составляет примерно 40,7 млн тонн в год. Зарубежные НПЗ Компании располагаются на Украине, в Болгарии и Румынии их совокупный объем мощностей по переработке составляет около 17,8 млн тонн в год. В 2002 году на собственных заводах Компании было переработано 41,6 млн тонн нефти, в том числе на российских - 33,9 млн тонн. 1. Пиар-служба крупной корпорации. 2.1. Функции и роль пиар-службы. Крупные корпорации являются наиболее заметными субъектами предпринимательства и постоянно находятся в центре внимания общественности. В имидже и даже уже в самом существовании крупного бизнеса в той или иной стране воплощаются особенности национального экономического развития, специфика взаимоотношений между государством и обществом. Крупные корпорации практически во всем мире являются узловыми звеньями национального бизнеса. Именно крупные корпорации чаще других субъектов экономики выходят со своей продукцией на международную арену, демонстрируя своей деятельностью тенденции экономического, культурного и политического развития представляемой ими страны. Крупные корпорации – это больше, чем просто субъекты экономических отношений. Это еще и лицо конкретной нации. Именно этим объясняется важность той деятельности, которой занимаются корпоративные пиар-службы. Но пиар-службы не ограничиваются представлением корпорации во внешней среде – они призваны участвовать в формировании корпоративной политики в отношении общества, а также осуществлять функцию обратной связи.[iv] Большинство современных российских корпораций образовалось в первой половине 1990-х годов, когда начался процесс приватизации промышленных предприятий. Именно тогда начали создаваться и первые корпоративные пиар-службы. На современном этапе основными видами деятельности российских корпоративных пиар-служб являются: организация взаимодействия и взаимопонимания крупных корпораций и общества; обеспечение интересов крупных отечественных компаний либо путем целенаправленных пиаровских акций, либо посредством разовых взаимодействий с институтами общественного мнения; учет и анализ преобладающих в обществе мнений и настроений, касающихся деятельности конкретной корпорации. В целом, несмотря на относительно недолгую историю своего существования, такой феномен, как корпоративный пиар, сегодня уже занимает важное место в сложной системе общественных коммуникаций.[v] Основная роль корпоративных пиар-структур заключается в обеспечении успешного взаимодействия соответствующей организации и общества. Пиар-служба обязана не только заниматься пропагандой своей компании, но и оказывать непосредственное влияние на формирование ее политики. Образ любой компании во многом зависит от ее непосредственной производственной деятельности. Немаловажны также политическая и культурная составляющие сложившегося в общественном мнении представления о той или иной компании. При грамотной целенаправленной работе корпоративных пиар-служб общество представляет себе деятельность той или иной компании, так как ей это выгодно. Службы по связям с общественностью часто получают очень широкие возможности самостоятельно формировать имидж своих корпораций, если, конечно, располагают соответствующими организационными, интеллектуальными и материальными средствами. К социальным моментам деятельности корпоративных пиар-служб также относится формирование в общественном сознании восприятия той или иной компании не как противостоящей обществу, а как структуры, работающей ей на благо. Укрепление в умах граждан мнения о том, что успехи и достижения субъектов бизнеса одновременно приносят дивиденды всему обществу, увеличивает возможности организаций проводить желаемую политику с наименьшими издержками. За выполнение всех этих задач и отвечают специалисты служб по связям с общественностью.[vi] Роль корпоративных пиар-структур отчасти состоит в том, чтобы обеспечить положительное восприятие обществом деятельности той или иной крупной компании. Но положительное восприятие отнюдь не всегда означает безусловную поддержку населением того или иного действия организации. Иногда речь идет о том, чтобы с помощью пиара максимально нейтрализовать возможное противодействие общества в неблагоприятно складывающейся ситуации. Основные принципы работы корпоративной пиар-службы: - молчание пиар-служб в любой, даже минимально значимой для корпорации ситуации обычно квалифицируется как провал. Даже заведомо проигрышную ситуацию возможно представить в более выгодном свете при помощи манипулирования информационными потоками; - корпоративные пиар-службы обычно считают, что необходимо самим максимально заполнять информационное пространство. Больше информации от самой организации – меньше домыслов и предположений со стороны общественного мнения; - чрезвычайно важно создать имидж максимально прозрачной деятельности. Благодаря этому до минимума снижается возможность появления горячей новости, не всегда выгодной для организации. Должно создаваться впечатление, что компания готова дать разъяснения и поделиться информацией по любому возникающему вопросу; - полезно иногда самим создавать информационные поводы, привлекая внимание к наиболее важным на текущий момент направлениям деятельности компании. Используя данный прием, можно переключать интерес общественности с одной проблемы на другую.[vii] Приведем в качестве примера структуру пиар-службы ОАО «ЛУКОЙЛ» (в ЛУКОЙЛе она имеет название «Департамент общественных связей»): Департамент общественных связей входит в состав Главного управления стратегического развития и инвестиционного анализа. Структура Департамента такова: - отдел по связям с государственными и региональными органами управления - отдел по работе со средствами массовой информации - информационно-аналитический отдел - отдел рекламы и выставочной деятельности - отдел по координации спонсорской деятельности - протокольный отдел - музей Принципиальное правило в работе пиаровской структуры любой корпорации заключается в том, что ее стратегия должна быть всецело и безоговорочно подчинена общей линии развития компании. Общая стратегия пиар-деятельности корпоративных структур должна быть жестко связана с общей стратегией компании. Именно поэтому в ЛУКОЙЛе пиар-служба входит в состав подразделения, отвечающего в Компании за стратегию. Представленная структура пиар-подразделения дает возможность сделать вывод о том, чем занимается пиар-служба, каковы ее основные задачи и функции. Причем анализ численного состава работников подразделений пиар-службы позволяет выделить некоторые приоритеты. Так, наиболее многочисленнным подразделением Департамента является отдел по связям с государственными и региональными органами управления, что приводит к выводу о том, что этот аспект является наиболее значимым в работе пиар-службы в современной ситуации. В структуре пиар-службы есть также подразделение, которое непосредственно занимается работой с журналистами (традиционно его принято называть пресс-службой). Иерархически оно подчинено руководителю пиар-структуры, формально и фактически тесно взаимодействует со всеми подразделениями внутри этой структуры, а также с другими структурами корпорации. Работа сотрудников пресс-службы трудна со многих точек зрения, ведь именно эта часть пиар-специалистов отвечает за последствия отношений со СМИ абсолютно всех менеджеров компании. Даже когда контроль за ними абсолютно невозможен. «Лавры за удачное интервью может приписать себе любой вице-президент компании, зато каждая ошибка на любом уровне становится ошибкой пресс-службы».[viii] Поэтому от пиарщиков этого направления требуется совмещение сразу нескольких достоинств. В их числе: терпение, проницательность, умение разбираться в тонкостях журналистского мастерства, хитросплетениях бюрократических интриг, психологии собственного начальства, а главное при решении всех вопросов использовать творческий подход. Для того чтобы действовать максимально успешно, корпоративная пиар-структура должна иметь прямой выход на руководство корпорации. Только при наличии полной информации о его долгосрочных намерениях пиарщики могут работать эффективно. Идеальный случай – когда руководитель пиар-структуры имеет прямой доступ к главе своей компании. Весьма желательно присутствие руководителя корпоративной пиар-структуры на всех важных заседаниях руководства компании. Необходимо также иметь полную информацию обо всех сколько-нибудь значимых переговорах. Кроме того, для успешной работы подразделения по связям с общественностью его сотрудникам необходимо быть в курсе основных замыслов руководства корпорации. Без доверительного отношения к пиар-службе со стороны топ-менеджмента она не сможет успешно функционировать. 3. Имидж корпорации и пиар-служба. К началу-середине 1990-х годов резко возросла озабоченность компаний тем, как они воспринимаются группами общественности. В российских организациях начали активно создаваться подразделения по связям с общественностью, в числе целей которых было формирование имиджа организации. Корпоративный имидж, корпоративная марка занимают все больше внимания экономистов, маркетологов, журналистов, культурологов, политологов, лингвистов во всем мире. Корпоративный, или организационный имидж – это образ организации в представлении групп общественности. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Он облегчает доступ организации к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным) и ведение операций. Высокая значимость имиджа для успеха организации стимулирует развернутые исследования на эту тему. Еще в начале 1980-х гг. более половины крупнейших компаний Великобритании вели исследования по имиджевой тематике. Аналогичные исследования ведут более 160 крупнейших европейских компаний. В США анализ корпоративного восприятия ведет журнал Fortune, в Австралии – National Business Bulletin.[ix] Работа по формированию, поддержке и оптимизации имиджа ведется сегодня не только для организаций и персон, но и для государства, а также регионов, стран и мира. Глобализация рынков и методов деловой активности, развитие глобальных информационных коммуникаций, мощных систем поддержки решений обусловили резкий рост значимости работы все большего числа структур и организаций по созданию имиджа. Имидж ассоциируется прежде всего с паблик рилейшнз. Кроме того, к сфере своих полномочий относят имидж и те, кто занимается рекламой, маркетинговыми коммуникациями, корпоративными коммуникациями, отношениями со СМИ, организационным поведением и человеческими ресурсами организации, журналистикой. Имиджмейкер – термин, стоящий в одном ряду сегодня с ньюз-мейкерами (журналистами) и ПР-специалистами. Особое значение имидж имеет для крупных и/или хорошо известных организаций. Такая организация – на виду общественности и в центре внимания СМИ. Ей некуда спрятаться от общественного порицания, невозможно бесследно раствориться в рыночной стихии. Поэтому крупные организации постоянно работают с общественным мнением, используя как собственные подразделения паблик рилейшенз, так и привлекая внешние агентства. Имидж может быть несколько различным для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться. Иначе говоря, одна и та же организация может по-разному восприниматься (или стремиться к специфическому восприятию) инвесторами, госструктурами, местной и международной общественностью. Например, для широкой национальной общественности предпочтительна гражданская позиция компании. Для международной общественности глобальные компании стремятся быть «корпоративными гражданами мира». Для партнеров важна высокая конкурентность позиции. Кроме того, существует внутренний имидж организации – как представление персонала о своей организации. Можно сказать, организация имеет несколько имиджей: для каждой группы общественности – свой. Синтез представлений различных групп общественности создает более общее и емкое представление об организации. Приоритеты групп общественности в имиджевой работе могут меняться. Госструктуры, регулирующие деятельность отраслей, разборчивые потребители, широкая российская или деловая международная общественность могут занимать различные приоритеты в коммуникациях организации. Отечественный рынок, пусть даже за счет импортных товаров, превращается из «рынка продавца» (где продавец диктует условия) в «рынок покупателя». Появляются признаки продвижения российского производства услуг и товаров, пусть даже под давлением иностранных конкурентов. Все это обусловливает для российского товаропроизводителя растущую необходимость в расширении спектра целевых групп в работе с общественностью, углубления этой работы на основе современных достижений теории и практики паблик рилейшенз. Имидж, несомненно, - инструмент достижения стратегических целей организации. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Однако позитивная известность (паблисити) не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы. Создание позитивного имиджа компании - одна из основных задач корпоративной пиар-структуры. Одно из основных условий создания позитивного имиджа корпорации состоит в том, чтобы рассказывать о ней правду. Другое дело, что рассказывать нужно умело. Нет необходимости выдумывать о компании что-то расходящееся с реальным положением дел. Это очень опасно, рано или поздно обман будет разоблачен. Важно верно определить, что, как и когда сообщить общественности. Большую роль играет создание благоприятного впечатления о деятельности Компании у населения регионов, входящих в сферу деятельности Компании. В связи со сложившимся в обществе негативным отношением к крупным компаниям и богатству их руководителей эта задача особенно сложна. Преодолеть такое негативное восприятие непросто. Приведем несколько примеров работы пира-службы ЛУКОЙЛа по созданию благоприятного имиджа Компании у населения. Компания «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» провела для клиентов новогодний призовой марафон 26 декабря, в день основания нефтяной компании «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», успешно завершился призовой марафон в рамках акции «Новый год с компанией «ЛУКОЙЛ». По сообщению пресс-службы компании, акция проходила в течение трех недель на фирменных автозаправках в Нижнем Новгороде и Кстове. За это время автомобилисты, заправлявшиеся здесь, получили призы. Точнее, они вручались тем, кто приобретал не менее 25 литров любого топлива в то время, когда на заправку приезжала «призовая группа» во главе с Дедом Морозом и Снегурочкой. Маршрут сказочных героев автомобилисты могли отследить, слушая радио «Хит-FM-Нижний Новгород». Дед Мороз ежедневно в прямом эфире вел свои репортажи с АЗС компании «ЛУКОЙЛ». Были разыграны два десятка щеток, дюжина разборных лопат, огромное количество различных наборов инструментов, баллонных ключей, предметов, необходимых автомобилистам в повседневной жизни, а также шампанское. Особо удачливые получили автомобильный телевизор, музыкальный центр и автомагнитолу. А 27 декабря в конференц-зале «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» в торжественной обстановке руководство компании вручило подарки постоянным клиентам.[x] С 7 июня по 1 августа 2004 года ЛУКОЙЛ проводил конкурс «Заправься по-олимпийски», победители которого смогли посетить летнюю Олимпиаду в Афинах. Конкурс был организован на 90 автозаправочных станциях Компании, расположенных в Москве и в ряде других городов центрального региона России. В зависимости от количества литров залитого бензина или приобретенного моторного масла «ЛУКОЙЛ» автомобилисты могли не только получить призы от Компании, но и принять участие в «Олимпийском конкурсе от ЛУКОЙЛа». Главный приз конкурса - пять туристических путевок на двоих на Олимпиаду в Афины. Победители обеспечивались визами, авиабилетами, страховками и билетами на соревнования и церемонию закрытия Олимпиады. Проживание предусмотрено на пятизвездочном теплоходе «Westerdam» в каютах повышенной комфортности. Официальная информация об условиях конкурса была опубликована 31 мая в газете «Комсомольская правда» и размещена на специально созданном для этого веб-сайте www.lukoil-olympic.ru. Кроме этого, узнать об условиях конкурса можно было на АЗС ЛУКОЙЛа, которые принимают участие в акции «Заправься по-олимпийски». Нефтяная компания ЛУКОЙЛ является официальным партнером Олимпийского комитета России (ОКР) и оказывает значительную финансовую помощь российским олимпийцам, отчисляя ОКР 0,5% в виде роялти от суммы реализации своей продукции с олимпийской символикой. Так, в 2003 году ЛУКОЙЛ перечислил Олимпийскому комитету России 1 млн. долларов США.[xi] Сообщение пресс-службы Компании: ЛУКОЙЛ СНИЖАЕТ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО Правление ОАО «ЛУКОЙЛ» приняло решение снизить с сегодняшнего дня розничные цены на бензин и дизельное топливо на 5%. Цены будут снижены на собственных АЗС Компании во всех регионах России. Это решение принято в связи с сезонным изменением баланса спроса и предложения, а также в рамках утвержденных Правлением Генеральных схем развития российских нефтеперерабатывающих заводов и организаций нефтепродуктообеспечения Группы «ЛУКОЙЛ» до 2014 года. В соответствии с этими документами запланировано, в частности, значительное увеличение производства высокооктановых бензинов с 3 млн. тонн в 2005 году до 6,6 млн. тонн в 2014 году. Кроме этого намечено довести качество продукции до стандарта Евро-3 в 2009 году и Евро-4 в 2012 году. Предусмотрено также, что к 2014 году Компания увеличит с сегодняшних 7% до 10% долю присутствия на розничном рынке Российской Федерации. В России ЛУКОЙЛу принадлежат 4 нефтеперерабатывающих завода и около 1500 автозаправочных станций. Одновременно со снижением розничных цен во всех регионах своей деятельности ЛУКОЙЛ открывает «горячие» телефонные линии, по которым потребители смогут сообщить о нарушениях установленной ценовой политики и выразить свое мнение относительно качества автомобильного топлива на собственных АЗС Компании.[xii] Создание имиджа не дает немедленной отдачи. Постоянная, рассчитанная и хорошо проводимая пиар-компания приводит к созданию позитивного фона в обществе, государственных и предпринимательских кругах, который рано или поздно положительно скажется на делах корпорации. Для поддержания устойчивого положительного образа компании в глазах общественности пресс-служба не упускает ни одного случая напомнить о благоприятных событиях в жизни Компании. РУКОВОДИТЕЛИ ЛУКОЙЛА ВОШЛИ В ЧИСЛО ЛУЧШИХ МЕНЕДЖЕРОВ РОССИИ Ассоциация менеджеров России опубликовала пятый релиз рейтингов профессиональной репутации российских менеджеров. В списке двадцати бизнес-лидеров России Президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов занимает вторую строку. В составлении рейтингов приняли участие более 400 экспертов: представители государственных профильных учреждений, деловых ассоциаций, ведущих российских компаний. Цель рейтинга - оценка тех представителей делового сообщества, чья деятельность носит общенациональный характер и оказывает наибольшее влияние на российскую экономику. В качестве критериев оценки также принимались во внимание следующие показатели: личная заслуга кандидата в выведении бизнеса на лидирующие позиции, его вклад в развитие делового сообщества России, социально ответственный подход к ведению бизнеса и развитию общества, деятельность не только в собственных интересах, но и в интересах российской экономики и государства, продвижение позитивного имиджа российской экономики за рубежом.[xiii] ЛУКОЙЛ ПОЛУЧИЛ НАЦИОНАЛЬНУЮ ПРЕМИЮ НАРОДНОГО ДОВЕРИЯ Продукция ОАО «ЛУКОЙЛ» во второй раз признана победителем российского конкурса «Народная марка-2003» в номинации «Лучшее моторное масло». По условиям конкурса ЛУКОЙЛ получил право на использование на своей продукции эмблемы и звания «Народная марка» в течение двух лет. В 2002 году моторные масла ЛУКОЙЛа получили звание «Народной марки» в категории «Самые покупаемые и популярные у потребителей». «Народная марка» - это конкурс потребительских товаров, победители которого определяются по результатам голосования покупателей через анкеты, опубликованные в средствах массовой информации и в Интернет. Конкурс также представляет собой масштабное исследование рейтинга лидирующих брэндов российского рынка. В 1999 году на конкурсе Госстандарта России дипломом «100 лучших товаров года» было награждено моторное масло «ЛУКОЙЛ-Люкс», а в 2000 - «ЛУКОЙЛ-Синтетик». В 2001 году эту награду получило моторное масло «ЛУКОЙЛ-Авангард», а в 2002 - «ЛУКОЙЛ-Люкс». В 2002 году продукция Компании также получила Гран-при журнала «За рулем» в номинации «Доверие потребителей». Моторные масла ЛУКОЙЛа имеют официальные одобрения к применению от АВТОВАЗа, ГАЗа, КАМАЗа, Daimler Chrysler, Volkswagen, BMW, Porshe, MAN .[xiv] ЛУКОЙЛ признан «Компанией года» ОАО «ЛУКОЙЛ» названо «Компанией года» в номинации «Деловая репутация» VI Национальной премии в области бизнеса, учрежденной информационным агентством «Росбизнесконсалтинг», а годовой отчет компании занял первое место в номинации «Интернет» VI конкурса журнала «Эксперт». ЛУКОЙЛ также получил премию «За безупречную репутацию» от читателей и журналистов газеты «Комсомольская правда». Об этом корреспонденту интернет-издания Newsprom.Ru сообщили в пресс-службе НК.[xv] Проблема создания позитивной репутации в предпринимательских кругах также является одной из самых серьезных в деятельности корпоративных пиар-структур. Здесь есть целый ряд направлений деятельности, которые должны быть особо выделены. К ним относятся: - создание истории корпорации и настойчивая ее реклама в обществе вообще и предпринимательском сообществе в частности; - создание корпоративного духа и корпоративной психологии, отличающихся от уже имеющихся примеров и являющихся одним из основных принципов позиционирования компании; - персональное паблисити руководства компании; -деловые и неформальные встречи с другими членами предпринимательского сообщества; - участие в различного рода предпринимательских ассоциациях и объединениях. Немаловажную роль в работе пиар-службы по созданию имиджа корпорации играет распространение позитивного образа в среде партнеров, конкурентов, а также инвесторов. Одним из способов является регулярная публикация информации о производственных достижениях корпорации.ЛУКОЙЛ ПУБЛИКУЕТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2004 ГОДА За 9 месяцев 2004 года добыча нефти предприятиями Группы «ЛУКОЙЛ» (добыча дочерних обществ и доля в добыче зависимых организаций, формирующая финансовые результаты Компании) составила 64,08 млн. тонн, что на 7,9% больше, чем за тот же период 2003 года. Дочерние общества Группы «ЛУКОЙЛ» добыли 61,41 млн. тонн нефти, что на 9,5% больше по сравнению с тем же периодом 2003 года. Прирост добычи дочерних обществ без учета консолидации составил 5,4%. Средний дебит нефтяных скважин Компании возрос до 10,7 тонн в сутки, что на 11,5% превышает показатели того же периода 2003 года. Дебит новых нефтяных скважин увеличился на 24,6% по сравнению с 2003 годом и составил 44,1 тонн в сутки. За 9 месяцев 2004 года на НПЗ Компании было произведено 30,5 млн. тонн нефтепродуктов, что на 3,7% больше, чем за аналогичный период 2003 года.
*Для пересчета тонн в баррели используется коэффициент 7,33.
Информация в данном пресс-релизе основана на предварительных данных о производственной деятельности за 9 месяцев 2004 года. Эти данные могут уточняться и корректироваться в процессе подготовки финансовой отчетности Группы «ЛУКОЙЛ» за 9 месяцев 2004 года. Соответственно, указанные данные могут отличаться от производственных показателей, которые будут опубликованы вместе с финансовой отчетностью[xvi] ЦЕННЫЕ БУМАГИ ОАО «ЛУКОЙЛ» ПРОДОЛЖАЮТ ЛИДИРОВАТЬ НА ЛОНДОНСКОЙ ФОНДОВОЙ БИРЖЕ Объем торгов ценными бумагами ОАО «ЛУКОЙЛ» на Лондонской фондовой бирже (ЛФБ) в сентябре 2004 года составил $1,66 млрд. или 23% от торгов акциями иностранных компаний. Это самый большой показатель среди ценных бумаг иностранных компаний-эмитентов, котирующихся на ЛФБ. Количество сделок по ценным бумагам ОАО «ЛУКОЙЛ» в сентябре 2004 года на ЛФБ превысило 4 тыс. штук. Динамика объемов торгов на ЛФБ свидетельствует о постоянном интересе инвесторов к ценным бумагам Компании. Так, в 2003 году среднемесячный объем торгов составлял $801 млн., а в первые четыре месяца 2004 года - $1,52 млрд.[xvii] Информация о зарубежных контактах корпорации, ее международных проектах также позволяет добавить положительные штрихи к созданию имиджа Компании. Особенно значимо упоминание о состоявшихся международных встречах, договорах и т.п. для привлечения интереса к Компании со стороны иностранных инвесторов. Так, информация о покупке акций ОАО «ЛУКОЙЛ» компанией Коноко Филипс получила широчайшую огласку в прессе и на телевидении, а пресс-конференция по этому поводу транслировалась в прямом эфире на интернет-сайте Компании.Упор на успехах своей корпорации в стране и за рубежом, отстаивании ею национальных интересов, удачных примерах конкуренции с зарубежными компаниями – постоянная функция пиар-службы. GLOBAL FINANCE ПРИЗНАЛ ЛУКОЙЛ ЛУЧШЕЙ РОССИЙСКОЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ КОМПАНИЕЙ Читатели американского журнала Global Finance назвали ЛУКОЙЛ лучшей нефтегазовой компанией России. Участники опроса, проведенного журналом, оценивали российские компании по большому ряду критериев. Среди них: стандарты корпоративного управления, прозрачность финансовой отчетности, качество приобретаемых активов и экологическая ответственность. В опросе приняли участие около 15 тысяч читателей Global Finance, среди которых представители инвестиционного сообщества, руководители крупных компаний и банков. Журнал Global Finance издается с 1987 года и распространяется в 108 странах мира.[xviii] Очень важное значение для имиджа имеет стремление компании к прозрачности. Корпоративная пиар-структура должна в подробностях оповещать прессу о результатах проведенного международного аудита. Желательны также квалифицированные комментарии по этому поводу в прессе не только высокопоставленных сотрудников компании, но и независимых экспертов.[xix] Необходимо регулярно публиковать максимально полную информацию о деятельности компании, ее финансовом состоянии и перспективах. Именно такой политики придерживается ЛУКОЙЛ. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) признало ЛУКОЙЛ лидером в 2004 году по информационной открытости среди всех российских нефтяных компаний. Одновременно Компания заняла по этому показателю 6-е место среди 50 крупнейших российских компаний, пропустив вперед в основном телекоммуникационные компании. По сравнению с 2003 годом ЛУКОЙЛ поднялся в этом рейтинге на 2 строчки. Общий балл ЛУКОЙЛа по уровню транспарентности составил 64%. Как говорится в исследовании S&P, российские компании с наилучшими показателями информационной открытости придерживаются стандартов раскрытия информации, приближающихся к передовой международной практике. Так, например, по данным S&P, общий показатель транспарентности для компаний Великобритании в 2003 году составил 71%. В своем исследовании S&P использовало только публичную информацию, анализируя годовые отчеты компаний, веб-сайты и отчеты, направляемые регулирующим органам. Раскрываемая информация анализировалась по следующим основным блокам: сведения об акционерном капитале, права акционеров, финансовая информация, производственная информация, информация о руководстве и вознаграждениях высшего руководства. Исследование S&P было построено на анализе раскрытия информации в первую очередь с точки зрения международных инвесторов. Поэтому в нем учитывалось наличие информации не только на русском, но и на английском языке. Анкета исследования состояла из 89 пунктов, касающихся структуры собственности и отношений с инвесторами, финансовой и производственной информации, состава и процедур работы Совета директоров и менеджмента.[xx] «Лидирующее положение ЛУКОЙЛа в рейтинге Standard & Poor’s демонстрирует нашим акционерам и инвесторам информационную открытость Компании, а также подтверждает высокий уровень ее стандартов корпоративного управления», - сказал вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун.[xxi] 3.1. Корпоративная пресса и корпоративные издания . В последнее время получил распространение такой способ подачи информации, как создание собственных корпоративных средств массовой информации, корпоративные изданий, а также поддержка корпоративных сайтов. Это позволяет пиар-структуре напрямую выходить на контакт с заинтересованной общественностью. Несмотря на то, что такие издания обычно не имеют широкого распространения, они позволяют донести нужную информацию в нужной форме до определенной целевой аудитории, то есть хорошо работают для целей внутрикорпоративного пиара. Так, пресс-служба Компании «ЛУКОЙЛ» поддерживает корпоративный сайт. Издается корпоративный журнал "Нефть России", а также журнал "Oil of Russia" – на английском языке для иностранных акционеров. Крупным и долговременным проектом пиар-службы Компании стало издание серии книг о руководителях Компании. Первой в этой серии вышла в свет книга Николая Черникова "ВЕРТИКАЛЬ. Вагит Алекперов и его команда": "Этой книгой мы открывем серию литературных портретов соратников Вагита Алекперова, общим трудом которых была создана первая в России вертикально интегрированная нефтяная компания "ЛУКОЙЛ".[xxii]
Позднее вышли следующие тома серии: Н.Черников "Полет. Вагит Алекперов и его команда: Сергей Кукура", Н.Черников "Нефть и розы. Вагит Алекперов и его команда: Равиль Маганов". Правда, качество этих произведений достаточно спорно, и литературный талант автора вызывает сомнение, а отсутствие чувства меры в употреблении «розового цвета» настолько навязчиво, что вряд ли у кого-нибудь хватит сил прочитать эти книги до конца. В качестве иллюстрации приведем выдержку из книги "Нефть и розы. Вагит Алекперов и его команда: Равиль Маганов": "Это упругое и округлое, как капля нефти, слово "ЛУКОЙЛ" за последние десять лет прочно вошло в лексикон современного российского бизнеса. Десять лет – для вечности мгновение, но для истории страны вполне ощутимое время. Это особенно понимаешь, когда осознаешь, чего добился ЛУКОЙЛ за минувшие годы. Реальность свершений – изумляет; глобальный размах хорошо поставленного дела поражает! На горизонте российского нефтяного бизнеса компания "ЛУКОЙЛ" возвышается подобно Эйфелевой башне. Хотя мне образ "вертикально интегрированной компании" представляется в виде Останкинской башни…Перефразируя слова мыслителя, можно сказать, что если бы ЛУКОЙЛа не существовало, его надо было бы придумать. Однако его не только придумали, но и очень хорошо продумали, а главное – создали. ЛУКОЙЛ возник на обломках командно-административной экономики, вобрав в себя все лучшее, что было в советском плановом хозяйстве, все передовое, что было наработано до того в мировом нефтяном бизнесе. Может быть, потому-то Компания столь уверенно идет вперед и вверх, соизмеряя свой путь - путь лидера – привычными нам пятилетками и даже десятилетками, придав командному централизму гибкость интегрированной вертикали… Десять лет ЛУКОЙЛа – это десять лет лидерства в главнейшей отрасли российской экономики. Лидерства признанного и почетного".[xxiii] 3.2. Контакт с государственными структурами . Работа с государственными и общественными институтами является неотъемлемой частью обязанностей корпоративных пиар-структур. Любая корпорация заинтересована в том, чтобы наладить позитивные отношения с государственными органами власти. В российских условиях принципиальное значение имеет факт регулярных контактов главы корпорации с высшими государственными чиновниками. О состоявшейся личной встрече главы корпорации с политическим лидером должна вовремя сообщить пресса. Президент РФ Владимир Путин принял участие в торжественной церемонии открытия АЗС ЛУКОЙЛа в Нью-Йорке. Открытие АЗС под логотипом Компании состоялось в рамках программы реструктуризации, которую реализует ЛУКОЙЛ в США после приобретения американской компании "Гетти петролеум маркетинг инк.[xxiv] Состоявшиеся контакты с тем или иным государственным лидером в России работают на имидж в первую очередь тогда, когда они происходят в период стабильного развития, а не в кризисной ситуации. Встречи крупнейших бизнесменов с представителями государства в момент обострения обстановки, особенно для конкретной компании, имеют двойственное значение для публики.[xxv] Они могут наводить на мысль, что компания нуждается в помощи государства. Результаты контактов руководства корпорации с государственным лидером могут вызвать неблагоприятную для корпорации реакцию в обществе, хорошая работа пиар-службы состоит в том, чтобы представить эти контакты в выгодном для корпорации свете. Так, декабрьская встреча президента ЛУКОЙЛа с главой государства и последующее заявление пресс-службы Компании о 5% снижении цен на бензин вызвало достаточно ироничную оценку со стороны СМИ и было открыто названо в прессе рекламной акцией. 16.12.2004 Александр Тутушкин, Родион Левинский, Анатолий Темкин Алекперов сдержал слово. Ведомости (Москва) "ЛУКОЙЛ" снижает цены на бензин на 5 % Президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов выполнил обещание, данное президенту Владимиру Путину. Вчера компания объявила, что ее правление решило на 5 % снизить цены на топливо на своих АЗС по всей стране. На прошлой неделе Владимир Путин на встрече с Вагитом Алекперовым посетовал на то, что цены на нефтепродукты в России растут с каждым днем. Находчивый нефтяник тут же пообещал помочь исправить ситуацию, снизив цены на топливо на АЗС "ЛУКОЙЛа". Аналогичным образом должны поступить и другие компании, заявил тогда Алекперов. А гендиректор одной из московских сетей АЗС уверен, что заявление "ЛУКОЙЛа" - это в значительной мере РR-акция. "Цены будут снижать все, но только "ЛУКОЙЛ" почему-то объявляет об этом так широковещательно" , - говорит собеседник "Ведомостей". По его мнению, инициатива нефтяного гиганта никак не повлияет на рынок.[xxvi] 16.12.2004 ФЕДОР ЧАЙКА "ЛУКОЙЛ" начал рождественскую распродажу бензина. Известия (Москва) Президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов выполнил обещание, данное президенту Владимиру Путину. Вчера компания объявила о снижении цен на своих автозаправках на 5%. Эксперты были удивлены решением "ЛУКОЙЛа". В Московской топливной ассоциации расценили такое решение как рекламную кампанию. "Розничные цены и так ползут вниз уже вторую неделю-где на 10 копеек, а где и на 30", - говорит вице-президент Московской топливной ассоциации Алексей Небольсин. По его словам, розничные цены и так будут падать вплоть до марта, и их снижение выйдет далеко за "скромные" 5%, объявленные "ЛУКОЙЛом".[xxvii] 16.12.2004 Визит к президенту обошелся в 5%. Коммерсантъ (Москва) Вчера НК ЛУКОЙЛ объявила, что правление компании приняло решение со среды снизить на 5% розничные цены на бензин и дизельное топливо на всех автозаправках компании в России. Никто из участников топливного рынка, однако, не сомневается, что это решение - часть РR-кампании ЛУКОЙЛа. Напомним, 9 декабря президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов обсуждал с Владимиром Путиным проблему роста цен на автомобильное топливо и фактически пообещал снизить цены на бензин. "В ближайшее время мы начнем действия, которые, думаю, подтолкнут и наших коллег", - заявил он.[xxviii] Поддержание контактов с государством и создание имиджа компании, ориентированной на государственные интересы – одно из важнейших задач не только пиар-службы, но и руководства корпорации и одно из важнейших условий процветания. Руководство компании и пиар-структура вынуждены оперативно реагировать на современные тенденции. В этой области необходимо идти в ногу со временем, так как существуют свои приоритеты. ЛУКОЙЛ всегда отличался умением найти контакт с государством и направить свои усилия в нужном направлении. Сообщение пресс-службы Компании: ДОЛЯ НАЛОГОВ ЛУКОЙЛА В КОНСОЛИДИРОВАННОМ БЮДЖЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОСТАВЛЯЕТ 4,1 ПРОЦЕНТА В первом полугодии 2004 года ЛУКОЙЛ выплатил около $3,4 млрд. налогов, сборов и таможенных платежей во все уровни российской бюджетной системы, что почти на $650 млн. больше, чем за соответствующий период прошлого года. Компания своевременно и в полном объеме выполняет свои налоговые обязательства. Доля налогов с учетом таможенных пошлин российских организаций Группы «ЛУКОЙЛ» в консолидированном бюджете Российской Федерации составила 4,1%. Как указано в сообщении РФФИ о проведении аукциона по продаже акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», недоимка по налогам и сборам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды по состоянию на 1 июля 2004 года отсутствует. Увеличение налоговых платежей в основном произошло в связи ростом ставок так называемых «ресурсных» налогов - налога на добычу полезных ископаемых, экспортных пошлин и акциза на нефтепродукты. Так, по сравнению с первым полугодием 2003 года темпы роста ставки НДПИ составили 124%, экспортной пошлины на нефть - 111%, экспортной пошлины на нефтепродукты - 108%, акцизов на нефтепродукты - 122%. Таким образом, в расчете на 1 тонну добытой нефти налоговая нагрузка в долларовом выражении увеличилась на 29%, в то время как цена нефти Юралс выросла на 15%.[xxix] Важным аспектом в поддержании контактов с государственными органами для крупной корпорации является сотрудничество с местными органами власти в регионах присутствия корпорации. Хорошие отношения с региональной властью являются залогом успешной работы корпорации в регионе. Сообщение пресс-службы Компании: ЛУКОЙЛ И ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НАМЕТИЛИ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА Сегодня в Санкт-Петербурге Президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов и Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко подписали Соглашение о сотрудничестве между Компанией и Правительством города. В документе зафиксированы основные направления сотрудничества по социально-экономическому развитию Санкт-Петербурга и его топливно-энергетического комплекса на 2004- 2007 годы. Стороны, в частности, договорились о разработке и реализации программ повышения качества и экологической безопасности нефтепродуктов. Со своей стороны Компания берет на себя обязательства поставлять в город только нефтепродукты, отвечающие современным экологическим стандартам «Евро-2». Планируется, что по итогам 2004 года ЛУКОЙЛ через свои дочерние общества перечислит в городской бюджет в виде налогов не менее 900 млн. рублей, а в 2007 – не менее 2 млрд. рублей при условии сохранения благоприятной конъюнктуры рынка нефти и нефтепродуктов и сопоставимых условий налоговой системы. Кроме этого ЛУКОЙЛ намерен до 2007 года выделить до 1 млн. долларов на социальные программы города. За этот период ЛУКОЙЛ намерен вложить в развитие городской инфраструктуры 20 млн. долларов в качестве инвестиционных условий при проектировании и строительстве автозаправочных станций в Санкт-Петербурге. Компания планирует построить не менее 60 АЗС, в том числе и для заправки маломерных судов. В настоящее время в Санкт-Петербурге работают 30 АЗС Компании. «ЛУКОЙЛ активно сотрудничает с Правительством Санкт-Петербурга уже более 6 лет. В декабре 1997 года было подписано первое соглашение, которое определило основные направления нашего взаимодействия. Могу утверждать, что стороны полностью выполнили взятые на себя обязательства. Уверен, что программа сотрудничества на 2004-2007 годы, согласованная с новым Правительством города, также будет успешно реализована в интересах жителей «Северной столицы» и акционеров Компании», - сказал Президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов.[xxx] Участие в праздновании дня города и других местных праздниках – также один из элементов процесса налаживания контакта с местными органами власти. СМИ – один из основных инструментов в работе пиар-службы. Принципиальный вопрос, который должна для себя решить любая корпорация состоит в том, когда и каким образом она должна работать с прессой. В некоторых случаях контакты должны быть максимально широкими, в некоторых – ограниченными, а в некоторых – сведены до минимума. Всегда и при любых обстоятельствах работу следует строить исходя из стратегических интересов своей корпорации. Необходим четкий и даже жесткий выбор нужных изданий, контакт с которыми следует поддерживать постоянно. В случаях, когда корпорация работает в нескольких регионах и принципиально не хочет представлять себя на общефедеральном политическом уровне, вполне можно сделать ставку на тесные отношения только с местными СМИ, выходя на центральные телеканалы, радио и газеты только эпизодически. При этом сделанный выбор должен играть на общий имидж компании, придавая ей черты аполитичной, сосредоточенной только на бизнесе организации. Другой вариант состоит в том, что корпорация успешно работает в Москве и регионах, но опасается обнародовать свои политические амбиции и ориентируется на аполитичный имидж. В данном случае для корпоративных пиар-структур необходимо сочетание хороших контактов с соответствующей региональной прессой и регулярной работы с ведущими изданиями по бизнесу. При этом активность во взаимоотношениях с так называемыми общеполитическими центральными изданиями нежелательна. Третий вариант предусматривает широкий спектр взаимодействия со СМИ по всем направлениям. Это – привилегия и одновременно бремя крупных национальных корпораций. Корпорации такого типа должны поддерживать постоянные и возможно более плотные контакты со СМИ всех видов – от местных до центральных и зарубежных. В пресс-службе ЛУКОЙЛа с самого начала взяли курс на установление равноправных партнерских отношений с центральными и региональными СМИ. Пресс-служба открыта для контактов и нередко сама является их инициатором. Пиар-подразделение ЛУКОЙЛа считает необходимым реагировать на каждый информационный повод, пытаясь любую ситуацию представить в более выгодном свете при помощи искусного воздействия на информационные потоки. Чрезвычайно важным для имиджа корпорации пиар-служба ЛУКОЙЛа считает принцип прозрачности ее деятельности. В результате не журналисты стремятся добыть горячую новость, а уже обработанная информация ищет выходы на страницы газет. Одной из главных задач пиар-службы является формирование и структурирование информации. Переключение внимания с одного объекта на другой, признание мелких неудач с целью отвлечения от более серьезных, перенос акцентов, удачный выбор того, кто будет оценивать информацию. Активно используется тактика создания информационных поводов, привлечения внимания к тем или иным направлениям деятельности компании. При донесении до общественности позиции компании пиар-служба всегда стремится к максимальной четкости и аргументированности, практически исключающим нежелательную трактовку происходящего.[xxxi] 3.4. Спонсорство и благотворительность . Спонсорство и благотворительность также входят в сферу деятельности пиар-структуры. Приведенная в главе 2.2. структура пиар-подразделения ЛУКОЙЛа это подтверждает. Спонсорская деятельность позволяет поддерживать позитивный имидж корпорации в общественном сознании. Благотворительные акции способствуют созданию благоприятного впечатления о корпорации у населения. Участие в спонсорских и благотворительных мероприятиях дает возможность значительно увеличить количество информационных поводов и упоминаний в СМИ. ОАО "ЛУКОЙЛ" известно многолетними традициями благотворительности и меценатства, поддержкой исторического, культурного и духовного наследия России. ЛУКОЙЛ принимает участие в ряде мероприятий, направленных на борьбу с наркоманией и СПИДом. Так, при поддержке Компании в сентябре 2002 года в Калининграде с большим успехом прошла Международная акция по борьбе с наркоманией и СПИДом. Сохранение национального культурного достояния - одна из важнейших задач Компании в сфере благотворительности и меценатства. Многие годы Компанию связывают тесные партнерские связи с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского под управлением В.Федосеева, Пермским государственным театром оперы и балета, Государственным академическим хореографическим ансамблем "Березка", Академическим хором русской песни. Компания входит в попечительский совет Государственного академического Большого театра России, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. ЛУКОЙЛ с удовольствием откликается на предложения музеев, издательств, научных коллективов, отдельных авторов оказать поддержку в публикации интересных изданий. Среди наиболее значительных издательских проектов Компании - "Эрмитаж. История коллекции", "Москва и москвичи. Из коллекции Третьяковской галереи", "Русская гравюра", "Российские просветители", "Азбука в картинках", "Светочи русской культуры", "Лошади в русском искусстве. Из собрания Русского музея", "Художники Подмосковья", "Н.М.Карамзин. Российский Тацит", "Былины Печоры" - издание, которое было задумано еще А.С.Пушкиным -, "Мир шедевров", "М.Ю.Лермонтов". В связи с 200-летним юбилеем А.С.Пушкина были подготовлены издания "А.С.Пушкин" и "Ваш Пушкин". Впервые в истории российской литературы Международный Пушкинский фонд "Классика" при поддержке Компании приступил к изданию Полного собрания сочинений (в 6-ти томах) Ф.И.Тютчева, посвященного 200-летнему юбилею поэта. Через военные комиссариаты Москвы, Вологодской, Астраханской, Калининградской, Тюменской и других областей ЛУКОЙЛ оказывает адресную финансовую поддержку семьям военнослужащих, погибших в локальных конфликтах, а также инвалидам, пострадавшим в Чечне. Кроме того, помощь от Компании осуществляется и через Фонд социальной поддержки "Линия жизни", созданный по инициативе Правительства РФ и призванный помогать семьям военнослужащих, погибших в Чечне, а также инвалидам, пострадавшим в Чечне. Компания участвовала в возрождении храма Христа Спасителя в Москве и продолжает участвовать в восстановлении Оптиной Пустыни - древнего монастыря, основанного в 15 веке, и места паломничества всей православной России. На средства Компании возведены храм Петра и Павла в Когалыме, мусульманские мечети в Когалыме и Уфе. Отреставрированы часовня Святые Ключи в Троице-Сергиевой лавре, Свято-Покровский храм в Новороссийске. На протяжении нескольких лет ЛУКОЙЛ помогает Московскому подворью Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря и Отделу по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата.
Наибольший интерес вызвали проекты в номинациях "Мой город - мой дом", "Физкультура и спорт", "Экология", "Духовность и религия", "Содружество народов и территорий Прикамья". В 2003 году ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефть" провело второй конкурс социальных проектов. 28 апреля 2004 года в Москве в центральном офисе ОАО «ЛУКОЙЛ» состоялся День «открытых дверей». В рамках этого мероприятия Компанию посетили студенты Российского государственного университета нефти и газа, Московского физико-технического института, МГИМО, слушатели Военной академии тыла и транспорта, учащиеся московской гимназии №45. На протяжении нескольких лет ЛУКОЙЛ оказывает поддержку ряду высших учебных заведений, в которых обучаются специалисты нефтегазового профиля. Начиная с 2000 года Компания выплачивает именные стипендии наиболее успешным студентам нефтяных и технических ВУЗов, среди которых Российский государственный университет нефти и газа, Пермский государственный технический университет, Ухтинский государственный технический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Волгоградский государственный технический университет, Самарский государственный технический университет, Архангельский государственный технический университет. В настоящее время «лукойловскую» стипендию размером 750 и 1250 рублей получают 120 студентов. Компания также приняла решение о выделении 50 грантов молодым ученым. Кроме этого ЛУКОЙЛ оказывает помощь ВУЗам в совершенствовании учебно-материальной базы. В частности, для Российского государственного университета нефти и газа выделены средства для оснащения учебно-научного центра компьютерного моделирования, Тюменскому нефтегазовому университету оказана помощь в создании компьютерного класса, для Пермского университета Компания приобрела тренажер-имитатор капитального ремонта скважин, а для Ухтинского университета - современное полиграфическое оборудование, а также испытательный стенд для практической подготовки специалистов в области бурения глубоких скважин. В 2003 году ЛУКОЙЛ начал сотрудничать с московской школой-гимназией № 45, где планируется открытие специализированных классов, по окончании которых выпускники будут обучаться в Российском государственном университете нефти и газа, а также в Высшей школе экономики по специальностям, востребованным в Компании. Для координации работы с вузами и молодыми специалистами в ЛУКОЙЛе созданы Координационный совет по работе с высшими учебными заведениями и Совет молодых специалистов Компании. «Молодежь - будущее нашей Компании. И это не крылатая фраза, а объективная реальность. Вот почему мы придаем большое значение встречам со студентами и школьниками, рассказывая о наших сегодняшних успехах и о задачах на будущее. Для того чтобы решить эти задачи, нам необходим постоянный приток новых сил и молодых кадров», - сказал Первый вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Равиль Маганов.[xxxii] Особое значение в пиар-службе придают спортивным проектам ЛУКОЙЛа. Поддержка Компанией российского спорта постоянно акцентируется в СМИ. ЛУКОЙЛ И ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ РОССИИ РАЗВИВАЮТ СОТРУДНИЧЕСТВО Сегодня в Москве Президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов и Президент Олимпийского комитета России (ОКР) Леонид Тягачев подписали Соглашение о сотрудничестве. В развитие Соглашения о сотрудничестве, подписанного в 2002 году, и в рамках которого ЛУКОЙЛ получил статус «Официального партнера Олимпийского комитета России», стороны договорились, в частности, осуществлять совместную деятельность по развитию олимпийского движения в России и расширению благотворительных программ в области физической культуры и спорта. Кроме этого, стороны планируют реализовать проекты для подготовки олимпийской команды России к XX зимним Олимпийским играм 2006 года в Турине (Италия). [xxxiii] Основными приоритетами ЛУКОЙЛ в области поддержки физкультуры и спорта, являются физкультурно-оздоровительные программы для сотрудников Компании, а также помощь профессиональным спортивным коллективам и детским организациям. ЛУКОЙЛ является генеральным спонсором футбольного клуба «Спартак» (Москва). Заметное место в отечественном спорте занимают и другие спортивные коллективы, выступающие под флагом Компании: гандбольная команда «ЛУКОЙЛ-Динамо» (Астрахань), ватерпольный клуб «ЛУКОЙЛ-Спартак» (Волгоград), команда по спидвею на гаревой дорожке «ЛУКОЙЛ» (Башкортостан), автомобильная команда «ЛУКОЙЛ-Рейсинг». ЛУКОЙЛ также поддерживает одну из самых крупных российских детских спортивных организаций - «Детскую футбольную лигу». В Компании действует Спортивный клуб "ЛУКОЙЛ", который разрабатывает и воплощает в жизнь стратегию спортивного направления деятельности OAO "ЛУКОЙЛ". Спортивный клуб "ЛУКОЙЛ" был создан в 1998 году, для осуществления единой политики компании в сфере развития физической культуры и спорта. Основные направления деятельности клуба:
3.5. Экологические аспекты деятельности пиар-службы. Деятельность корпорации практически всегда связана с воздействием на окружающую среду. Зачастую это воздействие отрицательно сказывается на экологической обстановке в регионах деятельности корпорации, на условиях и традиционном укладе жизни населения, проживающего на этих территориях. В связи с этим деятельность корпораций нередко вызывает крайне негативное отношение у местного населения. Перед пиар-службой в связи с этим ставится довольно сложная задача – необходимо убедить общественность в заинтересованности корпорации в сохранении экологии региона, подчеркнуть те положительные аспекты, которые приносит деятельность корпорации в жизнь региона и развитие его территории. Особое внимание необходимо уделять всем проектам, позволяющим продемонстрировать заботу корпорации об окружающей среде, и информация о них обязательно размещается в прессе и доводится до общественности. Компания «ЛУКОЙЛ-Коми» направила на противопаводковую программу почти 5 млн рублей. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» увеличило в 2004 году объемы финансирования мероприятий по подготовке и пропуску весеннего паводка почти в полтора раза. Всего на эти цели будет направлено 4,9 млн рублей, сообщили в пресс-службе нефтяной компании. В апреле-мае «ЛУКОЙЛ-Коми» проведет 24 мерорпиятия по предотвращению попадания нефтесодержащей жидкости в реки и озера. План противопаводковых действий компании утвержден в контролирующих природоохранных структурах республики. По мнению специалистов отдела экологической безопасности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», паводок-2004 не предвещает никаких внештатных ситуаций. Уровень поднятия вод в реках республики оценивается как нормальный. Напомним, в 2003 году комиссии республиканских и местных контролирующих органов оценили работу ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в паводковый период «удовлетворительно».[xxxiv] О достижениях Компании в области защиты окружающей среды пресс-служба ЛУКОЙЛа регулярно информирует общественность. ЛУКОЙЛ ПРИЗНАН ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБРАЗЦОВОЙ КОМПАНИЕЙ МОСКВА, 28 декабря. /RusEnergy/. Общественное "Экологическое движение конкретных дел" присвоило "ЛУКОЙЛу" звание "Экологически образцовой компании" за большой вклад в охрану окружающей среды. Об этом сообщает пресс-служба ОАО "ЛУКОЙЛ". ЛУКОЙЛ ПОЛУЧАЕТ НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРЕМИЮ ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» (100% дочернее предприятие ОАО «ЛУКОЙЛ») признано победителем одной из трех основных номинаций конкурса «Национальная экологическая премия» за 2004 год. На конкурс был представлен проект «Комплексное обеспечение экологической безопасности при эксплуатации нефтяного месторождения Кравцовское (Д-6) в Балтийском море». Конкурс организован неправительственным экологическим Фондом имени Владимира Вернадского и Комитетом по экологии Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Всего на конкурс было представлено 149 проектов. За вклад в укрепление экологической безопасности и устойчивое развитие России дипломами конкурса награждены еще шесть проектов, представленных организациями Группы «ЛУКОЙЛ». Среди них: – «Разработка и внедрение комплекса современных технологий социально-ответственного природопользования на месторождениях нефти Крайнего Севера» (ОАО «ЛУКОЙЛ»); – «Организация геологоразведочных работ и разработки месторождений углеводородного сырья на Северном Каспии» (ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть»); – «Комплексное решение проблемы ликвидации зоны экологического бедствия в Усинском районе Республики Коми» (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»); – «Биоремедиация загрязненных почв» («ЛУКОЙЛ-Нефтохим Бургас»); – «Интегрированная система управления промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды» (ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь»); – «Методологические основы и базовые технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды при строительстве нефтегазовых скважин» (ООО «ЛУКОЙЛ-ВолгоградНИПИморнефть»).[xxxvi] В июле 2004 года Правление ОАО «ЛУКОЙЛ» утвердило «Программу экологической безопасности организаций группы «ЛУКОЙЛ» на 2004-2008 годы». Эта программа включает в себя около 400 мероприятий общей стоимостью 34,5 млрд. рублей. Мероприятия программы сформированы в восемь основных блоков-подпрограмм: «Чистый воздух», «Чистые воды», «Отходы», «Рекультивация», «Предотвращение и ликвидация аварийных ситуаций» «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», «Экологический менеджмент», «Экологический мониторинг». «Программа экологической безопасности организаций группы «ЛУКОЙЛ» на 2004-2008 годы» разработана в соответствии с Концепцией Национальной безопасности Российской Федерации, в которой, в частности, говорится, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, сохранения и оздоровления окружающей среды. При разработке этой программы учтены также положения Экологической доктрины Российской Федерации, основными задачами которой являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов. Компанией также разработаны «Стратегическая концепция ОАО «ЛУКОЙЛ» до 2005 года и оценка на 2010 год» и «Политика ОАО «Нефтяная Компания «ЛУКОЙЛ» в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в ХХI веке». В октябре 2003 года ЛУКОЙЛ повторно получил сертификаты соответствия систем управления охраной окружающей среды и промышленной безопасностью, охраной труда требованиям международного стандарта ISO 14001 и стандарта OHSAS 18001. «Факт ресертификации компании ЛУКОЙЛ свидетельствует прежде всего о том, что ранее внедренные и сертифицированные системы менеджмента промышленной и экологической безопасностью и охраной труда не только успешно работали, но и постоянно совершенствовались. Кроме этого, повторная сертификация является еще одним проявлением внимания руководства ЛУКОЙЛа к людям, работающим в компании, и к окружающей среде. Такая забота достойна подражания», - сказал Давид Фардель (David Fardel), генеральный директор ЗАО «Бюро Веритас Русь», представляющего интересы BVQI в России.[xxxvii] В 2004 году прошли сертификационный аудит на соответствие международным стандартам систем управления ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтеоргсинтез», ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», «ЛУКОЙЛ-Оверсиз Холдинг ЛТД» и ОАО «РИТЭК». К 2007 году системы управления промышленной, экологической безопасностью и охраной труда планируется сертифицировать на соответствие требованиям международных стандартов во всех дочерних обществах ЛУКОЙЛа. Руководство ОАО «ЛУКОЙЛ» исходит из того, что обеспечение экологической и промышленной безопасности, снижение техногенной нагрузки на окружающую среду является неотъемлемой составляющей эффективной производственной деятельности Компании. 3.6. Внутрикорпоративный пиар . В функции пиар-структуры входит не только создание и поддержка благоприятного имиджа компании во внешней среде, но также и среди работников самой корпорации. От сплоченности коллектива корпорации и удовлетворенности ее работников условиями труда во многом зависит эффективность работы корпорации. В ОАО «ЛУКОЙЛ» пиар-структура уделяет большое внимание распространению среди работников Компании информации о мероприятиях, демонстрирующих заботу руководства о сотрудниках. В ЛУКОЙЛе налажена система информирования работников о значимых событиях в жизни Компании, работает корпоративный информационный портал, где размещаются сообщения пресс-службы, а также публикации СМИ по вопросам деятельности Компании. Для информирования работников о деятельности Компании также широко используется корпоративная пресса. Сотрудники Компании являются основой потенциала ОАО "ЛУКОЙЛ". На сегодняшний день персонал компании насчитывает около 150 тыс. специалистов, ведущих деятельность в более чем 60 регионах России и 30 странах мира на четырех континентах. Политика управления персоналом - это политика единой интегрированной компании, имеющей сильную и устойчивую корпоративную культуру и стройную систему корпоративных ценностей.
по мотивации каждого работника к достижению целей, обусловленных стратегией Компании; по определению критериев по оценке степени достижения результатов; Главная задача Политики управления персоналом заключается в создании такой системы управления кадрами, при которой ОАО "ЛУКОЙЛ" имело бы стабильный статус "предпочтительного работодателя" на рынке труда. 4. Заключение. Проведенный анализ работы пиар-службы на примере Нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» показал, что в современных условиях эффективная пиар-служба является одним из важнейшим компонентов успешной деятельности любой компании, независимо от ее размеров, а особенно такой крупной как ЛУКОЙЛ. Вертикально-интегрированный и территориально-распределенный характер деятельности компании, огромный масштаб и влияние, которое оказывает производственная деятельность корпорации такого уровня в стране и обществе определяет значимость работы пиар-подразделения по построению коммуникаций и созданию позитивного имиджа компании в глазах общественности. Высокие производственные показатели еще не определяют достижение компанией высоких результатов в бизнесе, так как миссия крупной корпорации предполагает не только производственный, но и социальный характер деятельности компании. И задачи пиар-службы в связи с этим - акцентировать внимание общественности на аспектах, оказывающих благоприятное воздействие на общество и окружающую среду. Деятельность пиар-службы интегрирована в работу всех направлений деятельности корпорации, и ни одно из этих направлений не должно выпадать из поля зрения пиар-специалистов. Таким образом, можно сделать вывод, что значение пиар-службы компании и высокий уровень профессионализма ее сотрудников невозможно переоценить, если компания имеет долгосрочные стратегические планы и стремится удержать прочные позиции на рынке. [i] Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. - М.: Дело, 2004. - С.18 [ii] Черников Н. Нефть и розы. Вагит Алекперов и его команда: Равиль Маганов. - М., 2003. - С.231 [iii] Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Указ.соч. - С.23 [iv] Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. - С.23 [v] Василенко А.Б. Указ.соч. - С.25 [vi] Там же. - С.43 [vii] Там же. - С.105 [viii] Там же - С.225 [ix] Алешина И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект// www.cfin.ru 25 декабря 2004 года [x] www.sovetnik.ru 3 января 2005 года [xi] Информационный портал ОАО «ЛУКОЙЛ» 31 мая 2004 года [xii] Там же, 15 декабря 2004 года [xiii] Там же, 1 октября 2004 года [xiv] Там же, 2 февраля 2004 года [xv] Там же, 24 декабря 2004 года [xvi] Там же, 27 октября 2004 года [xvii] Там же, 18 октября 2004 года [xviii] Там же, 26 апреля 2004 года [xix] Василенко А.Б. Указ.соч. - С.176 [xx] Информационный портал ОАО «ЛУКОЙЛ» 21 октября 2004 года [xxi] Там же, 21 октября 2004 [xxii] Черников Н. ВЕРТИКАЛЬ. Вагит Алекперов и его команда. – М., 2001. - С.6 [xxiii] Черников Н. Нефть и розы. Вагит Алекперов и его команда: Равиль Маганов. - М., 2003. - С.6-7 [xxiv] Информационный портал ОАО «ЛУКОЙЛ» 15 февраля 2004 года [xxv] Василенко А.Б. Указ.соч. - С.176 [xxvi] Информационный портал ОАО «ЛУКОЙЛ» 28 декабря 2004 года [xxvii] Там же, 28 декабря 2004 года [xxviii] Там же, 28 декабря 2004 года [xxix] Там же, 08 сентября 2004 года [xxx] Там же, 22 апреля 2004 года [xxxi] Василенко А.Б. Указ.соч. - С.213 [xxxii] Информационный портал ОАО «ЛУКОЙЛ» 19 ноября 2004 года [xxxiii] Там же, 19 ноября 2004 года [xxxiv] www.regnum.ru 6 мая 2004 года [xxxv] Информационный портал ОАО «ЛУКОЙЛ» 28 декабря 2004 года [xxxvi] Там же, 29 октября 2004 года [xxxvii] Там же, 29 октября 2004 года |